Направление буддизма

Рассмотрим подробнее тему: Направление буддизма - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
124

Мировыми называются религии, которые не определяют ограничений по этническому признаку для своих последователей.Исповедовать такую религию может любой человек, в любой стране, представитель любой национальности и расы.Всего насчитывается три такие религии: буддизм, христианство и ислам.

Возникновение буддизма

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму.В середине VI в.до н.э.индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис.Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений.В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира.Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа.Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был реальной личностью.Он был сыном главы племени шакьев, родившимся в 560г.до н.э.на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений.Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий.Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение.Он нашел ответ на свой вопрос.Имя Будда означает «просветленный».Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение.Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма.Впоследствии у него появилось множество последователей.Его идеи были близки многим.В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

Истины Буддизма

Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем.

Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей.Все возникает, чтобы быть уничтоженным.Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени.А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования.Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.

Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды.Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос.По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть.Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ.В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти.Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

Вот эти состояния:

  • правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;
  • правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;
  • правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;
  • правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;
  • правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;
  • правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;
  • правильные помыслы: следует уяснить, что зло — от нашей плоти;
  • правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.

Первые две ступени означают достижение мудрости или праджня. Следующие три — нравственное поведение — шила. И наконец, последние три — дисциплина ума или самадха.

Однако эти состояния нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно.Здесь все взаимосвязано.Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума мы не сможем развить нравственное поведение.Мудр тот, кто поступает сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро.Такое поведение невозможно без дисциплины ума.

В целом же можно сказать, что буддизм принес в религию личностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости и готовности действовать в определенном направлении.Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания ко всем живым существам — идея, наиболее полно воплотившаяся в буддизме Махаяны.

Основные направления Буддизма

Ранние буддисты были лишь одной из многих соперничавших в то время сект неортодоксального направления, однако с течением времени их влияние возрастало.Буддизм был поддержан прежде всего городским населением: правителями, воинами, которые видели в нем возможность избавиться от верховенства брахманов.

Первые последователи Будды собирались в каком-нибудь уединенном месте на период дождей и, пережидая этот период, образовывали небольшую общину.Вступившие в общину обычно отказывались от всякой собственности.Их называли бхикшу, что означает «нищий».Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое: три предмета одежды (верхняя, нижняя и ряса), бритву, иглу, пояс, сито, чтобы процеживать воду, выбирая из нее насекомых (ахимса), зубочистку, чашку для подаяний.Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая милостыню.Принимать пищу они могли только до полудня и только вегетарианскую.В пещере, в заброшенном строении бхикшу переживали период дождей, беседуя на благочестивые темы и практикуясь в самосовершенствовании.Близ мест их обитания умерших бхикшу обычно и хоронили.Впоследствии на местах их захоронений возводились памятники-ступы (куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом).Вокруг этих ступ сооружались различные строения.Позже возле этих мест возникали монастыри.Складывался устав монастырской жизни.Когда был жив Будда, он сам разъяснял все сложные вопросы учения.После его смерти устная традиция сохранялась еще длительное время.

Вскоре после смерти Будды его последователи созвали первый буддийский собор для канонизации учения.Цель этого собора, который проходил в городе Раджагрих, заключалась в том, чтобы выработать текст послания Будды.Однако не все были согласны с принятыми на этом соборе решениями.В 380 г.до н.э.был созван второй собор в Вайшали, для того чтобы разрешить возникшие разногласия.

Особого расцвета буддизм достиг во времена правления императора Ашоки (III в.до н.э.), благодаря стараниям которого буддизм стал официальной государственной идеологией и вышел за пределы Индии.Ашока много сделал для буддийской веры.Он воздвиг 84 тыс.ступ.При его правлении прошел третий собор в городе Паталипутра, на котором был утвержден текст священных книг буддизма, составивший Типитаку (или Трипитаку), и принято решение о рассылке миссионеров во все концы страны, вплоть до Цейлона.Ашока послал своего сына на Цейлон, где тот стал апостолом, обратив в буддизм многие тысячи людей и соорудив множество монастырей.Именно здесь утверждается южный канон буддийской церкви — хинаяна, которую называют еще тхеравадой (учением старейшин).Хинаяна означает «малая колесница или узкий путь спасения».

В середине последнего столетия до н.э.на северо-западе Индии скифские правители создали Кушанское царство, правителем которого стал Канишка, ревностный буддист и покровитель буддизма.Канишка созвал четвертый собор к концу I в.н.э.в городе Кашмир. Собор сформулировал и утвердил основные положения нового течения в буддизме, получившего названия махаяна — «большая колесница или широкий круг спасения».Буддизм махаяны, разработанный известным индийским буддистом Нагараджуной, внес много изменений в классическое учение.

Особенности основных направлений буддизма заключаются в следующем (см.таблицу).

Основные направления буддизма

Хинаяна

Махаяна

  • Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений
  • На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий
  • Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей
  • Нет понятия рая и ада.Есть только нирвана и прекращение воплощений
  • Отсутствуют обряды и магия
  • Отсутствуют иконы и культовая скульптура
  • Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение
  • Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения
  • Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи
  • Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству
  • Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв

Буддизм зародился и достиг значительного расцвета в Индии, однако к концу I тысячелетия н.э.он теряет здесь свои позиции и вытесняется более привычным для жителей Индии индуизмом.Можно назвать несколько причин, приведших к такому исходу:

  • развитие индуизма, который наследовал традиционные ценности брахманизма и модернизировал его;
  • вражда между разными направлениями буддизма, которая нередко приводила к открытой борьбе;
  • решительный удар по буддизму нанесли арабы, завоевавшие многие индийские территории в VII-VIII вв.и принесшие с собой ислам.

Буддизм же, распространившись во многих странах Восточной Азии, стал мировой религией, сохраняющей свое влияние до настоящего времени.

Священная литературы и представления об устройстве мира

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Ти — питака» или «Трипитака», что означает «три корзины».Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины.Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому.Канон состоит из трех частей.

  1. Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;
  2. Сутта-питака, содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу», что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку» — собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;
  3. Абидхамма-питака, содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.

Перечисленные книги из всех направлений буддизма особенно признаются хинаяной.Другие направления буддизма имеют свои священные источники.

Последователи махаяны считают своей священной книгой «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости).Ее считают откровением самого Будды.Из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили ее на хранение во Дворце змей в срединном мире, а когда наступило подходящее время, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул их обратно миру людей.

Священные книги махаяны написаны на санскрите.Они включают мифологические и философские сюжеты.Отдельными частями этих книг являются Алмазная сутра, Сердечная сутра и Лотосовая сутра.

Важной особенностью священных книг махаяны является то, что Сиддтарха Гаутама не считается единственным буддой: до него были другие и после него тоже будут другие.Большое значение имеет разработанное в этих книгах учение о бодисатве (боди — просветленный, саттва — сущность) — существе, которое уже готово перейти в нирвану, но задерживает этот переход, чтобы оказать помощь другим.Наиболее почитаемым является бодисатва Авалокитешвара.

Большой интерес представляет космология буддизма, поскольку она лежит в основе всех воззрений на жизнь.Согласно основным положениям буддизма Вселенная имеет многослойное строение.В центре земного мира, представляющего собой цилиндрический диск, находится гора Меру. Она окружена семью концентрическими кольцеобразными морями и столькими же кругами гор, разделяющими моря. Снаружи от последней горной цепи находится море, которое доступно взорам людей.На нем лежат четыре мировых острова. В недрах земли находятся адские пещеры. Над землей возвышаются шесть небес, на которых обитает 100 000 тыс.богов (пантеон буддизма включает в себя всех богов брахманизма, а также богов других народов).У богов есть зал заседаний, где они собираются на восьмой день лунного месяца, а также парк для развлечений. Главным богом считается Будда, однако он не является творцом мира, мир существует рядом с ним, он так же вечен, как и Будда.Боги рождаются и умирают по своему желанию.

Выше этих шести небес — 20 небес Брахмы; чем выше небесная сфера, тем легче и духовнее в ней жизнь.В последних четырех, которые называются брахмалока, нет уже никаких образов и никаких возрождений, здесь блаженные уже вкушают нирвану.Остальной мир называется камалокой. Все вместе образует в совокупности вселенную.Таких вселенных бесконечное множество.

Бесконечное множество вселенных понимается не только в географическом, но и в историческом смысле.Вселенные рождаются и погибают.Время существования вселенной называется кальпа. На этом фоне бесконечного порождения и разрушения разыгрывается драма жизни.

Однако учение буддизма уклоняется от всякого метафизического утверждения, оно не говорит ни о бесконечности, ни о конечности, ни о вечности, ни о невечности, ни о бытии, ни о небытии.Буддизм говорит о формах, причинах, образах — все это объединяет понятие сансара, цикл воплощений.Сансара включает все предметы, возникающие и исчезающие, она есть результат бывших состояний и причина будущих действий, возникающих по закону дхамма.Дхамма — это нравственный закон, норма, по которой создаются образы; сансара — форма, в которой закон осуществляется.Дхамма — это не физический принцип причинности, а нравственный мировой порядок, принцип возмездия.Дхамма и сансара тесно связаны между собой, но понять их можно только в соединении с основным понятием буддизма и в целом индийского мировоззрения — понятием кармы.Карма означает конкретное воплощение закона, возмездие или вознаграждение за конкретные дела.

Важным понятием буддизма является понятие «апшан». На русский язык его обычно переводят как «индивидуальная душа».Но буддизм не знает души в европейском смысле.Атман означает совокупность состояний сознания.Существует множество состояний сознания, которые называются сканды или дхармы, но нельзя обнаружить носителя этих состояний, который бы существовал сам по себе.Совокупность сканд приводит к определенному поступку, из которого вырастает карма.Сканды распадаются при смерти, карма же продолжает жить и приводит к новым существованиям.Карма не умирает и приводит к переселению души.Человек продолжает существовать не в силу бессмертия души, а в силу неуничтожимости его дел. Карма, таким образом, понимается как нечто материальное, из которого возникает все живущее и движущееся.В то же время карма понимается как нечто субъективное, поскольку создается самими индивидами.Итак, сансара есть форма, воплощение кармы; дхамма — это закон, который выясняется сам собой благодаря карме.И наоборот, из сансар складывается карма, которая затем влияет на последующие сансары.В этом проявляется дхамма.Освободиться от кармы, избежать дальнейших воплощений можно только путем достижения нирваны, о которой буддизм тоже не говорит ничего определенного.Это не жизнь, но и не смерть, не желание и не сознание.Нирвану можно понять как состояние отсутствия желаний, как полный покой.Из такого понимания мира и человеческого существования вытекают и четыре истины, открытые Буддой.

Буддийская община.Праздники и обряды

Последователи буддизма называют свое учение Триратной или Тиратной (тройное сокровище), имея в виду Будду, дхамму (учение) и сангху (общину).Изначально общиной буддистов являлась группа нищенствующих монахов, бхикшу.После смерти Будды не осталось главы общины.Объединение монахов осуществляется только на основе слова Будды, его учения.Централизация иеркви в буддизме отсутствует, за исключением естественной иерархии — по старшинству.Живущие по соседству общины могли объединяться, монахи действовали сообща, но не по команде.Постепенно происходило формирование монастырей.Объединенная в рамках монастыря община называлась сангхой. Иногда словом «сангха» обозначали буддистов одного района или целой страны.

Вначале в сангху принимались все желающие, затем были введены некоторые ограничения, перестали принимать преступников, рабов, несовершеннолетних без согласия родителей.В послушники часто шли подростки, они обучались грамоте, изучали священные тексты, получали немалое по тому времени образование.Вступавший в сангху на время пребывания в монастыре должен был отказаться от всего, что связывало его с миром, — семьи, касты, собственности — и принять на себя пять обетов: не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй; он должен был также сбрить волосы и облачиться в монашеские одежды.Однако в любой момент монах мог выйти из монастыря, за это его не осуждали, и он мог находиться в дружеских отношениях с общиной.

Те монахи, которые решали посвятить всю жизнь религии, проходили обряд посвящения.Послушника подвергали суровому экзамену, проверяя его дух и волю.Принятие в сангху в качестве монаха накладывало дополнительные обязанности и обеты: не пой и не танцуй; не спи на удобных постелях; не ешь в неположенное время; не стяжай; не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет. Кроме того, существовало большое количество мелких запретов и ограничений.Два раза в месяц — в новолуние и в полнолуние — монахи собирались для взаимных исповедей.На эти собрания не допускались непосвященные, женщины и миряне.В зависимости от тяжести греха применялись и санкции, чаше всего выражавшиеся в форме добровольно взятого на себя покаяния.Четыре главных греха влекли за собой изгнание навсегда: плотское совокупление; убийство; воровство и ложное утверждение, что кто — то обладает сверхчеловеческой силой и достоинством архата.

Архат — это идеал буддизма.Так называют тех святых или мудрецов, которые освободились от сансары и после смерти отправятся в нирвану.Архат — это тот, кто сделал все, что должен был сделать: уничтожил в себе желание, стремление к самоосуществлснию, невежество, неправильные взгляды.

Существовали и женские монастыри.Они были организованы так же, как и мужские, однако все основные церемонии в них проводили монахи из ближайшего мужского монастыря.

Одеяние монаха чрезвычайно просто.Он имел три предмета одежды: нижняя одежда, верхняя одежда и ряса, цвет которой на юге желтый, на севере красный.Деньги он не мог брать ни в коем случае, даже пищу он не должен был просить, а миряне сами должны были подавать ее только показавшемуся на пороге монаху.Монахи, отрекшиеся от мира, каждый день заходили в дома простых людей, для которых появление монаха было живой проповедью и приглашением к высшей жизни.За оскорбление монахов миряне наказывались тем, что от них не принимали подаяния, перевертывая чашу для милостыни.Если таким образом отвергнутый мирянин примирялся с общиной, то его дары опять принимались.Мирянин всегда оставался для монаха существом низшей природы.

У монахов не было настоящих проявлений культа.Они не служили богам; напротив, они считали, что боги должны им служить, поскольку они святые.Монахи не занимались никаким трудом, кроме ежедневного хождения за милостыней.Их занятия состояли в духовных упражнениях, медитации, чтении и переписывании священных книг, совершении или участии в совершении обрядов.

К буддийским обрядам относятся уже описанные покаянные собрания, на которые допускаются только монахи.Однако существует множество обрядов, в которых участвуют и миряне.Буддисты переняли обычай празднования дня отдыха четыре раза в месяц.Этот праздник получил название упосатха, нечто вроде субботы у евреев, воскресенья у христиан.В эти дни монахи поучали мирян и объясняли писание.

В буддизме существует большое количество праздников и обрядов, центральной темой которых является фигура Будды, — важнейшие события его жизни, его учение и организованная им монашеская община.В каждой стране эти праздники отмечаются по-разному в зависимости от особенностей национальной культуры.Все буддийские праздники отмечаются по лунному календарю, и большинство важнейших праздников приходится на дни полнолуния, так как считалось, что полная луна обладает магическим свойством указывать человеку на необходимость усердия и обещать освобождение.

Этот праздник посвящен трем важным событиям в жизни Будды: дню рождения, дню просветления и дню ухода в нирвану — и является самым важным из всех буддийских праздников.Он отмечается в день полнолуния второго месяца индийского календаря, который выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря.

В дни праздника во всех монастырях проводятся торжественные молебны и устраиваются процессии и шествия.Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками — они символизируют просветление, которое пришло в мир с учением Будды.На территории храмов масляные лампы также расставляются вокруг священных деревьев и ступ.Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников.Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи.Особенно тщательно соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может принести вред маленьким живым существам.После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой или чаем и осыпание их цветами.

В ламаизме этот праздник является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и повсюду зажигаются светильники.В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских святынь по часовой стрелке, распростершись по земле.Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней.

Васса (от названия месяца на языке пали) — уединение на период сезона дождей.Проповедническая деятельность и вся жизнь Будды и его учеников была связана с постоянными странствиями и скитаниями.Во время сезона дождей, который начинался в конце июня и оканчивался в начале сентября, совершать путешествия было невозможно.По преданию, именно в сезон дождей Будда впервые уединился со своими учениками в Оленьей роще (Сарнатхе). Поэтому уже во времена первых монашеских общин установился обычай останавливаться на период сезона дождей в каком-нибудь уединенном месте и проводить это время в молитве и медитации.Вскоре этот обычай стал обязательным правилом монашеской жизни и соблюдался всеми направлениями буддизма.В течение этого периода монахи не покидают свой монастырь и занимаются более глубокой практикой медитации и постижением буддийского учения.На этот период сокращается обычное общение монахов с мирянами.

В странах Юго-Восточной Азии миряне часто сами принимают монашество на период дождей и на протяжении трех месяцев ведут такой же образ жизни, как и монахи.В этот период запрещается заключать браки.По окончании периода уединения монахи исповедуются друг другу в содеянных грехах и просят прощение у своих собратьев по обшине.В течение последующего месяца контакты и общение монахов с мирянами постепенно восстанавливаются.

Праздник огней

Этот праздник знаменует окончание монашеского уединения и отмечается в полнолуние девятого месяца лунного календаря (октябрь — по григорианскому календарю).Продолжается праздник в течение месяца.В храмах и монастырях проводятся обряды, посвященные празднику, а также выходу из общины тех, кто вступил в нее на период сезона дождей.В ночь полнолуния все освещается огнями, для чего используются свечи, бумажные фонарики, электрические лампы.Говорят, что огни зажигают для того, чтобы осветить путь Будце, пригласив его сойти с небес, после того как он произнес проповедь перед своей матерью.В некоторых монастырях снимают с пьедестала статую Будды и несут ее по улицам, символизируя сошествие Будды на землю.

В эти дни принято навещать родственников, ходить в гости друг к другу, чтобы засвидетельствовать свое почтение и сделать маленькие подарки.Праздник завершает церемония катхина (от санскрит.— одежда), которая заключается в том, что миряне дарят одежду членам общины.Одно одеяние торжественно преподносится главе монастыря, который затем передает его монаху, признанному в обители самым добродетельным.Название церемонии происходит от способа, которым шилась одежда.Куски ткани натягивались на раму, а потом сшивались.Эта рама и называлась катхина.Другое значение слова катхина — «трудный», здесь подразумевается трудность быть учеником Будды.

Обряд катхина стал единственной церемонией, к которой привлекаются миряне.

Существует в буддизме немало священных мест почитания.Считается, что сам Будда определил в качестве мест паломничества города: где он родился — Капилаватта; где достиг высшего просветления — Гайа; где впервые проповедовал — Бенарес; где вошел в нирвану — Кусинагара.

Направления буддизма

Как известно, сколько людей, столько и мнений.Именно благодаря этому разнообразию мнений каждая религия со временем разделяется на разновидности и течения.Не обошел этот удел и такую религиозную традицию как буддизм.Эта древняя индийская религия ещё в самом начале своего существования разделилась на множество направлений, из которых впоследствии выделились три основных: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна.

Первое из них, — Махаяна или Великая Колесница, считается самым распространённым течением в буддизме. В центре этого направления буддизма стоит понятие «Бодхисаттвы», — существа, которое благодаря огромной череде своих перерождений, в конце концов, достигло нирваны, но отказалось от неё ради возвращения в мир сансары и освобождения от страданий всех остальных живых существ.Таким образом, в Махаяне как направлении буддизма главный акцент ставится не на индивидуальном спасении от круговорота смерти-рождения, а в бесконечном сострадании ко всем созданиям, отягощённым кармой.По своей сути это направление буддизма является сводом правил для человека, вставшего на путь, ведущий к состоянию Бодхисаттвы.

Направление буддизма Махаяна смогло объединить в себе ранние доктрины буддизма с более поздними влияниями других восточных философий.Благодаря такому плюрализму и демократичности Махаяна впоследствии развивалась во многих направлениях, среди которых можно назвать тибетский, корейский, японский и китайский буддизм.В общей сложности Махаяна как направление буддизма насчитывает приблизительно 600 миллионов последователей.

Следующее направление буддизма, — Тхеравада, зародилось ещё во времена Будды.Оно единственное из всех ранних школ буддизма, которое смогло сохраниться до наших дней.Тхеравада отличается от предыдущего направления в основном своей консервативностью и исповедованием первичных принципов буддизма, провозглашенных самим Гаутамой.Тхеравада или Учение Старейшин характеризуется рационализмом и стремлением к полному освобождению от заблуждений.В этом направлении буддизма понятие Бодхисаттвы сильно отличается от аналогичного в Махаяне и подразумевает не высшее просветлённое существо, а лишь человека, практикующего Дхарму (духовный путь буддиста).В наше время Тхеравада наиболее распространена на Шри-Ланке, в Таиланде, Лаосе и Камбожде.

Также среди направлений буддизма выделяют Ваджраяну или Алмазную Колесницу.Это течение ещё называют тантрическим буддизмом.Главная особенность Ваджраяны – оккультный характер её практики.Основные методы достижения состояния будды в Ваджраяне – это йогическая практика в сочетании с магией.Последователи Ваджраяны считают, в отличие от остальных направлений буддизма, что человек может достичь просветления всего за одну жизнь с помощью своей личной мантры (сакрального сочетания звуков) и следованию наставлениям своего учителя.

Ваджраяну считают самостоятельным течением в основном в регионах её наибольшего распространения — Тибете, Непале и Монголии.Оккультный характер этого направления буддизма как раз и объясняется синтезом классической Махаяны с древними верованиями Тибета и Монголии.

Иногда выделяется ещё и четвёртое направления буддизма – Хинаьяна (Малая Колесница).Но, на самом деле, Хинаяна вовсе не является полноценным направлением буддизма.Это всего лишь термин, придуманный последователями Махаяны для обозначения всех школ, отличных от их собственной.

Изначально в буддизме существовало огромное множество школ и направлений.До наших дней сохранились только три выше перечисленных, вытеснив собой более мелкие школы и распространившись по всем уголкам Азии, образовав там многочисленные разветвления.

Кратко об основных направлениях буддизма

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Вопреки устоявшемуся у европейского человека мнению о том, что буддизм является цельным течением, это не совсем так.Так же как христианство или ислам, он имеет несколько направлений.Одни зародились в глубокой древности, другие появились позднее и немного иначе трактуют древние тексты.В этой статье мы попробуем разобраться этих тонкостях.

Буддизм – одна из мировых религий, которая зародилась в IV в.до н.э.на северо-востоке нынешней Индии, поэтому в ней прослеживается тесная связь с древнеиндийской философией.Приверженцев насчитывается более 450 миллионов, и основная их масса сосредоточена в азиатских странах – Вьетнаме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Монголии, Мьянме, Бутане и Шри-Ланке.Стать буддистом можно независимо от предыдущего вероисповедания, а также разреза глаз, цвета кожи и классовой принадлежности.

Направления

Вероучение распадается на множество школ – в среднем их насчитывается 18.Итак, кратко об основных направлениях буддизма:

  • Тхеравада. Старейшее направление, второе по численности.В XXI веке насчитывает почти 40% приверженцев.
  • Махаяна или «Великая колесница».Приверженцы составляют основную массу – более 50% всех буддистов мира.Центры сосредоточены в Японии, Монголии, Китае, Корее, Тибете.
  • Ваджраяна – «Алмазная колесница».Тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны (тантра – древнейшая система самосовершенствования, помогающая оздоровлению организма, продлению жизни, развитию духовности).
  • Тибетская ветка (сформирована на основе махаяны и ваджраяны), самая малочисленная – 6%.Центры находятся в Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии, Манчжурии и Северном Китае.

Некоторые исследователи считают, что у буддизма всего три ветви, другие же говорят о двух основных — Тхераваде и Махаяне.

Учение старейших.Тхеравада основана на текстах, которые были составлены после ухода Будды в нирвану.Приверженцы этого направления считает, что многое более поздних направлениях — нововведения, которые искажают суть учения Будды Шакьямуни, а в некоторых случаях и полностью ему противоречат.

Некоторые применяют к Тхераваде название Хинаяна или Малая колесница.Это не совсем корректно.Понятие Хинаяна зародилось внутри Махаяны и означает буквально «низший», «узкий», «презренный».Однако применять такие «эпитеты» к Учению старейших – одной из самых древнейших школ, согласитесь, не совсем правильно.

Тхеравада – аскетическое направление.Оно учит повторять путь Будды, чтобы достичь нирваны.А это значит, что нужно отказаться от всего земного, разорвать семейные связи.В идеале по учению нужно стать монахом — только так можно достичь истинного просветления.

Тхеравада не является целостным учением.Ее последователей одолевают сомнения по поводу правильности трактовок текстов Будды.В связи с этим направление в процессе своего существования разделилось на несколько религиозно-философских течений:

Тхеравада существенно отличается от Махаяны – «Великой колесницы».Если первая акцентирует внимание на том, что сам человек должен пройти путь Будды и достичь нирваны, то вторая говорит, что нужно помогать другим людям в достижении просветления, а о себе думать в последнюю очередь, так как помощь другим уже сама по себе является частью пути к пробуждению.

Истинный буддизм отличается от остальных мировых религий – здесь нет такого понятия как «Бог».Его основатель – Сиддхартха Гаутама – реальный человек.С помощью духовных практик он дошёл до состояния, называемого нирваной.Считается, что если обычный человек будет следовать его пути, то он сможет повторить его в точности.

Часто ее называют северным буддизмом.Истоки махаяны находятся в Индии, откуда она и распространилась по азиатским странам – в Непал, Тибет, Корею, Вьетнам, Монголию, Китай, отдельные регионы России.Возникновение ее относят к концу I века до н.э.

Махаяна – противоположность Тхераваде.В ней прослеживается обожествление Будды, а также теория триединства, немного напоминающая христианскую религию: Отец, Сын, Святой дух, только в Махаяне это называется иначе:

  • Реальный человек – Сиддхартха Гаутама – это проекция Бога на земле (Самбхогакая).
  • Земное тело может иметь множество форм.Одна из них – Амитаба, которую люди видят, уважают, поклоняются.
  • Нирваны достигает сущность или Дхармакая – то, что является первоисточником во вселенной.

Основа восточного вероучения – личный опыт реального человека.Познавая себя и мир, Сиддхартха Гаутама отталкивался не от религиозных догматов, которые ничем не доказаны и принимаются только на веру, не от мифических сказаний, а от того, что «рассказывают» его собственные органы чувств.Те, кто глубоко изучают буддизм, часто называют его не вероучением, а философией.

Тантрическое направление или Тантраяна (путь Результата) – самое молодое из основных в буддизме.Образовалось в V веке н.э.как часть Махаяны.Сейчас наиболее распространено в Тибете, Монголии, Непале, Японии, некоторых районах России (Тыва, Бурятия, Калмыкия).Последователи Ваджраяны многое позаимствовали из вероучений коренных народов Тибета (Бон).

Для последователей Ваджраяны очень важна личность Учителя.Только он может правильно подобрать практику для ученика.

Тибетский буддизм

Другое название – Ламаизм.Основан на учениях махаяны и ваджраяны, а также тхеравады (монашеские обеты).Здесь наблюдается полное сохранение позднеиндийского буддизма.

В Тибете это религиозное учение начало утверждаться и развиваться не раньше VII века н.э.Основное отличие от традиционного буддизма заключается в способе передачи власти, как светской, так и духовной.На Тибете это происходило как перерождение (тулку) одной и той же личности, в то время как в других странах, исповедовавших эту же религию – по наследству либо через организацию выборов.В конце концов, это привело к тому, что духовенство и светская власть объединились.Единым правителем Тибета стал Далай-лама.

Основные идеи

В отличие от других мировых религий, где личность как таковая не важна – рассматривается лишь абстрактное поклонение Богу (самостоятельное мышление не поощряется, все принимается на веру, доказательства отсутствуют), буддизм основан на личностном аспекте.Это значит, что если индивидуум сам не захочет измениться, никто за него этого не сделает.

Всего основных идей четыре:

  • средний путь;
  • 4 благородные истины;
  • восьмеричный путь;
  • 5 заповедей.

Средний путь – понятие, которое означает отсечение крайностей.Не нужно ударяться в полный аскетизм либо опускаться в пучину удовольствий.

4 истины есть не что иное, как констатация следующих фактов:

  • земной мир полон страданий;
  • причины страданий – страстное желание удовольствий;
  • возможность избавления от страданий есть – это путь ограничения себя в удовольствиях;
  • достижение нирваны.

Восьмеричный путь – возможность пройти семь взаимосвязанных между собой ступеней собственного совершенствования, где наградой будет нирвана (восьмая ступень).Здесь все подчинено логике.Поэтапное прохождение ступеней невозможно – все работает в комплексе, центр которого – человеческий разум.

  • не убивать;
  • не лгать;
  • не красть;
  • не прелюбодействовать;
  • не употребляй «адское зелье» (наркотики, алкоголь, табак).

Заключение

Уважаемые читатели, информация в этой статье – мизерная часть тех знаний, которые может подарить восточное вероучение.Однако мы надеемся, что он поможет вам глубже разобраться в интересующей вас теме.

Если материал оказался для вас полезным, поделитесь им в соцсетях.

А мы прощаемся с вами до следующей встречи!

Николаев А.И.Десять лекций о религии

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.БУДДИЗМ

§3.Основные направления буддизма

Лекция 1.Лекция 2.Лекция 3.Лекция 4.Лекция 5.Лекция 6.Лекция 7.Лекция 8.Лекция 9.Лекция 10.

§3.Основные направления буддизма

Буддизм – религия очень разноречивая, имеющая, как и большинство религий Востока, большое число вариаций.Уже в первые столетия своего существования в результате сложных политико-религиозных процессов он распался на множество сект.Попытки преодолеть разногласия в V – III веках до нашей эры успехом не увенчались, и сегодня существует несколько основных направлений этой религии.Суть разногласий сводится к нескольким основным вопросам:

– Кто был Будда и каков его статус?

– Кто может достичь нирваны?

– Какова роль и каков статус священнослужителей?

Кроме того, существует целый ряд философско-религиозных тонкостей, актуальных для буддистского мировоззрения, связанных с понятиями кармы, отношениями сансары (самсары) и нирваны – опорных в буддизме.Сейчас от этих тонкостей мы вынуждены абстрагироваться, заметим лишь, что расхождения между течениями весьма велики.

И сегодня существует довольно большое число буддийских школ, из которых наиболее авторитетны три: хинаяна, махаяна и ваджраяна (ламаизм).

В буквальном переводе это значит «узкая колесница», «широкая колесница» и «алмазная колесница».Образ колесницы не случаен, это метафора пути, движения.Одна из универсальных метафор мировой культуры, можно вспомнить хотя бы знаменитую гоголевскую птицу-тройку, олицетворяющую путь России.

Хинаяна (узкая колесница) – наиболее ортодоксальное направление, тесно связанное с ранним буддизмом.В широком смысле слова хинаяна – это любое учение, отличное от махаяны.Однако часто под ней понимается именно ортодоксальный буддизм, и тогда хинаяна признается синонимом «тхеравады» – собственно следованию заветам Будды.Относительно корректности такого отождествления среди специалистов ведутся споры, от которых лучше абстрагироваться, не будучи глубоким знатоком древнеиндийской культуры.В любом случае, по этому учению, Будда не Бог, а человек, указавший путь к спасению.Нирвана недоступна мирянам, она открывается лишь монахам-отшельникам, порвавшим с миром.Поскольку цель существования – освободиться от пут мира, монахи не должны принимать участия в мирских делах.Соответственно, социальная роль церкви невелика.Персонифицированного Бога в хинаяне нет, Будда не является ничьим пророком, он чтится как великий мудрец.В хинаяне осуждается идолопоклонничество, центр тяжести перенесен на духовное совершенствование.Это учение исторически наиболее древнее, оно существует и сегодня, однако с течением времени уступает свои позиции двум другим – более «религиозным» в обычном смысле слова.

Махаяна (широкая колесница) сформировалась еще до нашей эры, и сегодня одна из наиболее распространенных ветвей буддизма.Идеи классического буддизма в махаяне значительно деформированы и мифологизированы.Махаяна почитает Будду Богом, соответственно, существует множество обрядов, связанных с почитанием этого божества.Божественная сущность Будды проявляется по-разному, в частности, мировые законы (точнее, Мировой Закон, понимаемый как совокупность всех принципов мироустройства) считаются «телом Будды».Махаяна гораздо более социализованна, общественная деятельность признается одним из залогов достижения нирваны.В частности, в махаяне разработано учение о бодхисатвах – праведниках (не обязательно монахах), которые уже способны войти в нирвану, но не делают этого, чтобы помочь другим людям понять истину.Культ бодхисатв в махаяне развит очень сильно.

Совершенно иначе понимается роль церкви и культовой деятельности.Храмы становятся неотъемлемой частью социальной жизни, статус священнослужителя резко повышается.Другими словами, в махаяне происходит увеличение роли сверхъестественного, признается возможность спасения для всех и каждого, канонизируется буддийский пантеон, разрабатываются красочные ритуалы.Философская глубина и определенный пессимизм раннего буддизма отчасти нивелируются.Махаяна больше соответствовала чаяниям народов Азии, что и превратило это течение буддизма в массовую религию за пределами Индии.

Ваджраяна (Ламаизм) – еще более далекое от раннего буддизма течение, усилившее религиозно-культовые элементы махаяны.Ламаизм сформировался позднее, после V века нашей эры.Само слово «ламаизм» принадлежит европейцам Нового времени, пораженным ролью и авторитетом священнослужителей (лам) в этих культурах.Это направление ещё больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности.Постепенному накоплению заслуг, характерному для Махаяны, противопоставлялась мгновенная, подобная молнии, реализация природы Будды в течение этой жизни.Для этого озарения нужны специальные обряды и главное – опытный наставник, поскольку передача знаний идет «от посвященного к посвящаемому».Отсюда и поразивший европейцев культ лам.В этом варианте буддизма считается, что именно в ламах сущность Будды выражена с наибольшей полнотой, поэтому они несут на себе печать Бога и почитаются как божество.

В ламаизме, в отличие от других форм буддизма, существует культ тела.

Если в раннем буддизме, да и в Махаяне, тело считалось символом страстей, то есть тело необходимо «преодолеть», то ламаизм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нём заключена высшая духовность.Тело человека соединяет в себе абсолютное и относительное, самсару и нирвану.Специальной ритуальной практикой можно открыть присутствие Будды в теле каждого человека.

В конце первого тысячелетия нашей эры ваджраяна была самым популярным течением буддизма, однако удержать позиции этой религии не удалось.Сегодня ламаизм характерен для Тибета (отсюда еще одно название – тибетский буддизм), для Монголии и генетически связанных с Монголией народов России.

Оригинальной ветвью буддизма стал так называемый «дзэн-буддизм», распространенный в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии.Дзэн-буддизм в какой-то степени синтезирует классический буддизм с традиционными ценностями Востока.Само слово «дзэн», не имеющее однозначного перевода, семантически связано с отрешением, созерцанием, самопогружением.Дзэн стремится растворить человека в мироздании, преодолеть границу «Я» и мира.Изменять нужно не вещи, а себя и свое отношение к миру.Об этом настойчиво говорят притчи и афоризмы учителей дзэн: «Если вы понимаете смысл происходящего, вещи остаются такими же, какие они есть.Если не понимаете – вещи остаются все теми же».Однако, нисколько не изменившись внешне, мир становится другим для человека.Эту формулу дзэн невозможно объяснить логически, но в первом приближении ее можно прояснить метафорой.Представьте, что вы любите какого-то человека.Внешне он тот же, что и без вашей любви, но для вас он другой.Само созерцание его приносит радость и смысл.А если вы смогли принять и полюбить все в этом мире? Мир остался тем же, но он стал другим.Вот ответ одного из учителей дзэн: «До того, как я тридцать лет изучал Дзен, я видел горы как горы и реки как реки.Затем, когда я приблизился к пониманию, я научился видеть, что горы – это не горы, а реки – это не реки.Но теперь, когда я постиг саму суть, я спокоен.Просто я снова вижу, что горы – это горы, а реки – это реки».

Впрочем, использованная мной метафора любви тоже условна.Европейски понятая любовь не эквивалентна просветлению.Объяснить дзэн нельзя.Согласно этому учению, человека ничему нельзя научить.Каждый постигает мир сам, можно лишь указать путь.Для этого, кроме всего прочего, разрабатываются специальные техники самопогружения.Однако главное – увидеть все во всем, непосредственно ощутить единство себя и мира.Отсюда многочисленные притчи, показывающие глубину простого:

– В чём заключается основной принцип буддизма?

– Подожди, – сказал Суйби.– Когда мы останемся одни, я тебе скажу.

Через некоторое время Сэйкэй снова обратился к нему:

– Ну вот теперь мы одни, умоляю тебя, объясни.

Суйби встал и повёл сгорающего от нетерпения Сэйкея в бамбуковую рощу, но так ничего и не сказал, а когда последний настоятельно потребовал ответа, он шёпотом промолвил:

– Какие высокие эти деревья, и какие маленькие те, вон там.

Учитель и ученик видят одно и то же, но по-разному.Мудр тот, кто научится видеть величие, гармонию и чудо мира в самых простых вещах:

Как удивительно это, как таинственно! Я подношу дрова, я таскаю воду.

В последние десятилетия идеи дзэн-буддизма стали очень популярными и на Западе, однако, лишенные социокультурной почвы, они зачастую сводятся лишь к имитирующим дзэн техникам.В то же время на Востоке дзэн – живая религия, органично связанная с восточным менталитетом.

Рейтинг автора
Автор статьи
Галина Подмазко
Написано статей
24
Предыдущая статьяМедитация улыбки
Следующая статьяУпражнения на ночь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here