Принципы общения

Рассмотрим подробнее тему: Принципы общения - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
55

6.1.Принципы общения и психологические приемы влияния

Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и пре­успеть в мире бизнеса» выделил шесть основных принципов де­лового общения, которые необходимо учитывать руководите­лю в управленческой деятельности:

1) пунктуальность (делайте всё вовремя).Только поведе­ние человека, делающего всё вовремя, является норма­тивным;

2) конфиденциальность (не болтайте лишнего).Секреты уч­реждения, корпорации или конкретной сделки необхо­димо хранить так же бережно, как тайны личного харак­тера;

3) любезность, доброжелательность и приветливость. В лю­бой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказ­чиками, покупателями и сослуживцами вежливо, при­ветливо и доброжелательно;

4) внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных.Уважай­те мнение других, старайтесь понять, почему у них сло­жилась та или иная точка зрения.Всегда прислушивай­тесь к критике;

5) внешний облик (одевайтесь как положено).Главный под­ход — вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня;

6) грамотность (говорите и пишите грамотно).Внутрен­ние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок.Нельзя употреблять бранных слов.Даже если вы всего лишь при­водите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.Психологические приемы, о которых пойдет речь, направ­лены не столько на то, чтобы кого-то в чем-то убедить или доказать что-либо, сколько на то, чтобы расположить к себе собеседника.

Прием «имя собственное». Основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разго­вариваете.И это не только вежливость.Д.Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека — самая при­ятная мелодия.

Некоторым трудно запоминать имена других людей.Су­ществует несколько рецептов запоминания имен людей:

■ как только вы услышали имя, найдите повод, чтобы тот­час же произнести его вслух <«Очень приятно познакомить­ся.»);

ш быстро переберите в памяти имена знакомых вам людей (или имена великих людей) для установления ассоциа­тивных связей;

■ во время беседы старайтесь ассоциировать имя человека с его чертами, выражением лица и всей внешностью;

■ если имя необычное, спросите, как оно пишется, поче­му так назвали;

■ можно записать имя человека на листке бумаги, сосредо­точить на нем свое внимание и запечатлеть в памяти, а затем разорвать листок.Вы добиваетесь этим не только слухового восприятия, но и зрительного;

■ если имя трудное для запоминания, постарайтесь напи­сать его мысленно на белой стене огненными буквами.

Прием «зеркало отношения». Доброе и приятное выраже­ние лица, легкая улыбка невольно притягивают людей.Уме­ете ли вы улыбаться, когда это необходимо? Подобная необ­ходимость возникает в случае, если у собеседника нужно вы-

звать положительные эмоции, расположить его к себе.Это необходимо для того, чтобы он принял вашу позицию, что­бы выполнял ваше распоряжение или просьбу не под давле­нием, а добровольно.

Прием «комплименты» предполагает небольшое преувели­чение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник.Существуют правила применения «золотых слов»:

«Один смысл». В комплименте следует избегать двойно­го смысла, например: «Слушая Ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь Вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!».

«Без гипербол». Отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение.

«Высокое мнение». Важным фактором в результативно­сти этого приема является собственное мнение человека об уровне отраженных в комплименте качеств.Предпо­ложим, человек твердо знает, что уровень этого качества у него значительно выше, чем сказано в комплименте.Пример: человек, у которого действительно феноменаль­ная память (и это мнение прочно укрепилось у него в со­знании), вдруг слышит в свой адрес такие слова: «Я по­ражаюсь тому, как Вы сразу запомнили номер телефона! У Вас блестящая память!». Последствия могут быть не­гативными, так как нарушено правило, условно назван­ное нами «высокое мнение».

«Без дидактики». Комплимент должен констатировать наличие той или иной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению.Вот некоторые образцы таких «комплиментов»: «Тебе следует быть активнее!»; «Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаи­вать свои позиции!». Здесь явно нарушено правило, ус­ловно названное нами «без дидактики».

«Без претензий». Например, если кто-то считает, что спо­собность к комплиментам — вовсе не достоинство, а вы, будучи убежденным в обратном, попытаетесь сделать ему комплимент типа: «Я слышал, что Вы блестяще умеете делать комплименты!», то он, пожалуй, обидится.

«Без приправ». Делая комплимент, удержитесь от ложки дегтя, т.е.дополнений, например: «Руки у тебя действи­тельно золотые.А вот язык твойвраг твой».

Прием «личная жизнь». У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь.В эмпирических наблюде­ниях было замечено, что если с человеком повести раз­говор в русле его выраженного личного интереса, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, со­провождаемую положительными эмоциями.

Прием «терпеливый слушатель». Все мы с детства по­мним привычные правила, что нельзя перебивать собе­седника, необходимо дослушивать его до конца, быть вни­мательным к нему.

Комплимент, похвалу и поддержку можно считать тремя формами проявления знаков внимания.Знак внимания — высказывание или действие, обращенное к человеку и при­званное улучшить его самочувствие.

Комплимент — знак внимания, выраженный в вербаль­ной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.Означает ли это, что не надо говорить комплименты? Конечно, нет.Это просто значит, что их не­достаточно, иногда они бывают не к месту, и, видимо, по­тому мы немного недоверчиво относимся к людям, расточа­ющим комплименты налево и направо.

Похвала — оценочное суждение, в котором человека срав­нивают с другими, причем это сравнение в его пользу.Хва­лят обычно человека всегда «к месту».Но бывает, вас хва­лят, а вам от этого становится тошно.Как правило, такие неадекватные эмоции возникают в двух случаях: либо когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения, либо вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно ком­петентным, чтобы оценивать вас, либо когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого.

Под поддержкой понимают знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда оӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿÿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿяяяяяӿӿӿӿӿӿяӿӿяӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿÿÿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿ⃿ÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿÿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿÿÿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿÿÿÿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿÿÿÿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿ⃿ÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿÿÿÿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿÿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿ⃿ÿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿÿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿ⃿ÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿÿÿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿÿÿÿӿÿӿӿÿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿ⃿ÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿÿÿӿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿÿÿӿÿӿӿӿÿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿ⃿ÿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿ⃿ÿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿÿӿӿÿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿÿӿӿӿӿӿӿÿÿÿӿӿӿӿӿÿӿӿӿӿӿӿӿӿӿÿӿӿӿÿӿӿӿцесс введения в заблуждение, он включает: отвлекающие действия (смешение правды и лжи и другие приемы), заблуждающие действия.Этот этап предложили назвать «пассировкой» — означает обманные дви­жения и действия с каким-либо предметом.

И в завершении манипуляции — «правда» незаметно за­меняется на «ложный сюрприз», пострадавший обнаружива­ет внезапно, что его ловко «провели», что вместо желаемо­го результата он получил совершенно другой, «печальный» итог.Этот этап можно назвать в терминах иллюзионного искусства — «шанжировкой» — подмена одного предмета на другой.

Неоднократно предпринимались попытки выявить прин­ципы и законы воздействия на людей, правила ухищрений.Например П.С.Таранов описывает следующие принципы хитрости обращения с людьми:

1) принцип «В качестве свиньи» — сильные мира сего иногда привлекают людей, дают всё, что им нужно, «прикарм­ливают», чтобы затем воспользоваться и потом выжать из них нужное, а самих отшвырнуть прочь.«Не верьте благодетелям!»;

2) принцип «Всегда вдвоем» — люди более результативны и успешны, если действуют не в одиночку, а вдвоем; по­этому вывод: «Никогда не иди один!», а с другой сторо­ны — «Остерегайся, если с тобой беседуют двое» — встре­чаясь с двумя, противостоять им трудно или почти не­возможно;

3) принцип «Идиотизма» если задача превышает умствен­ные возможности человека, то решая ее, он начинает выглядеть как идиот.Создавая запутанные, много­вариантные ситуации с искаженной и неопределенной информацией, можно даже умного человека сделать идиотом;

4) принцип «Покажи товар лицом» — покажи достоинства объекта, покажи его ценность и необычность, покажи, что знатоки ценят объект и что объект редок и малодосту­пен для других людей, и успех обеспечен.Полезно при­дать элемент необыкновенности и себе и потенциально­му клиенту: «Уменя покупают только везунчики?»;

5) принцип «Сделай, а потом отмени». Главное — макси­мально искренне вести себя как на фазе делания, так и потом — на фазе отмены: «Извините, ошибся; вышло недоразумение»; «виноваты непредвиденные обстоятель­ства или кто-то персонально», но та первая информа­ция, в которую поверили, первоначальное обещание все равно остается в памяти и продолжает влиять на поведе­ние людей;

6) принцип «120-й минуты» манипуляция временем для воздействия на людей основывается на физиологических закономерностях работы мозга: на 40—60-й минутах сове­щания наблюдается ослабление внимания его участников, на 80-90-й минутах у некоторых наблюдаются признаки депрессии, отстраненности от обсуждаемой проблемы, на 100-й минуте совещания возникают локальные конф­ликты между участниками, а на 120-й минуте некоторые участники совещания готовы принять любое предложен­ное решение, особенно если в комнате душно, все уста­ли и дело под вечер.

Помогает при воздействии, манипуляции людьми и учет следующих психологических «законов»:

закон «жесты отчаяния» — люди, демонстрируя свое от­чаяние максимально театрально (бьют посуду, мебель, ценные вещи и т.п.), хотят своим отчаянием повлиять на Других;

закон «кратковременности совершенства» — «хорошее не бывает долгим», «великие дела долго не делаются» — бы­строта и краткость события придают ему эффект «совер­шенства», не давая возможности заметить «изьяны»;

закон «привнесения фактов» — даже выдуманное событие становится фактом, если оно вплетено в сюжет происхо­дящего, как его главный результат.В этом же духе со­вет одного хирурга: «Если приступаете к операции удале­ния пули из тела, то имейте на всякий случай такой же предмет в кармане, чтоб было что показать пациенту, если операция окажется неуспешной»;

полезен и закон «примера» — чтобы оказать более силь­ное воздействие на человека, надо показать ему нагляд­ный пример, лучше даже на своем примере;

неотразимо действует и закон «слез» — если искренние и безутешные слезы льются из женских или детских глаз, то они могут заставить «дрогнуть самое черствое сердце».«Слезы незнакомого человека располагают нас к нему прежде, чем мы узнаем их причину» (Жан-Батист Дюбо);

закон «хитрости или притворства» — притворяясь, созда­вая требуемую видимость, можно успешно ввести людей в заблуждение и добиться от них желаемого.

П.С.Таранов вскрывает и некоторые противоречивые по­рывы человеческой души — феномены, способствующие ма­нипуляциям:

1) феномен «близкого расстояния» — для создания иллюзии дружеского расположения полезно общаться с человеком на близком расстоянии (0,5—1 м).Поэтому замечали, что стремясь вас уговорить, стараются подойти к вам по­ближе, даже иногда вплотную прикасаясь или держа вас за руку;

2) феномен «двойного великодушия» — если люди видят ве­ликодушное действие какого-то человека по отношению к кому-либо, то их ответное великодушие направлено на лицо, совершившее великодушие»;

3) феномен «искушения» — всякий раз, когда кто-то апел­лирует к нашему благу, он нас искушает, т.е.перенаце­ливает нас, привлекает к чему-либо, задает пути, спо­собы и ориентиры, которые до этого мы не знали или не желали.В качестве сильных приемов привлечения людей к чему-либо могут быть искусительные, «магиче­ские» слова, например «эксперимент», «успеть», «это ваш шанс» и т.п.;

4) феномен «обещания» — это вообще безотказно действу­ющий механизм манипуляций в политике, бизнесе, люб­ви, мошенничестве.Причем удивительная закономер­ность наблюдается: обещание тем притягательнее, чем оно

невыполнимее.У людей как бы отказывают последние зачатки реализма и здравого мышления — вместо того, чтобы понять, что эти чудесные обещания никогда не могут быть выполнены в силу их нереальности.

Интересен эффект «нарочитой правдивости», когда сооб­щается чуть больше правды, чем это обычно бывает, и тогда это воспринимается людьми не как искреннее «высвечивание своих греховных недостатков», а как легкий камуфляж их дей­ствительного отсутствия.Так, нарочито подчеркнутый прав­дивый рассказ о любовных победах может восприниматься слушателями как фантазия рассказчика, его попытка создать видимость таких побед при фактическом их отсутствии.

Похоже срабатывает эффект «обратного действия, или об­ратного смысла». Нужно так преподнести правду, чтобы она всеми воспринималась как ложь.

Эффект «отвлечения внимания» — важный прием манипу­ляций.Чтобы осуществить желаемое действие, против кото­рого будет возражать собеседник, надо переключить его вни­мание на какое-то иное событие или действие и, пользуясь таким отвлечением, как можно быстрее осуществить нужное вам.Тогда собеседник либо ничего не заметит, либо не ус­пеет правильно отреагировать и помешать вам.Чем более странным, наглым, неожиданным или безумным будет ваш «отвлекающий маневр», тем выше вероятность успеха в осу­ществлении вашего подлинного желаемого действия.Эту особенность отражает такой афоризм: «Разум победы — это безумие победителя».

Таким образом, осуществление определенных манипуля­ций позволяет оказать мощное воздействие на поведение или состояние другого человека вопреки его желанию и в обход его разуму и пониманию.Мошенничество становится возможным, когда в «общении» была проведена предварительная манипу­ляция.Применив весь свой арсенал уловок, мошенники как бы «подготавливают» нас к самому действию, а точнее говоря: мы сами готовы сделать для них всё что угодно.Так что, лов­кач выиграл тогда, если он взял верх в «общении».

Мошенники умеют блефовать.Блеф в переводе с англий­ского означает «выду! мку», «обман», «введение в заблужде­ние», «ложное информирование», когда желаемое пытаются выдать за действительное.Он эффективен, если удается вве­сти в заблуждение того, на кого он направлен.Когда челове­ка искусственно вводят в заблуждение, его решение формиру­ется в результате ошибочного представления об обстоятель­ствах, имеющих существенное значение для сделки, и в ре­зультате человек совершает неправильные действия, осознавая это слишком поздно.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635b2ad68b5c43b88421206d27_0.html для семинара посмотреть

1) компетентность – это общение, основанное на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах личности.Основные составляющие компетентности:

— этико-гуманистические убеждения и ценности;

— адекватная ориентированность в личностном потенциале общения;

— познавательно-общенческая компетентность, навыки ориентировки, обратной связи, наблюдения в общении, умения слушать и понимать партнёра;

— коммуникативная компетентность, навыки передачи информации, эффективное владение языком и речью;

— интерактивная компетентность, владение навыками установления психологического контакта;

— владение техниками и технологиями организации общения в различных ситуациях , умения целенаправленно строить, позиционировать и гибко перестраивать общение, умения ролевого общения;

— методически эффективное использование основных форм общения в управленческой деятельности (беседа, публичное выступление, совещание, переговоры);

-способность решать проблемы управления средствами общения.

2) гуманность – (человеколюбие) – позволяет удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.Гуманистическое общение это больше интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, а иногда просто разговор в купе.Когда мы рассказываем своим собеседникам нечто из ряда вон выходящее, мы нередко восстанавливаем в нашем сознании картину происходивших с нами событий нашего рассказа.Такое внутреннее самосозерцание может быть настолько ярким, что оно уже способно вызвать у нас соответствующие обстоятельствам чувства.Поэтому когда мы видим, что собеседник сопереживает нам, мы воспринимаем его как человека, который понимает нас.Когда собеседник делится с нами своими чувствами это значит лишь, что он доверяет нам, поэтому никогда не стесняйтесь демонстрировать вашему собеседнику сочувствие и сопереживание его мыслям.

3) ортобиотичность — осознание самоценности жизни и жизни других людей, оптимизм, выработка технологии сбережения здоровья

4) инновационность – стремление к рационализаторству, способность к риску, поощрение предложений, не стандартность решений, вкус к поиску нового;

5) прагматизм — работа на результат, рациональное использование рабочего времени, активная инвестиционная деятельность.

ВАРИАНТ 2 О ПРИНЦИПАХ ОБЩЕНИЯ

1.Эмпатия — это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они.Воспринимать мир с их позиций.Это умение «влезть в шкуру” другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.

2.Доброжелательность – это способность не только чувствовать доброжелательность к людям, но и показывать всем своим существом это свое доброжелательное отношение к ним.Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки.Для этого надо научиться отделять человека и его поступки.Это готовность поддерживать других людей.

3.Аутентичность – это умение быть естественным в отношениях.Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем.Мы и роли – не одно и то же.У каждого человека их множество: мама, жена, руководитель…Это способность быть Собой в любых контактах с окружающими.

4.Конкретность — это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных.Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях, действиях, а не о ком-то…, когда-то…, всегда…, все…, и т.д.

5.Инициативность — это склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми.Это умение идти вперед в отношениях, а не только реагировать на то, что делают другие.Это способность устанавливать здоровые контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других.

6.Непосредственность — это умение говорить и действовать напрямую.Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям.Противоположное качество – умение скрывать своё истинное отношение, которое замешано на лжи себе и людям.

7.Открытость и искренность — это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя.Это возможно сделать только тогда, когда мы нацелены на установление крепких отношений, и понимание того, что открытость способствует этому.

Здесь надо осознавать, что искренность не эквивалентна готовности обнародовать все свои секреты.Открытость нужна конкретно по теме, по ситуации, а не пытаться вывалить на человека интимные подробности.

8.Умение принимать чувства других — это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей.Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д.Просто принять, что на данный момент это есть так и не иначе.Разделить с ним эту боль и радость, а не поучать, что так нельзя… И внутри себя безусловно верить, что все может измениться в дальнейшем.Это только чувствование ситуации этим человеком, а не весь человек.

9.Самопознание — это исследовательское отношение к своей жизни и поведению.Стремление воспользоваться для этого помощью окружающих и готовность принять эту помощь через общение в том числе.

10.Ответственность — это умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за происходящее.Здесь главный постулат: мы воспринимаем отношение человек к нам – позитивное или негативное – но мы сами режиссеры своей жизни и самооценки.Не окружающие ее формируют.

Это качество обычно нарабатывается в ситуациях, когда вас беспощадно критикуют значимые для вас люди.И тогда у вас есть выбор – поверить им и задавить себя или наработать позицию здравого наблюдателя – я вижу, слышу, спокойно реагирую и учту пожелания.Но это не основное в мое самооценке, а лишь мнение именно этого человека на данный момент времени.

Принципы общения

Общение как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга, его типы: вербальное и невербальное.Условия взаимодействия участников, его предпосылки и значение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1.Понятия «Общение» и «Взаимодействие»


Общение — сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми.И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей.Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.


Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.


Так, А.С.Золотнякова понимала общение как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы.Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой.


В определении общения, прослеживаемого в работах А.А.Бодалева, общение трактуется как средство «паблик рилейшнз», вытекающее из самого определения: «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».


Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в общении видят «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами.Общение же, как процесс взаимодействия гораздо шире.А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно.Социален процесс специфически человеческой деятельности, даже когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная деятельность»; вне общественных отношений человеческая деятельность вообще не существует…».В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».С этой позицией согласны многие авторы.Так, например, В.Н.Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения».Поддерживая точку зрения на общение как процесс взаимодействия, он подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».


В свою очередь «общение как вид деятельности» и «общение как взаимодействие», рассматриваемые А.А.Леонтьевым как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Г.М.Андреевой, Л.И.Анциферовой, Л.С.Выгодского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение.Корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека.Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е.выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е.безличные по своей природе отношения.


Таким образом, в социально-психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и понимания других социально-психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения принимается общение.


Однако существует и другая точка зрения, которая переводит основной вопрос социальной психологии в другую иерархическую плоскость, т.е.именно взаимодействие должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии, так как в основе вышеперечисленного ряда лежит «именно взаимодействие, потому что ранее его ничего нет».


«Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур».Раскрывая философские и социологические основы связей и влияния людей друг на друга, делаем вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как его следствие общественные и психологические отношения между людьми.И это соответствует реальности.«Психологические же отношения — результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их.Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е.переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами».


Таким образом, взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов.Однако, сами взаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними.


Взаимодействие, психологические (общественные) отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение между ними — это однопорядковые, но, в то же время, разноуровневые явления, которые не отделяемы один от другого.«Взаимодействие и психологические отношения не могут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними».


2.Общение как взаимодействие


Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е.как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания.Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова.Если придерживаться предложенной структуры общения, т.е.полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая — по сравнению с коммуникативной — сторона общения.


Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, следовательно, обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.


Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой вклад.Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной деятельности.В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е.спланировать общую деятельность.При этом возможна такая регуляция действий одного индивида планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно совместной.В социальной психологии существует несколько подходов к пониманию структуры взаимодействия.Один из них принадлежит теории Парсонса, по которой в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, и на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, т.е.человеческая деятельность является результатом единичных действий.Единичное есть некоторый элементарный акт, из совокупности которых впоследствии и складываются системы действий.


Каждый акт представляет собой набор следующих элементов:


· другой человек — тот, на кого направлено действие;


· ответная реакция другого на действия деятеля;


· мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои установки или удовлетворить свои потребности;


· система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого человека;


· нормы, по которым организуется взаимодействие;


· ценности, которые принимает каждый участник;


· ситуация, в которой совершается действие.


Интересную попытку построить структуру интерактивного взаимодействия предпринял польский социолог Ян Щепаньский.Он ввел понятие социальной связи для описания социального действия общающихся субъектов.Социальная связь представляет собой последовательное осуществление:


· пространственного контакта;


· психического контакта, который понимается как взаимная заинтересованность;


· социального контакта, понимаемого как совместная деятельность;


· взаимодействия, понимаемого как систематическое, постоянное осуществление действий, вызывающих соответствующую реакцию партнера;


· социального отношения.


Еще один, исключительно оригинальный, подход к структурному описанию интерактивного взаимодействия предпринял Эрик Берн в своей концепции трансактного анализа.Здесь действия участников общения регулируются корректировкой их позиций в контексте определенных ситуаций и стиля взаимодействия.


С точки зрения Э.Берна, каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как «Дитя», «Родитель» и «Взрослый».Эти позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью.Это всего лишь психологическое описание определенной стратегии в поведении: позиция «Дитя» — «Хочу!», позиция «Родителя» — «Надо!», позиция «Взрослого» — интеграция «Хочу» и «Надо», компромисс между ними.Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят параллельный характер, т.е.совпадают по позициям («Дитя» — «Дитя», «Родитель» — «Родитель», «Взрослый» — «Взрослый»).Взаимодействие оказывается неэффективным или невозможным, когда трансакции носят пересекающийся характер — любая двумерная комбинация из трех позиций.


Аналогичный подход предложен П.Н.Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о трех возможностях:


· пристройка сверху;


· пристройка снизу;


· пристройка на равных.


Попутно отметим, что еще одним показателем эффективности взаимодействия выступает адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.


Различают три основных стиля действий:


1.ритуальный (формальный);


2.манипулятивный (управление партнером без его ведома и согласия, и в корыстных целях);


3.гуманистический.


Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей.Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее.Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее.Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.


Виды взаимодействия


В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).


Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели.

Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.А.Н.Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, т.к.результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации.Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.

Конкуренция — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия.В настоящее время в психологии проведено много исследований, обнаруживающих позитивные стороны конфликта.Их общий лозунг: «Конфликт — какая прекрасная возможность!».

При изучении конфликта социальной психологией, прежде всего необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.

Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой — на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.Обе эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования.Она должна охватить как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми.Это — конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта.Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта.Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований.Так, в работах М.Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия.Так можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т.д.Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно.Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены.Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

Выделение двух полярных типов взаимодействия играет определенную положительную роль в анализе интерактивной стороны общения.Однако только такое дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия оказывается недостаточным для экспериментальной практики.Поэтому в социальной психологии существуют поиски и иного рода — выделить более «мелкие» типы взаимодействия, которые могли бы быть использованы в эксперименте в качестве единицы наблюдения.Одна из наиболее известных попыток такого рода принадлежит Р.Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе.Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность.Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента.Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем.

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Схема Бейлса получила довольно широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес.Самое элементарное возражение состоит в том, что никакого логического обоснования существования именно двенадцати возможных видов не приводится, равным образом, как и определения именно четырех (а не трех, пяти и т.д.) категорий.Возникает естественный вопрос: почему именно этими двенадцатью характеристиками исчерпываются все возможные виды интеракций? Второе возражение касается того, что в предложенном перечне взаимодействий нет единого основания, по которому они были бы выделены: в списке присутствуют вперемешку как чисто коммуникативные проявления индивидов (например, высказывание мнения), так и непосредственные проявления их в «действиях» (например, отталкивание другого при выполнении какого-то действия и т.д.).Главный аргумент, не позволяющий придавать этой схеме слишком большого значения, состоит в том, что в ней полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е.схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.

Заключение


Исходной предпосылкой общения является, прежде всего, факт наличия индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт.


Речь является самым универсальным средством коммуникации.Речь есть процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка.


Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей.Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее.Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее.Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.


Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является.Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).


Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие.Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует.В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует.Поэтому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла.Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается более широкой системой деятельности, в условиях которой оно развертывается.


Поскольку взаимодействия «одинаковы» по форме своего проявления, в истории социальных наук уже существовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимодействия (так называемая формальная социология Г.Зиммеля).Убедительный пример недостаточности только формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с исследованием «альтруизма».Альтруизм относится к такой области проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности.Вопрос здесь упирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишь из «близлежащих» проявлений взаимодействия.Является ли альтруистическим поведение человека, помогающего бежать злостному преступнику? Только более широкий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.


При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию.Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками.Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен».Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.


Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как-то и другое проявляется в принятии совместного решения.Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.


Список используемой литературы


общение вербальный восприятие


1.Андреева Г.М.Социальная психология.Учебник.- М.: Аспект Пресс, 2003


2.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А.Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации).М., 1978.


3.Анциферова Л.И.О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал.- 1981.- №2.- Т.2.;


4.Берн Э.Игры, в которые играют люди.Люди, которые играют в игры.Пер.с англ.М., 1988.

5.Бодалев А.А.Личность в общении.- М.: Педагогика, 1983.

6.Бородкин Ф.М., Каряк Н.М.Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.

7.Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования — М.: изд-во АПН РСФСР, 1956.

8.Ершов П.Н.Режиссура как практическая психология.М., 1972.

9.Золотнякова А.С.Проблемы психологии общения.- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976.

10.Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П.Грамматика общения.Л., 1987.

11.Крысько В.Г.Основной вопрос социальной психологии.// Вестник университета.Серия Социология и управление персоналом.- Государственный университет управления.- 2000.- №1 (2)

12.Кудрявцев С.В.Конфликт и насильственное преступление.М., 1991.

13.Леонтьев А.А.Психология общения.- 3-е изд.- М.: Смысл, 1999.

14.Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики.М., 1972.

15.Ломов Б.Ф.Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии.М., 1975.

16.Обозов Н.Н.Межличностные отношения.Л., 1979.

17.Парыгин Б.Д.Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971.

18.Платонов К.К.Краткий словарь системы психологических понятий.- М., 1981.

19.Психологический журнал.- 1987.- №4.- т.8.

20.Уманский Л.И.Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов.// Методология и методы социальной психологии.М., 1977.

21.Уманский Л.И.Психология организаторской деятельности школьников.М.: Просвещение, 1980.

22.Хараш А.У.К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности.// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.М., 1977.

23.Шибутани Т.Социальная психология.Пер.с англ.М., 1961.

24.Щепаньский Я.Элементарные понятия социологии.Пер.с польск.М., 1969.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные виды общения по средствам, целям, опосредованности и содержанию.Формирование определенных образцов и моделей поведения.Взаимодействие людей и взаимовлияние друг на друга.Обмен информацией между людьми и взаимное переживание, понимание.

презентация 247,9 K, добавлен 08.12.2015

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.Это сложный процесс установления контактов между людьми.

реферат 35,1 K, добавлен 09.06.2008

Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми.Психология и этика делового общения.Понятие, критерии, уровни, средства успешности общения.Дефицитное общение: комплексные трудности в общении.Методы изучения общения.

реферат 38,9 K, добавлен 08.04.2011

Виды невербального общения.Голос, внешний вид, жесты, поза.Невербальное общение — это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа.

реферат 14,0 K, добавлен 16.12.2005

Техника установления контакта и способы расположить к себе людей.Первое впечатление во время общения.Характеристика различных эффектов и феноменов при восприятии людьми друг друга.Главные причины для отказа в работе.Техника телефонного разговора.

презентация 96,4 K, добавлен 29.01.2011

Перцептивная сторона общения как процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.Формирование первого впечатления.Понятие каузальной атрибуции.Проявления самоподачи превосходства и привлекательности.

контрольная работа 30,8 K, добавлен 23.12.2009

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.Процесс экспериментального психологического общения, его особенности и специфика.Проблемы, возникающие при общении.

контрольная работа 16,8 K, добавлен 17.03.2010

Место и значение взаимодействия в структуре общения.Подходы к исследованию структуры взаимодействия: теория Т.Парсонса, Я.Щепаньского, транзактный анализ.Классификация и характеристика основных типов взаимодействия: конкуренции и кооперации.

презентация 317,4 K, добавлен 27.08.2013

Общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.Функции и кодекс делового общения.Структура деловой беседы.Особенности поведения на деловых переговорах, в конфликтной ситуации.Культура телефонного общения.

реферат 22,4 K, добавлен 21.12.2011

Осуществление взаимодействия человека с окружающим миром в системе объективных отношений.Категория общения в психологической науке.Вид общения.Трансактный анализ общения.Трудности в процессе общения.Путь исследования межличностного взаимодействия.

реферат 25,6 K, добавлен 04.11.2008

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Рейтинг автора
Автор статьи
Нина Якунова
Практикующий психолог
Написано статей
247
Предыдущая статьяСкидка предоставляется единоразово
Следующая статьяСушка тела питание

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here