Основные принципы буддизма

Рассмотрим подробнее тему: Основные принципы буддизма - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
134

Основные принципы буддизма

Постараемся дать в сжатом виде основные тезисы и понятия чань-буддизма.

Основные постулаты буддизма:

1.Неотрицание всего — все есть Будда, как бы трудно это ни было понять.
2.Умение медитировать, т.е.осознавать себя и природу, освобождаться от аффектов.
3.Доверяй своему сердцу-сознанию — в нем содержатся ответы на все вопросы.

4 основных принципа Чань:

1) не опирайся на письменные поучения
2) передавай традицию вне наставлений
3) прямо указывай на сердце-сознание
4) преодолевай неведение и становись Буддой

1.Существует страдание (дукха)

Понятие дукха не совсем точно соответствует его русскому переводу «страдание» и входит в так называемые трилакшана (три отличительных качества проявленного мира):
Дукха — изначальное свойство проявленного мира.
Анитья — непостоянство всех внешних и внутренних элементов потока сознания.
Анатман — отсутствие самосущего, независимого от мира «Я» (личности, нихсвабхава).

Буддийское понятие страдания duhkha можно разделить на три важных категории:
1.страдания телесного типа
2.страдания чувственного типа
3.страдания как таковые (не телесные и не чувственные)

Объясним подробнее, что это за 3 категории страданий:
Телесные страдания: болезни, смерть, старость, рождение;
Чувственные страдания: соединение с нелюбимым (нежелаемым) объектом, разъединение с любимым, воздействие внешних факторов (страдание от принуждающих внешних воздействий, несвобода);
Страдание как таковое: сюда относят тонкие виды страданий, таких как страдание от перемен (от непостоянства мира), и страдания от страданий (от осознания их присутствия).

В совокупности перечислено 9 видов страданий.Их условно можно назвать страданиями типа Инь — в том смысле, что человек взаимодействует с этими страданиями как воспринимающее (Инь) существо.
Существуют также 2 вида страданий по типу Ян:

1.Страдание неудовлетворения — от неудач своих планов и действий;
2.Страдание от недостаточности — от понимания невечности и неабсолютности своих достижений

В этих 2-х типах страданий человек проявляет себя как активная сторона (Ян) и страдает от провала своих действий.

2.У страданий есть причина (самудая)

10 кармообразующих факторов:
Деяния тела:
1) убийство;
2) воровство;
3) сексуальное насилие.
Деяния речи:
4) ложь;
5) клевета;
6) грубая речь;
7) пустословие.
Деяния ума:
8) неведенье (моха, авидья);
9) алчность (лобха);
10) неприятие (двеша).

4 условия, усугубляющих кармообразующие факторы:
1) намерение совершить деяние;
2) обдумывание способов совершить задуманное;
3) действие;
4) радость, удовлетворение от содеянного.

12 нидан (пратитья-самутпада) — звенья цепи взаимозависимого происхождения:
1) Неведение (авидья);
2) Кармические импульсы (самскара);
3) Индивидуальное сознание (виджняна);
4) Определенный ум (имя) и его выражение в определенной форме (нама-рупа)
5) 6 чувственных способностей и их функции (шадаятана);
6) соприкосновение сознаний чувств с объектами (спарша);
7) чувства (ведана);
8) желание (тришна);
9) привязанность к объектам (упадана);
10) желание существования (бхава);
11) рождение (джати);
12) старость, страдания, смерть (джара-марана).

3.Страдания можно прекратить (ниродха)

Забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания.Противоядие дурной карме: культивирование любви, дружелюбия, милосердия, сострадания и сочувствия к другим существам.
10 Благих деяний (противоположность 10 кармообразующим факторам).

4 условия, очищающие карму:
1) Раскаянье, желание исправить содеянное;
2) Анализ действия — применение мыслительных техник;
3) Обещание больше не делать того же;
4) Медитация.

5 методов борьбы с нездоровыми состояниями ума:
1) замена нездоровых мыслей иными, имеющими светлые корни
2) исследование возможных последствий нездоровых мыслей
3) умение забывать дурные мысли
4) успокоение нездоровых мыслей их постепенным утончением
5) решительное подавление нездоровых мыслей.

4.Существует Путь (марга), ведущий к освобождению от страдания.

Включает три аспекта буддийской практики:
— нравственное поведение (шила);
— медитация (самадхи);
— мудрость (праджня).

1.Истинное понимание
Понимание четырех благородных истин.

2.Истинное намерение
Намерение стать Буддой, освободить все живые существа от страданий.

3.Истинная речь
Отсутствие лжи, клеветы, грубой речи, пустой болтовни.

4.Истинное действие
Не отнимать жизнь у живых существ, воздерживаться от присвоения чужой собственности, воздерживаться от всех форм сексуального насилия, воздерживаться от употребления опьяняющих веществ.

5.Истинный образ жизни
Образ жизни, не связанный с насилием, честный путь зарабатывания на жизнь.

6.Истинное усилие
Срединное усилие, не истязать себя, но и не потакать своим слабостям.

7.Истинное размышление
4 основы внимательности:
1) внимательность к телу;
2) внимательность к чувствам;
3) внимательность к состояниям ума;
4) внимательность к объектам ума (дхармам).

8.Истинное сосредоточение (медитация).
Включает понятие о восьми ступенях медитации — дхьянах.Четыре начальных таковы:

1 дхьяна
а) общее размышление,
б) концентрация — направленное размышление,
в) восторг,
г) радость,
д) одноточечность мышления (погружение в предмет медитации).

2 дхьяна — уходит усилие и концентрация.

3 дхьяна — уходит восторг.

4 дхьяна — уходит блаженство, остается лишь чистая внимательность.

2 характеристики медитации.
1) Шамадха (концентрация) — возможна лишь при малом количестве объектов.
2) Випассана (прозрение) — возможно лишь при отсутствии дискурсивного мышления.
а) прозрение в непостоянство
б) прозрение в отсутствие «я»
в) прозрение в причины страдания

5 условий медитации.
1) Вера
2) Мудрость
3) Усилие
4) Концентрация
5) Внимательность

7 факторов просветления.
1) Внимательность
2) Исследование дхарм
3) Спокойствие
4) Уравновешенность
5) Сосредоточенность
6) Восторг
7) Усилие.

5 препятствий медитации.
1) Чувственное желание;
2) Недоброжелательство;
3) Сонливость и вялость;
4) Возбуждение и беспокойство;
5) Скептические сомнения.

1.Будда
а) Будда Шакьямуни — реально существовавший человек, разорвавший круг рождений и смертей и передавший свое учение последователям.
б) Путь, ведущий к окончательной Нирване.
в) В каждой вещи есть Будда, это сущность всего.

2.Дхарма
а) Учение Будды как тексты, заповеди, философская система.
б) Все есть Дхарма, все вещи в мире есть обучающие аспекты Дхармы, ведущие нас к пониманию себя и мира.

3.Сангха
а) Группа людей, практикующих учение Будды.
б) Все живые существа, как единое сообщество, помогающее в практике пути.Все живые существа просветляются вместе друг с другом.

1) Дана — парамита даяния.
а) даяние имуществом: одежда, еда, помощь бедным, выполнение дел за других;
б) даяние дхармой: наставление, ободрение людей, возможность давать дхарму Будды, объяснение сутр;
в) бесстрашие: ободрение, поддержка, помощь в трудностях, собственным примером смелости и веры.
г) дружелюбием: приветливым выражением лица, спокойной дружелюбной речью.Результат: очищает скупость, освобождает от жадности.

2) Шила — парамита обетов
Поддержание обетов, разрушает нарушения.
Результат: удерживает от разочарования,
— успокаивает сердце,
— открывает мудрость.

3) Кшанти — терпения.
Претерпевание всяческих трудностей.

4) Вирья — радостное усилие.
Быть энергичным, внимательным, прилагать усилия на пути:
а) сердечное по пути Будды;
б) физическое по спасению всех живых существ;
в) умственное по изучению дхармы.
Результат: преодолевает лень и усиливает внимательность.

5) Дхьяна — медитация, поддерживающее качество для прочих парамит.

6) Праджня — мудрость, высшая парамита.

1) Разделять общее место пребывания.
2) Разделять повседневные заботы.
3) Вместе соблюдать заповеди (вместе практиковать).
4) Употреблять только те слова, которые ведут к гармонии и не употреблять слова, ведущие к расколу.
5) Делиться внутренним опытом.
6) Уважать точку зрения других, не заставлять других вставать на свою точку зрения.

1) Возможность стать учеником Будды.
2) База для практики (заповеди).
3) Облегчает кармические препятствия, создает добродетель.
4) Возможность аккумулировать благость и счастье.
5) Невпадение в злые интересы (основанные на трех ядах).
6) Не может быть сбит с пути (или окружен) плохими людьми.
7) Все благие начинания достигают успеха.
8) Конечный результат — Нирвана.

1) По группам соотнесения — скандхи
2) По источникам сознания — аятаны
3) По классам элементов — дхату

Причинно-обусловленные дхармы (санскрита) — скандхи, которые подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого происхождения.

5 скандх:

1.Рупа — форма, чувственное (содержание потока сознания, мысленное представление об оболочке).
8 видов форм:
— глаза (видимая форма)
— уха (слышимые формы)
— носа (запахи)
— языка (вкус)
— осязаемые (структура тела)
— ума (мысли)
— форма сознания форм (я смотрю, я слышу и т.д.)
— алая виджняна

2.Ведана — чувственные переживания, ощущения.
3 вида чувств:
— приятное
— неприятное
— нейтральное.

3.Санджня — восприятие — опознавание (представление) объектов пяти видов чувственного восприятия:
— существующее;
— несущесствующее;
— все двойственные категории (большое — малое и т.п.);
— абсолютное ничто.

4.Самскара — интеллект.Психические процессы (состояние ума), ментальные факторы.
6 групп ментальных факторов (51 ментальный фактор)
1) 5 вездесущих факторов:
намерение, контакт, чувство, распознавание, умственная деятельность.
2) 5 определяющих факторов:
устремление, оценка, внимательность, медитативное сосредоточение, высшее знание.
3) 11 позитивных факторов: — доверие, стыд, смущение, непривязанность, отсутствие ненависти, отсутствие неведения, радостное усилие, сговорчивость, совестливость, невозмутимость, сочувствие.
4) 5 главных омрачающих состояний:
-неведение, алчность, неприятие, гордость, сомнение.
5) 20 второстепенных омрачений:
воинственность, чувство обиды, озлобленность, склонность к нанесению вреда, ревность, притворство, обман, бесстыдство, отсутствие смущения, скрытность, скупость, надменность, лень, неверие, бессовестность, забывчивоть, отсутствие самонаблюдения ( несознательность), сонливость, волнение, рассеяность.
6) 5 переменных факторов:
сон, сожаление, приблизительное рассмотрение, точный анализ.

5.Виджняна — сознание, познание, осознавание восприятия чувствами и мышлением.
сознание зрения;
сознание слуха;
сознание обоняния;
сознание вкуса;
сознание осязания;
ментальное сознание.

Причинно-необусловленные дхармы (асанскрта) — не связаны с причинно-зависимым происхождением

1) Прекращение посредством знания (пратисанкха ниродха) — разобщение с дхармами подверженными притоку аффективности.
2) Прекращение не посредством знания (апратисанкха ниродха) — представляет собой абсолютное препятствие для появления еще не достигших дхарм.
3) Пространство психического опыта (акаша), в котором отсутствует материальное препятствие.

12 аятан — источников восприятия:
Индрии — 6 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ум;
Вишайя — 6 объектов органов чувств: форма, звук, запах, вкус, тактильные ощущения, объекты ума.

18 дхату — элементов:
6 органов чувств, 6 объектов чувств, 6 сознаний чувств (см.выше).

4 основных принципа буддизма

Четыре Благородные Истины – это 4 принципа буддизма, провозглашенные Буддой и позволяющие достичь нирваны.

Истина о страдании.

Этот принцип утверждает, что человек страдает не только когда ему плохо, но и когда хорошо.Страдания, как таковые, делятся на три категории:

  1. Страдания телесные – рождение, болезни, старость, смерть;
  2. Страдания чувственные – разъединение с любимыми, принуждение к жизни с нелюбимыми, несвобода;
  3. Страдания абстрактные – непостоянство мира, наличие страданий в мире, разочарование в достигнутых целях.

Страдают все – люди, животные и даже боги, которые тоже умирают и рождаются.Согласно первому принципу буддизма, страдание абсолютно.

Истина о причине страданий.

Этот принцип можно назвать коротко и всеобъемлюще – карма.Придавая малейшему жизненному аспекту (положительному или отрицательному) хоть какую-то значимость, человек испытывает к нему привязанность, которая неизбежно является причиной следующего рождения.В основе любой привязанности лежит желание – желая что-то иметь, человек сосредотачивается на этом желании, желая что-то не иметь, человек, опять-таки, сосредотачивается на этом желании.Попадая в зависимость от собственных желаний, люди перерождаются снова и снова, бесконечно испытывая страдания при этом.И только отсутствие желаний дает избавление от страданий.

Истина о прекращении страданий.

Третий принцип буддизма говорит о том, каким образом можно избавиться от страданий, о контроле над ними.Человек, овладевший своими желаниями и привязанностями, в дальнейшем сможет полностью отрешиться от них и достигнуть состояния, где страдание отсутствует как таковое, то есть, нирваны.

Истина о Пути.

Четвертый принцип является конкретной духовной практикой, называющейся Благородным восьмеричным путем.Этот путь, состоящий из трех этапов, ведет к полному избавлению от любых зависимостей, а значит и от страданий.

  1. Этап мудрости, на котором человек усваивает и принимает все 4 принципа буддизма, а так же становится на путь просветления.
  2. Этап нравственности, на котором слова человека не могут кому-то навредить, поведение и действия никому не причинят вреда, а образ жизни исключительно честный и порядочный.
  3. Этап сосредоточения – достижение всеохватывающего контроля над всеми психофизическими процессами при состоянии полной осознанности.

Основные принципы буддизма

Д ве с половиной тысячи лет назад в нашем мире воплотился Учитель богов и людей — Будда Шакьямуни.Бессчётные кальпы Татхагата накапливал опыт в нашем и других мирах, а также взращивал в себе сострадание ко всем живым существам.В сутрах сказано, что на нашей земле можно в любом месте уронить горчичное зерно, и это будет место, где Татхагата пожертвовал собой ради какого-то живого существа.О прошлых воплощениях Будды Шакьямуни можно почитать в таких писаниях, как Джатаки.Очень поучительные истории, которые дают понимание о причинно-следственной связи.Там описаны такие удивительные хитросплетения жизней, судеб и перевоплощений, что просто удивительно — насколько в нашей Вселенной всё взаимосвязано, а самое главное — справедливо и закономерно.

Разумеется, в Джатаках не описана и тысячная доля того опыта, который накопил Татхагата во время своего долгого пути саморазвития, но определённое понимание обрести можно.И, исходя из этого колоссального опыта, Будда Шакьямуни преподал человечеству своё учение — совершенную и нетленную Дхарму.

Будда Шакьямуни воплотился в семье царя — так проявилась его благая карма.На тот момент он, конечно же, ещё не был Буддой — он был принцем по имени Сиддхартха.Вопреки распространённому заблуждению тех, кто с буддизмом знаком поверхностно, «будда» — это не имя, а скорее звание.«Будда» означает ‘пробудившийся от сна неведения’.И именно этого состояния достиг царевич Сиддхартха.И очень поучительна история движения принца по пути саморазвития.

На протяжении 29 лет принц Сиддхартха жил во дворце своего отца — царя Шуддходаны, который всячески оберегал его от разных негативных проявлений жизни, страданий и т.д.Дело в том, что отцу принца сделали предсказание, что его сын может стать аскетом.И чтобы в уме принца не зародилось сострадание к другим живым существам и жажда поиска истины, он создал для него идеальный мирок, в котором не было страданий.Слуги даже по ночам срезали во дворце увядшие цветы, а все нищие, пожилые и больные люди были высланы из города.Однако спустя 29 лет беззаботной жизни принц во время прогулки за пределами дворца встретился с такими явлениями, как старость, болезнь, смерть и страдания.И тогда он осознал, что живые существа переживают невероятные страдания — это зародило в нём чувство сострадания к живым существам и толкнуло на путь поиска истины.Проведя в аскезах несколько лет и испытав множество разных путей саморазвития, посетив многих учителей, принц во время своей последней медитации под деревом Бодхи достиг состояния просветления и обрёл своё новое имя, под которым его и знает сегодня весь мир, — Будда, то есть «пробудившийся от сна».

Основные принципы буддизма

Принципы буддизма кратко изложены в «Сутре запуска колеса Дхармы», в которой лаконично описана суть первой проповеди Будды Шакьямуни.В этой сутре изложены базовые принципы буддизма, которые объединяют в себе три базовые концепции.

Первая: так называемые «Четыре благородные истины».Истина первая: существует страдание, и все живые существа, так или иначе, страдают.Истина вторая: причина страданий — желания, привязанности, ненасытное стремление, неудовлетворённость.Истина третья: страдание можно прекратить и достичь состояния нирваны.Истина четвёртая: к нирване ведёт Благородный восьмеричный путь.

Вторая концепция вытекает из первой — Благородный восьмеричный путь.Это восемь предписаний, согласно которым следует двигаться по пути всякому, кто желает освободиться от страданий и причин страданий.Предписаний восемь: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение.Отдельно стоит остановиться, пожалуй, на рекомендациях для гармоничной жизни.Стоит отметить, что буддизм не догматичная религия (да и скорее не религия, а философское учение) и поэтому, в отличие от авраамических, к примеру, религий не содержит как таковых «заповедей», которые следует неотступно исполнять.Будда лишь дал рекомендации для гармоничной жизни, и для мирян существует пять рекомендаций: воздерживаться от насилия, лжи, воровства, прелюбодеяния и употребления опьяняющих веществ.Собственно, все восемь ступеней, так или иначе, содержат в себе отсылку к этим предписаниям, а последние две ступени — правильное памятование и правильное сосредоточение — уже содержат в себе непосредственно рекомендации по работе со своим умом, то есть описание медитации.

Третья концепция — Срединный путь.Принц Сиддхартха, покинув дворец своего отца, стал аскетом и прошёл разные методики самосовершенствования.Всё проверил на своём опыте, в том числе и крайние аскезы, такие как длительное воздержание от воды и пищи.В результате суровых аскез он даже чуть было не умер, но добрая девушка Суджата, обнаружив измождённого принца на берегу реки, накормила его, и тогда он осознал, что крайний аскетизм ведёт лишь к гибели тела и ни к чему больше.Этому осознанию также послужил один интересный случай.Сиддхартха услышал, как по реке проплывает лодка, в которой учитель музыки рассказывает своим ученикам тонкости настройки инструментов и говорит им о том, что нельзя перетягивать струну, иначе она порвётся, но нельзя и оставить её слишком разболтанной, иначе инструмент не будет звучать.Так Сиддхартха и пришёл к осознанию того, что нужно двигаться Срединным путём — одинаково удаляясь как от роскоши, так и от крайнего аскетизма.

Одним из главных законов буддизма, пожалуй, можно отметить закон причинно-следственной связи или, как его чаще называют, — закон кармы.О законе кармы Будда поведал своим ученикам в одной короткой сутре, которая так и называется «Сутра о законе кармы».Рекомендуется её прочитать, там вполне чётко и доходчиво Будда разъяснил Ананде и другим своим ученикам, какие действия к какому результату приводят.

Фактически, всё, что происходит в нашем мире, так или иначе, обусловлено законом кармы, и Будда часто делал акцент на этом.Собственно, именно из закона кармы и проистекают те рекомендации для гармоничной жизни, которые Будда дал своим ученикам.Пять предписаний для мирян и мирянок не являются какими-то религиозными догмами, которые нужно слепо исполнять просто потому, что так где-то написано.Если просто поразмышлять над этими пятью предписаниями, то можно понять, что они даны не просто так.Все эти пять поступков, которых рекомендуется избегать, попросту ведут к накоплению негативной кармы.Почему же так опасно накопление негативной кармы? Дело тут не только в том, что человек будет получать последствия своих негативных действий, то есть, проще говоря, — страдания, а в том, что накопление негативной кармы чаще всего является тем ограничением, которое не даёт человеку развиваться.К примеру, если человек зарабатывает на жизнь каким-то нечестным безнравственным образом, то, скорее всего, у него на пути самосовершенствования будет много препятствий: невозможность практиковать, невозможность встретить достойного учителя и так далее.

На самом деле, кратко изложить суть бесценного и непостижимого учения Будды просто невозможно.Для постижения этой истины рекомендуется читать буддийские сутры — бесценные россыпи мудрости и знания.Наиболее информативными будут «Сутра запуска колеса Дхармы», «Сутра о законе кармы», «Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы», «Сутра сердца», «Алмазная сутра», «Вималакирти нирдеша сутра» и многие другие.Также рекомендуется прочитать Джатаки — воспоминания Будды о его прошлых жизнях.

Также весьма информативным в плане постижения философии буддизма и учения Будды будет текст монаха Шантидевы «Путь Бодхисаттвы».Это уникальный текст.В авторе текста сочетаются весьма редкие качества — талант писателя, опыт духовного практика и глубокие философские мысли, которые изложены максимально понятным и доступным языком с удачными сравнениями и примерами.Для знакомства с Учением Будды лучшего текста, пожалуй, и не найти.В главах «Парамита медитации» и «Парамита мудрости» можно найти весьма эффективные медитативные практики, которые при должном уровне усердия способны изменить сознание.

Важно отметить, что Учение Будды проверено временем.Вот уже 2500 лет люди по всему миру изучают его и идут тем путём, который указал нам Татахагата ещё две с половиной тысячи лет назад.И то, что это учение остаётся актуальным до сих пор, говорит о многом.

Основные принципы буддизма

«Спаси, Господи!».Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста.В сообществе уже больше 18 000 подписчиков, единомышленников.Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее.Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях.Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Буддизм как учение зародилось в Индии благодаря основоположнику Будде.Он изложил основные принципы буддизма, которыми руководствуются во многих странах в настоящее время.

Главные принципы буддизма

История гласит, что Будда был реальной личностью.Молодой царевич Сиддхартха Гаутама жил обеспеченный и радостной жизнью.Но однажды ушел из дома в поисках ответа, можно ли избавиться от мучений.Он находился в полном уединении, когда к нему пришло просвещение.Как гласит легенда, он сидел под деревом в ярком сиянии.

4 принципа буддизма:

  1. Человеческая жизнь полна страданий от рождения до смерти, причина которых в желании.Мучения можно прекратить, если достигнуть особого состояния нирваны.Тревоги, волнение, печаль, раздражение это обычное состояние человека.Судьба каждой личности проходит через четыре великих мучения начало жизни, болезнь, старость и окончание жизненного пути.
  2. Буддизм к страданиям относит и счастливые моменты.Именно желания заставляют человека находиться в постоянном колесе Сансары.Когда удовлетворено одно желание, следом возникает другое и так бесконечно.Карма в буддизме это результат стремлений, а причина плохой кармы пять эмоций привязанность, гнев, ревность, гордость и неведение.
  3. Причина мучений желания.Избавиться от страданий можно с помощью нирваны.Это блаженство, состояние свободы и одухотворения.
  4. Чтобы избавиться от мучений, необходимо следовать восьмеричным путем, это восемь состояний.Гнев, грусть, отчаяние будут появляться в сознании, кроме просветления, высшей цели духовного совершенствования.
  1. Верное осознание: что мир состоит из печали и мучений.
  2. Верные побуждения: наметить путь, ограничивая стремления и желания.
  3. Правильная речь: необходимо контролировать слова, чтобы были без злости, правдивыми и добрыми.
  4. Верные поступки: необходимо избегать нехороших действий, делая хорошие дела.
  5. Правильная жизнь: придерживаться порядочной жизни, не нанося ущерба живому.
  6. Верные старания: необходимо контролировать мысли, прогонять плохое и настраиваться на позитивное.
  7. Верные мысли: необходимо понять, что зло идет от человеческой плоти.
  8. Верная концентрация: постоянно с терпением тренироваться умению сосредоточения, созерцания.

Первые два — это благоразумие, следующие три — нравственность и три — дисциплинированный ум.

365 принципов Буддизма на каждый день можно сравнить с солнцем, которое сияет на небе 365 дней в году, и, какой бы день не был солнечный или дождливый, теплый или холодный, успешный или неуспешный, все зависят от солнца.Любое духовное учение предлагает опору и помощь.Радость или горе, любовь или ссора, день хороший или не очень, учение светит, посылая к каждому человеку лучи просвещения.

Принципы правильного поведения в буддизме:

  1. Не убить и не только, не допускается любой произвол.
  2. Не воровать и не только, то, что не дается добровольно, запрещается.
  3. Запрет дурного сексуального поведения, самовластие, прелюбодейство и похищение.Все действия, которые вызывают страх, ужас и боль.
  4. Не обмани, ложь это дисгармония души, нарушение психического состояния.
  5. Запрет на алкоголь и наркотики, которые приводят к утрате контроля и порождению страстей.

Учение о ненасилии

Принцип ненасилия в буддизме заключается в неделимости человечества и отождествления со всем живым.Дружественность, обходительность, отзывчивость, сопереживание это те качества, которыми должен обладать каждый человек.Люди разделены границами и материками, но все являются гражданами мира.

Смотрите еще видео об основных принципах религии будддизма:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ И ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПРАВЕДНЫЙ ПУТЬ

В этой книге мы рассмотрим различные школы традиционного буддизма, уделяя особенное внимание путям его развития в качестве философской системы.Это нужно для того, чтобы получить об Учении всестороннее и целостное представление, поскольку то течение буддизма, которое практикуется на Тибете, не ограничивается какой-то одной школой.Вернее будет сказать, что оно пытается освоить практики и философские идеи, позаимствованные из других учений, причем довольно многочисленных.Примером может служить часть Учения, известная под названием «три яны», представляющая три пути, которые предлагает нам буддизм.Буквальное значение слова «яна» — «колесница», и колесница эта призвана увлечь сознание индивидуума из мира самсары к состоянию полного освобождения от всего, то есть к нирване.

Хотя тибетские буддисты весьма привержены определенным положениям махаяны, это вовсе не означает, что они отвергают практики традиционной тхеравады (хинаяны), вроде тех, которые обнаруживаются в Таиланде, Шри-Ланке и в других странах.Некоторым кажется, будто тибетский буддизм никак не связан и никак не зависит от буддийских школ за пределами нагорья.Нет, тибетский буддизм содержит многие элементы Учения, типичные для довольно отдаленных областей мира.Мы можем обнаружить в нем даже кое-что из традиции дзен.

ПРОБУЖДЕНИЕ БУДДЫ

Учение было впервые проповедано Буддой около двадцати пяти столетий назад.О самом Будде мы знаем, что он мог видеть истинную суть вещей и постиг природу человеческого бытия так глубоко, как никто до него.Ему были чужды притязания на божественность или некое мессианство, отрицал он и роль посредника между вышними сферами и людьми.Он называл себя обычным человеком, который с помощью медитации сумел так очистить свой разум так, что в нем родилось просветление, позволяющее видеть вещи и явления такими, как они есть.А также Будда утверждал, что развить в себе такую способность под силу каждому.

Еще при жизни Будды некоторые считали, будто достичь высших духовных ценностей могут только люди определенного социального статуса, да и то лишь с божественного соизволения; «низшим» же путь духовного прогресса заказан.Другие полагали, что на духовное совершенствование способны только мужчины, а вот женщинам это не дано.Будда же говорил, что способность развиваться в религиозном смысле не имеет никакого отношения ни к нашей социальной или культурной принадлежности, ни к нашей религии, ни к полу, но достижима для каждого, кто не пожалеет времени и сил, чтобы достичь просветления.Вот поэтому Будду еще называют Просветленный.Желающий проникнуть в природу вещей должен обрести просветление, а это то же самое, что и состояние будды.Буквально же слово «будда» означает «проснувшийся».

Будучи обычными человеческими существами, мы не вполне пробуждены, потому что наши мысли — да и поведение тоже — обусловлены неведением, сумбуром в мыслях, недопониманием и отсутствием просветленности.Когда же разум освобожден от всяческой скверны и заблуждений (их еще называют помрачениями), когда сознание стало чистым и умудренным, тогда каждый в силах постичь природу вещей; другими словами — достичь состояния будды.

Мы не должны забывать, что Будда давал свое учение в контексте индийской религиозной традиции, но два значительных ее аспекта отвергал совершенно.Один — из учения, чьи корни уходят в «Упанишады», которое уделяет особое внимание пониманию адептом собственной природы, якобы идентичный с реальностью мира.Сущность мира там понимается как брахман, абсолют, который отождествляется с собственным разумным духовным началом человека, то есть атманом.Цель же религиозного практика состоит в том, чтобы достичь тождества своего сущностного «я», то есть души, с реальностью мира.Будда отвергал эту позицию как крайность, называя ее последователей абсолютистами или этерналистами.

Он также отвергал другую крайность, основанную на материализме.Приверженцы этой крайности, называемой адживика или локаята, отвергали существование перетекающего сознания и моральной ответственности, поскольку верили, что каждый из нас сотворен из пяти элементов, которые распадаются в момент смерти, не оставляя после себя ничего.Нет никакого сознания, которое продолжает существовать, а потому нет смысла говорить о нравственности или чем-то подобном, поскольку все это — лишь социальные обычаи.Будда называл этих людей нигилистами.

Он говорил, что абсолютисты, последователи «Упанишад», переоценивают значение реальности; постулируя существование многих вещей, которых на самом деле нет.А еще Будда утверждал, что никто не может отыскать ни в окружающем мире, ни в самом себе никакой сущности или, иначе говоря, реальности; что она — лишь метафизическая конструкция, фикция, порожденная человеческим разумом, но не вытекающая из эмпирического опыта.

В то же самое время нигилисты недооценивали действительность, отвергали существование сознания и так далее.Будда же учил тому, что он назвал средней точкой зрения.Сейчас это называется срединным путем.Будда понимал, что многие из людей или не особенно твердо придерживаются правил морали и слишком привержены чувственным удовольствиям, или практикуют крайнюю аскезу, доходящую до самоистязания.Согласно Будде, ни тот метод, ни другой не ведет к пониманию природы реальности.Сам он несколько лет практиковал суровую аскезу, но потом счел, что ее одной недостаточно.При этом он подчеркивал, что самоограничение и воздержание весьма ценны, не стоит только увлекаться ими чрезмерно.

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ: ПРАВДА О СТРАДАНИИ

Эта доктрина содержится в учении о четырех благородных истинах, где Будда подчеркнул, как выработать среднюю точку зрения и как освоить срединный путь.Первая из четырех благородных истин — страдание.Так обычно переводят с саскрита слово духкха (или дуфуна с языка пали).Этот перевод следует уточнить, отметив, что это вовсе не означает, будто Будда отрицал существование счастья или довольства жизнью.Он считал: в мире есть и счастье, и горе, а всем, что творится с нами в повседневной жизни, мы обязаны духкхе, и даже когда нам достается толика счастья, это не навсегда, ибо счастье переменчиво.Неудовлетворенность тоже остается, доколе мы не постигнем истину и не поймем, что по-настоящему может способствовать нашему счастью, а что не может.

Обычно мы думаем, что счастье более зависит от внешних обстоятельств и состояния наших дел, чем от нашего собственного отношения к окружающему и к жизни в целом.Будда же говорил, что неудовлетворенность — часть нашей жизни, даже когда мы ищем счастье и даже когда нам удается на какое-то время его обрести.Но дело в том, что счастье преходяще, что оно рано или поздно минует.А еще Будда говорил, что если мы не понимаем этого и не видим, как всеобъемлюща неудовлетворенность, или духкха, мы не можем начать поиски истинного счастья.

Согласно Будде, даже когда люди полагают, будто ищут истинное счастье, они не особо в этом преуспевают, потому что неверно сориентированы и не знают, где его искать.Будда вовсе не отвергал понятие счастья; вернее будет сказать, что он показал нам, как преодолеть это самое ощущение неудовлетворенности, и этот способ — часть последней благородной истины.Через несколько страниц мы вернемся к этой проблеме.

Ключом к пониманию природы страдания является то, что Будда назвал тремя признаками любого существования (трилакшана).Все обусловленные явления1, говорил он, пропитывается этими тремя маркировкой: изменчивость (анитья), неудовлетворенность, или страдание (духкха), и несубстанциальность (анатма — «не-я» или «не-душа»).Согласно Будде, если кто-то не понимает, что всем обусловленным явлениям присущи эти три признака, он не готов понять первую благородную истину.Мы упрямо отворачиваемся от аксиомы, гласящей, что все обусловлено и преходяще, всячески скрываемся от этой истины, можем даже приводить всякого рода метафизические теории насчет неизменной, долговременной, сущностной реальности, лишь бы не признавать эфемерную природу всего, что нас окружает.Кроме того, если мы не понимаем, что обусловленные явления мало что значат, нам не приходит в головы как-то ограничить чувственные удовольствия.Из-за этого мы утрачиваем душевное равновесие и до такой степени погрязаем в мирских интересах, что нашей жизнью начинают управлять алчность, любострастие и прочее в этом роде.Все это дестабилизирует наш разум.Не понимая, что все вокруг — лишь иллюзия (анатма), мы бываем уверены, будто вещи и личности обладают некой субстанциональной сущностью.Такая уверенность и становится причиной заблуждений и концептуальной путаницы.

ИСТОЧНИК СТРАДАНИЯ

Вторая благородная истина касается происхождения страдания.Как только мы поймем, что страдание или неудовлетворенность существуют, мы тут же должны выяснить, от чего они проистекают: в нас ли самих их причина или они обусловлены какими-то внешними обстоятельствами.Когда мы начнем исследовать себя, говорил Будда, и то, как реагируем на обстоятельства, как ведем себя в этом мире, как принимаем вещи и события, тогда мы поймем, что причина страдания обретается в нас самих.Из этого вовсе не следует, что страдания не порождаются социальными или экономическими условиями.Дело в ином: то, от чего мы страдаем сильнее всего, порождено нашим собственным разумом и воззрениями.

Будда говорил, что если мы хотим преодолеть неудовлетворенность, которая тесно связана с нашим опытом страдания, нам надо будет одолеть алчность, скупость и пристрастия — все эти гипертрофированные проявления желания.Некоторые полагают, будто буддисты стремятся к совершенному искоренению желаний, но Будда проповедовал совсем иное.Он учил, что мы должны пытаться преодолеть избыточные, чрезмерные формы желания, воплощенные в алчности, скупости и тому подобном, поскольку они ухудшают нам жизнь, усиливая нашу неудовлетворенность.

Насчет чрезмерных желаний Будда говорил, что нам следует стремиться к их преодолению.Пока они обуревают нас, им неизменно сопутствуют и отвращение, и ненависть, и негодование, и прочее в этом духе — ведь не получая того, чего хотим, мы то расстраиваемся, сердимся и обижаемся.Если же между нами и тем, чего мы вожделеем, встают какие-то препятствия, мы готовы их сокрушить, искоренить или изничтожить иным образом.Мы можем даже прибегать к насилию и обману, лишь бы насытить нашу алчность и удовлетворить страсти.Будда учил, что мы должны изживать лишь крайние, аффективные желания; но не стремиться к уничтожению желаний вообще, потому что некоторые из них способны помочь нам в добрых делах.(Позднее мы рассмотрим это подробнее.)

ЦЕЛЬ — ПРЕКРАЩЕНИЕ СТРАДАНИЯ

Третья благородная истина определяет цель.Сперва мы уясняем, что бытие человека преисполнена чувством неудовлетворенности, потом выясняем ее причину, и наконец перед нами открывается цель — достижение нирваны.Некоторые думают, будто нирвана — некая абсолютная реальность, трансцендентная и надмирная.Но Будда утверждал, что можно достичь нирваны и продолжать далее жить в этом мире; это называется «неполная нирвана с остатком».Можно достичь нирваны и в момент смерти, тогда это будет «конечной нирваной без остатка».Так что нирваны можно достичь в течение одной жизни.Но это возможно лишь при условии, что разум больше не утеснен иллюзиями и бурными эмоциями.Тогда дух становится уравновешенным и человеческое счастье уже не зависит от внешних причин и обстоятельств.Поэтому человек реагирует на события менее остро, сохраняя спокойствие и невозмутимость даже в неблагоприятных ситуациях.

Так оно и есть, ибо достигший нирваны преодолел три коренных заблуждения — алчность, гнев и неведение.Когда разум больше не управляется сильными эмоциями — пристрастием ли, отвращением ли, — мы остаемся спокойными и рассудительными, даже если дела идут плохо.Мы ощущаем силу нашего духа и все превратности судьбы встречаем мужественно.

ПУТЬ К ВЫХОДУ ИЗ СТРАДАНИЯ

Поняв, что целью является достижение непреходящего счастья, такого, которое не зависело бы от внешних перемен, мы должны выяснить, как нам самим достичь этой цели.Это объясняет четвертая благородная истина.Четвертая благородная истина — тот путь, который можно назвать сутью практики буддиста.Благородный восьмеричный путь, как его называют, направлен на воспитание в индивиде трех качеств: духовной чувствительности, медитации, то есть способности разума к концентрации, и мудрости.С помощью практики духовной чувствительности мы станем лучше как личности, преодолеем наши эгоистические наклонности, станем сострадательнее и чувствительнее к нуждам других.Когда же мы практикуем медитацию, наш разум активизируется, становится более гибким и чутким, а все это и ведет к мудрости.

Благородный восьмеричный путь состоит из правильных взглядов, правильных намерений, правильной речи, правильных действий, правильного образа жизни, правильного приложения своих сил, правильной памяти и правильного сосредоточения.Первые два — правильные взгляды и правильные намерения — помогают обрести интуитивную мудрость.Правильная речь, правильные действия и правильный образ жизни совокупно совершенствуют наши нравственные качества.Последние три — правильное приложение своих сил, правильная память и правильное сосредоточение — взращивают наши способности к медитативной практике.

Правильные взгляды определяют понимание позиции буддиста, которая, как уже говорилось, обретается между этернализмом и нигилизмом.Как говорил Будда, познав, что мир обязан своим появлением определенным причинам и обстоятельствам, мы уже не можем впасть в нигилизм.Другой аспект средней позиции постулирует, что все прекращается, когда прекращается действие причин и обстоятельств.Равным образом нам не грозит оказаться среди субстанциалистов, эссенциалистов или этерналистов.Ведь мы осознаем, что хоть вещи и возникают в силу причин и обстоятельств, ничто материальное и ничто духовное не может длиться, когда эти причины и обстоятельства перестали действовать.

Говоря о правильных намерениях, следует отметить, что наши мысли тесно связаны с нашими эмоциями.Негативными мыслями подпитываются такие отрицательные эмоции, как ненависть и ревность.И наоборот: думая в позитивном ключе, мы пестуем эмоции, помогающие нам больше любить других людей, больше заботиться о них и лучше чувствовать их нужды.

Не освоив правильную речь, мы так и не поймем по-настоящему истинного значения того, что мы говорим или делаем.Если не следить за речью, можно походя осквернить уста ложью, злословием, грубостью или сплетней.Важно начать осознание своей речи, поскольку от того, что и как мы говорим, зависит, какими мы станем в личностном смысле.Если будешь грубить всем и всегда, то, конечно, сделаешься весьма и весьма агрессивным.

Правильные действия определяются по тому, полезны или вредоносны они для нас самих и для других.Это касается и взаимодействия с окружающим миром.Не обольщаясь, будто мы уже знаем, что хорошо, а что плохо, что следует делать, а от чего лучше воздержаться, мы учимся действовать прямым и четким образом, обращая при этом пристальное внимание и на способ действий.Мы не можем просто полагаться ни на какие-то предустановленные правила, ни на обычаи нашего общества, но должны осознавать, что подвизаемся в этом мире как отдельные личности, что последствия наших поступков отражаются и на нас самих, и на окружающей среде, и на других людях.

В связи с правильным образом жизни Будда сказал, что нет ничего дурного в том, чтобы наживать деньги и заботиться о своей семье.Но при этом мы должны знать, как зарабатывать на жизнь, чтобы не причинить вреда ни другим, ни себе.Так, например, буддист не возьмется задело, которое предполагает жестокость по отношению к животным или людям, подразумевает обман, влечет материальный или моральный ущерб для других людей.Если в перспективе есть что-то такое, мы должны отвергнуть такой образ жизни.

Правильное приложение сил бывает четырех видов.Первое усилие предохраняет — при помощи медитации — от появления вредных мыслей и чувств, так, чтобы они даже не зарождались в нашем разуме.Вредные мысли ухолят своими корнями в желания, ненависть и неведение.Второе усилие призвано должно ослабить вредные мысли и эмоции, которые уже в нас присутствуют.Третье усилие должно развить полезные мысли и чувства, что также достигается медитацией.Даже если они еще не появились, следует стараться пробудить их.Четвертое приложение — развивать далее те полезные мысли и эмоции, которые уже возросли в разуме.

Правильная память подразумевает, что мы должны — при помощи медитации — стать внимательнее к своим мыслям, эмоциям, ощущениям, речи и поведению.Каким бы ни был наш предыдущий опыт, чувства станут изощреннее, а мы — внимательнее к ним.Это для того, чтобы глубже проникнуть в то, как работает наш разум, и понять, как он влияет на наши обыденные действия.

Об истинном сосредоточении следует сказать, что его развивают с помощью медитации.Разум фокусируется, отучается от рассеянности.Даже если мы попутно слышим или видим что-то, даже если думаем о чем-то, разум не отвлекается, удерживается в состоянии концентрации.

Вот так выглядит благородный восьмеричный путь, который выводит адепта из самсары к нирване2, или просветлению.

Как видите, четыре благородные истины одновременно и описательны, и директивны.Они описывают условия, в которых мы обретаемся, говорят о том, какие из них преобладают и какие из-за этого возникают проблемы.Они также прямо предписывают, как эти условия улучшить, как преодолеть ощущение неудовлетворенности и как достичь просветления, следуя по благородному восьмеричному пути и совершенствуясь в нравственности, медитации, и мудрости.

Как уже было сказано, четыре благородные истины заключают в себе суть всего учения Будды.Не постигнув их, дальше двигаться невозможно.Все более поздние истолкования оригинала учения Будды основаны на понимании четырех благородных истин.Постигнуть Учение можно различными путями: и через медитацию, и через умудрение, и через добродетель, но все школы и традиции сходятся в том, что важнее всего — понять четыре благородные истины.Все другие практики или основаны на них, или по-своему разрабатывают этот основополагающий элемент буддизма.

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
1058
Предыдущая статьяХолотропного дыхания
Следующая статьяКак пользоваться вакуумным массажером

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here