Медитация самадхи

Рассмотрим подробнее тему: Медитация самадхи - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
57

Медитации самадхи

Растущая популярность йога-занятий развила усиленный интерес к нирване как к наивысшей форме просветления и единения с абсолютным сознанием.

Созерцание собственного сознания или самадхи отличается исчезновением самостоятельной человеческой индивидуальности и слиянием с божественными силами.Этот термин пришёл из индуистских и буддистских направлений релаксации, поэтому он тесно соединён с практиками концентрации и медитации.

Подробное описание самадхи медитаций

Многие любители и неопытные практики йоги ставят перед собой важную дилемму: состояние самадхи — что это?

Кому-то, например, обычно думается, что речь идёт о разновидности экстаза или о процессе растворения в бессознательных слоях разума.Но это мнение ошибочное, поскольку сознание в момент достижения самадхи сохраняется, как и сама концентрация человека.Просто состояние такого типа выступает некой точкой невозврата, вне которой сознания на самом деле нет.Глубокий уровень сознания — это активность атмического тела без ментальной деятельности.

К базовым особенностям состояния самадхи можно отнести такие аспекты, как:

  • Возникновение интуитивных связей и новой формы восприятия реальности.Сознание же совершенно освобождается от физической среды.
  • Формирование максимальной отрешённости, транслирующей просветление и мир, а также выражающей покой, радость и блаженство.
  • Соединение с Богом через прямое уподобление Высшему Я.Субъект сливается с тем, что созерцает.Душа растворяется в сфере абсолютного сознания.
  • Исчезновение внешних объектов реальности так же, как и внутренних аспектов мира.Состояние отключает все основные виды чувств человека.

Категории самадхи

Историческая практика показывает, что основные виды самадхи разделяются по единому критерию — удерживание объекта в сознании для опоры сфокусированного внимания.

Если этот объект имеет роль для сосредоточения субъекта, самадхи протекает с так называемым семенем.Данное состояние ещё именуется “Сабиджа”, и в нём внешний мир всё же ограничивает индивида, хоть и незначительно.

Сампраджнята самадхи

Если выход в экстаз сопряжён с различными объектами или идеями, на которых нужно фиксировать мысли, то самадхи такого типа также можно называть “сампраджнята самадхи” — состояние, дифференцирующее вещи.Это не более чем средство освобождения субъекта от страданий и разрушение впечатлений, а также процесс осознания истины.

У такой самадхи есть существенный минус: она способна уничтожить благую карму, которая была заработана человеком ранее.

Более высокие разновидности самадхи протекают без семени, это нирбиджа.На такой глубокой стадии просветления разрушаются все границы и блоки, пропадает необходимость в опорном объекте, а сознание достигает абсолютной чистоты.

Человеку доступно единение с Высшим Я, и это можно назвать “асампраджнята самадхи” — не различающее объекты состояние, в котором блокируются все ментальные функции.

Стадии самадхи

Если рассматривать просветление как многоуровневый процесс, то выделяют три ступени самадхи: савикальпа, нирвикальпа и сахаджа.

Савикальпа

Савикальпа самадхи представляет высокое, однонаправленное состояние сознания, которое связано с естественным принятием Бога.Здесь сохраняются впечатления жизни, а сознание перестаёт работать лишь частично.Человек на этой стадии освобождается от своей личности, постигает Великую Истину.

Савикальпа также понимается йогами как высший вид малой самадхи, при котором происходят изменения в уме человека, но двойственность субъекта и объекта остаётся.Такая ступень просветления легко осваивается благодаря медитативным практикам, а её продолжительность определяется усилиями человека.

Савикальпа самадхи в полной мере не считается освобождением от внешнего мира, поскольку внимание к Высшему Я очень быстро рассеивается и всё осознание себя и Бога как единого целого заканчивается.Определить вхождение в савикальпа можно за счёт ослабления дыхательного процесса, замедленного сердцебиения и потери ощущения массы своего тела.

Находясь на этой стадии, йог способен войти в состояние радости, т.е.постичь блаженное (сананда) самадхи.Также особым чувством выступает осознание на данном этапе себя самого — асмита самадхи.

Нирвикальпа

Нирвикальпа является полным погружением в блаженство, проводимым наряду с осознанием себя.На этой ступени ум уже не воспринимает различия между мирами, он не разделяет субъект и объект, переживая недвойственную Пустоту с Ясным Светом.У человека также останавливается дыхание и полностью отсутствует пульс.

Нирвикальпа самадхи выступает тоже временным процессом осознавания, который ограничивается собственным эго.Йог погружается в транс и не воспринимает внешнюю реальность, но по возвращении в тело его навыки и иллюзии снова обретают жизнь.Нирвикальпа отличается способностью человека ощущать мир без стандартных органов чувств, а также прекращением работы всех ментальных функций.

Достичь данного состояния помогает абсолютное управление сознанием и беспристрастность человека.В итоге, самадхи данного уровня позволяет даже прекратить цепь кармического перерождения.Йогу доступны все знания, высшая свобода и независимость, он способен перемещаться во времени и пространстве.

Естественно, нирвикальпа позволяет отстраниться от печали, страдания, сомнений, антипатий.Также это состояние отличается тем, что человек не просто ощущает божественное наслаждение, а становится им.

Если йог впервые достигает данной ступени самадхи, он может не вернуться на землю, пробыв слишком долго в иной реальности.Также есть вероятность забыть собственные навыки, возраст, имя.

Сахаджа самадхи

Наиболее идеальное состояние, высшее пребывание в естественной медитации без усилий после окончательного уничтожения эго.Это, кстати, главная практика в Лайя-йоге, потому что без Сахаджа нельзя представить полноценное освобождение человека от себя самого и единение с Источником всего Сущего.На этой стадии йоги пребывают в другом измерении реальности.

Сахаджа позволяет человеку функционировать в мире физическом, но его сердце всегда наполнено при этом божественным просветлением.

Саруба самадхи

В рамках Лайя-йоги также принято выделять Саруба самадхи.Это переход из физического тела в тело славы.Речь идёт о том, что элементы человеческого организма могут обретать способность растворяться и превращаться в золотое световое тело нематериального характера.

Что касается известной теории Йога-сутры, то согласно её постулатам самадхи достигается путём преодоления духовных промежуточных состояний.

Это такие ступени, как:

  • Савитарка — смешанное состояние перехода от слова к истинному смыслу и чувственному восприятию.
  • Нирвитарка — осознание умом самого себя, а также подсвечивание истинного знания объекта после очищения памяти.
  • Савичара — процесс концентрации на форме суждения без словесного размышления.
  • Нирвичара — наивысшая форма сверхсознания, духовное свечение, которое выводит из сознания идею, время и пространство, но сохраняет существенную природу мышления.
  • Ананда — причинное сознание, в котором объектом слияния выступает блаженство.
  • Асмита — высшая стадия атмического сознания, где в качестве объекта слияния рассматривается сама сознательность.

Как достичь самадхи

Основные средства, которые помогают человеку, достичь самадхи, это:

  • Глубокая и подлинная вера в Высшее Я.
  • Расширенные навыки памяти.
  • Фокусированность сознания.
  • Удовлетворённость.
  • Навык различения иллюзии и реальности.
  • Отрешённость от мира.
  • Всепоглощающая жажда освобождения.

Большое значение для ученика, изучающего самадхи, играет интенсивность его стремления к духовному росту, максимальная уверенность в просветлении.Иными словами, вера в то, что человек делает, мгновенно реализует весь потенциал этого действия.Кроме того, достичь единения с абсолютом возможно с помощью Божьей милости, если речь идёт о высших ступенях самадхи.

Следует обратить внимание, что настоящий приход в самадхи достигается только после соответствующих духовных ограничений.Нужно отказаться от негативных помыслов, перестать обманывать и всегда говорить правду.Необходимо принять мир и всё окружение в их исходном образе.Не рекомендуется уделять много времени плотским формам удовольствия и чревоугодию.Важно научиться правильно питаться и контролировать свою жизнь.

В свою очередь, такие вещи, как сомнения, сон, привычки, гордыня и болезни существенно мешают достижению данного состояния.Невозможно прийти к самадхи с помощью волевых усилий или только за счёт острого желания.Основную роль играет лишь накопленный опыт, по управлению сознанием.Как показывает практика, выход к полному просветлению возможен либо благодаря регулярным медитативным практикам, либо за счёт йоги.

Занятия самадхи-йогой

Самадхи-йога является крайним этапом восьмеричного пути в системе Аштанга-йоги.Поэтому термин “Самадхи” очень близко расположен к традиции дзен-буддизма, где достигается схожее состояние — сатори — достигаемое, однако, иными методами.

Аштанга-йога основывается на 8 ступенях, которые сначала сворачивают сознание, а потом помогают расширить его:

  • Яма — социальные правила гармоничного поведения.
  • Нияма — личные нормы действия человека (правила жизни и гигиены).
  • Асаны — безопасные и оздоровительные позы йоги в статистической форме.
  • Пранаяма — последовательные дыхательные упражнения, а также работа с энергетическим полем человека.
  • Пратьяхара — практика отключения всех основных чувств.
  • Дхарана — максимальная концентрация ума.
  • Дхьяна — однонаправленная и углубленная концентрация на внутренних образах в течение длительного времени.
  • Самадхи — стадия тотального познания объекта или Высшей Сущности, слияние с ним и осознание полной общей идентичности.

Каждая из стадий помогает продвинуться дальше, поэтому йог, освоивший Восьмиступенчатый Королевский Путь Постижения Единства полностью, способен достигнуть самых глубоких видов самадхи.На любом из этапов также представлено сразу несколько техник, формирующих тонкое восприятие реальности и гармонизирующих сознание.Первые пять стадий помогают устранять внешние помехи в процессе расслабления, а остальные — уничтожают психические проявления деятельности мозга и различные тревожные размышления.

Обретение самадхи также возможно в Бхакти-йоге.Основными условиями постижения этого состояния здесь выступают стабильная направленность ума на его осознание и искреннее служение Богу.Не менее действенными для достижения самадхи являются такие направления очищения сознания, как Карма-йога, Хатха-йога.

Отличие самадхи-йоги в том, что она не требует обязательного следования моральным принципам, а делает упор на очищении и укреплении организма.В принципе, не так уж и важно, вокруг каких концепций или идеалов будет сосредоточен набор методик, который поможет протекать сознанию спокойно и без помех.Вы можете выбирать любое понравившееся направление йоги, которое поможет трансформировать разум и перестроить его функциональные навыки.

Такие формы йога-практики, как Сватмарама, предлагают, например, отличные от Аштанги схемы занятий:

  • Шесть видов йогической чистки организма по методике Шаткармы.Сюда входят промывание носа, пристальный взгляд на свечу, применение подсоленной воды, укрепление мышц и последующее взбалтывание брюшных органов.
  • Практики для повышения энергетической проводимости организма и лучшего восприятия процессов внутреннего мира.Это асаны, пранаямы, бандхи (работа с энергетическими блоками), мудры (правильные позиции рук).
  • Практики для осознания собственной Высшей природы и погружения в Высшее, активации божественного начала в себе для получения абсолютной мудрости.
  • Глубокие медитации — Самьяма.Это синтез концентрации, созерцания и медитации, т.е.использование дхараны, дхьяны и самадхи одновременно.

С чего следует начинать йога-практику

Для начала рекомендуется установить правильный распорядок дня, занимаясь на восходе солнца или же ближе к заходу.Не нужно осваивать новые асаны непосредственно перед сном и на полный желудок.Желательно приобрести себе удобный коврик для занятий, свободную натуральную одежду.Уже потом можно переходить к комплексу статичных поз и динамичных упражнений по укреплению организма.

Естественно, достичь самадхи в первые дни занятий йогой не получится.Сначала нужно освоить многочасовые практики асан без усталости организма.Практикуйтесь постепенно и не забывайте про грамотное дыхание.Самостоятельный процесс обучения можно сочетать с видеокурсами или прочтением нужной литературы.Занимайтесь ежедневно, уделяя комплексному занятию хотя бы полчаса.

Медитация самадхи: как делать и что надо помнить

Медитации самадхи представляют весьма длительные расслабляющие сеансы, которые направлены на устранение граней между внешним и внутренним мирами.В процессе медитации состояние самадхи возникает внезапно, когда поток мыслей истощается, а переживания с идеями отходят на задний план.

Очень важно отметить, что медитация отличается от концентрации, потому что на занятии человек уделяет внимание усиленному и расширенному осознанию.

Цель медитации — выйти из состояния грубого сознания, отделяя своё иллюзорное “Я” от истинного и вечного.

По большому счёту, любая медитация выступает частью какого-либо йога-направления, ведь это самая настоящая тренировка ума.

Чтобы медитация проходила успешно и с каждым разом приближала человека к выходу в самадхи, следует постоянно совершенствовать себя.Нужно избавляться от негативных эмоций и мыслей, желания обидеть или отомстить.Основа здоровой медитации — это созидательная энергия, а не сила разрушения.Сеансы могут проходить как в коллективном, так и в индивидуальном формате.

Самая простая медитативная практика, которая позволяет работать над сознанием человека в трансе, это мантры.Речь идёт о прочтении особых звуковых сигналов, молитвы, очищающей голову от ненужных мыслей.Повторение мантр осуществляется в статичной асане, но не вслух, а про себя.

Когда человек уже научился работать с основными видами мантры, ему может понадобиться личный звук.Тогда на помощь приходит курс “Сахадж самадхи медитация”, который можно пройти под руководством опытного инструктора.Такие занятия значительно углубляют медитативный опыт, позволяют расслабиться и растворить внутренние блоки.Мантра совершенствует самовыражение человека, его способности к наблюдению, восприятие мира.В итоге индивид способен взаимодействовать с окружающим миром гораздо эффективнее.

Результаты такой медитации очень разносторонние:

  • Повышается работоспособность за счёт регулярного энергетического прилива;
  • Усваивается техника глубокого восстановления сил и повышения качества сна;
  • Исчезают психологическое напряжение, агрессия и хронические стрессы;
  • Умственный потенциал человека расходуется на все 100% даже вне практики;
  • Коэффициент IQ многократно возрастает вне зависимости от возраста человека;
  • Развиваются созидательные навыки, интуитивные способности, достигается внутренняя гармония.

Главный вопрос, который интересует всех, кому кажется привлекательной сахадж самадхи медитация: как делать эту практику.На самом деле освоить технику можно за три дня, потратив всего 1-2 часа ежесуточно.Опыт Самадхи весьма простой и может возвращаться к человеку в любой момент по его желанию.По факту человек просто учиться наблюдать свой ум, отпускает все привязанности и переходит в новое естественное состояние.

Полезные рекомендации для проведения медитации

  1. Многие ошибочно думают, что активация сердечного центра помогает достичь ступени нирвикальпа.Дело в том, что это разные практики.Погружение в глубины сердца позволяет добиться чувства единения с Внутренним Я, тогда как нирвикальпа самадхи требует выхода за пределы ума, чтобы было достигнуто слияние с Богом.
  2. Перед достижением истинной самадхи (в любой степени) нужно будет преодолеть множество внутренних духовных опытов.Если человек постоянно находиться в поиске, рано или поздно он будет готов к савикальпа самадхи.И, возможно, этой стадии хватит ему на несколько лет, а то и на всю жизнь.Нирвикальпа же достигается при высшей ступени устремления.
  3. Стадия савикальпа самадхи способна удерживаться человеком несколько часов подряд после регулярной практики.Больше 1-2 суток в этом состоянии не пребывают.Зато нирвикальпа самадхи способна длиться 7-10 дней.По велению божественной милости освобождённая душа может также оставаться на этой стадии до 3 недель или вовсе оставить земное тело навсегда.
  4. Погружение в самадхи есть разделение человека с телом.У субъекта пропадают чувства и ум, он ничего не ощущает, он просто есть.Самадхи — это состояние полного одиночества индивида, когда всё вокруг исчезает.
  5. Если вы находитесь в состоянии самадхи, другие люди вокруг вас не будут представать обычными физическими сущностями.Вы сможете увидеть их поток сознания, большой или маленький, в зависимости от близости человека к самадхи.
  6. Погружение в самадхи позволяет человеку познать большую любовь и сострадание.В этом состоянии индивид выступает центром и источником единого бытия, поэтому он способен творить, совершать научные изыскания, самоисцеляться и предсказывать грядущее.Самадхи позволяет превратить человека в настоящего гения.
  7. Существует ступень, которая гораздо выше и глубже все стадий самадхи.Это уже процесс абсолютного божественного преобразования.Когда человеку удаётся преобразовать сознание во внутреннем и внешнем аспектах, ему уже не приходится возвращаться в реальный мир обычным индивидом и страдать от невежества окружающих.

Самадхи напрямую подводит человека к долгожданной нирване.Благодаря некоторым усилиям и соблюдению всех необходимых условий каждый из нас способен достигнуть спокойствия и прояснения сознания, слиться с космическим абсолютом и уничтожить противоречия внешнего и внутреннего миров.

С амадхи — высшая цель жизни многих йогов.Эта статья представляет собой очерк, описывающий различные виды самадхи, средства достижения этих состояний и исследование их с точки зрения философского понимания мыслительных процессов и изменения состояния сознания.

Желание, с которым человек вступает в медитацию, играет роль ключевого фактора.Глупец, засыпая, пробуждается глупцом.Но если человек погружается в медитацию с единственным желанием просветления, он выходит из медитации мудрецом

Свами Рама, «Жизнь среди гималайских йогов: духовные опыты»

Состояние самадхи.Как достичь самадхи

Состояние самадхи — это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости.Мы находим упоминание о самадхи уже в древних текстах Упанишад, которые относятся к философии веданты, но не в первых десяти Упанишадах, а в Maitrayni Upanishad, и позже термин «самадхи» уже вошёл в Упанишады, добавленные йогической традицией.Таким образом, самадхи даже больше связано со школой йоги и Патанджали, нежели с древними ведическими знаниями.

В традиции дзен также известно это понятие, но там считается, что самадхи, также как и ниродхи — состояние, схожее с самадхи, когда метаболизм физического тела замедляется настолько, что понижается температура, пропадает всякое восприятие времени, — не ведёт к высшему знанию.В ниродхи организм функционирует за счёт накопленной до наступления этого состояния энергии.Прежде её бы хватило на пару часов жизни, а при пребывании в ниродхи она распределяется, и её становится достаточно на поддержание физической жизнедеятельности организма в течение нескольких дней без какого-либо внешнего источника возобновления энергии.

Однако в дзен самадхи совсем не высшая форма просветления.Последователи дзен не считают, что искоренение фальши, ложного знания возможно с помощью достижения самадхи, поэтому для них «смерть Эго» остаётся высшей целью, и самадхи выступает как один из возможных этапов на пути к этой цели.

И всё-таки это мнение другой направленности, а мы вернёмся к йогической традиции, где говорится, что достижение состояния самадхи возможно с помощью практик дхьяны (медитации), и для того, чтобы подойти к этой стадии, нужно пройти весь восьмеричный путь традиции раджа-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, переходя к занятиям асанами и пранаямой, и который в конце концов приведёт к более высоким уровням раджа-йоги — практикам дхьяны (медитации) и самадхи.

Уровни самадхи.Виды самадхи

Существуют несколько видов самадхи.Это только непосвященному глазу кажется, что самадхи только одно.Просветление связывают с состоянием самадхи.Это и верно, и неверно в одно и то же время.Самадхи как высшая ступень раджа йоги, главная цель всех практикующих воспринимается как нечто трудно достижимое, и поэтому редко кто серьёзно посвящает себя изучению, пусть и теоретическому, этого аспекта йоги.

Медитация

Он для нас слишком отдалён, высоко расположен, недоступен.Именно трудности его достижения, связанные с переходом от одного ментального и духовного уровня к другому, практикой регулярной медитации и с соблюдением целибата, делают достижение состояния самадхи таким желанным и вместе с тем трудно осуществимым на деле.Бывает, проходят годы, прежде чем человек впервые соприкоснётся с этим состоянием хотя бы на краткий миг, но после этого он уже никогда не забудет удивительного опыта и будет стремиться к его повторению.

Это понятно и ожидаемо.Но то, с чем вы соприкоснулись, заглянув по ту сторону добра и зла, было только первой стадией самадхи.Внутри состояния самадхи их насчитывают несколько:

  • савикальпа самадхи,
  • нирвикальпа самадхи,
  • сахаджа самадхи.

Kevala nirvikalpa samadhi (кевала нирвикальпа самадхи) — стадия временная, в то время как sahajanirvikalpa samadhi (сахаджа нирвикальпа самадхи) будет продолжаться всю жизнь.Предшествующий им этап савикальпа самадхи — это только подход к настоящему просветлению и разотождествлению с самосознанием и эго.Такое состояние может продолжаться от нескольких минут до нескольких дней, в нём ещё сознание не растворено, оно не стало единым с Абсолютом, но уже прикоснулось и увидело его.

Нирвикальпа самадхи — это следующий уровень просветления, когда практикующий (йог) полностью слился с Абсолютом, его сознание перестало быть отдельным от Высшего.Абсолют и йог стали одним.Это поистине то состояние, когда человек открыл в себе Атман.Он не только понял это, но и осознал и проявил Атман, всё ещё пребывая в физическом теле.

Мы используем терминологию, позаимствованную из древних учений.Сам Патанджали использовал такие названия, как Samprajana Samadhi (upacara samadhi) для того понятия, которое известно как савикальпа, и Asamprajata Samadhi (apana samadhi) для нирвикальпа.Савикальпа определяется познанием через присутствие сознания, а нирвикальпа характеризуется полным разотождествлением с так называемым собственным сознанием и постижением знания напрямую, интуитивно, с выходом в трансцендентальность, полным поглощением и растворением в Абсолюте.

Нирвикальпа самадхи и савикальпа самадхи — это состояния просветления низшего уровня

Перед тем как более подробно говорить о состояниях «савикальпа» и «нирвикальпа», мы рассмотрим, что такое «викальпа» (vikalpa), т.к.в обоих словах можно заметить эту составляющую.Изучение и понимание этимологии слов помогает в конечном итоге постичь суть явления, пусть и умозрительно, т.к.практическое достижение этих состояний связано со временем, и поэтому могут уйти годы на то, чтобы осознать, что такое самадхи.Так что теоретическая основа для логического понимания этих явлений нужна.

Молодые монахи

Vikalpа — это один из видов мыслей, или, иначе, вритти.Викальпой называют движения ума, которые связаны с воображением и фантазией, но также для нашей темы её можно понимать как в общем отвлекающие мысли.Остальные 4 вида — это:

  • Pramana — прямое знание, эмпирическое, полученное из опыта.
  • Viparyaya — неправильное, ошибочное знание.
  • Nidra — движения ума, которые можно охарактеризовать как «сон без снов».Ум всё ещё присутствует, он не ушел в nirodhah, но в нём пустота, инертность, остальные 4 вида мыслей или движений ума в это время отсутствуют.Nidra, однако, не одно и то же, что йога-нидра.
  • Smriti — это движения ума, которые можно назвать памятью и воспоминаниями прошлого, с ясным осознанием целей внешней жизни и духовного пути.

Если мы говорим о нирвикальпе (nirvikalpа), то из самого слова можно понять, что происходит прекращение движения мыслей.Вместо викальпы приходит нирвикальпа, которая характеризуется полным отсутствием мыслей, божественным Ничто, полным единением с Абсолютом, когда внутренние и внешние мысли остановлены.Это состояние восторга, которое в индуизме называют Ананда, но оно не тождественно тому восторгу, который нам уже известен в земной жизни.Это абсолютно новый тип духовного экстаза, который невыразим словами.

Само состояние нирвикальпа самадхи ещё меньше может быть выражено через средства вербальной коммуникации, хотя для того чтобы каким-то образом представить читателю это состояние как одновременно духовно-философскую концепцию нам не остаётся никаких других средств, кроме использования слов.Но в целом ни одно из состояний самадхи не может быть полноценно передано посредством выстраивания цепочки вербального логического дискурса.

Это такие состояния, которые могут быть поняты и осознаны только в процессе непосредственного про-живания, через опыт пребывания в самадхи.

Савикальпа самадхи — это самадхи такого типа, когда в процессе концентрации на каком-то объекте, т.е.медитации на объект или образ, происходит открытие человеку Абсолюта, но лишь на некоторый период времени, с непременным возвращением в обычное состояние духа.Савикальпу можно переживать несколько и даже много раз в течение практики медитации.Если вы практикуете медитацию регулярно, то первый уровень «самадхи савикальпа» станет для вас в скором времени открыт.При достижении савикальпа самадхи ещё присутствует усилие.Только тогда, когда наступает окончание усилий, возможен выход в состояние нирвикальпа самадхи.

Кстати, говоря о савикальпа самадхи, нужно добавить, что достижение этого состояния не связано исключительно с типом медитации на объект.Это может быть медитация более высокого порядка, когда практикующий уже не использует свое внимание, сосредоточение внимания на внешних объектах для вхождения в состояние медитации.Ему бывает достаточно сосредоточиться на внутреннем состоянии — это может быть сам ум, осознавание «Я есмь», энергетические каналы нади и т.д.

Практика самадхи: как достичь состояния самадхи.Сахаджа самадхи

Между двумя вышеописанными состояниями самадхи и сахаджа самадхи как высшим состоянием самадхи существует принципиальная разница.Она состоит в том, что то состояние единения с Высшим, которое было достигнуто в нирвикальпа самадхи, не утрачивается, и человек, находясь в грубой физической действительности, сохраняет состояние высочайшего просветления, растворения в бытии.Оно уже не может быть утрачено.В этом виде самадхи адепт не утрачивает состояние озарения даже во время выполнения самых что ни на есть мирских дел.«Его тело стало инструментом души,» — как объясняют некоторые гуру.Он един с Абсолютом, а душа стала Атманом, он вышел из круга самсары.Пусть он до сих пор и находится в этом мире, но для того его душа и послана сюда, чтобы выполнять какую-то только ей присущую миссию.

Будда

Сахаджа самадхи, в отличие от савикальпа и нирвикальпа самадхи, больше не нужно ни достигать, ни входить в него — человек в нём пребывает постоянно.Редкие духовные учителя смогли этого достичь.Обычно даже нирвикальпа — это уже состояние, к которому идут, может быть, в течение нескольких жизней, и только в этом земном воплощении после 12 лет непрерывной практики медитации потенциально возможно достижение нирвикальпа самадхи с последующим достижением сахаджасамадхи.

Употребляя слово «достижение», мы не имеем в виду желание эго чего-то достигать.Просто за неимением более подходящих слов для описания высших состояний сознания приходится использовать более материалистические термины тогда, когда описание касается сферы не то что идеальной, но даже трансцендентальной.

Самадхи и просветление

Нужно заметить, что в философской концепции буддизма существует просветление Будды, именуемое Аннутара Самьяк Самбодхи, сходное понятию «самадхи».Оно в большей мере соответствует именно сахаджа самадхи в традиции йоги и индуизма.Только достигнув сахаджа самадхи, движение мыслей полностью остановлено.Но нужно задаться вопросом, почему мы постоянно подвергнуты атаке мыслей.Ответ кроется в таком понятии, как карма.До тех пор пока человек прорабатывает карму, поток мыслей полностью прекратить невозможно.

Во время медитации умелый практик останавливает поток мысленной активности, но лишь на какое-то время, а именно, на время медитации.Затем, когда он возвращается к своим повседневным занятиям, мысли приходят вновь как неизбежность.Если мы в состоянии контролировать их и особенно тот процесс, когда происходит эмоциональный отклик на некоторые мыслительные движения, то это уже большое достижение.Здесь и проявляется мудрость человека.Если он по-настоящему достиг определённой степени осознанности в своей жизни, он лучше управляет своими эмоциональными реакциями и направляет работу ума.

Однако при всём этом человек не достигает просветления или самадхи.Состояние самадхи, сахаджасамадхи характеризуется тем, что больше не осталось кармических привязок, вследствие чего неосознанному потоку мыслей неоткуда появиться.Только при условии тотальной остановки бессознательного, неконтролируемого течения мыслей возможно говорить о состоянии высшего просветления — сахаджа самадхи.

Существуют разные взгляды относительно самадхи, и читатель волен решать, каким образом ему относиться к этим философско-психологическим концепциям, и всё-таки будем помнить то, что однажды сказал Шри Рамана Махарши: «Только самадхи может открыть Истину.Мысли набрасывают покров на Реальность, и поэтому она не воспринимается таковой в состояниях иных, нежели самадхи».

Самадхи в медитации — как достичь такого просветления

Университет Mindvalley • Май 16, 2018 10:42

Самадхи — горячая тема для обсуждения среди практикующих йогу и медитацию.В индуизме и буддизме это состояние описывается как последняя ступень благородного восьмеричного пути, подводящая к нирване.Разбираемся, что же чувствует человек в самадхи и как его достичь.

Самадхи — что это

Основатель йоги Патанджали описывал это состояние разума как «однонаправленное», в котором «все умственные отвлекающие факторы пропадают».Некоторые считают, что самадхи и просветление — синонимы.Кто-то думает, что самадхи ведет к просветлению, в то время как другая группа убеждена, что самадхи делает ум пустым.Некоторые из тех, кто ищет самадхи, надеются, что попадут в него, если будут усердно молиться, а другие считают, что методы йоги и медитации подтолкнут их к самадхи или приблизят самадхи к ним.Для всех них самадхи — высшая ступень йоги или медитации.самадхи

Исходя из перевода с санскрита — «сама» — ровный или уравновешенный, а «адхи» — следование.Руководитель школы йоги на Мауи Ники Доане в интервью Yoga Journal описывала этот древний термин как достижение равного состояния сознания и объединение всех аспектов нашего бытия, а как результат — высшее блаженство, сверхсознание и просветление.«На днях я разговаривала со старым другом, и он рассказал мне, что хочет снова стать здоровым.Я сказала ему, что нет лучшего времени, чем сейчас, чтобы это сделать.Он спросил меня: «Ты говоришь о психическом или физическом здоровье?» Я ответила, что они связаны, и мы должны воспринимать наше здоровье во всех аспектах: физическом, умственном, духовном и других», — приводит жизненный пример Доане.

Преподаватель медитации Джеффри Озвальд описывал свое первое погружение в самадхи, которое произошло в Индии, так: «Это был очень солнечный день с голубым небом, и я решил выйти на крышу дома друзей рядом с Бодхгайей (центр паломничества буддистов — прим.).Глядя на несколько пушистых облаков, плывущих мимо, я почему-то начал спрашивать облака, не образуют ли они пончик вокруг солнца.Я расслабился в этом однонаправленном фокусе моего внимания и в течение 10 минут наблюдал идеальную форму пончика из облаков вокруг солнца! Жизнь удивительна в сознании самадхи. Все возможно в этой божественной духовно просветляющей связи».То есть самадхи достижимо и вне непосредственной практики.

Как испытать самадхи

Духовный руководитель Гималайского института Пандит Раджмани Тигунайт в статье для Yoga International писал , что попытка достичь самадхи без четкого представления о том, что это такое, без принятия системного подхода и без подготовительных шагов похожа на попытки построить небоскреб, если вы его никогда не видели, не имеете проекта и не знаете, как заложить фундамент.«Вы потратите свое время и энергию, но ничего не доберетесь.Точно так же, как мастерство в любой области: хирургии, физике, музыке, самадхи требует длительной, систематической подготовки.Эта цель достижима только для тех, кто следует системе», — пишет Тигунайт.

Он отмечает, что шаги для достижения самадхи описаны в Бхагавад-Гита, одном из самых известных текстов йоги.Первое — это основы для практики медитации, то есть сбалансированное питание, сбалансированные физические упражнения, сбалансированное мышление, сбалансированный сон и сбалансированная осознанность.«Те, кто переедает или предается голоданию, страдают различными заболеваниями.Те, кто тренируется слишком много или слишком мало, страдают от истощения или лени», — объясняет Тигунайт.На этом фундаменте строятся три элемента восточных практик: дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (духовное поглощение).По словам философа, они зависят от наших человеческих усилий.

Первый шаг, дхарана, вольно переводится как концентрация.«Йога-Сутра» дает конкретное определение — ограничить ум или зафиксировать его в четко определенном пространстве.То есть сначала необходимо отделить свой разум от бесконечного пространства, и направить его на четко ограниченное, например, область вокруг центра пупка, сердечный центр, точку между бровями или к определенной внешней точке, такой, как огонь или конкретное изображение.

Выбор одного объекта облегчает способность ума фокусироваться.Однако уму свойственно продолжать отвлекаться на другие предметы, но многократно практикуя этот процесс возвращения ума к исходной точке, вы выработаете привычку концентрироваться.Так вы приходите от концентрации к медитации — более зрелому состоянию концентрации.

Как определить достижение самадхи

Духовные учителя говорят, что если ваш ум остается сосредоточенным на одном объекте, по крайней мере, 12 вдохов, вы достигли состояния медитации.А когда этот процесс непрерывного осознания удлиняется, вы приближаетесь к самадхи.самадхи

Самадхи наступает, когда ваш разум полностью поглощается объектом.В самадхи вы осознаете только суть, а не детали.Например, если вы выбрали в качестве объекта концентрации крест, в самадхи вы больше не осознаете, что он сделан из черного дерева или покрыт золотом.Все, что остается — осознание того, что это объект, наполненный великим чувством святости.

Сахадж Самадхи Медитация

Путь к глубочайшему расслаблению с помощью медитации

Каждый из нас хоть раз испытывал медитативное состояние в момент высшей радости и счастья — возможно, во время отпуска или когда вы были полностью поглощены какой-то деятельностью.В это мгновение ум становится удивительно лёгким и непринуждённым.У всех у нас были такие моменты, нам бы хотелось повторить их, но мы не знаем, как это возможно.Обучение действенной мантра медитации Сахадж Самадхи даёт нам возможность воссоздать это чувство лёгкости и спокойной бдительности посреди суматохи повседневной жизни

На санскрите «Сахадж» означает «естественный», «Самадхи» — «состояние глубокого блаженства и медитации».Медитация Сахадж Самадхи — естественная и изящная система медитации без усилий

Регулярная практика этой техники полностью преображает качество жизни человека, помогая день ото дня становиться все более спокойным, полным энергии и осознанным.Эта техника медитации вместе с практикой йоги обеспечит вам хорошее здоровье и спокойствие ума

Медитация даёт столь необходимый уму глубокий отдых, позволяя ему утвердиться глубоко внутри Высшего Я.

Когда ум успокаивается, он отпускает все напряжения, делая человека более здоровым и собранным.

Как работает медитация Сахадж Самадхи?

Участникам даётся личная мантра, которая позволяет углубить опыт медитации.Когда ум и нервная система получают возможность на некоторое время расслабиться и отдохнуть в глубокой тишине, внутренние блоки, препятствующие нашему прогрессу, начинают растворяться

Зачем нам надо отдыхать в своём Высшем Я? Как это может помочь в повседневной жизни?

Когда река спокойна, отражение в ней более чёткое и ясное.Когда ум спокоен, в нас присутствует большая ясность.Наши наблюдательные способности, восприятие и самовыражение совершенствуются.Как результат — мы становимся способны более эффективно взаимодействовать с окружающими людьми

Зачем мне нужна мантра?

На санскрите мантра описывается как «Manana trayate iti mantra».Мантра — это то, что спасает вас от повторяемости.Повторяющаяся мысль есть беспокойство, мантра же помогает вам освободиться от ваших беспокойств

Самадхи: медитация

В тибетском буддизме на стадии хинаяны человек прежде всего занят закладыванием основ духовного пути.Основываясь на представлении, данном в соответствии с четырьмя напоминаниями, человек вступает на духовный путь: приняв убежище, он даёт обязательство практиковать дхарму.Затем при помощи практики шилы человек обращается к потребности накапливать заслуги благодаря добродетельным действиям.Однако все это только подступы к сердцу буддизма, которым в Тибете, как в других местах, является практика медитации.В тибетской традиции практика медитации в хинаяне, махаяне и ваджраяне описывается в терминах двух стадий: шаматха, или успокоение сознания, и випашьяна, развитие понимания.По мере того как человек прогрессирует через последовательные яны, эти стадии развиваются и очищаются до более глубоких и более тонких Уровней.

В путешествии по трём янам самый большой акцент на уровне медитации хинаяны делается на шаматхе, приручении и успокоении сознания.Это потому, что практик на начальных стадиях своего духовного пути обычно страдает от тревожащего сознания, которое является чрезмерно непоследовательным и неудержимо активным.Такое сознание не может легко родить понимание, или випашьяну.Затем, благодаря практике шаматхи, сознание может начать замедляться и стать менее диким и отвлечённым.

Шаматха требует установления определённых периодов времени для формальной практики медитации в ежедневной жизни и, насколько возможно, во время периодов интенсивной групповой практики и в отшельничестве.Шаматха включает в себя сосредоточение внимания на выбранном объекте и концентрацию на нем.В тибетской традиции, как мы увидим, используется множество различных объектов.На начальных стадиях практики это — дыхание, которое выбирается чаще всего.Человеку рекомендуют сосредоточиться на дыхании, обычно сопровождая это внимательным взглядом при вдохе на кончик носа.Человек должен обратить внимание на ощущение, когда «дыхание» входит в ноздри на «вдохе» и выходит из ноздрей на «выдохе».Внимание должно быть привязано к этому точному пункту и должно удерживаться там по мере вдохов и выдохов.Если сознание блуждает, как это, скорее всего, и будет, человек должен вернуть его мягко, но твёрдо к ощущению дыхания.

Благодаря усердному выполнению этой практики в качестве элемента повседневной жизни, постепенно начнёт изменяться характер умственной деятельности.На начальной стадии человек обнаружит, что его насильственно обуревают мысли, эмоции и фантазии.Фактически, человек может отвлекаться, забывая обращать внимание на дыхание в течение долгих периодов времени.Затем внезапно человек поймёт, что он просто думал или мечтал, «вернётся» и начнёт снова практиковать, помня о дыхании.Сначала модель, состоящая из попытки обращать внимание на дыхание, отвлечения и последующего возвращения, может быть болезненной, расстраивающей и истощающей.Однако человек может также переживать периоды удивительной лёгкости и покоя.И трудность концентрации внимания, и случайные моменты облегчения — это признаки того, что практика развивается.

Благодаря этому процессу человек все больше и больше развивает внимательность или осознанность своего дыхания.Сакьонг Мипхам Ринпоче описывает прогрессивное развитие этой внимательности<Семинария Ваджрадхату, Ред Фезер Лейке, Колорадо, 1999.>.Сначала человек осознает процесс своего (в подобном варианте) дыхания.Вначале мы не можем «почувствовать» дыхания.Мы не знаем, каково оно с точки зрения строгого восприятия.Благодаря практике, мы все ближе знакомимся с дыханием, понимаем, как его ощущать, понимаем различные капризы, которые у него возникают, когда мы возбуждены или угнетены, и так далее.Вторая стадия называется «не забывать» и относится к удерживанию внимания на дыхании.Так же как сознание голодного человека фиксировано на пище, стоящей перед ним, или так же как сознание влюблённого никогда не отклонится от мысли о своей любимой, сознание медитирующего всегда повёрнуто к дыханию и внимательно к нему.Третья стадия называется неотвлечением, на этой стадии человек способен концентрировать сознание на дыхании, вообще не отвлекаясь от процесса.

По мере развития практики шаматхи то же самое происходит и с техникой, которую использует человек.Следующее резюме главных стадий развития техники шаматхи практикующего её человека хотя и не буквально воспроизводит традиционный тибетский список, но может дать читателю общую идею о том, как развивается практика.Давайте в качестве примера возьмём осознанность дыхания.

1.Вначале, когда сознание находится в бесконечной суматохе, человеку нужно сосредоточить внимание на «вдохе» и «выдохе».Реальная практика могла бы выглядеть, например, так.Фокусируйте внимание на «вдохе» и «выдохе», как описано выше, девять, пятнадцать или двадцать один раз.На каждый «вдох» и «выдох» прибавляйте один.Счёт каждого дыхания — дополнительная помощь поддержанию осознанности дыхания.В течение каждой серии сосредоточьте внимание и представляйте себе, как будто вы висите на краю утёса на кончиках пальцев рук.Если вы позволите своему вниманию отвлечься, то упадёте в пропасть.После того как вы закончили, скажем, девять циклов дыхания, расслабьтесь и дайте своему сознанию немного отдохнуть.В это время дайте сознанию расслабиться и открыться, осознавая пространство вокруг себя, следя за знаками, звуками, физическими ощущениями, мыслями.Затем сделайте следующую серию из девяти вдохов и выдохов или любого числа раз, которое вам подходит.

2.В конечном счёте, в определённый момент сознание начнёт постепенно становиться несколько менее бешеным и начнёт замедляться.Когда сознание начнёт замедляться и станет более спокойным, когда вы почувствуете больше открытости и тишины, станет очевидно, что уже нет необходимости очень внимательно и интенсивно сосредотачиваться на «вдохе» и «выдохе».

В это время ослабьте внимание на своём дыхании.Ваше внимание — все ещё на «вдохе» и «выдохе», но оно намного легче, возможно, как шарик пинг–понга, плывущий по воде.Когда вы будете легко сосредотачивать внимание, вы обнаружите, что естественным образом знаете окружающую вас среду, знаки, звуки, запахи, мысли и так далее.В это время, возможно, 25 процентов вашего внимания остаётся на дыхании, а 75 процентов находится на пространстве вокруг вас.Если при выполнении этой практики сознание начинает возмущаться снова, просто вернитесь к первой технике, пока сознание опять не замедлится, и вы сможете снова ослабить внимание на своём дыхании.

3.Когда сознание становится более смягчённым, мирным и открытым, начните полностью снимать внимание со вдоха, так, чтобы вы слегка задержали внимание только на выдохе.В это время позвольте сознанию отойти от выдоха и на выдохе растворите его в пространстве.На вдохе просто позвольте сознанию остаться в пространстве вокруг себя.В это время ваше сознание в покое, открыто, свободно.Затем, когда вы снова начинаете выдыхать, ещё раз слегка остановите внимание на выдохе и парите с дыханием, позволяя сознанию раствориться в конце выдоха.Трунгпа Ринпоче даёт следующие наставления для третьего типа шаматхи:

«Вы идентифицируетесь с дыханием, особенно с выдохом.Вдох является только интервалом, пространством.В течение вдоха вы только ждёте.Так что вы выдыхаете, а затем растворяетесь, и затем идёт интервал.Выдыхаете… растворяетесь… интервал.Открытость, расширение всегда происходит таким образом»<Чогьям Трунгпа.«The Heart of the Buddha», 30.>.

Есть традиционная история, которую Будда рассказал опытному музыканту, — он должен управлять сознанием, сохраняя его не слишком напряжённым и не слишком свободным.Ему следует держать сознание на правильном уровне внимания… Мы должны удерживать 25 процентов своего внимания на дыхании… Остальная часть наших умственных действий должна быть свободна, открыта<Чогьям Трунгпа.«The Path Is the Goal».>.

Почему внимание должно быть лёгким и открытым?

Когда вы говорите человеку, чтобы он поддерживал высокий уровень концентрации, сконцентрировался на 100 процентов и не делал никаких ошибок, этот человек явно глупеет и может совершить больше ошибок, потому что слишком сконцентрирован на том, что делает.Нет никакого интервала.Нет пространства, чтобы открыть себя, нет пространства, чтобы установить обратную связь между контрольной точкой объекта и контрольной точкой субъекта.Так что Будда весьма мудро советовал концентрировать на своей технике только часть внимания… Так что вы поддерживаете только одну грань своей техники, отдав ей только 25 процентов внимания<Там же.>.

Интересно и информативно обратить особое внимание на момент после того, как «выдох» растворился в пространстве.Посмотрите.Что вы видите? Что происходит в этом интервале между концом «выдоха» и началом «вдоха»? Пробуйте оставить сознание в этой точке.

Вероятно, в течение процессов, которые мы можем называть шаматха номер два и шаматха номер три, это перескакивающее с одного на другое сознание возникнет снова, и человек вдруг окажется занятым размышлением.Это могут быть лёгкие мысли, которые внезапно рисуют картину, может также неожиданно появиться какая? то тяжёлая фантазия или агрессивный поток мыслей.Это возникновение не является ни проблемой, ни признаком того, что практика вырождается.Это — просто отражение того факта, что, поскольку сознание необычно открыто, глубокие уровни собственных кармических наклонностей вышли на поверхность.Если такое происходит, посмотрите, что возникает, посмотрите, каково это.Подождите, чтобы увидеть, является ли это мгновенным извержением или возросла ментальная скорость.Если волнение продолжается, просто возвратитесь к шаматхе номер один, пристально сосредотачиваясь как на вдохе, так и на выдохе, пока перескакивание тяжёлых мыслей не уменьшится.

4.Иногда случается, что непоследовательное размышление ослабевает, и человек обнаруживает, что даже небольшая концентрация внимания на выдохе является большей техникой, чем требуется.Это напоминает что? то дополнительное, слишком напряжённое и требующее усилий.В это время просто освободитесь от всей техники и возьмите пространство, покой, полную смысла тишину самого сознания — все равно, как вы это назовёте, — в качестве объекта медитации.Вне этого «никакой объект» не может быть вашим объектом медитации.

Если зайти достаточно далеко, процесс успокоения шаматха может привести к тому, что человек войдёт в ту или иную из четырёх дхьян (dhyanas), или «трансов формы», или даже в один из четырёх «бесформенных навыков (достижений)», упоминавшихся выше.В них, как мы уже видели, перескакивающее с одного на другое размышление, эмоции и даже радость и покой постепенно отвергаются, и он проходит сквозь опыт пространства, самого сознания и так далее.Эти различные состояния сознания являются высокими уровнями достижения шаматха, которые обычно переживаются только йогинами в отшельничестве.Иногда, однако, люди, медитирующие «в миру», могут неожиданно в ходе своей практики столкнуться с одним или более из них.Четыре транса формы и четыре бесформенных навыка ценны тем, что сознание становится все более и более тонким, открытым и чувствительным.

Естественно, что в начале шаматха становится центром нашей практики.Кроме того, мы, естественно, находим что? то привлекательное и даже неотразимое в опыте шаматхи.Через практику внимательности, если продолжать упорно ею заниматься, сознание начинает замедляться, иногда чрезвычайно сильно.Большинство из нас считает своё непрерывное мышление само собой разумеющимся; но в пределах опыта перескакивания мыслей существует значительный дискомфорт — в нашей ментальной скорости, агрессии, жёсткости, напряжённости и беспокойстве.Когда человек впервые испытывает спокойствие шаматхи, он может почувствовать, будто пьёт ясную, прохладную воду в раскалённой пустыне.Большинство из нас будет чувствовать мощное притяжение к этому опыту из? за отдыха, облегчения и покоя, который он даёт.

Теперь важно понять, что различные уровни шаматхи не заканчиваются сами в себе.Почему шаматха не заканчивается сама в себе? Поскольку все состояния шаматхи находятся в пределах цикла сансары.Они представляют ещё более тонкие состояния сознания, но состояния сознания, опирающиеся на причины и условия, и это не обязательно подразумевает какое? либо проникновение в природу вещей.Если шаматха ограничена таким образом, почему она является необходимой прелюдией к випашьяне? Потому что, пока непоследовательное мышление господствует в нашем сознании, пока наше поле сознания неукротимо и заполнено хаотическим штормом мыслей, нам трудно испытать проникновение (интуицию).Однако, как только мы начинаем замедляться, проникновение в суть может начать проявляться.

Итак, в практике шаматхи человек работает с сознанием, чтобы развить присутствие (существование) и точность (шаматха), чтобы соединиться с опытом понимания или проникновения (випашьяна).Человек устанавливает отношения с дыханием простым и упорядоченным способом.Не только покой является нашей целью, мы устанавливаем отношения с дыханием и благодаря этому, когда сознание замедленно и стабилизировано (шаматха), мы обнаруживаем, что можем совершить много открытий (випашьяна).Открытия заставляют наше сознание подниматься снова, и затем мы возвращаем себя обратно через шаматху.И так разворачивается духовный путь.

Часть практики состоит в том, чтобы не обсуждать сеансы медитации.Суть не в том, что чем более успокаивающей была медитация, тем «лучшим» был сеанс.Иногда, чем больше випашьяны, тем больше бури.Может случиться, что практик неправильно использует шаматху как способ защитить себя от болезненного понимания.Шаматха ведёт нас к краю открытия, понимания, и когда мы окажемся на этом пороге, мы должны захотеть его переступить.

Тибетская традиция, фактически, подготавливает нас к естественному искушению направить все свои усилия к культивированию тишины шаматхи, ко все более глубоким уровням.Поведение, при котором шаматха кончается в себе, считается уводящим в сторону — и потенциально опасным.Возможные опасности очень продвинутых состояний шаматхи иллюстрируются следующим примером.Трунгпа Ринпоче рассказывал, что в Тибете медитирующие, искавшие отдалённой и изолированной пещеры для практики, столкнулись с очень странным явлением.

Они нашли людей, которые развили шаматху до такой высокой степени, что вошли в один из бесформенных трансов и вступили в состояние сознания, эквивалентное бесформенным богам, описанным выше.Такие медитирующие оставались в трансе, фактически не дыша и при отсутствии пульса, на многие или даже сотни лет.В это время используется чрезвычайно малое количество энергии, чтобы поддерживать такое состояние между жизнью и смертью.Эта энергия черпается из тела, потребляющего самого себя, пока не останется только лишь подобие живого человека.

Тулку Ургьен приводит подобное описание:

«В Бангкоке были некоторые неудачные примеры медитации богов (медитирующие увязли в царстве формы или бесформенном царстве), которые, возможно, называются архатами (arhats).Тела нескольких монахов сохранялись в состоянии, в котором они не являются ни мёртвыми, ни живыми; совершённый пример знания, как медитировать, но не как освободиться.Прошло несколько лет с момента, когда они «ушли» и застыли в блокированном состоянии.Они находятся в «замороженной пустоте», в состоянии прекращения, которому не позволяют распасться.Это состояние прекращения случается перед реальной кончиной… Эти люди находятся в медитации, но не в освобождении… Это, конечно, весьма внушительное состояние медиативной концентрации; но пребывание в одной устойчивой мысли не может называться освобождением…

Пребывание в таком состоянии после того, как мы, как кажется, скончались, означает, что наша продолжительность жизни, заслуги и сила — все были исчерпаны, но мы все ещё находимся здесь.Если вы сожжёте такое тело, вы получите плохую карму за его убийство.Очень трудно оживить такого человека; для этого вам нужен йог, настоящий специалист медитации.Самое лучшее — выполнить перенос сознания на него.Состояние прекращения имеет предельный срок, и в некоторый момент человек пробуждается снова.Тогда он думает: «О нет! Я потерял все это время.Это было совершенно бессмысленно.Это вообще бесполезно!» У него развивается неправильное представление, сожаление и гнев; и такая горечь может легко «открыть дверь» к возрождению в аду.«Я провёл все эти годы медитируя и даже не получил стакана воды!» Продолжительность этого состояния, в зависимости от его силы и устойчивости, может исчисляться многими годами.

В восточной части Тибета было много медитирующих, подобных этим.Несколько китайцев, работавших в этом районе, вошли в пещеру, где сидели тела, охваченные инертным состоянием (медитировали).Они вспороли им животы и взяли вещество, которое используется для пороха.Некоторые из внутренностей напоминали практически свежую красную плоть.Сердце, кишечник — все было на месте.Я слышал, что в некоторых пещерах сидело вместе по пять или шесть человек.Они могут оставаться в таком состоянии в течение тысячи лет.Они сидят, не смотря; их глаза закрыты.Тело остаётся неподвижным, как будто в зимней спячке.Состояние сознания — своего рода ступор.Я не ходил туда сам, но другой тулку из Кхама пошёл и сказал мне, что там сидят три или четыре высохших медитирующих.Он не знал, как долго они сидят.Китайские рабочие разрезали и повредили многих из них»<Ургьен Ринпоче.«Rainbow Painting».С.152—153.>.

Этот вид ухода в сторону, к счастью, не является возможным для большинства из нас.Это требует, во–первых, убеждения, что состояние успокоения является целью, стоящей того, чтобы пожертвовать всем остальным, и, во–вторых, способности закрыть себя в пещере на оставшуюся часть жизни, чтобы вызвать это состояние.Истории, подобные этой, рассказываются в тибетской традиции не для того, чтобы любой мог стремиться к такому пути, а скорее чтобы иллюстрировать ярким и незабываемым способом ограничения шаматхи.Нам нужно развивать шаматху на пути медитации, но она находит своё реальное назначение и осуществление в випашьяне.

Рейтинг автора
Автор статьи
Светлана Кручинкина
Персональный тренер
Написано статей
122
Предыдущая статьяТошнота после массажа
Следующая статьяПобедить депрессию

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here