Клиповое мышление

Рассмотрим подробнее тему: Клиповое мышление - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
78

Оглавление

Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться

Текст

Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным.Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример — «Матрица»).Look At Me выяснил, чем угрожает клиповое мышление и как с ним бороться.

Что такое клиповое мышление

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов.Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма.Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров.При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя.Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи.Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем.Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся.В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации.Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых.Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

Плюсы и Минусы клипового мышления

Минус: Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни.Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером.Его главная особенность — высокий объем внимания.Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.

минус: Ослабляет чувство сопереживания

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других.В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации.Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

Плюс: Ускоряет реакцию

Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа.Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением.Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением.Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

Минус: Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний

Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного.Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача.Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы.В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов.Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %.«Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.

Плюс: Защищает мозг от информационной перегрузки

Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку.Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.

Клиповое мышление и массовая деградация современных детей

Что такое клиповое мышление

В современном обществе термин «клиповое мышление» появился не так давно — в середине девяностых годов.Сначала это словосочетание означало восприятие человеком коротких ярких образов, появляющихся в СМИ: телепередачах, новостях, видеороликах, газетах и т.п.Само английское слово «clip» переводится как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент).

Это может быть короткий видеоролик, отрывок фильма или газеты.Слово «сlipping» часто обозначает подборку газетных вырезок на определённую тему.Клиповое мышление людей напоминает подобную подборку, только не связанных между собой, отрывков разнородной информации из разных источников: СМИ, коллег по работе, интернет, телефон и т.п.Получается, что клиповое мышление — это такое свойство мышления человека при котором человек способен или вынужден обрабатывать много разнородной обрывочной информации поверхностно, не вдумываясь, не делая глубоких выводов.

Клиповое мышление: минусы

Те, кто, слишком активно пользуется соцсетями еще больше усугубляют эту «клиповость» своего сознания, поскольку живое общение с людьми ( смех , взгляд, сочувствие, улыбка) в таком случае сведено к минимуму.Эмоциональный интеллект не развивается, люди становятся все более чужими и непонятными друг для друга.Это наглядно показывает случай, произошедший в Великобритании в 2010 году.

В декабре того года одна женщина покончила с собой.Перед этим она в социальной сети разместила пост с отчаянным криком о помощи – своё предсмертное письмо.Никто не только не попытался ей помочь; люди, в том числе и так называемые «друзья» в этой сети, которых было больше тысячи, вообще никак не откликнулись.На следующий день эта сорока двухлетняя женщина свела счеты с жизнью так и не получив ни от кого «весточки».

Клиповое мышление — мышление интернет-зависимых.

Что же происходит с мышлением людей, которые злоупотребляют общением в соцсетях? Эти пользователи видят на экране компьютера информацию ещё более короткую и обрывочную, чем по телевидению, в газетных полосах, онлайн статьях и книгах.Эта информация и более поверхностная: смс, фото с подписями в ленте, видеоклипы, вырезки из передач и т.п.В ответ на эти сообщения люди также особо не напрягаются: картинка, фраза, фотография, смс и так далее.Как при таком общении возможно научиться оценивать другого человека, понимать и сопереживать ему? Никак.Поэтому психологи всего мира бьют тревогу: «Клиповое мышление убивает в человеке человечность!» Проводимые недавно опросы подтверждают тревожную тенденцию: несмотря на постоянный рост круга общения, настоящих друзей у людей становится все меньше.Чувство одиночества и неудовлетворенности в этой связи обостряется.Как же в такой ситуации не будет повышаться риск депрессий, суицидов и нервно-психических расстройств? Зато интернет зависимость растёт и она уже стала проблемой современного общества. Конечно, у клипового мышления не только одни лишь сплошные недостатки, есть и некоторые достоинства.

Клиповое мышление: плюсы относительны

Оно, например, повышает способности человека к переключению внимания с одного объекта на другой.Есть и другие плюсы, о которых скажем ниже.Поэтому от клипового мышления нужно не полностью избавляться, как считают некоторые, его необходимо правильно использовать.Проблемы такое мышление создаст своему обладателю только в том случае, если данный индивидуум не развивает другие виды мышления, свои мыслительные способности вообще и качества личности в частности.

Глубина мышления; способность к анализу, синтезу, преобразованию, планированию; воображение; эмоциональный интеллект и другие составляющие присущие мышлению человека, образно можно сравнить с пальцами рук человека.Клиповое мышление, поскольку оно не должно быть основным, можно сравнить с мизинцем левой руки.Оно тоже, в какой-то мере необходимо, поскольку повышает способности к многозадачности человека и быстрому схватыванию информации.

Насколько удобно человеку пользоваться обеими руками и всеми десятью пальцами, настолько правильно и удобно пользоваться всеми перечисленными мыслительными способностями, в том числе и способностью пользоваться краткой, быстро теряющей актуальность, информацией.Также: насколько неудобно остаться на всю жизнь с одной левой рукой и всего одним пальцем на ней, настолько ограничивает себя человек становясь рабом предлагаемых в интернете и по телевидению короткометражек.Человек сам, таким образом, становится простейшим набором короткометражек, а его жизнь калейдоскопом разрозненных фактов и осколков информации.Интересно, что у такого потребителя информационных услуг развивается привычка к постоянной смене сообщений и жажда новых.Усиливается желание искать «цепляющие» заголовки и видеоролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

Клиповое сознание — опасности

Ситуация с преимущественно активным клиповым мышлением в современном обществе стала угрожающе опасной.Вы и сами, уважаемый читатель, возможно уже заметили, что кино — и видеопродукция ориентирована на то чтобы человек мысля простыми картинками и короткометражками, не очень-то задумывался над смыслом жизни, над смыслом происходящего, а просто потреблял, потреблял еще раз потреблял.Все эти часто сменяющие друг друга сцены из фильмов и передач; пресса с её небольшими текстами, в которых авторы очерчивают только контуры проблем; телевидение с отрывочными блоками новостей не дают молодому человеку стать полноценной личностью.Они всевозможными способами притягивают внимание к себе, отучая людей убедительно говорить , думать, дружить, строить общение в беседе , созидать, развиваться, мудро ставить цели и достигать их… Вот вам и ответ на вопрос о том, как СМИ влияет на человека

ПРИЗНАКИ КЛИПОГО МЫШЛЕНИЯ

Если у человека есть ВЕСЬ набор приведенных ниже признаков, тогда можно сказать, что в его сознании преобладает клиповость и он уже не способен глубоко мыслить и анализировать.Наличие одного какого-то признака об этом еще не говорит.Поэтому мы сделали небольшой кластерный анализ, выделив одну категорию для анализа «польза-вред» клипового мышления.Соответственно в «пользу» входят положительные признаки, которые приносят пользу человеку, а в категорию «вред», будут входить нежелательные эффекты клипового сознания.Итак, кластерно, набор отличительных особенностей клипового (урезанного) сознания:

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

  • Поспешность в выводах . Клиповость требует, если думать, то думать быстро.Здесь не до вдумчивости, сосредоточенности или проницательности.
  • Языковой минимализм. Короткометражность присущая мышлению, отражается и в речи говорящего.Мышление картинками не позволяет учиться формулировать свои мысли.Словарный запас не пополняется, поскольку его объём напрямую зависит от количества и глубины прочитанного и осмысленного в жизни.Часто носители клипового сознания прибегают к цитированию фраз из кинои мультипликационных фильмов, афоризмов с картинок в соцсетях и тому подобное.
  • Отрыв от реальности.Отсутствие личного опыта или его минимум; такой же минимум реального общения; присутствие сознанием в воображаемом мире (кино, картинки, видеоролики и т.п.) — всё это уводит человека от реальности.Он живет в воображаемом: несуществующем, придуманном или навязанном мире.И себя поэтому, он тоже не понимает.Он не может видеть своего места в реальной действительности, не может до конца понимать причины своих поступков и желаний и предвидеть их последствия.
  • Бедность эмоций. Человек становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью.У него теряется способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, так как для этого нужно представлять себя на месте другого человека и стараться понять его, задействуя воображение, логику, анализ и прочее… Поэтому
  • Отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, еще один признак клипового мышления.К тому же количество картин жесткости и насилия ежедневно поглощаемых людьми с экранов телевизоров и компьютеров, не позволяют человеку успевать посочувствовать жертвам трагедий.Не успеет зритель увидеть одно, как тут же получает информацию о другом (возможно более страшном горе).
  • Снижение способности к запоминанию . Мозг утилизирует сиюмитную, устаревшую информацию.Поскольку этой информации через мозг пропускается тоннами, то тоннами она и утилизируется.Таким образом объем кратковременной (рабочей или еще оперативной) памяти, возможно и растет, объем же долговременной памяти, наоборот, значительно уменьшается.Для человеческой личности это очень страшно, так как личностью может являться только такой индивид, который может осуществлять планирование, нести ответственность за свои поступки, накапливать и передавать опыт.А где же должен храниться этот опыт, как не в долговременной памяти? Что человек с клиповым сознанием передаст своим детям?!

Педагоги всего мира бьют тревогу

Педагоги, как и психологи всего мира забили тревогу — клиповое мышление создает проблемы в обучении, поскольку отличается своей узостью, урезанностью и ограниченностью.Современные ученики заметно отличаются от учеников десяти-пятнадцатилетней давности.Они быстро забывают то, чему их совсем недавно учили, плохо понимают чужие мысли, испытывают неимоверные трудности при написании изложения! В одном эксперименте ученикам старших классов предложили ответить на несколько элементарных вопросов из программы, которую они прошли в школе предыдущие годы.В результате выяснилось, что коэффициент усвоения знаний упал до 10% . Это по-настоящему актуальные проблемы современного общества и даже будущего, если что-то или кто-то не изменит данную ситуацию.

Клиповое мышление — положительные признаки — относительны

К величайшему сожалению, положительных признаков всего лишь два.Именно поэтому выше, мы сравнили это мышление с мизинцем левой руки.Он, конечно, нужен, но, может ли чувствовать себя полноценным человек, у которого только одна левая рука с одним мизинцем? Конечно нет.Итак, функции этого «мизинца (урезанного мышления):

  • Ускорение реакции. Действительно, человек с клиповым мышлением очень легко переключается с одного объекта на другой.Скорее всего такая способность повышает и интеллектуальную лабильность — способность переходить от осмысления к действию.Проще говоря, человек быстрее принимает решения.Но, вот продуманностью эти решения отличаются очень редко.Поэтому иметь клиповое мышление наряду с другими видами мышления полезно, так как оно помогает быстро ориентироваться во внезапно возникших сложных обстоятельствах.Если человек имеет определенную базу знаний и опыт, то правильное решение приходит мгновенно и его называют интуицией.Не имея ничего, кроме клипового сознания, человек скорее всего примет неверное решение, которое принесет ему вред.
  • Защита от информационных перегрузок. Как мы уже писали выше, мозг утилизирует ненужную информацию.Это своеобразный очиститель памяти.

Некоторые специалисты считают клиповое мышление механизмом адаптации к быстро развивающимся современным информационным технологиям.Однако, какого рода информацию впускать в свой мозг; делать ли социальные сети, новостные блоки и другие короткометражки основным источником информации, — решает человек сам.Подумайте, стоит ли делать свой мозг мусорной корзиной.Не лучше ли, если он станет копилкой драгоценных знаний и носителем информации о личности с большой буквы!

Эпоха клипового мышления

Французский социопсихолог Абраам Моль пришел к выводу, что под влиянием СМИ изменилась социокультурная ситуация (в настоящее время уже можно сказать, что не только на Западе, но и во всем мире).Случайная, хаотично воспринимаемая большинством субъектов разнородная информация не организуется сознанием в упорядоченные структуры, а по словам Моля состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей».Культура современного молодого человека (если это можно назвать культурой) образуется на основе случая и поэтому его личность определяют сведения случайно попавшие из разных источников.Представляете? Это мышление современной молодёжи! Да, эта информация как-то скреплена в мозгу между собой, но связи эти слишком зыбкие и непрочные.

Особенности клипового мышления

Представьте себе, что вместо красивого двухэтажного дома, за строительство которого вы заплатили кучу денег, вам предоставили большой макет из картона.Издали, на вид не отличишь, но это не полноценный дом, в котором можно укрыться от ветра, дождя, мороза, неприятных посетителей; где можно кушать, спать, общаться с друзьями или воспитывать детей… Эта просто большая картонная коробка разрисованная как дом.Можно ли в ней жить? Понятно, что нет.Так и мышление человека состоящее из набросанной в мозг бессвязной информации не может представлять полноценную личность.Ведь правильно понимать и воспринимать мир оно не может.Попавший под влияние СМИ и интернета человек становится похожим на макет.Подобно макету такой человек имеет большинство признаков присущих личности человека и имеет внешность человека, но наполнение сознания другое.Его восприятие происходящего и вас как собеседника и личности происходит искаженно.Вы для него просто обрывочный ролик (приятный или неприятный) в сегодняшней ленте его событий (пусть вы даже близкий родственник или спутник жизни).Ни о вас лично, ни о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек ни за что не будет узнавать.Ведь это слишком нудно и долго…

Даже посты в соцсетях размером более четырех абзацев кажутся большинству современных молодых людей непреодолимыми и потому нудными объёмами информации.По этой причине производители информационной продукции приходят к выводу, что для упрощения восприятия необходимо сокращать объемы текстов.Но, ведь такое сокращение смысловой нагрузки способствует дальнейшей урезке в обработке и восприятии информации.Таким образом порочный круг способствующий минимализму в мышлении (массовому отупению и деградации) разорвать представляется все более невозможным. Люди теряют способность мыслить глубоко, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить взаимосвязи в фактах, выделять важное, делать выводы и прочее.Всем этим сегодня успешно пользуются популярные блоггеры, такие, например, как Саша Спилберг.Интеллектуальная лень довела молодежь до того, что они готовы впустую тратить уйму времени на просмотр эпизодов чей-то жизни.Сами блоггеры, конечно умные и трудолюбивые люди, которые поняли, что молодежь в большинстве своём ленива и готова не создавать и изучать, чтобы строить свою жизнь, а просто прожить чужую жизнь, глядя в экран…

Что делать, чтобы клиповое мышление не стало основой личности?

  • Старайтесь анализировать увиденное;
  • Как можно больше общайтесь с содержательными людьми;
  • Читайте книги, помогающие увидеть смысл в жизни, книги о людях и их взаимоотношениях;
  • Тренируйте память;
  • Развивайте воображение.
  • Попробуйте объяснять письменно смысл тех афоризмов, которые так часто можно увидеть в соцсетях.Это поможет вам научиться формулировать свои мысли.
  • Смотрите полезное и интересное кино — комедии, драмы, научно-познавательные фильмы с глубоким смыслом.

Пример последствия зависимости от соцсетей и клиповое мышление современных детей и подростков

PS.О том к чему может привести клиповое сознание, которое развивается благодаря активному использованию соцсетей, уже неоднократно писалось в СМИ.И вот недавно произошедшая трагедия еще раз подтвердила этот печальный вывод.14 ноября 2016 года в поселке Струги Красные Псковской области произошёл случай, наглядно свидетельствующий о взаимосвязи между нравственной деградацией и слишком активным использованием социальных сетей.Как вы помните, двое 15-летних подростков открыли огонь по полицейским из двухэтажного дома.По словам сотрудников Следственного комитета, Росгвардия штурмуя дом, в котором прятались подростки, нашла тела школьников с огнестрельными ранениями.

Клиповое мышление.Бороться нельзя, использовать

К ак-то сидя в ресторане за столиком в ожидании заказа, я наблюдала за множеством операций, совершаемых сотрудником заведения за минуту.Делая подсчёт на кассовом аппарате, он, не отрываясь от работы, стал отвечать на телефонный звонок.Официант из зала выкрикнул вопрос по меню, и парень с трубкой у уха, на секунду подняв глаза от кассы, ответил.Затем повернул голову с телефоном к входу и с улыбкой поприветствовал новых посетителей.Указав на свободные столики и проговорив несколько слов о сегодняшней акции, он продолжил общаться по телефону и клацать на кнопки кассы… Все его действия были доведены до автоматизма.

Пример пришёл мне в голову, когда я взялась за написание статьи о клиповом мышлении современных школьников и молодых людей: фрагментарном, быстром, поверхностном.Этот двадцатилетний парень — представитель поколения с таким восприятием действительности, которое считается проблемным, потому что юноша больше походил на робота, нежели человека.Ведь совершать одновременно множество второстепенных операций свойственно машине.

Сегодня очень ценятся «мультитаскные» работники.Хотя наука твердит о вреде многозадачности в том виде, в каком требуют современные работодатели; большинство хочет, чтобы нанятый сотрудник больше делал и меньше думал.

Такая непопулярная у подрастающего поколения умственная операция, как «думанье», больше свойственна людям постарше с понятийным мышлением, позволяющим смотреть на мир вдумчиво и целостно.Это прерогатива интеллектуально развитой личности.Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями.Есть мнение, что с ростом технического прогресса оно постепенно превращается в рудимент и уходит в прошлое.

Клиповое мышление: что это значит

Педагоги, психологи, физиологи и социологи сегодня потерялись в понятиях относительно клипового мышления.Ведь процессу думанья, если его разобрать на составляющие, свойственны такие мыслительные этапы, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение.А мышление есть совокупность этих умственных процессов, лежащих в основе познания.

Всех этих значений нет у слова клип: быстро сменяющиеся и несвязанные по смыслу обрывки информации, впечатления и образы, не требующие анализа и осмысления.Так что употребление вместе этих понятий кажется неуместным.Лучше уж сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодежи, но не только.

Люди постарше, которым сейчас около 40 лет, заставшие советскую систему обучения в школе и вузе, также признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги.Текст объёмом в сто – триста страниц — куда ни шло, но многостраничные произведения — увы.Буквы не складываются в слова, быстро утомляешься и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.

Такая потребность появляется, когда взаимодействуешь со множеством внешних раздражителей… Если у индивида нет желания укрыться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервной системы и психики, а на первый план выходит стремление из массива информации выделить важное и приступить к действию, то это признак эволюции…

Первичная реакция здорового организма на изменившиеся условия существования — приспособление.В нашем контексте это защита мозга от перегрузки.Обороняясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной, характерной для мыслительного процесса.

Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора.Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка образов.Клиповая подача информации сегодня везде.Её атрибуты: яркая визуализация, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинок, постоянное обновление.

Признаки клипового мышления

Когда в 90-е годы на ТВ впервые появился клип — беспорядочная смена картинок — многие не могли понять, что это.Постепенно мозг привык к такому формату и выработал нужное восприятие.Теперь мы уже говорим о признаках и следствиях клипового мышления, среди которых отмечают:

  • неспособность работать с большими объёмами данных;
  • быстрая утомляемость;
  • хаотичное рассеянное внимание;
  • трудности с концентрацией;
  • гонка за внешним образом и сменой впечатлений;
  • перманентное перевозбуждение;
  • быстродействие или спешка;
  • многозадачность;
  • подверженность постороннему влиянию;
  • повышенная внушаемость;
  • обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам;
  • поверхностность знаний и суждений;
  • прокрастинация

Некоторые из этих следствий нельзя назвать нормой, например, быструю утомляемость.И всё же признаки клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать.На смену информационному голоду прошлых десятилетий, пришло «инфоожирение».Спору нет, голод — это плохо, равно как и бесконтрольное потребление пищи.Аналогично и с поглощением информации.

Раньше школьники без труда сидели на уроке 45 минут.Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему.Теперь внимание ребёнка можно удержать всего 15 минут.Определённо педагогам приходится туго, и ситуация с современным образованием сложная.

Клиповое мышление: плюсы и минусы

Это явление времени имеет как плюсы, так и минусы.К минусам клипового мышления школьников относят рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и способности творить.

А также снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас.Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления, излишняя тяга к комфорту.

Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьёшься, но исполнители из такой молодёжи хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством наблюдают, как основа интеллектуального развития — понятийное мышление уступает позиции клиповому.Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями.Может их синтезировать, чтобы состояться на жизненном поприще?!

К немногочисленным плюсам клипового восприятия подрастающего поколения специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под условия.Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы.За счёт этого у молодых людей увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.

Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружают, стараясь вычленять главное.Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет.Исчезла потребность в анализе и логике.Хотя некоторые предметы в школе и направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.

Как избавиться от клипового мышления

Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? В любом случае непросто перейти от понятийного восприятия действительности к клиповому и тем более обратно.Мозгу требуется время, усилия, саморабота, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьбу противоположных мнений и недопонимание поколений.

По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов обучения с помощью информатизации образования.Порой им кажется, что всевозможные девайсы и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют…

Современные исследования показывают, что обучение — это расширение сети нашего понимания.Оно эффективнее, когда мозг берёт по кусочку новых сведений и присоединяет их к уже существующим.То есть, по сути, он не изменился, предпочитая постепенность, а не аврал информации.

Нейробиологи утверждают, что мозг, как и прежде, обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машины присвоив людям…

На первый план выходит развивающая функция обучения.Используются учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частная смена деятельности и многозадачность.Клиповость как элемент обучения присутствует, но не преобладает.Монотонность и злоупотребление линейной подачей материала исключены.Большое разбивается на блоки, упрощается.Изученное многократно повторяется.

По мнению педагогов, сегодня возникла настоятельная потребность и в культивировании живого общения между учениками, пока оно не исчезло совсем.Обязательно надо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в интернете и безраздельному влиянию СМИ на юные умы.

Как прийти к равновесному мышлению

Можно ли совместить оба вида познания и сформировать нечто вроде равновесного мышления.Как говорилось выше, люди 30–40 лет находят в себе признаки клипового и ещё не утеряли свойства понятийного мышления.Совмещать малосовместимое помогают восточные практики: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательные упражнения, йога.

На Востоке давно провозгласили главенство трансцедентального разума, имеющего неограниченные возможности и переходного к более высоким уровням сознания, которое предполагает сохранение главных человеческих ценностей, отношений и созидательную деятельность.

Дыхательная медитация

Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности.Если всё вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить мысли в спокойное состояние.Хорошо работает медитация, которую часто побаиваются, связывая с какой-то тайной: посидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такого сложного понятия.

Между тем 5–10 минут сидения утром и столько же вечером, значительно улучшат состояние нервной системы.Практикующие отмечают, что обретается какая-то неосязаемая внутренняя опора, и день складывается по-другому, более осознанно.

Зачастую под медитацией понимают расслабление.Многие тренинги направлены именно на это.Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация.Никаких специальных упражнений не требуется, только подсчёт собственного дыхательного цикла: вдоха-выдоха с небольшим растягиванием последнего и осмысленное сосредоточение на этом процессе.Уже через минуту можно почувствовать облегчение.

Обычно возбуждённому человеку рекомендуют: «Дыши глубже».Дышать надо не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется.Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается.Замедляя его, вы вызовете обратный эффект.

Настоящая медитация — это не только и не столько расслабление, сколько большая внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности.Научные опыты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи.Над головой второго приборы улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…

Если практик захочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации.Можно посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути освоения качественной медитации, которые помогут установить связь со своим «Я».

День тишины и «мауна»

В домашних условиях можно провести «День тишины».Ограничить себя в пользовании интернетом и общении с окружающими, если не на день, то хотя бы несколько часов.Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории… Заняться хобби.Уйти в эти часы от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма.Позволить себе делать все дела в два раза медленнее, как бы привнося бдительность и осознанность в каждой действие.Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет яснее.

В йоге есть интересная практика, хорошо справляющаяся с говорливым умом.Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме.Хотя бы в течение двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти.А также не смотреть ТВ, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел.Лучше отвести такой практике сутки.Конечно, это требует определённого опыта, который по мере упражнений в молчании, придёт.

Видный индийский политический лидер и мыслитель ХХ столетия Махатма Ганди регулярно практиковал мауну.Во время молчания внутри себя он находил ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично с доброжелательной улыбкой отвадил колонизаторов всех мастей от своей страны, заставив их признать суверенитет Индии.

Практики концентрации

Современные курсы по медитации, помимо обучения расслаблению, ставят целью ещё и научить быстро сосредотачиваться на чём-то одном.Когда хорошо концентрируешься, даже трудная работа выполняется быстрее и качественнее.Вы погружаетесь в неё настолько, что ничего не замечаете.Большинство из нас работает, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, делая внимание слабым, расщеплённым и растрачивая ресурсы мозга.

У нас есть автоматическое и произвольное внимание.Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному.А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.

Внимание можно натренировать, как мышцу.Упражнений в концентрации много.Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), написанное слово или мантру.Созерцать нейтральный предмет, например, вазу.В йоге есть интересная практика концентрации на пламени свечи — тратака.Можно сосредотачиваться на различных частях тела — дришти.

Как работает сосредоточение, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом.Концентрация — это умение собрать рассеянное внимание в луч ментальной энергии и направить его на выполнение дела.Хорошая концентрация не может быть длительной: 3–4 часа.Природа налагает ограничение на ресурсы мозга.Профессионалы придерживаются этого правила и многого добиваются.

Как ещё поддержать концентрацию? Находясь на природе.Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой.А вот прогулки по городу растрачивают.Вспомните, сколько там рекламы и броских вывесок, борющихся за наше внимание.Эксперименты показали, что люди, побывавшие на природе, на 20 % лучше отдыхающих в городе выполняли свои повседневные задачи.

Сегодня в мегаполисах очень много людей с рассеянным истощённым вниманием.В таком состоянии человека можно убедить в чём угодно.Этим пользуются воротилы индустрии потребления, «впаривая» ненужные товары и услуги.На ум приходит финальная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро».Коэн, главный герой, — топ-менеджер большой корпорации по доказыванию математических формул и теорем… Одновременно он занят поисками своего жизненного предназначения.

Однажды ему поручают довести до конца формулу, на которой сгинули многие хорошие специалисты.Дойдя до полного выгорания, он понимает, что у неё нет доказательства.Окончательно измучившись и во всём разочаровавшись, он в отчаянии бросается к боссу с вопросом, зачем тот заставляет людей работать над невозможными задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная.Видимость работы, смысла, суеты… Хаос приносит прибыль!

Лучше контролировать собственный «хаос», чтобы жизнь не заставляла решать иллюзорные задачи.

Клиповое Мышление – Гениальность Или Деградация

Современную молодежь нередко ругают за то, что она поверхностна и практически не читает книг.Развитие телевидения и, особенно, интернета, привело к тому, что нынешнее молодое поколение все меньше думает и мыслит логически, только воспринимая и перерабатывая полученную информацию.В то же время все удивляются необычному мышлению появляющихся на свет малышей, которых называют «дети индиго».Взрослых поражает, с какой легкостью ребенок трехлетнего возраста осваивает сложные гаджеты и компьютерные программы, в которых и взрослому, порой, сложно разобраться.По словам психологов, всему виной, так называемое, клиповое мышление.Что это за новая форма мышления и чем угрожает она подрастающему поколению?

Что такое клиповое мышление

В переводе с английского clip – это быстрота движения, скорость, вырезка из газеты, отрывок.То есть клиповое мышление – это новый способ получения и усвоения информации, не в форме печатного текста, как получали ее люди прошлых поколений, а в виде картинок, отрывков, не связанных между собой фактов, которые словно в калейдоскопе сменяют друг друга.

Безусловно, эпоха высоких технологий не могла не отразиться и на мышлении современного человека.С появлением телевидения и интернета все окружающее пространство буквально наполнилось информацией, а скорость изменений, происходящих вокруг человека, возросла в 50 раз! В итоге, сталкиваясь с невероятными объемами и скоростью изменения информации, мозг современного ребенка просто не успевает обрабатывать и анализировать полученный материал.Чем это грозит современной молодежи?

Проблема клипового мышления

По словам доктора психологических наук, профессора Рады Грановской, ребенок не рождается с логическим или клиповым мышлением.И на развитие того или иного мышления огромное влияние оказывает окружающая среда, школа и, конечно же, родители.Мышление ребенка лишь подстраивается под поток поступающей информации.

Здесь-то, по словам профессора Грановской, и скрыта проблема современной молодежи.Прежнее поколение училось по книгам, читало классическую литературу, а потому восприятие информации у них было текстовым, что способствовало развитию логического (последовательного) мышления.Нынешнее же поколение из-за обилия информации в окружающем пространстве просто не видит надобности в чтении книг.Молодежь воспринимает информацию по-новому, в виде картинок и образов, будто просмотренный видеоклип.Вот только учитывая объемы информации и скорость ее обновления, дети усваивают полученный материал поверхностно, не углубляясь в суть проблемы.Мозг не успевает выстроить логическую цепочку, а полученная информация быстро забывается, освобождая место для новой.

Люди старшего поколения, т.е.«люди книг» могут решать сложные задачи, однако очень медленно.Нынешнее же поколение – «люди экрана» решают быстро, но лишь простые задачи, а сложные решить им вовсе не под силу.И это огромная проблема, ведь учитывая, что развитие цивилизации постоянно ускоряется, людей с клиповым мышлением становится все больше!

По словам Рады Грановской, по вине клипового мышления современные дети не умеют надолго сосредотачиваться на определенной информации, их память не тренируется, а способность к анализу серьезно снижена.Ни для кого не секрет, что современному подростку сложно осилить что-либо из классической литературы.Он привык читать романы в сокращении, а то и вовсе готовые сочинения, из которых узнает суть повествования.Все это приводит к тому, что молодежь быстро забывает усвоенный материал.

Негативное влияние клипового мышления на память подтверждают и проводимые эксперименты.В старших классах был проведен эксперимент, в котором каждому ученику предстояло ответить на 10 вопросов из школьной программы предыдущего года.Итог опроса показал результат на уровне 10%!

Школа, по сути, тоже прививает ученикам клиповое мышление, хоть и использует в своей практике учебники, содержащие много текстовой информации.По факту же, ученики читают кусочек текста по одному предмету, затем переходят к другому предмету, где тоже получают кусочек информации.И так по кругу.То есть школа, которая должна провозглашать линейное чтение, а значит и логическое мышление, ориентируется на подачу клиповой информации.

Важно понимать, что от мышления во многом зависит успешность человека в жизни.Став взрослее, и поступив в ВУЗ, молодому человеку придется обрабатывать гораздо больше информации, выстраивать логические цепочки и умозаключения.А не умея анализировать информацию очень сложно стать успешным человеком.

Преимущества клипового мышления

При всех негативных явлениях стоит признать, что клиповое мышление – это продукт нашего стремительно меняющегося времени, а потому не подстроиться под него, значит отстать, и сойти с дистанции в погоне за успешным будущим.

Сегодня, чтобы быть успешным человеком необходима высокая скорость включения в любой процесс и не менее высокая коммуникабельность, позволяющая совершать одновременно сразу несколько дел.Замедленная реакция сегодня не в почете, а потому человек долго анализирующий полученную информацию, зачастую проигрывает в конкуренции тому, кто мыслит быстро, пусть и поверхностно.

Нынешние детишки нередко поражают взрослых своим мышлением.К примеру, ученые проводили эксперимент, в котором ребенок должен быть играть в компьютерную игру.Для облегчения задачи ему выдавалась инструкция в виде печатного текста объемом в 3 страницы.Ученых, наблюдающих за процессом, поразил такой момент – не успевали они прочесть и страницу, как ребенок уже делал следующий правильный ход.Объяснение нашлось быстро – испытуемый не читал текст целиком, а лишь обводил взглядов предложенный текст и выискивал ключевые моменты, позволяющие делать правильный выбор.

Можно привести и другой пример, доступно объясняющий работу данного принципа.К примеру, вам необходимо найти в шкафу красную кофту.Вы подходите к шкафу, быстро выбрасывает из него все вещи, находите красную кофту и возвращаетесь с ней.То есть прямолинейно выполняете то задание, которое было поставлено перед вами.Вы не составляете список вещей, не сортируете их по категориям, а просто отбрасываете все лишнее, не имеющее отношения к заданию.Именно так действует человек с клиповым мышлением.

Нельзя не согласиться с тем, что быстрая реакция, пускай и не совсем точная, сегодня гораздо нужнее.Возьмем, к примеру, техническое производство, которое также претерпело серьезные изменения.Каких-то 50 лет назад для ремонта любого оборудования требовался квалифицированный специалист, который смог бы разобрать его, найти конкретную деталь, устранить поломку и вновь собрать в узел.Сегодня же технику делают из блоков, что значительно ускоряет процесс ремонта.Специалист не ищет причину поломки, он просто меняет вышедший из строя блок.То есть квалификация уже не играет столь важной роли, а главным показателем на сегодняшний день становится скорость.И такая идея проникает во все сферы жизни.

Данную теорию подтверждают слова немецкого промышленника Круппа.По его словам, если бы он хотел разорить конкурентов, просто отправил бы к ним специалистов высшей квалификации.Главная мысль состоит в том, что такой специалист не начнет работу, пока не получит и не обработает 100% информации.А к моменту, как они получат искомое решение, оно уже совсем неактуально.

Вместо вывода

Делая вывод из вышесказанного нельзя утверждать, что клиповое мышление есть зло.Это реальность информационного мира, с которой нельзя не считаться.Однако если не внести коррективы в развитие юного поколения – не увлекать детей чтением классики и не учить их решать логические задачи, в будущем мы потеряем элиту, а значит людей творческих и мыслящих нестандартно – ученых, писателей, художников, инженеров-изобретателей и других выдающихся личностей.

Кстати, в восточных странах, где компьютеры давно стали неотъемлемой частью жизни, ученики показывают наиболее высокие академические результаты.За счет чего, спросите вы? Прежде всего, за счет сокращения времени пользования компьютерами на уроках.Так, в Гонконге компьютерами во время учебы пользуются не более 11 минут, а в Южной Корее это время и вовсе не превышает 9 минут! Для сравнения, в Швеции этот показатель равен 39 минутам, а в Австралии – 58 минутам! Российские ученики еще не так привязаны к электронным гаджетам на уроках, однако школы стремительно увеличивают время обучения при помощи компьютеров и планшетов, а значит данная проблема актуальна и для наших детей.

Что можно предпринять в этой ситуации? Во-первых, следует ограничивать количество времени, проводимое вашими детьми за компьютерами и планшетами, а во-вторых, стоит регулярно давать своему ребенку читать книжную литературу (естественно не клиповую).Читая художественные произведения, ребенку придется выстраивать образную схему.А для закрепления прочитанного следует обсуждать со своим чадом прочитанный материал, чтобы он анализировал его и учился устанавливать связи между явлениями.Благодаря этому постепенно будет разрушаться фрагментированная картина мира, а мозг ребенка будет с легкостью выстраивать логические цепочки.Берегите своих детей!

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
1058
Предыдущая статьяТрансцендентальная медитация мантры
Следующая статьяШейный остеохондроз гимнастика

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here