Обучение релаксации

Рассмотрим подробнее тему: Обучение релаксации - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
61

Обучение релаксации




Обучение релаксации и упражнения Аутогенной тренировки

ОБУЧЕНИЕ РЕЛАКСАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Аутогенная тренировка позволяет быстро, без посторонней помощи за 5-10 минут добиться необходимого результата восстановления работоспособности, улучшения настроения, повышения концентрации внимания и др., не ожидая, пока усталость, тревога или какое-либо иное неблагоприятное душевное или физическое состояние само собой пройдет.
Методы аутогенной тренировки универсальны, они позволяют человеку индивидуально подобрать адекватную реакцию для воздействия на свой организм, когда необходимо устранить возникающие проблемы, связанные с тем или иным неблагоприятным физическим или психологическим состоянием.

Источники возникновения аутогенной тренировки

В основе базовых механизмов, которые сегодня используются при аутогенной тренировке, лежат наблюдения исследователей, занимавшихся проблемой гипноза.В 20-х годах нашего века французский аптекарь Э.Куэ разработал методику, которую он назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения».Куэ уверял своих пациентов, что они смогут выздороветь, если несколько раз в день, приняв удобную позу (сидя или лежа), шепотом или мысленно, будут повторять по 30 раз подряд конкретную формулировку самовнушения, например: «Мой страх проходит», «Мое состояние все больше и больше улучшается».Куэ подчеркивал, что при самовнушении должны отсутствовать какие-либо волевые усилия.
Другим источником аутогенной тренировки является древнеиндийская система йоги.За многовековую историю своего существования йога собрала наблюдения о тесной взаимосвязи духовной и физической жизни человека, о возможности с помощью специальных упражнений воздействовать на психику и работу различных систем организма.
Основоположником аутогенной тренировки является немецкий врач и ученый Иоган Шульц.Понимая, что тревога оказывает отрицательное воздействие на психическое и физическое состояние пациентов, врач старался помочь им снизить уровень тревоги, используя разные варианты гипнотического воздействия.Беседуя со своими пациентами после сеансов, Шульц заметил, что в процессе гипноза у них формируются и закрепляются совершенно определенные субъективные ощущения, связанные с формулами, произносимыми гипнотизером.Он выявил, что гипнотическое состояние, вызываемое в лечебных целях, у большинства пациентов сопровождалось сходными ощущениями:

  • чувством тяжести в руках и ногах;
  • чувством тепла и приятной расслабленности в мышцах тела;
  • чувством тепла в области живота;
  • чувством прохлады в области лба.

Эффекты аутогенной тренировки

Самым главным результатом освоения аутогенной тренировки является способность человека без посторонней помощи решать проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем.Кроме того, аутогенная тренировка позволяет людям, овладевшим основными ее приемами следующее:

— быстро избавляться от усталости быстрее, чем во время обычного — сна или пассивного отдыха;
— снимать психическое напряжение, возникающее в результате стресса;
— оказывать влияние на ряд физиологических функций, таких, как частота дыхания, частота сердечных сокращений, снабжение кровью отдельных частей тела;
— развивать имеющиеся психологические способности (мышление, память, внимание и др.);
— эффективнее мобилизовать свои физические возможности при занятиях спортом, легко справляться с физической болью;
— освоить приемы самовнушения и самовоспитания.

Лечебная эффективность аутогенной тренировки в значительной степени определяется тем, что особое психофизиологическое состояние, сопровождающие аутогенное погружение, позволяет организму человека запустить механизмы саморегуляции и восстановления работы нарушенных функций.Это касается как нарушений в работе отдельных систем организма, так и нарушений в сфере психики.

Механизмы действия аутогенной тренировки

В основе аутогенной тренировки лежат три основных механизма:

  1. Тесная связь тонуса мышц тела, ритма и глубины дыхания со степенью эмоционального напряжения, переживаемого человеком.Психическое состояние человека не только выражается в определенных изменениях его дыхания, оно фиксируется в мимике и жестах, в напряжении отдельных групп мышц.Мозг, получая импульсы от мышц и суставов, фиксирует связь эмоциональных состояний и степени напряжения определенных групп мышц.
    Сознательно расслабляя мышцы тела, изменяя ритм и глубину дыхания, человек может воздействовать на физиологические процессы, происходящие в организме.Полное расслабление мышц, замедление ритма и снижение глубины дыхания способствуют торможению деятельности мозга, приближая состояние человека к состоянию дремоты, которая может перейти в сон.
  2. Наличие связи сознательно вызванных мысленных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.), основанных на прошлом опыте и психического и физического состояния человека.
  3. Психические и физиологические процессы самым тесным образом связаны со словесными формулировками, что неоднократно раз было подтверждено в ходе гипнотических сеансов.
    Состояние аутогенного погружения отличается от сна или дремотного состояния.Высокая эффективность самовнушения во время аутогенной тренировки связана с особым уровнем активности мозга, это состояние характеризуется как расслабленное бодрствование, когда реакция на внешние помехи ослаблена, а внимание сконцентрировано на внутреннем состоянии.

Условия, необходимые для занятий аутогенной тренировкой

Человек, прочно овладевший методами аутогенной тренировки, может заниматься практически в любых условиях.Однако на первых порах, в период овладения основами аутогенной тренировки, для занятий следует создать условия, которые облегчат достижение необходимых результатов.

К этим условиям относятся:

  1. Наличие достаточно тихого места.Фоновый шум (звуки речи, хлопанье или скрип дверей, звук шагов и др.), если он не слишком громкий, существенно не мешает занятиям.
  2. Умеренная освещенность помещения.
  3. Уверенность человека в том, что ему не помешают во время занятия (например, телефонный звонок или дети).
  4. Комфортная температура (не должно быть слишком жарко или слишком холодно).

Основные позы при занятиях аутогенной тренировкой

При занятиях может использоваться любая из трех основных поз в зависимости от имеющихся возможностей и предпочтений.
Лечь на спину на диван или кровать, ступни на ширине плеч, руки лежат вдоль туловища, ладонями вниз.Важно, чтобы положение тела, рук и ног исключало какое-либо напряжение.Под голову можно положить небольшую подушку, но можно обойтись и без нее.
Сесть, откинувшись назад, спина и затылок опираются на спинку кресла, руки положить на подлокотники.Ноги можно согнуть в коленях или вытянуть перед собой, ступни на ширине плеч.
Если нет возможности отдохнуть в удобном кресле или лежа в постели, тогда можно использовать для занятий стул или табурет.В этом случае можно заниматься аутогенной тренировкой, используя позу «кучера на дрожках».Это название было предложено Иоганом Шульцем, обратившим внимание на ту позу, которую принимали кучера, когда они в ожидании пассажиров дремали, сидя на дрожках.
При этой позе, сидя на стуле или в кресле с низкой спинкой, следует найти такое положения туловища, когда оно как бы находится в состоянии устойчивого равновесия, не откидываясь назад и не падая вперед, локти лежат на бедрах, ступни расположены на ширине плеч, колени согнуты под прямым углом, кисти рук свешиваются с внутренней стороны бедер.Подбородок опущен на грудь.
Базовые упражнения аутогенной тренировки
В основе первой ступени аутогенной тренировки лежит несколько стандартных упражнений, предложенных еще И.Шульцем и направленных на развитие способности занимающихся к вызыванию и последующему усилению чувства тяжести, тепла, холода в определенных частях тела, а также состояния покоя.Эти упражнения позволяют в итоге добиться глубокого расслабления мышц, снижения уровня сознательного контроля и перехода в особое состояние, напоминающее дремотное.
Прежде чем осваивать упражнения первой ступени аутогенной тренировки, необходимо научиться хорошо расслаблять мышцы и запомнить ощущения, связанные с расслаблением различных мышечных групп.

Вспомогательные упражнения по аутогенной тренировке

Вспомогательные упражнения следует освоить до начала занятиями аутогенной тренировкой.

К ним относятся:

— развитие навыков расслабления основных групп мышц;
— навыки активации и мобилизации.

Аутогенная тренировка.Мобилизующие упражнения

Для того, чтобы после завершения занятий аутогенной тренировки можно было быстро сбросить состояние вялости и расслабленности, следует использовать специальные мобилизующие упражнения.Очень важно максимально ярко, с желанием представлять те ощущения и образы, которые связаны с состоянием бодрости, активности (прохладное летнее утро, дуновение свежего ветерка и др.).Извлекая из своей памяти мельчайшие детали этих когда-то пережитых состояний, занимающийся способствует тому, что в организме происходят соответствующие изменения, помогающие повышению общего уровня активности, вытесняющие расслабленность, дремоту, вялость.
Для активации в конце каждого занятия используются следующие формулы: Отдых позволил мне хорошо восстановить свои силы.С каждым вдохом все больше энергии наполняет мышцы.Мышцы становятся сильными и упругими.Каждый выдох уносит остатки расслабленности.С каждым вдохом нарастает ощущение легкости и свежести во всем теле.По телу пробегает приятный озноб (холодок).Активизирующее дыхание: несколько длинных глубоких вдохов, заканчивающихся резкими выдохами.
Обратный счет от 3 до 1, в процессе которого нарастает ощущение свежести, силы, бодрости.На счет 1 глаза открываются, на лице улыбка, готовность действовать.

Основные упражнения аутогенной тренировки

Предлагаемые в данном курсе аутогенной тренировки описания упражнений не предполагают, что занимающийся обязательно будет полностью проговаривать (вслух или про себя) все присутствующие в упражнениях аутогенной тренировки формулировки, в ряде случаев достаточно мысленно представить указанные опорные образы и ощущения.Каждое упражнение состоит из некоторых установок, которых следует придерживаться, задач, которые должны быть решены, опорных образов и ощущений.

ПРОГРАММА КУРСА «Психологическая релаксация»

Программа «Психологическая релаксация» составлена для учащихся 2- ой и 3-ей ступени общеобразовательной школы, а так же может использоваться при коррекционной работе со взрослыми.Курс рассчитан на 5 сеансов, которые проводятся в сенсорной комнате.

Актуальность и важность данной программы обосновывается необходимостью устранения умственных и психических нагрузок среди учащихся и учителей.Использование cенсорной комнаты основывается на интегральной теории понимания человеческой психики – гуманистической психологии (основатели Маслоу, Роджерс и Фромм).Акцент в этой теории ставится на “поддержку и развитие внутренней натуры человека”, а не на ее сдерживание или подавление.Негативные и разрушающие аспекты поведения и психологии людей являются не частью их подлинного «Я», а реакцией фрустрации на ограничения и препятствия, которые мешают внутреннему развитию личности.Человеку свойственно стремиться к самореализации, самосовершенствованию и достижению физического и психологического здоровья.Если этой тенденции не препятствовать, а поддерживать и поощрять ее, она способна обогатить человеческую жизнь, позволить человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

Сенсорная комната оказывает интегральное развивающее воздействие, стимулируя процессы внутренней мотивации и саморегуляции и способствуя формированию гармоничной, целостной картины мира.

С помощью оборудования, которое воздействует на зрение, слух, обоняние, осязание и вестибулярные рецепторы, создается искусственная окружающая среда, позволяющая почувствовать себя в приятной, спокойной и безопасной обстановке.Сенсорные комнаты способствуют укреплению и развитию психоэмоциональной сферы человека.Процесс восстановления утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния человека.Центральная нервная система во многом определяет развитие сердечно-сосудистых, неврологических и психосоматических заболеваний.Особенностью курса является возможность достижения мышечной и нервной релаксации без применения медикаментов.

В то же время одним из эффективных способов немедикаментозной релаксации и восстановления работоспособности.Благоприятное воздействие спокойных тонов цветового спектра, релаксирующая музыка, и возможность принять удобное положение – все это создает ощущение комфорта.

Через 15–20 минут пребывания в сенсорной комнате наступает состояние релаксации, благодаря которому человек очень быстро обретает здоровый жизненный тонус, восстанавливает свои силы и работоспособность.Занятия в сенсорной комнате под руководством специалиста позволяют снять тревожные невротические переживания, избавиться от страхов, создать эмоционально спокойное состояние, вызвать приятные и даже эстетически значимые переживания.

Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:

— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

— активизация различных функций ЦНС;

— стимуляция ослабленных сенсорных функций

(зрение, осязание, слух и т.д);

— развитие двигательных функций;

— устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;

— создание положительной эмоциональной обстановки, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

Показания к занятиям в сенсорной комнате.

 психологические проблемы (депрессия, гипо и гиперактивность,

стрессы, неврозы, агрессия),

 нарушения эмоциональных контактов и конфликты,

 нарушения зрения, слуха, речи,

 нарушение опорно-двигательного аппарата,

 соматические заболевания, сопровождением снижения жизненного

Сеансы включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических приемов и техник:

 музыкальная и телесная терапия,

 игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной

 игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы

(мимика, моторика рук, общая координация);

 упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы,

 методики развития внимания, восприятия, памяти, методы развития коммуникативных навыков.

Количественный состав группы 4-6 человек.Временные рамки проведения сеанса от 25 до 40 мин.Рекомендуемая форма работы в сенсорной комнате – индивидуальная и подгрупповая.

В зависимости от направленности воздействия оборудование сенсорной комнаты разделено на два функциональных блока:

РЕЛАКСАЦИОННЫЙ БЛОК – в него входят диски релаксационной музыки, зеркальный шар с электромотором, кресла-груши, принимающие форму тела.

АКТИВАЦИОННЫЙ БЛОК – мягкая платформа с акриловыми зеркальными панелями, прозрачная колонна со световыми и воздушно — пузырьковым эффектом, проекционный световой прибор для создания цветовых спецэффектов, сказочный шатер.

Предлагаемые сеансы апробированы учащимися 5-х, 9-х и 10-х классов.

Использование сенсорной комнаты в мировой практике образования начато сравнительно недавно.Но уже сейчас отмечается положительная динамика в состоянии учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, а так же улучшение качества жизни здоровых детей.Сенсорная комната так же воздействует и не самого педагога-психолога и родителей, приходящих на консультацию.

Сенсорное оборудование обеспечивает наиболее быстрое установление теплого контакта между психологом и ребенком и способствует повышению мотивации к терапии.

Положительные результаты и позитивные отзывы дают основание для выводов об эффективности проведения данных сеансов в школе.

Сеанс № 1 Музыкальное сопровождение «Шум моря», «Шум океана».

1.Установление эмоционально-положительного контакта с группой.Знакомство.Объяснение целей и задач сеанса.Упражнение «Имена».

2.Аутогенная тренировка.Предлагается занять удобное положение креслах-грушах полулежа.Включается релаксационная музыка (исполнитель или вид инструмента выбирается в зависимости от этапа сеанса).

— «Вы пришли в эту комнату отдохнуть и расслабиться.Постарайтесь принять максимально приятную для Вас позу, глаза закрыты, руки вдоль туловища.Оставьте все проблемы за дверью.Нет прошлого, Вы здесь и сейчас.Пауза в голосе.

Постепенно Ваше тело наполняется тяжестью.Тяжелеет Ваша правая рука, тяжелеет левая рука, в животе появляется чувство тепла, тяжелеет Ваша правая нога, левая нога.Пауза в голосе.

Расслабляются мышцы лица, расслабляются мышцы лба, щек, шеи.Расслабляются и опускаются плечи.Расслабляются мышцы правой руки, расслабляются мышцы левой руки.Пауза в голосе.

Представьте, что вы оказались на берегу красивого черного моря.Есть только Вы и красота морского пейзажа.Вы лежите на теплом, мягком песке.Смотрите вдаль, любуетесь набегающими волнами, слышите крик чаек.Ваше тело горячее, расслабленное, веки тяжелые.Вдали Вы видите, как уплывает красивый белый корабль, отпустите вместе с ним все свои печали, проблемы, несбывшиеся мечты.В Вашей голове больше нет плохих мыслей и сомнений.Пауза в голосе.

Сейчас мысленно повторяйте за мной слова «Я спокоен, расслаблен.

Сегодня у меня все получиться, все будет хорошо, я счастлив.»

Музыкальная пауза – 2 минуты.

С моря подул прохладный приятный ветер, он сдувает всю Вашу усталость, Вы чувствуете приятную прохладу.Усталость покидает Ваше тело, появляется легкость в ногах, руках, голове.Музыкальная пауза – 4 минуты.На счет 3 Вы можете открыть глаза.Один, два, три.»

3.Включается зеркальный шар и цветовые спецэффекты.Дается краткая характеристика каждому цвету.

4.Элементы самомассажа (приложение)

5.Включается пузырьковая колонна.

 Прикосновение ладонями, спиной, лбом.

6.Свободное время.

7.Подведение итогов.Рефлексия

— «Какие трудности возникли на аутотренинге»?- «Какой цвет Вам сегодня понравился»?

— «Как Вы себя чувствуете»?

— «Всем спасибо, давайте поаплодируем друг другу».

Сеанс № 2 Музыкальное сопровождение «Звуки леса», «Музыка лесного ручья».

1.Установление эмоционально-положительного контакта с группой.Объяснение целей и задач сеанса.

2.Основная часть.

I.Аутогенная тренировка.Предлагается занять удобное положение креслах — грушах полулежа.Включается релаксационная музыка (исполнитель или вид инструмента выбирается в зависимости от этапа сеанса).

— «Постарайтесь принять максимально приятную для Вас позу, глаза закрыты, руки вдоль туловища.Оставьте все проблемы за дверью.Нет прошлого, Вы здесь и сейчас.Пауза в голосе.

Постепенно Ваше тело наполняется тяжестью.Тяжелеет Ваша правая рука, тяжелеет левая рука, в животе появляется чувство тепла, тяжелеет Ваша правая нога, левая нога.Пауза в голосе.

Расслабляются мышцы лица, расслабляются мышцы лба, щек, шеи.Расслабляются и опускаются плечи.Расслабляются мышцы правой руки, расслабляются мышцы левой руки.Пауза в голосе.

II.Упражнение «Внутренний луч» — выполняется 5 минут.Музыкальная пауза.

-«Вы подходите к большому дубу.Проиграйте в сознании его образ: мощный ствол, колышущаяся листва, корни, уходящие в недра земли.Обхватите это дерево, постарайтесь стать с ним единым целым, питайте в себя энергию земли, ведь земля – источник жизни.Пауза в голосе.Идем дальше по лесной тропинке и подходим к мостику, поднимаемся и останавливаемся, чтобы полюбоваться красотой лесного ручейка.Прозрачная вода быстро течет вниз, отпустите с этим потоком воды все свои печали, обиды, несбыточные мечты.Наше путешествие продолжается.Справа Вы видите кустарники, грибы, ягоды.И вот перед Вами открывается большая поляна цветов.Какие они? Белые, желтые, голубые.Вдохните эти прекрасные ароматы.

Ваша тяжесть ушла, Ваше тело наполняется приятной легкостью.

Дыхание ровное и спокойное.На счет три Вы можете открыть глаза.

Делаем глубокий вдох – через нос, выдох – через рот».

III.Положение сидя.Потянулись вверх.

IV.Гимнастика для глаз.V.Включается пузырьковая колонна

 Прикосновение ладонями, спиной, лбом

VI.Свободное время.

3.Подведение итогов.Рефлексия.

— «Как Вы себя чувствуете»?

-«Какие трудности возникли при аутогенной тренировке»?

-«Всем спасибо, давайте поаплодируем друг другу».

Сеанс № 3 Музыкальное сопровождение диск «Романтическая коллекция».

1.Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2.Основная часть.

I.Аутогенная тренировка.Предлагается занять удобное положение креслах-грушах полулежа.Включается релаксационная музыка (исполнитель или вид инструмента выбирается в зависимости от этапа сеанса).

II.Элементы самомассажа.

III.Пузырьковая колба (зрительное восприятие и прикосновение ладошками).

Анализ цветовых предпочтений.

IV.«Шатер» (загадывание желаний)

V.Упражнение «Ладони».Постарайтесь на выдохе выпустить всю свою

злость, обиду и поймать их в свои ладони.А теперь выбросите этот мусор.

VI.Свободное время.

3.Подведение итогов.Рефлексия.

Сеанс № 4 Музыкальное сопровождение – классические произведения Моцарта, Баха,

Генделя.

1.Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2.Основная часть.Нервно-мышечная релаксация.Ее суть состоит в поочередном напряжении и расслаблении мышц.

Сеанс № 5 Музыкальное сопровождение – диск из музыкальной серии доктора Ван Сю — донга «Музыка жизни»

1.Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2.Основная часть.

I.Нервно-мышечная релаксация.Ее суть состоит в поочередном напряжении и расслаблении мышц.10 минут.

II.Классический аутотренинг.

III.Сенсорная репродукция.

3.Подведение итогов.Рефлексия.

Сеанс № 6

1.Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Объяснение целей и задач сеанса.

2.Основная часть.Свободная релаксация.В качестве музыкального сопровождения звучат фонограммы звуков природы, или музыки, способной передать позитивный настрой.

Сеанс № 7

1.Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Приветствие.Детям садятся в кресла-груши.Создается атмосфера приглушенного света и загадочности.Включается крутящийся зеркальный шар.Музыкальное сопровождение – «Космическая даль» и др.

2.Основная часть.

I.Аутотренинг «Космос»

II.- «Теперь Вы можете встать и подойти к ковру «Млечный путь».

Психолог говорит в это время о покое, любви, взаимопонимании.К ковру можно прикоснуться руками, ступнями ног.

III.Работа с колбой.

— «Какие чувства и ощущения Вы испытывали?»

— «Какие трудности у Вас возникли, что трудно было представить?»

— «Что особенно понравилось?»

— «Удалось ли Вам расслабиться?»

— «Давайте поаплодируем друг другу.До свидания»

Сеанс № 8.

«Преодоление эмоциональной усталости »

1.Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Приветствие.Дети садятся в кресла-груши.Педагог проводит беседу о методах релаксации и ее пользе для профилактики стрессовых состояний, тревожности, усталости.

Сеанс построен на активном использовании музыкальной терапии и включает 2 части: 1-ая – Успокаивающий вариант, 2-ая – Мобилизирующий.

Свет приглушен.Создается атмосфера покоя и тишины.

2.Основная часть.3.Рефлексия.

Сеанс № 9.

1.Установление эмоционально-положительного контакта с группой.

Приветствие.Дети садятся в кресла-груши.

Свет приглушен.Включается сенсорное оборудование.

2.Основная часть.Музыкальное сопровождение – диск с релаксационной музыкой «Мистическая эра»

Сеанс № 10

Музыкальный фон — исполнитель Дидюля, альбом дорога в Багдад.

1.Приветствие.Настрой на отдых и покой.Объяснение целей и задач сеанса.

2.Основная часть.

I.Вводная беседа «Целительные свойства цвета».

II.Работа с цветовой колбой.

III.Цветовой проектор.Игра «Ассоциации».

Сеанс № 11

Музыкальный фон – спокойные по темпу и ритму композиции

Сеанс направлен на эмоциональную саморегуляцию, снятие тревожности, самосовершенствование и саморазвитие.

1.Приветствие.Слова педагога-психолога: — «Ребята, сегодня Вы попали в мир тишины и покоя.Вы в сенсорной комнате.Проходите пожайлуста к креслам и садитесь поудобнее.Постарайтесь слышать только мой голос и звуки приятной музыки» Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение.

2.Объяснение целей и задач сеанса.

— «Сейчас Вы сможете полностью отдохнуть и расслабиться, забыть о том, что Вас тревожит и беспокоит».

3.Основная часть.Использование формул самовнушения.«Физическая релаксация».

I.Детей просят закрыть глазки.Медленно с интонацией педагог-психолог произносит формулы-самовнушения, а детей просят повторить их.

II.Психическое «отключение».Основная задача этого этапа – отключение от посторонних мыслей.

III.Целенаправленные упражнения.Содержание этих формул зависит от целей сеанса.В этом сеансе приводим примеры формул, направленных на достижение целей (решение учебных проблем, улучшение показателя успеваемости).

IV.Выход из состояния «отключения».На счет три детей просят открыть глазки и не вставать.

— 4.Рефлексия.Детей снова просят сесть в круг для обсуждения.

Сеанс № 12

Музыкальный фон – флейта, скрипка.

Сеанс направлен на преодоление внутренней и школьной тревожности, развитие чувства эмпатии.

1.Приветствие.Детей просят сесть в кресла.

Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение.

2.Основная часть.

— «Ребята, сегодня мы поговорим об отношениях с окружающими нас людьми.Скажите, довольны ли Вы тем, как к Вам относятся одноклассники и учителя? Как Вы думаете, возможно, ли что-то изменить в ваших отношениях? Кто должен сделать первый шаг?.Я открою Вам секрет хороших взаимоотношений с людьми.Итак…

3.Основная часть.

Упражнение «Психологический душ».

Упражнение «Паутинка».Для упражнения необходим клубок пряжи или толстых ниток.

Сеанс № 13

Музыкальный фон — музыкальные композиции Игоря Крутого («Когда я закрываю глаза», «Нежность», «Ночной экспресс»)

Сеанс рекомендован для профилактики зрительной усталости (для тех, кто проводит много времени за компьютером).

1.Приветствие.Детей просят сесть в кресла.

Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение.

2.В основе сеанса лежит комплекс упражнений для глаз, а также некоторые элементы точечного массажа.

Сеанс № 14

Музыкальный фон — музыка Востока

Сеанс предназначен для активизации всех групп мышц.

1.Приветствие.Детей просят сесть вкруг.Объяснение цели сеанса.

Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение

I.Элементы танцевальной терапии «Путешествие по волшебному востоку».

Педагог-психолог предлагает детям повторять танцевальные упражнения.

Сначала упражнения выполняются без пары, потом в паре.

II.Подвижная игра «Земля, огонь, воздух, вода».

Сеанс № 15

Музыкальный фон — Milene Farmer, Edith Piaf

Сеанс предназначен для развития общей и мелкой моторики рук.

1.Приветствие.Детей просят сесть вкруг.Установление положительного эмоционального контакта.Объяснение цели сеанса.

Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение

I.Упражнение «Комплимент»

Сеанс № 16

Музыкальный фон – детские песни «Улыбка», «Крылатые качели», «Песенка мамонтенка».

1.Приветствие.Детей просят сесть вкруг.Установление положительного

эмоционального контакта.Объяснение цели сеанса.

Цель – устранение психо-эмоциональных расстройств, депрессивных состояний, детской агрессии.

Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.В основе сеанса – сказка терапия.

I.Демонстрация мультфильма «Приключения Винни-пуха»

II.Погружение в мир сказочных героев.Упражнение «Перевоплощение».

III.Упражнении «Желание».

IV.Музыкальная релаксация.Детям предлагается сесть в кресла и отдохнуть.

Сеанс № 17

Музыкальный фон – Frank Duval, Joe Dassin.

1.Приветствие.Детей просят сесть вкруг.Установление положительного эмоционального контакта.Объяснение цели сеанса.

Цель – развитие зрительно-моторной и зрительной памяти, стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение

 Демонстрация зрительного фрагмента через проектор.Детей просят

запомнить картинку, и после ее устранения вспомнить и описать детали

(5-7 картинок). Ведущий производит несколько двигательных движений, после чего детей просят повторить порядок движений и само движение.

 Детям предлагается посмотреть на отражение от световых спецэффектов, и после вспомнить, какие цвета и формы отражений они увидели в комнате.

 Рассмотрение пузырьков в бурлящих колбах.Обсуждение цвета и формы.

3.Расслабление в креслах.10 минут

Сеанс № 18

Музыкальный фон – классические произведения Ф.Шопена

1.Приветствие.Детей просят сесть в круг.Установление положительного эмоционального контакта.Объяснение цели сеанса.

Цель – развитие чувства комфортности и принятия, преодоление

психологических барьеров в группе.

Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение

I.Упражнение «Музыкальное перо».

II.Упражнение «Я самый лучший».

III.Свободная релаксация.10 минут.

Сеанс № 19

Музыкальный фон – «Лунная соната»

1.Приветствие.Детей просят сесть в круг.Установление положительного эмоционального контакта.Объяснение цели сеанса.

Цель – устранение детской тревожности, преодоление детских страхов.

Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение

Беседа по теме «Страхи в нашей жизни».

Терапевтическое упражнение «Давай подружимся»

Сеанс № 20

Музыкальный фон – «Аве Мария»

1.Приветствие.Детей просят пройти к креслам, и сеть в положении полулежа Установление положительного эмоционального контакта.Объяснение цели сеанса.

Цель – устранение физической усталости.Сеанс построен на элементах телесной терапии.

Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение.

2.Основная часть.Телесная релаксация.

Упражнение «Здоровый животик».

3.Сенсорная релаксация.Участники группы лежат и любуются световыми эффектами.

Сеанс № 21

Музыкальный фон – классические произведения Моцарта и Баха.

1.Приветствие.Установление положительного эмоционального контакта.

Детей просят пройти к креслам, и сеть в положении полулежа.Объяснение цели сеанса.

Цель – профилактика психологических и умственных нагрузок.

Сенсорное оборудование включено.В комнате приглушенной освещение

2.Основная часть.

I.Упражнение «Фокусировка».

II.Релаксационный самомассаж (см.приложение).

III.Визуальная релаксация (колба с бурлящими пузырьками).

Комплекс методик самомассажа для детей и взрослых.

Самомассаж незаменим как оздоровительный метод, его можно проводить как в лечебных, так и в профилактических целях.

Предлагаемая методика носит комплексный характер.

Основная цель – возможность развития осознанного подхода быть здоровым, внимательным, чутким, научиться освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Комплексы массажных упражнений делятся на лечебные и профилактические.

1.СТРАДАЮЩИМ ЭНУРЕЗОМ

 Массаж живота («Замешиваем тесто»).Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони, кулачком.

Цель – улучшить работу гладкой мускулатуры внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря).

 Массаж затылочной области.Поглаживание, надавливание подушечками пальцев.Спиральными движениями ведем от висков к затылку.

 «Солнечный зайчик».Укладываем одну руку на низ живота.А другую на область крестца, греем животик.Представляем, что становится тепло и приятно.

2.ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУСТВИЯ, СКЛОННЫМ К ЧАСТЫМ ПРОСТУДНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ

 Массаж укрепляющий мышцы шеи («Красивая шея»).Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку, поглаживание шеи и воротниковой зоны.

 Самомассаж носа («Лепим красивый носик для Буратино»).

Поглаживание крыльев носа и придаточных пазух по направлению от пазух к переносице и вниз по крыльям носа.

 Массаж ног.Проработка стоп, пальчиков и пяточек.Поглаживание, похлопывание ребром ладони.

3.СНЯТИЕ УСТАЛОСТИ С ГЛАЗ

Слегка поглаживать пальцами веки, брови, кожу вокруг глаз.

Следующий комплекс позволяет путем сегментарного массажа воздействовать на биологически активные точки организма (БАТ).

4.МАССАЖ ОБЛАСТИ ГРУДИ

«Нарисуем дорожки» Поглаживание области грудной клетки по направлению от центра грудины к подмышечным впадинам вверх и вниз.

5.МАССАЖ БАТ СОЛНЕЧНОГО СПЛЕТЕНИЯ

«Нарисуем солнышко».Поставить все пальчики на середину грудины.Движения вращательные по часовой стрелке.Затем против.Воздействие на точку между грудными отделами путем надавливания одним пальчиком.

6.МАССАЖ УШЕЙ «Ушки слоника»

Лепим ушки для слоненка.Поглаживание ушных раковин и внутри по бороздкам.Цель – воздействие на точки кишечника.

«Люби свое личико».Поглаживание лба, щек, крыльев носа.

Надавливание на середину бровей, глаз, похлопывание по щека, подергивание носа.

8.МАССАЖ РУК «Чистые ручки»

Сильно трем ладонь одну об одну, массируем каждый пальчик и ноготь.Эта методика оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие , печень, кишечник.Трем всю руку вдоль до плеча.

Поглаживание ног от стопы до колена и резким движением вниз.

1.Аверченко А.К.Психологические этюды о стрессе.Новосибирск, 1997.

2.Берн Э.Игры, в которые играют люди.Люди, в которые играют люди.М., 1988.

3.Брусиловский Л.С.Музыкотерапия, в кн.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 1979.4.Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост.Горошенкова Н.В., — СПб, 2000.

5.Карнеги Д.Как перестать беспокоиться и начать жить.М., 1990.

6.Е.М.Мастюкова Лечебная педагогика.Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997.7.Хватова М.В.Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка.Автореферат, — Тамбов, 1996.8.Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации.- М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001.

9.Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г.Управляй собой.М.: народное образование, 2001.Серия «Самосовершенствование личности».

10.Музыкальный диск «Acupucture for Mind», LANDY STAR MUSIC 2004, изготовитель: ООО «СиДи-АРТ», Москва.

11.Музыкальный диск «Mystical Era», компания «правительство звука», Москва 2006.

12.The Other World.Прибой.The Other World.Suft.Серия: The Other World Иной мир.Формат: Audio CD (Jewel Case).Дистрибьюторы: Фирма грамзаписи «Никитин», Galaxy Music 2006 г.; Российское издание.

13.The Other World.Дождик.The Other World.Rain.Серия: The Other World Иной мир.Формат: Audio CD (Jewel Case).Дистрибьюторы: Galaxy Music, Торговая Фирма «Никитин» 2006 г.; Российское издание.

14.The Other World.Sunset.Закат.Серия: The Other World.Иной мир.Формат: Audio CD (Jewel Case).Дистрибьюторы: Galaxy Music, Торговая Фирма «Никитин».

15.Сергей Суэтов Шел по лесу музыкант.Серия: Пойте с нами.Формат: Audio CD (Картонный конверт).Дистрибьютор: ВЕСТЬ-ТДА 2007 г.Сборник; Российское издание.

16.Волшебные песенки.Серия: Пойте с нами.Формат: Audio CD (Картонный конверт).Дистрибьютор: ВЕСТЬ-ТДА 2007 г.Сборник;

17.Таланты России.Самуил Фейнберг.Русская фортепианная школа.И.С.Бах.Talents of Russia.Samuel Feinberg.Russian Piano School.Johann Sebastian Bach.Das Wohltemperierte Klavier.Серия: Talents Of Russia / Таланты России.Формат: 4 Audio CD (Jewel Case).Дистрибьютор: Русский Компакт Диск 1996 г.

18.Novoye Trio.Гайдн.Моцарт.Бетховен.Формат: Audio CD (Jewel Case) Дистрибьютор: Твик-Лирек 2002 г.Сборник; Российское издание.

19.Таланты России.Владимир Софроницкий.Русская фортепианная школа.Бетховен / Шуберт / Лист / Шуман / Шопен.Talents of Russia.Vladimir Sofronitsky.Russian piano school.Beethoven / Schubert / Liszt / Schumann / Chopin.Серия: Talents Of Russia / Таланты России.Формат: Audio CD (Jewel Case).Дистрибьютор: Русский Компакт Диск 1996 г., Сборник.

20.ДиДюЛя.Легенда.Формат: Audio CD (Jewel Case).Дистрибьютор: Мистерия Звука.2004 г., Альбом.

21.Игорь Крутой.The Best.Формат: Audio CD (Jewel Case).Дистрибьютор: АРС – Рекордз, 2004 г., Сборник

Обучение релаксации (relaxation training)

В век сильных стрессов и тревожных реакций, возможно, трудно счесть релаксацию естественным состоянием организма.Это легче понять, если учесть, что стресс активирует симпатическую НС и вызывает реакции повышения частоты сердечных сокращений, подъема кровяного давления и учащения дыхания — т.н.синдром «нападения-или-бегства» (fight-or-flight syndrome).Такая реакция организма имела значение для выживания в ходе эволюции, но в наше время яв-ся менее адекватной, чем в доисторическую эпоху.Организм имеет естественную тенденцию возврата в нормальное состояние: парасимпатическая НС замедляет сердцебиение и дыхание, снижает давление крови.О.р.способствует парасимпатическому эффекту, препятствуя т.о.постоянному запуску и поддержанию возбуждения симпатической НС.

Релаксация, чрезвычайно полезная и эффективная сама по себе для снятия тревоги, вызванной стрессом совр.жизни, используется тж в качестве компонента различных др.моделей — гипноза, йоги и дзэн-буддизма, медитации, биолог.обратной связи, аутогенной тренировки и нек-рых методов психотер.Существует много систем релаксации, большинство из к-рых ведет свое происхождение от системы прогрессивной релаксации Джекобсона.

Прогрессивная релаксация начинается с расслабления одной группы мышц с переходом к др.группам.Клиент лежит в удобном положении на спине с закрытыми глазами, сначала напрягая, а затем расслабляя по одной группе мышц, фиксируя чувство напряжения и расслабления.После работы над одной группой мышц переходят к др.группам.Значительная длительность этого процесса вынудила мн.психотерапевтов изменить и сократить метод Джекобсона.

Чтобы быть эффективной, релаксация должна применяться там, где клиенты сталкиваются со стрессами своего рабочего времени.Они не могут всегда сидеть в спокойной комнате и закрывать глаза для того, чтобы расслабиться.При тренировке они сначала должны вообразить себе эти места, расслабляясь дома, а затем воспроизводить усвоенное дома состояние расслабления на рабочем месте.Т.о., обучение переносится на совладание с трудностями, испытываемыми в реальном мире.

Чтобы быть эффективной в повседневной жизни, релаксация должна быть достижима в течение достаточно короткого времени.В действительности требуется от десяти до тридцати минут для достижения состояния полной релаксации, но чел.должен быть способен расслабиться под действием трудового стресса в течение неск.с, в противном случае релаксация станет средством бегства от реальности, а не средством совладания со внешним стрессом.Сокращение времени, необходимого для расслабления, достигается практикой, в ходе к-рой приходится как можно полнее сознавать глубокое состояние расслабления, достигаемое дома утром и вечером, подмечать все его аспекты и затем переносить это глубокое состояние в ситуацию стресса в течение неск.с.Это непросто и требует долгих упражнений.

Кроме того, такая тренировка позволяет чел.в течение дня использовать для мини-релаксаций время ожиданий или поездок, к-рое в противном случае окажется относительно незанятым.Др.полезным приемом яв-ся дифференциальная релаксация.Нельзя расслабить все тело во время работы или иной деятельности, но можно расслабить те мышцы, к-рые непосредственно не заняты в данный момент.При ходьбе мы можем расслабить наши руки, а за рабочим столом можно расслабить ноги.

Релаксация показана не для каждого и не яв-ся панацеей от всех бед.О.р.более всего показано клиентам, острые реакции к-рых на стресс затрудняют им жизнь.Это клиенты, страдающие бессонницей, головной болью и нервным напряжением.Расслабление в определенных непереносимых ситуациях м.б.адекватной реакцией.Показанием м.б.самоутверждение или работа в направлении реалистичных изменений.Важно установить время регулярных занятий и заниматься релаксацией с хорошим настроением.

В большинстве программ О.р.после того, как клиент усвоил в достаточной степени навык как напряжения, так и расслабления мышц, необходимость в напряжении отпадает и на каждом занятии прямо приступают к релаксации.Др.признаком успешности обучения яв-ся способность переносить навыки, полученные в терапевтической ситуации, на стрессовые ситуации, испытываемые в реальной жизни.

См.также Аутогенная тренировка, Биологическая обратная связь, Гипнотерапия, Медитация

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
1058
Предыдущая статьяКак заниматься на тренажере для пресса
Следующая статьяПритча про мораль

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here