Колесо сансары это

Рассмотрим подробнее тему: Колесо сансары это - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
64

Колесо сансары: что это значит?

Колесо сансары: что это означает?

Ч то значит «колесо сансары»? Понятие сансары как таковой существовало в древней Индии в среде брахманов ещё до учения Будды Шакьямуни.Самое первое упоминание найдено в Упанишадах, где раскрываются законы и природа всего сущего.В текстах говорится, что высшие существа пребывают в блаженной нирване, а все остальные, омрачённые тремя умственными ядами, вынуждены вращаться в колесе перерождений, затянутые туда законами кармы.

Сансара полна страданий, поэтому главная цель всех существ — найти выход и вернуться в состояние совершённого блаженства.Многие поколения мудрецов искали ответ на вопрос «Как разорвать колесо сансары?», но толкового способа не было, пока Гаутама Будда не достиг Просветления.Именно буддизм разработал чёткую концепцию сансары (Пратитья самутпада) и представил её как отлаженный механизм причинно-следственных связей, основанных на принципах кармы и реинкарнации.Понятие сансары можно озвучить как непрекращающийся круговорот рождений и смертей живых существ во всех проявленных мирах Вселенной.Если переводить слово «сансара» дословно, то оно означает «скитание, длящееся вечно».Согласно буддийскому учению о Просветлении, то есть выходе из круговорота жизни и смерти, существует бесчисленное множество миров и бесчисленное множество живых существ, которые проявляются в этих мирах и действуют в них каждый согласно своей карме.

Колесо сансары в буддизме — это совокупность всех миров, находящихся в постоянном движении и трансформации, ничто в них не является постоянным и незыблемым.

Изменчивость — основной атрибут всего проявленного, поэтому изображают сансару в виде колеса, совершающего беспрерывно один оборот за другим.

Круг жизни, колесо сансары – его вращение символизирует непрерывность и цикличность событий во Вселенной.

Упрощённый символ колеса сансары — обод и восемь спиц, соединяющих его со ступицей. По преданию, Будда сам выложил его рисом на песке.Спицы колеса означают лучи истины, исходящие от учителя (по числу ступеней Восьмеричного пути).

Лама Гампопа, живший в 1079-1153 гг., определил три основные характеристики сансары.По его определению, природа её есть пустота.То есть, все проявленные миры, какие только возможны, не являются реальными, они не несут в себе истины, базиса, основы, они эфемерны и беспрестанно изменчивы, как облака в небе.Не стоит искать истину в бесплотной фантазии, а постоянство — в изменчивом.Второе качество сансары — её появление есть иллюзия.Всё, что окружает живых существ, а также формы воплощения самих существ являются обманом, миражом, галлюцинацией.Как и любая иллюзия, не имеющая под собой основы, сансара может нести бесчисленное число проявлений, она может принимать все мыслимые и немыслимые формы, выражаться в бесконечном числе образов и явлений, которые, едва возникнув и не имея под собой реальной основы, тут же трансформируются в другие, изменяются или исчезают в соответствии с законами кармы.Третий атрибут самый важный, ибо главная характеристика сансары — страдание.Но заметим, что буддисты в понятие «страдание» вкладывают немного иной смысл, чем мы привыкли.

Термин «страдание» в буддийском учении не является антиподом счастья или удовольствия.Страдание можно определить как любую эмоциональную нестабильность, любую активность ума, порождающую новые эмоции и переживания.Если найти значение, противоположное страданию, то для буддиста им станет состояние совершённого спокойствия, умиротворения, свободы и внутреннего блаженства.Не эйфории и праздной неги, а ощущения вселенского мира и гармонии, законченности и целостности.

А мирская жизнь, с её суетой и заботами, даже и не пахнет таким покоем и полным духовным равновесием.Вот поэтому всё, что связанно с сансарой, будь то радость, печаль, восторг или горе, связывается со страданием.Даже, казалось бы, положительные моменты причиняют дискомфорт.Имея нечто, мы допускаем мысль об утрате и страдаем.Любя кого-то, мы страшимся разлуки.Достигнув чего-то, мы видим, что это не вершина, есть цели сложнее и выше, и снова страдаем.И, конечно, страх смерти как страх потерять всё, включая тело и собственную жизнь, кажущуюся единственной.

Согласно ведическим текстам, один оборот колеса Сансары соответствует временному интервалу, называемому кальпой (1 день жизни бога Брахмы).В буддийской же традиции Брахма тут ни при чём, мир возникает из-за наличия кармических предпосылок, оставшихся после разрушения предыдущего мира.Как существо в Сансаре рождается и умирает, следуя карме, так и миры возникают и разрушаются под действием того же закона.Один цикл колеса называется Махакальпа и состоит из четырёх частей по 20 кальп.В первую четверть мир формируется и развивается, во второй период он стабилен, в третий — деградирует и гибнет, в четвёртый — пребывает в непроявленном состоянии бардо, формируя кармические предпосылки для очередного воплощения.Расхожее выражение «колесо Сансары дало оборот» обычно применяют в значении смены эпох, когда происходит ломка старого и возникновение нового.

Колесо сансары в буддизме играет огромную роль, составляя основу учения об освобождении.Учение об освобождении от круговорота рождений и смертей основано на четырёх утверждениях, называемых Благородными истинами, которые Будда Шакьямуни сформулировал после своего Просветления.Познав истинную сущность сансары, он не только открыл заново все законы кармы, но и нашёл способ разорвать круг перерождений.

Выйдя из медитации, Будда сформулировал четыре основных открытия, совершённые им в процессе Просветления.Эти открытия названы Благородными истинами и звучат как:

  1. Дукха (боль) — всё в земной жизни пронизано страданиями.
  2. Самудая (желание) — причинами всех страданий являются нескончаемые и неутолимые желания.
  3. Ниродха (окончание) — страданиям приходит конец, когда отсутствуют всякие желания.
  4. Магга (путь) — источник страданий – желания – можно искоренить, следуя особым методикам.

Дукха означает, что ум омрачён неведением, он подобен глазу, который видит всё, кроме себя самого, и из-за этого воспринимает мир двойственно, отделяя себя от него.Восьмеричный путь — средство, помогающее уму увидеть себя, осознать иллюзорность окружающего мира, преодолев пять препятствий:

  1. Привязанности — желание обладания и удерживания возле себя.
  2. Гнев — отторжение.
  3. Ревность и зависть — нежелание счастья другим.
  4. Гордыня — возвышение себя над другими.
  5. Запутанность и невежество — когда ум не знает, чего он хочет и что для него есть благо, а что — вред.

Самудая означает, что омрачённый ум полон разноречивых эмоций, жёстких концепций, принципов и самоограничений, которые не дают ему пребывать в покое и постоянно толкают из крайности в крайность.

Ниродха предполагает, что, искоренив неведение, ум вернётся в гармоничное состояние, преобразовав бурлящие эмоции и ограничения в мудрость.

Магга — указание на методы борьбы с неведением.

Методы избавления от желаний и достижения освобождения собраны в учении Срединного пути, называемом также Восьмеричным благородным путём.

Карма и реинкарнация

Определение колеса сансары, как уже говорилось выше, тесно связано с такими понятиями, как карма и реинкарнация.

Реинкарнация

Понятие реинкарнации, знакомое многим верованиям, предполагает наличие у живых существ как смертных временных тел, так и бессмертных, более тонких и даже вечных оболочек, неуничтожимого сознания, или «искры божьей».Согласно теории реинкарнации, существа, воплощаясь в разных мирах, отрабатывают определённые навыки, выполняют возложенные на них мессии, после чего, оставляя смертное тело в этом мире, переходят в новое тело с новой миссией.

О феномене реинкарнации ведётся много споров.Наиболее часто реинкарнация упоминается в индуизме.О ней говорится в Ведах и Упанишадах, в Бхагавад Гите.Для жителей Индии это такое же общепринятое явление, как восход и закат.Буддизм, основанный на индуизме, развивает теорию реинкарнации, дополняя её знанием закона кармы и путями выхода из колеса сансары.Согласно буддийскому учению, круговорот рождения и смерти составляет основу изменчивой сансары, никто не обладает абсолютным бессмертием, и никто не живёт единожды.Смерть и рождение есть лишь трансформация для определённого существа, которое является частью изменчивой Вселенной.

Даосисты также принимали идею перевоплощения души.Считалось, что Лао Цзы жил на земле несколько раз.В трактатах даосов есть такие строки: «Рождение не является началом, так же как и смерть — концом.Существует безграничное бытие; существует продолжение без начала.Бытие вне пространства.Непрерывность без начала во времени».

Каббалисты считают, что душа обречена воплощаться в смертном мире раз за разом, пока не воспитает в себе высшие качества Абсолюта, чтобы быть готовой соединиться с ним.Пока существо омрачено эгоистичными помыслами, душа будет попадать в смертный мир и подвергаться испытаниям.

Христиане тоже знали о реинкарнации, но на пятом Вселенском соборе в VI веке информация о ней была запрещена, и все упоминания были изъяты из текстов.Вместо череды рождений и смертей была принята концепция одной жизни, Страшного Суда и вечного пребывания в Аду или Раю без возможности оные покинуть.Согласно же индуистским и буддийским знаниям, душа попадает в Рай и Ад, но лишь на время, в соответствии с тяжестью совершённого греха или значимостью благой заслуги.Некоторые учёные считают, что сам Иисус рождался на земле до тридцати раз, прежде чем воплотиться в качестве миссии из Назарета.

Ислам напрямую идей реинкарнации не поддерживает, склоняясь к христианской версии Суда и ссылки души в Ад или Рай, но в Коране встречаются упоминания о воскресении.Вот, например: «Я умер камнем и воскрес растением.Я умер растением и воскрес животным.Я умер животным и стал Человеком.Чего мне страшиться? Разве смерть обокрала меня?» Можно предположить, что изначальный текст книги тоже подвергся изменениям, хотя исламские богословы это, конечно, отрицают.

Знали о реинкарнации зороастры и майа, идею отсутствия жизни после смерти считали абсурдной египтяне.Пифагор, Сократ, Платон не находили в идеях перевоплощения души ничего удивительного.Приверженцами реинкарнации были Гёте, Вольтер, Джордано Бруно, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, А.Конан-Дойль, Лев Толстой, Карл Юнг и Генри Форд.

Состояние бардо

В буддийских текстах также есть упоминание о «состоянии бардо» — промежутке времени между рождениями.Дословно оно переводится как «между двумя».Насчитывают шесть типов бардо.В разрезе круговорота сансары интересны первые четыре:

  1. Бардо Процесса Умирания. Промежуток времени между началом заболевания, приводящего к смерти, или травмой тела и моментом, когда ум и тело разъединяются.Это время агонии — чрезвычайно важный момент.Способность сохранять в нём самоконтроль имеется только у тех, кто добросовестно практиковал в течение жизни.Если получилось удержать ум под контролем, это великое достижение, в противном случае в этот момент человек будет испытывать сильную боль.Страдания большинства людей в момент смерти бывают чрезвычайно сильными, если же некто накопил много хорошей кармы, то у него будет поддержка.В этом случае, например, человек может переживать видения святых или божеств, являющихся для помощи в этот трудный час.Предсмертные моменты жизни также важны.Переживания, наполняющие ум перед последним вздохом, имеют огромную силу и дают немедленный результат.Если человек имеет благую карму, то он спокоен и не испытывает мук.Если же имеются грехи, о которых человек сожалеет, то раскаяние, проявленное сейчас, поможет очиститься.Молитвы также имеют огромную силу, а благие пожелания немедленно исполняются.
  2. Бардо Дхарматы.Интервал вневременной природы.Ум после освобождения от сигналов, поступающих от органов чувств, переходит в изначальное равновесное состояние своей природы.Истинная природа ума проявляется у каждого существа, так как все обладают изначальной природой Будды.Если бы существам не было присуще это основополагающее качество, то они никогда бы не смогли достичь Просветления.
  3. Бардо Рождения.Время, в котором ум формирует предпосылки к перерождению.Длится от момента выхода из состояния бардо Дхарматы и возникновения неясных кармических предпосылок до момента зачатия.
  4. Бардо Между Рождением и Смертью, или Бардо Жизни.Это обычное повседневное сознание в течение жизни от зачатия и до бардо процесса умирания.

Также выделяют два дополнительных состояния сознания:

  • Бардо Сна.Глубокого сна без сновидений.
  • Бардо Медитативной Концентрации.Состояние медитативного сосредоточения.
  • Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах.Первый аспект: карма — это деятельность, имеющая результат.В буддийской традиции карма имеет смысл любого действия.Действием здесь может выступать не только совершённое деяние, но также слово, мысль, намерение или недействие.Все проявления воли живых существ формируют его карму.Второй аспект: карма есть закон причинно-следственной связи, пронизывающий все явления сансары.Всё взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие, ничего не происходит без причины.Карма как закон причинно-следственных связей является основополагающей концепцией в буддизме, объясняющей механизмы процессов рождения и смерти, а также путей прерывания этого круговорота.Если рассматривать карму с этой позиции, то можно дать несколько классификаций.Первая делит понятие кармы на три основных типа:

    Слово «карма» в этой классификации имеет значение благих деяний, которые ведут к накоплению заслуг.Карма накапливается, когда живое существо действует в соответствии с законами Вселенной и не помышляет об эгоистических выгодах.Деятельность, приносящая пользу окружающим и миру, самосовершенствование — это есть карма.Карма, согласно законам реинкарнации, ведёт к перерождению в более высоких мирах, к уменьшению страдания и открытым возможностям для саморазвития.

    Викарма — противоположное понятие.Когда некто действует вопреки законам Вселенной, преследует исключительно личные выгоды, наносит вред миру, то он накапливает не заслуги, а воздаяние.Викарма становится причиной перерождения в нижних мирах, страданий, отсутствия возможности к саморазвитию.В современных религиях викарма называется грехом, т.е.погрешностью относительно мирового порядка, отклонением от него.

    Акарма — особый вид деятельности, при котором не происходит ни накопления заслуг, ни накопления воздаяния, это деятельность без последствий.Как такое возможно? Живое существо действует в сансаре согласно указаниям и мотивам своего эго.Абстрагируясь от своего «я» и совершая деяния в качестве не деятеля, а всего лишь инструмента, не источника воли, а проводника чужих идей, существо перекладывает кармическую ответственность на того, чьим именем совершает деяние.Сложность в том, что при этом следует полностью исключить собственные мотивы, суждения, волю, не ожидать от своих дел никаких наград, похвалы, ответных услуг, всецело предав себя в руки носителя идеи.Это деятельность, приносимая в качестве бескорыстного жертвования.Акарма — это деяния святых подвижников, которые творили чудеса именем Божьим, и служение преданных жрецов, вверявших себя воле почитаемого божества; это подвиги и самопожертвование во имя справедливости и спасения страдающих, это деятельность монахов, которые согласно закону Дхармы (закон мировой гармонии) несут благо живым существам из любви и чувства единства со всем мирозданием, ничего не ожидая взамен; это действия, совершаемые из любви и сострадания.

    Последний вид кармы напрямую связан с Просветлением, так как позволяет победить своё ложное эго.

    Вторая классификация делит карму с точки зрения проявления следствий.

    Прарабдха-карма, или последствия деяний, переживаемые сейчас, в этом рождении.Это воздаяние, получаемое за совершённые деяния.Тут о карме можно говорить как о «судьбе».

    Апрарабдха-карма, или последствия, которые неизвестно когда и как проявятся, но уже сформированные причинно-следственной связью.Идёт программирование следующих воплощений.

    Рудха-кармой называют последствия, которые ещё не наступили в проявленном мире, но человек чувствует их наступление интуитивно, как бы стоя на пороге.

    Биджа-карма — это не сами последствия, а причины последствий, которые ещё не сформировали ответную реакцию, но обязательно проявятся.Это посеянные семена, ещё не давшие корней и всходов.

    Как ясно из вышеизложенного, закон кармы предполагает всеобщую обусловленность, то есть все события причинно связаны.Вращение колеса сансары происходит благодаря этой связи.Одно цепляет другое и так далее до бесконечности.

    Как выйти из колеса сансары?

    Благие и неблагие деяния

    Основной причиной, затягивающей существ в круговорот перерождений, являются три яда, обозначаемые символически в виде свиньи невежества, петуха страсти и змея гнева.Искоренение этих омрачений помогает освободиться от негативной кармы и найти выход из колеса сансары.Согласно буддийскому учению, есть десять благих и десять неблагих видов поступков, создающих ту или иную карму.

    Негативные поступки состоят из действий тела, речи и ума.Телом можно согрешить, совершая убийство из глупости, гнева или желания удовольствия.Совершая кражу силой или обманом.Совершая измены партнёру, изнасилования или всякие извращения сексуального характера.

    Речью можно согрешить, солгав во вред другим и на пользу себе, создав ссору, сплетничая и злословя: грубя собеседнику напрямую или за спиной, отпуская обидные шутки.

    Умом можно согрешить, имея неправильные (не соответствующие истине) взгляды, враждебные мысли в отношении других людей или их деятельности, жадные помыслы об обладании чужим или привязанности к своему имуществу, жажде богатства.

    Десять положительных деяний очищают ум и ведут к освобождению.Это:

    1. Спасение жизни любых существ: от букашки до человека.
    2. Щедрость, причём не только в отношении материальных вещей.
    3. Верность в отношениях, отсутствие половой распущенности.
    4. Правдивость.
    5. Примирение враждующих.
    6. Мирная (доброжелательная, мягкая) речь.
    7. Непраздная мудрая речь.
    8. Удовлетворённость тем, что имеешь.
    9. Любовь и сострадание к людям.
    10. Понимание природы вещей (знание законов кармы, постижение учения Будды, самообразование).

    По закону кармы все деяния живых существ имеют свой уникальный вес и не подлежат взаимозачёту.За хорошие поступки следует награда, за плохие — воздаяние, если в христианстве есть принцип «взвешивания» суммарных заслуг и грехов, то в отношении колеса сансары и учения Будды за все придётся рассчитываться индивидуально.Согласно древнему индийскому эпосу Махабхарата, где описаны жизни как великих героев, так и великих грешников, даже герои попадают в ад, чтобы искупить свою плохую карму, прежде чем вознестись на небо, а злодеи, прежде чем низвергнуться в ад, имеют право пировать с богами, если у них есть определённые заслуги.

    Изображение колеса сансары

    Обычно символично колесо сансары изображают в виде старинного колесничного с восемью спицами, но также есть каноническое изображение круговорота жизни и смерти, распространённое в буддийской иконографии.Танка (изображение на ткани) содержит множество символов и иллюстраций процессов, происходящих с душой в круговороте перерождений, и имеет указание то, как выйти из колеса сансары.

    Центральное изображение самой сансары вмещает один центральный круг и четыре окружности, поделённые на сегменты, иллюстрирующие действие закона кармы.В центре всегда находятся три существа, обозначающие три главных яда ума: невежество в образе свиньи, страсть и привязанность в образе петуха и гнев и отвращение в виде змея.Три этих яда лежат в основе всего круговорота сансары, существо, чей разум омрачён ими, обречено перерождаться в проявленных мирах, накапливая и искупая карму.

    Второй круг называется Бардо, по названию состояния между рождениями, которое было описано выше.Он имеет светлую и тёмную части, символизируя благие заслуги и грехи, которые ведут либо к перерождению в высших мирах, либо в адах соответственно.

    Следующий круг имеет шесть частей по числу шести типов миров: от самых мрачных к самым светлым.В каждом сегменте также изображён Будда либо бодхисатва (святой учитель дхармы), приходящий в данный мир из сострадания, чтобы спасать живых существ от страданий.

    В соответствии с буддийским учением миры могут быть:

    • Адские. Там рождаются существа, чем ум полон гнева, злобы, жажды мести.Они ослеплены ненавистью.Существа этих миров испытывают непрерывные страдания разного характера.Ады бывают самые разнообразные: от горячих до холодных.
    • Миры голодных духов. Существа этого мира одержимы страстями и вожделением.Их гложет ненасытность.В этих мирах существа мучаются от невозможности утолить свои распалённые до предела страсти и похоти.
    • Мир животных.Животные проживают свой век в неведении и тупости, удовлетворяя естественные нужды и не помышляя о духовном.Они вынуждены подчиняться обстоятельствам, не имея воли, чтобы изменить их.Они полны беспокойства и страха, либо лени и безразличия.

    Следующие миры считаются благоприятными:

  • Мир людей. Людские умы наполнены привязанностями и сонмом нескончаемых желаний.
  • Мир полубогов (асуров).У этих существ преобладает воинственность, они полны гордыни, ревнивы и завистливы, но в отличие от богов, коим завидуют, не являются бессмертными.Согласно индуистской мифологии сосуд с эликсиром бессмертия — амритой — появляется в мире асуров, но тут же улетает в мир богов, не доставаясь первым.
  • Мир богов (девов).Боги полны радости и блаженства.Божественные миры также разнообразны: от ближних к миру асуров до самых высоких — миров Брахмы.В них царит всеобщее счастье, а удовольствия, испытываемые обитателями, настолько привлекательны и желанны, что редкие боги задумываются о законе кармы и последующем перерождении.Говорят, что когда жизнь божества благих миров подходит к концу, то оно испытывает страдания даже большие, чем испытывает умирающий человек, ибо понимает, каких наслаждений лишается.
  • Хотя миры и расположены по кругу, переродиться можно как снизу вверх, так и сверху вниз, из человеческого мира можно вознестись в мир богов или упасть в ад.Но на мире людей надо остановиться поподробнее.По мнению буддистов, человеческое рождение наиболее выигрышное, так как человек балансирует между нестерпимыми страданиями адов и самозабвенным блаженством богов.Человек может осознать закон кармы и встать на путь освобождения.Часто человеческую жизнь называют «драгоценным человеческим рождением», так как существо получает шанс найти выход из круговорота сансары.

    Внешний ободок в изображении символически иллюстрирует закон кармы в действии.Сегменты читаются с верхнего по часовой стрелке, всего их двенадцать.

    Первый сюжет указывает на неведение относительно природы мира, его законов и незнание истины.Человек со стрелой в глазу — символ отсутствия ясного видения происходящего.Из-за этого неведения существа и попадают в круговорот миров, крутясь в нём наугад и действуя без чёткой осознанности.

    Второй сюжет изображает гончара за работой.Как мастер лепит форму горшка, так и спонтанные неосознанные мотивы формируют предпосылки для нового рождения.Сырая глина бесформенна, но она заранее содержит в себе бесконечное число форм всех изделий из неё.Обычно этот этап соответствует зачатию.

    Тритий сюжет изображает обезьяну.Неугомонная обезьяна символизирует беспокойный ум, имеющий природу двойственного (не единого, не истинного) восприятия, в таком уме уже содержатся семена кармических тенденций.

    Четвёртая картинка показывает двоих людей в лодке.Это значит, что на основе кармы создаётся определённая форма проявления существа в мире и его миссия на данное воплощение, то есть существо осознаёт себя как такое или иное, проявляются психофизические характеристики будущей жизни, формируются предпосылки жизненных обстоятельств.

    Пятая картинка изображает дом с шестью окнами.Эти окна в доме символизируют шесть потоков восприятия по шести органам чувств (включая ум), по которым существо получает информацию.

    На шестом секторе изображена пара, предающаяся любви, что означает, что органы восприятия вошли в контакт с внешним миром и начали получать информацию.Этот этап соответствует рождению в проявленных мирах.

    Седьмая картина показывает воду, выливаемую на раскалённое железо.То есть, полученные ощущения ум распознает как привлекательные, отвратительные или нейтральные.

    Восьмая картина изображает человека, пьющего алкоголь (пиво, вино), что символизирует возникновение пристрастий или антипатий на основе суждений о полученных ощущениях.

    Девятый сектор показывает снова обезьяну, которая собирает плоды.То есть ум создаёт для себя правила поведения – приятное надо желать, неприятного избегать, нейтральное игнорировать.

    Десятая часть изображает беременную женщину.Так как сформированные подсознанием штампы поведения сформировали кармические предпосылки для нового воплощения в мирах сансары.

    На одиннадцатой картинке женщина рожает дитя.Это есть результат действия кармы, созданной в предыдущей жизни.

    И последний сектор содержит изображение покойника либо урны с прахом, символизирующих бренность любой проявленной жизни, её конечность.Таким вот образом для живого существа колесо сансары дало оборот.

    Всё колесо сансары с его наполнением крепко держит в своих острых когтях и зубах божество Яма — божество смерти (в смысле бренности и непостоянства всего), из такой хватки вырваться совсем не просто.В иконографии Яма изображается синим цветом (грозным), с рогатой бычьей головой о трёх глазах, зрящих в прошлое, настоящее и будущее, в окружении пламенной ауры.На шее Ямы ожерелье из черепов, в руках жезл с черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, подразумевающий власть над подземными сокровищами.Яма является также посмертным судьёй и владыкой подземного (адского) мира.Как бы в противовес такому суровому существу, рядом, вне колеса, стоит Будда, указывающий на Луну.

    Образ Будды — это указатель, как выйти из колеса сансары, знак существования пути освобождения, пути, который ведёт к умиротворению и спокойствию (символ прохладной Луны).

    Восьмеричный (срединный) путь освобождения

    Как остановить колесо сансары? Разорвать цикл перерождений можно, следуя Срединным путём, который назван так, потому что доступен абсолютно всем существам и не предполагает каких-либо крайних, доступных лишь избранным, методов.Он состоит из трёх больших этапов:

    1. Мудрость
      1. Правильное воззрение
      2. Правильное намерение
    2. Нравственность
      1. Правильная речь
      2. Правильное поведение
      3. Правильный образ жизни
    3. Сосредоточение
      1. Правильное усилие
      2. Правильное направление мысли
      3. Правильное сосредоточение

    Правильное воззрение заключается в осознании и принятии Четырёх благородных истин.Осознание закона кармы и истинной природы ума.Путь освобождения заключается в очищении сознания — единственной истинной реальности.

    Правильное намерение заключается в работе над желаниями, трансформации негативных эмоций в позитивные, развитии благих качеств.Осознавая единство всего сущего, практик воспитывает чувство любви и сострадания к миру.

    Нравственность очень важна на пути, так как без неё Просветление не осуществимо.Для соблюдения нравственности требуется не совершать греховных действий и не допускать одурманивания ума разными средствами.Последнее очень важно, так как одурманенный ум туп, не способен самоочиститься.

    Правильная речь заключается в воздержании от четырёх греховных деяний, проявляющихся через речь.Напомним, это воздержание от лжи, грубости, сплетен и слов, приводящих к ссорам.Правильное поведение заключается в воздержании от греховных деяний, совершаемых через тело (убийство, присвоение чужого разными способами, измены и извращения, а также для людей духовного сана — соблюдение целибата).

    Правильный образ жизни предполагает добычу средств существования честным путём, не создающим дурной кармы.Вредят Просветлению такие виды деятельности, как торговля живыми существами (людьми и животными), работорговля, проституция, деятельность, связанная с изготовлением и продажей оружия и инструментов убийства.Служба в армии считается благим делом, так как мыслится как защита, в то время как торговля вооружениями провоцирует агрессию и конфликты.Также греховны деяния по производству мяса и мясных продуктов, создание и торговля алкоголем и наркотиками, обманная деятельность (мошенничество, использование чужой неосведомлённости), любая преступная деятельность.Жизнь человека не должна быть поставлена в зависимость от материального.Излишества и роскошь порождают страсти и зависть, мирской быт должен носить разумный характер.

    Правильное усилие по искоренению застарелых убеждений и устоявшихся штампов.Непрерывное самосовершенствование, развитие гибкости мышления и наполнение ума позитивными мыслями и мотивациями.

    Правильное направление мысли предполагает неустанную бдительность в осознании происходящего как оно есть, без субъективных суждений.Тем самым искореняется чувство зависимости от всего, что ум называет «моё» и «я».Тело — это только тело, чувства — всего лишь ощущения тела, состояние сознания — всего лишь данное состояние сознания.Мысля так, человек освобождается от привязанностей, связанных с ними беспокойств, необоснованных желаний и больше не страдает.

    Правильное сосредоточение достигается практиками медитации различных уровней углублённости и ведёт к Малой Нирване, то есть личностному освобождению.В буддизме это называется состоянием архата.Вообще, различают три типа нирваны:

    1. мгновенная — краткосрочное состояние покоя и умиротворения, которое испытывали многие люди в течение жизни;
    2. актуальная нирвана — состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни (архата);
    3. нескончаемая нирвана (паринирвана) — состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела, то есть состояние Будды.

    Заключение

    Итак, в разных традициях, колесо сансары значение имеет примерно одинаковое.Дополнительно про колесо сансары можно читать в текстах буддийских сутр, где подробно описываются механизмы кармы: какое именно воздаяние за какие грехи и заслуги получает человек, как устроена жизнь в высших мирах, что движет живыми существами каждого из миров? Наиболее подробное описание колеса перерождений содержится в учении об освобождении, а также в текстах Упанишад.

    Если кратко, то колесо сансары означает круговорот рождения и смерти посредством реинкарнации и в соответствии с законами кармы. Проходя цикл за циклом, живые существа приобретают опыт различных воплощений, страданий и наслаждений.Этот круговорот может длиться неисчислимо долго: от сотворения Вселенной до её разрушения, поэтому основной задачей для всех осознанных умов является устранение невежества и выход в нирвану.Осознание четырёх Благородных истин открывает подлинный взгляд на сансару как на великую иллюзию, пронизанную непостоянством.Пока колесо сансары не дало оборот и мир ещё существует, следует продвигаться по Срединному пути, данному людям Буддой.Именно этот путь является единственным надёжным средством избавления от страданий.

    Что такое Колесо Сансары, как оно работает? Точки выхода — правила по которым можно выйти из Колеса

    В статье рассказывается о том, что такое Колесо Сансары и аспекты, касающиеся его восприятия.

    Содержание статьи:

    Что такое Реинкарнация Души?

    Реинкарнация Души − это явление подразумевающее путь развития души через перевоплощение на Земле.

    В процессе перевоплощения, душа накапливает различные знания и опыт.Однако каждое перевоплощение накапливает и грехи, совершенные человеком в течение всех жизненных циклов.

    Реинкарнация происходит благодаря незаконченным делам, которые остались у человека при жизни.В период перевоплощения, душа может попасть в ловушку, череду повторяющихся событий.Такое явление носит название Колесо Сансары.

    Что такое Колесо Сансары?

    Колесо Сансары — это сложное явление, которое представляет собой кармический механизм, используемый в наказание человека.

    Карма − это причинно-следственная взаимосвязь событий, определяющая наши нынешние и будущие условия жизни.

    Многие часто встречают такое выражение как «Заколдованный или Порочный круг», которое обозначает череду повторяющихся неблагоприятных событий.Происшествия такого рода, всегда приносят много неприятностей, но самое главное — повторяющийся характер происшествий, ставит человека в тупик и не дает двигаться дальше по жизни.Такие происшествия и означают проявления Колеса Сансары.

    В этом механизме происходит процесс отработки тех долгов и задач, которые должны были быть сделаны или созданы человеком при жизни.Явление такого рода, предлагает душе пройти заново и заново все испытания и задачи, поставленные перед ней при жизни.

    Конечно, греховность тоже имеет свое кармическое значение. Все грехи, которые душа успевает накопить в течение своей земной жизни, так же являются частью процесса проявления Колеса Сансары.С каждой реинкарнацией, душа проходит тот же путь, с возможностью исправить и искупить совершенные грехи.

    Колесо Сансары, не просто называют именно таким образом.Такое название характеризует назначение данного кармического механизма.Колесо, накапливает все грехи и не выполненные задачи души, при этом давая шанс на искупление.

    Реинкарнация души происходит именно благодаря данному явлению.Не выполнив при этом все поставленные уроки и задачи, душа перевоплощается несколько раз, застревает на несколько воплощений, что бы научиться решать поставленные задачи.

    Колесо Сансары может вовлечь любого человека.Причиной может стать любая слабость или обязанность.Суть колеса в том, что, чем больше душа проходит перевоплощений, тем больше увеличивается колесо.Происходит такое, потому как в процессе каждого перевоплощения человек совершает одну и ту же ошибку.Поэтому можно сказать, что Колесо Сансары − это кармическое наказание, из которого выбраться становиться все сложнее после каждого перевоплощения.

    Как работает «Заколдованный круг»?

    Как уже отмечалось, в Колесо Сансары может попасть каждый человек.Как правило, камнем преткновения становится негативные поступки совершенные человеком при жизни.Не осознанные и не искупленные грехи тянут душу человека в этот «Порочный круг».

    Существует множество причин, за которые душа может попасть в эту «ловушку», большинство из них грехи, порождающие негативные действия.Проявления самых разных поступков, приводящих к причинению вреда близким и окружающим, приводят именно греховность.

    Действия, затягивающие человека в «Заколдованный круг»:

    • Проявление негатива по отношению к другим людям.Такими людьми могут быть не только близкие, но совершенно не знакомые люди;
    • Проявление негатива в отношении собственного «Я».Преобладание негативных эмоций на свою душу или тело, может привести к серьезным последствиям.Отпечаток негатив откладывает и при жизни, ухудшается здоровье, психика, не ладиться личная жизнь, присутствие постоянной депрессии.Колесо Сансары, в данном случае, затягивает душу человека и дает шанс на исправления такого отношения к себе;
    • Насильственные действия в отношении других людей.С каждой реинкарнацией, душа должна искупить тот грех, в котором была уличена, иначе может остаться в колесе на очень длительный период времени;

    Перечисленные действия, лишь самая малость тех причин, которые предшествуют попаданию в Колесо Сансары.На самом деле, таких причин − большое множество.

    Примеры Колеса Сансары.

    Один из наглядных примеров – это классический любовный треугольник.В данном случае, все три души тесно сплетены между собой, и каждый раз встречаются снова и снова, создавая аналогичную ситуацию уже в новых воплощениях.Застрявшие души, должны искупить свои грехи и причинённый вред другим.Как правило, отрабатываются измены, обиды, разрушения семей и тому подобное.Стоит отметить, что перевоплощения будут продолжаться до тех пор, пока души не выполнят все поставленные кармические задачи.

    Ещё один пример – это не владение собой (собственными эмоциями).В таком случае, ярко выраженными проявлениями Колеса Сансары является − характер человека, толкающий его на различные преступные действия.К примеру, если человек в порыве гнева убивает другого и угождает в тюрьму.В следующем воплощении жизненный сценарий повторится, человек должен будет сделать правильный выбор.Колесо Сансары не выпустит человека, пока он не выполнит поставленные задачи, не искупит грехи и весь вред, причинённый другим людям.

    Что здесь важно понимать? Не обязательно, чтобы отработать какой-либо грех, человек должен родиться заново.Он может исправить ошибку в текущей жизни.

    Представители Кармы могут дать человеку шанс (в некоторых случаях, даже не один) пройти урок заново и «сдать экзамен» без перерождений.Именно поэтому, в жизни некоторых людей определенно много однотипных, повторяющихся событий.

    Точки выхода − правила, по которым можно выйти из Колеса Сансары

    Как выйти из Колеса Сансары? Выйти из него не просто, особенно если душа уже проходила один и тот же урок несколько раз.Существует ряд правил-рекомендаций для выхода из этого «Порочного круга»:

    • Сначала, требуется выявить причину, по которой душа человека попала в «Заколдованный круг».Для того, что бы понять причину данного явления, рекомендуется обратиться к опытному Духовному целителю.Опытный Духовный целитель, может помочь найти все причины попадания в Колесо Сансары в насущной жизни, а так же в прошлых воплощениях.Однако целитель может помочь не только выявить причину, но и помочь выполнить кармические задачи, после чего связь с «Заколдованным кругом» будет оборвана;
    • Требуется выяснить условия, поставленные для выполнения, что бы Колесо Сансары больше не участвовало в судьбе человека.Одним из важнейших условий данного этапа является развитие духовного и личностного роста;
    • Раскаяние.На третьем этапе нужно сделать все возможное для искупления грехов: просить прощения у тех, кому был нанесен вред, развиваться в плане личностных характеристик, раскается в содеянных грехах.Конечно, процесс раскаяния занимает довольно длительный период времени, так как на физическом уровне раскаяния не достаточно.Все эмоциональные процессы, связанные с искуплением, должны прочувствоваться человеком, т.е.должна быть вложена энергия.
    • При выполнении всех выше перечисленных задач, целителем проводится специальный ритуал, после которого, Колесо Сансары отпускает человека и его Душу, он может эволюционировать на более высокий уровень вибраций.

    В большинстве случаев, для того что бы выйти из Колеса Сансары, целителями применяются дополнительные эзотерические действия.Такие действия предусматривают проведение ритуалов и договоров, для того что бы успешно закрыть всю цепь событий, приводящих в «Заколдованный круг».

    Как выйти из Колеса самостоятельно?

    Остановить Колесо Сансары, прекратив череду негативных событий можно и самостоятельно.Для этого требуется тщательно работать над собой, над своим внутренним миром.Постараться устранить в себе качества, порождающие неблагоприятные действия.Важно знать, что точка входа-выхода из замкнутого круга повторяющихся событий − находится в самих событиях.Любое событие можно перепрограммировать, зная, из каких компонентов оно состоит и как воздействовать на эти компоненты.

    Упражнение «энергетическая чистка».

    Это упражнение очищает и балансирует энергетическую структуру человека, а значит:

    1. Изменяет качество энергетического импульса;
    2. успокаивает центральную нервную систему;
    3. помогает осознать – точку входа (момент втягивания) в поле повторяющегося, неблагоприятного события;
    4. помогает определить точки выхода – выйти из Колеса Сансары, проработав каждое событие по отдельности.

    Каждое деструктивное событие прорабатывать нужно отдельно.

    1.Закройте глаза и посидите некоторое время в тишине, погрузившись в свой внутренний мир. Далее на ментальном экране, «войдите» в событие, которое волнует вас большего всего, на данный момент.Ощутите его во внутреннем темном пространстве, как какой-то энергетический сгусток.

    Что такое ментальный экран? Чтобы понять, закройте глаза и смотрите сквозь лоб перед собой – это и есть ментальный экран.На ментальном экране мы визуализируем – представляем нужные нам образы.

    2.Мысленно извлеките это событие.Можно:

    А) Сосредоточить свое внимание на зажженной свече и представлять, как она вытягивает и сжигает негативную энергию (энергетический сгусток).Визуализируйте до тех пор, пока не почувствуете свободу и легкость внутри.

    Б) На ментальном экране создайте свою голограмму и представляйте как она забирает у вас негатив.Как почувствуете легкость и свободу внутри, сразу растворяйте эту голограмму энергией любви.

    После проделанного – залейте себя Светом (энергией любви).

    Важно проделать это упражнение чувственно, вложив свою энергию т.е.прочувствовать все моменты: момент нейтрализации негатива и момент зарядки позитивом — энергией любви.

    Пока человек будет искать причины всего того, что с ним происходит в наружном — физическом мире, а не внутри самого себя (внутренний мир — мир чувств и мыслей), он (человек) будет находиться в Колесе — Замкнутом Пространстве Своей Несвободы.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Эдуард Винокуров
    Журналист астрофизик
    Написано статей
    1058
    Предыдущая статьяУпражнения на осанку
    Следующая статьяПризвание учитель

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here