Тип доши

Рассмотрим подробнее тему: Тип доши - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
158

Доши в Аюрведе.Общая информация

А юрведа является самой древней из всех медицинских систем, когда-либо существовавших и существующих на Земле.Её область не ограничивается только знаниями о здоровье и лечении заболеваний, но также включает в себя данные об устройстве и строении мира и даже поднимает вопросы духовности и нравственности, согласуясь с принципами Вед.Основные аюрведические тексты утверждают, что изначально они были поведаны самим Брахмой — Богом-Творцом; принципы Аюрведы часто встречаются в текстах Атхарваведы, а также её крупицы можно найти и в Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Махабхарате, называемой «пятой Ведой».

Аюрведа дала зачатки для появления многих других направлений медицины в Индии — широко известной Тибетской, а также Сиддха — и Юнани-медицин, базирующихся на её принципах, которые разительно отличаются от принципов других методов врачевания — традиционной (западной) медицины и медицины нетрадиционной.В отличие от современной медицины, Аюрведа не ограничивается лишь лечением симптомов и последствий заболеваний и не использует на практике ненатуральные, неприродные и вредные для человеческого организма вещества, дающие множество побочных эффектов.От нетрадиционных же методов лечения Аюрведа отличается наличием научного базиса и проверенного тысячелетней практикой опыта исцеления.

Все знания Аюрведы основываются на уникальном фундаменте, который издревле является их неизменным стволом, с течением веков обросшим многочисленными ветвями новых открытий, методов и рецептов.Этой непоколебимой основой является концепция о «Тридоша».Тридоша — это три основных составляющих, которые образуют материальное тело человека.Три Доши, именуемые Вата, Питта и Капха, — это субстанции, появляющиеся из различного сочетания Первоэлементов.Всего есть 5 Первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, и из них формируется всё существующее в нашем мире.Первоэлементы образуются из Первокачеств и их комбинаций: Звука, Шершавости, Формы либо Цвета, Вкуса и Запаха.Эфир образуется чисто из Звука (считается, что именно звук порождает Вселенную), Воздух — из Вкуса и Шершавости и так далее (суммируясь в перечисленном порядке), заканчивая Землёй, состоящей из всех Первокачеств.

Первоэлементы в мире сложно найти в чистом виде, так как они в основном проявляются в сочетаниях различных комбинаций, принимая совершенно разные качества и характер влияния.Поэтому для удобства их рассмотрения и описания и была введена концепция Дош — основных видов сочетаний первоэлементов.И хотя в каждой из Дош присутствует каждый из 5 Первоэлементов, Доши характеризируются по количественному преобладанию каких-то двух из них: Вата-Доша являет собой сочетание Эфира и Воздуха (то есть в ней присутствуют все 5 первоэлементов, но с наибольшими долями Эфира и Воздуха), Питта-Доша – сочетание Огня и Воды, и Капха-Доша – сочетание Воды и Земли.

Доши в Аюрведе, первоэлементы

Взаимодействуя между собой и постоянно меняясь, Доши образуют наше тело и обеспечивают все его физиологические процессы.Понятие «Доша» происходит от санскритского слова «Душ» — ‘вредить, причинять вред’ — и означает “то, что выходит из себя”.Как же наше человеческое тело может строиться из того, что «вредит и выходит из себя»? Ответ Аюрведы очень лаконичен и к тому же поучителен: в состоянии равновесия Доши образуются и исчезают в полном балансе, а в состоянии «Копа» (гнев) их баланс теряется, и они действуют негармонично, инициируя патологические процессы и разрушая тем самым тело.В данном постулате можно обнаружить тонкий философский подтекст: когда человек совершает Ви-Карму (нежелательные действия, противоречащие Дхарме и Божественным Законам), Доши «злятся» и уничтожают его тело за неподобающие, неверные поступки, указывая на то, что он совершает ошибки или двигается по неверному пути; когда же человек совершает Карму (действия согласно Дхарме, соответствующие священным писаниям и соблюдающие здоровые принципы), Доши поддерживают его состояние и здоровье.Процесс образования человеческого тела из «потенциально вредных» Дош в аюрведических текстах сравнивается с тем, как «ядовитые черви рождаются из яда», подразумевая под этим неординарным высказыванием то, что, как яд (отходы, испражнения и прочее), в котором рождаются ядовитые черви, не вредит им самим и поддерживает их существование, так и Доши, порождающие существование человека, не страшны для него, если он не противоречит их природе.

Итак, Доши в непрерывном процессе рождаются, образуют наше тело, обеспечивают обмен веществ и также покидают тело, затем заново появляясь и исчезая.Каждая из трёх Дош отвечает за определённые процессы в организме и соучаствует в деяниях двух других Дош (то есть Доши в организме действуют сообща и никогда не противоречат друг другу).Вата (Вайю — ‘ветер’) представляет собой телесный воздух, Питта (Тап, Тапас — ‘жар, огонь’) является трансформирующей субстанцией, а Капха (‘слизь’) образует форму тела и его содержание.Все три Доши присутствуют в каждой части, органе и клетке нашего тела, однако, каждая из них имеет области, в которых она доминирует.

Вата-доша локализуется в нижней части тела, от пупка до пят, Питта-Доша преобладает в пупочной области, от пупка до зоны верхушки сердца, и Капха-доша – в верхней части тела, от сердца до макушки.

Вата-доша, в которой преобладает элемент Воздуха, осуществляет все двигательные процессы — телодвижения, циркуляцию жидкостей (крови и лимфы), коммуникацию органов, пульс, дыхание.Также важной функцией Ваты является раздувание Агни — пищеварительного огня.Кроме того, именно под действием Ваты при зачатии сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, зарождая новую жизнь.

Питта-доша, в которой преобладает элемент Огня, обеспечивает метаболизм — обменные процессы в теле, переваривание пищи, трансформацию телесных тканей и поддержание температуры тела.

Капха-доша, в которой преобладает элемент Воды, формирует наше тело и его массу, поддерживает уровень жидкостей, смазывает суставы, обеспечивает стабильность, связь органов.Капха также играет важную роль в процессе пищеварения, контролируя активность пищеварительного огня, не давая ему разгораться сильнее необходимого.

Чакры, ведическая культура

Совместные действия Дош можно наглядно увидеть на примере, сравнивающем процесс пищеварения с приготовлением пищи на огне: огонь (Питта), греющий котёл, разжигается и поддерживается при помощи воздуха (Вата), а водой (Капха) регулируется его равномерное горение, предотвращая пожар.

Доши в телах разных людей проявляются с разной силой, и их уникальное сочетание в каждом из нас обуславливает нашу индивидуальную конституцию.Во врождённой индивидуальной конституции Доши могут находиться в теле как в равном процентном соотношении (Вата = Питта = Капха), так и преобладать над другими, что будет нормой для этого конкретного человека.Когда каждая из Дош находится в своём балансе (то есть своевременно и в достаточном количестве формируется, действует и покидает тело), то человек здоров, хорошо себя чувствует и активно исполняет свои обязанности.При неправильных действиях или образе жизни человека Доши могут увеличиваться или уменьшаться, нарушая индивидуальный баланс организма.

Чтобы понять, является ли определённая Доша — Вата, Питта и Капха — доминирующей в вашей конституции, либо она изменила своё количество, выйдя за пределы своих норм, что является патологией и говорит о дисбалансах в организме, нужно знать характеристики и свойства Тридоша.

Характеристики Дош: Вата, Питта и Капха

Вата находится в постоянном движении, её называют «Анилла» — ‘то, что никогда не стоит на месте’.

Сухость.Основным качеством Ваты является сухость.Сухость может проявляться как сухая кожа, волосы, сухость (чёрствость) характера.Сухие субстанции абсорбируют влагу, следовательно, люди Ваты нуждаются в жидкости, масле, смазке, ровно как и их психика нуждается в эмоциональной поддержке, наполнению чувствами извне, при этом сами они не склонны делиться своими эмоциями.

Лёгкость.У людей с преобладанием Ваты наблюдается малый вес, некоторая слабость и немощность, высокий тон голоса.Лёгкость Ваты привносит в характер лёгкость на подъём, беззаботность, легкомысленность, способность резко изменять направления и решения.

Хладность.Холод — одно из превалирующих свойств Ваты; оно может выражаться в мерзлявости, холодных конечностях, скованности.В эмоциональном плане Вата проявляется в равнодушии и беспристрастном отношении.Красоте предпочитается функциональность.

Чистота, прозрачность и тонкость.Вата придаёт лицу мелкие черты, коже — тонкость, прозрачность, а также утончённость как на уровне тела, так и ума.Вата-доше характерна аккуратность, детальность, быстрота реакций и чуткость к изменениям.

Грубость.Грубость Ваты ощущается в шершавой коже, неровностях, трещинах, сухих и грубых на ощупь волосах, угловатом телосложении.В отношениях грубость может подразумеваться не только в своём основном значении, но и в негибкости, отсутствии обходительности и деликатности.

Подвижность.Вата всё время находится в движении, суетлива, хаотична, нестабильна и неустойчива: бегающий взгляд, быстрая речь, дрожь в теле, беспокойство.Людей с высокой Ватой легко испугать, сбить с толку, смутить и расстроить.Для Ваты характерна паника, тревога, запинки в речи и заикание.

Доши в Аюрведе

Питта — единственная субстанция в теле, способная осуществлять процессы трансформации, благодаря её огненной природе.

Горячесть.Из всех трёх Дош только Питте присуще горячее свойство, тепло и жар.Под воздействием Питты тело становится тёплым и мягким на ощупь, а кровь — горячей.Питта привносит в характер темпераментность, пылкость, страстность, но также желчность и раздражительность.Жар провоцирует расширение, и Питта, не терпящая границ, стремится выйти за рамки, даёт широкое мышление, полёт мыслей.Жар, напор наделяет целеустремлённостью, способностью трудиться не покладая рук.

Влажность.Признаками Питты является влажная, жирная кожа и волосы.В характере проявляется средняя эмоциональность, нежность, преданность и забота, несмотря на жаркие вспышки гнева и агрессии в случае накалённой обстановки.

Острота.Острота Питты выражается в едкости, желчности, интенсивности и активности: сильное пищеварение, активный метаболизм, острая речь.Питта может привносить в характер склонность к критике и обострению ситуаций, к ревности и перфекционизму.

Лёгкость.Как и Вата-доше, Питте присуща лёгкость на подъём.Лёгкость Питты даёт среднее телосложение, ловкость, а также стремление к свободе.

Дурной запах.Питте присущи неприятные запахи — едкий запах мочи, пота.Изначально Питта-доша пахнет сырым мясом или кровью, а при дисбалансах приобретает гнилой оттенок.На характере может отражаться в недовольствии, привычке бурчать, ссориться.

Текучесть.Питта придаёт гибкость как телу, так и характеру: хорошо растяжимые мышцы и подвижные суставы, неплотная кожа, большое количество телесных соков; деликатность, обходительность.

Жидкость.Питта в теле представлена в жидком виде — кровь, желчь, пищеварительные соки.

Капха-Доша (‘то, что объединяет’), отличающаяся тяжестью и стабильностью.Капха связывает все части тела воедино, обеспечивая его фундамент и форму.

Маслянистость.Жирная, лоснящаяся кожа, блестящие густые волосы, большое количество жира в теле, блеск глаз — характерные признаки Капха-доши.Она проявляется спокойствием, мягкостью, лаской, согласием.Маслянистость Капхи также подразумевает доброжелательность, дружелюбие, преданность и привязанность.

Доши в Аюрведе

Холодность.Природа Капхи также холодная, не имеющая огня, что отражается в плохой переносимости холода физического, склонности к застыванию и затвердеванию, а также в спокойствии, апатичности, отсутствии страстей.

Тяжесть.Физически тяжесть Капхи выражается в тяжёлом весе, крупных формах тела и черт лица, неловких размеренных движениях.В характер привносит весомость, убедительность, опытность, основательность и почтенность, чем дорожат и что ценят окружающие.

Тупость.Тупость является противоположным качеством остроты: Капха инертная, медлительная, отстающая, тормозящая движения; в характере — ленивая, унылая, праздная.Она наделяет склонностью не обострять ситуации, сглаживать трения и углы, что проявляется также на физическом плане как крупные черты лица, низкий голос.

Гладкость.Гладкая и глянцевая кожа, округлые формы и плавность являются признаками Капха-доши.Гладкость в характере выражается в деликатности, добродушии, вежливости и лести.

Землистость.Качества земли наделяют Капху плотными, клейкими и липкими свойствами (липкость поверхности кожи, плотность тканей и костей; склонность к привыканию, привязанностям, навязчивости).

Устойчивость.Капха награждает стабильностью в здоровье, психике и отношениях, а также прочностью, надёжностью и невозмутимостью в них.Долговечность, уравновешенность и неизменность, верность и правдивость — характерные черты Капха-доши.

«Подобное усиливает подобное, противоположное — ослабляет»

Знание о качествах Дош полезно для оценки своей индивидуальной природы, помогает понять склонности и возможности как собственные, так и окружающих людей, и прийти к балансу внутреннему и также научиться балансировать с окружающими, учитывая их особенности.Если какая-либо Доша в организме патологически увеличилась или уменьшилась, для её успокоения и приведения их в гармоничное состояние Аюрведа применяет принцип противоположности: восполняет недостающее или убирает избыточное посредством качеств, противоположных качествам Доши, вышедшей из-под контроля.

Излишне сухое, лёгкое, холодное и подвижное качество Вата-Доши балансируется влажностью и маслянистостью, тяжестью, теплом и спокойствием (употреблением в пищу согревающих, тяжёлых и питательных продуктов сладкого, кислого и солёного вкуса, с большим количеством жиров и жидкости, увлажняющих и согревающих специй, масляными массажамии, расслабляющими физическими практиками).

Избыток горячести, остроты, влажности и активности Питта-Доши понижается холодом, притуплённостью, твёрдостью и пассивностью (плотная, охлаждающая, с небольшим количеством мягких специй, не очень маслянистая пища сладкого, горького и вяжущего вкуса, пребывание в прохладном помещении и климате, умеренные физические нагрузки, медитации).

Маслянистость, тяжесть, холодность и устойчивость Капха-Доши уравновешивается сухостью, лёгкостью, теплом и подвижностью (лёгкая сухая тёплая пища острого, горького и вяжущего вкуса, теплый сухой климат, активная деятельность, интенсивные физические практики).

В понимании принципов Дош важно учитывать состояние сознания (Гуна), в котором находится человек, так как оно является определяющим фактором того, какие именно качества Дош будут проявляться.Активность какой-либо Доши также сильно зависит от определённых периодов времени.

Доши в Аюрведе

Доши и время

Независимо от изначальной индивидуальной конституции человека и врождённого соотношения Дош в теле, каждая из Дош может доминировать и оказывать сильное влияние на организм в разные периоды времени.

Вата-доша преобладает в завершающем периоде жизни — в пожилом возрасте и старости, высушивая организм, телесные соки, разрушая кости и другие ткани и принося старческие заболевания.Также Вата активизируется поздней весной и в начале лета, когда преобладает сухая и ветреная погода, а в рамках суток — в конце дня и в конце ночи (именно поэтому подъём до рассвета обеспечивает бодрость на весь последующий день).

Питта-доша соответствует среднему периоду жизни, зрелости — времени активной деятельности и накопления опыта.Сезон Питты — лето и ранняя осень с влажной и тёплой погодой, время суток — середина дня, когда солнце и пищеварительный огонь наиболее активны, а также середина ночи.

Капха-доша доминирует в раннем возрасте — детстве и юности, обеспечивая организму рост и формирование тканей; зимой и особенно в начале весны, принося холод и сырость; в начале дня — утром — и в начале ночи (что помогает быстро заснуть, если ложиться спать через несколько часов после заката).

Знание о пиках активности Дош в определённые временные отрезки и периоды помогает корректировать своё поведение, распорядок дня и питание для поддержания баланса с окружающим миром, так как время и внешнее воздействие существует неотрывно от нас.

Доши и гуны

Как уже говорилось выше, наши материальные тела и физиологические процессы являются результатом совместного творения всех пяти первоэлементов, объединяющихся в Доши.Также важнейшей опорой, обеспечивающей человеческую жизнь, наравне с Дошами является Ум.И если телесная составляющая нашей природы (Деха-Пракрити) обуславливается различными комбинациями Дош, то умственная (Манаса-Пракрити) — комбинациями трёх Гун (качеств материальной природы или состояний сознания, именуемых как Саттва, Раджас и Тамас).

Саттва — благостное состояние сознания, чистое, просветлённое, ясное, адекватное.

Раджас — страсть, активность, возбуждённость, охваченность желанием и эмоциями.

Тамас — состояние невежества, сопровождаемое иллюзиями и ленью, застоями и деградацией.

Именно благодаря воздействию трёх Гун происходит проявление тех или иных характеристик Дош различного характера.Например, у человека, находящегося в Саттва-гуне, Вата-доша будет проявляться такими своими качествами, как ясность, тонкое восприятие, творчество, быстрота, лёгкость на подъём, непривязанность и ненавязчивость.В Раджо-гуне же раскроются такие стороны Ваты, как волнение, хаотичность, незавершённость (в мыслях, речи и делах), переменчивость и неустойчивость.Пребывание в Тамо-гуне привнесёт Вата-доше чёрствость, холодность, грубость, неуверенность, тревожность, панику, вялое пищеварение.Аналогично Саттва, Раджас и Тамас будут влиять на Питта — и Капха-доши, способствуя проявлению их качеств, ведущих соответственно к благости, страсти или невежеству как на уровне Ума, так и отражаясь на физиологии.При этом гуны Раджаса и Тамаса считаются дошами ума (так как «Доша» — ‘то, что вредит’ — может вызывать дисбалансы, и Раджас и Тамас именно к ним и приводят), а Саттва-гуна означает равновесие ума («Суддха Саттва» – ‘чистый ум’) и поэтому не является Дошей, подразумевая состояние баланса и ясности, без изъянов и загрязнений.Следовательно, при наличии дисбалансов Ваты, Питты и Капхи либо при их нежелательных проявлениях целесообразно также стремиться повысить уровень сознания, очистив его от вредоносного влияния Раджаса и Тамаса, устремляясь к Саттвичному состоянию, где будут проявляться лишь лучшие свойства Тридоша, способствуя здоровью физическому и духовному.

Достижение чистой Саттвы можно осуществить посредством Саттваваджайи — обуздания ума.Первыми шагами на пути к благостному и добродетельному сознанию будут:

— на физическом уровне: правильное питание, исключающие продукты, полученные путём насилия.Например, пища из плоти животных содержит в себе все чувства страха, боли, ужаса и отчаяния, которую они испытывали в момент их убиения, и наполняет наше тело и ум энергией смерти.

— на деятельном уровне: правильный распорядок дня, искренние мотивации, посвящение своей деятельности во благо всех живых существ и непривязанность к результату.

И подобно тому, как в буддизме для очищения от омрачений вводятся противоядия от основных «ядов ума» — желаний, гнева и невежества, в Аюрведе применяются «три лекарства» от загрязнений Раджасом и Тамасом: различение — умение отличать плохое от хорошего, полезное от вредного; терпение — спокойное, равностное и терпимое отношение к окружению, стойкость и сила воли; и познание собственной сущности — чёткое понимание ответов на вопросы: «Кто я, зачем я создан, зачем живу и зачем умираю?», стремление заглянуть внутрь себя, прекращение отождествления себя лишь со своим телом и осознание своего единства с Творцом.

Обретению состояния благостности, чистоты, ясности и адекватности Саттвы способствует соблюдение принципов, предписанных на пути йоги, — фундаментальных основ Ямы и Ниямы вкупе с работой над своим физическим и тонким телом посредством асан хатха-йоги, практики пратьяхары (концентрации) и медитации, позволяющих поднять энергию на более высокий уровень и подчинить свой ум.Следование же своей природе, понимание качеств Дош и поддержание их в балансе, несовершение неверных поступков и действий, противоречащих божественным законам, помогает обрести здоровое человеческое тело — нашу временную оболочку, создающуюся пятью первоэлементами и разрушающуюся ими же, управляемую и поддерживаемую Дошами и ими же караемую, служащую нам нашим инструментом для исполнения своего предназначения в этой жизни.

Доши в Аюрведе: определите свой тип, пройдя тест

Почему одни люди более склонны к простудным заболеваниям, другие чаще страдают несварением желудка и нарушениями пищеварительных процессов, третьи постоянно травмируются, а четвертые мучаются сезонными аллергиями? Современные врачи — сторонники классических медицинских теорий не дают на этот вопрос точного ответа.

По Аюрведе же, состояние здоровья организма и его склонность к различным типам заболеваний объясняется взаимодействием особых характеристик — дош.

Понятие доши

Очень условно можно провести сравнительную параллель между средневековым европейским представлением о четырех жидкостях организма и понятием доши.Но если преобладание в организме жидкостей (крови, флегмы, или слизи, желчи и черной желчи) понималось буквально, на физическом уровне, то доши — этот нечто намного большее, более широкое и скорее метафизическое понятие.

В Европе наше понимание темперамента мы увязываем с указанными четырьмя жидкостями и получаем следующие базовые типы характеров:

  • Сангвиник (преобладание крови).
  • Флегматик (преобладание слизи).
  • Холерик (преобладание желчи).
  • Меланхолик (преобладание особой субстанции — черной желчи).

В Аюрведе дело обстоит немного иначе.Здесь все биологические и духовные процессы в организме регулируются и управляются особыми видами энергии, которые по аналогии сравниваются со стихиями, но не являются полным их воплощением.Для определения принадлежности к ним используется специальный тест.

Три типа доши

Существует три основных типа доши:

  • Вата, или ветер.
  • Питта, или огонь.
  • Капха, или слизь.

Определение каждой доши — это полноценная характеристика не только человека, в котором она преобладает, но и список рекомендаций по поведению и питанию, образу жизни этого человека.

Вата отличается повышенной восприимчивостью и тонкой душевной конституцией, они легко расстраиваются и теряют душевное равновесие, сильно переживают даже мелкие бытовые неурядицы.Таким людям нежелательно получать негативную информацию в любом виде, им лучше общаться с приятными доброжелательными людьми, находится в тепле, так как вата не любят холод и сырость.Им полезно купаться под горячим душем, делать теплые ванны, согревать ноги и руки теплыми вещами, использовать теплое питье и пищу.

Вата должны избегать перенапряжения, причем как физического, так и умственного.В питании им важна последовательность и гармония вкусов, нельзя «кусочничать» и есть сухую еду.В продуктах нужно всячески избегать соленого, кислого и горького вкуса.

Чаще всего вата страдают от неврологических проблем и простудных заболеваний, проблем с суставами и костной системой, депрессий, неврозов и бессонницы.

Питта — это стихия огня.Люди этого конституционного типа крайне плохо переносят чувство голода, поэтому должны питаться регулярно и полноценно, но так как питта склонны к перееданию и излишней полноте, им стоит внимательно относиться к выбору продуктов/, избегать жирного и жареного, не употреблять алкоголь и табак.

В спорте питта не нужно слишком много и усердно заниматься, бегать на длинные дистанции.Очень полезно плавание и закаливание при помощи обливания прохладной водой.

Питта подвержены вспышкам гнева и другим негативным реакциям, которые отрицательно сказываются на работе желудочно-кишечного тракта и состоянии нервной системы.Для людей этой конституции свойственны разнообразные сыпи и воспалительные процессы, вызываемые аллергией и нарушением обмена веществ, а также проблемы с суставами.

Люди капха склонны к инертному поведению, поэтому подвижность им очень полезна.Они должны избегать сладкой, острой и соленой пищи, сырой и холодной погоды.Для капха свойственны заболевания органов дыхания, диабет, разнообразными опухолями, скоплениями слизи, гинекологическими заболеваниями.

Этим людям нужны равномерные физические нагрузки, хорошая подвижность, умеренный прием пищи обязательно не на ночь, легкие продукты, не способствующие задержки жидкостей и слизи в организме.Самое опасное для капха — безынициативность и лень, они способны превратить этих людей в хронических больных, подавленных и вялых.

Приведение теста доши и его результаты

В Аюрведе определить тип доши можно при помощи специального теста.В идеале все они должны находится в каждом человеке в равновесии, однако равновесие исключает развитие, движение вперед, поэтому какое-то из свойств всегда преобладает, а остальные находятся в непрерывном движении.При помощи теста можно достаточно быстро и с высокой долей правдивости определить тип человека и «вычислить» его склонности к определенным болезням.

В тест входят характеристики множества физических и душевных свойств человека, которые в совокупности дают возможность выявить его принадлежность к одной из дош, вернее, ее преобладание в организме на данный момент:

  • Телосложение.
  • Состояние кожи.
  • Тип волос.
  • Характеристики зубов.
  • Вес.
  • Форма и размеры носа.
  • Описание глаз.
  • Психические особенности.
  • Отношение к погодным условиям.
  • Наличие запаха тела.
  • Наличие оволосения и его тип.
  • Выбор пищи.
  • Степень выносливости.
  • Реакции при возникновении сложностей.
  • Походка.
  • Аппетит.
  • Пищеварение.
  • Поведение в общении и разговоре.
  • Предпочтение во вкусах.
  • Чувство жажды.
  • Стул.
  • Виды физической активности.
  • Виды умственной активности.
  • Уровень интеллекта.
  • Преобладающие эмоции.
  • Память.
  • Отношение к религии.
  • Сон.
  • Сновидения.
  • Речь.
  • Отношение к деньгам.

Сведя вместе все полученные данные, можно сделать выводы о состоянии характера человека и о том, преобладает ли в нем вата, питта или капха.Нужно сказать, что ни одна из дош в чистом виде не встречается и в любом человеке предстает в сугубо индивидуальном сочетании, что и предопределяет «персональный набор» возможных заболеваний.Но это знание дает и шанс на коррекцию состояния путем влияния на вызывающую нарушения в состоянии здоровья стихию.

Рекомендации по питанию, после того как вы продете тест, можно найти в этой статье — Как правильно питаться по Аюрведе.

А теперь пройдите тест.

Для прохождения теста необходимо оценить насколько каждое из следующих высказываний справедливо по отношению к Вам.

Заполнив таблицу до конца, Вы получите три итоговых числа.Сравнив их, Вы сможете определить свою конституцию (пракрити дошу).

Если количество единиц больше остальных, то у вас превалирует тип Вата, если двоек — тип Питта, если троек — тип Капха.

Если счет для двух дош почти одинаков, то в вашей конституции преобладают две доши.Например, Вата (34), Питта (33) и Капха (15), то у вас Вата-Питта конституция.

Если все суммы одинаковы, то у вас уравновешенная конституция, которая встречается редко.Лучше пройдите тест снова и отвечайте более тщательно.

В аюрведе все люди делятся на 5 основных типов, которые зависят от доминирующего элемента в конституции.Элементы Эфира и Земли считаются пассивными, потому что первый из них инертен, а второй представляет собой твердую основу для всего существующего.К динамичным и активным элементам относят Огонь, Воздух и Воду.На данных 3 элементах базируется теория трех дош.

Вата доша воплощает в себе Эфир и Воздух, Капха представлена Землей и Водой, А Питта – Водой и Огнем.

Концепция трех дош в аюрведе является фундаментальной.В европейской медицине существует теория о том, что человеческую природу можно определить по доминированию крови, желчи или слизи.Однако данная теория является лишь частью многочисленных аюрведических знаний.

Пропорции дош определяются при зачатии и зависят от питания, генетических особенностей, стиля жизни и психологического состояния родителей.Сбалансированная конституция, когда все доши находятся в гармонии, наблюдается редко.Если человеку повезло, то он будет наделен прекрасным здоровьем.Большинство людей рождаются с одной либо двумя доминирующими дошами.Им необходимо корректировать питание и стиль жизни, чтобы добиться хорошего здоровья.

Каждый человек наделен пракрити одной из 7 сочетаний Питты, Ваты и Капхи (П, В, К, ПК, ВК, ВП, Самадоша).

Викрити и пракрити

Сочетание дош, которое закладывается еще до рождения и является уникальной, называют пракрити.Она остается неизменной на протяжении всей жизни.Исключение могут составлять ситуации, когда наблюдаются генные изменения.Однако существует так называемая конституция настоящего – викрити.Она характеризует состояние организма на данный момент.Если здоровье идеальное, то викрити и пракрити совпадают.Однако в большинстве случаев между ними наблюдается значительная разница из-за особенностей питания, эмоционального фона, образа жизни, возраста, воздействия внешних факторов и др.Эту разницу может определить аюрведический врач после тщательного осмотра человека.Узнав разницу между викрити и пракрити, врач может составить детальную программу оздоровления.

Если знать свой тип конституции, то можно определить, какие именно шаги необходимо сделать на пути к здоровью.В этом может помочь аюрведический врач.Однако если у вас нет такой возможности, то можно пройти тест на определение конституции.

Определение доши

Определение доши

Согласно Аюрведе, существует всего 7 типов конституции:

  • Монотипы: Вата, Питта, Капха
    Двойственные типы: Вата-Питта, Питта-Капха, Капха-Вата
    Тройственный тип: Вата-Питта-Капха

Определение доши.Напомним, что у каждого человека присутствуют все 3 доши, но комбинация их у всех разная.Например, у десяти индивидов вата-типа будет 10 разных темпераментов, 10 уникальных наборов качеств и отличительных особенностей.Если мы хотим оставаться здоровыми, насущной задачей является поддержание своей оптимальной комбинации дош.Когда мы поддерживаем эту комбинацию, наше здоровье в порядке, когда баланс нарушается, может возникнуть заболевание.

Пракрити и викрити

Оптимальное количественное соотношение и динамическое сочетание ваты, питты и капхи каждого человека определяется в момент его зачатия генами его родителей, их диетой, образом жизни и эмоциями в момент зачатия.Доши, преобладающие у родителей в момент зачатия, определяют конституцию новой жизни.Если, например, у отца преобладает питта, у матери — вата, причем фактор питты сильнее ваты, а зачатие происходит жарким летом, после употребления пряной пищи, тогда в конституции ребенка будет преобладать питта.Или если оба родителя относятся к капха-типу, употребляют пищу, способствующую увеличению капхи, и зачатие происходит в сезон капхи, то у их ребенка будет преобладать капха.Лишь немногие счастливые люди рождаются с конституцией, в которой в равной степени присутствуют все 3 доши.Такая конституция дает им предрасположенность к исключительно крепкому здоровью и долгой жизни.Однако у большинства преобладает одна или две доши.

Определение доши.Уникальная комбинация трех дош, установившаяся в момент зачатия, именуется «пракрити» , что означает «природа».Пракрити определяет ваш психофизиологический темперамент, конституцию, которая не изменяется в течение всей вашей жизни.В вашей пракрити может преобладать, например, питта, вата быть вторичной, а содержание капхи совсем незначительным (это можно записать как ПВК).Для вас поддержание равновесия означает сохранение этой пропорции.Если ваши вата или капха станут увеличиваться и приближаться по количеству к питте, это не будет способствовать здоровью.

Когда в текстах Аюрведы говорится, что здоровье достигается при уравновешивании дош, это не означает, что вы должны стараться иметь равные количества ваты, питты и капхи.Это означает восстановление и сохранение соотношения дош, имевшего место при вашем зачатии.Эта соотношение является оптимальным для вас.

С изменением условий: погоды, пищи, эмоционального состояния, наличия или отсутствия усталости, стресса, упражнений — комбинация дош в системе ум-тело побуждается к изменениям.Измененное состояние дош, отражающее текущее состояние здоровья, именуется «викрити» .Если у вас превосходное здоровье, текущее состояние ваших дош будет таким же, как и при вашем зачатии, то есть викрити будет тождественна пракрити, но более вероятно, что между ними будет некоторое расхождение.Это расхождение между викрити и пракрити указывает направление лечения, задачей которого будет приближение викрити к пракрити.

Предполагаю, что вам не терпится узнать, какова ваша конституция, так что давайте перейдем к этому.Далее мы более подробно рассмотрим характеристики каждого из конституциональных типов.

Определение доши.Как определить тип своей конституции?

Ниже есть карта самооценки, которая позволит вам определить свою индивидуальную конституцию.Пожалуйста, имейте в виду, что такого рода самооценка даст лишь приблизительные ориентиры.Тонкости психической и физической организации людей крайне многообразны, и их может точно оценить лишь врач, обладающий основательной подготовкой и практическим опытом в области аюрведической диагностики.Так что, пожалуйста, не делайте окончательных выводов о себе лишь на основании этой самооценки — просто используйте эту информацию для лучшего понимания себя и в качестве текущего руководства при планировании диеты, режима тренировок и других сторон своего образа жизни в целях оздоровления.

Карту самооценки нужно заполнить дважды (поэтому лучше сделать с нее несколько копий).В первый раз основывайте свой выбор на том, что наиболее устойчиво соответствует вашему образу жизни на протяжении многих лет.Так вы определите свою пракрити.Затем заполните карту второй раз, учитывая то, как вы себя чувствовали в течение последних одного или двух месяцев.Так вы определите свою викрити, текущее состояние.

Желательно, чтобы супруг или ваш близкий друг подтверждали правильность ваших ответов, поскольку они могут иметь ценные догадки и некоторые объективные наблюдения, которые пригодятся вам при заполнении карты.

Определение доши.После заполнения карты сложите по отдельности отметки, относящиеся к вате, питте и капхе, чтобы определить соотношение дош в своих пракрити и викрити.У большинства людей будет преобладать одна из дош, у немногих будут примерно равные количества каких-либо двух дош, и у еще меньшего числа все 3 доши будут присутствовать в равном соотношении.

Просуммировав цифры, разделите их на наименьший показатель и округлите до целых.Например, предположим, что у вас получилось В=19, П=4, К=9.После деления на 4 и округления получим В5К2П1.

После того как вы определили, какие доши у вас преобладают, вы сможете достичь более глубокого и полного понимания своей конституции при изучении описанных ниже характеристик индивидуальных типов вата, питта и капха.

Определение доши.Карта самооценки для определения конституции

Определение доши.Описание вата-конституции

У людей вата-типа легкие, гибкие тела, относительно хрупкое телосложение, с легкими мышцами и небольшим количеством жира.Поэтому они имеют тенденцию быть стройными или даже излишне худыми.Нередко они кажутся «слишком высокими» или «слишком низкими», или же могут выглядеть физически неразвитыми, иметь плоскую грудь и меньшую силу и выносливость, чем люди других типов.Вены и мышцы у них нередко выделяются на теле.

Кожа у людей вата-типа, как правило, сухая, склонна к шероховатости.Кровообращение слабое, в результате чего руки и ноги нередко холодные.Поскольку вата является холодной, сухой, легкой и подвижной, а людям с вата-конституцией обычно недостает изолирующего материала (подкожной жировой ткани), в холодную погоду они чувствуют себя неуютно, особенно если к тому же сухо и ветрено, и предпочитают весну и лето.

У таких людей аппетит и жажда непостоянные и способность переваривать пищу часто меняется.Их может привлекать вяжущая пища наподобие салатов и овощей, но в действительности они нуждаются в сладком, кислом и соленом вкусах.Сырые овощи увеличивают, а отнюдь не уравновешивают вату.У вата-индивидов нередко бывают расстройства пищеварения и проблемы с усвоением питательных веществ.У них, как правило, скудная моча, кал бывает твердым, сухим и скудным.Одно из наиболее типичных для них недомоганий — запор.

Из всех телесных типов вата-индивиды наиболее склонны голодать или есть очень мало, но в действительности это увеличивает вату и ведет к дисбалансу.

Другими отличительными особенностями, характерными для вата-типа, являются маленькие, глубоко посаженные глаза, которые нередко лишены блеска; сухие, тонкие волосы, обычно волнистые или вьющиеся; сухие, неровные кожа и ногти; похрустывающие и пощелкивающие суставы; неровные, сломанные или выступающие зубы.

Вата-индивиды ходят быстро и всегда спешат.Из-за присущей вате подвижности они не любят сидеть без дела и предпочитают постоянную активность.Им также нравится много путешествовать.Отсутствие занятия является для них наказанием.Их привлекают бег трусцой, прыжки и энергичная физическая активность, но поскольку выносливости у них обычно мало, они могут быстро переутомляться.

Людей вата-типа привлекают частые сексуальные контакты, однако избыточный секс ведет к возбуждению ваты.Вата-индивидам обычно трудно иметь продолжительный половой акт.У мужчин вата-типа относительно чаще бывает преждевременное семяизвержение.

Вата-индивиды спят меньше, чем люди с другой конституцией, и склонны к прерывистому сну или бессоннице, особенно если вата у них выведена из равновесия.Тем не менее, когда они просыпаются, они, как правило, чувствуют себя свежими, бодрыми и готовыми к новым делам.

В психическом отношении люди вата-типа одарены сообразительностью, гибкостью ума и способностью к творчеству.У них блестящее воображение и непревзойденная способность генерировать новые идеи.Они радостны и счастливы, когда доши у них находятся в равновесии.Люди с конституцией вата-типа склонны быстро и много говорить.Они легковозбудимы, проворны и готовы к действию — но могут поступать необдуманно, и с превеликой уверенностью могут дать неверный ответ или принять неправильное решение!

Вата-индивиды — любящие, преданные люди, но нередко их преданность вызвана страхом или одиночеством.Фактически страх является одним из симптомов выведенной из равновесия ваты.Такие люди могут испытывать боязнь одиночества, темноты, высоты и замкнутого пространства.Для них также типично испытывать тревогу, неуверенность и быть нервозными.Их постоянно мучают опасения.

Одно из главных психических качеств вата-индивидов — готовность к изменениям или, если посмотреть на это с другой стороны, трудности с сохранением стабильности и постоянства.Они часто меняют мебель, жилье, работу, город, где они живут, и им все быстро надоедает.Им не нравится оставаться где бы то ни было дольше года! Их религиозные убеждения также весьма переменчивы.Вата-индивидам может недоставать силы воли, и они зачастую чувствуют неустойчивость или отсутствие почвы под ногами.

К числу атрибутов ваты относится ясность, и люди с вата-конституцией, как правило, отличаются ясным умом и даже могут проявлять способности к ясновидению.Благодаря живому уму и богатому воображению они обычно очень сметливы и быстро схватывают новые идеи.Однако им также свойственно быстро забывать.Они быстро думают и говорят, но суетливы и легко утомляются.Как правило, им недостает терпимости, уверенности и смелости.

Людям вата-типа свойственно умение быстро зарабатывать деньги, но тратят они их тоже быстро, зачастую импульсивно или по пустякам.Могут пойти на барахолку и вернуться домой с кучей ненужного хлама.Вата-индивиды не умеют экономить и копить деньги; не умеют они и планировать свой бюджет, в результате чего нередко испытывают финансовые затруднения.

Слово «вата» происходит от корня, означающего «двигаться», и это проливает свет на важные особенности характера людей этого типа.Будучи принципом подвижности, вата обеспечивает движущую силу для всех наших телесных и умственных процессов.Она обеспечивает всю активность в организме, от мыслительного процесса до движения пищи в пищеварительном тракте.

Поведение, которое привлекает вата-индивидов — путешествия, беспорядочное времяпрепровождение, непрерывная стимуляция, частые перемены, — может легко нарушать равновесие и приводить к расстройствам вата-типа: запору, метеоризму, слабости, артриту, пневмонии, сухости кожи, губ и волос, трещинам на сосках и пятках.Нервные расстройства, конвульсии, тик, помрачение рассудка, учащенный пульс и одышка, равно как и ригидность мышц, боли в спине и пояснично-крестцовый радикулит тоже обусловлены возбужденной ватой.Избыток ваты делает ум беспокойным и чрезмерно активным.Громкие звуки, наркотики, сахар, кофеин и алкоголь также расстраивают вату; аналогичное влияние оказывают холодная погода и холодная пища.

Избыток ваты — главный фактор в проявлениях предменструального синдрома.Если при приближении месячных женщина чувствует раздувание, боли в пояснице и в нижней части живота, спазмы, боли в икроножных мышцах и испытывает такие эмоции, как тревога, страх и неуверенность, то это обусловлено возбуждением ваты.

Подобно ветру, людям вата-типа трудно «угомониться» и сохранять твердую почву под ногами.Когда вата у них возбуждается, их очень трудно успокоить.Им тяжело придерживаться строгого распорядка дня, но, чтобы оставаться здоровыми, им это крайне необходимо.

Холодная, сухая и ветреная погода осенью и зимой способствует увеличению и возбуждению ваты, так что в эти периоды вата-индивидам нужно быть особенно осторожными, чтобы оставаться в равновесии.Им необходимо тепло одеваться, употреблять горячую, тяжелую пишу.Благотворное действие оказывает горячая, влажная, слегка влажная пища, равно как и большинство согревающих специй.Полезны паровые ванны, увлажнители и вообще влажность.

Определение доши.Отличительные особенности вата-конституции
Ниже показаны главные качества ваты и то, как они проявляются в физических и психических характеристиках.

Рейтинг автора
Автор статьи
Андрей Можаев
Практикующий косметолог
Написано статей
27
Предыдущая статьяГолодание екатеринбург
Следующая статьяФенхель в косметологии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here