Наука о здоровье

Рассмотрим подробнее тему: Наука о здоровье - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
64

Валеология — это наука о здоровье.Валеология как наука: ее цели и содержание

С давних времен человек понимал, что самое важное в жизни каждого разумного существа — здоровье.Без него не нужны будут ни богатства, ни почести, ни слава.Именно поэтому профессия врача — одна из самых древних, уважаемых и востребованных в истории человеческой цивилизации.

Науки о здоровье человека

Существует несколько наук о здоровье человека.Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.

Относительно молодые науки о здоровье:

  • гигиена;
  • валеология;
  • космическая медицина;
  • сексология.

Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:

  • медицина;
  • философия;
  • социология;
  • биология;
  • психология;
  • культурология.

Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук.Таким образом, выходит, что валеология — это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.

Что такое валеология?

Так что же это за наука такая — валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия.Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: «valeo» или «valere» — быть здоровым, и общеизвестного «logos» — учение, изучать.

Вот и получается, что валеология — это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет.Однако это не так.Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое).Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.

Предмет и объект изучения

Что изучает наука валеология? Главным предметом и объектом ее изучения являются:

  • физические и генетические механизмы здоровья, заложенные в каждом организме;
  • человек комплексно, включая все составляющие его компоненты, оказывающие влияние на состояние любого вида и типа здоровья.

Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.

То есть сделать так, чтобы каждый человек сам осознал важность своего состояния и стремился сохранять его нормальное положение и укреплять и поддерживать естественные иммунозащитные свойства организма без применения лекарственных средств.Грубо говоря, осуществлять профилактику заболеваний, осознанную и целенаправленную.

Цели этой науки

Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука.Ее цели и содержание сводятся к следующему:

  1. Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).
  2. Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
  3. Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.

Данные цели автоматически влекут за собой решение следующих задач валеологии.

Задачи валеологии

Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи:

  • исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;
  • оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям;
  • стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей;
  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.

Если науке удастся решить все перечисленные задачи, то человечество перейдет на совершенно новый уровень в плане сохранения здоровья.Сократится число заболеваний любого плана и характера, повысится общенародный уровень мозговой и физической активности, сократится число патологий при рождении потомства, меньше станет инвалидов и неизлечимых больных.

Методы валеологии

Валеология — это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований.Какие это методы?

  1. Методика исследования и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
  2. Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса.Цель — в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
  3. Эксперимент (чаще всего педагогический).Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
  4. Социометодология.К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
  5. Математические методы.Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
  6. Комплексный анализ идей педагогики.Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).

Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития.Причем не только среди детей, но и среди взрослых.Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался «модой на здоровье».То есть теперь вести ЗОЖ — это актуально, модно, молодежно и здорово.Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.

Где и когда изучается валеология?

Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина.Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах.В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием «Здравствуй, наука валеология!»

При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное.Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука.

Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы.Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.

Со студентами все немного проще и серьезней.Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.

Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.

Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни.Валеология — наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение.

Межпредметные связи

Мы уже упоминали, что валеология — наука комплексная.Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье.Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.

  1. Физическая культура и спорт.
  2. Комплекс медико-биологических наук (генетика, саногенез, патология, биология, этология и др.).
  3. Комплекс эколого-географических наук (география, экология, геология и др.).
  4. Науки философии и социологии (эстетика, культурология, методология).
  5. Экономика.
  6. Комплекс психолого-педагогических наук (дидактика, воспитание, педагогика).
  7. История.
  8. Политология.
  9. Право.

Очевидно, что валеология — очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.

Роль данной науки в школе

Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым.Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют.Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология — наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.

Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести.Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.

Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям.

При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей.А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.

Итак, подведем итог.Валеология — это наука о ЗОЖ, о комплексных мерах, которые необходимо применять для сохранения собственного здоровья, его укрепления и профилактики заболеваний.

Это своего рода раздел медицинской науки, направленный на формирование сознания у людей относительно значимости собственного и общечеловеческого здоровья.Данная наука имеет свои задачи и цели, методы исследования, которые помогают ей добиваться положительных результатов.

Науки о здоровье;

Организация валеологической службы (диагностика, выбор оздоровительной технологии, коррекция здоровья, прогноз оздоровления), движение и здоровье.Системы самооздоровления и самосовершенствования

Дополнительная

Базовая

1.Колбанов В.В.Валеология.СПб., 1998.

2.Белов В.И., Михайлович Ф.Ф.Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие.М., 1999.

3.Физическая культура студента: Учебник / Под ред.В.И.Ильинича.М., 1999.

4.Агаджанян И.А., Горшин В.И.Экология человека.М., 1994.

5.Александров О.А.Комплексная программа здоровья.М.1988.

6.Амосов Н.М.Раздумье о здоровье.М., 1987.

7.Брехман И.Валеология – наука о здоровье.М.,1990.

8.Лисицын Ю.П.Слово о здоровье.М., 1993.

9.Попов С.В.Валеология в школе и дома.СПб., 1997.

10.Чумаков Б.Н.Валеология.М., 1999.

1.1.Понятие “здоровье” и теоретические основы

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, которая занимает высшую ступень на иерархической лестнице ценностей.“Valetudo bonum optimum”, — говорили древние.– “Здоровье – наивысшее благо”.Прошли века, а взгляд на здоровье, как на самую большую ценность среди других категорий (идеалы, счастье, красота и т.д.), разделяем и мы, живущие в конце XX века.Более того, по мере развития общества, роста благосостояния понимание ценности здоровья возрастает.Человек начинает уделять ему больше внимания, прикладывать все больше усилий для сохранения, укрепления здоровья.Осознавая, какое влияние оказывают на организм последствия научно-технического прогресса, человек все большее значение придает сохранению здоровья, ведению здорового образа жизни.

Здоровье сегодня выступает как одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека.Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире.

В 1977 г.Всемирная ассамблея здравоохранения, являющаяся высшим руководящим органом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определила, что главной социальной целью правительств и ВОЗ должно быть достижение всеми народами мира к 2000 г.такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни.Эта идея выражена в девизе: “Здоровье для всех к 2000 году!”

Европейское региональное бюро ВОЗ в 1985 г.опубликовало материалы “Задачи по достижению здоровья для всех”, а в 1991 г.– краткие пересмотренные “задачи” по этой проблеме.

Европейская политика охраны здоровья состоит из 38 задач и включает следующие разделы:

— Будущее здравоохранения в Европе.

— Достижение лучшего здоровья.

— Здоровая окружающая среда.

— Соответствующая медико-санитарная помощь.

— Стратегия развития в целях достижения здоровья для всех.

В июле 1993 г.в России был принят Закон “О здоровье”, где разработана национальная программа “Здоровье для всех к 2000 году”.Для этого необходимы огромные экономические средства для поддержки медико-социальной сферы.Безусловно, без помощи правительства здравоохранению России такие задачи непосильны.

“Народ здоров, если здорово общество”, — так, по выражению академика Н.А.Амосова, подчеркивается важность главного для созидания – здоровья человека.

Здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, определяют следующие факторы:

а) биологические возможности человека;

б) социальная среда;

в) природно-климатические условия.

Изучение, познание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье – валеологии.

Валеология(лат.valeo – здравствую; греч.logos – учение) – новая интегративная область знаний (самостоятельная область науки, практики и комплексная учебная дисциплина) о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека.

Термин “валеология”, впервые предложенный д-ром мед.наук И.Брехманом в 1980 г.для обозначения науки о здоровье, является довольно актуальным, емким и своевременным.Неоднозначность понимания сущности валеологии, характерная для начала 90-х гг., очевидно была обусловлена лингвистической неточностью: глагол “валео” ставит акцент не на здоровье, а на здравствовании.Отсюда – более узкое представление о валеологии как о науке здорового образа жизни.

На данном этапе своего развития валеология – наука о созидании здоровья индивида, она нуждается в разработке адекватных критериев здоровья, поскольку критерии общественного здоровья, используемые социальной гигиеной, противоречат современному пониманию здоровья человека.

Критерии здоровья – понятие неоднозначное.Наиболее разработаны критерии, учитывающие соматический статус (совокупность морфологических и функциональных показателей), наименее – характеристики нравственно-этического, интеллектуального, образовательного уровня в соответствии с требованиями общества.

Цель валеологии – разработка технологий “первичного конструирования”, формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма (увеличения количества и качества здоровья).

Объектом исследований в валеологии является как “интактное”, неповрежденное здоровье, так и здоровье нарушенное, но способное к саморазвитию.

Предмет валеологии на современном этапе ее развития – это образ жизни, обеспечивающий оптимальное существование и деятельность человека.Следовательно, ближайшей задачей валеологии сегодня является не статическое нормирование, а разработка системы индивидуального шкалирования “факторов устойчивости”, позитивно воздействующих на здоровье человека.

В разработке концептуальных основ валеологии в настоящее время имеются следующие достижения.

1.Накоплены материалы исследований, позволяющие утверждать, что качество и количество здоровья можно измерить и оценить.

2.Установлено, что резервы здоровья не безграничны, но у большинства людей они недостаточно мобилизируются в детстве, “дремлют” в зрелом возрасте, вследствие чего легко угасают в старости.

3.Определена современная стратегия валеологии: переход от общественной здравоохранительной к индивидуальной здравосозидательной деятельности.

4.Признано, что повышение уровня индивидуального здоровья – это не только лечение, санация, оздоровление больных, не только профилактика функциональных отклонений, но прежде всего – увеличение потенциала здоровья за счет формирования его резервов.В наибольшей степени этому способствует образ жизни, осознанно выбранный, наиболее адекватный индивидуальной конституции.

5.Сделаны первые попытки разработки критериев здоровья и методов оценки соматического статуса людей разных возрастов.

6.Создается методическая база диагностики и прогнозирования функциональных состояний и резервных возможностей организма и психики, развиваются методы донозологической диагностики.

7.Разрабатывается система непрерывного валеологического образования.

В настоящее время происходит становление валеологии.Валеология оформляется как самостоятельная наука, направленная, в первую очередь, на обеспечение здоровья.Если медицина, главным образом, занимается лечением и профилактикой болезней, то валеология призвана участвовать в активном создании здоровья, изучении проблем зависимости здоровья от образа жизни, воспитании здорового образа жизни.

Гигиена (греч.– hygieinos – целебный, приносящий здоровье) – раздел профилактической медицины, изучающий влияние факторов внешней среды на организм человека, занимающийся нормированием этих факторов и установлением их предельно допустимых уровней (концентраций).Гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на профилактику заболеваний и охрану здоровья населения.

Помимо гигиенических методов исследования валеология использует физиологические, клинические, лабораторные, психологические, социологические и другие методы для диагностики, равно как физические, химические, фармакологические, психологические и педагогические – для формирования и коррекции резервов здоровья и функциональных состояний человека (В.В.Колбанов, 1998).

Таким образом, валеологические знания необходимы всем людям, но особенно тем, кто намерен посвятить себя обучению, воспитанию, профилактической работе, лечению и психофизической реабилитации подрастающего поколения.Не случайно в последние годы небольшой курс валеологии для студентов факультетов коррекционной педагогики встретил большой интерес студенческих аудиторий и поддержку деканатов.

Валеология включена в классификатор специальностей, и по ней уже ведется подготовка специалистов.Предстоит огромной важности задача создания системы валеологического образования в стране (семья, детский сад, школа, вуз), в котором можно выделить крупным планом общее валеологическое образование – обучение здоровью всех категорий населения и профессиональное валеологическое образование – подготовка специалистов-профессионалов, призванных проводить в жизнь идею менталитета здоровья, приоритетного значения всех начинаний по оздоровительной деятельности в стране (табл.1).

С валеологическим образованием тесно взаимосвязаны специальности “Физическая культура и спорт”, “Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)”.Это естественно, так как физическая активность, двигательная деятельность являются важнейшим компонентом оздоровительной системы.В сфере физической культуры и спорта подготовка ведется по общему и профессиональному физкультурному образованию.

Есть основание полагать, что валеология – наука не только о здоровье здоровых, так как формирование здоровья необходимо и людям, имеющим хронические болезни и аномалии развития, и инвалидам.Дальнейшее совершенствование критериев индивидуального здоровья позволит выполнять качественную оценку здоровья независимо от нозологических характеристик.Нозология, в свою очередь, была, остается и сохранится как самостоятельная область практической медицины.

Нозология(греч.nosos – болезнь; logos – учение) – раздел патологии, общее учение о болезни, включающее биологические и медицинские основы болезней, а также вопросы их этиологии, патогенез, номенклатуры и классификации

Этиология(греч.aitia – причина; logos – учение) – учение о причинах и условиях возникновения болезней.

Патогенез (греч.pathos – страдание, болезнь; genesis – происхождение) – один из основных разделов нозологии, учение о путях, механизмах и общих закономерностях возникновения, развития, течения и исхода болезней и патологических процессов (С.М.Павленко, 1974).Этиология и патогенез – две стороны любого патологического процесса.

Патологический процесс – закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора.

Болезнь– проявление нарушенного течения жизни, обусловленного воздействием на организм чрезвычайных раздражителей (физических, химических, биологических и социальных факторов внешней среды) или наличием дефектов развития, при нарушении каких-нибудь одних и реактивной мобилизации других приспособительных механизмов с частичным нарушением саморегуляции и (или) гомеостаза и ограничением свободы жизнедеятельности.

Гомеостаз(ис) (греч.homoios – подобный; stasis – застой, состояние) – относительное динамическое постоянство внутренней среды (крови, лимфы, ликвора, тканевой жидкости) и устойчивость основных физиологических функций организма (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и энергии и т.д.) (В.В.Колбанов, 1998).

Можно согласиться с мнением И.М.Воронцова (1991), что без определения понятия здоровья не может состояться ни валеология как наука, ни практика профилактической медицины.

До сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует.В простом житейском смысле на этот вопрос отвечают чаще всего без особых раздумий: “Здоровье – это когда ничего не болит”.

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.В то же время живой организм – система неравновесная.На протяжении своего развития он все время меняет формы взаимодействия с окружающей средой, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Если вдуматься в это определение, можно прийти к выводу, что абсолютное здоровье является абстракцией.Кроме того, данное определение здоровья изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты даже в стадии компенсации.

Известный хирург Н.М.Амосов считает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

Вот еще одно мнение на этот счет.И.И.Брехман, исходя из концепции “человек в потоке информации”, определяет здоровье как “способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной (словесной) и структурной информации”.

Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что в основном понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровье населения – понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, индексами здоровья, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время выделяют несколько компонентов (видов) здоровья:

1) соматическое здоровье; представляет текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса;

2) физическое здоровье; уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;

3) психическое здоровье – состояние психической сферы.В основе его – состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения;

4) нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной сферы жизнедеятельности, в основе которого находится система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты.

В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

— для соматического и физического здоровья – я могу;

— для психического – я хочу;

— для нравственного – я должен.

Специалисты выделяют следующие признаки здоровья:

— специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

— показатели роста и развития;

— функциональное состояние и резервные возможности организма;

— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Как же сказываются на здоровье людей те самые повреждающие факторы, устойчивость к действию которых является одним из признаков здоровья?

Организм человека наделен приспособительными и компенсаторными возможностями, данными ему эволюционным развитием.Человек – высшая форма развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении.Цель жизненной позиции человека – быть не только самому здоровым, но и иметь здоровым будущее поколение – здоровых детей, внуков и правнуков.

Науке известно, что здоровье генетически обусловлено.В ХХ в.общество “трясло” от различных политических событий, связанных, прежде всего, с войнами, сменами политических режимов, перестройками и т.д.Естественная смена поколений проходила в сложных экономических условиях.В настоящее время, как мы видим, эти сложности все еще не устранены, что, безусловно, затрудняет процесс реализации генетического потенциала человека, отрицательно сказывается на его биологических характеристиках.Это приводит к ухудшению генофонда народа.

Генофонд представляет собой совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.

Около десяти миллионов генов и порождаемых ими белковых форм образуют биологическую систему человека.Ее работа зависит от полноценности генов, которые весьма чувствительны к вредным токсичным веществам, проникающим в клетки организма с воздухом, водой, продуктами питания.Данные вещества могут вызвать мутацию (видоизменения) генов, при наличии которых белок в организме или вовсе не образуется, или полностью теряет свою биофункцию.

Активность организма снижается, он заболевает, теряет способность к сопротивлению, происходят изменения органов и систем, вплоть до патологических изменений психической деятельности.В популяции, таким образом, возрастает число детей с врожденными умственными и физическими недостатками, что, естественно, сказывается на благополучии общества.

В развитых странах мира давно поняли, какое влияние оказывает загрязненная окружающая среда, социальные и экономические потрясения на здоровье человека.С целью нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на генофонд населения, постоянно проводятся комплексы мероприятий, реализуются различные программы.

В нашей стране, к сожалению, подобные природоохранные и социальные программы проводятся в недостаточном объеме.Не удается преодолеть последствия экологических катастроф в разных регионах (Челябинск, Арал, Чернобыль и другие), не прекращается вырубка лесов, отравляют атмосферу и землю кислотные дожди.Население продолжает употреблять далеко не безопасные с экологической точки зрения продукты питания.Это лишь небольшой перечень факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье граждан России.Отсюда – болезни, высокая смертность и самая короткая в Европе продолжительность жизни, огромное число неполноценных детей.

Страна быстро “стареет”, поэтому проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой.

Подтверждают этот тезис следующие цифры (данные Б.Н.Чумакова).

В 1995 – 96 гг.рождаемость в России упала, по сравнению с 1987 г., зато резко возрос уровень смертности детей старше 1 года (за 3 года более чем на 35%).

К сожалению, не обладают крепким здоровьем и оставшиеся в живых российские дети.Доля здоровых новорожденных с 1988 г.снизилась с 48,3 до 36,5%.Прогноз специалистов неутешителен: через 20 лет доля здоровых новорожденных может снизиться до 15-20%.

Уровень заболеваемости детей других возрастных групп тоже растет.С 1990 г.частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на 13%, болезней эндокринной системы – на 29,5%, болезней крови – на 35,4%, астмы – на 40%, болезней органов пищеварения – на 21,6%.

Особую тревогу вызывает здоровье школьников.В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми.Причем очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц.За последние 10 лет число здоровых девушек – выпускниц школ уменьшилось более чем в 3 раза.Соответственно, с 40 до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания.

По данным Минздрава РФ, из 6 млн.подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания.При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии.

Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах.

Сложилась “экстравагантная демографическая ситуация”: каждое поколение родившихся меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения.Такой тип воспроизводства населения характерен только для России.Он не отмечался ранее ни в нашей стране, ни в других странах мира даже во время войн.Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

Необходимо подчеркнуть, что усугубляют эту сложную ситуацию такие характерные для россиян факторы, как пренебрежительное отношение к своему и чужому здоровью, незнание, а вернее, нежелание общества исповедовать и вести здоровый образ жизни.Это лишь подтверждает наш тезис о своевременности внедрения в жизнь российского общества идей валеологии, о том, что необходимо с помощью различных мер кардинально изменить отношение человека к своему здоровью.

Таким образом, здоровье человека – это непрерывная совокупность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующейся способностью организма к совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, сохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе, рождения и воспитания потомства.Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья.Полная утрата здоровья несовместима с жизнью.

Валеология как наука о здоровом образе жизни

З доровье — одна из самых главных ценностей в жизни человека, а если вообще — не самая важная.Если у человека нет здоровья, будь то физическое здоровье или, что не менее важно, духовное здоровье, то говорить о высоком качестве жизни и гармонии не приходится.К сожалению, в нашем обществе принято задумываться о своём здоровье тогда, когда оно уже изрядно пошатнулось.Лишь тогда, когда тело или душевное состояние не позволяет человеку полноценно жить, проявляя те или иные проблемы, — тогда человек начинает задумываться о том, что надо, видимо, что-то предпринимать.Однако гораздо легче заниматься профилактикой, чем лечением.

Поэтому лучше поддерживать своё здоровье с самого раннего детства (это, кстати, обязанность родителей — привить ребёнку здоровые привычки и здоровый образ жизни), чем в определённый момент, когда тело или психика уже не выдерживают того образа жизни, который ведёт человек, принимать какие-то радикальные меры.

Как же сохранить здоровье или восстановить его, если оно уже пошатнулось? Валеология — наука, которая непосредственно занимается вопросами здорового образа жизни, сохранения здоровья и его восстановления.

Наука о здоровом образе жизни

Название науки «валеология» происходит от латинского valeo — ‘быть здоровым’.Родоначальником валеологии принято считать доктора медицинских наук, профессора, члена Академии технологических наук РФ Брехмана Израиля Ицковича.Валеология охватывает не только вопросы сугубо физического здоровья, под которыми часто и понимают, собственно, состояние здоровья.Валеология подходит к вопросу здорового образа жизни комплексно: на физическом, духовном и нравственном уровнях.

Сегодня совершенно очевидно, что медицина ни как наука, ни как система здравоохранения не способна сделать человека здоровым.Это происходит по нескольким причинам.Во-первых, сама система построена так, что медицинская и фармацевтическая индустрии напрямую заинтересованы в том, чтобы человек был больным.Доход и успех врача зависит от того, насколько долго и насколько тяжело будет болеть его пациент.Следовательно, он не заинтересован в том, чтобы вылечить человека максимально быстро и сделать так, чтобы он больше не болел.Более того, врач кровно заинтересован в том, чтобы человек болел долго и желательно регулярно.От этого зависит и его личное благополучие, и процветание самой системы.Во-вторых, сам подход медицины к заболеваниям в корне неверен.Каждое заболевание рассматривается как отдельная дисфункция в целом здорового организма.Однако это противоречит элементарной логике.

Человеческий организм — это целостная структура, и если какой-то орган или система вышла из строя, это значит, что в целом организм функционирует неверно.И если у человека, к примеру, головные боли, то одной таблеткой здесь ничего не решить.Единственное, что даст таблетка, — она просто уберёт симптомы проблемы.Вот на это сегодня и ориентирована медицина: просто устранить симптомы, причём чаще всего в ущерб здоровью человека.Существует распространённое мнение, что головную боль нельзя терпеть, нужно обязательно пить таблетку.Кем и зачем в массы внедрена подобная концепция?

Вполне очевидно, что теми, кто заинтересован в сбыте разного рода медикаментов.В то время как среди врачей-натуропатов распространено мнение, что таблетка, которая снимает головную боль, на самом деле открывает кровотечение в желудке, кровяное давление при этом падает, и, как следствие, боль в голове проходит.И по такому или аналогичному принципу сегодня действуют большинство медикаментов — любой ценой устранить симптомы.Истинная же причина головных болей может быть в зашлакованности организма вследствие неправильного питания или вообще может лежать в области психосоматики.

В этом принципиальное отличие медицины и валеологии.Деятельность медицины направлена на то, чтобы держать человека в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью, то есть чтобы он не был слишком больным (тогда ведь не сможет ходить на работу, а пациент без денег никому не интересен), но и не слишком здоровым, ведь тогда он в принципе не будет пациентом.Валеология же направлена на то, чтобы устранить сами причины болезней: нездоровый образ жизни, неправильное питание, негативное мышление, безнравственное поведение.

Поскольку валеология действительно способна сделать человека здоровым — физически и духовно, — эта наука подвергается активной агрессивной критике со стороны официальной медицины.Основными претензиями в адрес валеологии являются утверждения о том, что эта наука оперирует «ненаучными» эзотерическими терминами.Однако то, что некоторые эзотерические понятия наука не может объяснить, это вовсе не повод их отрицать.

В современном мире есть множество явлений, которые наука просто не может объяснить, а то, что наука объяснить не может, она либо просто отрицает, либо навешивает на эти явления ярлыки вроде «самовнушение», «галлюцинация» и так далее.К примеру, йоги во время дыхательных практик могут задерживать дыхание более чем на 40 минут.Интересно, как это объясняется с точки зрения официальный медицины, которая утверждает, что без кислорода мозг умирает через 4–7 минут?.Это «самовнушение» или «галлюцинация»? Поэтому мнение «учёных» относительно валеологии вряд ли можно считать авторитетным.

Также стоит понимать, что критика валеологии — это реакция на её позитивную для общества деятельность.Большинство паразитических структур в нашем обществе, которые существуют и выстраивают бизнес за счёт страданий других людей, всегда будут препятствовать какой-либо созидательной деятельности, которая направлена на устранение этих страданий.

Поэтому валеология подвергается критике так же, как натуропатия, антивакцинаторское движение, вегетарианство, нетрадиционная медицина и так далее.Однако если посмотреть статистику, то мы увидим, что нетрадиционная медицина порой лечит заболевания, которые официальная медицина считает неизлечимыми.А то, что при переходе на вегетарианство «неизлечимые» болезни просто исчезают — это уже ни для кого не секрет.

Что же, собственно, представляет из себя валеология и какие аспекты содержит? Валеология рассматривает следующие факторы, влияющие на здоровье человека:

  • Психолого-педагогические;
  • Производственно-экономические;
  • Философско-социологические;
  • Физическую культуру;
  • Эколого-географические;
  • Медико-биологические;
  • Историко-политологические.

Рассматривая в комплексе вопросы и проблемы достижения и сохранения состояния здоровья, валеология позволяет человеку гармонично развиваться на всех уровнях: тело, сознание и душа.Именно в этом и проявляется некоторая уникальность такой науки, как валеология.В отличие от медицины, которая рассматривает сугубо физические факторы заболеваний, или религии, которая рассматривает исключительно духовный и эзотерический аспекты жизни, валеология подходит к вопросу комплексно.Именно это делает валеологию достойным конкурентом и медицине, и религии, что и вызывает агрессивные выпады их представителей в адрес валеологии.

Задачи валеологии

Валеология как наука ставит перед собой следующие задачи:

  • Изучение причин болезней и причин здоровья человека.Исследование факторов, влияющих на здоровье человека.
  • Исследование состояния здоровья и его резервов.
  • Формирование в обществе установок на здоровый образ жизни.
  • Популяризация здорового образа жизни.
  • Сохранение и восстановление здоровья методами физического и духовного самосовершенствования.

Таким образом, валеология — это не просто наука о здоровье, это наука о гармоничном образе жизни.Ведь, по сути, между понятиями «здоровый» и «гармоничный» можно поставить знак равенства, и валеология ставит перед собой цель в первую очередь воспитать адекватного человека, полноценного члена социума, который будет здоров физически и духовно и при этом будет придерживаться нравственного образа жизни, а также будет способен на какую-то общественно полезную деятельность.

Собрав в себе квинтэссенцию всех остальных наук: философии, биологии, генетики, медицины, физиологии, психологии, психосоматики и многих других, валеология стала совершенной наукой, которая содержит в себе разносторонние знания о гармоничной жизни и сохранении здоровья.

Рейтинг автора
Автор статьи
Нина Якунова
Практикующий психолог
Написано статей
247
Предыдущая статьяМассажер для пяток
Следующая статьяПростые рецепты здорового питания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here