Лама сопа ринпоче

Рассмотрим подробнее тему: Лама сопа ринпоче - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
78

Так называемый Я.Учения о пустоте и взаимозависимом происхождении

Предисловие редактора

Перед вами поистине уникальная книга – учения, данные ламой Сопой Ринпоче в ходе подмосковного ретрита в мае 2003 года, во время его первого, и единственного пока, визита в Россию.

Благодаря необычайно живому и близкому к оригиналу формату русского текста, доносящему до читателя нетривиальность и гипнотическую силу дискурса ламы Сопы (и в этом несомненная заслуга переводчика Антона Батагова), возникает впечатление, что с её страниц к вам обращается сам Ринпоче.Те, кому доводилось слушать учения ламы Сопы на английском, поймут, о чём я говорю.

Но сначала несколько слов об авторе.

Лама Тубтен Сопа Ринпоче – духовный глава Фонда Поддержания Махаянской Традиции (ФПМТ) – крупнейшей всемирной сети буддийских центров, монастырей и связанных с ними проектов, выдающийся буддийский наставник, йогин, человек, чьё сердце, кажется, способно вместить в себя всю вселенную, Учитель, которого многие буддийские мастера современности называют подлинным бодхисаттвой и махасиддхой.

Ринпоче родился в 1946 году в непальской деревушке Тхами, расположенной в местности Соло Кхумбу, у подножия горы Эверест.Из окон родительского дома он мог видеть горный склон и долину Лаудо, где находилась пещера покойного отшельника Лаудо-ламы.Хотя его предшественник принадлежал к традиции сакья тибетского буддизма, сам Лаудо-лама прослыл великим йогином, достигшим совершенства в тантрических учениях традиции ньингма. Последние двадцать лет своей жизни этот йогин провёл в пещерном затворничестве.Ему прислуживали только его жена и двое детей.Всё своё время он проводил в медитациях, прерывая их лишь для того, чтобы давать духовные наставления и советы жителям долины Соло Кхумбу и соседних областей.Он был неутомим в своих трудах на благо всех живых существ, и ходили слухи, что в последние годы жизни он полностью избавился и от необходимости в сне.

Едва научившись ползать, Сопа Ринпоче большую часть своего времени проводил в попытках вскарабкаться на крутой склон горы, ведущий к пещере почившего ламы.Домочадцам то и дело приходилось ловить его на опасном пути, к которому его так влекло, и, недовольного, силком вести обратно в дом.Когда ребёнок заговорил, он первым делом заявил, что пещера принадлежит ему и сам он не кто иной, как реинкарнация Лаудо-ламы.Также он утверждал, что хочет только одного – посвятить свою жизнь медитации.Когда мальчику шёл пятый год, живший по соседству йогин-ньингмапинец Нгаванг Самтен устроил ему публичный экзамен.После того как мальчик безошибочно опознал все личные вещи Лаудо-ламы и прошёл другие строгие тесты, он был официально объявлен подлинным перерождением отшельника, и ему был пожалован титул традиции ньингма.Позднее он получил тантрические посвящения этой линии от главного наставника монастыря Тхами Гомпа, которого прихожане с любовью называли лама Гага («дедушка»).

Юный Сопа Ринпоче начал своё обучение в Соло Кхумбу в традиционной тибетской манере – с алфавита.

Также Сопа Ринпоче был наслышан о монастыре Миндролинг в Центральном Тибете – известном учебном центре, хранящем и передающем молодым поколениям все учения и посвящения школы ньингма, и мечтал продолжить в нём своё духовное образование.

Будучи ещё совсем маленьким, он на спине дяди отправился в паломничество в Тибет.Когда они прибыли в монастырь Дунгкар к северу от Сиккима, где настоятелем был Домо Геше Ринпоче, мальчик изрядно напугал дядю, безапелляционно заявив, что остаётся и домой возвращаться не намерен.Он решил поселиться в этом монастыре и посвятить свою жизнь изучению и практике Дхармы.Дядя был весьма озабочен происходящим, так как вся ответственность за маленького Ринпоче лежала именно на нём, однако, когда уездный начальник постановил, что к воле ребёнка следует прислушаться, ему не оставалось ничего иного, как вернуться в Непал в одиночестве.

Вначале монахи Дунгкара недоверчиво отнеслись к мальчику из непальской глубинки, утверждавшему, что он – лама-перерожденец, но, испросив совета у божества-защитника Дхармы своего монастыря, они получили тому недвусмысленное подтверждение.С этого момента из рациона юного ламы была исключена всякая пища, считающаяся нечистой.Ему предстояло продолжить обучение в монастыре Сера Дже в Лхасе, но этим планам помешали события 1959 года.Со временем Сопа Ринпоче оказался в лагере тибетских беженцев Баксадваре, в Индии, где сначала стал учеником геше Рабтена, а затем встретил свого основного Наставника – ламу Тубтена Еше.

Первая встреча ламы Еше и ламы Сопы Ринпоче с западными учениками произошла в 1965 году во время посещения ими монастыря Гхум в Дарджилинге.Однажды днём к ним в комнату постучался монах и передал, что их разыскивает один «друг».Этим «другом» оказалась американка Зина Рачевская, которая на самом деле искала Домо Геше Ринпоче, но, поскольку Сопу Ринпоче часто называли Домо Ринпоче с того времени, как он побывал в Дунгкаре, она по ошибке приняла его за нужного ей ламу.Это необычное знакомство положило начало долгой и крепкой дружбе, и почти весь следующий год ламы давали Зине учения в её доме, пока ей не пришлось переехать из Дарджилинга на Цейлон.Оттуда она написала несколько слёзных писем Его Святейшеству Далай-ламе, умоляя его разрешить ламам присоединиться к ней.Получив разрешение от Его Святейшества, она вернулась в Индию и вместе с ламами отправилась в Дхарам-салу на аудиенцию к Далай-ламе.Там Зина приняла обеты монахини-послушницы.

В 1967 году двое лам и их ученица, новоиспечённая монахиня, покинули Индию, но их путь лежал не на Цейлон, как планировалось ранее, а в Непал.

Первое время они жили рядом со ступой Боднатх, в нескольких километрах от Катманду.Несколько лет спустя им удалось приобрести в собственность участок земли на вершине близлежащего холма, известного как Копан.Там в 1969 году они основали центр «Непальская Махаянская Гомпа».Основное здание центра было построено в 1971–1972 годах, практически целиком за счёт средств западных учеников, число которых неуклонно росло.В 1971 году в Копане состоялся первый курс обучения медитации, на котором присутствовало около двадцати человек.Со временем интерес к этому мероприятию так возрос, что при проведении седьмого курса осенью 1974 года число участников пришлось ограничить до двухсот человек, что было пределом возможностей местной инфраструктуры.

В декабре 1973 года Копан стал домом для Международного Института Махаяны – организации, объединяющей западных монахов и монахинь.Эта духовная община по сей день живёт насыщенной жизнью, включающей в себя работу, учёбу и медитативные ретриты и спланированной таким образом, чтобы дать им возможность полностью посвятить жизнь Дхарме.Члены общины также издают учения лам и их переводы и организуют групповые и индивидуальные ретриты для всех интересующихся медитацией, независимо от их вероисповедания.

Стремясь создать ученикам благоприятные условия для практики Дхармы, ламы не ограничились Копаном.В 1972 году они приобрели участок земли в Дхарамсале – небольшом поселении в предгорьях северной Индии, где уже много лет находится резиденция Его Святейшества Далай-ламы, а также с 1971 года работает Библиотека тибетских трудов и архивов.В доме, ранее принадлежавшем Кьябдже Триджангу Ринпоче, был основан ретритный центр «Тушита».

Популярность лам на Западе неуклонно росла, как росло и число учреждённых ими Дхарма-центров.Дружная интернациональная семья центров ФПМТ с каждым годом становится всё более многочисленной.На сегодняшний день это крупнейшая на Западе буддийская община, насчитывающая более ста сорока Дхарма-центров и учебных групп, расположенных в двадцати шести странах мира.

В марте 1984 года лама Еше покинул этот мир, а 12 февраля 1985 года в Гранаде, Испания, в семье испанских учеников лам родился мальчик, Осэл Хита Торрес, признанный впоследствии перерождением ламы Еше и известный теперь как лама Осэл.Яркий жизненный путь ламы Еше и история поисков его перерождения увлекательно описаны в книге Вики Маккензи «Реинкарнация» Mackenzie, V.Reincarnation: The Boy Lama.Bloomsbury, London, 1988.

Уже без малого двадцать лет духовное руководство Фондом осуществляет лама Сопа Ринпоче.

Центральный офис организации (www.fpmt.org), который координирует жизнь Дхарма-центров, действующих под эгидой Фонда, организует международные семинары и конференции и выпускает методическую литературу, расположен в Портленде, США.Лама Сопа – автор большого числа книг по буддийской тематике.На русском языке переведены и изданы следующие книги Ринпоче: Лама Сопа.Преобразование проблем в радость.Вкус Дхармы.СПб.: Нартанг, 2001; Лама Сопа.Абсолютное исцеление.М.: Ориенталия, 2014.

В мае 2003 года произошло поистине знаменательное событие: по приглашению российских учеников состоялся первый визит ламы Сопы в Россию, в ходе которого Ринпоче посетил Москву и Санкт-Петербург.

Во время проведения недельного ретрита по лам-риму в Подмосковье Ринпоче даровал всем присутствующим посвящения Ченрези (Авалокитешвары) и Белой Тары.По просьбе учеников из московского Центра ламы Цонкапы Ринпоче отдельно даровал всем желающим посвящение в практику Будды Медицины.

Над организацией визита Ринпоче в Россию, подготовкой загородного ретрита и учений в Москве трудились многие преданные ученики ламы Сопы.Мы от всего сердца благодарим этих неутомимых помощников за их неоценимый вклад в подготовку и издание этой книги.Особая благодарность Татьяне и Павлу Петровым и Сергею и Галине Мещеряковым, принявшим на свои плечи основной груз организационного и финансового обеспечения учений Ринпоче в России и блестяще справившимся со своей задачей, а также Андрею Ломоносову, взявшему на себя нелёгкий труд технического обеспечения лекций и их записи в цифровом формате.

Любой человек, которому посчастливилось хоть раз услышать наставления ламы Сопы Ринпоче, знает, с какой силой, юмором и прямотой доносит он до аудитории тот глубокий смысл, что кроется за словами его учений, порой даже невыразимо превосходя всякие возможности языка.К сожалению, самобытную устную речь Ринпоче практически невозможно буквально воспроизвести на бумаге в доступной для любого читателя форме.Даже отредактированная версия, где наряду с унификацией терминологии и речевых оборотов предпринята попытка сохранить весь колорит общения ламы с различными категориями слушателей, неминуемо лишится большей части волшебства и мощи устных учений.

За годы работы переводчиком с тибетского и английского языков мне посчастливилось неоднократно выступать в роли синхронного переводчика ламы Сопы Ринпоче, в том числе переводить для участников московский ретрит 2003 года, и я берусь утверждать, что автору письменного перевода этих учений Антону Батагову удалось вплотную приблизиться к невозможному: передать на бумаге живой, уникальный и невоспроизводимый стиль изложения Учения, характерный для ламы Сопы.Я уверен, что читатель сможет по достоинству оценить плоды этого смелого лингвистического эксперимента!

Как бы то ни было, если благодаря данной публикации мудрость Дхармы, дарованная Рин-поче, станет доступна более широкой аудитории, это оправдывает любую литературную правку, с её неизбежным принесением в жертву оригинального стиля.

Наконец, мы хотели бы пожелать долгой жизни и крепкого здоровья самому ламе Сопе Ринпоче.Пусть он продолжает свою благую деятельность, неся свет Дхармы всем тем, кто нуждается в духовных наставлениях.Пусть в силу этих пожеланий все живые существа обретут счастье, вкусив плоды душевного и физического благополучия, и пусть во всех уголках нашей Вселенной воцарятся мир и согласие.

Редактор серии «Самадхи»

Александр А.Нариньяни

«Дорожник» и пустяки
(Заметки переводчика)

Прежде всего я хотел бы извиниться перед читателями за то, что занялся не своим делом.Я не переводчик.Моё «дело» – сочинять музыку.И, разумеется, мне не пришло бы в голову пуститься в такое рискованное путешествие, как расшифровка аудиозаписи учений, полученных от ламы Сопы Ринпоче во время ретрита под Москвой в мае 2003 года, и перевод этого текста на русский язык, если бы ко мне не обратился с таким предложением Саша Нариньяни – поистине фантастический переводчик, который, в частности, уже перевёл к тому времени две книги Ринпоче, а также работал и на этом самом ретрите.У меня тогда временами появлялось такое ощущение, что лама Сопа говорит по-русски.Те, кто хоть раз слышал его лекции и имеет представление о его особой манере говорить, знают, насколько трудно бывает уследить за ходом его рассуждений и поймать не укладывающуюся в рамки фразообра-зования траекторию его медитативных словесных импровизаций.Не говоря уже о том, что его лекции продолжаются по пять-шесть часов без перерыва, а иногда и дольше, и заканчиваются уже под утро.В течение всего этого времени Ринпоче не то что не устаёт, но даже не нуждается в том, чтобы хоть раз поменять местами ноги, скрещённые в позе для медитации.

Можете себе представить, какого немыслимого напряжения требует от переводчика-синхрониста такая задача! И Саша справился с ней просто блистательно.Но, к сожалению, по техническим причинам русский перевод не был записан.В нашем распоряжении остался только английский «оригинал», то есть запись голоса самого Ринпоче.И летом

2005 года Саша как-то сказал мне, что прошло уже два года, а эти аудиозаписи так и лежат, и за их расшифровку и перевод никто до сих пор не взялся.Сам он очень занят, другие переводчики, работающие с буддийскими текстами, – тоже, и поэтому было бы хорошо, если бы это сделал я.Как ни странно, я согласился в ту же секунду.

Теперь, когда эта работа уже закончена, я понимаю, что, скорее всего, я с задачей не справился.Дело не только в отсутствии профессионализма и опыта.Если бы Ринпоче говорил «нормально», то есть в обычном «профессорском» стиле, к которому мы привыкли, то всё было бы гораздо проще.Каждая фраза спокойно поддавалась бы переносу в формат печатного текста, всякие там подлежащие-сказуемые были бы на своих местах, и впечатление, которое мог бы получить читатель, практически ничем не отличалось бы от того, которое получили слушатели, присутствовавшие на лекции.А тут…

Если попробовать сравнить это с музыкой, то сравнения будут такие.«Обычная» лекция – это нечто вроде классической симфонии или сонаты: композитор написал ноты, а музыканты в точности их исполнили, и вся музыка таким образом без потерь была донесена до слушателей.А теперь представьте себе, что кто-то пытается записать нотами индийскую рагу и дать эти ноты западным классическим исполнителям.Понятно, что та музыка, которую эти исполнители по этим нотам сыграют, будет, мягко говоря, очень далека от индийской раги.

Примерно в такой ситуации и оказывается всякий, кто пытается расшифровать записи лекций ламы Сопы Ринпоче и, «причесав» текст и придав ему «читабельный» вид, издать это в виде книги.Поскольку передать манеру Ринпоче в письменной форме вообще невозможно, результат этих попыток всегда кардинально отличается от «оригинала» и по форме, и по типу переживания.Книга неминуемо становится неким самостоятельным произведением, построенным по тем законам, которым привык подчиняться наш ум, впитавший в себя западную систему академического образования.Весь смысл учения в книге, конечно же, сохраняется, и передаётся он в весьма концентрированной форме, но, к сожалению, теряется то, что как раз и составляет главную отличительную особенность «творческого почерка» ламы Сопы.

Прочитав по-английски ряд его книг, представляющих собой исключительно расшифровки устных учений, сделанные его западными учениками (безусловно, вся проделанная ими работа заслуживает искреннего восхищения), я стал думать о том, нельзя ли всё-таки найти какую-то форму письменного изложения, которая была бы стилистически ближе к тому, что происходит «вживую».Но, увы, когда я попробовал сделать это практически, я понял, что это действительно невозможно.Внешне

это стало очень напоминать тексты авангардных поэтов-концептуалистов, в которых нет ни «нормальных» компонентов предложений, ни предложений как таковых, а всё состоит из отдельных слов, словосочетаний и обрывков фраз, причудливо расположенных на листе бумаги.Возможно, такая форма была бы действительно ближе к устному оригиналу, но тогда этот текст просто стал бы «художественным произведением» и оказался бы в компании других таких же текстов, а вот уж это было бы совсем неправильно.Поэтому я решил не отвлекаться на форму, а попытался сделать некий компромиссный вариант: максимальная смысловая нагрузка плюс те черты устного стиля, которые удалось передать, не нарушая привычного «академического» внешнего вида.При этом я хотел бы предложить вам, уважаемые читатели, отнестись к чтению творчески активно и взять на себя некоторую часть работы с этим текстом.Позже я объясню, что я имею в виду.

Часто приходится слышать, что школа гелуг – это одна сплошная философия и логика, а все настоящие мастера медитации принадлежат к школам ньингма и кагью. Говорящие так либо по какой-то странной причине не знают великих гелугпинских йогинов-мастеров медитации, либо не читали сложнейших философских трактатов линий ньингма и кагью.Но в лице ламы Сопы эти два компонента – философия и внерациональное

постижение – объединяются в некое высшее целое, невероятно мощное и не поддающееся разделению на части.Если лама Сопа просто молча сидит или просто входит в комнату, в нашем сознании уже начинает происходить процесс, существенно отличающийся от обычного бытового функционирования.

Поверьте, это не имеет ничего общего с теми состояниями истерического экстаза, которые испытывают последователи всевозможных псевдоучителей.Как известно из классических текстов, бывает достаточно просто увидеть бодхисаттву, чтобы в нашем уме уже зародилось зерно духовной реализации, а ум наш отключился от своего обычного «мусорного» состояния.Один вид бодхисаттвы может произвести революцию в нашем уме.Как это происходит – непонятно.Можно долго рассуждать о «мощной энергетике», «вибрациях», «нисходящем благословении» и тому подобных вещах, но всё равно наши рассуждения и догадки не превысят уровня нашего неведения.Пожалуй, лишь одно мы действительно можем почувствовать.Такие мастера буквально физически сотканы из той самой бодхичитты, то есть силы всеобъемлющего сострадания, о которой говорится в буддийских текстах как об основе Пути.Глядя на ламу Сопу, мы ощущаем, что это сострадание не декларация и не красивое слово, а некое раскалённое вещество, из которого состоит его сердце, и это вещество с невероятной силой распространяется во все стороны и, не зная никаких границ и преград, заполняет собой всё мироздание.

В таком состоянии лама Сопа пребывает всегда.Поэтому, когда он говорит, то ученикам передаётся не просто информация или цепочка рассуждений, а нечто гораздо более тонкое и существенное.

Мы привыкли к тому, что лекция – это именно сообщение некоей информации, которая должна быть запомнена учениками, и в результате этого объём знаний, которым они располагают, должен возрасти на соответствующую величину.Мы не любим слушать одно и то же дважды, так как уверены, что способны усвоить всё необходимое с первого раза, а услышав то же самое во второй раз, тут же начинаем скучать или раздражаться, потому что считаем такое повторение пустой тратой времени.

В буддизме принято обратное: фактически содержание всех книг и устных учений сводится к одним и тем же темам и положениям.Различаются только форма рассуждения и объяснения: это зависит от индивидуальной манеры учителя.Тех, кто стремится узнать побольше нового, ждёт разочарование: выясняется, что все книги и наставления – по сути дела, об одном и том же.Разумеется, существует множество различных практик, требующих детальнейшего изучения и понимания, но, опять же, все визуализации строятся на одних и тех же принципах, а цель их заключается в том, о чём написано уже на первых страницах самых популярных книг о буддизме для начинающих: достичь просветления, чтобы освободить других живых существ от страданий и привести их к просветлению.

Но для того чтобы уяснить, что это такое, и сделать хотя бы один шаг в этом направлении, необходимо кардинально изменить свой ум, сдвинуть его с той мёртвой точки, с которой он не сдвигается в течение миллионов жизней.Сдвинуть его путём логических рассуждений невозможно, сколь бы тонкими и продвинутыми они ни были.

И именно в эту точку без промаха бьёт лама Сопа, рассуждая о том, что, казалось бы, является предметом логики и анализа, в алогичной «бесформенной» форме.Он не только не заботится о том, чтобы не повторять уже сказанное, но, наоборот, всё время застревает, зацикливается на каждом изгибе мысли, на каждом примере, на каждом сопоставлении чего-то с чем-то и, разбивая вдребезги все законы линеарного мышления, повисает в медитативном вневременном пространстве, где нет ни информации, ни скуки, ни «жажды знаний», а есть только самое главное.И это главное диктует свои законы.Оно требует того, чтобы остановиться, прекратить «думать мысли» и начать внимательно всматриваться в него, поворачивая его, как кристалл, разглядывая разные грани, наблюдая, как в них многократно отражается мир, и как все эти отражения, которые, казалось бы, реально существуют

Лама Сопа Ринпоче

722 записи Предложить новость

Проблемы в отношениях и очищение кармы.Проблемы в отношениях в паре основаны на негативной карме обоих, созданной в прошлом.Проблемы являются её результатом.

Нужно рассказать о карме, почему проявляются проблемы в отношениях, Показать полностью… такие как отсутствие гармонии между мужем и женой, когда они становятся врагами друг другу, когда другие люди не поддерживают мужа, идут против его желаний, и так далее.Эта дисгармония является результатом прошлой негативной кармы.

Если ситуация противоположна, и вы наслаждаетесь гармонией со своим партнёром и детьми, это результат нравственного поведения в прошлых жизнях.Это пример того, что результат подобен причине.Один из результатов негативной кармы — страдание, которое вы испытываете в мире людей.

Кроме того, есть и результат окружения: где вы живёте, где вы родились, например, в грязном месте, где нет понятия о гигиене.Это также созревающий аспект результата — рождение в низших сферах, в аду, в качестве голодного духа или животного, и переживание соответствующих страданий.

Худшее из этого — создание результата, сходного с причиной.В этой и будущих жизнях вы снова и снова поступаете одинаково из-за привычки, сформировавшейся в прошлых жизнях.Каждое завершённое действие приносит результат в виде этих четырёх видов страдания.

Чтобы понять, как образуется негативная карма, надо осознавать, что привязанность не является добродетелью.Когда мы действуем из-за привязанности, цепляясь за временное сансарное счастье этой жизни, тогда недобродетельная мотивация трансформирует действие в недобродетельное.Результатом будет страдание.

Затем есть страдание разделения, когда другие люди клевещут на вас, или разрывают с вами отношения, или возникают проблемы между начальником и подчинённым, или дисгармония от негативных слов другого.Это результат злословия и ваших действий, приведших к разобщению людей, в ваших прошлых жизнях.

Есть также страдание депрессии без причины.В «Кангьюре» Будда объяснил, что депрессия без очевидной причины в ночное время является результатом неправильного сексуального поведения в прошлом.Та же причина, когда кто-то просыпается утром и чувствует себя подавленно, но не может сказать, почему.

Если хотите очистить подобное состояние, есть много сильных методов, чтобы вам не приходилось испытывать бесконечное страдание в будущих жизнях и постоянно создавать негативную карму из-за сформировавшейся привычки ума поступать таким образом.По крайней мере, вы способны сделать переживаемый вами результат гораздо легче или короче.Это зависит от того, насколько мудро вы выполняете практику очищения и насколько сильное, здоровое и позитивное раскаяние вы ощущаете — это делает ваши тело и ум здоровыми и свободными от всех результатов негативной кармы.

Повторение имён тридцати пяти Будд — очень сильная практика, потому что среди них есть те Будды, которые посвятили себя очищению этой негативной кармы… Вы также можете повторять мантру Ваджрасаттвы, которая практикуется во всех четырёх тибетских традициях Махаяны.
Линия лам Ламрима подчёркивает значимость выполнения простираний каждый день, как делал лама Атиша.Они повторяли мантры и выполняли простирания сотни и даже тысячи раз в день.Вы также можете повторять мантру Будды Сострадания.

В этом случае решение проблемы включает две вещи: очищение негативной кармы прошлого и жизнь согласно обетам.Лучше всего принять обеты на всю жизнь, но если это невозможно, тогда на несколько лет.Если это невозможно, можно принимать обеты в определённые дни каждого месяца.Вы можете принять 8 Махаянских обетов на один день, что приносит обширные заслуги, потому что вы принимаете их с мотивацией бодхичитты перед всеми гуру, буддами и бодхисаттвами.Это включает избегание «чёрной» пищи (мяса, яиц, лука, чеснока и редиса), чтобы ум очищался, и вы могли лучше медитировать.

Если вы выполняете ретрит ньюнгне с практикой Будды Сострадания, он включает все эти практики: повторение длинной и короткой мантры Ченрезига, которая очищает негативную карму и помогает накопить бесчисленные заслуги; соблюдение обетов; повторение имён 35 Будд и простирания.Все эти мощные практики включены.Даже если вы выполняете один раз двухдневную практику ньюнгне, очищается так много негативной кармы, и вы приближаетесь к просветлению.

Это самое важное, что вы можете делать в жизни.Создаётся так много заслуг, способных принести удачу и успех в будущем, вплоть до высшего успеха достижения всех реализаций и просветления на благо всех живых существ.Это, без сомнения, лучший способ получить хорошее перерождение после смерти.Поэтому накапливается много заслуг, и препятствия на пути к счастью расчищаются, и это приносит много счастья в текущей жизни, даёт долгую жизнь, здоровье, гармонию и успех.Вы развиваете сострадание к другим живым существам, поэтому у вас больше гармонии с ними, а у других больше гармонии с вами.Другие становятся более любящими по отношению к вам и больше вам помогают.

Вот почему практика Дхармы в обычной жизни невероятно важна и приносит много пользы.Дхарма даёт ответы на все вопросы.Без Дхармы нет решений, и жизнь представляет собой лишь проблемы и страдание.Вот почему изучение Дхармы и практика медитации очень важны.Это самое важное образование, самая безотлагательная вещь в жизни для вас и для других.

— ответ ламы Сопы Ринпоче на письмо студента в 2005 г.
Перевод: Анастасия Гирш.

Представляем вам запуск новой рубрики: Изучаем Ламрим.Посты будут доступны по хэштегу #ламрим

Недавно издательством «Нартанг» было выпущено новое, 6 издание этого поистине величайшего труда Ламы Цонкапы.Показать полностью…

Чже Цонкапа (1357-1419), основоположник наиболее влиятельной из школ тибетского буддизма, Гелуг, почитается наравне с Буддой.«Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» (Ламрим-ченмо) — его наиболее знаменитый труд, где важнейшие идеи индо-тибетского буддизма изложены в форме систематического руководства, подробнейшим образом описывающего весь путь духовного развития вплоть до достижения Пробуждения.Эта священная книга предназначена не только для буддийских алтарей, она поможет понять суть буддийского учения всякому человеку интересующемуся культурой Востока или задумывающемуся о смысле жизни.

А теперь кратко о рубрике: в серии публикаций будут последовательно изложены цитаты из Ламрим Ченмо, освещающие все основные его темы, начиная от преданности Учителю и заканчивая объединением безмятежности и прозрения.Всё это будет в довольно кратком изложении, в ознакомительном формате.
Надеемся, что это будет действительно полезно и оставит в потоках вашего ума семена Пробуждения.Вы еще раз вспомните и закрепите все основные положения Ламрима в своем уме.

За подготовку материалов благодарим Владимира Демидова.

Если кто не знает, на сайте Архива Мудрости Ламы Еше (Lama Yeshe Wisdom Archive) накопилось достаточно много русских переводов книг Ламы Еше и Ламы Зопы Ринпоче — и старых (которые хотя и требуют повторного редактирования, Показать полностью… всё же прекрасны, глубоки и вообще нектар для сердца), и новых, буквально только-только из-под пера 🙂 Вот, например, последняя книга, которую я закончила переводить буквально на прошлой неделе: «Освобождение через понимание» — она, как и остальные, доступна для свободного скачивания https://www.lamayeshe.com/sites/default/files/ftu_rus..

P.S.Если среди вас есть переводчики/редакторы/филологи/лингвисты и вам приятно поучаствовать в хорошем и важном деле, напишите мне в личку, пожалуйста! Архиву Мудрости Ламы Еше всегда нужны волонтёры, а книги очень ждут грамотных редакторов)) Быть переводчиком и редактором в одном лице непросто — глаз замыливается)

Что делать со стрессом? Множество внешних условий могут вызвать стресс: страх потерять своего партнёра из-за смерти или измены, неудача в бизнесе, потеря работы, болезнь или страх не получить желаемого человека или объект.Показать полностью… Когда желания сосредоточены исключительно на счастье в этой жизни, вы беспокоитесь, что не получите удовольствие, которое ищете для себя.Такой неудовлетворённый, жаждущий ум – одна из главных причин стресса.

Главный метод борьбы со стрессом – смотреть на жизнь скорее позитивно, чем негативно.Позитивный взгляд на свои проблемы уже сам по себе медитация, трансформирующая ум в состояние счастья.Рассматривая преимущества своих проблем, вы освобождаете свой скованный, встревоженный ум и расслабляетесь в сердце.

Другой подход – медитировать, что вы испытываете проблемы от лица других.Думайте: «Я переживаю эту проблему от лица других существ.Вместо того, чтобы позволить бесчисленному количеству людей испытывать это, я один возьму все эти проблемы на себя, чтобы освободить от них других людей».Переживание проблемы таким образом сохраняет ваш ум счастливым и приносит пользу другим.
Есть особая медитация на любящей доброте и сострадании, в которой вы отдаете всё: ваше тело, ваше счастье – другим, и с великим состраданием берёте на себя все проблемы, в частности и те проблемы, которые испытываете сами.

Помните, что вы испытываете стресс, когда пытаетесь выполнить слишком много дел одновременно.Когда вы не можете со всем справиться, ваш ум теряет гибкость.Поэтому из всего списка дел сначала выбирайте то, что наиболее важно и принесёт наибольшую пользу.После этого, если остаётся время, выполните следующее по важности дело.Расставляя приоритеты таким образом, делайте то, что можете, и ощущайте удовлетворение.

Также важно думать о своих положительных качествах.Если вы считаете себя безнадёжным, вы впадаете в депрессию.Думайте о своей мудрости, образовании, сострадании, щедрости, помощи, которую вы оказываете другим.Хотя вы совершаете ошибки, вы обладаете множеством хороших качеств и большим потенциалом для помощи окружающим.Вы можете не чувствовать сострадание ко всем, но вы способны испытывать сострадание.Вспомните, как вы помогли кому-то и порадуйтесь этому.Смотря на жизнь позитивно и пытаясь быть довольным тем, что вы можете сделать для других, вы останавливаете чувство вины и депрессию и приносите счастье в вашу жизнь.

— Лама Сопа Ринпоче, выдающийся наставник и практик тибетского буддизма, ученик Его Святейшества Далай-ламы XIV, Кьябдже Триджанга Ринпоче и ламы Йеше, держатель передач традиций гелуг и ньингма, сооснователь монастыря Копан в Непале и духовный лидер ФПМТ — крупнейшей буддистской общины на Западе.

Совет, который лама Сопа Ринпоче дал давнему ученику по поводу длительного ретрита и развития шине (шаматхи).

Ученик:
«Моя болтливость — по-прежнему главное препятствие к концентрации.Мой ум легко отвлекается на все подряд.Показать полностью… Рассудком я способен различить эгоцентричность, желание, гнев, гордыню — все то, что заставляет меня отвлечься, но хотя я ясно вижу причины, мой ум по-прежнему блуждает.Я все более страшусь своей самсары.Но я по-прежнему настроен оптимистично и верю, что смогу добиться истинного отречения, подчинить свой ум и обрести концентрацию, и я с нетерпением жду, когда я снова смогу приступить к медитации шине».

Ответ Ринпоче:
«Мой дорогой Джон, мне жаль, что мой ответ на твое письмо занял столько времени.

Что касается твоих слов, постарайся думать так, как Его Святейшество Далай-лама советует западным людям на своих учениях: мы не должны ожидать быстрых результатов — по крайней мере, таких, которых можно достичь в течение нескольких лет; нужно не сдаваться, продолжать практику и результаты придут.Даже если путь займет миллиарды лет, нужно не отчаиваться, а продолжать практику.Результат придет, если вы терпеливы и настойчивы — это я добавляю от себя.

Кадампинский геше Тулвапа сказал (я не помню точную цитату, но ее смысл примерно таков), если ты планируешь продолжать медитировать о пути сотни лет, осознание придет.Вначале тебе может показаться, что путь к осознанию займет всего несколько лет.

Мне кажется, что медитация о пути состоит из накопления добродетели, практики очищения и собственно медитации о пути (ламрим), а также сосредоточенного обращения к гуру с преданностью, видения гуру как Будды.Если убрать все помехи, взрыхлить землю и избавиться от камней, взять почву, воду и семена, все, что будет посеяно, непременно взойдет.Таким образом, если создать условия, результат неизбежен: даже если молиться о том, чтобы не достичь пробуждения, оно все равно случиться, так как оно происходит из причин и условий, собранных вместе.Здесь условия — это отречение, бодхичитта, правильное воззрение и тому подобное.

Как я упомянул в начале, попробуй практиковать шине один год, затем посмотри, появились ли условия; если нет — поменяй практику.Продолжай практику в течение следующего полугода; если ничего не произойдет, тебе нужно ее сменить.

Затем, возможно, тебе нужно построить очень большую ступу (шучу).Может быть, ты построишь самую большую ступу в мире.Может быть, когда ступа будет завершена, пробуждение случится.Я думаю, это очень простой способ достичь пробуждения.Или, может, ты сможешь вместо этого воздвигнуть очень большой банан, и внутри него будет храм, на стенах изображения из жизни Будды и Миларепы, место для учений и медитаций, а также кофейня, лавка с мороженым, ресторан — все внутри огромного банана!

Как бы то ни было, боязнь самсары — это хороший знак, это выдающееся отречение.Эта ясная мысль — страх самсары и ощущение неотделимости от нее — то, что ведет нас к освобождению, а вместе с состраданием, желанием освободить живых существ, которые страдают в самсаре с безначальных времен, — к пробуждению.Это успех в твоем ретрите.

Кроме того, очень важны желание достичь пробуждения и вера в него.Чтобы обрести отречение, нужно избавиться от желаний, а для этого нужно в точности осуществить путь.Только тогда ты сможешь полностью отречься от причин желаний — отрицательных отпечатков.Для этого нужно пройти все те пути.Нельзя ожидать, что это произойдет в ближайшие несколько месяцев или лет, что ты сможешь взять и остановить все заблуждения.

Когда изучаешь самодовольный ум, гордыню и тому подобное, кажется, что их проявлений становится больше.Это хороший знак, так как обычно мы слишком погружены во внешние заботы (работу и так далее) и не видим себя, не видим своих заблуждений.Когда мы отправляемся на ретрит и заняты меньше, весь хлам всплывает наружу, и мы видим все свои ошибочные суждения и негативную карму, и что большинство наших действий совершены из-за самолюбия, и так далее.

Чтобы победить врага, нужно сперва изучить противника и ясно его видеть.Затем нужно разбомбить врага, нужно полностью его уничтожить.Только если тебе известно, кто вор, ты сможешь его поймать.Иначе, если ты не уверен, можно схватить кого-то другого.Если в доме вор, но ты считаешь его близким другом, ты не заметишь, как каждый день этот вор, этот враг крадет у тебя шанс достичь освобождения.Освобождение — это свобода от заблуждений.Итак, нам нужно уничтожить врага — заблуждения.Для того чтобы уничтожить их, нам нужно их распознать.

Если ты уже пробужден, ты не увидишь заблуждений.Если ты скала, дерево или гора, у тебя нет заблуждений.Но ты не скала, не дерево и не гора, поэтому у тебя есть заблуждения.С безначальных рождений до текущего момента ты испытывал страдания и так и не достиг пробуждения, а значит, ты не достиг освобождения от перерождений.Если кто-то достиг освобождения, он способен приносить пользу другим, и ему не придется больше страдать.

К примеру, чтобы избавиться от пятен на одежде, ее нужно постирать.Когда мы стираем, вся грязь вымывается.Такова последовательность действий.Сперва мы намыливаем одежду, а затем полощем ее, чтобы вымыть загрязнения.Точно так же во время ретрита мы ясно видим весь сор — заблуждения, самолюбивый ум и так далее.Это та стирка, которая нужна нам, чтобы достичь освобождения и пробуждения, чтобы, в свою очередь, освободить всех живых существ из океана самсарических страданий и пробудить их.Очень хорошо, что ты это понимаешь.

Точно так же иногда нам нужно посещать поликлинику, чтобы быть здоровыми: обследоваться, делать рентген или сдавать анализы — очень много анализов! — стул, мочу и слюну, как тебе, должно быть, известно.Правда, сера из ушей их вроде как не интересует — во всяком случае, я об этом не слышал.И слезы им тоже не интересны — никто не изучает слезы.Как и сопли — ну, или мне просто об этом неизвестно.

Все эти анализы нужны, чтобы обнаружить болезнь.Так врачи определяют, в чем заключается проблема, а затем решают, какие таблетки прописать, чтобы ее вылечить, чтобы быть здоровым и жить долго.Если источник болезни не искать, возникнут осложнения, которые могут привести к смерти.

Как ты уже знаешь, в начале практики шине нужно фокусироваться на объекте снова и снова, продолжая направлять свой ум на объект.Со временем ты будешь обнаруживать все больше проблем, все больше отвлечений и затягивающих мыслей, и очень важно возвращать свой ум к объекту снова и снова.На тибетском есть выражение «len tuchupa» — продолжать концентрацию, потому что обычно ты не замечаешь своих отвлечений — либо потому, что у тебя нет времени медитировать, и поэтому нет привычки замечать вещи, или потому, что вокруг слишком много отвлечений, и тебе не хватает времени заметить хоть что-нибудь.Это подобно заношенной одежде, которая кажется вполне чистой, пока не начнешь ее стирать.

Поэтому прошу, продолжай молиться и молись усердно.Особенно делай упор на преданность гуру, чтобы культивировать устойчивую и глубокую преданность гуру и чтобы видеть в гуру Будду.Затем, даже если ты сталкиваешься с препятствиями и трудностями, думай, что ты невероятно удачлив, думай, что это большая радость, что благодаря тому, что обнаруживается, можно достичь освобождения и пробуждения и пробудить всех живых существ, следуя совету Будды.Видеть гуру как Будду, культивировать глубокую преданность, раскаяться во всех прошлых ошибках — все это очень важно.И хорошо делать простирания, начитывая имена Тридцати пяти Будд, а также Ваджрасаттву вечером.

Недавно я слышал, что некоторые люди достигают шине за 20 дней.Похоже, причина не только в усердной медитации, но и в глубокой преданности гуру в прошлом.В любом случае, хорошо изучить раздел о шине в «Освобождении на вашей ладони», учения геше Джампа Вангду, «Ламрим ченмо», книги Ген Ламримпа, и любые другие книги, которые содержат советы по шине.

Лама сопа ринпоче

До тех пор, пока мы не осознаем, что наши проблемы — это всего лишь наша интерпретация тех или иных жизненных ситуаций, мы будем винить во всём окружающих, погоду или другие внешние условия, видя в них причину наших несчастий.Галлюцинаторные идеи, связанные с причинами наших невзгод, будут бушевать в нашем уме подобно пламени, делая жизнь ещё сложнее, а наши негативные мысли и поступки будут только раздувать этот огонь.

Внешний враг существует только в том случае, если внутри есть гнев.

Если вы прислушиваетесь к советам Будды – который обладает только состраданием к живым существам и у которого нет ни следа эгоцентричного ума, кто совершенен в силе, мудрости и сострадании, чей святой ум всеведущ – все что вы обретаете от этого, это только польза.

На самом деле, нет никакого внешнего врага.Существует причина, по которой люди причиняют нам вред, почему они злятся на нас или критикуют.Есть причина, для этого есть условие, и этим условием является наш ум.

Офис – это место для практики Дхармы.Когда вы идете в офис и работаете с людьми, необходимо осознавать, что это место для практики шести парамит.Шесть парамит очень подходят для обыденной жизни.Они вам дают защиту.В них все.

У нас есть невероятная возможность создать условия для счастья в этой жизни, счастья во всех будущих жизнях и для главного счастья – освобождения от сансары и просветления.

В буддизме мы не верим в создателя.Создателем являетесь вы сами, ваш ум.Ваш ум создает для вас ад и просветление, сансару и освобождение.

Есть большая разница между сознанием, чувствами и переживаниями кого-то, кто добавляет своё понимание Дхармы к собственной повседневной жизни, и теми, у кого этого нет.

На самом деле, часто выходит так, что обладание материальным богатством только усиливает неудовлетворённость, потому что становится ещё очевиднее, что ни у каких вещей нет способности пресечь страдания под корень.

Сансарные наслаждения мира людей и богов по своей природе являются страданиями.
Наш ум заблуждается, воспринимая их как наслаждения и настоящее счастье.

Забота о себе – врата всех падений,
Забота о своих (бывших) матерях – основа успеха.
Да сделаю я основой своей практики
Йогу, в которой ставят себя на место другого.

Вот хроническое заболевание – любовь к себе.
Это причина всех страданий.
Поняв это, пусть я смогу уничтожить
Этого демона эгоизма.

Рейтинг автора
Автор статьи
Светлана Кручинкина
Персональный тренер
Написано статей
122
Предыдущая статьяКак быстро избавиться от боков
Следующая статьяУпражнения йоги для шеи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here