Задачи зож

Рассмотрим подробнее тему: Задачи зож - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
69

Определение понятия «ЗОЖ», цели, задачи, методологические основы.Факторы и компоненты ЗОЖ.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено.Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Элементы здорового образа жизни

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

· воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

· окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

· отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

· питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

· движения: физически активная жизнь, включая специальные физические, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

· гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

· закаливание.На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок.Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

· эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

· интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.Позитивное мышление.

· духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.Оптимизм.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Формирование здорового образа жизни

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

· социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

· инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

· личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Роль ЗОЖ человека в воспроизводстве, формировании, сохранении, потреблении, восстановлении здоровья.Значение ЗОЖ в предупреждении инфекционных заболеваний, отравлений, травм, употреблении наркотиков, курении табака, токсикомании.

Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции.При этом на него воздействует множество внешних факторов.Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние.К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного и рабочего процесса, недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, отягченная или неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.Как уже отмечалось выше сохранение и укрепление здоровья людей только на 50 % определяют независящие от человека причины, такие как экология (20 %), здравоохранение и медицина (10 %) и наследственность (20 %).Остальные 50 % состояния здоровья напрямую зависят от образа жизни человека и режима его двигательной активности (30 %).

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы трудится в полную меру своих способностей, избавляющий его от болезней и недомоганий, дарящий бодрость, силу и энергию, без которых нет полнокровной радости бытия.

Здоровый образ жизни — это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека.Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья.Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью

К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, отношение к вредным привычкам На современном этапе развития нашего общества многие ученые выделяют и другие компоненты ЗОЖ.Так выделяют потребностно-мотивационный компонент.Потребность в движениях, в физическом совершенствовании, в сохранении и укреплении здоровья — вот психологические основы мотивации формирования здорового образа жизни.

По мимо этих основных компонентов в системе формирования ЗОЖ многими учеными выделяется еще и образовательный компонент как учащихся, так и учителей и родителей, котором можно выделить следующие основные знания:

· о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;

· о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;

· о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры;

· о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

· об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

· активная пропаганде по внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Цели и задачи по формированию основ ЗОЖ у дошкольников

Олеся Витальевна Овчинникова
Цели и задачи по формированию основ ЗОЖ у дошкольников

Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, радостным и счастливым.

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашей группе реализуется через все виды деятельности детей: НОД, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни, участие родителей в физкультурных мероприятиях.Огромное внимание должно уделяется технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи:

1.Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье

2.Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья

3.Формирование привычки к ЗОЖ, т.е.желания вести ЗОЖ и

4.Создание здоровьесберегающей среды в группе

5.Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма

6.Повышение защитных сил организма и устойчивости к раз-

личным заболеваниям посредством системы закаливания.

7.Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья.

8.Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе

и анализ его результа

Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной» Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, работа педагогов направлена на реализацию определенных.

Конспект НОД по формированию основ ЗОЖ у дошкольников «Советы зубной феи» Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Мы за здоровый образ жизни! Работа по формированию основ ЗОЖ в детском саду Период дошкольного детства – это на самом деле заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека.Одной из основных целей в этот период.

Патриотическое воспитание дошкольников: цели и задачи Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего.

Проект по формированию основ ЗОЖ «Мы — за здоровье» в средней группе Актуальность: В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников: цели и задачи.Развивающие пособия Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета,.

Занятие по формированию основ ЗОЖ «Доктор Айболит в гостях у детей» Занятие «Доктор Айболит в гостях у детей» Цель: закрепить и обобщить знания детей о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ Создание условий для здорового образа жизни в МБДОУ «Детский сад № 23 г.Владивосток»Из опыта работы воспитателя Лабец Людмилы ФедоровныЦели.

Занятие-беседа по формированию основ ЗОЖ «Глаза — помощники человека» Занятие – беседа «Глаза – главные помощники человека».Ребята, как правильно мыть лицо и руки? (повторение).Давайте вспомним какие органы.

Методическая разработка по теме:
«Здоровый образ жизни».

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Теремок» комбинированного вида

Педагогический проект на тему:

«Здоровый образ жизни».

инструктор по физкультуре

1.Анализ ситуации.

3.Выявление проблемы .

4.Цель, задачи педагогического проекта.

5.Стратегия, методы, принципы реализации проекта.

6.Программа реализации проекта.

7.Рабочий план реализации проекта .

8.Предполагаемые результаты.

9.Дальнейшее развитие проекта.

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

1.Анализ ситуации.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов.Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов.Это состояние полного душевного и социального благополучия.Здоровье—это радостное отношение к трудностям.

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1.Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2.Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3.Организация оздоровительной работы.

4.Профилактика вредных для здоровья привычек.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.Выделяется несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е.экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение.На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты научных исследований (В.Ф.Базарный, Брехман И.И., Л.Г.Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер.В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте — нарушение осанки, на третьем месте — наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми.Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей.Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.д.При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

2.Актуальность проблемы.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью.В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт.Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
— Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей
— Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%
— Тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью.В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования.С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.Значение культа здоровья значительно возрастает.В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья.Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

3.Выявление проблемы.

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Участники: воспитанники ДОУ, родители, все сотрудники детского сада.

Сроки реализации: Долгосрочный (2013-2014уч.г.).

1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни; добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих; сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

2.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

3.Повысить эффективность здоровье ориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

— Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

— Научить элементарным приемам сохранения здоровья

— Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

— Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

— Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

— Развивать у детей потребность в активной деятельности.

— Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни

5.Условия реализации проекта:

1.Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду».

2.Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3.Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.

4.Активное сотрудничество с семьей и социумом.

1.Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития;

2.Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение);

3.Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов, опыта деятельности МБДОУ д/с №5 «Теремок», продуктов деятельности детей и педагогов;

6.Программа реализации проекта.

Нормативно-правовая и документальная база

Программы формирования здорового образа жизни дошкольника являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • СанПиН2.4.1.2660-10 (Приказ Минздрава от 26.03.2003 №24);
  • Конвенция по Правам ребёнка.

7.Рабочий план реализации проекта.

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

— Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;

— Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;

— Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;

— Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента

Содержание I этапа:

— Анализ научно-методической литературы;

— Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;

— Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей;

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг)

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

— Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;

— Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;

— Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.

Содержание II этапа:

— Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);

— Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;

— Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности.У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом.В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента.Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей.Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека.Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

— Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;

— Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;

— Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.

Содержание III этапа:

— Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;

— Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;

— Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика);

— Организация логопедической работы с детьми;

— Приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.

Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата.Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа.Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой.

Цель: Совершенствование результатов проекта.

— Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;

— Развивать познавательную активность дошкольников;

— Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;

Содержание IV этапа:

— Обобщение опыта педагогов;

— Отчёт о проделанной работе;

— Выпуск методических рекомендаций.

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.

Что такое ЗОЖ

В статье мы рассмотрим главные понятия здорового образа жизни, далее ЗОЖ.Как сформировать нужные привычки, которые приведут к положительным изменениям в жизни, и какие для этого нужно использовать методы.

Основы ЗОЖ.Формирование ЗОЖ

В мире существует множество организаций, чья деятельность направлена на формирование здорового образа жизни.Среди них как государственные, так и частные и общественные.Они занимаются тем, что пропагандируют и популяризируют навыки и понятия по ЗОЖ, помогают людям понять простую истину, что ведение правильного образа жизни неразрывно связано и с профилактикой заболеваний.Если вы физически активны, правильно питаетесь и придерживаетесь правильного режима дня, то многие проблемы отпадают сами собой.В чём состоит здоровый образ жизни, его правила, методы и цели, мы разберём в следующих разделах.

Профилактика лучше, чем лечение

Для того чтобы наслаждаться счастливой жизнью, нужно иметь крепкое здоровье.Это аксиома.А для того чтобы иметь крепкое здоровье, нужно им заниматься и знать, что способствует его укреплению и поддержанию.

Хорошая физическая форма и стабильное эмоциональное состояние во многом зависят от того, какую жизнь мы ведём, каким ценностям мы следуем.Часто люди не задумываются над этим вообще, пока не прозвенит звоночек в виде каких-то расстройств или заболеваний физического тела, и тогда некоторые начинают в корне пересматривать своё отношение к тому образу жизни, который ведут.

Изменяются их привычки, диета, распорядок дня

Однако до этого можно и не доводить и вовремя предупредить и избежать появления дисбаланса в организме, применяя на практике методы ЗОЖ.

Методы и цель ЗОЖ

Цель ЗОЖ состоит в том, чтобы человек жил наполненной, физически активной жизнью, радовался бытию и поддерживал гармоничные отношения с окружающим миром.Для того чтобы эти цели были выполнимы, движение ЗОЖ использует следующие методы:

  • Словесно-теоретические: через получение информации, её обработку человек знакомится с основными принципами ЗОЖ, для того чтобы впоследствии начать их применять.
  • Наглядные: имея образец перед глазами, группу единомышленников, которые подают пример и поощряют следовать правильному образу жизни, гораздо легче решиться начать новую жизнь.
  • Практические: теоретическое обоснование правильности своего выбора через прочтение книг, прослушивание и посещение лекций на данную тему плюс мотивированность деятельностью группы новых друзей позволяют быстрее перейти к главному этапу по внедрению принципов ЗОЖ — практике.

Третий пункт заслуживает особого внимания, т.к.по сути только он способен реально поменять ситуацию и привести к каким-то видимым и значимым изменениям вашей жизни к лучшему.Первые два пункта лишь подготовят вас морально.Вся же реальная деятельность происходит только благодаря практике.

Применение принципов ЗОЖ на практике

Давайте выясним, чему нужно уделить пристальное внимание, начиная вести здоровый образ жизни.

  • Вы должны разработать для себя программу физической активности.
  • Пересмотреть свою диету и, если нужно, внести соответствующие изменения.
  • Сменить распорядок дня, приближая его к естественному ритму жизни.

Всё это позволит вам эффективно проводить профилактику различных физических и психических расстройств и благоприятно отразится на эмоциональном состоянии.

Эмоциональный фактор

Мы здесь не рассматриваем работу по уменьшению уровня стресса в вашей жизни как отдельный пункт, т.к.считаем, что приведение в порядок всех вышеперечисленных аспектов способно органично повлиять и на повышение порога стрессоустойчивости вашей психики.То есть ваше отношение к стрессовым ситуациям изменится, а это самое важное.Мы не можем взять и исключить само понятие стресса из нашей жизни, но мы можем поменять наше отношение к нему, нашу реакцию.

Человек, ведущий здоровый образ жизни, более гибок по отношению к различным жизненным ситуациям, он в целом смотрит на жизнь оптимистичней, его сознание и понимание вещей изменяется в соответствии с тем, как он начинает воплощать на практике программу новой жизни, что очень позитивно сказывается и на эмоциональной составляющей его жизни.

Физическая активность

В данном пункте вашего плана не принципиально, каким видам физической активности вы будете посвящать свое время на начальном этапе.Если вы давно не занимались чем-то связанным с физкультурой и спортом, то можно начать хоть с пеших прогулок на природе (здесь подойдут походы в горы, скандинавская ходьба), делать пробежки на длинные дистанции или заняться плаваньем на регулярной основе.Два последних, всем известных с детства, занятия оказывают большой положительный эффект на общее психофизическое состояние, о чём мы подробней расскажем ниже, и такие виды физической активности доступны для выполнения всем желающим.

Не обязательно сразу записываться в тренажерный зал или выбирать фитнес-программы.Если у вас есть серьёзное намерение изменить свою жизнь, то это можно сделать самостоятельно.Для занятий дома хорошо подойдут такие практики оздоровления, как йога или цигун.Их преимущество состоит в том, что параллельно работе над физическим телом вы также начинаете работать и с энергиями.Именно поэтому практики, обучающие перераспределению энергетических потоков в организме, делают вас не только более подтянутыми и активными, но и одновременно оказывают терапевтический эффект.

Первая задача при переходе на новое питание — это выбор той системы, которая приемлема именно для вас в данный момент.Существует множество таких известных систем питания, как, например, раздельное питание по Г.Шелтону или по Г.Шаталовой.Они подготовят вас к переходу на другие системы питания — вегетарианство или веганство.Но нужно подходить к этому очень осознанно и делать плавный переход.Если вы не чувствуете себя готовым сразу переключиться на вегетарианство, то можно хотя бы исключить из рациона красное мясо и свинину как наиболее «тяжёлые» для организма продукты.На их переваривание затрачивается очень много ресурсов.То же касается и искусственных стимуляторов — кофеиносодержащих продуктов.

Алкоголь и табак

Об алкогольной и табачной продукции и говорить не приходится, потому что, исключая их из потребления, вы как раз и начинаете настоящий здоровый образ жизни.Алкоголь вообще токсичен для человека.Этанол, а вместе с ним и никотин, выделяют в отдельный класс нейротоксинов, т.к.они напрямую действуют на нервные окончания и приводят к отмиранию клеток.

Так что ни о каком умеренном потреблении алкоголя речи быть не может.Хотя это очень непопулярное заявление порождает много дискуссий, но тем, кто честен с собой и хочет освободиться от ненужных зависимостей, стоит принять данную установку как норму.

Придётся выбирать между «О спорт, ты жизнь» или «О спирт, ты нам мил».

Распорядок дня и отдых

В этом разделе хочется подчеркнуть особую роль сна в жизнедеятельности человека.Гормон мелатонин:

  • отвечает за корректную работу эндокринной (желёз внутренней секреции) и иммунной систем;
  • участвует в процессах пищеварения;
  • является антиоксидантом;
  • замедляет старение клеток организма.

Он вырабатывается преимущественно в темное время суток.Поэтому, ложась спать за полночь, вы обделяете свой организм несколькими часами, когда серотонин, полученный в течение дня, превращается в мелатонин.Не говоря уже о том факте, что недосып приводит к банальной усталости, а неупорядоченный режим дня мало-помалу выводит организм из строя.Об этом хорошо знают люди, работающие посменно.

Также нужно знать, когда следует и отдохнуть.Не нужно загонять себя.Бизнес, работа бесспорно важны, но если не будет здоровья, то уже ничего не будет интересовать.Так что устраивайте себе перерывы в расписании, а ещё лучше, если вы решите побаловать себя и поучаствуете в ретрите.По оценкам многих людей, побывавших на ретрите, они чувствуют себя обновленными, готовыми с радостью продолжать делать дело своей жизни и на этот раз с удвоенной энергией.

Режим приёма пищи

Многие говорят о важности приёма пищи в одно и то же время.Всё, конечно, верно, однако, если у вас нет аппетита или вы достаточно поели с утра, а уже подошла пора дневной трапезы, то можно и не спешить с обедом, а передвинуть его на другое время, когда голод действительно заявит о себе.

Чувство голода, а не режим, должно быть вашим советчиком — тогда вы не будете переедать и та еда, которую вы для себя выбрали, будет для вас вкусной.Почему люди становятся гурманами? Всё оттого, что обычный вкус настоящей еды их уже пресытил, и разными кулинарными изысками они лишь стимулируют свои вкусовые рецепторы, а о здоровой пище здесь уже давно позабыли.Вот в чём вкратце заключается природа гурманства.

Привычки ЗОЖ.Как их сформировать

Для того чтобы сформировать любую привычку, требуется время, но не более 21 дня.Так, по крайней мере, говорят нам результаты исследований в современной психологии.Именно на протяжении этого отрезка времени можно вытеснить одну привычку — нежелательную — и заменить её другой — той, которую хотите приобрести.

Сознанию нужно перестроиться, и это нельзя сделать так просто, за один день.Нужно приучить себя и свой мозг к чему-то новому, другому, поэтому, ежедневно повторяя определённое действие, вы будете взращивать побеги ваших новых привычек.

Часто приводят подобный пример: если вы хотите развить привычку бегать по утрам, то что бы ни было, какая бы погода ни стояла, вы с пунктуальностью новоиспечённого сотрудника, переживающего опоздать на новое место работы, будете одевать кроссовки и бежать на стадион или же наматывать круги вокруг дома.И так вы посеете в себе эту нужную привычку постоянно оставаться в форме, стремиться тренироваться.Вы и не заметите, как пройдут три недели «испытательного срока», — и вот вы уже представить себе не можете и дня без очередной пробежки.Как раньше вы начинали день с чашечки кофе, чтобы взбодриться (если вы, конечно, его пили), так и сейчас для «разогрева» вам нужно пробежаться, чтобы ощутить себя в форме и готовым провести день продуктивно.

Позитивное влияние физической активности на психику

О психоэмоциональном аспекте любой физической активности можно сказать, что люди, ведущие по-настоящему активный образ жизни, меньше подвержены стрессам.Это можно объяснить тем, что в организме начинают вырабатываться особые гормоны: эндорфин и серотонин.

Оба они известны как гормоны счастья.Эндорфин вырабатывается в гипофизе, что побуждает вас чувствовать себя лучше после хороших физических нагрузок, в то время как серотонин обогащает организм, образуясь в кишечнике, так что тут и без правильного питания не обойтись.Нужно, однако, учесть, что эти гормоны не появляются просто так, от пары приседаний, и активность должна быть более или менее повышенной, чтобы вы ощутили некоторое чувство преодоления в процессе физической тренировки.

Йогические упражнения очень подходят для этой задачи.Ваше тело получит достаточную физическую нагрузку, что и поспособствует выработке желанных гормонов счастья.

Человеческая память хорошо запоминает эмоции и, раз возникнув, они не так-то легко гаснут.С другой стороны, если вам удалось их подавить, как это делает большинство из нас, то, к сожалению, эмоция сама по себе никуда не девается, она лишь вытесняется в подсознание и будет там находиться до того времени, пока вы не решите реактивировать её способом припоминания и переживания или проживания.Йога очень хорошо помогает работать с эмоциями на энергетическом уровне, поэтому стоит попробовать позаниматься.

Техника избавления от негативного эмоционального опыта, накопившегося в памяти

Данный способ заключается в том, что тот неприятный момент, который породил данную эмоцию, нужно пережить заново в уме, вспомнить его во всех деталях, заново представить себя в той ситуации, при этом не анализируя её и не поддаваясь искушению найти виноватого.Как только получилось это сделать, эмоция нейтрализуется.Часто происходит так, что она совершенно испаряется из сознания, и, когда кто-то вам говорит о данном эпизоде, вы даже не можете вспомнить, о чём идет речь.Для вас эта информация стёрта — её больше нет.

Но разумеется, такой эффект испытывают не все люди, и если вам всё же дороги ваши воспоминания, то можете не беспокоиться: большинство людей, применив эту технику проживания заново негативного эпизода из прошлого, сохраняют память о нём, но после проработки она уже более не тревожит их и воспринимается как нечто стороннее.Становится событием, на которое смотришь со стороны.Оно было и прошло, и больше вас не волнует, не тянет назад.Нужно очищать время от времени хранилища нашей памяти.Как говорил Шерлок Холмс, «не стоит складывать ненужный хлам в кладовой вашей памяти».Выбросите его — он вам больше не понадобится.

Формирование привычек по правильному питанию

Таким же образом, как вы внедряли полезные привычки, связанные с физической активностью, можно поработать и над изменением вашего меню.В предыдущих разделах мы уже упоминали, каким образом можно его улучшить.Не просто сбалансировать ваше питание, но в корне поменять свой рацион.

Если сейчас вы стоите на пороге этих изменений и вам не хватает всего лишь решимости, то нужно смело начать прямо с сегодняшнего дня.Именно так, не откладывая, хотя при этом всё же не стоит сразу становиться бретарианцем; это довольно рисковое начало, учитывая, что всю жизнь человек привык питаться гетеротрофно, и резкий переход на автотрофное питание крайне нежелателен.Так что можно начать вполне традиционно и исключить в первую очередь наиболее нежелательные продукты:

  • Химические добавки (сюда относятся все консервы и продукты, содержащие химические добавки в больших количествах, т.е.то, что может храниться неделями на полках магазинов, при этом не теряя своей внешней привлекательности).
  • Стимуляторы — кофеиносодержащие продукты (кофе, чай, какао, шоколад), искусственные сахара, которых предостаточно в прохладительных напитках.
  • Насыщенные жиры — они содержатся в основном в продуктах животного происхождения.
  • Трансжиры — особо опасная категория, т.к.этот вид жиров вырабатывается путем применения процесса гидрогенизации, при котором ненасыщенные жиры меняют свою молекулярную структуру, превращаясь в вещество, угрожающее здоровью организма.Большое содержание жиров этого типа находится в маргарине, кулинарных жирах и спредах.
  • Кондитерская продукция должна быть исключена по причине, указанной выше: в ней содержатся трансжиры.

Список может быть продолжен, но вы уже поняли, в каком направлении нужно двигаться, на что обратить внимание в первую очередь, когда на первой стадии вы оптимизируете свой рацион и проводите ревизию продуктов питания дома.

Придерживайтесь нового рациона в течение уже известных трех недель — и дело сделано.Вероятность того, что вы привыкнете, разовьете новые привычки и уже не вернётесь к вашим прошлым вкусовым пристрастиям, очень велика.

Эмоциональная природа пищевых пристрастий

Однако нужно помнить, что пищевые привязанности довольно сильны.Это связано не только с вкусовыми предпочтениями, но и во многом с эмоциональным фоном.Для многих людей потребление определённого вида пищи часто ассоциируется с тем или иным событием или эмоцией из прошлого.В большинстве случаев человек даже не осознает этого, продолжая потреблять тот или иной продукт и считая, что он ему нравится исключительно по вкусовым качествам.На самом же деле эта еда зачастую всего лишь «якорь» (этот термин, позаимствованный из НЛП, здесь как раз очень кстати), который активирует определённое эмоциональное состояние.

Наилучшей иллюстрацией сказанному может служить всем известный пример с салатом оливье или селёдкой под шубой (а как насчёт звона бокалов, наполненных шампанским, под Новый Год?) Всё это те образы, которые перестали быть просто пищей.Они стали чем-то большим, превратились в символы.Вот почему они остаются невероятно популярными на протяжении долгого времени.Это не просто гастрономические предпочтения, а то, что волшебным образом превращает обычную ситуацию в нечто особое, праздник.Эмоциональная память пробуждается, и, уловив в воздухе знакомый аромат, человек невольно переключается, меняется его настроение: как в данном примере, оно становится приподнятым.Вот и всё — «якорь» сработал.

То же самое относится и к противоположному.Те продукты, которые вам не нравятся, — допустим, шпинат — скорей всего, отвергаются вами не по причине их такого отвратительного вкуса, а потому, что эмоциональная реакция на них отрицательная.Это зависит от разных причин: в детстве вас заставляли есть то, что вам не нравится, и у вас сформировалось психологическое неприятие этих продуктов, или вы, так сказать, переели чего-то и сейчас просто смотреть не можете на тот продукт.Разные причины, но смысл один: обратитесь к вашим воспоминаниям, проанализируйте их и решите, что стоит заново попробовать, а что исключить из вашей новой диеты.

Правила гигиены, или изучайте ингредиенты ваших покупок

О том, что такое «соблюдение гигиены», рассказывать не нужно.В наш век тысячи и одного шампуня, избытка средств по уходу за телом и кожей, когда полки магазинов ломятся от разного рода очищающих и омолаживающих средств, люди выучили правила гигиены назубок.

При всём этом многообразии гигиенических средств нужно обратить внимание на их ингредиенты — вот что по-настоящему важно.Химические добавки, находящиеся в них, могут быть токсичны и при регулярном применении оказать негативное влияние на ваш организм.

Поэтому постарайтесь внимательно изучить эту тему и выбирать те средства, которые содержат меньшее количество данных добавок.Тут просто язык не поворачивается посоветовать выбирать только натуральные средства, потому что по определению современная индустрия красоты и здоровья мало заинтересована в использовании природных составляющих.Если вы верите рекламе или названию продукта, где используют слово «натуральный», прочитайте его состав — и тогда многое встанет на свои места.

Навыки ЗОЖ.Причины, которые препятствуют практике нового образа жизни

Есть два главных навыка ЗОЖ:

  • создание позитивного отношения к концепции ЗОЖ, саморазвитию и совершенствованию в этом направлении;
  • уменьшение тех аспектов в своей жизни, которые потенциально могут оказать деструктивное влияние на здоровье.

Чего человеку не хватает, чтобы совершенствовать эти навыки, начать заниматься собой и своим саморазвитием? Главное препятствие на пути — это лень.

Почему мы так часто откладываем на потом, составляем план, но не придерживаемся его, пишем так называемые манифестации под Новый Год или по случаю дня рождения, но спустя год понимаем, что мы всё ещё на том же самом месте?

Убить лень

Лень, или откладывание дел на завтра, можно побороть, следуя нижеприведённому плану.Внимание: он работает для всех.Так что, если вы по-настоящему решили что-то изменить в вашей жизни, прочтите и используйте эти пять правил.

  1. Приступить к выполнению своего плана немедленно.Разбейте каждый пункт плана на небольшие подпункты и начинайте его осуществлять.
  2. Делайте перерывы в той деятельности, которой заняты.Это позволит вам сохранить продуктивность, дольше не уставать и понизить уровень стресса при выполнении физических упражнений или во время умственных занятий.
  3. Совершенство: уменьшите свои аппетиты в области перфекционизма.Начиная выстраивать новую жизнь, люди часто стремятся выполнять все мельчайшие детали намеченного.Для примера тут можно привести занятия йогой.Если вы начинающий, не пытайтесь выполнить майюрасану на первом занятии: сначала займитесь чуть более простыми позами, и в будущем вам всё постепенно удастся.
  4. Воля.Воля хороша в спорте высоких достижений.Там почти всё только на этом и базируется и, конечно, на развитии колоссальной амбициозности.Когда вы полностью переосмысливаете ваш образ жизни, вам нужно руководствоваться и другими принципами, такими как приятие, самоосознание, следование новым идеалам и формирование других ценностей.Одной волей, не подкрепленной другими факторами, трудно добиться долгосрочных результатов.
  5. «Мультитаск» — термин тайм-менеджемента, означающий одновременное выполнение нескольких заданий.Например, случается, что люди, начавшие практиковать йогу, ещё не совсем проникшиеся её идеями или просто не знающие её принципов, могут делать асаны, отвлекаясь на различные раздражители окружающего мира, даже поддерживать разговор с друзьями.Уже одно это противоречит главному принципу данной практики — концентрации на внутреннем мире, погружённости и отстранённости от внешнего.

Так что при выполнении разного рода практик или физических упражнений занимайтесь только ими, не отвлекаясь.Помните об одном из видов медитации, когда сознание концентрируется лишь на одном образе, объекте.Вот и здесь тот же принцип.Сфокусируйтесь на конкретном виде деятельности, а закончив его, переходите к следующему.Так вы даже повысите эффективность любых занятий и тренировок и получите больше морального удовлетворения от хорошо выполненного дела.

Задумайтесь и сделайте целью своей жизни ЗОЖ, а его результаты изменят вашу жизнь и начнут удивлять своей эффективностью!

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
1058
Предыдущая статьяТайский массаж ног польза
Следующая статьяСтруктурные расстановки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here