Восьмеричный путь в буддизме

Рассмотрим подробнее тему: Восьмеричный путь в буддизме - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
239

Восьмеричный благородный путь в буддизме

Восьмеричный благородный путь в буддизме – это одно из учений Будды.Он предусматривает очищение души и тела от страданий.Эту дорогу в своё время прошёл сам Будда, и теперь это пример для наследования, на который равняются монахи и простые миряне.Ступив на неё, люди добиваются прозрения и реального осознания природы всех вещей, избавляются от трёх порочных качеств характера: невежества, жажды и злобы.Человеку нужно освоить восемь правил, именно поэтому путь называется восьмеричным.Его символом является рулевое колесо, имеющее такое же количество ответвлений, каждое из которых символизирует одну из истин (подробнее о символах буддизма).Человек представляется, как капитан корабля, идущий по благочестивому маршруту к своей цели.

Правильное поведение

Оно заключается в делах и поступках человека, его отношению к другим людям.Он не должен приносить вред обществу в целом и отдельным его членам.Существует пять обязательных заповедей, которых должен придерживаться каждый мирянин.Это воздержание от прелюбодеяния и распутства, пьянства, лжи, краж и воровства и убийства.Соблюдая их, человек обретает гармонию на всех уровнях жизни: кармическом, созерцательном, психологическом и даже социальном.Дисциплина моральная — это основа для других ступеней, ведущих к мудрости.

Правильный образ жизни

Восьмеричный путь предусматривает и это правило, которое гласит: следует отказаться от профессии, что причиняет вред любому живому существу.То есть строго запрещено:

  1. Торговать животными, людьми.Заниматься или покрывать проституцию.
  2. Изготовлять, заказывать, переправлять, продавать или использовать оружие.При этом служба в армии разрешена, так она связана с защитой от внешней агрессии, сохранением мира на своей земле и обереганием родных и близких.
  3. Работать в мясных отделах, на фермах, где разделывают скот.
  4. Изготовление и торговля наркотиками, алкоголем и другими дурманящими средствами.
  5. Работа, целью которой является обман и мошенничество, накопление золота и денег преступным путём.

Правильный образ жизни предусматривает и отказ от накопления денежных запасов, излишней роскоши и богатства.Только в этом случае можно избавиться от завистливых людей и их ненависти, а также со связанными с ними страданиями, что предусматривает Восьмеричный путь и его основные каноны.

Правильное осознание

Имеется в виду непрерывная работа над своим внутренним миром, обуздание нечестивых желаний, контроль над плохими поступками.Бдительность и внимательность, уклонение от жажды и беспокойства к миру – это путь, которым следуют все буддийские монахи.При этом ум должен быть ясным, хладнокровным, оценивая внутреннее состояние и направляя энергию в нужное благочестивое русло.

Правильная речь

Безусловно, это воздержание от грубых неприличных слов.Восьмеричный путь невозможен без отказа от распространения клеветы и слухов, глупости и обид.Нельзя сеять распри среди людей, что приводят к вражде и ненависти.Правильная речь вместо того заключается в следующем:

  • Необходимо говорить мягкие и добрые слова, быть вежливым и чутким.
  • Нельзя быть пустословом.Каждая фраза должна быть подана в нужный момент, неся смысловую нагрузку.
  • Говорить правду, излагать истину.

Только так можно обрести внутреннюю гармонию и выйти на путь добродетели.Правильная речь важна не только в диалогах с окружающими, а и во внутренних монологах.

Правильное усилие

Все ваши силы должны быть направлены на соблюдение основных правил, которые проповедует Будда.Восьмеричный путь – сложный, поэтому усердие и воля помогут не оступиться и продолжать шагать выбранной дорогой.В этом деле также важна уверенность, которая подпитывает усилие, даёт ему новый толчок.Выработать силу воли можно методом специальных упражнений, отказа от еды, например.Только обуздав физические желания можно работать над внутренним миром.

Правильное сосредоточение

Это медитация.Каждый человек, ступивший на Восьмеричный путь, должен научиться концентрироваться.Откинув все мирские проблемы, погрузившись в себя – только так мирянин сможет достичь самоконтроля, созерцания, анализа, а в результате и свободы.Медитация в буддизме очень важная вещь, которая позволят человеку раскрыться, стать выше над своими плотскими потребностями и обрести полное душевное равновесие, спокойствие и независимость.

Правильное воззрение

Это понимание закона каммы, умение провести параллель между причиной поступка и его последствием.Это постоянное обучение, познание Восьмеричного пути и Четырёх благородных истин.Последние заключаются в следующем:

  • Истина о страданиях.Они вечные спутники любого живого существа.Где бы не находились мы, как бы не жили, страдания всё равно подстерегают.Беспомощная старость и смерть встречаются на каждом шагу и свидания с ними не избежать.Неприятные ситуации, боль сопутствуют человека на протяжении всей его жизни.
  • Причины страданий.Главные из них – желания и страсти живых существ.Удовлетворение идёт параллельно с неудовлетворённостью, получение приятного – с разочарованием.Получив желаемое, люди обычно пресыщаются им или теряют.А не получив, страдают от невозможности его постигнуть.
  • Возможность прекратить страдания.Эта истина показывает состояние, освобождённое от любых неприятных ощущений и боли, физической и душевной.«Ниббана» — так называл его Будда.
  • Путь к прекращению страданий.Чтобы достигнуть «ниббаны», обрести гармонию, счастье, равновесие и благополучие нужно выбрать Восьмеричный путь и следовать по нему до конца своих дней.

Это правильное воззрение – одна из фундаментальных основ вашей дороги к нирване.Отказавшись и сумев преодолеть мирские страсти, человек становится выше и сильнее, достигая вершины духовного развития.

Правильное намерение

Ещё будучи в младенческом возрасте, человек должен стремится к этому пути.Родители, настоящие буддисты, обязаны воспитывать детей в таком духе, чтоб они не сошли с правильной дороги.Прививая им доброту к людям и животным, вежливость, благородство и честность, вы даёте малышам старт в жизни.Повзрослев, буддист уже не видит другого пути, и продолжает следовать правильным, развивая и совершенствуя в себе все хорошие качества характера.

Каждый человек, выбравший Восьмеричный путь, должен сделать семь пожертвований.Иметь при этом богатство и деньги не обязательно, ведь дань, преподнесённая вами, не зависит от банковского вклада и наличия золотых запасов.Пожертвования эти такие:

  1. Физическое.Заключается в работе и труде.Его высшая форма – самопожертвование.
  2. Духовное.Доброжелательность, чуткость и внимание по отношению к окружающим.
  3. Пожертвование глазами – кроткий, скромный и ласковый взгляд.
  4. Мягкое лицо – наличие искренней улыбки.
  5. Слова – быть участливым к другим, уметь успокаивать людей, направлять их на путь истинный.
  6. Жертва местом – уметь поступиться ближнему во всём и всегда.
  7. Жертва домом – давать ночлег тому, кто этого требует.

Соблюдать все эти нехитрые истины следует по спирали: переходя от простого более к сложному, при этом соблюдая каноны уже освоенных этапов и воплощая их в каждом поступке своей жизни.Восьмеричный путь и его правила, делают каждого человека более добрым, заботливым, участливым, добросовестным, ответственным, честным, смиренным.От его деяний мир становится лучшим.А сам он находится на пути к совершенствованию, которому, как известно, нет предела.

Четыре Благородные Истины Буддизма.Восьмеричный Путь Будды

К то я? Зачем я живу? Для чего я родился? Как появился этот мир? В чем смысл жизни?

Когда человек сталкивается с такими размышлениями, он начинает искать ответы в существующих концепциях самосовершенствования.Все направления дают определенные толкования и рекомендации как получить ответы на подобные вопросы и разрешить внутренние сомнения и поиски: кто-то советует верить, кто-то служить, кто-то изучать или постигать, накапливать опыт.

В этой статье мы рассмотрим одну из концепций саморазвития, которая была сформулирована 2500 лет назад Буддой Шакьямуни в Сарнатхе и получила название «четыре благородные истины и восьмеричный путь».Будда предлагал не брать услышанное на веру, а путем размышления, анализа и практики проверять эти концепции на личном опыте.Можно даже сказать: открыть их заново, пережить и прочувствовать, чтобы формальное знание от услышанного трансформировалось в истинное постижение и нашло применение в практической части жизни.

Размышляя о человеческой жизни, мы замечаем, что она состоит из разных событий: как радостных, так и грустных, как счастливых, так и горестных.Фраза, что жизнь – это страдание (или череда тягот) означает, что в нашей жизни есть некоторое несовершенство, непостоянство, переменчивость, то есть присутствует то, что причиняет нам боль.Кто-то скажет, что это норма, это естественно: черное и белое, смена настроения, эмоциональные реакции, постоянная непредсказуемость завтрашнего дня.Однако с точки зрения духовного развития, человеческое существо разумно, способно самостоятельно принимать решение и знать, что ожидает его в будущем, причем как в этой жизни, так и в будущей.

Анализируя причины происходящего в жизни, мы выявляем, что в первую очередь это – наши желания, которые мы никогда не можем реализовать в полной мере.Существует такая мудрость: «Желания удовлетворить невозможно, они бесконечны».То, к чему мы стремимся, либо вообще не приносит нам ожидаемого счастья, радости и удовлетворения, либо быстро «приедается», либо так и остается неосуществленным.И – самое печальное – все, чего бы мы ни достигли, мы утратим рано или поздно.

Эта концепция становится очевидной для каждого в тот момент, когда человек осознает, что он смертен.Зачастую это происходит тогда, когда человек тяжело заболевает или переживает какой-нибудь сильный стресс, или же просто стареет.

С точки зрения духовного самосовершенствования, человеческая жизнь не должна постоянно балансировать между желанием, пресыщением или разочарованием, не должна быть такой же нестабильной, как этот материальный мир.А человек должен научиться перестать отождествлять себя со скоплением бесконечных «хочу».

Какое желание в большей степени присуще людям? Желание наслаждаться.Чтобы человек ни делал, что бы ни искал, цель всех его действий, сводится к одному и тому же – получить наслаждение, удовольствие.Состояние постоянного наслаждения именуется счастьем. Стремлению к этому счастью человек посвящает свою жизнь.Однако, как мы знаем, в нашем мире (мире сансары) нет ничего постоянного.Для того чтобы хоть как-то сгладить горечь разочарования, боль потерь, человек начинает ставить перед собой новые цели, суть которых по-прежнему заключается все в том же самом – стремлении получать наслаждение, стремлении по максимуму заполнить свою жизнь «приятным» и попытке оградить себя от «неприятного».

Четыре Благородные Истины Буддизма

Приятные ощущения мы стремимся повторить и усилить, несмотря на то, что это не всегда достижимо, от неприятных – избавиться, что тоже порой весьма проблематично.Таким образом, возникает привязанность к тому, что мы называем «хорошее» и неприятие того, что мы называем «плохим».

Привязанность (страстное желание) относится к одному из трех ядов, приковывающих человека к непрерывной череде рождений и смертей: Колесу Перерождения.Яды эти: страстное желание, невежество и ненависть. Они отравляют наше сознание, поэтому мы не способны видеть истину.Проблема человека заключается в том, что он так поглощен удовлетворением своих бытовых иллюзорных желаний, настолько погряз в своих ничего не стоящих повседневных делах, которые он ошибочно считает чем-то невероятно важным, что теряет напрасно время пребывания в драгоценном воплощении.

Единственное желание, не приносящее страдания, не вызывающее ответной реакции, привязывающей нас к этому миру, уходит за пределы материального мира – это желание полного освобождения.

Другая причина страдания – это кармические реакции, то есть результат наших прошлых действий.Считается, что на каждое совершенное действие мы рано или поздно получаем ответную реакцию: или в этой жизни, или после обретения тела в будущей жизни.Обретение нового тела именуется реинкарнацией.

Буддийская теория реинкарнаций отличается от такой же теории в индуизме. С точки зрения индуизма существует череда «рождений» и «смертей», то есть существо/душа приходит в этот мир, находится в нем какое-то время, а потом уходит.Согласно буддийскому учению (направления Тхеравада или Хинаяна) реинкарнацию можно объяснить на таком примере: стеклышки калейдоскопа всегда одни и те же — они не берутся ни откуда, и никуда не исчезают, однако при каждом повороте калейдоскопа проявляется новое изображение.Эти стеклышки и есть наборы элементов, из которых формируется индивид.Они рассыпаются и складываются вновь при каждом повороте калейдоскопа сансарического мира.

Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что результатом наших неблаговидных поступков и страстных желаний станет деградация, выливающаяся в воплощение в существо с более низким уровнем развития.

Возможно ли обрести контроль над желаниями и привязанностями? Да, погасить огонь желаний можно, искоренив привязанности и достигнув состояния освобождения (нирвана, самадхи, недвойственность).Описать состояние нирваны невозможно уже потому, что, во-первых, она есть нечто, полностью противоположное дуккхе (страданию), но это не общепринятый рай для некой конкретной души.И, во-вторых, нирвана влечет за собой прекращение всего известного в мире сансары.То есть она даже не противоположность сансары (как противопоставление добро-зло), а нечто совершенно иное.

В этой связи некоторые люди могут посчитать нирвану чем-то негативным, ведь она отрицает все, что так дорого сердцу большинства обитателей этого мира.Но Учение Будды утверждает, что человек, достигший нирваны, уже при жизни избавляется от иллюзий и заблуждений и от связанных с этим страданий.Он познает истину и освобождается от всего, что угнетало его прежде: от тревог и беспокойства, от комплексов и навязчивых идей, от эгоистических желаний, ненависти, самодовольства и гордости, от давящего чувства долга.Он освобождается от желания что-то получить, он ничего не накапливает – ни физического, ни духовного – поскольку понимает, что все, что может предложить нам сансара, есть обман и иллюзия; не стремится к так называемой самореализации, связанной с отсутствием собственного «я».Он не сожалеет о прошлом, не надеется на будущее, живя одним днем.Он не думает о себе, он преисполнен вселенской любви, сострадания, доброты и терпимости.

Не искоренивший в себе эгоистические устремления, не способен достичь упомянутого состояния. Соответственно, тот, кто его достиг, является существом независимым и свободным.Но это еще не все – он способен видеть нужды других людей, способен разделять чужую боль, помогать жить другим, а не печься исключительно о своем собственном благополучии.

Таким образом, мы разобрали три истины из четырех.

  • Первая Истина – дуккха: «Жизнь есть страдание».
  • Вторая Истина – самудая: «Источник страдания».
  • Третья Истина – ниродха: «Прекращение страдания».

Четвертая благородная истина показывает путь прекращения страданий и тягот этой жизни и представлена как Восьмеричный путь (арья аштанга марга).

  • Четвертая Истина – марга: «Путь, ведущий к прекращению страдания».

Восьмеричный путь Будды

Этот путь состоит из восьми частей и перед названием каждой части используется слово «самьяк». Обычно её переводят как «правильный», но в данном ключе это не совсем верно и неполно.Более близким переводом будут такие слова как: надлежащий, полный, исчерпывающий, целостный, законченный, совершенный.

Самьяк дришти, совершенное видение.

Это часть означает этап первого духовного прозрения и переживания.У разных людей это первое духовное переживание может возникать по-разному.Для одних путь видения начинается как следствие личной трагедии, утраты или несчастья.Вся жизнь разрушается, и на этих развалинах человек начинает задаваться вопросами о смысле и цели бытия, начинает глубже всматриваться в жизнь и размышлять о ней.У некоторых этот этап может наступить как следствие спонтанного мистического переживания.У других людей это может произойти совсем по иному – в результате настойчивой и регулярной практики медитации.Когда человек систематически успокаивает свой ум – сознание становится ясным, мыслей становится меньше, или они не возникают вовсе.Наконец, оно может возникнуть – по крайней мере, у некоторых – из всей полноты жизненного опыта, особенно когда человек становится старше и обретает зрелость и мудрость.

Что такое совершенное видение? Можно сказать, что это видение природы бытия.Это, прежде всего, видение нашего подлинного состояния в настоящее время: состояния привязанности к обусловленному бытию, символом которого является колесо сансары.Это еще и видение нашего потенциального состояния: будущего состояния просветления, символами которого являются Будда, мандала пяти Будд и чистая земля (мир, где самосовершенствование стоит на первом месте).И, наконец, это видение пути, ведущего от первого состояния ко второму.

Самьяк санкальпа – совершенное намерение, чувство.

Большинство практиков, обретя первое постижение и развивая его некоторое время, оказываются в непростом положении: они понимают истину рассудком, могут о ней говорить, читать лекции, писать книги, и все же они не способны осуществить её на практике.Может возникнуть такое ощущение: «Я знаю это точно, вижу ясно, но не могу претворить в практику».Поднявшись на несколько сантиметров, он тут же срывается, и кажется, что срыв отбросил его на несколько километров.

Мы можем говорить, что что-то знаем, но знаем это только рассудком, это знание теоретическое.Пока сердце остается в стороне, пока мы не чувствуем то, что понимаем, то есть пока не участвуют в процессе наши чувства, никакой духовной жизни нет, как бы активно ни работал наш мозг, как бы ни велик был интеллектуальный потенциал.

Совершенное чувство отображает введение совершенного видения в нашу эмоциональную природу и последующее её коренное изменение.Это означает осознанное преодоление отрицательных эмоций, таких как вожделение, злость и жестокость и культивация таких позитивных качеств как даяние, любовь, сострадание, сорадование, спокойствие, доверие и преданность.Отметим, что большинство перечисленных чувств являются общественными: они затрагивают других людей и возникают в ходе межличностных отношений.Поэтому так важно, чтобы в обществе, в котором мы находимся, мы постоянно взращивали правильный дух.

Самьяк вача – совершенная речь.

В данном случае речь идет о нескольких последовательных уровнях общения: правдивости, дружелюбия, полезности и способности приводить к согласию.Прежде всего, совершенная речь и идеальное общение отличаются правдивостью.Как правило, мы любим слегка отступить от истины: добавить лишних подробностей, преувеличить, преуменьшить, приукрасить.Действительно ли мы знаем, о чем думаем и чувствуем? Большинство из нас живут в состоянии умственной путаницы и хаоса.При случае мы можем повторить то, что слышали или читали, можем воспроизвести это при необходимости.Но при этом мы не понимаем того, что говорим.Если мы хотим говорить правду в более полном смысле, следует прояснить свои мысли.Нужно сохранять пристальную осознанность и знать, что у нас внутри, каковы наши мотивы и побуждения.Говорить правду – значит быть самим собой: то есть посредством речи выражать то, что мы собой представляем в действительности, что мы подлинно знаем о себе.

Также важно разговаривая с человеком, поднимать его на новый уровень бытия и сознания, а не опускать вниз, в этом заключается полезность речи.Нужно стараться видеть хорошую, светлую, позитивную сторону вещей, а не заострять внимание на негативном.

Совершенная речь способствует согласию, гармонии и единству.Это взаимная помощь, основанная на взаимной правдивости, на осознании жизни друг друга и нужд друг друга и ведущая к взаимному самоопределению.Когда совершенная речь достигает гармонии, единства и преодоления, она одновременно достигает своей вершины – молчания.

Самьяк карманте – совершенное действие.

Согласно учению Будды, в том виде, как оно сохранилось в традиции любой школы, правильность или неправильность действия, его совершенство или несовершенство, определяется состоянием ума, в котором его совершили.Иначе говоря, важен нравственный критерий.Вести нравственную жизнь – значит действовать, исходя из самого лучшего, что в тебе есть: из самого глубокого знания или проникновения в суть, из самой самоотверженной любви и самого чуткого сострадания.То есть это не просто внешнее действие, оно также согласуется с совершенным видением и чувством (намерением).
Совершенное действие – это еще и целостное действие, то есть деяние, в котором человек участвует полностью.Большую часть времени в действии принимает участие только какая-то наша часть.Бывает, что мы полностью погружены в какое-то занятие.В это мгновенье вложена каждая капля нашей энергии, усилия, рвения, интереса.В эти моменты мы узнаем, что способны отдаваться действию целиком и полностью.В такие моменты мы испытываем удовлетворение и покой.

Самьяк адшива – совершенный образ жизни.

В этом разделе в большей части рассматривается способ получения средств на существование.В текстах приводится много слов Будды о совершенном способе зарабатывать на жизнь.В первую очередь эти объяснения касаются воздержания от некоторых профессий (например, торговля живыми существами, а также связанные с мясом и различными наркотиками, изготовлением оружия, гаданием и предсказанием судьбы).Рекомендуется зарабатывать столько денег, чтобы хватало на очень скромную жизнь, а остальное время уделять саморазвитию, духовной практике и распространению знаний.

Самьяк вьяяма – совершенное усилие.

Духовная жизнь – это активная жизнь, однако не праздное времяпрепровождение.Это трудный и суровый путь.Совершенное усилие заключается в непрестанной работе над собой.Человек берется за дело с энтузиазмом, но очень часто это дело скоро приедается.Энтузиазм испаряется будто его и не было вовсе.Происходит это потому, что внутренние силы инерции, которые сдерживают нас и тянут вниз, чрезвычайно велики.Это касается даже такого простого решения, как встать утром пораньше, чтобы заняться практикой.В начале мы можем принять такое решение, и нам удастся это несколько раз.Но через некоторое время появляется искушение и возникает душевный конфликт: вставать или оставаться в теплой постели.В большинстве случаев мы проигрываем, так как силы инерции очень велики.Потому очень важно разбираться с собой, узнавать, что такое ум и что в нем содержится, как он работает.Для этого необходима большая честность, по крайней мере, по отношению к себе.Чтобы в ум не проникли еще не возникшие неискусные мысли и не овладели им, необходимо быть бдительным по отношению к чувствам и уму, то есть «охранять врата чувств».Мысли обычно застают нас врасплох – мы даже не замечаем, как они приходят.Мы не успеваем опомниться, а они уже в самом центре ума.

Рекомендуется предупреждать и устранять негативные состояния ума и развивать благие, далее сохранять те высшие состояния, которые мы развили.Очень легко откатиться назад: если прекратить практику на несколько дней, можно обнаружить себя на том месте, с которого мы начинали несколько месяцев назад.Если же прилагать усилия, то в конце концов достигается стадия, начиная с которой двигаться вспять уже не возможно.

Самьяк смрити – совершенная осознанность.

Наш ум очень легко сбить и увести в сторону.Мы легко отвлекаемся, потому что наша сосредоточенность очень слаба.Слабость нашей сосредоточенности объясняется тем, что у нас нет никакой главной цели, которая оставалась бы неизменной в суматохе всех разнообразных дел.Мы все время переключаемся с одного предмета на другой, с одного желания на другое.Внимательность (сосредоточенность) – состояние памятования, неотвлечения, постоянства.Мы должны учиться смотреть, видеть и осознавать и благодаря этому становиться чрезвычайно восприимчивыми (это осознание вещей).Все больше осознавая свою эмоциональную жизнь, мы замечаем, что неискусные эмоциональные состояния, связанные со страхом, вожделением, ненавистью, начинают отступать, тогда как искусные эмоциональные состояния, связанные с любовью, покоем, состраданием, радостью, становятся более чистыми.Если вспыльчивый, гневливый человек начинает развивать осознанность чувств, через некоторое время практики он начинает осознавать свой гнев прежде того, как разгневается.

Если мы слышим неожиданный вопрос «О чем ты сейчас думаешь?», часто вынуждены ответить, что и сами не знаем.Это происходит потому, что мы часто не думаем по-настоящему, а просто позволяем мыслям протекать через свой ум.В результате осознанности ум становится безмолвным.Когда исчезают все мысли, оставив только чистое и ясное сознание, начинается подлинная медитация.

Слово самадхи означает состояние твердой устойчивости и неподвижности.Это устойчивое пребывание не только ума, но и всего нашего существа.Это слово можно также трактовать как сосредоточенность и однонаправленность ума.Однако это много больше нежели хорошее сосредоточение.Это кульминация всего процесса изменения от непросветленного состояния к просветленному.Это полное наполнение всех сторон нашего существа совершенным видением.На этом этапе происходит достижение более высокого уровня бытия и сознания.

Рассмотрев внимательно все элементы Восьмеричного Пути, мы можем понять, что человек, вступивший на путь самосовершенствования, поступает иначе, чем человек, отдавшийся круговороту сансары.Преображается его повседневная жизнь, ощущения, восприятие, изменяется отношение к своим жизненным задачам и окружающим его живым существам.

Также важно помнить, что путь – это совокупный процесс: мы постоянно следуем всем стадиям восьмеричного пути.Мы развиваем совершенное видение, что-то открывается внутри нас и это воздействует на наши чувства, преображая их и развивая совершенные грани.Совершенное видение проявляется в нашу речь, воздействуя на неё так, что она становится совершенной.Наши действия также испытывают влияние.Мы изменяемся во всех отношениях, и этот процесс продолжается.

Последователи разных духовных школ и направлений по-своему осуществляют практику учения, однако все они сходятся в отношении к сформулированным четырем благородным истинам и частям Восьмеричного Пути.Жизнь для каждого закончится одним и тем же – таинством смерти.Будда говорил, что тот, кто прежде смерти сумел преодолеть три яда — страсть, гнев и невежество – не должен бояться ни этого момента, ни того, что ждет за ним.Такой человек больше не будет страдать.Его разум перейдет на более высокий уровень существования.

Посредством изучения и практики этих глубоких наставлений важно получить опыт ясного и недвойственного восприятия, научиться поддерживать это состояние и использовать свою энергию, время и жизнь в разумных целях. Разумность определяется каждым самостоятельно, однако примеры учителей прошлого демонстрируют нам альтруизм, самопожертвование и сострадание к окружающим: менее просветленным и реализованным.

Ведь самое большое счастье – когда окружающие живые существа обретают покой, гармонию, определенную реализацию и постижения, перестают ограничивать себя своим телом, окружающей материальностью, жаждой, зависимостью и болью.Становятся свободными и счастливыми, что дает уже возможность им самим передавать эти знания и опыт дальше.Таким образом, совершенствуя, гармонизируя и оздоравливая общество и весь мир вокруг.

используемая литература:
Корниенко А.В.»Буддизм»
Сангхаракшита «Благородный восьмеричный путь Будды»

Кратко о восьмеричном пути в буддизме — 8 шагов к просветлению

Здравствуйте, дорогие читатели.

В прошлый раз вы познакомились с буддизмом, а сегодня мы с вами продолжим тему и поговорим о восьмеричном пути в буддизме.

Когда исторический Будда достиг просветления, он задумался над тем, как поделиться знаниями с другими.Вскоре он прочитал первую проповедь и изложил основы своего учения – Четыре благородных истины.Он также объяснил природу и причину страданий и сообщил, что есть средство для избавления от них – Восьмеричный путь.Это общему для большинства буддийских традиций элементу посвящена эта статья.

Благородный восьмеричный путь – это руководство для исследования и практики областей этой религии.Того, кто отправляется в такое путешествие, ждет великая мудрость, которую можно испытать и проверить в повседневной жизни.Практика помогает увидеть бытие реалистично, без заблуждений, наполняющих разум и создающих шум и тоску, и в целом оказывает благотворное действие.

Описание и аспекты

Говоря кратко о Восьмеричном пути в буддизме, следует сразу отметить, что он не линеен.То есть его нельзя представить в виде процесса последовательного обучения.Скорее, он символизирует собой восемь аспектов жизни, которые интегрированы в повседневную деятельность последователя.Многие его области нельзя изучить полноценно, не практикуя другие.

Название каждого этапа начинается со слова «правильный».Но значение этого определения несколько отличается от привычного.Для буддиста – это, скорее, «целостный» или «знающий».

Восьмеричный путь состоит из следующих элементов, определяемых как «правильные»:

  1. Видение (понимание).
  2. Намерение.
  3. Речь.
  4. Действие.
  5. Источник средств к существованию.
  6. Усилия.
  7. Самоосознавание.
  8. Концентрация.

Правильное видение

Это поддержка мудрости, которая в этом случае означает понимание вещей такими, какие они есть на самом деле.Видение – не просто интеллектуальное представление.Понимание для буддиста означает доскональное проникновение в суть Четырех благородных истин.

Глубокое соприкосновение с реальностью, когда человек знает, что происходит внутри и снаружи него – это путь к освобождению от страданий, вызванных неправильными суждениями.Эта способность проникновения в сущность дарит покой и любовь.

Правильное намерение

Это второй этап, на котором происходит становление в качестве приверженца пути.Видение помогает понять, что такое настоящая жизнь и из чего состоят насущные проблемы.А намерение исходит из сердца и подразумевает признание равенства всей жизни и сострадания к ней, начиная с самого себя.

Так, собираясь забраться на высокую гору, нужно знать о ландшафте, препятствиях, других членах команды и необходимом снаряжении.Это видение.Но забраться на гору можно только при желании и страсти к восхождению.Это намерение.Гора в этом случае – символ путешествия по жизни.

Правильная речь

Человек склонен недооценивать силу произносимого слова и часто сожалеет о поспешно сказанном.Почти каждый испытывал разочарование, связанное с резкой критикой, и воодушевление, услышав похвалу в свой адрес.

Целостная речь предполагает признание истины, а также осознание влияния пустых сплетен и повторяющихся слухов.Вдумчивое общение помогает объединиться и устранить раздоры.Решение навсегда отказаться от недоброжелательных или гневливых речей позволяет развиться духу размышления, что приближает к повседневной сострадательной жизни.

Правильное действие

На этом этапе необходимо научиться принимать этический подход к жизни, признавать других и мир вокруг.Сюда включается и отказ от того, чего не дано получить, и уважение к соглашениям, заключаемым как в личной, так и в деловой жизни.

Целостное действие также охватывает пять заповедей Будды:

  1. Не убивать.
  2. Не красть.
  3. Не лгать.
  4. Не совершать сексуального насилия.
  5. Не принимать наркотики или другие токсические вещества.

Этот этап включает и целостный подход к окружающей среде, когда по возможности предпринимаются действия с целью защиты мира для будущих поколений.

Правильный источник средств к существованию

Если в работе нет уважения к жизни, это будет препятствием для прогресса на духовном пути.Буддизм способствует принципу равенства всех существ.Поэтому последователю этой религии не рекомендуется владеть магазином спиртных напитков, оружейной лавкой или работать мясником.Не поощряется и работорговля.

Будда был также против практики гаданий, поскольку она дает предположения о фиксированном будущем, а суть учения заключается в том, что грядущее создается тем, что мы делаем сегодня.

Правильный источник средств к существованию подразумевает, что буддист должен заняться каким-либо делом в религиозном сообществе, на рабочем месте или дома, служить обществу.Почти во всех общинах у монахов есть ежедневные обязанности, которые напоминают об этом этапе Восьмеричного Пути.

Правильное усилие

Это сбалансированное развитие энтузиазма и позитивного отношения, которое приветствует ясные и честные мысли и отвергает ревность и гнев.Подобно струнам музыкального инструмента, усилия не должны быть слишком напряженными, слишком нетерпеливыми, слишком слабыми.Если они целостные, то всегда приводят к стабильной и жизнерадостной решимости.

Правильное самоосознавание

Эта концепция несколько сложнее для понимания и зачастую включает изменение мышления.Она означает восприятие и концентрацию на моменте.Чтобы понять этот этап Восьмеричного пути и его смысл, попробуйте представить себя во время поездки.Слышен шум машины, видны здания, деревья, ощущается движение, появляются мысли о тех, кто остался дома.Так происходит с большинством моментов жизни.

Самоосознавание просит ощутить само путешествие, сохраняя сосредоточенность.Это не попытка исключить мир, скорее, наоборот.Осознавая момент и свои действия, человек понимает, что его контролируют старые шаблоны и привычки, а страх перед грядущим ограничивает действия в настоящем.

Правильная концентрация

Как только ум очистится, можно будет сосредоточиться для достижения желаемого.Концентрация заставляет разум сфокусироваться на объекте, таком как цветок или освещенная свеча, или таком понятии, как любящее сострадание.Это формирует следующую часть процесса медитации.

Самоосознавание и концентрация учат разум видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, в противовес привычному.Одновременно они ведут к спокойствию и ладу с миром.Пребывая в настоящем моменте и умея сосредоточиться на нем, можно ощутить радость.Освобождение от контроля прошлых болей и будущих игр разума – это и есть способ избавления от страданий.

Значение пути

Этот элемент считается самым важным в учении Будды.Только с ним Дхамма (простая, неискаженная правда) становится доступной в виде живого опыта.Без восьмеричного пути она будет просто оболочкой, сборником доктрин, лишенным внутренней жизни.Без него полное спасение от страданий стало бы просто мечтой.

Высшие этапы пути пока могут казаться далекими, а требования практики – трудными для выполнения.Но все, что нужно для достижения, уже под рукой.Восемь аспектов всегда доступны – их можно зафиксировать в уме посредством решительности и усилий.

Начинайте с выяснения взглядов и разъяснения намерений.Затем очищайте свое поведение – речь, действие и средства к существованию.Принимайте эти меры в качестве фундамента и действуйте энергично и внимательно к совершенствованию концентрации и понимания.Остальное – вопрос постепенной практики.

Для одних прогресс будет быстрее, для других – медленнее.Освобождение – это неизбежный плод труда при настойчивой практике.Единственные требования для получения результатов – это начать и продолжать.Если они будут выполнены, нет сомнений в том, что цель будет достигнута.

Заключение

На этом пора попрощаться, уважаемые читатели.Следуйте этапам Восьмеричного пути и не забывайте делиться обретенными знаниями со своими друзьями!

Если статья была полезна для вас, рекомендуйте ее в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

Восьмеричный Путь


(санск.арья ашпанга марга), также называют Благородный Восьмеричный Путь — набор методов данных Будда для достижения Просветления или прекращения страданий.

Восьмеричный путь может практиковаться как монахами, так и мирянами в обычной жизни и поэтому иногда называется Срединным путем, так как на нем нет крайностей.

Понятие восьмеричного пути

После достижения Просветления примерно в 5 веке до нашей эры Будда дал первые поучения, в которых рассказал Четыре благородные истины, которые стали основой мировоззрения буддистов всех направлений, традиций и школ.

Четвертая истина говорит о том, что есть путь прекращения страданий.Это и есть Восьмеричный путь — набор методов, которые Будда давал после первого поучения.

Этапы Восьмеричного Пути

Восьмеричный путь предполагает три этапа

  • мудрости (санкс.праджня)
  • нравственности (или соблюдения обетов, санск.шила)
  • сосредоточения (санск.самадхи) — то есть психопрактики.

Первый включает в себя две ступени, остальные по три, всего восемь ступеней.

Этот путь называют также постепенным, так как в нем развитие происходит постепенно, как объяснял Будда: «Сначала следует утвердиться в благих состояниях, то есть в очищении моральной дисциплины и правильных взглядах.

Затем, когда моральная дисциплина очищена, а взгляды выпрямлены, следует упражняться в четырех основах внимательности»Сутта нипата 47.3..Имея «правильное намерение» легко выделить время в «правильном поведении» для «правильного сосредоточения» (медитации).

По мере углубления медитации (правильного сосредоточения) растет все большее убеждение в правильности Учения Будды (правильного воззрения), тогда практика медитации (правильное сосредоточение) не прекращается даже в повседневности (правильное поведение).

Таким образом все элементы пути важны и взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правильное воззрение

Путь начинается с «правильного воззрения» — понимания Четырех Благородных Истин, которое приводит к размышлениям о взаимозависимом существовании, и уме как единственной реальности, в которой возможно освобождение.

Путь к освобождению лежит в сознании — это преодоление неведения и порождаемых им омрачений посредством мудрости.

Правильное намерение

Постигнув посредством Правильного воззрения, что источник страдания находится в его сознании, человек должен изменить свои желания-намерения и привычки.В буддизме рекомендуется изменить в своём сознании следующие намерения: намерение чувственных наслаждений заменить на непривязанность к мирским вещам и посвящение себя духовному пути; намерение злобы заменить на доброжелательность; намерение вреда или жестокости к окружающим заменить на сострадание.По мере углубления практики и осознания изменчивости бытия, зависимость от наслаждений, богатства, власти и славы отпадает сама собой.Воспринимая мир как целое, последователь Буддадхармы переживает чувство единства с ним и всеми существами, что побуждает к доброжелательности и состраданию.

Нравственность

В буддистской этике зафиксированы Пять Заповедей:

не лги, не убивай, не бери чужого, что не было дано, не причиняй вреда путем полового насилия, не употребляй наркотических веществ.

Соблюдение этих Заповедей ведёт к благополучию на всех уровнях.Моральная дисциплина — основа для всего дальнейшего пути совершенствования в сосредоточении и мудрости.

При дальнейшем углублении осознавания запреты, служащие для сдерживания аморальных действий в начале Пути, переходят во внутреннюю потребность приносить благо, учитывать чувства других существ.

Правильная речь

  • воздержание от лжи;
  • воздержание от речей, сеющих распри ;
  • воздержание от грубых слов;
  • воздержание от пустословия.

Правильное поведение

  • Воздержание от желания убивать других существ, от убийства как ремесла.
  • Воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр.
  • Воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования и пр.Для посвящённых в духовный сан — соблюдение целибата, обета безбрачия.

Правильный образ жизни

Здесь внимание обращено на способы получения средств к существованию, поскольку труд занимает важное место в жизни человека.Следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями.

Так говорится, что необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности: — связанными с торговлей живыми существами, людьми или животными: работорговля, проституция; — так или иначе связанными с изготовлением и продажей оружия и инструментов для убийств.

Но буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создаёт предпосылки для них;

-связанными с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство живых существ; — связанными с одурманивающими веществами: производство и торговля алкоголем, наркотиками; — любая деятельность, связанная с обманом, накоплением богатства неправедными и преступными путями: гадание, мошенничество.

Правильный образ жизни предполагает независимость от материального, разумную, здоровую жизнь без излишеств и роскоши, благодаря чему можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий.

Сосредоточение

Правильное усилие

Приходится непрерывно совершенствоваться, постоянно стремиться к освобождению от жестких идей и убеждений.Поскольку ум не может оставаться пустым, его стоит стремиться заполнять позитивными идеями, закрепляя их в уме.Такое четырёхстороннее постоянное старание признается правильным.

Правильное направление мысли

тело — как тело, ощущение — как ощущение (чувства), ум — как ум, состояние сознания — как состояние сознания (*на пали здесь используется термин dhammesu) Вместо «Это — я», или «это — мое» Иначе тело, ум, ощущения и умственные состояния воспринимаются как нечто постоянное и ценное.Отсюда появляется чувство зависимости от них, переживание несчастья.

Правильное сосредоточение

Они ведут к прекращению страданий — к личному Освобождению, или Малой Нирване, которую выражает состояние архата.

Литература: Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П.и др.Буддизм: Словарь / Под общ.ред.Н.Л.Жуковской, А.Н.Игнатовича, В.И.Корнева.— М.: Республика, 1992.— 288 с.Жуковский В.И., Копцева Н.П.Искусство Востока.Индия: Учеб.пособие.— Красноярск: Краснояр.гос.ун-т, 2005.— 402 с.Лысенко В.Г.Ранний буддизм: религия и философия.Учебное пособие.— М.: ИФРАН, 2003.— 246 с.Роберт Ч.Лестер Буддизм/Религиозные традиции мира.Том 2 — М: Крон-пресс.1996 г.Стр.324

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
1058
Предыдущая статьяРецепт миндального молока
Следующая статьяШанка пракшалана

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here