Принципы йоги

Рассмотрим подробнее тему: Принципы йоги - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
94

Основные принципы йоги

Каков путь от простой гибкости до божественности?
Мудрец Патанджали в своих Йога-сутрах изложил основные принципы жизни практикующего.
Патанджали утверждал, что асаны делают тело совершенным, прекрасным по форме, грации, силе, а также твердым и сияющем, как алмаз.В итоге, когда все слои тела и все составляющие человека скоординированы в асане, колебаниям ума приходит конец, страдания прекращаются.Интеграция предполагает, что вы гармонизируете физическое тело со всеми остальными: эмоциональным, ментальным и телом блаженства.

Но как этого добиться? Как выявить глубинную трансформацию в том, что со стороны кажется банальной растяжкой и безумным акробатическим номером?
Все начинается с осознанности.

Итак, принцип первый – осознанность.

Осознанность

Мы привыкли считать, что интеллект и восприятие имеют отношение только к нашему мозгу, в йоге же они пронизывают все тело,
оно буквально пронизано разумом.Большинство современных людей так мало используют свое тело, что перестают его чувствовать.
Они передвигаются на автомате и это нельзя назвать действием.Действие – это движение, пронизанное интеллектом.
Йога учит наделять наши движения осознанностью, превращая их в действие.
Действия в асане призвано стимулировать интеллект, при все при том, что обычно только движение и вовлекает ум в работу.
Тренируя тело, мы развиваем чувствительность.Находясь в асане, вы должны все время пополнять вашу интеллектуальную осознанность, что подразумевает непрерывный поток внимания.
Стоит отвлечься – и внимание рассеивается, и вы моментально перестаете обогащаться, а занятия превращаются в привычку,
а не во вдохновляющую и творческую практику.Стоит вам сфокусировать свое внимание, как вы уже творите , а творение само по себе обладает энергией и жизнью.
Осознанность позволяет преодолевать усталость и изнеможение не только в асане, но и в жизни.

Динамическое растяжение

Целю любой из асан является то, что вы должны делать их из центра вашей Сущности, растягиваясь по периферии тела.
Растяжение и развитие всегда крепко коренятся в одном месте, и свое начало они берут в центре своего существа.
Когда большинство людей занимаются растяжкой, они тянутся к какой-либо воображаемой точке, которой они пытаются достичь,
но они забывают тянутся и развиваться из определенной точки.Когда вы тянетесь и развиваетесь , вы делаете это не только куда-то, но и откуда-то.
Травмы случаются только тогда, когда ученик теряет связь со своим центром, со своей божественной сущностью.
Вместо этого на сцену заступает эго, которое требует все большего натяжения, чтобы непременно достать пола вне зависимости
от способностей тела, вместо того , чтобы постепенно вытягиваться из центра.

  • Постарайтесь направить свое внимание вовнутрь, а не вовне, не заботясь о том, что увидят другие.Главным судьей и зрителей для вас должна оставаться ваша Самость.
  • Не зацикливайтесь на том, насколько вы растянулись, а думайте , насколько правильно вы это делаете.

Важно соблюдать баланс, избегая растяжений, но в то же время работать в полную силу.Всегда пытайтесь растянуть и развить тело.Это приводит к появлению пространства, которое , в свою очередь, приносит свободу.От свободы тела вы эволюционируете к свободе ума, а далее – к Высшей Свободе.Высшая свобода , к которой и стремится йога, прослеживается в наших телах, по мере того как каждый член тела получает независимость и гибкость от соседних частей.Ригидность и жесткость в теле, напротив, подобна ношению смирительной рубашки или сидению в тюрьме.

Расслабление

Если вы все делаете верно, вы должны чувствовать себя расслаблено, даже если при этом натянуты как струна.
Если после натяжения наступает расслабление, разум и тело не колеблются.
Расслабление означает освобождение от излишнего мышечного напряжения, что, в свою очередь, позволяет телу быть крепким, а уму – умиротворенным.

  • Входите в позу на выходе, пока не почувствуете состояние внутреннего безмолвия в клетках и внутри себя.

Вдох – всегда напряжение, выдох – свобода.

  • Все движения делайте на выдохе, он сглаживает напряжение и давление в теле.

Если, находясь в определенной позе, вы захотите потянутся еще, делайте это только на выдохе.
Сфокусируйтесь на расслаблении, когда максимальное натяжение уже достигнуто, не на сжатии и удержании, а на отдыхе и раскрытии.Это прекрасно успокаивает и тело и мозг.

  • Непременно расслабьте шею и голову.

Если задняя поверхность шеи расслаблена, а язык мягкий, мозг не будет напрягаться.
Как только вы научитесь расслаблять язык и гортань, вы сможете расслабить и мозг, потому что этот процесс взаимозависимый.
Когда вы находитесь в позе, следите также и за своими глазами.

  • Если глаза неподвижны и спокойны, мозг умиротворен и пассивен.

Он способен воспринимать что-то новое только в полном расслаблении.

Легкость

При верно выполненной асане ваши движения будут мягкими, тело легким, мысли свободными.
Когда вы растягиваетесь в асане, вы должны поддерживать в себе это ощущение легкости.
Если асана кажется тяжелой, значит, она сделана неправильно.Если тело сковано, мозг перегружен и вы словно пойманы в ловушку.О какой свободе в этом случае может идти речь?

В отличие от ригидности и жесткости, усилие – это ни хорошо, ни плохо.В свое время оно должно иметь место в правильном количестве.

  • Йоги говорят, что нет такого места в этом мире, где совсем отсутствовало напряжение.

Вам нужно только верно отмерить его количество для своего тела.Только оно сможет удержать вашу энергию внутри.
Переизбыток напряжения порождает агрессию.Так получаются травмы – вследствие агрессивных движений, а не из – за самой йоги.Недостаток его – это уже слабость.

  • Напряжение должно распределяться равномерно.

Правильное напряжение – значит, здоровое.

Баланс

Ищите баланс осознанности во всех позах, просто наблюдая за разницей между двумя частями тела, а также за интенсивностью натяжения от уровня к уровню, от конечности к конечности, от сустава к суставу, от макушки до пят, от задней к передней части, от стороны к стороне.

  • Создавайте одинаковое натяжение, ровную устойчивость и равную интенсивность движения.

Чтобы правильно выровнять каждую часть тела, вам нужно работать с ним в целом.
Баланс подразумевает не только баланс тела.Баланс тела – это основа сбалансированной жизни.
В какой бы позиции, или по аналогии, в какой бы жизненной ситуации вы ни находились, вы должны уметь находить баланс.
Баланс – это состояние присутствия в настоящем моменте – здесь и сейчас.
Когда разум устойчив, для вас нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее.

  • Не живите мыслями о будущем.Только настоящее реально.Ум уносит нас мыслями о будущем с его планами, волнениями и сомнениями.Память отвлекает на прошлое, сожалея и пережевывая дела давно минувших дней.
  • Только самость поддерживает нас в настоящем.

Древние мудрецы говорили, что ключ жизни в балансе, причем на всех уровнях существа.

Боль

Многие люди фокусируют свое внимание на прошлом и будущем, чтобы избежать настоящего, потому что оно причиняет им боль,
а порой и вовсе кажется невыносимым.На уроках йоги некоторые стиснув зубы ждут, пока тренер не скомандует им выйти из позы.

  • Боль здесь – ваш учитель, равно как и в жизни.Знание добывается только в борьбе.Боль – ваш гуру.
  • Научиться находить неудобство даже в дискомфорте.
  • Постарайтесь не избегать боли, а двигаться сквозь нее и над ней.

Асаны помогают нам развить терпимость в теле и уме, чтобы нам было легче пережить стресс и легче переносить напряжение.
Другими словами, усилие с его неизбежной болью – один из важнейших уроков, которые мы можем вынести из асан.
Правильная боль конструктивна, она не только бодрит, но и бросает вызов, а неправильная – деструктивна и приносит мучительные страдания.
Правильна боль создана для нашего внутреннего роста и духовной трансформации.
Нарастая постепенно, она отличается от резкой, неожиданной и неправильной боли, которую наше тело использует, предупреждая нас, что не стоит заходить далеко за пределы своих возможностей.Большинство людей хотят только получать удовольствие и не испытывать страданий.

  • Принимая страдания, вы наладите отношения с огромным количеством людей, которым также плохо, как и вам.

Боль – прекрасный проводник.Познав ее, вы научитесь сочувствовать, чего нельзя сказать о вместе прожитых моментах радости.

Совершенствование

Пусть вашей целью станет достижение совершенства, но получайте удовольствие и от небольшого прогресса на пути к нему.
Слишком большие амбиции могут быть деструктивны для устойчивого развития.Совершенство, в конце концов , доступно только Богу.
Так какова ценность совершенства, если оно подвластно только ему? Но мы – существа, которые могут мечтать о совершенстве ,
и именно эта мечта вдохновляет нас на пути улучшений.Эти грезы разжигают усилие, необходимое для трансформации.
Совершенство создает интерес к искусству и жизни.Никогда не говорите, что вы разочарованы в себе.

  • Каждый день найдите время для того , чтобы поддерживать практику асан.

Есть ли у вас какая-то часть тела, которая причиняет вам дискомфорт во время практики?
Негнущаяся спина или поврежденное колено? Это ваш трудный ребенок.Научитесь ладить с ним и воспитывать, как непослушное дитя, которому нужно больше заботы и внимания.Не беспокойтесь о неудачах.
Неудачи в жизни делают человека более решительным и наделяют его особенным философским подходом.
Старайтесь быть беспристрастным.Все, что ни делается, все к лучшему.

  • Ничего не бойтесь.
  • Не привязывайтесь к телу.

Даже если страх придет, примите его и найдите в себе мужество с ним справляться.Если вы чувствуете страх, вы должны практиковать без привязанности к телу , думая о нем объективно как об инструменте или перспективе для творческой работы.

по материалам Б.К.С.Айенгара «Свет жизни: йога»

Принципы йоги

Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги.Он также называл это поиском души.Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны — третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца.Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны, будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней:

  • Яма — соблюдение всеобщих моральных заповедей.
  • Нияма — внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину.

Под Ямой понимают соблюдение индивидуумом всеобщих моральных заповедей.Эти моральные заповеди, или этические принципы, носят универсальный характер, следовать им необходимо любому человеку независимо от пола, возраста, национальности.Несмотря на то, что они были сформулированы более двух тысяч лет назад, их назначение в наше время и в нашем обществе чрезвычайно велико.

    В Яму входят следующие принципы:
  • Ахимса – непричинение вреда;
  • Сатья — правдивость;
  • Астея — отсутствие стремления к обладанию чужим;
  • Апариграха — неприятие даров, или свобода от ненужных вещей;
  • Брахмачарья — контроль над половым влечением.

Социальную значимость этих правил трудно переоценить.Их нарушение ведет к насилию, лжи, воровству, жадности, беспутству, сеет горе и страдание, в то время как соблюдение принципов Ямы приводит ученика к гармонии.О любом человеке, следующем заповедям Ямы, окружающие скажут — это хороший человек.Йогин, утвердившийся в Яме, открывает для себя новую радость — радость доброжелательности, которая сильнее и постояннее удовольствий злорадства и обладания.Йогин тем самым поднимается на новую ступень в своем духовном развитии.

Можно многие годы делать йоговские упражнения, многое знать и уметь, но если правила Ямы не стали неотъемлемой частью человека, то все выполняемое превращается в лучшем случае в гимнастику и никак не может считаться Йогой.В Индии неуклонное следование Яме является обязательной составной частью ученичества.

Это высшее правило морали, главное из всех Ям.Ахимса буквально означает не убийство , ненасилие , но принцип Ахимса имеет более широкое значение.Это не только не причинение вреда в поступках, словах и мыслях, но еще и Любовь ко всему существующему.

Йогин восстает против зла, которое творят люди, но не против этих людей.Ахимса предписывает любить человека и в то же время бороться со злом, которое в нем есть.Мириться со злом нельзя.

Вместе с тем Йогин обязан выполнять свое социальное предназначение.В Бхагават Гите Шри Кришна разъясняет Арджуне, могущественному стрелку из лука, не пожелавшему сражаться: Что же касается твоего долга воина, то знай, что нет лучшего для тебя занятия, чем сражаться во имя принципов.Поэтому не надо колебаться.Будь уравновешен, о Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче.Такое самообладание называется йогой .

Йогин знает, что все люди имеют одинаковые права на жизнь и что жизни всех людей связаны друг с другом.Поэтому он с готовностью помогает окружающим, видя в том истинное счастье, и становясь источником радости на своем пути.Ахимса предполагает освобождение от страха.Йогин ничего не боится, потому что знает причины зарождения страха и способы его преодоления, и никто не боится его самого.

Ахимса предписывает и освобождение от гнева.При этом различают два вида гнева.В одном случае это гнев гордыни.Такой гнев ослепляет рассудок, ведет к неправильным суждениям и поступкам.С ним надо бороться.В другом случае йогин гневается на себя, когда его постигает неудача.Это ведет к духовному развитию.Снисхождение к другим и взыскательность к себе истинные черты йога.

Йогин не только не должен сам вредить в мысли, слове и деле кому бы то ни было, но также не должен быть причиной вреда и не должен побуждать кого-либо на произведение вреда.Именно благожелательными и добрыми мыслями, желаниями и действиями человек может помочь другим, а также и себе, и он может поднять и воодушевить себя.Напротив, слабыми, злыми и вредными желаниями, мыслями и действиями человек вредит не только другим, но также и себе.

Сатья — дословно правдивость .Сатья предполагает абсолютную правдивость в мыслях, словах и делах.Любая неискренность препятствует достижению гармонии.

Ложь, клевета, оскорбления и ругань, а также высмеивание того, что другие почитают священным, несовместимы со следованием Йоге, наносят прямой вред окружающим и самому человеку, вслух или мысленно изливающему яд.

Контроль над речью ведет к освобождению от злобы.Свободный от злобы исполняется милосердием ко всем.Разумеется, следование Сатье не должно противоречить Ахимсе.

Астея — буквально неворовство , предписывает не домогаться чужого.Астея запрещает любые формы злоупотреблений.Ведь неправомерное обладание чужой собственностью причиняет боль другому человеку, что также является нарушением Ахимсы и делает невозможным духовное развитие.

Поскольку потребности йогина сведены к минимуму, то он считает нарушением принципов Астеи обладание вещами, в которых не испытывает действительной необходимости.Это тесно связано со следующей моральной заповедью.

Апариграха

Апариграха — не копить , не собирать , не принимать дары .Йогин тренирует свой ум не ощущать недостатка в чем-либо.Тогда все, в чем он действительно нуждается, приходит к нему без всяких усилий в надлежащее время.

О значении непринятия даров Шри Свами Нарайянананда джи Махарадж писал: Получить что-либо натурой или деньгами означает, что получатель остается с мыслью своей обязанности дающему, и, таким образом, его ум привязывается к дающему.Каждая такая привязанность делает ум нечистым и стягивает человека вниз .Однако в любом случае надо помнить о первостепенном значении соблюдения Ахимсы, ведь бывают случаи, когда отказ от подарков приносит вред дарующему.

Замечательный стих есть в Упанишадах, смысл которого сводится к следующему: отправляясь к Яме богу смерти, с собой не возьмешь ничего.Свами Йогонанда по этому поводу пишет, что 50 лет, прожитых в роскоши и удовольствии, не имеют никакого значения, если вслед за ними последуют три года болезней и страданий.

В целом принцип Апариграха можно определить как свободу от накоплений.Равнодушие к вещам дает йогину спокойствие.

Брахмачарья

Брахмачарья переводится как безбрачие , религиозные занятия , воздержание .Однако понятие Брахмачарья — это скорее состояние ума и духа.Правильнее сказать, что это контроль над влечениями.И холостяк, и семьянин могут одинаково заниматься йогой.Более того, все законы морали рекомендуют женитьбу.Многие йоги и мудрецы древней Индии были женатыми и имели семьи.Они не уклонялись от социальной и моральной ответственности.

Брахмачарья запрещает беспутство, и с этим нельзя не согласиться.Соблюдение этого принципа дает запас жизненных сил, энергию, сильный интеллект.Брахмачарья — дорога мудрости.

Эти индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие занимающегося.В Йога Сутрах выделены пять Ниям:

  • Шауча — чистота;
  • Сантоша— удовлетворенность;
  • Тапас — рвение и строгость;
  • Свадхиайя — самообразование или познание своей души;
  • Ишвара Пранидхана — преданность высшим идеалам.

Под Шаучей понимают чистоту тела и чистоту души.Чистота внешних покровов тела поддерживается омовениями, ношением чистой одежды и поддержанием жилища в чистоте и порядке.Гигиена некоторых внутренних поверхностей: полости рта, желудочно-кишечного тракта, носовых ходов и т.д.- осуществляется с помощью специальных процедур.Асаны и пранаямы поддерживают физическое и отчасти психическое здоровье, что также входит в понятие «чистота».Но главное значение Йога придает нравственному очищению.Это прежде всего устранение отрицательных эмоций: ненависти, гнева, страха, алчности, гордыни, страсти, вожделения.Отсутствие отрицательных эмоций способствует контролю над дурными мыслями.Такое очищение устраняет умственные страдания: уныние, печаль, дает доброжелательность и внутреннюю радость.

Большое значение придается чистоте речи.Это и соблюдение произносительных норм языка, и хорошая дикция, и нравственность высказываний.

В один ряд с категориями чистоты тела, мыслей и речи Йога ставит чистоту пищи.Здесь важны способы, которым добывается пища, характер пищи и цель ее употребления.Йоги не едят ни слишком много, ни слишком мало, а ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизнедеятельности.Привычка же есть ради удовольствия, ослабляет волю, препятствует духовному развитию и разрушает организм.

В литературе по Йоге некоторые авторы настаивают на вегетарианской диете.С этим трудно согласиться.До 20 лет смешанное питание весьма желательно для полноценного развития, особенно в условиях нашего климата.В дальнейшем йогин переходит на чисто вегетарианскую пищу, только если почувствует в том необходимость.

Сантоша — это удовлетворенность, другими словами,- поддержание постоянного положительного эмоционального фона.Для йогина это естественное состояние, поскольку он не ощущает ни в чем недостатка.Сантоша не допускает конфликтов, точнее, предписывает исключить саму возможность их зарождения.В конфликтной ситуации йогин всегда ищет собственные промахи и если не в силах изменить положение вещей, изменяет свое отношение к нему.На определенной стадии конфликты становятся просто невозможными.

Дословно Тапас означает быть снедаемым огнем , пламенеть или испытывать боль , что означает непреклонное стремление к цели через самоограничения, борьбу со своими пороками, суровую дисциплину.Практика Тапаса — это кузница характера.Только с помощью железной воли йогин приобретает силу тела и ума, мужество и мудрость.

Непременное условие успешного продвижения вперед — наличие достойной цели.Существование без цели теряет смысл, способствует развитию лености и других дурных наклонностей.Жизнь — это движение, и только имея твердый ориентир, можно оценить свои успехи, т.е.ощутить это движение.С другой стороны, для достижения желаемого необходимо прикладывать определенные усилия.Именно Тапас делает возможным любое продвижение.

Свадхиайя значит самообразование .Это философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию смысла жизни и пути к самосовершенствованию.

Интересно, что Свадхиайя предполагает изучение всех доступных знаний о различных философских системах, религиях, воззрениях.Это необходимо для твердого определения своей жизненной позиции.Утвердившись в Свадхиайе, йогин получает неисчерпаемое поле деятельности.

Ишвара Пранидхана

Под Ишвара Пранидханой понимают посвящение йогином всех своих действий и воли той Высшей Цели, которую он осознал, практику Свадхиайи.Для разных людей эта цель будет неодинаковой, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведет к совершенству.Учителем при этом выступает сама жизнь.

    Рекомендуем ознакомиться со следующими статьями по данной тематике:
  • Контроль своих сексуальных потребностей в статье: Сексуальная жизнь с точки зрения Йогатерапии.
  • Преимущества вегетарианской диеты для Йогина в статье: Занятие Йогой и вегетарианство.
  • Влияние Йоги на самодисциплину в статье: Йога избавляет от вредных привычек.
  • Перечень всех ступеней Йоги согласно Патанджали в статье: Восемь ступеней йоги (Айенгар).

Основные принципы йоги, как фундамент к самосовершенствованию

Занятия йогой обычно определяют как систему самосовершенствования человека.Сложно описать йогу с какой-то одной точки, духовной или физической, ведь она — есть гармония между умом и телом.Можно до бесконечности перебирать определения для этого древнейшего учения, но главным остается одно — занятия йогой оказывают огромное и необратимое влияние на жизнь человека, ступившего на путь развития.Фундаментом для этого будет свод морально-этических принципов, сформированные мудрецом Патанджали еще в древности.

Необходимо разобрать какие есть виды йоги: карма-йога, бхакти-йога, раджа-йога и джнана-йога. Бхакти превосходит на всеми ними, тем, что ее практика направлена на взращивание любви к Богу, служении ему.Дословно «бхакти-йога» — связь с Богом.Занятия Бхакти-йогой не требуют каких-то отдельных условий, достаточно лишь желание.И методы бхакти практики совсем не сложны, как может показаться.Чтобы практиковать бхакти , не нужно ничем жертвовать, отрекаться от дома и семьи.

С чего следует начать изучение йоги

Йога — основа общественных законов

Многие из нас, приходящие на занятия йогой начинают свое знакомство с ней сразу с третьей ступени — Асаны, что в корне неверно.

Прежде чем подвергать свое сознание и тело физическим упражнениям — Асанам, следует понять и принять какие есть принципы первых ступеней йоги: Яма и Нияма.

Их важность невозможно переоценить, ведь именно эти основные принципы йоги , являются морально-этическим началом.С их помощью мы выстраиваем все свои взаимоотношения с собой и окружающим миром.Так же эти принципы представляют собой инструмент, благодаря которому у нас есть возможность изменить нашу карму.Следует рассмотреть какие есть моральные и этические принципы, прежде чем начинать занятия.

Какие принципы у первой ступени — Яма

Соблюдение принципов Яма позволит прожить жизнь не накапливая отрицательную карму

Яма — это первая ступень йоги.Описывает социальное поведение и наши отношения с окружающим миром.Следовать принципам ступени Яма необходимо каждому человеку, независимо от его пола, возраста и социального положения.Их соблюдение позволит прожить жизнь не накапливая отрицательную карму.Яма состоит из пяти принципов:

  1. Ахимса.Высшее правило морали, звучит как «ненасилие».Это не только не причинение вреда окружающим, но и к себе в первую очередь.Так же подразумевает безусловную любовь ко всему существующему.Основополагающий принцип Яма;
  2. Сатья. Абсолютная правдивость и искренность к себе и окружающим.Любая неискренность ограничивает вас в достижении гармонии;
  3. Астея. Дословный перевод звучит как «неворовство».Подразумевает запрет на присвоение чужого и незаслуженного.Соблюдение этого принципа вполне логично, ведь есть вселенная, которая абсолютно справедливо наделяет нас всем необходимым;
  4. Апариграха. Подразумевает непринятие даров, отсутствие стремления к самообладанию.В целом этот принцип можно определить как свободу от накоплений, ведь равнодушие к материальному дарит нам спокойствие;
  5. Брахмачарья. Переводится как «воздержание», но, на самом деле, подразумевает умеренность во всем.Соблюдение этого принципа дает вам энергию и силу ума.

Нияма и ее основные принципы

Нияма направлена на общение с собой и самодисциплину

Нияма , как вторая ступень, состоит из правил поведения по отношению к себе.Предписания к собственному образу жизни, позволяет ученику развивать способности управлять собой.Нияма имеет более личный характер, направлена на общение с собой и самодисциплину.Рассмотрим какие принципы позволят нам прожить хорошую жизнь, делясь благожелательностью с окружающими:

  • Шауча. Чистота и непорочность.Данный принцип охватывает не только физическую сторону (гигиену и содержание чистоты тела), он так же подразумевает непорочность мыслей, слов и действий.Важно устранить какие — либо негативные эмоции: гнев, алчность, гордыня.Отсутствие отрицательных мыслей приводит к устранению умственных страданий, приносит доброжелательность и внутреннюю благость.
  • Сантоша. Удовлетворенность и поддержание благоприятного расположения духа.Мы склонны искать причины своей неудовлетворенности вовне.Тогда как истинная причина — это наше отношение к данным условиям и ситуациям.
  • Свадхиайя. Стремление к постоянному самообразованию и накоплению знаний.Важный, и один и самых фундаментальных принципов ступени Нияма , позволяет нам поддерживать постоянный настрой на определение своей жизненной позиции.
  • Тапас. В самом звучании заложена главная мысль этого принципа.Самоограничение, позволяющее накапливать внутреннюю энергию и двигаться дальше.Олицетворяет железную волю, борьбу со своими пороками, дисциплину, благодаря которой формируется сила, воля и мудрость.
  • Ишвара Пранидхада. Самый интересный и основополагающий принцип Нияма посвящения себя и своих дел Богу.Благодаря этому, человек теряет какие — либо эгоистичные предпосылки, избавляется от гордыни, отбрасывает собственное эго.Важно исполнять этот принцип добросовестно.Основная мысль схожа с практикой Бхакти.

Йога, как основа общественных законов

Понимание этих фундаментальных принципов открывает вам дорогу в йогу.Важно увидеть взаимосвязь между этими противоположными принципами ступеней Яма и Нияма .Они естественным образом продолжают и уравновешивают друг друга.Возможно, кто-то может сказать, что он полностью освоил какие — то из данных принципов, но это вряд ли возможно.Теперь, разобравшись, какие существуют основы йоги можно приступить к их степенному изучению.

Главное, трезвым взглядом смотреть на себя со стороны, постоянно контролировать и сопоставлять свои мысли и какие — либо действия с данными аспектами йоги.

Критичность в эти моменты только пойдет вам на пользу.Каждый, узнавший о существовании этих принципов, изумится, и поймет, что на самом деле он знал о них и интуитивно ощущал правильность их соблюдения.Но ведь учение йоги и не отрицает соблюдение законов общества, а лишь подтверждает, что все эти законы были построены на ее началах.Она учит нас быть счастливыми и подсказывает, что состояние счастья — это и есть истинная природа каждого человека.

В чем заключаются этические принципы Йоги?

Что вы знаете о Йоге и о ее истинной сути? На чем основаны принципы Йоги? Об этом вы можете узнать в статье!

Он также называл это саморазвитием души.

Большинство людей занятия Йогой начинают с Асаны — третей ступени учения, что является неверным с точки зрения мудреца.Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны, будущим йогинам следует понять и принять принципы Йоги первых двух ступеней:

  • Яма — соблюдение всеобщих моральных заповедей.
  • Нияма — внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину.

ЯМА — этические принципы Йоги!

Под Ямой понимают соблюдение всеобщих моральных заповедей.Эти моральные заповеди, или этические принципы Йоги, носят универсальный характер, следовать им необходимо любому человеку независимо от пола, возраста и национальности.

Несмотря на то, что они были сформулированы более двух тысяч лет назад, они до сих пор не утратили свою значимость.В Яму входят следующие принципы:

  • Ахимса – непричинение вреда (в том числе и себе, нельзя насиловать свое тело, психику и ум);
  • Сатья — правдивость;
  • Астея — отсутствие стремления к обладанию чужим;
  • Апариграха — неприятие даров, или свобода от ненужных вещей;
  • Брахмачарья — контроль над половым влечением (или хотя бы иметь только одного партнера).

Социальную значимость этих правил трудно переоценить.Их нарушение ведет к насилию, лжи, воровству, жадности, беспутству, сеет горе и страдание.

Йогин, утвердившийся в Яме, открывает для себя новую радость — радость доброжелательности, которая сильнее и глубже удовольствий злорадства и обладания.Тем самым йогин поднимается на новую ступень в своем духовном саморазвитии.

Можно многие годы заниматься Йогой Физическими упражнениями), многое знать и уметь, но если правила Ямы не стали неотъемлемой частью человека, то все выполняемое превращается в лучшем случае в гимнастику и никак не может считаться Йогой.В Индии неуклонное следование Яме является обязательной составной частью ученичества.

Ахимса — высшее правило морали!

Это самое главное правило Ямы.Ахимса буквально означает не убийство, ненасилие, но подразумевается более глубокое значение.Это не только не причинение вреда в поступках, словах и мыслях, но еще и Любовь ко всему существующему.

Йогин восстает против зла, которое творят люди, но не против этих людей.Ахимса предписывает любить человека и в то же время бороться со злом, которое в нем есть.Мириться со злом нельзя.Вместе с тем Йогин обязан выполнять свое социальное предназначение.

В Бхагават Гите³ Шри Кришна⁴ разъясняет Арджуне, могущественному стрелку из лука, не пожелавшему сражаться:

«Что же касается твоего долга воина, то знай, что нет лучшего для тебя занятия, чем сражаться во имя принципов.Поэтому не надо колебаться.Будь уравновешен, о Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче».

Такое самообладание называется йогой.

Ахимса предполагает освобождение от страха.Йогин ничего не боится, потому что знает причины зарождения страха и способы его преодоления, и никто не боится его самого.

Ахимса предписывает и освобождение от гнева.При этом различают два вида гнева.В одном случае это гнев гордыни.Такой гнев ослепляет рассудок, ведет к неправильным суждениям и поступкам.С ним надо бороться.В другом случае йогин гневается на себя, когда его постигает неудача.Это ведет к духовному развитию.

Снисхождение к другим и взыскательность к себе истинные черты йога.Йогин не только не должен сам вредить в мысли, слове и деле кому бы то ни было, но также не должен быть причиной вреда и не должен побуждать кого-либо на произведение вреда.

Именно благожелательными и добрыми мыслями, желаниями и действиями человек может помочь другим, а также поднять и воодушевить себя.Если же человек недоброжелателен и переполнен слабыми, злыми и вредными желаниями, мыслями и действиями, то он вредит не только другим, но и себе.

В чем принцип второго правила Ямы?

Сатья означает правдивость.Сатья предполагает абсолютную правдивость в мыслях, словах и делах.Любая неискренность препятствует достижению гармонии.

Ложь, клевета, оскорбления и ругань, а также высмеивание того, что другие почитают священным, несовместимы со следованием Йоге и наносят прямой вред окружающим и самому человеку.

Разумеется, следование Сатье не должно противоречить Ахимсе.

Астея — третье правило Ямы

Астея — буквально неворовство, предписывает не домогаться чужого.Астея запрещает любые формы злоупотреблений.Ведь неправомерное обладание чужой собственностью причиняет боль другому человеку, что также является нарушением Ахимсы и делает невозможным духовное развитие.

Поскольку потребности йогина сведены к минимуму, то он считает нарушением принципов Астеи обладание вещами, в которых не испытывает действительной необходимости.Это тесно связано со следующей моральной заповедью.

Что дает Апариграха?

Апариграха означает не копить, не собирать и не принимать дары.

О значении непринятия даров Шри Свами Нарайянананда джи Махарадж писал:

«Получить что-либо натурой или деньгами означает, что получатель остается с мыслью своей обязанности дающему, и, таким образом, его ум привязывается к дающему.Каждая такая привязанность делает ум нечистым и стягивает человека вниз».

Однако в любом случае надо помнить о первостепенном значении соблюдения Ахимсы, ведь бывают случаи, когда отказ от подарков приносит вред дарующему.

Замечательный стих есть в Упанишадах (древний трактат), смысл которого сводится к следующему: «Отправляясь к богу смерти, с собой не возьмешь ничего».

Свами Йогонанда⁵ по этому поводу пишет, что 50 лет, прожитых в роскоши и удовольствии, не имеют никакого значения, если вслед за ними последуют три года болезней и страданий.

В целом принцип Апариграха можно определить как свободу от накоплений.Равнодушие к вещам дает йогину спокойствие.

Брахмачарья — контроль над влечением!

И холостяк, и семьянин могут одинаково посвящать себя занятиям Йогой.Более того, все законы морали рекомендуют женитьбу.Многие йоги и мудрецы древней Индии были женатыми и имели семьи.Они не уклонялись от социальной и моральной ответственности.

Брахмачарья запрещает беспутство, и с этим нельзя не согласиться.Соблюдение этого принципа дает запас жизненных сил, энергию, сильный интеллект.Брахмачарья — дорога мудрости.

НИЯМА — этические принципы Йоги!

Нияма — это свод индивидуальных правил поведения, дисциплинирующих ученика.В Йога Сутрах выделены пять основных правил:

  • Шауча — чистота;
  • Сантоша — удовлетворенность;
  • Тапас — рвение и строгость;
  • Свадхиайя — самообразование или познание своей души;
  • Ишвара Пранидхана — преданность высшим идеалам.

Шауча — гигиена тела и души

Под Шаучей понимают чистоту тела и чистоту души.Чистота внешних покровов тела поддерживается омовениями, ношением чистой одежды и поддержанием жилища в чистоте и порядке.

Гигиена некоторых внутренних поверхностей: полости рта, желудочно-кишечного тракта, носовых ходов и т.д.- осуществляется с помощью специальных процедур.Асаны и пранаямы поддерживают физическое и отчасти психическое здоровье, что также входит в понятие «чистота».

Отсутствие отрицательных эмоций способствует контролю над дурными мыслями.Такое очищение устраняет умственные страдания: уныние, печаль, дает доброжелательность и внутреннюю радость.

Большое значение придается чистоте речи.Это и соблюдение произносительных норм языка, и хорошая дикция, и нравственность высказываний.

В один ряд с категориями чистоты тела, мыслей и речи Йога ставит чистоту пищи.Здесь важны способы, которым добывается пища, характер пищи и цель ее употребления.

Йоги не едят ни слишком много, ни слишком мало, а ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизнедеятельности.Привычка же есть ради удовольствия, ослабляет волю, препятствует духовному саморазвитию и разрушает организм.

В литературе по Йоге некоторые авторы настаивают на вегетарианской диете.С этим трудно согласиться.До 20 лет смешанное питание весьма желательно для полноценного развития, особенно в условиях нашего климата.В дальнейшем йогин переходит на чисто вегетарианскую пищу, только если почувствует в том необходимость.

Как соблюдать принцип Сантоши?

Сантоша не допускает конфликтов, точнее, предписывает исключить саму возможность их зарождения.В конфликтной ситуации йогин всегда ищет собственные промахи и если не в силах изменить положение вещей, изменяет свое отношение к нему.На определенной стадии конфликты становятся просто невозможными.

Как развить железную волю?

Дословно Тапас означает быть снедаемым огнем, пламенеть или испытывать боль.Это означает непреклонное стремление к цели через самоограничения, борьбу со своими пороками, суровую дисциплину.

Практика Тапаса — это кузница характера.Только с помощью железной воли йогин приобретает силу тела и ума, мужество и мудрость.Непременное условие успешного продвижения вперед — наличие достойной цели.Существование без цели теряет смысл, способствует развитию лености и других дурных наклонностей.

Жизнь — это движение, и только имея твердый ориентир и этические принципы, можно оценить свои успехи, т.е.ощутить это движение.С другой стороны, для достижения желаемого необходимо прикладывать определенные усилия.Именно Тапас делает возможным любое продвижение.

Путь к саморазвитию!

Свадхиайя значит самообразование, саморазвитие.Это философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию смысла жизни и пути к самосовершенствованию.

Интересно, что Свадхиайя предполагает изучение всех доступных знаний о различных философских системах, религиях, воззрениях.Это необходимо для твердого определения своей жизненной позиции.Утвердившись в Свадхиайе, йогин получает неисчерпаемое поле деятельности.

В чем высшая цель Йоги?

Пятый принцип Ниямы Ишвара Пранидхана подразумевает посвящение йогином всех своих действий и воли той Высшей Цели, которую он осознал, практике Свадхиайи.Для разных людей эта цель будет неодинаковой, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведет к совершенству.Учителем при этом выступает сама жизнь.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Патанджали — основатель Йоги, философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в.до н.э (Википедия).

² Йога — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния (Википедия)

³ Бхагавадгита — памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, часть шестой книги «Махабхараты», состоит из 18 глав и 700 стихов (Википедия).

⁴ Кришна — одна из форм Бога в индуизме, восьмая аватара Вишну, часто описывается как один из наиболее популярных индуистских богов (Википедия).

⁵ Йогананда — индийский йог, сыгравший значительную роль в распространении древней духовной науки Крийя-йоги на Западе (Википедия).

Основные понятия и принципы йоги

Основные понятия и принципы йоги

В Индии, прежде чем приступить к обучению йоге, каждый ученик должен освоить основные принципы (или правила поведения) – моральный кодекс йоги, который называется яма и нияма.

Яма (дисциплина, правильный образ жизни) регулирует этические отношения с окружающим миром и включает приведенные ниже требования:

– не причиняй вреда ни одному живому существу;

– не кради и не желай чужого;

– соблюдай воздержание (в пище, в сексе).

Нияма (самодисциплина, ограничение) регулирует отношение к самому себе и подразумевает выполнение следующих правил:

– соблюдай внутреннюю и внешнюю чистоту;

– довольствуйся тем, что имеешь;

– не трать свою энергию впустую;

– имей сильную волю (воздерживайся, ограничивай себя, будь дисциплинированным, не жалуйся, будь терпелив, будь спокоен и рассудителен);

– полностью подчини себя Богу (а также делись с другими всем, что имеешь сам);

– помни, что каждый человек – отдельная Вселенная, и никто не может и не должен ничего друг другу навязывать.

Об этих принципах рекомендуется помнить всем, кто занимается или планирует заниматься йогой, поскольку йога – это жизненная философия, а не просто комплекс упражнений.

Рейтинг автора
Автор статьи
Денис Ястребов
Персональный коуч
Написано статей
158
Предыдущая статьяЙога для новичков
Следующая статьяУспокаивающая медитация

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here