Массаж мелкой моторики

Рассмотрим подробнее тему: Массаж мелкой моторики - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
118

Оглавление

Техника эффективного массажа рук детей для развития речи

Показания к массажу

Существует много способов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь.Не самый известный, но эффективный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук.Ладони малыша помогают ему научиться мыслить.Чем точнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.

Считается, что если дети в возрасте 7 месяцев могут вытащить хотя бы указательный палец из кулачка, проблем с речью в будущем у него не будет.Чтобы кисти рук лучше работали, массаж надо делать с раннего возраста, когда ребенок еще лежит.Кроме пользы для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает кровообращение и поднимет настроение.

Массаж кистей у детей можно делать с возраста 2-х месяцев.Желательно уделять на это хотя бы 15 минут в день. В результате улучшается кожа, становясь мягче.Ребенок быстро учиться контролировать моторику своих пальчиков.

Эффективность

Вероятно, каждый замечал за собой, что при отсутствии подходящего слова мы помогаем себе в разговоре жестами.Речь и мелкая моторика связаны между собой напрямую, как физиологически, так и эволюционно.Первобытные люди постоянно общались жестами, помогая себе различными возгласами.С появлением речи жестикуляция осталась с ней в постоянной связке.Поэтому в коре головного мозга отвечающие за жесты и речь центры находятся рядом.

Научно связь мелкой моторики и речи была доказана еще в 19 веке, когда матери в первые недели жизни массажировали ладони новорожденного ребенка.Не так давно было установлено, что уже через пару месяцев такого массажа начинала возбуждаться область мозга, от которой зависит речь.Были сделаны выводы, что движения кистей и пальцев помогают ребенку быстрее научиться разговаривать.К тому же и на весь организм в целом массаж оказывает укрепляющее воздействие.

По статистике, чем лучше развита моторика рук, тем больше словарный запас грудничка, лучше память.Такие дети общительны и умеют логично рассуждать.Например, есть хороший тест, определяющий речевое развитие детей: нужно показать им несколько пальцев, и попросить делать то же самое.

Ребенок с изолированными движениями пальцев общается уже свободно.А вот если пальцы вялые или совсем не слушаются, речевой аппарат надо развивать активнее, а значит – делать массаж и чаще общаться с грудничком.

Правильная техника

До возраста 3-х месяцев делать массаж ручек рекомендуется после консультации с массажистом и неврологом.Легкий массаж пальцев полезен и новорожденным.Если проблем с неврологией у новорожденного нет, процедура сводится к легкому разминанию каждого пальчика, растиранию и поглаживанию.Перед ней надо тщательно вымыть руки и смазать их детским маслом.Ваши руки должны быть теплыми.

После 3-х месяцев для развития моторики уже допускается использовать различные предметы с выступами.Их можно перекатывать в ручках ребенка.Это могут быть шишки, карандаши, мячики.После одного года для детей рекомендуют использовать следующую технику:

  1. поочередно зажимают пальчики между указательным и средним пальцами и медленно их покручивают;
  2. грудничок должен сцепить одинаковые пальчики двух рук, а родитель медленно рассоединяет ручки;
  3. ручками ребенка помассируйте каждый пальчик.При этом на обе стороны пальца нужно слегка понажимать.
  • сгибаем пальчиков по несколько раз;
  • аккуратно вращаем кисти по часовой стрелке и наоборот;
  • растираем пальчики по спирали вместе с ладонями;
  • поглаживаем пальцы от кончиков вверх, а затем и кисть.

Видео «Тибетский массаж пальцев рук для развития речи»

При всей пользе укрепляющего массажа для ручек, способствовать речи и мышлению он будет слабо, если с малышом не разговаривать.При массаже родителям нужно комментировать движения стихотворениями.Есть и несколько массажных игр, которые будут интересными малышу.

Интересный массаж пальцев можно делать в воде.Во время купания в ванной или в емкости с водой попросите грудничка изображать ладонями рыбок.Родителю нужны рыбок ловить и отпускать с комментариями.

Для игры вам понадобиться различная бумага.Скатайте листы в бумажные шарики разной величины.Грудничок хорошо должен ощущать пальчиками фактуру бумаги.Положите все «снежки» в мешок и попросите его устроить снегопад.Он должен забираться ручками в мешок и разбрасывать «снежки» по ковру.После такой игры делайте массаж пальчиков и вместе с малышом верните «снег» в мешок до следующего раза.Одновременно с игрой можно научить ребенка делать уборку в своей комнате.

Существуют также детские увлекательные игры с наборами Монтессори, Никитиных и других авторов.В играх множество деталей, играя и ощупывая которые, малыш будет эффективно разрабатывать моторику пальчиков.

Видео «Массаж рук ребенка для улучшения речевого аппарата»

Моторика и способность общаться — напрямую зависят от развитости конечностей.В видео вы узнаете основные методики массажа рук и пальцев для детей.

Осваиваем массаж рук для развития речи ребенка

Как ответственные родители, вы должны понимать, что интеллектуальному здоровью следует уделять не меньше внимания, чем физическому.Умение правильно и красиво разговаривать, грамотно излагать мысли напрямую зависит от того, насколько вы готовы вкладывать в свое дитя.

В целях предупреждения логопедических проблем, а также для их устранения можно освоить массаж рук для детей для развития речи, который станет любимым занятием вашего малыша.

Зачем это нужно?

Способов развития речи существует множество.Немногие доверяют массажу, так как считают его скорее забавой, чем терапевтическим воздействием.И напрасно.Ученые давно доказали, что стимулирование определенных точек на ладонях ребенка способно творить чудеса.Чем скорее вы начнете работать над развитием моторики рук, тем раньше малыш заговорит и научится мыслить.

Есть мнение, что семимесячный карапуз должен уметь показывать хотя бы один пальчик из кулачка (чаще всего это указательный или большой).В этом случае проблем с речью у него быть не должно.Легкие поглаживания кистей необходимо осуществлять с рождения.

Для чего это нужно:

  • заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
  • он успокаивается и расслабляется;
  • происходит улучшение кровообращение;
  • кожа становится мягче.

Кроха начинает «чувствовать» свои пальчики и учится их контролировать.

Насколько это эффективно?

Еще первобытные люди использовали руки для общения.С появлением речи жесты помогают добавить ясности сказанному.Психоневрологи утверждают, что в коре головного мозга сохранилась прочная связь между произношением и жестикуляцией.Улучшения произношения после воздействия на руки были замечены еще в XIX веке.

Дети с развитой моторикой рук имеют большой словарный запас, стойкую память и более внятно произносят звуки даже в период их становления.

Достаточно уделять 15 минут в день, чтобы увидеть результат.

Техника выполнения

Пообщайтесь с вашим педиатром.Он посоветует подходящие упражнения.Регулярный массаж можно проводить, начиная с трех месяцев.При отсутствии проблем с невралгией, процедура будет сводиться к легкому поглаживанию, разминанию пальчиков, их растиранию и пощипыванию.

Перед проведением процедуры обязательно вымойте руки с мылом или продезинфицируйте спиртом.Возьмите несколько капель детского масла и разотрите их по ладоням.Во-первых, это смягчит их перед контактом с кожей малыша, а во-вторых, немного согреет.Руки обязательно должны быть теплыми.

Ближе к полугоду можно добавить небольшие предметы: шарики, резиновые кольца, карандаши, махровое полотенце.

Приемы, оптимальные для манипуляций с руками:

  • поглаживание пальцев сверху вниз;
  • растирание по спирали;
  • вращение кисти по часовой стрелке и против нее;
  • нажатие на подушечки;
  • поочередное сгибание пальчиков.

Обязательно заканчивайте процедуры приятным поглаживанием ладоней.

Приемы пассивного массажа

Массирующие движения должен выполнять взрослый.

Как делать пассивные упражнения и какие приемы подойдут?

  1. Улитка – разминание ладони по спирали от краев к центру.
  2. Метели – зигзагообразные движения по ладошкам и пальцам.
  3. Паучок – «распиливание» ладони сверху вниз и по диагонали.
  4. Сорока-ворона – постукивание по ладошке и загибание пальцев.

Приемы активного воздействия

Освоив пассивные игры, привлекайте к действиям самого ребенка.

Подойдут такие упражнения:

  1. Огород – одна рука вытягивает пальцы противоположной руки, словно хочет собрать урожай.
  2. Мячики – катаем круглый предмет при помощи ладошек.Можно взять пупырчатые резиновые и пластиковые шарики.
  3. Утюжок – одна рука гладит ладошку другой.
  4. Вертолет – при помощи карандаша имитируйте движение пропеллера на руке.
  5. Догонялки – попросите пальчики побегать по ладошке.

Замечательно, если при выполнении упражнений, вы будете использовать рифмованные строчки или небольшие стихотворения.В крайнем случае, эмоционально описывайте каждое действие.Крохе это обязательно понравится.Такие приемы подходят при нарушении дикции и произношения любой сложности.

Интересные варианты пальчиковой гимнастики

Подросшему малышу сложно усидеть на месте во время проведения даже кратковременных манипуляций.Выполняйте действия в виде увлекательной игры.

Что можно использовать?

  1. Сказка при помощи рук.Представьте, что каждый палец – это герой любимой сказки.Пусть персонаж расскажет свои слова.Пальцы также могут замечательно топать по ровной поверхности.Можно ладошками поиграть в театр теней.Экспериментируйте, для таких игр не нужны специальные навыки.
  2. Берем бумагу.Поделки из бумажных комков заинтересуют любого маленького гения.Можно использовать их как части снеговика или даже перекидывать из руки в руку.Попросите своего егозу попасть бумажным шариком в пластиковый стакан или ведро.Эта игра полезна для развития координации и способствует стимулированию речи.
  3. Полезная крупа.На большой поднос насыпьте любую крупу.Чаще всего берут гречку или манку, но вы можете выбрать любую на свое усмотрение.Пальчиками рисуйте на крупе, чтобы малыш почувствовал себя настоящим художником.

Любые манипуляции должны проходить при хорошем настроении у всех членов семьи.Не воспринимайте его, как сложную медицинскую процедуру и у вас обязательно все получится.А ваш малыш в скором времени порадует вас умными высказываниями.

Массаж рук для развития речи ребенка видео

Приемы детского массажа рук для развития мелкой моторики

С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития.В этом может помочь массаж пальцев рук для развития мелкой моторики.На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения.Массаж рук для детей для развития моторики способствует развитию речи грудничка в будущем.Чем быстрее малыш научиться делать что-то руками, тем скорее он освоит речь.Когда он станет старше, полученные навыки помогут ему в освоении письма, рука будет меньше уставать при нагрузках.

Как массаж рук влияет на организм ребенка

Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к.каждый палец имеет отношение к определенному органу.Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец — с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.

Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч.Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру.Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.

Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.

Польза от пальчикового массажа

Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом.Так развитие ребенка будет более стремительным.Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм.Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:

  • Иммунная система становится крепче;
  • Понижается артериальное давление;
  • Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
  • Нормализуется дыхательная функция организма;
  • Стимулируется работы внутренних органов;
  • Повышается концентрация внимания;
  • Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
  • Стимулируется развитие речи;
  • Отношения с родителями становятся крепче.

Перед проведением подобной процедуры следует посетить кабинет невропатолога и логопеда с целью консультирования.Специалисты подскажут, нуждается ли ребенок в пальчиковом массаже или какую технику лучше испробовать.

Противопоказания к массажу рук

Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться.Процедуру проводить не следует, если:

  • присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
  • проявляется аллергическая непереносимость на руках;
  • присутствуют грибковые заболевания;
  • есть воспаления на руках и пальцах;
  • повышена температура тела;
  • есть инфекция в организме.

В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение.После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.

Методы выполнения ручного массажа

Существует несколько видов массажа, способных оказать помощь в процессе обучения малыша.Для каждого возраста — своя техника и свои особенности.Можно делать стандартные массажные движения или перевести упражнения в игры для развития.С детьми дошкольного возраста делать аппликации, с маленькими — разминать ладошку мячиком, учиться держать в руках карандаш или другие предметы маленького размера, которые поместятся в ручку ребенка.Также можно пересыпать песок из одного места в другое.

Для новорожденных детей

Для только что родившегося малыша часто используются поглаживания, пощипывания, разминания и вибро-колебательные движения.Проводится массажная процедура следующим образом: детскую ладонь необходимо положить на свою и нежно гладить сперва все пальцы сразу, а затем по отдельности.Разминать руки малыша следует аккуратно, чтобы не причинить дискомфорт.Круговыми движениями следует надавливать на ладонь и пальцы ребенка, после чего медленно сжимать и разжимать их в кулак.Подобным образом нужно воздействовать на каждую ручку ребенка.Для грудничка массаж должен длиться не более трех минут.

После 3 месяцев можно учить ребенка брать из рук родителя игрушки.Если малыш боится или не проявляет интереса, можно гладить его руки с обеих сторон.Также можно научить его дотягиваться руками до ног.Чтобы упражнение было интереснее, наденьте на ноги ребенка яркие носки с веселыми изображениями.

Для детей от 9 месяцев

В этом возрасте можно показать малышу, как перекатывать мяч или машинку, обучать приветствующим жестам.Также можно помогать ему научиться закрывать и открывать коробки или банки, показывать, как кормить кукол, строить пирамиду из кубиков, а затем разбирать ее.

Для детей старше года

Когда возраст детей меняется — методика проведения массажа также становится другой.Процедура начинается с разминания всей руки сразу.Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье.Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев.После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку.Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.

Массаж-игра

Игры с бумагой.Для детей в дошкольном возрасте и в младенческом подойдут игровые упражнения с использованием комков бумаги.Малыш должен сминать листы в бумажные шары, из которых потом можно сделать какую-нибудь игрушку, склеив комки.

Игры с мелкими деталями.Для развития мелкой моторики и изучения цветов можно предложить ребенку разложить по мискам кубики.В первую миску складывать красные кубики, во вторую — желтые и т.д.Также можно заниматься творчеством и делать из круп разных видов аппликацию.

Игра в снегопад.В этом варианте массажа в роли массажеров выступают шарики разных размеров и текстур, плотно сложенные в пакет или небольшой мешок.Ребенок должен опустить внутрь руку и немного поводить ею.По окончании игры малыш разбрасывает шарики, создавая подобие снегопада.

Особенности массажа и гимнастики

  • Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
  • Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
  • Так малышу будет комфортнее во время массажа.
  • Упражнения должны производиться медленно.Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
  • В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
  • При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки.Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
  • Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры.Если он чем-то огорчен — постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
  • Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно.Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
  • Ближе к году гимнастика должна быть более интенсивной и энергичной.

Сложность упражнений должна возрастать постепенно.

Если соблюдать эти простые правила, вы и ваш ребенок достигните желаемых результатов.

Как часто следует делать массаж

Курс проведения процедур длится не более 10 дней.Повторять следует не раньше, чем через месяц.Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут.В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут.Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений.Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.

Массаж и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, также положительно сказываются на работе всех внутренних органов и на умственное развитие малыша.

Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков.Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей.Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.

25 приемов массажа пальчиков для развития речи

Пассивный массаж (массирующие движения выполняются взрослым)

1.Солнышко
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев – это «лучи солнца».

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.

2.Сорока белобока
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев.

Сорока – сорока, где была? Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

3.Метели
Зигзагообразное поглаживание.

Свистели метели, летели снега
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.

4.Улитка
Щипцеобразное разминание края ладони.

Толстушка – ползушка, дом завитушка.Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.Ползи, не спеши рога покажи.

5.Паук
Пиление (продольное и поперечное) ладони пальцами.

Диво дивное – паук.8 ног и 8 рук.
Если надо наутек, выручают 8 ног.
Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.

6.Пила
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони.

Принялась она за дело.Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

Активный массаж (ребенок самостоятельно выполняет массирующие движения)

7.Звери
Массаж подушечек пальцев.После пятой строчки происходит смена рук.

Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)

8.Медведь
Массаж подушечек пальцев.На каждую строку осуществляется разминание одного пальца.После 5 строчки – смена рук.

Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

9.Огород
На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного.После 4 строчки – смена рук.Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.

Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!

10.Щелчки
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены.Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему).Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол.На каждую строку поднимают один палец.После 5 строчки – смена рук.

Поднял ушки бурундук.Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика

Катаем мячик между ладоней:

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

Я мячом круги катаю,
(катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю,
(гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку,
(гладим одну ладошку мячиком)
Будто бы сметаю крошку,
(гладим другую ладошку мячиком)
И помну его немножко,
(сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка.
(меняем и сжимаем мячик другой рукой)

Ежик в руки мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем …
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)

Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

Движения выполняются по тексту:

Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!

Ежик, ежик – чудачок
Сшил колючий пиджачок
(прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)
Встал с утра, и в лес – гулять,
(поднять руки вверх)
Чтоб друзей всех повидать.
(перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
Ежик топал по тропинке
(постучать мячом по столу)
И грибочек нес на спинке.
(завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
Ежик топал не спеша,
(прокатываем мяч по одной коленке вперед)
Тихо листьями шурша.
(прокатываем мяч по другой коленке назад)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий Попрыгайка,
(подбрасываем и ловим мячик)
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку!
(завести руки за спину и спрятать мяч)

Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша

17.Утюжок
Возьми толстый карандаш.Положи его на стол.«Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой.Покатай карандаш по столу.

Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.

18.Добывание огня
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой.Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям.А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.Получилось?

19.Догонялочка
Возьми карандаш всеми пальчиками.Покрути его.Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.

20.Горка
Положи карандаш на тыльную сторону кисти.Наклони руку вниз.Придерживай карандаш другой рукой.Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

21.Волчок
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой.Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.

22.Вертолет
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами.Покрути его.Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.

23.Массаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно.После первого двустишья – смена рук.Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я же играю с тобою малыш!
— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

24.Массаж грецкими орехами
Катать 2 ореха между ладонями:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

25.Массаж бумагой
«Прятки» — сжимание бумаги в кулаке.Спрятать кусок бумаги — зажать в кулачке:
Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.

Подборка подготовлена практикующим логопедом Натальей Соколовой

Как делать массаж рук детям для развития мелкой моторики?

Мелкая моторика играет ведущую роль в развитии ребенка.Но не все знают, как кроме игр развить умение пальчиков двигаться, чтобы ребенок, и речью вовремя овладел, и развитием не отставая от сверстников.Для этого оптимально подойдет массаж ручек и пальчиков.

Чем полезен?

Поскольку кончики пальцев напрямую связаны с мозгом, это объясняет прямое влияние пальчикового массажа на развитие речи и мыслительных процессов у ребенка.

Делать пальчиковый массаж можно с первых суток жизни маленького человека.Логопедический массаж не только развивает речь, но и расслабляет организм, а также повышает настроение.Используется в комплексе с лечебным массажем при ДЦП и некоторых других патологиях.При соблюдении основных правил массирования такая процедура будет иметь следующие результаты:

  • Удаляет омертвевшие клетки кожи;
  • Улучшает состояние кожного покрова;
  • Укрепляет иммунитет;
  • Повышает трудоспособность ребенка;
  • Понизит артериальное давление;
  • Позитивно воздействует на работу ЖКТ;
  • Приводит в норму дыхательные процессы;
  • Стимулирует работу внутренних органов;
  • Активизирует речевые центры в мозгу.

Прежде, чем приступить к упражнениям пальчиковой гимнастики, необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, а также логопедом.Последний реально оценит необходимость логопедической гимнастики пальцев для конкретного ребенка.Время массирования согласно медицинским исследованиям составляет около 15 минут в день. Упражнения пальчиковой гимнастики сочетаются с играми для развития мелкой моторики.

С какого возраста

Если ребенку меньше 3-х месяцев, то необходимо проконсультироваться с невропатологом.Младенец может иметь повышенный или пониженный мышечный тонус.Если таких проблем нет, то достаточно простых поглаживающих и растирающих движений.Можно слегка разминать пальчики и ладони.

После трех месяцев родители используют подсобные предметы, которые при массаже катают на ладошках и ручках малыша.Как оптимальный вариант, в таком случае пригодится грецкий орех или шишка.Это предмет с выступами, но округлой формы.

После года ребенку назначается полноценный массаж, который включает в себя комплекс движений для развития моторики и речи.

Приемы и техники

Основные принципы проведения массажа для ребенка:

  1. Сначала размять мышцы запястий и кистей;
  2. Пощипывание осуществляется вместе с кожицей вокруг пальцев;
  3. Поглаживание в каждой процедуре массажа.Так разглаживается кожа, и исчезают с нее складки;
  4. Вибрирующие колебательные движения с разной скоростью;
  5. Поглаживание по внутренней части ладони;
  6. Массаж пальцев рук в сочетании поглаживанием.

Это далеко не все приемы, которые включены в полноценную пальчиковую гимнастику.Важно, что в финале последними движениями считается спокойное поглаживание пальчиков и ладоней ребенка.

После того, как малышу исполнится год, можно вовлечь его в процедуру массирования.Основные упражнения, которые можно предложить ребенку:

  1. Ребенок держится одинаковыми пальцами на обеих руках друг за друга, а мама пытается их рассоединить .
  2. Одновременный массаж двух пальцев на обеих руках.Малыш будет контролировать силу воздействия, и уравнивать ее.
  3. Между пальцем средним и указательным нужно вставить палец другой руки и вытаскивать его, немного покручивая.

В таких видах упражнения огромная ценность в том, что ребенок сам их проводит, а взрослые только немного помогают.

Для грудничка

Для грудничка применяется следующая последовательность действий: его ладонь необходимо положить на свою руку и поглаживать все пальчики сначала вместе, а потом каждый по отдельности.Разминающие движения выполняются круговыми воздействиями, очень мягко.Обязательно нажимать на подушечки пальцев, но при этом не переусердствовать.Следующее воздействие на младенца – разжимать и зажимать кулачок.Главное, чтобы время массажа для маленького крохи не превышало 3-х минут.

Для детей от 1 года

Если ребенку больше года, то техника массажа становится другой.В первую очередь воздействие происходит на всю руку.Ее нужно погладить от локтя и до кончиков пальцев.Потом размять все запястье от ноготков, до самого верха, чтобы положительно воздействовать на суставы.Затем следует пощипать кисти рук по бокам, и размять бугорки под всеми пальцами.Согнуть и разогнуть каждый палец, а потом потрясти всю руку.Важно при этом произносить разные скороговорки и стихи.Так ребенку будет легче и веселее, к тому активируются речевые центры головного мозга.

Массаж для рук ребенку с ДЦП состоит из аналогичных методов воздействия, но перед применением процедуры обязательно проконсультироваться с лечащим врачом.Если не хватает знаний, можно обратиться к видеоурокам , на которых вся техника массажа изложена подробно и профессионально.

Игровой массаж

Игровая форма логопедического массажа поможет не только активизировать речевые центры в мозгу ребенка, но и развить воображение, мышление, а также просто поднимет настроение.Все родители знают об играх, которые развивают мелкую моторику.В сочетании с пальчиковой гимнастикой они благотворно повлияют и на мышление, и на речь.

Для развития детей можно использовать игры с комками бумаги, отлично подходит независимо от возраста. Ребенок будет комкать листы бумаги, и придавать им шарообразную форму.В итоге, из получившихся шаров получится любая игрушка.Достаточно склеить шары или сделать из них аппликацию.

Мелкие предметы

Оптимальным вариантом игры для развития мелкой моторике являются игры с мелкими предметами.Ребенку смешивают детали красного и синего цвета, их простят разделить по разным стаканчикам.Важно, чтобы детали были небольшого размера.Используется для этого смесь из фасоли и гороха.Предложите отпрыску роль не стандартного художника.Пусть нарисует картину из крупы.Закреплять их можно при помощи пластилина.

Кроме этого помогают развлекающие игры, в которых массирование можно совместить с развлечением, например, рыбалка.Малыш сидит в ванной и при помощи рук изображает плавающих рыбок.В это время мама их ловит, а затем массирует и отпускает.Все это сопровождается шутками, стихами или скороговорками.В таком случае у ребенка еще и память будет развиваться.

Также специалисты советуют упражнение «Снегопад».В мешочек укладываются бумажные шарики разных размеров, а также разной фактуры.Их должно быть столько, чтобы ребенок, просунув руку, ощущал плотное прикосновение.Таким образом, шарики будут играть роль массажеров .В конце игры малыш сделает крупный снегопад, разбросав все шарики вокруг, а потом их с мамой ждет уборка.

Родители знают, что развитие мелкой моторики положительно влияет на нормальную работу основных центров мозга.Поэтому массаж ручек давно назначается детям от 0 лет и до школьного возраста. Медики рекомендуют логопедический массаж пальцев и рук при ДЦП, задержках умственного и речевого развития, а также для расслабления мышечного тонуса.Важно, перед началом внимательно изучить технику проведения процедуры, посмотреть видеоуроки и проконсультироваться с врачами.

Оцените статью: 85 Пожалуйста оцените статью

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 85 , средняя оценка: 4,07 из 5

Использование приёмов самомассажа для развития мелкой моторики рук

Ирина Ефименко
Использование приёмов самомассажа для развития мелкой моторики рук

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.Кроме того, самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Выполнение ребёнком самомассажа кистей рук позволяет достигать хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, а также подготавливает ребенка к письму.

Самомассаж пальцев

Раз, два, три, четыре, пять

Поочерёдно соединять пальцы подушечками.

Вышли пальчики гулять.

Хлопки в ладоши.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (при повторении — правой руки, начиная с большого.

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Раз, два, три, четыре, пять —

Интенсивно растереть кисти рук.

Вышли пальцы погулять.

Энергично встряхивать кистями рук.

Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи.

Помахать крыльями — ладошками.

Первый грач испёк пирог,

а второй ему помог.

Поочерёдно массировать каждый палец, начиная с большого.

Третий грач накрыл на стол,

А четвёртый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Постучать пальцами по коленям.

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочередно загибать пальчики.

Выходи грачей считать!

Резко вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.

Мы — красавицы Матрёшки —

Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.

Раз — Матрёна, два Малаша,

Мила — три, четыре Маша,

Маргарита — это пять.

Поочерёдно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении — на другой.

Нас не трудно сосчитать:

Сжимать и разжимать пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять!

Поочерёдно загибать пальцы на руке.

Вяжет бабушка Лисица

Всем лисятам рукавицы:

Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.

Для лисёнка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисёнка Коли,

Для лисички Оли,

Поочерёдный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).

А маленькие рукавички

Для Наташеньки — лисички.

В рукавичках — да — да — да! —

Потереть ладонями друг о друга.

Не замёрзнем никогда!

— А у нас есть валенки, —

Что нам вьюга да метель?.

Хочешь, Мишенька, примерь.

Протянуть руки вперёд.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Поочерёдное массирование пальцев сначала на одной руке, потом на другой.

Наклонил орешник ветки —

Поглаживание ладонью правой руки кисти левой.

Дарит всем зверям орешки.

Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки по ладони левой.

Вот орешек для бельчонка,

Вот орешек для мышонка,

Поочерёдное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого.

Вот орешек хомячку,

Вот орешек бурундучку.

И орешек для меня

Приготовил он, друзья!

Потирание ладоней друг о друга.При повторении также массировать пальцы правой руки.

Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят.»Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается характерное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).

Ухватили клещи гвоздь

Может, что нибудь и выйдет,

Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное движение»)

На лугу пасутся «бяшки»

Раскудрявые барашки, целый день

Носят шубы на себе.

Шубы в кудрях, погляди

«Бяшки» спали в бигуди.

Попробуй гладкую найди.

Все кудрявы до одной

Бегут кудрявою толрой.

Уж какая у них мода

У бараньего народа.

Самомассаж ладоней

Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене.Поглаживание.

По головке мама гладит

Так нежна её ладонь

Словно вербы веточка.

— Подрастай, сыночек милый

Добрым, смелым, честным будь

Набирай ума и силы.

И меня не позабудь!

Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа-налево по ладони массируемой руки «»прямолинейное движение»)

Дружно маме помогаем,

Тёркой свёклу натираем.

Вместе с мамой варим щи,

— Ты вкуснее поищи!

Движения как при растирании замерзших рук.

Заморозил нас морозко,

Влез под теплый воротник,

Как воришко, осторожно

В наши валенки проник

У него свои заботы —

Знай морозь, да посильней.

Не балуй, мороз, ну что ты.

Так не жалуешь людей.

Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

Папа в руки дрель берёт,

А она жужжит, поёт.

Будто мышка — непоседа

В стенке дырочку грызёт!

Самомассаж кистей рук

Дети действуют подушечками четырёх пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперёд — назад, смещая кожу примерно на один сантиметр, постепенно продвигает их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ёжику и мишке.

Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное движение»).Кисть и предплечье располагаются на столе, ребёнок сидит.

Пили пила, пили пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто месим, тесто мнём,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами

Угостить вас пирогами.

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

Поскрести ногтями по коленям.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

Список используемой литературы:

1.Картушина М.Ю.Зелёный огонёк здоровья.Методическое пособие для педагогов ДОУ./М.Ю.Картушина – СПб.; ДЕТСТВО – ПРЕСС»; 2004 г.– 251 с.

2.Картушина М.Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет./ М.Ю.Картушина – М., Творческий центр Сфера, 2005 г.- 202 с.– (Логопед в ДОУ).

3.Картушина М.Ю.Логоритмические занятия в детском саду.Методическое пособие./ М.Ю.Картушина – М., Творческий центр Сфера, 2005 г.192 с.

4.Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А.Исправляем произношение.Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.- СПб.: Издательский ДОМ «Литера», 2007.- 96 с.

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» и использования технологии «мнемотехника» Эта технология.

Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План.1.Теоретическая часть.- Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста.- Знакомство с историей квиллинга.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики и сенсорного развития «Сухой бассейн «Цветочная полянка» Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития ребенка.«Сухой бассейн» — набор.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия — это отличный тренажер для маленьких пальчиков.Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Фотоотчет «Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики рук дошкольников» Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика.Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки.

Использование техники «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать.Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика развивается,.

Книга для развития сенсорики, мелкой моторики и всестороннего развития детей.В основу страничек мягкие коврики, салфетки для уборки и фетр.Использованы также детали старых шортиков, слюнявчиков и много разных, на.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных игр для развития мелкой моторики рук в детском саду» Цель:повышение педагогического мастерства педагогов в области физического развития детей раннего возраста.Задачи:1.Познакомить участников.

Народные игры для развития мелкой и общей моторики.Приложение 3 к проекту «Использование малых форм фольклора» Народные игры для развития мелкой и общей моторики Игра «катание на карусели» (народная) Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Теоретическое обоснование использование мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития ребенка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Обычно ребенок, имеющий высокий.

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
1058
Предыдущая статьяУпражнения на все группы мышц дома
Следующая статьяЧто нужно для саморазвития личности

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here