Ода здоровому образу жизни

Рассмотрим подробнее тему: Ода здоровому образу жизни - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
105

Ода здоровому образу жизни

Мой лозунг – аскетизм
и самодисциплина.
Узнал я как-то из
статьи (в конце сошлюсь),
что после сотни клизм
наступит жизнь-малина,
а в результате физ —
культуры закалюсь.

Я бросил пить-курить
и заниматься сексом,
Теперь мой рацион –
морковки двести грамм.
(Чтоб похоть усмирить,
я в пять спортивных секций
вступил, плюс моцион
свершаю по утрам).

Жыву я по часам
и за водой без соли
трусцой бегу скорей
в обход пивных ларей.
Готовый к чудесам,
являю силу воли –
нет, никаких сельдей,
Эввива сельдерей!!

Я номер отмочил,
на дело глядя шире –
босой и без штанов
залез однажды в снег,
как этому учил
святой отец Порфирий —
Порфирий Иванов,
мудрейший человек.

Эх, разойдусь во всем! –
Я начал верить в Бога.
Я вправду разошел —
ся с преданной женой,
когда в порыве сём
жену к системе йогов
задумал приобщить.
Сказала: “Ты чумной.”

Вернулся из тюрьмы
знакомый алкоголик,
Поллитра, каравай
купил – зовет поддать!
— О, хлебом не корми
меня, дружище Толик,
и водки не давай —
лишь дай поголодать!

Я мантры изучил,
Я в проруби купаюсь,
в цеху впадаю в транс
под транспортера шум.
Начальник подскочил,
уволил – я не каюсь,
пою в душе романс
“Ом-мани-пад-ме-хум”.

Жыву я, не тужу,
врачи орут: «Убогий»,
приносят в узелке
смирительный жилет.
Я сам себе вяжу
к лопаткам руки-ноги
и сплю на потолке
безмолвно, как скелет.

Ода здоровому образу жизни

Ах! Если б я была Гаргантюа,
Гаргантюа, что не познал еще ученья
В себя влила сто бочек я вина
Из ста быков и дюжины овечек угощенье.

И, леность нежно я свою лелея,
Снесла б в постель с пуховым одеялом.
Так шли б года, неделя за неделей.
Но сказка та всего о славном малом.

Ах, нет, не малом!

Он был огромный добрый великан
И в точности такой вел образ жизни,
Но с новым он учителем познал
Всю истину, роль короля отчизны.

Король Гаргантюа
Да здравствуют мюсли на завтрак с орехами!
А после – ученье, — то мед для ума.
Потом упражненья со штангой, гантелями.
И свежая рыба для ужина!

Народ
Да здравствует король здоровый,
Что даровал прививки от болезней нам!
Да здравствует король!
И образ жизни новый!

Ах! Если! В его вы попадете земли
Увидите утром, что толпы народа
Всё заняты бегом, прыжками иль греблей
На лоне живой и здоровой природы.

Да здравствует легкий салат и грудка!
Супы овощные, кисель, компот!
Вот лучшая радость! Вот пир для желудка!
Здорового образа жизни прекрасный плод!

Гаргантюа – великан, король-гуманист, персонаж произведения Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».До встречи со своим наставником вел нездоровый образ жизни: пил и объедался.Наставник создал специальное расписание для Гаргантюа.Согласно этому расписанию, Гаргантюа ни минуты не проводил бесполезно.Он питался, соблюдая меру, занимался спортом, читал книги, учил наизусть и т.д.

Здоровый образ жизни при повреждениях опорно-двигательного аппарата

Повреждение опорно-двигательного аппарата — это состояние, в основном вызванное полученными травмами, возрастными изменениями, последствиями заболеваний и наследственными факторами.С возрастом риск получить перелом только возрастает.Это связано с патологической нехваткой аминокислот, которая приводит к хрупкости скелета.Этому также способствует неправильный обмен веществ и вредные привычки.

Причины появления повреждений опорно-двигательного аппарата

Нарушение целостности нашего тела приводит не только к болевым ощущениям, но и к ограничению двигательной активности.Травмы попросту лишают человека возможности полноценно передвигаться и выполнять какие-либо действия.

Все это приводит к дискомфорту, становится причиной плохого настроения и стрессов.Основы здорового образа жизни помогают ускорить процесс выздоровления, и быстрее вернуть организм к прежнему состоянию.

Прежде чем выбирать средства реабилитации и приступать к здоровому образу жизни нужно определить причину болезненного состояния.В современной медицине различают следующие факторы нарушения функционирования костно-мышечной системы:

Травмы — повреждения, полученные вследствие физического контакта сегмента тела с инородным предметом, в случае падения, либо изменения позы, например вывихи при резком повороте.Травмы характеризуются временной потерей функционирования поврежденной части тела.

Возрастные изменения — нарушения функций мышц, костей и суставов из-за образования инородных тел и приобретенных болезней.В случае возникновения этой проблемы появляются стабильные болевые ощущения, избавиться от которых поможет ведение здорового образа жизни.

Последствия заболеваний — это изменения, связанные с какими-либо болезнями, либо с их последствиями.При появлении таких проблем существует острая необходимость в отказе от вредных привычек и переходе на здоровую пищу.

Все виды повреждений тела, обычно приобретенные и полностью излечиваются после соответствующей терапии.Но для этого необходимо ведение здорового образа жизни и соблюдение некоторых правил, так как структура костно-мышечного аппарата напрямую зависит не только от употребляемой человеком пищи, но и от его привычек, как вредных, так и полезных.Эти два аспекта и станут основополагающими в формировании важнейших принципов здорового образа жизни.

Мы — это то что мы едим, или как оптимизировать свой рацион для укрепления тела

Не для кого не секрет, что рацион современного человека полон пустых калорий и вредных добавок, которые губительно сказываются на нашем организме.Поэтому основной частью формирования здорового образа жизни для профилактики травматизма будет формирование правильного режима питания.Для этого нужно соблюдать некоторые правила:

Отказ от чрезмерно жирной пищи.К этому требованию относится еда с избыточным содержанием животных жиров, некоторых групп растительных жиров и синтетических масел.

Большое количество лишних калорий приводит к снижению качества обмена веществ.Это становится причиной недостаточного количества аминокислот и других полезных веществ, и как следствие хрупкости костей и снижения эластичности мышечных волокон.Лишний вес, в свою очередь, повышает риск травматизма.

Употребление в пищу еды с высоким содержанием протеина и аминокислот.Как известно, белковая пища является одним из факторов, способствующих формированию здоровых клеток опорно-двигательного аппарата, а аминокислоты это вещества, без которых невозможна регенерация надкостницы.

Одним словом, без этих элементов трудно представить себе здоровый организм.Поэтому для целостности скелета и мышц прежде всего нужно употреблять много овощей, круп, бобовых, рыбы и мяса, избегать мучное, полуфабрикаты и быстрое питание.

Соблюдая эти простые правила питания можно всегда оставаться в форме и не бояться того, что недостаток питательных веществ станет причиной хрупкости костей и слабости мышц.

Вредные и полезные привычки как часть здорового образа жизни при травмах

При полученных повреждениях опорно-двигательного аппарата очень важно отказаться от употребления алкоголя, так как он является одной из причин распада аминокислот и уничтожения части витаминного запаса, вследствие чего процесс выздоровления может сильно затянуться.Кроме того, алкогольное опьянение очень сильно нарушает координацию, что неизбежно приводит к падению и увеличению риска получения травмы.В добавок к этому одной из привычек, которую можно смело отнести к вредным, является низкая физическая активность.Мышцы, которые не привыкли к постоянному движению попросту не справляются со своей работой и это приводит к травмам и прочим заболеваниям.

К полезным привычкам, формирующим здоровый образ жизни при травмах, можно отнести лечебную физическую культуру, гимнастику и прогулки на свежем воздухе.Эти компоненты не только способствуют скорейшему выздоровлению, но и будут отличным средством профилактики.

Статью подготовила врач Елена Стрелецкая

Здоровый образ жизни: основные принципы и рекомендации врачей

Понятие здоровый образ жизни включает в себя целый комплекс составляющих компонентов.Это не просто какая-то диета или занятия спортом.ЗОЖ — стиль жизни, направленный на омоложение и оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности.

Здоровый образ жизни делает возможным воплощение в жизнь многих планов и идей.А придерживающиеся его люди полны бодрости, здоровья, сил и энергии.Крепкое здоровье и хороший иммунитет, полученные при соблюдении принципов ЗОЖ позволят долгие годы наслаждаться жизнью и получать от неё максимальное удовольствие.

Давайте разберёмся, что такое здоровый образ жизни, какие основные принципы и компоненты он в себя включает.

Преимущества здорового образа жизни

Данные многочисленных исследований показывают, что здоровье человека в любом возрасте более чем на 50 % зависит от образа жизни.Другими факторами, которые влияют на состояние организма в порядке убывания стоит считать окружающую среду и наследственность, уровень здравоохранения и жизни человека.Соблюдение ЗОЖ – ключ к хорошему самочувствию в любом возрасте.Специалисты выделяют множество его преимуществ, отвечающих на вопрос, чем полезен здоровый образ жизни:

  • укрепление иммунитета и снижение заболеваемости вирусными и инфекционными недугами;
  • достижение активного долголетия и сохранение даже в старости дееспособности и подвижности;
  • снижение риска развития хронических заболеваний, увеличение длительности периода ремиссий;
  • избавление от плохого настроения, депрессий и стрессов;
  • активное участие в социальной и семейной деятельности;
  • возможность заниматься любимым делом даже в старости;
  • ежедневно вставать и ощущать себя полным сил и энергии;
  • подавать правильный пример родственникам и детям;
  • иметь красивое тело и чистую кожу без прыщей и морщин;
  • увеличение возраста появления первых возрастных изменений в организме;
  • чувство, что всё возможно и достижимо.

И это далеко не весь перечень положительных результатов, которые достигаются, если соблюдать правила здорового образа жизни.Ещё ни один человек, продержавшийся на такой системе более 1-2 месяцев, не пожалел о когда-то принятом решении и своём знакомстве с ЗОЖ.

Составляющие ЗОЖ

Здоровый образ жизни включает множество разных компонентов, затрагивающих все сферы человеческой жизни.Их соблюдение поможет улучшить здоровье и прибавить бодрости всей семье.

Специалисты выделяют следующие основные составляющие здорового образа жизни:

  • занятия спортом;
  • отказ от вредных привычек;
  • полноценный отдых;
  • сбалансированное питание;
  • укрепление иммунитета;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • отказ от вредных привычек;
  • хорошее эмоционально-психическое состояние.

Давайте поговорим подробнее о каждом из них.Это поможет составить представление, что такое здоровый образ жизни и его составляющие, что нужно делать, чтобы как можно дольше оставаться бодрым, здоровым, красивым и молодым.

Сбалансированное питание

Любому из нас известно, что еда оказывает на человека огромное воздействие.И от того, что мы включаем в свой рацион, как это готовим и едим, зависит многое.Человек, питание которого сбалансированно, не страдает от дефицита витаминов и минералов, лишнего веса, чувства дискомфорта в животе.Кроме того, при переходе на сбалансированное питание нормализуется работа всех органов и систем, становится лучше самочувствие, появляется лёгкость.Вот основные рекомендации по здоровому жизни и питанию, которые дают специалисты:

  1. Рацион питания должен быть разнообразным, включать в себя молочные и мясные продукты, свежие овощи, фрукты, ягоды и зелень, бобовые и зерновые, морепродукты и рыбу.Принципы здорового образа жизни пропагандируют отказ от фаст-фуда, сдобы и чрезмерного употребления сладостей, замену белого хлеба, выпечки на ржаной и отрубной хлеб.
  2. Достаточное потребление жидкости.Для среднего взрослого человека нормой считается 2 л чистой воды в день в обычное время и 3 л – в жаркое.Важно отказаться от вредных напитков: растворимого кофе, чая с ненатуральными добавками и ароматизаторами, сладкой газировки, алкоголя, коктейлей с красителями и улучшителями вкуса.Чистую воду рекомендуется пить за 20-30 минут до еды или же спустя час после приёма пищи.
  3. Каллорийность суточного рациона не должна превышать норм.Для похудения рекомендуется сократить этот показатель на 500-600 ккал в день.Суточная калорийность рациона у каждого своя и должна рассчитываться индивидуально.В среднем этот показатель для взрослого человека – 2200-2600 ккал.
  4. Режим питания также имеет огромное значение.Забудьте об объеданиях на ночь или постоянных перекусах в виде гамбургеров и бутербродов.Начните придерживаться режима дня, в котором примерно в одно и то же время у вас завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин.Причём наиболее калорийную пищу потребляйте на завтрак и обед.
  5. Всю пищу кушайте медленно и тщательно её пережевывайте.Так вы быстрее насытитесь, получите от еды удовольствие, а все полезные вещества лучше усвоятся организмом.НЕ ешьте на бегу.Во время еды выключите телевизор, оторвитесь от компьютера, отложите в сторону телефон.
  6. Готовьте только на 1-2 раза, потребляйте всегда свежие продукты.Лучше несколько раз сходить в магазин или на рынок, чем стараться больше наготовить, а значит, и съесть, чтобы купленные овощи-фрукты не пропали.
  7. Ищите что-то новое, вносите изюминку в привычный рацион.Красиво сервируйте стол, украшайте даже самые простые блюда, делайте так, чтобы еду хотелось съесть, она выглядела аппетитна и аккуратно.Особенно эти правила здорового образа жизни хорошо работают в детском возрасте.Аппетитный омлет в виде смешной рожицы или порция каши, украшенные кусочками мяса с зеленью съедается детьми разного возраста гораздо охотнее, даже если в привычно виде малыш на отрез отказывался есть это блюдо.
  8. Необходимо также следить за сочетаемостью продуктов.Например, два белковых блюда в один приём нельзя есть, так как это ухудшит усваиваемость полезных веществ.

Важно! Помните, смена стиля жизни – всегда большой стресс для организма.Для избегания негативных последствий для здоровья и эмоционального состояния вводите правила здорового образа жизни в свою семью постепенно.Например, сначала сократите порции вредных продуктов и придумайте им полезную и вкусную альтернативу.Затем постепенно откажитесь от всего вредного в рационе и больше никогда к такой еде не возвращайтесь.Вы увидите что уже спустя месяц, что ваша семья и здоровый образ жизни подружатся, а не так давно казавшийся аппетитным кремовый торт в кондитерской уже не вызывает интереса.А привычный кофе в пакетиках не сравнится по вкусу и аромату со свежеприготовленным напитком из турки или кофе-машины.

Занятия спортом

Банальная фраза «движение – жизнь» как нельзя точно отражает тот факт, что без адекватной двигательной активности здоровье и полноценная жизнь не возможны.Сегодня многие страдают от различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, наличия лишнего веса и прочих проблем, многие из которых обусловлены как раз недостатком физической активности.Сбалансированное питание и физическая активность – основные компоненты здорового образа жизни.

А ведь на самом деле для поддержания ЗОЖ не требуется изнурительных тренировок (они как раз противопоказаны), многочасовых занятий в спортзале, посещения нескольких спортивных клубов и участия в соревнованиях.Достаточно ежедневно всей семьёй встать раньше на 20 минут, чем вы привыкли, сделать утреннюю гимнастику.А потом в течение рабочего дня отвлекаться от работы и прохаживаться.

А после работы и полноценного ужина прекрасно совершить пешую прогулку на свежем воздухе.Вечером можно также посвятить 15-20 минут йоге, пилатесу или любому другому спокойному виду спорта.Также хорошо влияют на здоровье занятия в спортзале с тренером 2-3 раза в неделю, посещение танцев, плаванье в бассейне.Если вы любите активный отдых, то вам точно понравятся велопрогулки, катание на роликах, коньках, езда на лошади, пробежки.Выбирайте любые направления спорта и наслаждайтесь самими занятиями и полученными на них результатами.

Перед первыми тренировками обязательно проконсультируйтесь со специалистом.Не всегда спорт даже при постепенном повышении нагрузок приносит пользу.Например, людям с больными суставами и позвоночником запрещено прыгать на скакалке и долго бегать, так как это создает дополнительную нагрузку и может привести к осложнениям.Также помните, что на первых порах лучше заниматься с тренером или инструктором.Он поможет избежать травм, подскажет как правильно делать те или иные упражнения.

Важно! Если вы не знаете, с чего начать здоровый образ жизни, то пересмотрите в первую очередь своё питание и двигательную активность.Именно эти составляющие принесут первые весомые плоды по оздоровлению и улучшению самочувствия.

Полноценный отдых

Здоровый образ жизни и его составляющие
включают в себя помимо сбалансированного питания и двигательной активности полноценный отдых.Важно спать не менее 7-8 часов в сутки.Наиболее приемлемым временем для сна специалисты считают промежуток между 10 часами вечера и 6 часами утра.Но здесь необходимо ориентироваться на свои особенности, стиль жизни и биоритмы.Важно лишь помнить, что недостаток сна сказывается на всех сферах жизни человека, негативно отражается на работе организма, вызывает нарушения обмена веществ и гормональные сбои, а также приводит к другим проблемам.

Если ночного сна не хватает, например, при наличии грудного ребёнка родители почти всегда не высыпаются в первые годы его жизни, необходимо позаботиться о том, чтобы избавиться от этого дисбаланса.Например, важно поспать вместе с ребёнком в обед.Это же правило касается всех, у кого есть недостаток сна: студентов, людей, работающих по сменам, тех, кто засиживается допоздна и идёт рано утром на работу.

Также помните, что огромное значение имеет обстановка для сна.Желательно проводить ночной отдых в темноте и в тишине.Допускается лишь небольшой ночник и приятный звуки, которые не отвлекают: спокойная инструментальная музыка, морской прибой и пение птиц, шум дождя и прочие.Только в такой обстановке возможен полноценный отдых и правильная выработка гормонов.Также значение имеет удобство кровати.Правильно выбранная подушка и ортопедический матрас избавят вас от чувства разбитости и усталости утром, помогут сохранить здоровье позвоночника.

Всё это важные компоненты здорового образа жизни и пути их формирования могут быть самыми разными.

Но в раннем детстве и в дошкольном возрасте практически всё зависит от родителей, а многие детские привычки сопровождают человека всю его жизнь.Поэтому так важно приучить ребёнка ложиться вовремя спать и делать это в тишине, темноте и на подходящей кровати.

Укрепление иммунитета

Иммунитет – защитные силы организма, которые помогают справиться с разными видами инфекции и вирусов, оградить человеческое тело от опасных заболеваний.Чтобы сделать его крепче, необходимо своевременно делать прививки, отказаться от вредных привычек, вовремя диагностировать и лечить болезни, не заниматься самолечением при помощи лекарственных препаратов и народных рецептов.Понятие здорового образа жизни включает в себя такие укрепляющие иммунитет закаливающие процедуры, как:

  1. Воздушные ванны.Ежедневно прогуливайтесь на свежем воздухе, перед сном и работой в помещении проветривайте его в любое время года.Этот способ закаливания великолепно подойдёт для дошкольников и подростков.
  2. Солнечные ванны.Ультрафиолет помогает увеличить в организме синтез витамина D, участвующего в обмене веществ, помогает стать красивее и моложе.Но здесь важно знать меру.В противном случае возможны перегрев и солнечные ожоги.
  3. Обтирания.Это деликатный способ укрепления иммунитета.Проводить такие процедуры лучше начинать в летнее время года при помощи массажной рукавицы или же полотенца.
  4. Прогулки босиком.На ногах существуют активные точки, нажатие на которые положительно влияет на работу всех органов и систем в организме.Хождение босиком – помощь в реализации своеобразного мягкого массажа таких точек, который значительно улучшит состояние здоровья.
  5. Контрастный душ.Это чередование холодной и горячей воды.На первых порах лучше начинать с маленькой разницы температур.Процедура полезна в любом возрасте, улучшает состояние сосудов, способствует укреплению иммунитета.
  6. Обливание холодной водой.Этот способ требует подготовки.После процедуры важно обтереться насухо полотенцем.
  7. Моржевание.Этот вид закаливания полезен только при правильно применении.А перед проведением таких процедур необходимо проконсультироваться со специалистом.

Такие способы реализации ЗОЖ, кроме моржевания, подходят для всей семьи, в том числе для подростков и детей.Это лучшая профилактика различных простудных и вирусных заболеваний, которые так часто возникают в холодное время года.

Эмоционально-психическое состояние

Стрессы и переутомления, плохое настроение и депрессии негативно сказываются на работоспособности и здоровье человека любого возраста.Помимо плохого самочувствия и нежелания что-либо делать появляется упадок сил, грусть, раздражительность и агрессивность.Многозадачность на работе, отсутствие времени «на себя», необходимость выполнения кучи рутинных дел, которые не приносят удовольствия, также не помогают улучшению здоровья и здоровому образу жизни.Негатив способен накапливаться годами, отравляя человека изнутри и мешая ему жить.

При соблюдении здорового образа жизни необходимо пересмотреть и эту сторону ежедневной реальности.Важно навести порядок и позаботиться о том, чтобы каждый человек в семье чувствовал комфорт, не страдал от ущемлений и переутомлений.Специалисты рекомендуют придерживаться следующих принципов:

  1. Позитивное мышление.Если в вашем доме нытьё и жалобы на жизнь – это норма, то время всё изменить.Постарайтесь даже в трудностях и сложностях видеть позитив, поддерживать друг друга и стараться помогать найти что-то хорошее.
  2. Здоровая общительность.Не надо стараться разговорить незнакомого человека на остановке или где бы то ещё, но если к вам обратились за советом или с просьбой, то стоит продолжить диалог.Также важно общение внутри семьи.Желательно после работы не расходиться по своим комнатам и отвлекаться на гаджеты и компьютеры, а посидеть вместе поговорить у кого что произошло интересного за день, какие факторы волнуют или интересуют.Активное времяпрепровождение, например, пешие прогулки, также помогают быть более коммуникабельным.
  3. Контроль над эмоциями и выражение их в нетоксичной форме.Так, если вы чувствуете дискомфорт, боль, гнев, недовольство, причиной которого стал один из членов вашей семьи, то не надо замалчивать проблему, но агрессивно себя вести тоже нельзя.Информация о здоровом образе жизни рекомендует в спокойной форме высказать родному свои переживания и мысли, причём желательно без нравоучений и в виде «Я-сообщений».Тогда, скорее всего, удастся избежать конфликта и убрать раздражающий фактор.
  4. Психическое здоровье.Необходимо позаботиться о себе.Исключите из жизни стрессы и переживания, по возможности плохое настроение и депрессию, комплексы и недовольство жизнью.Если вы сами с этим не справляетесь, то обратитесь за помощью к специалисту.

Важно! В чем заключается здоровый образ жизни и как его реализовать – сложные вопросы.И пройдёт не один месяц, пока вы сможете удерживать баланс всех составляющих ЗОЖ.Поэтому не переживайте, если съели что-то вредное или же поступили неправильно.Главное, вы это увидели и осознали, а значит, всё можно исправить.

Личная гигиена

Здоровый образ жизни семьи не может обойтись без соблюдения личной гигиены, которая включает в себя:

  • чистку зубов и слежение за их здоровьем;
  • поддержание в чистоте предметов личной гигиены, одежды, обуви;
  • регулярные водные процедуры, в том числе приём ванны или душа, умывание, полоскание зубов после приёма пищи;
  • своевременное мытьё посуды и прочие мероприятия, направленные на поддержание частоты дома.

Советы по здоровому образу жизни включают в себя и слежение за окружающей обстановкой.Если в доме полно хлама, вещей, которые никто не носит, сломанных бытовых приборов, то в такой обстановке сложно вести здоровый образ жизни.Необходимо выкинуть или раздать нуждающимся всё ненужное, по необходимости продать то, за что ещё можно выручить деньги.Тогда вы увидите, как в квартире стало легче дышать, стала не так страшна и утомительна уборка.

Формирование здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни у подростков и детей – важнейшая задача семьи и школы.Дети должны с ранних лет знать и понимать, какие основные компоненты ЗОЖ, как их правильно реализовать так, чтобы все полезные процедуры были в радость и не приносили дискомфорта.Основные пути формирования здорового образа жизни включают в себя:

  • регулярные занятия спортом на уроках физкультуры и всей семьёй;
  • поездки в оздоровительные лагеря и санатории;
  • формирование здорового образа жизни у населения посредством средств масс-медия, организации соревнований и конкурсов;
  • регулярное посещение врачей для проведения профилактических осмотров;
  • помощь подросткам и детям в выборе профессии, которая будет нравиться и приносить доход;
  • подбор рациона питания для всей семьи с учетом вкусов и предпочтений каждого её члена;
  • профилактика болезней с раннего детства в виде прививок, закаливания;
  • с малых лет обучение правилам личной гигиены и привлечение к домашним обязанностям.

Важно ребёнку не только рассказывать, что входит в понятие здоровый образ жизни, какие направления оздоровления существуют, но и показывать соблюдение принципов ЗОЖ на собственном примере.Формирование здорового образа жизни у дошкольников – важный компонент воспитания и обучения.Вся семья участвует в этом процессе.

Помните, необходимо не только знать, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но и выполнять основные принципы этой системы.Причём все действия должны быть в радость и не приносить дискомфорта.Не стоит насильно и в короткие сроки внедрять в свою семью сразу все основные компоненты здорового образа жизни, особенно если ранее вы их никогда не соблюдали.Но и медлить нельзя, так как каждая выкуренная сигарета, день без двигательной активности или не почищенных зубов – серьёзный вред здоровью вас и ваших домочадцев.Здоровый образ жизни сложен только на первых порах, но потом он приносит лёгкость, хорошее самочувствие и настроение.А со временем при соблюдении его всей семьёй вы заметите, что стали меньше болеть, чувствуете себя лучше и спокойнее, смогли достичь целей, которые казались раньше недостижимыми.

Полезное видео о том, как начать вести здоровый образ жизни

План-конспект занятия (старшая группа) на тему:
ОД по ЗОЖ

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни

Предварительный просмотр:

Тема: Сохрани свое здоровье сам

Цель: учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

  • Ребята, сегодня мы поговорим с вами о здоровье.Кто хочет быть
    здоровым? (Я хочу!)
  • Ребята, а вы знаете, что каждый человек может сам себе укрепить
    здоровье? Недаром говорится:

Я здоровье сберегу.Сам себе я помогу.

Давайте выучим с вами эти слова.(Заучивание)

— А как мы сможем сами себе помочь, мы сейчас поговорим.(Садятся
на коврик.)

— Ребята, кто может ответить, что такое здоровье? (Это сила, это красота, это ум, это когда все получается.)

  • А как можно укрепить свое здоровье? (Заниматься физкультурой,
    правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться.)
  • Как много вы знаете! Молодцы! Это нужно делать каждый день.
    Давайте начнем с самого утра, (пальчиковая гимнастика)

Утро настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей.

Вставай, большак! Вставай, указка!

Вставай, середка! Вставай, сиротка

И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

  • Все проснулись, потянулись! Молодцы! А теперь поспешим на веселую зарядку, (ритмическая гимнастика)
  • Ребята, после тренировки попробуйте, крепче ли стали наши мышцы? (Дети проверяют свои мышцы.)
  • Ребята, а вы знаете, сегодня к нам в группу приходил Мойдодыр.Он
    так хотел вас увидеть и так жалко, что он вас не дождался, у него утром
    очень много забот.Но он оставил вам вот этот чудесный мешочек.Хотите
    посмотреть, что же там лежит? (В чудесном мешочке — туалетное мыло,
    расческа, зубная паста, зубная щетка)

Воспитатель достает по одному предмету, выясняет вместе с детьми, для чего нужен каждый предмет, беседует о необходимости соблюдения гигиенических процедур с целью укрепления и закаливания организма.

  • Ой, какой молодец Мойдодыр! Давайте скажем ему «Спасибо» за
    такие необходимые предметы.
  • Ребята, посмотрите, Мойдодыр написал нам письмо.Что же он здесь
    написал?

«Ребята, если вы внимательно осмотрите свою группу, то найдете очень интересный рисунок.»

Дети ищут, находят плакат с изображенным зубом, дети рассматривают.

  • Что же здесь нарисовано? (Зуб.)
  • Ребята, но почему-то он какой-то странный.Одна половина зуба грустная, плачет, а другая — наоборот, веселая, смеется.Что же здесь произошло? (Дети рассказывают, какие продукты разрушают зубы и какая укрепляют их, перечисляют: конфеты, торт, шоколад, леденцы, мороженое, мор
    ковка, ягоды, капуста, яблоки и т.д.)
  • Ребята, а какие полезные продукты вам дают в детском саду? Давай
    те назовем их.(ответы детей)
  • Вот сколько полезных продуктов мы получаем в детском саду! И
    основной продукт, который делает нас сильными, помогает расти и развиваться и без которого любое блюдо кажется невкусным, — это.(.хлеб.) Есть
    очень хорошая пословица о хлебе: «Хлебушек — от земли, а силушка — от
    хлеба».
  • А еще укрепляет здоровье закаливание.Так жалко, что у нас в группе нет телевизора.У меня есть замечательная пленка, я хотела бы вам показать фильм.А, может быть, и без телевизора как-нибудь разберемся.(Воспитатель с детьми рассматривают нарисованную «пленку», где изображены различные методы закаливания, рассказывают о каждом кадре, вспоминают
    истории из личного опыта, где и как они закалялись, и т.д.)
  • Какой полезный фильм мы просмотрели! Все запомнили? Не забывайте делать эти важные процедуры.

Все, кто хочет быть здоров,

Закаляйтесь вы со мной.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий,

На ночь окна открывать.

Свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной.

И тогда микроб голодный вас вовек не одолеет.

«Хочешь быть здоров — прояви волю и терпение».«Крепким стать нельзя мгновенно — закаляйтесь постепенно».

  • Правда, не всегда есть возможность побегать по траве босиком или
    искупаться в речке.Но есть такой замечательный способ закаливания, который можно делать каждый день.Давайте вспомним его.(Дети садятся на
    ковер, делают самомассаж)
  • Ребята, вы сегодня много узнали о здоровье, и я вижу на ваших лицах улыбку.А ведь улыбка — это залог хорошего настроения.Так мы дарим
    друг другу здоровье и радость.А угрюмый, злой человек может принести
    нам здоровье? (Нет, конечно же, нет!) Так давайте же подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение.Доброго вам всем здоровья!

Тема: Витамины укрепляют организм

Цель : познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

— Ребята, сегодня к нам в группу пришел новый мальчик Ваня Заболейкин.(Воспитатель приводит большую театральную куклу.) Познакомьтесь с ним, ребята, поздоровайтесь! (дети знакомятся с Ваней)

  • Ванечка, ты такой хороший мальчик, только почему-то фамилия у тебя какая-то странная — Заболейкин.
  • А мне нравится моя фамилия, потому что мне нравится все время болеть.Я сегодня к вам в детский сад пришел, а завтра заболею и буду дома сидеть.Потом на денек опять приду и опять заболею.
  • Ну, Ванечка, что-то непонятное с тобой творится.Неужели тебе нравится сидеть дома, пропускать интересные занятия, где ребята становятся умными, знающими? И вообще, дома сидеть скучно, поиграть не с кем!
  • Ребята, а вы любите болеть? (Нет!)
  • Действительно, иногда бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровым.Если хочешь быть здоров, запомни один секрет.
  • Какой секрет?
  • Если ты хочешь быть веселым, работоспособным, крепким, если хочешь бороться с заразными микробами, не поддаваться никаким болезням — каждый день принимай витамины.
  • А что такое витамины? — спрашивает Заболейкин.
  • Садись, Ванечка, рядом с детьми.Сегодня мы узнаем, что такое витамины.Витамины — это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным.
  • Хотите, я расскажу вам, откуда берутся витамины?

В почве притаилось несметное количество бактерий.Микробы — самые распространенные обитатели Земли.Они существуют везде и всюду: в воздухе, в почве, в воде.Многие из этих мельчайших существ и начинают изготовление витаминов, обогащая ими почву и воздух.В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм.Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи — источник жизни.Солнечный луч упадет на зеленый лист и погаснет, но не пропадет, с его помощью в листе возникнут необходимые для растения вещества, возникают и витамины.Их принято обозначать буквами: А, В, С, D, РР, Е, К.Количество поступающих в наш организм с пищей витаминов зависит от времени года.

— Ребята, а как вы думаете, в какое время года мы больше всего полу
чаем витаминов? (Летом, осенью.)

— Правильно, летом и осенью их в пищевых продуктах больше, поэтому зимой и весной необходимо покупать витамины в аптеке.Их нужно употреблять в определенных дозах (1-2 таблетки в день).Они необходимы человеку, как белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли.Наша промышленность выпускает витамины в комплексе, называются они поливитамины.Весной витамины надо употреблять как необходимую пищевую добавку для восполнения наших сил и здоровья, добавлять витамины к пище.Ведь добавляем же мы в чай сахар, а в суп — соль.Витамины нужны всем: и маленьким детям, и взрослым мамам и папам, и стареньким бабушкам и дедушкам.

Растения могут сами вырабатывать витамины, а человек не способен делать этого, он должен получать витамины с пищей.Нет такого пищевого продукта, который содержал бы все нужные нам витамины в нужном количестве.Есть такие животные и растения, которые специализируются на «изготовлении» определенных витаминов.Шиповник, черная смородина, черноплодная рябина, красный перец, капуста — самые старательные поставщики витаминов А и С.(Воспитатель демонстрирует иллюстрации.) Дрожжи, горох, фасоль, гречка содержат витамины группы В.Много витамина В содержится в молоке и молочных продуктах, черном хлебе, печени, свинине.Витамин Е содержится в кукурузе, растительных маслах, зародышах злаков.Витамин D — в печени, в рыбьем жире, яйцах, икре, молочных продуктах.

— Вот здорово! — радуется Заболейкин.- Оказывается, какой продукт ни возьми, в каждом содержатся витамины.Пойду домой, попрошу маму сварить гречневую кашу с молоком, сделать отвар шиповника, потереть сырую морковку — и у меня в организме будет целый набор витаминов.Теперь я отгадал загадку, почему я вес время болею.Я думал, что все супы, все каши, молоко, лук, чеснок — все это невкусные продукты, и просил маму покупать мне конфеты, ситро, чипсы.Я-то не знал, что бывают продукты полезные и необходимые.Теперь я буду грамотным, каждый день буду ходить в детский сад, уж ваши-то врачи точно знают, какое полезное меню предлагать детям, и буду крепким и здоровым.

Ваня Заболейкин остается в группе, «завтракает», «обедает» с детьми, чувствует себя прекрасно.

Тема: Слушай во все уши!

Цель: Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные; учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков; закрепить знания о правилах ухода за ушами.

— Ребята, у нас новость.К нам пришло письмо: «Я спешу к вам в гости.Угадайте, кто я.У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на макушке, не с кисточками».

Предлагается рисунок: уши слона, уши белки, уши медведя, уши человека.

— Кто же это такой? (ответы детей)

— А как вы догадались? (ответы детей)

— А вот и наш гость.Ребята, вы узнали гостя? Это Ваня Заболейкин.Ванечка, тебя дети узнали по ушам.Они у тебя такие красивые, розовые, мягкие.Ванечка, а что ты ими делаешь?

— Для чего они тебе?

— Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? Ну, садись, Ванечка, удобнее, сейчас тебе дети расскажут все про уши и зачем они тебе нужны.

— Что можно услышать ушами? (различные звуки)

— А что такое звук? Да, это трудный вопрос.Хотите узнать? И Ванечка тоже хочет узнать, что такое звук.Я постараюсь вам объяснить.

— Давайте проведем с вами опыт.Будьте внимательны! Слушайте и смотрите! (Воспитатель берет гитару и перебирает все струны, а затем берет одну струну, оттягивает и резко бросает; слушаем звук и видим дрожание струны.)

— Оттого, что дрожит струна, появляется звук.Сейчас мы проверим, так ли это.Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него.Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно.Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы.Почувствовали?

— Теперь давайте прислушаемся к своему телу.Ладонями обхватим свое горло и произнесем свои имя и фамилию.Внутри горла что-то дрожит.Это дрожат голосовые связки.А теперь давайте послушаем, как наш голос по-разному звучит.Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким.

— В сказке «Три медведя» все разговаривали по-разному.Давайте скажем, как говорили медведи в сказке одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?» А ваши внимательные ушки услышат разницу.

  • А теперь поиграем в игру «Угадай по звуку, что в баночке лежит».Для этого надо внимательно прислушаться (скрепка, резинка, деревянная палочка, поролон и т.д.).

— Вот, Ванечка, видишь, какие внимательные уши у наших детей.

— Предметы угадать легко, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

(За ширмой звучат музыкальные инструменты — металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракас.) Дети отгадывают.

— Опять все отгадали.Молодцы! Понравилось вам играть? Давайте еще поиграем.

Игра «Угадай, где можно еще услышать такие звуки» (звуки леса, луга, реки, проезжей дороги).

— Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться.Эти звуки приносят нам много радости.Но иногда бывает, что люди не слышат.Таких людей мы называем глухими.Давайте с вами закроем уши.(дети закрывают уши) Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно и трудно жить без слуха.Слух для человека — это большая ценность.Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.(Дети рассматривают иллюстрации из серии «Что надо делать, чтобы сохранить уши в порядке», «Как надо чистить уши»).

— Вот, Ванечка, ты все слышал своими ушами, что рассказали тебе дети.Все запомни!

— А теперь садись удобнее, дети приготовили тебе сюрприз.Они хотят порадовать твои уши.

Выступает детский ансамбль «Много шума из ничего».

Тема: Смотри во все глаза!

Цель ; дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.

В гости приходит кукла Маша в медицинском халате.

— Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки.

На двух колах бочка,

На бочке — кочка,

А на кочке — лес.(Человек)

Семь дырочек в нем.(Голова)

Живут возле горки,

А друг на друга не глядят.(Глаза)

Сегодня мы с вами поговорим о глазах.Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.

— Ребята, как вы думаете, почему? (С помощью глаз человек видит предметы, цвет, размер, форму, перемещение предметов.Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.)

— Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.Хотите узнать тайны наших глаз? — Хотим.

Маша достает фотоаппарат.- Ребята, что это такое? (Фотоаппарат.)

— Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора.Что вы заметили? (Открылось маленькое круглое отверстие.)

-Да, через это отверстие проходят лучи света.Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем.Примерно так же устроен наш глаз.Посмотрите в глаза друг другу.Что вы видите? (Маленький цветной кружок, черную точку посередине.)

— Этот кружок называется радужная оболочка.У одних он коричневый, у других — зеленый, у кого-то голубой.А черная точка посередине — это зрачок.Через него лучи света попадают внутрь глаза.И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.

— Ребята, посмотрите, что принесла нам Маша.(Плакат «Строение глаза».Дети рассматривают и обсуждают.)

— А сейчас мы проверим ваши глазки.Поиграем с пчелкой.

Игра «Пчелка».При условии, что дети не поворачивают голову, следят за пчелкой только глазами, работают со схемой Базарного на стене.

— Молодцы! Как хорошо вы поиграли с пчелкой!

— А как вы думаете, для чего нам нужны брови? (различные ответы детей)

— Правильно, и для красоты, и для удобства.Потечет со лба пот, его остановит густая изгородь бровей, (показать на плакате) Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко, (показать на плакате) Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.Посмотрите!

Воспитатель неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами.

— Что случилось с вашими глазами? Дети рассказывают о реакции своих глаз.

— Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться.А какие беды, мы попробуем сейчас угадать.

Маша достает рисунки с изображением детей в различных ситуациях.

1.Ребенок трет глаза грязными руками (Глаза воспалены.)

2.Ребенок вытирает глаза чистым платком.

3.Ребенок читает в транспорте.

4.Ребенок читает, лежа в постели.

5.Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.

6.Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

7.Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана.

— Ребята, давайте сравним эти картинки и скажем, где ребенок поступает правильно, охраняет глаза, а где нет.

На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения.Их называют слепыми.Трудно живется слепому человеку.Он не получает через глаза информацию об окружающем мире.

— Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем ему помочь? (Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить в магазине хлеб, купить в аптеке лекарство и т.д.)

— Зрение надо беречь, глаза охранять, поэтому необходимо их тренировать и подпитывать витаминами.Какие продукты содержат витамины? (Морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник и т.д.)

— А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.

С ним собрался я в полет.(Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолетом».)

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, посмотрел.(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом.)

И внимательно гляжу.(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают их взглядом.)

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.(Встают на носочки и выполняют летательные движения.)

А теперь давайте повторим правила по охране зрения:

1.Нельзя тереть глаза грязными руками.

2.Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3.Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5.Нужно есть продукты с витаминами.

6.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

7.Нужно гулять на свежем воздухе.

Цель : дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства; развивая руку, мы развиваем речь; рассказать детям о том, что по руке можно найти человека, узнать о его здоровье, характере; учить сознательно относиться к развитию своей руки; продолжать учить изображать предметы символами.

— Ребята, посмотрите на иллюстрации и скажите, чем похожи человек и животное, а чем они отличаются.

— Одно из важнейших отличий человека от животного — это руки.

Поначалу в жизни нашей

Было все не так, как надо.

Много сил вложили люди,

Чтобы землю сделать садом.

Не было нигде скамеек,

Чтоб присесть усталым.

Не найти нигде кроватей

Ни большим, ни малым.

И совсем непросто было

Тем, кто видел плохо:

Не найти очков, и все

— Сколько хочешь, охай!

Хочешь в мячик поиграть

— Нет мячей в помине

— Хочешь есть — нет ни огня,

Ни горшков из глины.

Были только у людей

Руки — только руки.

И трудился предок наш,

И не знал он скуки.

Много сделал для людей

Еще больше надо сделать

Знай — трудись упорно!

— Действительно, без рук — очень плохо.Представьте, что у вас связаны руки.Как плохо без рук — нельзя одеться, открыть ключом дверь, обнять друга, вытереть слезу и т.д.

— Ребята, а вы знаете, что, если мы будем развивать руку, то вместе с рукой будет развиваться наш мозг.У вас будет умелая рука и умная голова.А еще рука — это проводник наших чувств.Руки могут говорить.По прикосновению руки можно догадаться, с какими намерениями человек хочет обратиться к тебе.Хотите поиграть?

Игра «Угадай, что тебе сказали руки»

Воспитатель трогает детей, выражая свои чувства.Дети с закрытыми глазами по прикосновению догадываются, что человек хочет сказать: ласка, жалость, драчливость, успокоение, приветствие, ухаживание.

— Руки человека умеют передавать доброту, нежность, заботу.Пользуйтесь в жизни чаще этим даром.

— Ребята, протяните свои руки! Ой, какие интересные у вас руки.Посмотрите каждый на свою руку.А вы знаете, что по руке можно определить, какие у человека болезни.Врачи могут по внешнему виду руки, по ногтям, цвету, ширине ладони, длине пальцев определить здоровье человека.А по линиям можно определить характер человека, его судьбу.Линии жизни, ума, семейного благополучия.А вот рисунок пальцев никогда не повторяется, и у каждого человека — свой рисунок.По отпечаткам пальцев можно узнать любого человека, как по фотографии.

— А теперь подойдите сюда.Давайте нарисуем каждый свою руку.(Дети обводят карандашом свою руку.)

— Посмотрите, какие замечательные руки у вас выросли! А когда вы ходили в ясельки, они были такими же? (Нет, были маленькие, а сейчас выросли.)

— А что ваши руки научились делать? (Дети рассказывают.) Нарисуйте вокруг руки схематично то, что умеет делать ваша рука.(Дети схематично рисуют и рассказывают.)

— Ребята, а как вы думаете, у вас навсегда останутся такие руки, как сейчас? (Ответы детей.)

— Да, конечно же, руки вырастут, станут большими.Но главное не то, что они станут большими, а то, что они станут крепкими, умелыми, трудолюбивыми, ласковыми.

Психогимнастика «Мы делаем добро руками».

— Скоро вы пойдете в школу.Чему вас там будут учить? Правильно, писать.Ох, придется потрудиться вашим рукам.Они должны стать твердыми, выносливыми, аккуратными.Для этого мы с вами каждый день руки тренируем.Расскажите, что помогает развивать наши руки.(Рассказы детей) (Воспитатель предлагает детям схематичные карточки, по которым дети рассказывают, что руки лепят, рисуют, застегивают пуговицы, шьют иглой, строят из конструктора, перебирают крупу, играют в ладушки и т.д.) (Рассказы детей)

Тема: «Подружись с зубной щеткой»

Цель: продолжать знакомить с правилами личной гигиены; дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и функции; познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней).

В гости приходят Буратино и Мальвина.

  • Мальвина.Здравствуйте, ребята! Посмотрите на Буратино.Заходи, заходи смелее, пусть ребята на тебя посмотрят.

Буратино.Ребята, Мальвина меня замучила.Учит и учит.

Мальвина.А как же тебя, Буратино, не учить! Ты не знаешь правил личной гигиены.Уважаемый Буратино! Сколько раз вам надо повторять, прежде чем сесть за стол, следует помыть руки!

Буратино.Ладно, помою руки.(Плюет на руки и растирает их.)

Мальвина.Затем умыться.(Не смотрит на Буратино)

Буратино.Вот смотри, как умываюсь.(Руками без воды трет лицо.)

Буратино.Это запросто! (Прилизывает руками волосы.)

Мальвина.И почистить зубы зубной щеткой.(Буратино растерянно смотрит по сторонам, находит несколько разных щеток для пола, для волос, для одежды, для посуды, для зубов.Он не может понять, какая щетка для зубов.)

Воспитатель.Не волнуйся, Буратино! Ребята сейчас тебе помогут найти зубную щетку.(Дети рассказывают о назначении всех щеток, рассказывают и о зубной щетке.)

Буратино.А зубы чистить совсем и не обязательно.Это обувь, одежда бывают грязными.А на зубах, откуда может быть грязь?

Воспитатель.Ребята, правильно думает Буратино?

Дети.Нет, зубы надо чистить не только один раз в день, а два раза.

Буратино.А зачем?

Воспитатель.Да, придется помочь Буратино понять, для чего необходимо чистить зубы.Садитесь, ребята, поудобнее и посадите рядом Буратино и Мальвину.

— Ребята, сколько зубов у человека? (32.) Вверху у всех людей 16 зубов и внизу 16 зубов.

— Для чего человеку нужны зубы? (Чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек некрасивый.)

— А зубы есть только у человека? (Нет.Зубы есть у животных, у рыб.)

— Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу.Поэтому зубы — самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали.Посмотрите на этот бильярдный шарик.

Дети пробуют шарик на прочность: сжимают его, бросают, стучат об стол.

— Такие же прочные у нас зубы.Давайте все вместе постучим зубами.Дети «щелкают» зубами.

— Ребята, давайте рассмотрим свои зубы в зеркале.Дети рассматривают свои зубы в зеркале.

  • Посмотрите, все зубы у вас одинаковые? (Нет, они разные.)

— Да, зубы у нас все разные.Есть маленькие, широкие, острые, узкие.Посмотрите, спереди 8 острых резцов.За ними 4 крепких клыка.Эти зубы помогают разгрызать пищу.За ними — коренные зубы, которые пережевывают пищу.

— Скоро все ваши зубы поменяются.Молочные зубы выпадут, и вырастут постоянные на всю жизнь.

Дети под песенку «Улыбка» улыбаются друг другу и замечают, что у некоторых друзей уже выпали молочные зубы.

Буратино.Ну, я пошел.Спасибо вам, ребята! Все про зубы рассказали, я все уже знаю.

Воспитатель.Постой, Буратино! Ты не слышал самого главного.(Буратино останавливается.)

— Как бы ни были тверды зубы, они часто разрушаются и болят.Как вы думаете, почему? (От сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного мороженого, когда орехи грызут зубами, открывают зубами крышки, сухари грызут, не чистят зубы, не поласкают рот.)

Воспитатель показывает иллюстрации, где изображены больные зубы.

— Вот видишь, Буратино, что бывает, если не знать правила охраны зубов.

Игра с мячом «Что полезно для зубов, что не полезно».

Рейтинг автора
Автор статьи
Влада Кожевина
Психолог
Написано статей
789
Предыдущая статьяКак правильно держать руки
Следующая статьяДля начинающих

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here