Кто перевозил души умерших

Рассмотрим подробнее тему: Кто перевозил души умерших - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
63

Перевозчик Харон.Мифология античного мира

Античная мифология – это отдельная часть литературы, которая завораживает читателя своим богатым миром и красивым языком.Помимо интереснейших сюжетов и сказаний о героях, в ней отображены основы мироздания, указано место человека в нем, а также его зависимость от воли богов.Божества же, в свою очередь, часто бывали похожими на людей с их страстями, желаниями и пороками.Особенное место занимал Харон – мифология предопределила ему место перевозчика между миром живых и мертвых.

Как выглядел мир?

Мы рассмотрим более детально, кем был и как выглядел Харон.Мифология античного мира четко указывает на то, что на самом деле существует сразу три света: подземный, надземный и подводный.Хотя подводный можно смело отнести к наземному миру.Итак, этими тремя царствами управляли три брата, равных по силе и значимости: Зевс, Посейдон и Аид у греков (Юпитер, Нептун и Плутон у римлян).Но все же главным считался Зевс Громовержец, однако он не лез в дела своих братьев.

Люди населяли мир живых – царство Зевса, но после смерти их тела предавались могиле, а душа отправлялась в обитель Аида.И первым человеком, если можно так сказать, которого душа встречала по пути в ад, был Харон.Мифология считает его одновременно и перевозчиком, и стражником, и налоговым инспектором.Наверное, потому, что он зорко следил, чтобы в его лодку не сели живые люди, души не возвращались назад, а за свою работу он брал определенную плату.

Античная мифология: Харон

Сын Эреба и Никты, Темноты и Ночи, перевозчик из подземного мира имел лодку, исковерканную червями.Принято считать, что души он перевозил через реку Стикс, но, по другой версии, он плавал по речке Ахерон.Чаще всего он описывался стариком весьма мрачным, одетым в рубище.

Данте Алигьери, творец «Божественной комедии», поселил Харона в первом кругу ада.Вероятно, именно здесь несла свои воды та подземная речка, которая разделяла мир живых и мертвых.Вергилий выступал проводником Данте и велел перевозчику взять в свою лодку поэта живым.Каким предстал перед ним, как выглядел Харон? Мифология римская не противоречит эллинской: старик имел устрашающий вид.Его косы были растрепаны, спутаны и седы, глаза горели свирепым огнем.

Есть еще один нюанс, который упоминает мифология: Харон перевозил души мертвых только в одну сторону и только тех людей, которые были похоронены в могилах с выполнением всех обрядов.И одним из обязательных условий было снабдить покойника монеткой, которой тот мог расплатиться с перевозчиком.Обол клали мертвому под язык, и вероятно, что без денег нельзя было попасть в древний ад.

Харон и живые люди

Теперь читатель знает, как выглядел Харон (мифология).Фото, конечно, отсутствует, но многие художники изобразили на своих полотнах мрачного бога-старика из подземного мира.Как известно, перевозчик без проблем сажал в свою ладью мертвые души, беря за это плату.Если попадались души, не имеющие обола, то им приходилось ждать сто лет, чтобы попасть на тот берег бесплатно.

Однако были и живые люди, которые по своей воле или по чужой отправлялись в Аид раньше своего времени.В «Энеиде» Вергилия говорится, что пропуском для них могла служить только ветвь с золотого дерева, растущего в роще Персефоны (супруга Аида).Именно ею воспользовался Эней по подсказке Сивиллы.

Хитростью заставил перевезти себя на другой берег Орфей: звукам его золотой кифары не мог сопротивляться никто из мира живых и мертвых, ни боги, ни смертные.Геракл, совершая один из своих подвигов, также приходил в Аид.Но ему помог бог Гермес – приказал доставить к владыке мира мертвых.По другой версии, герой силой вынудил Харона перевезти его, за что перевозчик потом был наказан Плутоном.

Харон в искусстве

Харон в мифологии появился не сразу.Гомер в своих эпосах о нем не упоминал, но уже в конце 6 в.до н.э.этот персонаж появился и прочно занял свое место.Его часто изображали на вазах, его образ использовали в пьесах (Аристофан, Лукиан, Продик).Нередко и художники прибегали к этому персонажу.А гениальный художник эпохи Возрождения Микеланджело, работая над оформлением Сикстинской капеллы в Ватикане, нарисовал Харона на полотне «День страшного суда».Мрачное божество античного мира и здесь делает свою работу, только перевозит души грешников, а не всех мертвых подряд.

Перевозчик душ

Загробный мир располагается, как правило, за водным пространством — рекой или морем.Даже в небесный мир умерших доставляет небесная ладья, например ладья Солнца в египетских мифах.

Самым известным перевозчиком на тот свет является, конечно, греческий Харон.Он сохранил свое место даже в Дантовом аду.В греческом мифе и обряде, достаточно рационализированном законами античного полиса (которыми регулировался и погребальный обряд), Харону положено было платить за перевоз монету (обол), которую клали мертвецу под язык.Это обычай распространился у многих народов мира.Гермес — вестник богов, знавший все пути, считался проводником душ к границе Аида.

Души женихов Пенелопы, убитых Одиссеем, Гермес вызывает из тел и, взмахнув своим волшебным золотым жезлом — кадуцеем, отводит их в преисподнюю: души с визгом летят за ним.Гермес ведет души женихов

…к пределам тумана и тленья;

Мимо Левкада скалы и стремительных вод океана,

Мимо ворот Гелиосовых, мимо пределов, где боги

Сна обитают, провеяли тени на Асфодилонский

Луг, где воздушными стаями души усопших летают 15.

Оказавшийся у Стикса без денег должен был либо скитаться по его мрачному берегу, либо искать обходной брод.Харон также был стражем Аида и перевозил через Стикс только тех, кто был удостоен правильного погребального обряда.

Стикс ограничивает Аид с запада, принимая в себя воды притоков Ахерона, Флегетона, Кокита, Аорнита и Леты.Стикс, что значит «ненавистный», — это ручей в Аркадии, воды которого считались смертельно ядовитыми; в Аид его стали «помещать» только поздние мифографы.Ахеронт — «поток печали» и Кокит — «стенающий» — эти названия призваны показать неприглядность смерти.Лета означает «забытье».Флегетон — «пылающий» — относится к обычаю кремации или к поверью, что грешники сгорают в потоках лавы.

Лишь самые могучие герои — Геракл и Тесей — могли заставить Харона живыми перевезти их в Аид.Эней смог проникнуть туда благодаря тому, что пророчица Сибилла показала Харону золотую ветвь из сада богини преисподней Персефоны.Другому стражу преисподней — чудовищному псу Церберу (Керберу) она бросила лепешку со снотворным.Каждый умерший должен был иметь при себе медовую лепешку, чтобы отвлечь этого пса с тремя головами и змеиным хвостом, все туловище которого также было усеяно змеями.Цербер сторожил, однако, не столько вход на тот свет, сколько выход: следил, чтобы души не вернулись в мир живых.

Естественно, что в мифах и обрядах народа, отделенного от материка морем, — скандинавов часто встречается мотив погребальной ладьи при переправе на тот свет.

В «Саге о Вёльсунгах» герой Сигмунд, потомок Одина, берет труп сына Синфьётли и бредет с ним неведомо куда, пока не приходит к фьорду.Там он встречает перевозчика с малым челном.Тот спрашивает, не хочет ли Сигмунд перевезти тело на другой берег.Конунг соглашается, но места для Сигмунда в челноке не хватило, и, как только таинственный перевозчик взял Синфьётли, челн тут же исчезает.То был, конечно, Один, взявший своего потомка в Вальхаллу.

Харон (мифология)

Харо́н (др.-греч.Χάρων — «яркий») в греческой мифологии 1 — перевозчик душ умерших 2 через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых).

Изображался мрачным старцем в рубище.Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком).Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле.Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти.Ни при каких условиях обратно не перевозит.

В искусстве

Упоминался в поэме Продика из Фокеи «Миниада» 4 .Изображен на картине Полигнота в Дельфах, перевозчик через Ахеронт 5 .Действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки».

Упоминается в песне Китона Хенсона (англ.Keaton Henson ) — Charon.источник не указан 251 день

Роман венгерского писателя Дюлы Ийеша называется «В ладье Харона или симптомы старости».Писатель размышляет о важнейших проблемах человеческого бытия, о смысле жизни, о торжестве человеческого разума, о радости свободного творческого труда.

Примечания

  1. Мифы народов мира.М., 1991-92.В 2 т.Т.2.С.584
  2. Еврипид.Алкестида 254; Вергилий.Энеида VI 298—304
  3. Любкер Ф.Реальный словарь классических древностей.М., 2001.В 3 т.Т.1.С.322
  4. Павсаний.Описание Эллады X 28, 2; Миниада, фр.1 Бернабе
  5. Павсаний.Описание Эллады X 28, 1

Wikimedia Foundation .2010 .

Смотреть что такое «Харон (мифология)» в других словарях:

Харон — Харон: Харон (спутник) крупнейший спутник Плутона Харон (мифология) в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс в Аид.Charon: Charon (браузер) браузер операционной системы Inferno.Charon (группа) … … Википедия

Орк (мифология) — Аид Аид Бог подземного мира Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Плутон, Дит Отец: Кронос Мать: Рея … Википедия

Плутон (мифология) — Аид Аид Бог подземного мира Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Плутон, Дит Отец: Кронос Мать: Рея … Википедия

ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ — Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа.Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э.м.… … Энциклопедия мифологии

Этрусская мифология — спорность и невыясненность энтогенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа.Сравнение ее с миф.др.древ.народов позволяет с достаточ.уверенностью утверждать, что истоки Э.м.уходят в … Древний мир.Энциклопедический словарь

Плутон — У этого термина существуют и другие значения, см.Плутон (значения).Плутон … Википедия

Плутон (карликовая планета) — Плутон Изображение Плутона, соз … Википедия

Плутон (планета) — Плутон Изображение Плутона, построенное по результатам наблюдения с Земли изменений блеска Плутона во время затмения Хароном, приблизительно в истинном цвете и с максимально доступным разрешением.Сведения об открытии Дата открытия 18 февраля… … Википедия

Психопомп — (греч.ψυχοπομπός «проводник душ») существо, дух, ангел или божество, во многих религиях ответственное за сопровождение душ умерших в иной мир.В греческой мифологии прозвище бога Гермеса, провожающего души умерших в Аид.Роль… … Википедия

Max Payne — Разработчик Remedy Entertainment (WIN) Rockstar Toronto (PS2) … Википедия

  1. Вы здесь:
  2. Главная
  3. Загробный мир
  4. Загробный мир 9.Перевозчик

Загробный мир 9.Перевозчик

В тех случаях, когда река преграждала вход в загробный мир, душа умершего могла переправиться через ее воды несколькими способами: переплыть, переправиться на челне, перейти по мосту, перебраться с помощью животного или на плечах божества.Представляется, что древнейшим способом переправы через реальную и не слишком глубокую реку, был переход ее вброд.В этом случае, вероятнее всего, что детей, больных и ослабевших молодые и сильные мужчины переносили на себе, чтобы их не унесло течением.Возможно, этот древнейший способ переправы лег в основу саги о Торе, перенесшем через «шумные воды» Орвандилла Смелого.Сюжет этот был в дальнейшем переработан в христианском духе и стал известен как история о св.Христофоре, т.е.носителе Христа.Вкратце история эта такова.

Великан по имени Оферуш занимался тем, что переносил на себе странников через бурный и стремительный поток, «в глубине которого тонул всякий, кто хотел переправиться на другую сторону».Однажды по просьбе ребенка-Христа, он стал переносить его на плечах через бурлящий поток и почувствовал неимоверную тяжесть на своих плечах.Обратившись к ребенку, великан спросило в страхе, отчего ему так тяжело, будто он поднял на свои плечи целый мир.»Ты поднял того, кто сотворил мир!» — ответил ему ребенок.»Западные народы представляют св.Христофора великаном со страшным лицом и такими же красными волосами, какие были у Тора.Восточные же предания дают св.Христофору песью голову, с которою он изображался и на древних иконах».(1) Однако упоминание о потоке, в котором тонул каждый, вошедший в него, и переносчике через поток, прозрачно намекают на реку, ведущую к загробному миру, которую никто из живых не может переплыть, и ни один из мертвых не может преодолеть, чтобы вернуться к живым, и перевозчика и стража этой реки, переносящего души на другой берег.

Представлялось, что река, мост или вход в загробный мир охранялись, и стражами выступали либо антропоморфные существа, либо животные.В нганасанской мифологии души умерших переправляются самостоятельно – вплавь.И подходы к селению мертвецов никто не охраняет.Орочи изготавливали гроб из старой лодки, а ханты хоронили своих умерших в лодке, распиленной поперек: одна часть служила гробом, другая – крышкой.Изображение человека, сидящего в рыбацком челне без весел означало отправку в нижний мир.Интересно, что в маньчжурской мифологии дух Дохооло агэ («хромой брат»), одноглазый и кривоносый, на половине лодки переправляет души умерших через реку в царство мертвых, гребя половинкой весла.Эта ущербность тела и половинчатость плавательного средства указывают на то, что сам перевозчик был мертвецом.Возможно, маньчжурская мифология сохранила древнейшее представление о самом перевозчике, как об умершем.

В других мифологических системах в этой роли выступает человек без внешних признаков причастности потустороннему миру, разве что неряшливый и старческий вид Харона, или повернутая назад голова египетского перевозчика, делают возможным сделать подобное предположение.Однако в мифологических представлениях нганасан, орочей и хантов не фигурируют стражники загробного мира.У эвенков допуск души умершего в загробный мир буни зависел от его хозяйки: по ее распоряжению один из мертвецов садился в лодку-берестянку и плыл к противоположному берегу, чтобы забрать душу и переправить ее в буни.Ни специального перевозчика, ни стражника.Но в мифологических представлениях эвенков у реки, соединяющей все три мира, был хозяин, ее владетель и страж — калир.гигантский лось с рогами и рыбьим хвостом, хотя он и не играл никакой роли при переправе в загробный мир.

В мифологических представлениях других народов уже заметна «специализация»: мотив собственности на лодку указывает на то, что в основу образа перевозчика в загробный мир легло представление о реально существовавших людях, работа которых состояла в перевозе людей через реку.Так у «загробной» лодки появился хозяин, а когда люди научились строить мосты, возникло представление о хозяине и страже моста.Не исключено, что и оно появилось от того, что первоначально, возможно, за проход по мосту взималась плата, аналогичная взимаемой за перевоз.

У манси таким перевозчиком представлялся сам бог подземного мира – Куль-отыр, от прикосновения к черной шубе которого, человек заболевал и умирал.В шумеро-аккадской мифологии существовало представление о непогребенных душах мертвых, возвращавшихся на землю и приносящих беду.Души погребенных умерших переправлялись через «реку, которая отделяет от людей» и является границей между миром живых и миром мертвых.Переправлялись души через реку на лодке перевозчика подземного мира Ур-Шанаби или демона Хумут-Табала.Перевозчик Ур-Шанаби считался супругом богини Нанше, написание имени которой включало в себя знак «рыба».Она почиталась как предсказательница и толковательница снов.Шумеры хоронили покойника с определенной суммой в серебре, «которую он должен был отдать в качестве платы за перевоз «человеку того берега реки»».(4)

В финской мифологии роль перевозчика через реку выполняла дева Маналы, в германо-скандинавской дева Модгуг была стражем моста, в иранской – красивая девушка с двумя собаками, встречала умершего у моста и переводила на другую сторону.(Videvdat, 19, 30).В поздних зороастрийских текстах Сраоша, вооруженный копьем, булавой и боевым топором, встречал душу умершего у моста Чинват, ведущего в загробный мир, и переводил ее за мзду печеными хлебцами.

В египетской мифологии, плывя на лодке, умерший фараон мог достичь восточной части неба.«Перевозить умершего должен был особый перевозчик, который в «Текстах пирамид» назван «смотрящим позади себя»».(5) Его же называли «перевозчиком поля камыша» — сехет иару, желанного места пребывания богов на востоке.Однако у древних египтян существовало также представление и о загробном мире, находящемся на западе.Богиней запада, т.е.царства мертвых, была Аментет.Она протягивала умершим руки, встречая их в стране мертвых.Почти такое же имя — Аминон — носила стражница моста, ведущего в страну мертвых, в осетинской мифологии.Она спрашивала умерших, что они сделали при жизни хорошего и что плохого, и в соответствии с ответом указывала им путь в ад или рай.

Наконец, в греческой мифологии перевозчиком душ через реку и ее стражем был Харон: «Воды подземных рек стережет перевозчик ужасный — / Мрачный и грозный Харон.Клочковатой седой бородою / все лицо обросло – лишь глаза горят неподвижно, / Плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно, / Гонит он лодку шестом и правит сам парусами, / Мертвых на утлом челне через темный поток перевозит./ Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу».(6) Перевозчику полагалась плата, поэтому в рот покойнику вкладывали монету.В погребальной обрядности русских деньги, чтобы заплатить за перевоз, бросали в могилу.Также поступали и вепсы, бросая в могилу медные деньги, однако, по мнению большинства информаторов это делалось для выкупа места для покойника.Ханты бросали в воду несколько монеток, божествам – владетелям мыса, приметных скал, камней мимо которых они проплывали.

Кто перевозил души умерших

Поиск по сайту:

Новые статьи

Статистика

Харон, перевозчик душ мертвых, сын бога тьмы и богини ночи

Харон, греч.— сын бога вечной тьмы Эреба и богини ночи Никты, перевозчик мертвых в загробное царство.

При таком мрачном происхождении и роде занятий можно не удивляться, что Харон был грубым и ворчливым стариком.За­нимался перевозом через реку Стикс или Ахерон, причем только в загробное царст­во, но не в обратном направлении.Харон пере­возил только души умерших, погребенных по всем правилам; души непогребенных были обречены вечно скитаться по берегам загробных рек или, по менее строгим представлениям, хотя бы сто лет.За перевозку Геракла, который одним из немногих жи­вых попал в загробное царство, Харон целый год работал в оковах по приказу Аида.За доставку душ умерших в аид Харон требовал вознаграждения.Поэтому греки клали по­койникам под язык монету (один обол).Зачем Харон нужны были деньги в загробном мире — этого никто не знал.Во всяком случае, все отмечают грязный и оборван­ный вид, этого странного бога (а Харон дейст­вительно был богом), его клочковатую не­стриженую бороду.Обычай снабжать по­койников деньгами на дорогу сохранялся в греко-римском мире еще долго после по­беды христианства и проник в погребаль­ные обычаи других народов.

Античные художники обычно изобража­ли Харона на надгробных рельефах и вазах, например, на афинском кладбище Керамеикос и в других местах погребения.Воз­можно, Харона изображает и большой наскаль­ный рельеф у былой Антиохии, нынешней Антакии в южной Турции.

Харон как перевозчик мертвых присутствует также на знаменитом «Страшном суде» Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане (см.фрагмент выше).

У В.А.Жуковского в стихотворении «Жалоба Цереры»:
«Вечно ходит челн Харона,
Но лишь тени он берет.»

Рене МЕНАР

Глава 6
Царство мертвых бога Аида

Реки Аида Стикс и Ахеронт.— Перевозчик Харон.— Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина).— Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант.— Тройственная богиня Геката.— Богиня Немезида.— Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота.— Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона.— Бочка Данаид.— Миф об Елисейских полях (Элизиуме).

Царство мертвых бога Аида

Реки Аида Стикс и Ахеронт.— Перевозчик Харон.— Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина).— Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант.— Тройственная богиня Геката.— Богиня Немезида.— Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота.— Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона.— Бочка Данаид.— Миф об Елисейских полях (Элизиуме).

Реки Аида Стикс и Ахеронт

Согласно мифам древней Греции, на земном шаре были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними.В такой стране поместили древние греки вход в Тартар — подземное царство бога Аида (Плутона), царство мертвых греческой мифологии.

Царство бога Аида орошали две реки: Ахеронт и Стикс.Именем реки Стикс клялись боги, произнося клятвы.Клятвы рекой Стикс считались ненарушимыми и страшными.

Река Стикс катила свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибала царство Аида.

Перевозчик Харон

Харон, перевозчик душ умерших, с веслом и в лодке.Древнегреческий лекиф, V в.до Р.Х., Лувр, Париж.
<Фото: (Creative Commons license): mararie>

Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком Хароном.Мифы древней Греции описывают Харона в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, Харон одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения Харон безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий).

Античное искусство так редко изображало перевозчика Харона, что тип Харона стал известен только благодаря поэтам.Но в средние века мрачный перевозчик Харон фигурирует на некоторых памятниках искусства.Микеланджело поместил Харона в своем знаменитом произведении «День Страшного суда», изобразив Харона перевозящим грешников.

За провоз через реку Ахеронт надо было платить перевозчику душ.Верование это так укоренилось среди древних греков, что мертвым клали в рот мелкую греческую монету обол для платы Харону.Древнегреческий писатель Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве Аида, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон, и они могли бы вновь вернуться к живущим».

Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их пес Аида Цербер (Кербер), обладающий тремя головами.Лай Цербера так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли.

Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина)

Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант

Затем тени умерших должны были предстать перед богом Аидом (Плутоном), царем Тартара, и богиней Персефоной (Прозерпиной), супругой Аида.Но бог Аид (Плутон) не судил мертвых, это исполняли судьи Тартара: Минос, Эак и Радамант.По словам Платона, Эак судил европейцев, Радамант — азиатов (Радаманта всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса, судить и решать сомнительные случаи.

Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Аида (Плутона).Посреди находится дом Аида.Сам бог Аид, властелин преисподней, сидит на троне, держа в руке скипетр.Подле Аида стоит Персефона (Прозерпина) с зажженным факелом в руке.Наверху, по обе стороны дома Аида, изображены праведники, а ниже: направо — Минос, Эак и Радамант, налево — Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сизифа по скале, которую он катит.

Тройственная богиня Геката

Богине Персефоне (Прозерпине) не было, по мифам древней Греции, дано активной роли в царстве Аида.Богиня Тартара Геката призывала богинь мщения Фурий (Эвменид), которые схватывали и овладевали грешниками.

Богиня Геката была покровительницей волшебства и заклинаний.Богиню Гекату изображали в виде трех соединенных вместе женщин.Этим как бы аллегорически поясняется, что власть богини Гекаты распространялась на небо, землю и царство Аида.

Первоначально Геката не была богиней Аида, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Зевса (Юпитера).Ревнивая богиня Гера (Юнона) стала Гекату преследовать.Богиня Геката должна была укрыться от Геры под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой.Зевс приказал очистить богиню Гекату в водах реки Ахеронта, и с тех пор Геката стала богиней Тартара — подземного царства Аида.

Богиня Немезида

Немезида, богиня возмездия, исполняла в царстве бога Аида почти такую же роль, как богиня Геката.

Богиня Немезида изображалась с согнутой у локтя рукой, чем намекалось на локоть — меру длины в античности: «Я, Немезида, держу локоть.Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры».

Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота

Древнегреческий автор Павсаний описывает картину художника Полигнота, изображающую царство мертвых: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт.Берега Ахеронта покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы.На реке лодка, в лодке гребет перевозчик Харон.Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон.Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит.Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения.В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в царстве Аида нечестивца, как одного из страшнейших грешников».

Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона

Почти не сохранилось в искусстве античности изображения царства мертвых.Только из описаний античных поэтов знаем мы о некоторых грешниках и о пытках, которым они подвергались в царстве мертвых за свои преступления.Например,

  • Иксион (колесо Иксиона),
  • Сизиф (Сизифов труд),
  • Тантал (Танталовы муки),
  • дочери Даная — Данаиды (бочка Данаид).

Иксион оскорбил богиню Геру (Юнону), за что в царстве Аида был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось (колесо Иксиона).

Танталовы муки, Сизифов труд, колесо Иксиона: мучения грешников античной мифологии в царстве Аида.

Разбойник Сизиф должен был вкатывать в царстве Аида огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник Сизиф, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу (Сизифов труд).

Тантал, царь Лидии, вздумал испытать всеведение богов.Тантал пригласил богов на пир, зарезал своего родного сына Пелопса и приготовил из Пелопса кушанье, думая, что боги не узнают, какое ужасное блюдо стоит перед ними.Но только одна богиня Деметра (Церера), удрученная горем вследствие исчезновения дочери Персефоны (Прозерпины), съела нечаянно кусок плеча Пелопса.Зевс (Юпитер) приказал богу Гермесу (Меркурию) собрать куски Пелопса, соединить их вновь и оживить ребенка, а недостающее плечо Пелопса сделать из слоновой кости.Тантал за его каннибальский пир был приговорен в царстве Аида стоять по горло в воде, но — лишь только Тантал, мучимый жаждой, хотел напиться — вода уходила от него.Над головой Тантала в царстве Аида висели ветки с прекрасными плодами, но стоило Танталу, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес (Танталовы муки).

Бочка Данаид

Данаиды.Джон Уильям Уотерхаус, 1903 г.

Одна из самых интересных пыток в царстве Аида, которую придумало богатое воображение древних греков, — та, которой были подвергнуты дочери Даная (Данаиды).

Два брата, потомки несчастной Ио, Египет и Данай, имели: первый — пятьдесят сыновей, а второй — пятьдесят дочерей.Недовольный и возмутившийся народ, подстрекаемый сыновьями Египта, заставил Даная удалиться в Аргос, где он научил народ рыть колодцы, за что был избран царем.Вскоре в Аргос пришли сыновья его брата.Сыновья Египта стали добиваться примирения с дядей Данаем и пожелали взять его дочерей (Данаид) себе в жены.Данай, видя в этом возможность сразу отомстить своим врагам, согласился, но уговорил своих дочерей убить в брачную ночь мужей.

Все Данаиды, кроме одной, Гипермнестры, исполнили приказание Даная, принесли ему отрубленные головы мужей и похоронили их в Лерне.За это преступление Данаиды были приговорены в Аиде вечно наливать воду в бочку, не имеющую дна.

Полагают, что миф о бочке Данаид как бы намекает на то, что Данаиды олицетворяют реки и источники той страны, высыхающие там каждое лето.Античный барельеф, сохранившийся до наших дней, изображает пытку, которой подвергаются Данаиды.

Миф об Елисейских полях (Элизиуме)

Противоположностью страшному царству Аида являются Елисейские поля (Элизиум), местопребывание безгрешных.

На Елисейских полях (в Элизиуме), по описанию римского поэта Вергилия, леса вечно зеленые, поля покрыты роскошными жатвами, воздух чист и прозрачен.

Одни блаженные тени на мягкой зеленой траве Елисейских полей упражняют свою ловкость и силу в борьбе и играх; другие, ритмично ударяя палками о землю, скандируют стихи.

Орфей, играя на лире в Элизиуме, извлекает из нее гармоничные звуки.Тени также лежат под сенью лавровых деревьев и прислушиваются к веселому журчанию прозрачных источников Елисейских полей (Элизиума).Там, в этих блаженных местах, находятся тени раненых воинов, сражавшихся за отечество, жрецов, сохранивших всю жизнь целомудрие, поэтов, которых бог Аполлон вдохновлял, всех, кто посредством искусства облагораживал людей, и тех, благодеяния которых оставили память о себе, и все они увенчаны белоснежной повязкой безгрешных.

Блoг Энмеркара

Опубликовано Воскресенье, 5 Апрель, 2009, автор Энмеркар

В наших разговорах о развоплощении мы уже упоминали мрачноватую фигуру, которая необходима для пересечения развоплощающейся сущностью Грани Миров.Многие народы видели Грань миров в виде реки, нередко — огненной (например, славянская Речка-Смородинка, греческие Стикс и Ахерон и т.п.).В связи с этим, понятно, что и существо, переводящее души через эту грань, нередко воспринималось в образе лодочника-перевозчика.
Река эта — Река забвения, и переход через нее означает не только перемещение души из мира живых в мир мёртвых, но и разрыв всякой связи, памяти, привязанности к Надземному миру.Именно поэтому это — Река без возврата, ведь нет больше мотивов для ее пересечения.Понятно, что функция Перевозчика, осуществляющего этот разрыв связей, критически важна для процесса развоплощения.Без его работы душа будет снова и снова притягиваться к местам и людям, дорогим для нее, и, следовательно, превратится в утукку — бродячего мертвеца.

Являясь проявлением Великого Стража Порога, Перевозчик душ — необходимый участник драмы смерти.Необходимо отметить, что Перевозчик является односторонним двигателем — он только увозит души в царство мертвых, но никогда (за исключением редких мифологических казусов) не возвращает их обратно.

Первыми обнаружили необходимость этого персонажа древние шумеры, у которых функцию такого проводника выполнял Намтарру — посол царицы царства мертвых Эрешкигаль.Именно по его приказу демоны-Галлу забирают душу в царство мертвых.Необходимо отметить, что Намтарру был сыном Энлиля и Эрешкигаль, то есть занимал довольно высокое положение в иерархии богов.

Египтяне также широко использовали образ перевозчика в рассказах о посмертном путешествии души.Эту функцию, среди прочих, приписывали Анубису — Владыке Дуата, первой части загробного мира.Интересна параллель между собакоголовым Анубисом и Серым Волком — Проводником в потусторонний мир славянских преданий.Кроме того, недаром и Семаргл, Бог Открытых Врат, также изображался в облике Крылатого Пса.Облик Сторожевого Пса миров — один из древнейших опытов столкновения с двойственной природой Порога.Собака часто была проводником души, и ее нередко приносили в жертву у гробницы, чтобы она сопровождала умершего в дороге на тот свет.Эту функцию Стража у греков перенял Цербер.

У этрусков вначале роль Перевозчика выполнял Турмас (греческий Гермес, сохранивший эту функцию психопомпа — водителя душ и в позднейшей мифологии), а затем — Хару (Харун), который, видимо и воспринялся греками как Харон.Классичесая мифология греков разделила представления о Психопомпе («проводнике» душ, ответственном за покидание душами проявленного мира, важность чего мы уже обсуждали) и Перевозчике, осуществляющем функцию стража — Привратника.Гермес Психопомп в классической мифологии усаживал своих подопечных в ладью Харона.Интересно, что Гермес-Психопомп нередко изображался в образе Кинокефала — собакоголового.

Старец Харон (Χάρων — «яркий», в смысле «Сверкающий глазами») — наиболее известная персонификация Перевозчика в классической мифологии.Впервые имя Xарона упоминается в одной из поэм эпического цикла — Миниаде.
Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком).Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается по настоящее время.Харон перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле.У Виргилия Xарон — покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в грязной одежде.Охраняя воды реки Ахерона (или Стикса), он с помощью шеста перевозит на челноке тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения, отгоняет от берега.По легенде, Xарон был на год закован в цепи за то, что перевез через Ахерон Геракла.Как представитель подземного царства, Xарон позднее стал считаться демоном смерти: в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов.

Северная мифология, хотя и не акцентирует внимание на реке, окружающей миры, тем не менее, знает о ней.На мосту через эту реку (Гьёлль), например, Хермод встречается с великаншей Модгуд, пропускающей его в Хель, и, видимо, через эту же реку Один (Харбард) отказывается перевозить Тора.Интересно, что в последнем эпизоде сам Великий Ас принимает на себя функцию Перевозчика, что еще раз подчеркивает высокий статус этой обычно малозаметной фигуры.Кроме того, тот факт, что Тор оказался на противоположном берегу реки, указывает на то, что, кроме Харбарда, существовал и другой лодочник, для которого такие переправы были обычным делом.

В средние века идея Перевоза душ нашла развитие и продолжение.Прокопий Кесарийский, историк Готской войны (VI в.), приводит рассказ о том, как души умерших отправляются по морю к острову Бриттия: « Вдоль побережья материка живут рыбаки, купцы и хлебопашцы.Они подданные франков, но не платят податей, потому что с незапамятных времён на них лежит тяжёлая обязанность перевозить души умерших.Перевозчики каждую ночь ждут в своих хижинах условного стука в дверь и голоса невидимых существ, зовущих их на работу.Тогда люди немедленно встают с постелей, побуждаемые неведомой силой, спускаются к берегу и находят там лодки, но не свои, а чужие, совершенно готовые отправиться в путь и пустые.Перевозчики садятся в лодки, берутся за вёсла и видят, что от тяжести многочисленных невидимых пассажиров лодки сидят глубоко в воде, на палец от борта.Через час они достигают противоположного берега, а между тем на своих лодках им едва ли удалось бы одолеть этот путь и в целые сутки.Достигнув острова, лодки разгружаются и становятся столь лёгкими, что один только киль касается воды.Перевозчики никого не видят на своём пути и на берегу, но слышат голос, который называет имя, звание и родство каждого прибывшего, а если это женщина, то и звание её мужа ».

Христианство вводит для объяснения рассматриваемого момента развоплощения образ Ангела Смерти, часто известного под именем Азраила (древнеевр.«Бог помог»).В христианстве ангелом смерти иногда называют архангела Гавриила.В любом случае, признается необходимость существа, помогающего преодолеть порог между жизнью и смертью.

Таким образом, помимо Проводника, помогающего душе пройти путь от жизни к смерти, на этом пути необходима фигура, делающая этот процесс необратимым.Именно эта функция Перевозчика душ делает его самым мрачным персонажем процесса развоплощения.

Кто перевозил души умерших

Девятая и заключительная серия обзора древнегреческих богов, героев и мифических существ.В заключительном обзоре Вы узнаете, кто перевозил души умерших через реки подземного мира, кто такая Химера и циклопы.Услышите легенду об Орфее и Эвридике, узнаете как звали отца Тесея, за что отвечали музы Эрато и Эвтерпа, чем прославился Эней и Ясон, кто такие Эринии и многое другое.

Харон – престарелый паромщик, переправлявший души умерших через реки подземного мира к месту их последнего упокоения.Перевозил души лишь в случае должного отправления всех погребальных обрядов и за плату в один обол.Перед похоронами греки клали в рот умершему монету, чтобы тот смог рассчитаться с Хароном.

Химера – огнедышащее чудовище с головой льва, телом козы и змеиным хвостом.Порождение Тифона и Ехидны.Была убита Беллерофонтом.

Хирон – мудрый и добрый кентавр, был учителем Ахилла, Ясона и Асклепия.Случайно был убит Гераклом и стал созвездием Стрельца.

Циклопы – гигантские одноглазые существа, потомство Урана и Геи.

Эвмей – преданный свинопас Одиссея, который принял его в своей хижине по возвращении из странствий.

Эвридика – жена Орфея, спасаясь от преследований Аристея, она была ужалена змеей, умерла и спустилась в подземный мир.Орфей последовал за ней и уговорил Гадеса отпустить ее вместе с ним.В качестве условия Орфей не должен был оглядываться на Эвридику до тех пор, пока они не покинут пределы подземного царства.Орфей нарушил это условие и потерял жену навсегда.

Эвтерпа — одна из муз, покровительница игры на флейте и музыки.

Эгей – один из первых царей Афин и отец Тесея.В его честь было названо Эгейское море.

Эней – троянский герой, сын Анхиса и Афродиты.Его образ связывают с мифическим основанием Рима.

Эрато – одна из муз, покровительница любовной поэзии.

Эринии – духи наказания и мести, эриннии мстили за преступления по отношению к родственникам.Считалось, что они вызывают у преступника муки совести и раскаяния, которые сводят его с ума.Порождения Геи и Урана.

Эрот – бог любви и плодородия.В Афинах ему посвящался каждый четвертый день месяца.По некоторым легендам сын Ириды и Зефира.

Эхо – нимфа, которая отвлекла разговором Геру, когда та пыталась следить за Зевсом.В качестве наказания Гера лишила Эхо нормальной речи и сделала так, что она могла только повторять слова, сказанные другими.Эхо влюбилась в Нарцисса и когда он ее отверг – зачахла, так что от нее остался только голос.

Ясон – сын царя Эсона, предводитель аргонавтов.Искали Золотое руно в Калхиде.Был убит упавшим на него обломком корабля «Арго», под которым он спал.

Рейтинг автора
Автор статьи
Влада Кожевина
Психолог
Написано статей
789
Предыдущая статьяВегетарианство и грудное вскармливание
Следующая статьяТаволга что это такое

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here