Воспитание детей в еврейских семьях

Рассмотрим подробнее тему: Воспитание детей в еврейских семьях - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
100

Почему еврейские дети становятся гениями: 7 принципов воспитания, секреты и правила израильских мам

Народы Торы имеет большой и очень любопытный опыт в воспитании детей.Эти методы воспитательной работы нелишним будет перенять русским мамам и папам.В основе лежит безграничная любовь к ребенку, а главные требования выдвигаются, в первую очередь, к родителям.Они – пример для подражания, а значит должны показывать правильное построение взаимоотношений, в основе которых — доброта, уважение, искренность и взаимопонимание.Главной заповедью для родителей становится завет — любить своих детей.

Израильские «можно» и «нельзя»

Любая мать, которая сама выросла в период постсоветской действительности, мечтает, что ее кроха будет аккуратным, послушным и очень покладистым.Израиль – место, где таких детей нет.Добиться такого безоговорочного послушания можно только путем дрессировки.Израильские родители придерживаются той точки зрения, что детям нужно разрешать делать все, если это безопасно для них и для окружающих.

Детям можно и нужно кушать все и самостоятельно

Для еврейских кафе вполне реальная картина: мальчуган годовалого возраста с аппетитом уплетает куриную ножку и мясную отбивную, причем делает он это самостоятельно, сидя в детском стульчике.

Сквозняки и холодный пол – не проблема

Не удивляйтесь, но большинство израильских квартир устелены кафелем.Ковры по традиции не кладут, а значит малютки уже с самого раннего возраста топают и шлепают босыми ножками по полу.Ни мать, ни отец ребенка не переживают о том, что чадо может простыть от холодного пола или от сквозняка.Они убеждены, что эти факторы ничуть не влияют на детское самочувствие.

Еврейские родители практикуют естественное закаливание — например, ребенку позволяется ходить дома босиком

Легкая обыденная неопрятность не навредит

Встретив на улицах Израиля мальчугана с грязными пятнами на рубашке, оторванными пуговицами или размазанными по лицу соплями – не пугайтесь и не удивляйтесь.Такова особенность воспитания.Матери в этой стране предпочитают быть счастливыми и любящими, а сохранить внешний вид ребенка в чистоте и порядке – дело, требующее больших усилий как с физической, так и с психологической стороны.Вокруг царит мир под лозунгом: «Грязный малыш – счастливая мать».

Играть, бегать, прыгать и скакать – не просто можно, а нужно

Малыши в еврейских семьях отличаются повышенной подвижностью.Прыжки, бег, игры не прекращаются ни на минуту.Матери ничуть их в этом не останавливают и не попрекают каждые 5 минут: «Посиди, успокойся, не надо».Детям свойственна большая активность.Именно сейчас у них есть возможность выплеснуть всю свою энергию.Не стоит лишать их этого удовольствия.

Дети много сорят – и это нормально

Все понимают, что маленькие неряхи с возрастом перерастают это и учатся быть более аккуратными.Дети — исследователи.Им интересно, что будет, если размазать кашу по столу или кинуть в компот кусок хлеба, а потом вылить все на пол.Они изучают взаимодействие мира и его частей.Родители не запрещают детям бросаться едой, вымазываться в твороге и т.д.Это лишь этап, который должен быть пройден.Со временем ребенок его перерастет.

Все значительно проще, чем кажется

Матери в Израиле очень спокойные, это заметно каждому.Придя в больницу с изнемогающим ребенком, они не будут переживать и плакать.Напротив, на их лицах улыбка, они готовы поддержать любой приятный разговор.Разумеется, никто не отменяет их внутреннего волнения, но подсознательно каждая из матерей знает, что для деток абсолютно естественная ситуация – заболеть, а теперь они в больнице, ребенку окажут помощь и все образуется.Израильские мамы относятся к процессу воспитания проще нас.Они не винят себя и не мучаются угрызениями совести, из-за того, что ребенок заболел ангиной.Это всего лишь болезнь, периодически встречающаяся на жизненном пути, но она пройдет и все наладится.Оптимистичный настрой матери помогает ребенку скорее побороть свой недуг.

Увидев такую методику воспитания, родители постсоветских времен сказали бы, что тут царит полная вседозволенность, но это лишь одна сторона монеты.Нет сомнений, что ребенку многое разрешается, но под детской самостоятельностью и свободой находится чуткая родительская рука, направляющая и подсказывающая.

Консервативным людям свободное воспитание может показаться вседозволенностью, однако это не так

Сбалансированность — важный принцип взаимодействия

Любой ребенок требует того, чтобы быть направленным, будь он даже самым умным и послушным.Как это сделать? Ситуации могут быть разными, а значит и методы нужны разные.Можно либо мягко подсказывать ребенку правильный путь, либо проявлять жесткость, но при этом стараться минимально травмировать детскую психику.

Пример ситуации

Какова будет реакция матери, которая, придя после тяжелого трудового дня домой, увидит разбросанные вещи, разбитые цветочные горшки, грязный в разводах от сока и кефира пол? Вероятнее всего предположить, что ей захочется устроить скандал, расставить всех по углам и жестко отчитать.Поможет ли такой подход создать благотворную домашнюю атмосферу? Чего можно добиться такой реакцией? Страха, скорее всего.

Какие принципы воспитания предложили бы специалисты для еврейских детей? Первое — начать с себя.Постарайтесь вернуться в здравый рассудок, а для этого лучше выйти в другую комнату, глубоко подышать, выразить свою злость на любом предмете (лучше всего мягком — например, на подушке).Почувствовав себя более спокойно, следует вернуться к детям и поговорить, донеся до них спокойно, но твердо свою точку зрения.Представляем правила выхода матери из выше приведенной ситуации, после успокоения и возвращения на место происшествия:

  • рассказать, что она очень устала на работе, объяснить, почему;
  • поведать о том, что она планировала сделать сегодня вечером или сообщить, что самым лучшим вариантом для нее будет отдых;
  • обсудить с детками смысл поддержания порядка в доме и спросить об их мнении на этот счет;
  • объяснить, что беспорядок в доме очень ее расстроил, а также рассказать, чего именно не нужно было делать, а что напротив следовало бы сделать;
  • рассказать, как детки могут самостоятельно все убрать и попросить их об этом.

Является ли этот вариант более долгим? Несомненно, но при этом учитывайте, что действия от этого способа будут в разы эффективнее.Вы увидите, как будут стараться детки все убрать, только чтобы не расстраивать свою мамочку.Они воспримут все произошедшее как хороший урок и больше так делать не будут.В итоге вы увидите результативность переговоров, а, если бы вы накричали на них, как и планировали, то последствия игр убирали бы сами.

Дети вполне способны убрать последствия своих игр — для них это будет лучшим наказанием

Память о Боге

Известный автор Мириам Леви, написавшая не одну книгу о еврейских принципах воспитания, советует всем родителям вспоминать о Боге.Готовясь резко высказаться в адрес сына или дочки, она предлагает представить, что каждое их слово будет передано Богу, а затем подумать, приятно ли будет Богу услышать такие грубые и неприятные выражения.Не следует забывать о том, что нужно соблюдать баланс между твердостью и мягкостью.

7 принципов

Матери в Израиле никогда не позволят себе сказать в адрес ребенка: «Ты глупый».Эту фразу она заменит более деликатной: «Удивляюсь, как такой умный мальчишка смог сделать такую глупость?» Все малыши шалят и ошибаются, это нормально.С помощью критики можно развить массу комплексов, но хорошего человека с ней не воспитаешь.Не ребенок плох, а плох его поступок.Нужно научиться видеть не сам поступок, а его первопричину.Важно также научить детей исправлять последствия своих ошибок и шалостей.

В системе воспитания мальчиков и девочек у евреев сочетается несочетаемое: свобода ребенка и жесткость требований.Такую методику можно сравнить с широкой комнатой, имеющей прочные твердые стены.Детям разрешается практически все, они не получают регулярных упреков, осаждений.Рисование на обоях для них – естественный процесс.Эти правила сочетаются с вещами, подвергающимися категорическому запрету.В этот список входят уважение к старшим, ответственность к учебе, здоровью и прочие важные вещи.Запреты есть и немало, но важно, что они незыблемы.

Правильная похвала – успехи в будущем.Любые успехи малыша нужно отмечать, так он будет стремиться к новым достижениям.Подобным простым правилом вы поможете ребенку поверить в себя.Хвалите не только наедине, но в присутствии родных и знакомых.Иногда такое «подслушивание» даст ему знать, что вы им гордитесь.Видя и зная это, он будет стараться не опускать планку.

Деток в еврейских семьях учат быть ответственными за свое поведение, за слова и поступки.Вместо тысячи слов ребенок видит перед своими лазами пример.Неправильный поступок или слово способны стать путеводной звездой в мир воспитания.Когда ребенка нет рядом, это не значит, что он не видит ваших действий.

Важно донести до ребенка: решения он принимает сам, но и ответственность за последствия тоже ложится на него

Воспитательные принципы «произрастают» из семьи.Сын или дочь будет воспитывать своих детей теми же методами, что растили их.Для научения ребенка быть счастливым, нужно быть счастливым самому.Семья должна строится на уважении, доверии и любви.Дети должны видеть, что мать и отец счастливы в браке, что впоследствии сделало их счастливыми родителями.

С самого детства родители настраивают детей на то, что они тоже будут родителями.Все правила преподносятся в игровой форме.Семья – счастье, а не тяготы.Именно это стараются донести родители до своих детей.Детей, стоящих на пороге брака, учат тонкостям взаимоотношений внутри семьи.Чада осваивают самые важные в своей жизни профессии: муж/жена, отец/мать.Специальные курсы для родителей есть в еврейских школах и при синагогах.

Учеба стоит не на последнем месте.Кроме занятий в школе детки посещают музыкальную школу, учат языки.Благодаря полученным знаниям ребенок сможет достичь больших высот в будущем.Учеба – это именно то место, где детям, начиная с 6-7 лет, не дают никаких поблажек.Для того чтобы из маленьких крошек выросли если не гении, то по крайней мере умные и настойчивые взрослые, умеющие решать проблемы, с самого детства они учатся учиться.

Мы раскрыли секрет воспитательной доктрины евреев! Для детей у взрослых всегда есть время и много любви.Мама никому не разрешит сомневаться в способностях своего чада.Сама же она никогда себе этого не позволяет.Слов вроде «дурак» никогда не бывает в материнском лексиконе.Мать всегда бывает там, где это нужно для ее ребенка, но при этом она не пережимает его самостоятельность.Важно позволять ему делать максимум из того, на что он способен, а, если он не справляется, прийти на помощь.Один еврей говорил, что мама незримо всегда рядом и поддерживает его во всем, даже не будучи рядом телесно.Такими сильными и уверенными вырастают дети в еврейских семьях.

Глава 8.Воспитание по-еврейски

Глава 8.Воспитание по-еврейски

Нет плохих детей, есть дети, которым плохо.

Воспитание – это процесс взращивания из младенца человека, процесс созидания полезных привычек – потому что там, где нет полезной привычки, потом обязательно возникнет вредная.

На протяжении уже многих страниц авторы этой книги говорят о том, что секреты еврейской успешности скрыты в еврейской семье, в традиционном воспитании.

Начнем с утверждения, что уже сам факт рождения в еврейской традиционной семье – это безусловная фора перед многими другими детьми.Ни в одной культуре воспитанию и образованию потомства не уделяется столько внимания.Даже «отголоски» еврейской культуры в смешанных браках и нерелигиозных семьях позволяют воспитать у детей мотивацию к обучению, вежливость и уважение к взрослым, равнодушие к модным вещам и бережливость, которыми не могут блеснуть их сверстники.В этой главе мы не будем рассматривать разницу в менталитете и субъективное восприятие людей другой национальности, когда русскому не хватает в еврее широты души, а еврея бесит русская бесшабашность и расточительность.

Как сказал один мой знакомый, которому я предложила почитать главу «Не буду – и не уговаривай.Не хочу, чтобы мой ребенок вырос жидом».Успех и богатство могут достигаться разными путями, у них нет «национальной принадлежности», главное – умение достигать желаемого, результат, и он станет для нас «путеводной звездой» в рассмотрении вопросов воспитания.

Для сравнения с еврейской традицией, безусловно, придется обращаться к популярным тенденциям в воспитании и обучении и проблемам, которые сегодня встают перед родителями вне зависимости от страны проживания и национальности.Вы можете принимать или отвергать опыт других культур, но отказываться можно только от того, о чем имеешь представление.Вот с этой точки зрения я и предлагаю вам посмотреть на еврейское воспитание – как на эффективную систему, складывавшуюся веками.

Евреи поколение за поколением учатся педагогической практике, передавая все лучшее потомкам.Главный постулат еврейских родителей – учиться быть родителями. Инструкция по построению семьи дополняется инструкцией по воспитанию детей.

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка.Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья.Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно.Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах.Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира и в России.Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

Рождение ребенка – это «точка невозвращения», огромная ответственность.Родитель – это роль, не менее важная, чем муж или жена, и евреям не стыдно постоянно «повышать родительскую квалификацию».Вполне очевидная истина – если ты не можешь воспитать себя, как ты можешь воспитать кого-то? И закономерный вывод – воспитание детей начинается с самовоспитания родителей.

Конечно, можно воспитывать своих детей по примеру семьи, в которой вырос сам. Но состоятелен ли этот путь?

Мир меняется, и часто перенести свой опыт в настоящее оказывается очень трудно, да и воспитать ребенка сегодня, когда он больше времени проводит у телевизора и компьютера, чем за чтением и общением со сверстниками, труднее, чем раньше.Влияние средств массовой информации, сверстников, других родственников, учителей, огромный поток информации не позволяет воспитывать ребенка в рамках старой, патриархальной системы воспитания, где ребенок был обязан беспрекословно слушаться старших, почитать их, учиться «из-под палки».

Второй путь – отдать ребенка «в руки системы», не устанавливая авторитет, обеспечивать всем необходимым, ничего не запрещая, не устанавливая обязанностей.Не заставлять ребенка учиться, если не хочет.Такая мягкая система воспитания необычайно популярна в последние годы: дать ребенку все, чтобы он был доволен.Оба эти пути, как показала практика, не способствуют воспитанию гениев, ведут в тупик.

Все взрослые хотят в итоге получить более воспитанных детей, чем они сами, свою улучшенную копию.Мы лепим клонов с себя и пытаемся подогнать малыша под некий идеал из телевизора и книжек про гениев.Как говорится, «яблочко от вишенки».А если к этим честолюбивым желаниям добавляется эгоизм и собственные нереализованные мечтания…

Эгоист больше заботится о себе, а не о ребенке, не прислушивается к его желаниям и склонностям.На практике это вовсе не значит, что родители занимаются своими делами, а дети предоставлены самим себе, эгоистичная мамаша может топить ребенка и его желания в своей заботе – она ведь лучше знает, что ему нужно, она может душить его своей любовью, ограждая от всего в мире и замыкая на себе – это тоже эгоизм.

Надо всегда помнить, что ребенок – это наше отражение, и если он растет потребителем и эгоистом, надо уметь увидеть в нем себя.Если у родителей заниженная самооценка, ребенок не вырастет уверенным в себе.Психологи говорят, что если родители приходят с проблемами с ребенком, это значит, что лечить надо их, а ребенок на голову здоровее всех в семье.Потому-то постулат воспитания родителями самих себя так важен!

Первые мысли об «особенном» еврейском воспитании зародились у меня при знакомстве с одной русско-еврейской семьей (отец был евреем, а мать – русской), в которой старший сын с 15 лет самостоятельно зарабатывал на свои нужды, играя по вечерам на скрипке в кафе.Днем мальчик учился, после учебы сам готовил себе обед и выполнял обязанности по дому.Но самое удивительное, что через несколько лет, когда первые изменения в государственной системе и образовании проявились в сумасшедших конкурсах на экономический и юридический факультеты, этот самый еврейский мальчик, не желая всю жизнь развлекать уважаемую публику и имея «блестящую» подготовку в виде музыкального училища и диплома об окончании восьми классов «на 3–4», меньше чем за год подготовился и поступил на экономический факультет одного из самых престижных вузов, обойдя медалистов и коммерческий набор.Мне, отличнице с пеленок, родители и думать запретили об этих факультетах, а тут – музыкант-недоучка! Пройдя все стадии праведного возмущения, я задумалась, что именно позволило обычному мальчику из небогатой семьи поступить и закончить престижный факультет, а после стать самым молодым из известных мне директоров банка? Тогда я как историк начала интересоваться традициями воспитания разных народов, анализировать их с точки зрения современной психологии и педагогики.Результаты исследования во многом оказались неожиданными и удивительными.

Взять, к примеру, образ еврейской мамы, выступающий в любых фильмах, книгах, анекдотах как символ чрезмерной опеки, гипертрофированного материнского инстинкта и полной отдачи своему, порой даже весьма великовозрастному, дитятке.По всем законам психологии у такой мамы может вырасти только совершенно инфантильный, беспомощный и подверженный всевозможным зависимостям ребенок.Но ведь такого результата нет! Ведь еврейские дети раньше взрослеют, чувствуют себя в жизни более уверенно и достигают большего! Но о секретах «еврейской мамы» мы еще поговорим…

Еще один парадокс – практически все еврейские дети с раннего детства приучены не мотать круги по окрестным переулкам, а ходить во всевозможные музыкальные школы, секции, на курсы и занятия.Казалось бы, ограниченные в общении со сверстниками с детства, с подросткового возраста они должны были бы «срываться с цепи» и убегать от влияния жестоких родителей, заставлявших их часами играть нудные этюды.Но и этого не происходит! Даже наоборот – привыкший к определенному графику, выполнению не всегда приятных обязанностей и получивший навыки овладения каким-либо умением, еврейский ребенок чувствует себя на голову выше сверстников.Развитая на проигрывании все тех же этюдов память позволяет ему меньше времени тратить на учебу, дисциплина – четко планировать день и ставить перед собой задачи.Ему с детства внушили, что евреи умнее и богаче других, он научился переносить насмешки и продуктивно действовать даже в условиях, когда он сам и его действия не вызывают восторга окружающих… Это ли не начало того самого, третьего и самого правильного пути, по которому мы можем пойти за руку с нашими детьми, провожая их в большую, интересную и счастливую жизнь?

Часто вопрос правильного воспитания встает при столкновении родителей с результатами воспитания неправильного, когда они, совершенно беспомощные, не могут всей гвардией «мама-папа-бабушки-дедушки» справиться с маленьким, но очень громко заявляющем о себе ребенком.Маленькие тираны – как их остановить? Беспомощность в воспитании перерастает в «затыкание рта» и тотальные запреты, потакание капризам сменяется руганью и наказаниями.Выход в такой ситуации только один – взгляд на проблемы с ребенком как на проблемы всей семьи и создание в доме общей и всеохватывающей «атмосферы правильного роста», ограждая ребенка от всего, что может уничтожить его будущее.

Как известно многим «продвинутым» родителям, в большинстве случаев ребенок растет САМ, ему нужно только создать условия для раскрытия личности.Поэтому часто говорят, что для того чтобы получить ребенка, похожего на себя, не нужны хитрые воспитательные методы.Как говорила одна моя знакомая, человек – как кувшинчик.Сначала в него все вливается, потом бродит, а затем выплескивается.Что набралось, то и выплескивается.

У воспитанных родителей растут воспитанные дети, и трудно привить ребенку любовь к чтению, если родители не читают.Нельзя радикально изменить ребенка, но можно максимально развить его таланты.Главная задача родителя – не стремиться вылепить ребенка по своим радужным представлениям или воплотить в нем собственные нереализованные желания, а дать ему вырасти во что-то самостоятельно.

Евреи считают, что ребенок приходит в мир, полный соблазнов, с множеством желаний, но с чистой душой.

С рождения идет формирование личности – ребенок впитывает все вокруг, растет, наполняется впечатлениями, родительскими утверждениями, оценками, критериями.Мнения ребенка формируются из мнений людей, его окружающих.Потому первые впечатления и мнения – это самое важное.И чем меньше случайных людей в жизни ребенка в ранние его годы, тем лучше.Тем точнее будут его ориентиры на будущее.Дурная дорожка начинается с маленького шага, как и хорошая.Важно всегда видеть ту дорожку, по которой идет ребенок.

Царь Давид сравнивал воспитание со стрельбой из лука: первый этап – выбор цели (определение приоритетов воспитания), затем натягивание лука (пока ребенок маленький, 5–7 лет, в нем нужно подавить животное и развить духовное), третий – наводка стрелы на цель (без погрешности, уступки, чтобы не случилось отклонения), четвертый – иметь мужество отпустить (от повеления перейти к уважению, не упустить возраст подростка), пятый – стрела в полете (иметь мужество закончить воспитание, ничего не делать).

Воспитание не заканчивается никогда, но после 13–14 лет ребенок «самовоспитывается», а родители только подбадривают, подсказывают, делятся своим опытом, но всячески ограничивают родительское воспитание в традиционном его понимании.В этом и заключается успех воспитания – если ребенок стремится к саморазвитию и после выхода из родительского дома и окончания периода опеки, это безусловное достижение его семьи.

На пути воспитания детей перед взрослыми встает множество задач.Да-да, не проблем, а именно задач, которые можно и нужно с любовью, юмором и смекалкой решать день за днем.Например, трудно не становиться ребенком рядом с ребенком.Трудно рядом с маленьким зверенышем оставаться человеком.Мама, целый день проводящая с детьми, порой так «молодеет», что ей с трудом удается о чем-то говорить с мужем.Понимание того, что происходит с тобой и твоими близкими, уверенность в том, что тебя принимают и любят, в отдельные периоды семейной жизни помогают не потерять связи внутри семьи, общую атмосферу родного дома.

Одинокие матери часто замыкают мир ребенка на себе, формируют у него чувство вины за оставление родительского дома, в результате уничтожая будущее ребенка, лишая его личного счастья и самореализации.Бабушки – отдельная тема, внуки обеспечивают их смысл жизни, бывает, что бабушка всячески отодвигает маму.Бабушка балует ребенка, лишает его самостоятельности.Кому незнакома ситуация, когда все педагогические достижения родителей исчезают за пару дней, проведенных ребенком у бабушки? Она унижает родителей и их методы воспитания, кормит ребенка сладостями и колбасой и делает еще много всего совершенно возмутительного.Что делать в такой ситуации? Во-первых, понимать, что ребенок вскрывает и делает более явными старые конфликты, недоработанные в прошлом ситуации с родителями.С помощью ребенка можно много узнать о себе, своей семье и людях вообще – его взгляд на мир более открытый, ясный и доброжелательный.Часто только с появлением собственного ребенка удается во многом понять и простить собственных родителей.

Что рекомендуют в этой ситуации евреи? Устанавливать правила и дистанцию, помнить, что ответственность за ребенка лежит на родителях, а не на бабушке.Разбалованных детей жизнь не учит, а калечит.Никому не позволено баловать ребенка и лишать его будущего, а значит, стоит поговорить с бабушкой об общих правилах воспитания, помочь ей найти занятия в жизни, позволяющие не зацикливаться на внуках.И уж точно, как это сегодня часто бывает, не отдавать ребенка на воспитание бабушкам-дедушкам.Во всех знакомых мне еврейских семьях бабушки строго «дозировались».К ним относились с любовью и уважением, но авторитет всегда оставался на стороне родителей.

Еще одна частая ситуация.Столкнувшись с проблемой, родители часто испытывают растерянность, нервничают, а то и впадают в панику.Тысячу лет назад реакция была такой же, правда, детей больше, а свободного времени у родителей – меньше.

Чему учат нас еврейские мудрецы?

Если не уверен в действии, лучшая тактика – это бездействие.Не все время, а в конкретной ситуации.К следующему разу можно будет подумать и подготовиться, продумать свою реакцию на происходящее.Но без потери контроля и самообладания.В нервном и раздраженном состоянии воспитание невозможно! Как избежать гнева и всплеска эмоций? И здесь евреи дают простую рекомендацию – если не смотреть на своего ребенка как на свое имущество, взгляд будет более непредвзятым, объективным, а раздражения меньше.Часто надо просто наблюдать, как ребенок получает свой опыт, а не ограждать его, не навязывать свой взгляд, и тогда есть большая вероятность, что он сам сделает выводы, и сложные воспитательные методики не понадобятся вовсе.

Мы подошли к интересному вопросу – невмешательству в воспитании.Во многих детях творчества, фантазии, любознательности столько, что специально развивать их – пустая трата родительского времени.Стоит направить свои усилия на любознательность, личные склонности и таланты, доброту и открытость, искренность, любовь к чтению и многое другое, но не на то, что развивается «само по себе».Игры во дворе заменяют секции, а бабушкину заботу можно легко развернуть в сторону обучения ребенка азбуке и счету.Рациональная во всем нация и в воспитании находит рациональные пути.Еврей, прежде чем отдать ребенка в секцию, обязательно поинтересуется:

• Действительно ли ребенку нужен этот вид спорта или умение, или это дань моде, подражание сверстникам?

• Есть ли в городе бесплатные секции?

• Каков уровень обучения в них?

• Есть ли такая секция рядом с домом, чтобы к стоимости занятий не добавлялся транспорт? и т.д.

Вот это – реальная забота о ребенке, своевременная (пока желание не «перегорело»), четкая, с включением нужд ребенка в собственный график и пониманием того, что его желания не менее важны, чем желания взрослы.

Если пойти еще дальше, стоит подумать, что же такое воспитание по-еврейски? Часто «воспитанный ребенок» подразумевает «удобный ребенок».Но хорошо ли это для самого ребенка? Чему научится тихий и послушный во всем малыш? Где любопытство и тяга к экспериментам?

Воспитание у евреев – это воспитание совести, «прививка совести», как ее называет раввин Кушнир.Если у человека есть совесть, он не уклонится от выбранного направления ради соблазна, не бросит на полпути.Воспитание – это устранение привычек, которые препятствуют развитию ребенка.Цель воспитания — не удобство и тишина в доме, а развитие любознательности и самостоятельности.Другое дело, что воспитанный человек – это культурный человек, ведь от природы в ребенке нет культуры, и в еврейских семьях огромное внимание уделяется именно культуре, потому, что именно она делает человека человеком.

Как говорил один еврей, упрекать просто, привить – сложно.

На практике еврейское воспитание – это прививание хороших привычек. Если полезная привычка сформирована с детства, она не вызывает дискомфорта, ощущения ограничения прав и свобод.Чем больше полезных привычек, тем быстрее они формируют стремление души ко всему хорошему.Если не заниматься воспитанием как формированием привычек, то вместо полезных привычек их место займут другие, которые вряд ли понравятся не только родителям.Дети, которые с детства занимались спортом, имеют больше шансов сохранить хорошую форму будучи взрослыми.Целеустремленность, честность, организованность – все это из детства.Дети, которые в детстве занимались музыкой, день за днем, год за годом проигрывая упражнения, повзрослев, не бегут от нудной и однообразной работы, чтобы получить желаемый результат.

Главное в воспитании – воспитание желания САМОСТОЯТЕЛЬНО что-то делать, самомотивации.Не из-под палки, не из страха, не для получения призов, а просто потому, что не научили по-другому (есть дети, которые НЕ УМЕЮТ плохо учиться), а все новое ужасно интересно.

Многие путают воспитание с дрессировкой, хотя еще великий дрессировщик Дуров доказал, что хорошее отношение к питомцам и похвала создают атмосферу, в которой животное САМО придумывает трюки и с удовольствием их демонстрирует.Кнут и пряник – вечный родительский выбор, но самое главное – это не инструменты «дрессировщика», а умение выстроить отношения с воспитуемым, а уж потом выбирать, с помощью чего на него воздействовать.

Другой метод – «собака Павлова» – тоже всем знаком из учебников и анекдотов.Порой воспитание идет по принципу «вода камень точит», и выигрывает самый терпеливый из родителей (а иногда у ребенка оказывается больше терпения, чем у родителей).Но ведь ребенок – не животное! И у этого метода есть оборотная сторона: у многих детей на всю жизнь формируется устойчивое отвращение (условный рефлекс) нате занятия, которые были им навязаны родителями.Отвращение к обучению, к образованию, которое заканчивается навсегда с получением корочки – знакомая ситуация? Без желания самого ребенка любое действие превращается в «пустые хлопоты», не участвующее в построении его будущего.Правильное воспитание – сформировать не автоматическое действие, а мотивацию хороших поступков, которая будет только усиливаться и развиваться с годами.

Чему не стоит обучать ребенка? Что развивать? Что хорошие родители должны дать детям? Самостоятельность, трудолюбие, ответственность, совестливость, желание учиться и достигать целей и т.д.Но главное – это воспитать в ребенке стремление к успеху, многого добиться в жизни.Успех по-еврейски – это самосовершенствование и развитие ребенка после выхода из родительского дома.Успех – это умение прожить жизнь, используя все свои таланты и возможности.

Еще одна составляющая еврейского воспитания – эмоциональная интеллигентность — умение контролировать чувства, решать проблемы, планировать и достигать поставленных целей, гибкость ума, позитивное отношение к жизни и многое другое.Перечислим основные постулаты еврейского воспитания.

Любопытство, пытливость — основа успешности.Его не подавляют, ребенок может спросить что угодно.Но к воображению отношение другое – развивать его не нужно и даже в отношении некоторых детей вредно.Выдумки ребенка – это естественно, и порой грань между реальностью и выдумкой очень тонка.Фантазии ребенка не нужно высмеивать, но можно попробовать привязать их к реальности, чтобы ребенок не привыкал уходить в иллюзии.Важно приучить ребенка жить в реальном мире, не витать в облаках.

Целеустремленность. Не удовлетворение сиюминутных желаний, от которых только пустота и вечная неудовлетворенность, а достижение далеких и больших целей.Евреи говорят: кто не достигает, тот не сильно хочет.Целеполагание – это привычка.Если с детства научить ребенка ставить цели, эта привычка перейдет в его взрослую жизнь.Взрослые должны проследить, чтобы ребенок не останавливался на трудностях и достигал результата, и тем больше его ценил, чем больше усилий приложено.

Преодоление сиюминутных желаний и необдуманных действий. Только так можно бороться с вечной неудовлетворенностью и несчастливостью.Умение ждать, думать наперед, иметь терпение, отказывая себе в чем-то сегодня и не страдать от этого – важные качества для будущего.Современный постулат «здесь и сейчас», лозунг современной психотерапии, хорошо работает в отношении прошлого, когда человек тянет с собой обиды и опыт неудач, но губителен в отношении реализации стратегических целей.Отказывая себе в удовлетворении сиюминутных слабостей и желаний, человек способен получить несоизмеримо большее удовлетворение от достижения больших целей, решения трудных задач, чувства собственного превосходства и нужности.

Воспитание самостоятельности и инициативности. Не делать за ребенка то, что он сам в состоянии делать.Не решать его проблемы, чтобы те же проблемы не перешли во взрослую жизнь.Жить за ребенка – то же самое, что решать за него все домашние задания до выпускного экзамена.Можно помочь ребенку найти самостоятельное решение, но не принимать решение вместо него.Гибкость ума в поиске вариантов решения проблемы можно тренировать, и умные родители постоянно делают это, а не дают готовые решения.Еврейский отец дает детям не рыбу, а удочку. Второй момент – дать ребенку выбор, всегда задавать ему вопросы – что он будет делать в ближайшие несколько часов, как это сделать иначе, более эффективно, чтобы сделать счастливыми других людей, удобно, легко, интересно и т.д.Тренировка бесконечного подбора вариантов решения вопроса – огромное подспорье для человека, который уже выбрал свой путь и «осуществляет тактическое планирование».

Воспитание религиозности. Чем жизнь и поступки верующего человека отличны от действий атеиста? Верующий ощущает на себе постоянный взгляд Господа, и этот взгляд не дает ему нежиться в постели, совершать, когда его никто не видит, неблаговидных поступков и некрасивых действий.Общение с Царем царей воспитывает более высокий уровень общения и в кругу семьи, и в других сферах жизни.Для ребенка ощущение, что за ним наблюдает кто-то незримый и великий, даже когда родителей нет рядом, с одной стороны, дисциплинирует, а с другой – дает чувство защищенности и высшей справедливости.

Воспитание ответственности. Именно чувство безответственности часто является неотъемлемой частью детства и самым приятным воспоминанием о первых годах жизни.Евреи считают, что с раннего детства у ребенка должны быть обязанности – чем старше он становится, тем больше должно быть обязанностей.Пусть он чувствует ответственность за свои вещи, домашних питомцев или покупку хлеба для всей семьи.Избыточные требования могут сломать ребенка, охладить его стремление быть взрослым, поэтому «грузить» ребенка нужно по принципу тренировки спартанских воинов: ключ от дома, порядок действий перед уходом из дома, ответственность за младших.

Развитие уверенности в себе. Человек, уверенный в себе, не попадает в аварии за рулем, не получает производственные травмы, не ищет до бесконечности спутника жизни.Если родители сформируют у ребенка высокую самооценку он в дальнейшем будет действовать в соответствии с этой высокой самооценкой.Хорошее мнение о самом себе проецируется на каждый прожитый день – проснулся с довольством собой и миром, заснул с удовлетворением прошедшим днем.Уверенность родителей в том, что ребенок со всем справится, со временем перерастает в его уверенность в себе.В психологии есть такое понятие как «печать успеха», когда позитивный опыт и уверенность в успехе программируют будущие достижения.Окружающие своей реакцией и уверенностью в победе или поражении тоже формируют «форму и размер печати».Постоянные сомнения, одергивания, сравнения не в пользу ребенка формируют «печать неудачи» – боязнь всего нового и своих неудачных решений.

Этот, конечно же, далеко не полный список дверей, которые предстоит открыть для себя взрослеющему ребенку.Какие ключи должны дать ему родители? Что за секреты воспитания используются в еврейской традиции – отдельный разговор, речь об этом пойдет в следующей главе.

Воспитание детей в еврейских семьях

Еврейскую систему воспитания на 100% можно увидеть только в Израиле, хотя некоторые вещи несомненно используют еврейские мамы по всему миру.В Израиле воспитание детей сильно отличается от привычного нам постсоветского подхода к детям.С боку может показаться, что там доминирует полная иерархия, но это только на первый взгляд.В еврейских семьях царит настолько особое отношение к детям, и они считаются главным в жизни родителей, так как об этом говорится в Талмуде.

Вседозволенность или воспитание самостоятельности

После того как у ребёнка появляются зубы, родители не кормят его с ложечки а дают в руки еду и малыш учится кушать сам.Не редко в кафе можно заметить родителей с малышом, держащим в руках куриную ножку, шницель или кусок перца и усердно его поедающим.

Можно себе только представить, что будет с одеждой этого карапуза.Но и в этом вопросе израильские мамы придерживаются очень либеральной точки зрения.Замурзанные дети с продранными футболками и штанами, являются нормой для израильского общества.Ведь не могут ребятишки валяться по траве, прыгать, скакать, кувыркаться, и оставаться при этом чистыми и аккуратными.Еврейское воспитание подразумевает нормой семьи с большим количеством детей.Представьте себе, сколько времени потребуется маме, чтобы каждый раз когда ребенок испачкается, начинать его переодевать, а то и хуже — вести ребенка домой для смены одежды.Ведь материнство — это счастье для каждой израильтянки, а не повод для дополнительных переживаний и криков.

Еврейские дети выполняют реальную работу

Еврейские родители ожидают от своих детей, что те будут ответственно выполнять положенную на них работу.Если ребенку поручили купить молоко и муку, позаботиться о младших братьях и сестрах, то он обязательно выполнить задачу не хуже взрослого.

В Израиле старшие дети возят малышей в коляске, отводят и забирают младших из школы.Когда 10-летнему мальчику учителя говорят довести домой несколько ребят по 8 лет из школы, он даже не поведет бровью, так как для него это серьезное и обыденное задание.

Отправить ребенка в магазин, чтобы забрать некоторые вещи, считается рутиной уже в возрасте 4 лет.Но будьте осторожны! В Израиле дети имеют право самостоятельно переходить улицу с 9 лет.Каждый израильский ребенок знает это и относится серьезно к выполнению правила.

Это не значит, что младшие дети не могут ходить и гулять самостоятельно, просто они должны ждать взрослого или старшего ребенка, который поможет им пересечь улицу (может это будете вы!).

Еврейское воспитание и похвала

В еврейском воспитании похвала — это одна из ключевых особенностей общения с детьми.Их надо хвалить по любому, пусть даже мизерному поводу.Таким образом, малыш хочет пробовать что-нибудь новое и при этом не боится совершить ошибку.Ведь, каким бы ни был результат, родители его похвалят как минимум за совершенный труд.

Такое отношение также воспитывает личность, сделает ребенка счастливым.Конечно, при этом не надо доходить до исступления и биться в приступах экстаза, если ребенок нарисовал первого поросенка, который больше походит на енота.Но похвала должна быть, особенно в присутствии других людей.

Похвала — самое сильное средство в воспитании.Каждая мать хвалит свою кровиночку.Она восторгается первыми шагами и словами, рисунками, поделками и вокальными данными своей крохи.Всевозможные словесные похвалы дополняются поцелуями и даже аплодисментами.При этом, про достижения ребенка мать рассказывает всем родственникам и знакомым.

Но дети не всегда ведут себя замечательно.Порой они могут наделать серьезные пакости: подраться, разбить стекло в соседском окне, поломать мамины тени.Даже в таких ситуациях никогда израильская мать не скажет: «Ах , ты, дурёха, что ты натворила…».Она может сделать выговор в таком стиле: «Как могла такая умная девочка, как ты, сделать такую пакость…».

Даже в школах, если поведение ученика начало портится, или успеваемость стала понижаться, его не отчитывают перед всем классом и не отправляют к директору.Такие действия объясняются переутомлением.Единственный способ уменьшить нагрузку на школьника — сократить или отменить домашнее задание (все зависит от степени непослушания).Для учеников младшей школы сделаны специальные уголки с игрушками.Если ученик не слушается или просто не хочет заниматься на уроке, то учитель отправляет его в такой уголок.Там, в одиночестве, среди игрушек, ребёнок и осознает свою ошибку.

Самый ценный пример — родители

В еврейских семьях родители показывают свою любовь не только к малышу, но и друг к другу.Так дети чувствуют себя защищенными в безопасности.Когда они вырастут — будут проецировать отношения родителей в свою новую семью.

В семье главная роль отводится отношениям между мужем и женой.Любовь и уважение отца и матери друг к другу формирует будущие модели поведения у детей.С раннего детства воспитание девочек нацелено не на желании жить только для себя.Девочка создана для дома и семьи, все домашние заботы и хлопоты приносят ей только удовольствие.Мальчики с самого рождения впитывают мысль о большой и дружной семье.В будущем они, как и их отцы будут играть и уделять много свободного времени своим детям.

Широко в обществе распространена мысль, что даже самое незначительное слово или мелкий проступок, может сильно повлиять на ребенка и его будущее.Потому, общаясь с детьми, израильтяне постоянно контролируют свои слова и действия.Они ведут себя с детьми максимальной корректностью и не разрешают себе разные глупости и вольности.

Бить ребенка запрещено

В Израиле существует закон, запрещающий какое бы то ни было насилие над детьми.Даже хлопок по «мягкому месту» будет расценивается, как нарушение прав ребенка.А если прохожие заметят , что мать подняла руку на своё дитя, то это может закончиться вызовом полиции и даже лишением её родительских прав.Не редко на улицах города можно увидеть как родитель спокойно смотрит на истерящего на земле ребёнка.Прохожие к этому относятся спокойно и не спешат к малышу на помощь.Ведь могут еще и виноватыми остаться.

С одной стороны дети максимально оберегаются от физического насилия, но с другой стороны родители боясь заявления в полицию от соседей, стараются даже не повышать голос на свою кровиночку.Дети же, чувствуя свою безнаказанность, начинают не только капризничать и «вить из родителе веревки», но и порой хамят родителям и угрожают самостоятельно пожаловаться в полицию…

Самое жесткое наказание, которое может применить мать к своему разбаловавшемуся в магазине малышу — это фраза: «Сядь на пол».И это будет действительно очень суровое наказания, поскольку ребёнок без движения, как птица без крыльев…

В Израиле детей воспитывают все

Другие люди будут исправлять ваших детей, даже когда вас нет рядом.Ну а если вы оказались рядом, то обязательно исправят вас и подскажут, какой стиль воспитания более правильный.Не переживайте, если по пути домой с ребенком вас остановят несколько человек и посоветуют подстричь девочку.

Недавно я видела, как ребенок упал со скутера на тротуар.Он расцарапал колени до крови и плакал.Слетелись не только все пешеходы, образовалась пробка, так как водители останавливались и предлагали помощь.Одна женщина просто дала маме пачку детских салфеток, чтобы помочь очистить ребенка.Я знаю, что если бы это случилось, когда мамы не было рядом, эта женщина сама бы почистила и помогла ребенку.

Недостатком этого является то, что все будут давать вашим детям конфеты, печенье и прочие сладости.Спросить родителей, прежде чем предлагать сладкое в Израиле не принято.Так что, если у вашего чада аллергия или любые другие обстоятельства, вам придется быть не всегда вежливыми.

Дети гуляют на воздухе

В наше время продвинутых информационных технологий, когда почти каждый родитель задавался вопросом о том, как же заставить играть своего ребенка с другими детьми, а не на улице, актуально взглянуть на израильское воспитание.

Израильские квартиры небольшие, а возле домов зачастую есть небольшие сады (ивр .«гина»).Это означает, что самое лучшее место для игр на улице.Еврейские мамы отправляют играть своих детишек в ту же секунду, как они возвращаются из школы.Все свободное время для игр происходит на свежем воздухе.

Почти в каждом квартале есть очень достойная игровая площадка.В Израиле они созданы для развлечений и рассчитаны на широкий диапазон возрастов.

В летний период, когда на улице слишком жарко, дети играют в ночное время, часто даже до поздней ночи.

Родители невидимы

В Израиле нет гиперопекающих родителей.Если вы видите мать или отца торчащих вместе с детьми в парке, скорее всего они олимы (новые в стране) или туристы.

Где родители? Смотрим выше.Они вокруг, как и каждая другая пара глаз в окрестности.Я искренне считаю, что дети являются в большей безопасности, когда целая страна, полная взрослых, наблюдает за ними, чем просто их родители.

Распределение времени

Детям дают время для себя, чтобы они поработали над своими хобби, или просто поиграли и поспали.

Еврейские мамы не расписывают каждую секунду жизни своего ребенка, но всегда учат их графику.Время для себя, занятия в школе, дополнительные курсы и репетиторы – с детства родители воспитывают успевать делать свои активности.

Здесь соблюдается золотая середина: обязательно подготовить уроки, помочь по дому, игра также важный обязательный элемент ежедневной рутины.

Детям позволено все

Когда я была маленькая, всех дядь, теть и друзей родителей называла просто по имени.Так я чувствовала себя наравне со всеми, легко вступала в диалог со взрослыми.Правда, позже в советском пост-пространстве было неловко обращаться ко всем незнакомым на ты и сопричастность к старшим со временем поубавилась.

В Израиле с этим еще проще.Так как в иврите нет обращения на Вы.Все дети будут обращаться к вам по имени.Это дает чувство свободы и принадлежности к обществу.

В Израиле вы не увидите ни одного едущего стоя в транспорте ребенка.Так как дети – наше все, они наше продолжение и им надо отдавать лучшее.

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
1058
Предыдущая статьяМассаж при похудении
Следующая статьяНакачаться в домашних условиях программа

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here