Картина мира человека

Рассмотрим подробнее тему: Картина мира человека - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
1839

Что такое картина мира?

Помните слова главной героини из фильма «Железная леди»?

«Следите за своими мыслями.Ибо обращаются они в слова, слова — в действия, а действия — уже в привычки.Берегитесь привычек, ибо они формируют характер, усмиряйте свой характер, ибо он становится судьбой.Что мы думаем, тем становимся» (Маргарет Тетчер)

Рассмотрим, как это работает в жизни.

Ваша картина мира состоит из ваших убеждений о мире и самом себе.На основе этих убеждений вы рассуждаете, что «правильно» или «не правильно», «хорошо» или «плохо».Затем следуют поступки, которые вы считаете правильными или возможными.

Получить диплом о высшем образовании (часто не важно каком и какого вуза) – правильно.Главное – иметь высшее образование.Кричать на ребенка по поводу и без повода – возможно.Так поступали родители, соседи, знакомые и незнакомые люди.И эта модель поведения есть в вашей картине мира как допустимая.Пить алкоголь ведрами – возможно, многие так поступают.

Наши поступки, воспроизводимые регулярно, становятся привычкой.

Из поступков складывается модель поведения.Кто-то каждое утро начинает с сигареты, а кто-то с утренней пробежки.

Наши привычки формируют наши способности.

Кто-то способен провести все выходные, лежа на диване, а кто-то подтянуться 101 раз на перекладине.

Способности определяют уникальность, «эксклюзивность» каждого конкретного человека.Чем меньше людей могут повторить эти способности, тем большую ценность человек представляет для мира.

Сварщик, занявший первое место на всероссийском конкурсе профессионального мастерства, получает зарплату в несколько раз больше своих коллег.И дело здесь вовсе не в наличии первого места, дело в качестве шва, которое этот человек представил миру.

Бухгалтер крупного холдинга, безупречно управляющийся с множеством цифр и счетов, ценится гораздо выше бухгалтера мелкой лавки.

Способности формируют характер.

Изменяясь во времени, способности «притягивают» новую реальность вокруг, определяемую новыми людьми и событиями, появляющимися в вашей жизни.

Вы становитесь классным мастером, профессионалом в какой-то области и осознаете это, в подтверждение вашим взглядам, мнения о вас окружающих, создают новые убеждения, закрепляя реальность.Вас считают лучшим – вы становитесь лучшим.

Другой пример.Вы предпочитаете в свободное время расслабиться за рюмочкой или кружечкой, в хорошей компании, или просто провести выходные перед телевизором.Со временем такой отдых становится преобладающим, друзей и возможностей выбраться из однообразия и скуки все меньше.Застой в делах, в семье.Работа – дом – работа.Понедельник – пятница, выходные.Вот уже и окружающие считают вас бездарностью.Со временем и вы начинаете убеждать себя в собственной беспомощности противостоять судьбе.

Ваш характер становится судьбой.

Что мы думаем, тем и становимся.То, как вы выглядите, как строите отношения с другими людьми, как реализуете свои таланты, сколько денег зарабатываете, зависит от ваших мыслей (убеждений).

Все начинается и заканчивается на уровне мыслей или убеждений.Причем убеждения не истина, а лишь отражение реальности, в которой формировалась ваша «картина мира».

Убеждения можно изменить, но самое сложное, что они не меняются самовнушением.Они меняются только через смену модели поведения, новый опыт, новые способности, формирующие новую реальность.

На словах все довольно просто.Почему же на деле так сложно поменять собственную реальность: жирное тело на подтянутое, отравляющие жизнь отношения на добрые, нереализованные способности на признание таланта, безденежье на безбедную жизнь?

Наша сформировавшаяся «картина мира» работает как сортировщик новой информации, пропуская ее через фильтры нескольких уровней.

Фильтр работает на основе представлений о полезности с одной стороны и ресурсозатратности с другой.Делать зарядку – полезно, но ресурсозатратно (нужно выделить время, найти силы, собрать волю).Курить – вредно, но бросать трудно (нужна воля).Еще один фильтр, через который мы пропускаем информацию – удовольствия.Есть капусту полезнее, чем печенье.Но есть печенье — удовольствие.

Увы, но спокойствие (возможность не тратить ресурсы) и удовольствия перевешивают здравый смысл (полезность).Если модель поведения не представляет смертельной угрозы, она допустима в нашем сознании.

Так работает обработка входящей информации у большинства и только 5-7% людей за основу выбора берут полезность.

Попробуйте задать вопрос: «Что полезного для меня в том или ином совершаемом действии (деятельности)?» И вы, скорее всего, удивитесь, как мало полезного делаете для себя, и как много совершаемого вами связано с получением сомнительных удовольствий.

До тех пор пока человек не перейдет из позиции «хорошо сейчас – плохо потом» в позицию «плохо сейчас – хорошо потом», не стоит ждать жизненных перемен.

Еще один способ изменить картину мира – изменить окружение.Работает этот способ очень просто.Находясь в среде людей, добившихся результатов, к которым вы стремитесь, вы пропитываетесь их идеями, воспринимаете их опыт, осознаете способы достижения результатов.Когда вы принимаете возможность осуществления задуманного, вы легко преодолеваете внутренние барьеры на пути к целям.

Подведем итоги

Картина мира — представление человека о реальности.Изначально это представление неосознанно формируется под влиянием окружения и личного опыта.Картина мира любого человека субъективна.

Если вам хочется изменить течение собственной жизни, выйти на новые результаты, начинать стоит со смены убеждений.Сделать это сходу не получится.Убеждения не меняются силой мысли.Эффективные способы работы с собственными убеждениями – изменение модели поведения и смена окружения помогают впустить в себя новый опыт, понять, как действовать по-другому.

Не стоит бояться хотеть, мечтать и воплощать мечты в реальность.Стоит только не забывать, что воплощать, значит, действовать.

Что такое картина мира человека?

Экология жизни.Современная наука, в частности, квантовая физика и теория относительности, вносит существенные коррективы в привычные представление о мире.Новая научная парадигма позволяет осуществить синтез идеализма и материализма, что дает возможность взглянуть на мироздание с совершенно иной точки зрения.

…Создание единой и неизменной картины
мира – цель, к которой стремится естествознание.

Макс Планк.

Современная наука, в частности, квантовая физика и теория относительности, вносит существенные коррективы в привычные представление о мире.Новая научная парадигма позволяет осуществить синтез идеализма и материализма, что дает возможность взглянуть на мироздание с совершенно иной точки зрения, переосмыслить философию, существующие научные концепции и методы.

Квантовая теория заключает в себе идею «туманного» мира, в котором размывается различие между частицами и волнами, — мира, в котором материя никогда не бывает в состоянии покоя, а напротив, находится в непрерывном движении.Мир представляется как система, состоящая из неделимых, взаимодействующих и пребывающих в непрестанном движении частиц.Чем глубже мы проникаем в субмикромир, тем больше убеждаемся в том, что есть основополагающее единство, соединяющее всех нас.Созданная теоретическая база позволяет нам гораздо легче осознать «природу реальности».

Квантовая теория подтверждает древнейшие концепции о существовании семи уровней реальности Мироздания.Учеными получены точные описания всех семи уровней.При переходе с уровня на уровень увеличивается плотность вещества.Таким образом, можно сказать, что материя является энергией в плотном виде.

Промежуточным этапом этого процесса является сознание.С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи.Сознание и материя на уровне торсионных полей оказались неразрывными сущностями.С этих позиций стало очевидным, что сознание выступает в качестве посредника.объединяющими, с одной стороны, все поля, весь материальный мир, а с другой стороны все уровни тонкого мира.

С этой точки зрения сознание человека можно рассматривать как трансформатор энергии, с помощью которого духовная энергия становится материей.Этот новый подход должен коренным образом изменить наше понимание реальности.

Как испокон веков утверждают восточные религии, материя есть Майя, иллюзия.Это иллюзия независимости нашего существования.Воспринимаемые нами как разные отдельные предметы на самом деле являются концентрациями частиц единого энергетического поля. Но эти качества твердость и отдаленность существуют только с ограниченной точки зрения несовершенного восприятия.Конечно же, нам людям удобно именно так воспринимать другие объекты: это позволяет действовать в поле которому принадлежим.

Ясно, что с практической точки зрения удобно воспринимать объекты как отдельные предметы.Однако такое представление имеет не только позитивные, но и негативные стороны.Один из негативов заключается в том, что люди воспринимают себя отдельно от окружающего мира.Это порождает и развивает чувство изолированности, отсутствия безопасности, что неизбежно приводит к тревоге и беспокойству.

Мы начинаем приоткрывать покровы неверного восприятия, маскирующего от нас подлинный мир, и делаем открытие: оказывается внутренний и внешний миры нераздельны.Их искусственное разделение – лишь продукт субъективного восприятия мира.

Голография – еще одно открытие физики, которое, возможно, позволит осуществить сближение естественных наук с гуманитарными, приподнимая завесу над еще не объясненными психологическими явлениями. Это уникальное концептуальное средство, чрезвычайно полезное для понимания принципов целостности.

Голограмма представляет собой трехмерную фотографию, сделанную с помощью лазера.Снимок выглядит как бессмысленное чередование светлых и темных линий.Если пленку осветить лучом лазера, то появится изображение предмета в трех измерениях.
Если голограмму разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое первоначальное изображение.Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них вновь обнаружим изображение всего объекта в целом.В этом заключается свойство распределенности.

С философской точки зрения это представляет несомненный интерес, так как подтверждается принцип » часть замещает целое», то есть, в любой точке пространства содержится информация обо всех событиях и сущностях Вселенной. На современном языке это значит, что Вселенная представляет собой огромную голограмму, так как установлено, что это свойство характерно только голографическим процессам.
Другой особенностью является поразительная экономия.Ни одно из существующих средств хранения информации, имеющих те же размеры, не сравнится по объему памяти с голограммой.

И, третье.Существенным является волновой характер взаимодействий.Данный физический процесс служит исходным моментом для создания нейроголографической модели работы мозга.Сигналы, исходящие из частиц, из которых состоит окружающая нас материя, могли бы проецироваться на все точки мозга.А сам мозг, учитывая частоты воспринимаемых волн, мог бы математически воссоздать на основе интерференционной картины «конкретную» реальность.
Тогда, отсюда вполне естественно вытекает представление об энергетической природе человека и объяснение возможного механизма функционирования человеческого мозга, согласно которому основные мыслительные процессы происходят не в нем, а в окружающей активной среде.
Взаимосвязь фазовых отношений лежит в основе способности формирования образов.По-новому осознается значение образного мышления.С точки зрения голографической модели, с его помощью окружающий мир и подсознание общаются с нами.В таком случае, язык образов – это эсперанто всего живого.

Очевидна теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость образа и энергии.Оперирование наглядными образами и игра воображения — это объективно протекающий, физически, биологически и психически обусловленный процесс.Образ в конечном итоге проявляется в виде энергетических процессов, а последние, в свою очередь, претворяются в образ.Этим объясняется возможность создания новой реальности.
Человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации.Однажды полученная, она фиксируется навсегда; образы со временем не тускнеют и могут быть воспроизведены через много лет.

Отсюда также можно понять эффекты телепатии, экстрасенсорики и пр., что, в свою очередь, способствует прорыву в область неизвестного и раскрытию одного из аспектов феномена современного человека.Индивидуальное сознание включается в общий космический энергоинформационный поток.И тогда творческий потенциал человека становится воистину неисчерпаемым.
Глубинное поле Вселенной кодирует и хранит информацию, исходящую от живых и неживых структур, в виде голограмм.Причем, такая информация не хранится пассивно, а отбирается, перерабатывается и передается в необходимых дозах, в необходимое время и в необходимом направлении.От способности видеть истинную картину целиком и реагировать на изменения зависит наше гармоничное взаимодействие с миром.

Концепция голографической Вселенной крайне важна для понимания высших по отношению к нашему, измерений.В соответствии с этой концепцией все, что содержится в определенном объеме пространства высшего уровня, неминуемо проецируется на нижестоящие.На нашем уровне информация выступает, по сути, не реальными объектами, а символами, что дает возможность всякому понимать скрытую символом истину сообразно своему развитию сознания.
Символ – концентрированная условная абстрактная форма знаний, которая выражается при помощи стилизованного знака. Так наиболее распространенным во всем мире, во всех религиях символ креста (хотя вид его несколько видоизменен у разных народов).Символы постоянно используются каждым, но, как правило, бессознательным, неконструктивным и даже нередко опасным образом.Поэтому, одной из настоятельных потребностей нашего времени является осознание природы символов, изучение множества их классов и видов для целенаправленного использования.
Достижения современной науки оказывают влияние почти на все стороны общественной жизни.Оно затрагивает всю культуру в целом, и образ мышления в частности, и выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней.

Картина Мира

У каждого человека, когда либо живущего на свете, существует своя уникальная и неповторимая Картина Мира.Она оказывает огромное участие в формировании его жизни в целом.

Наполняет удачами его жизненный путь …или заставляет натыкаться на бесконечные препятствия.

Как она влияет на своего хозяина? Как формируется? И можно ли ее поменять?

Содержание статьи:

1.Что такое — Картина Мира?
2.Немного практики…
3.Как формируется индивидуальная Картина Мира каждого человека (или откуда растут ноги неприятностей в жизни)
4.Можно ли поменять Картину Мира в течении жизни?
5.Фокус внимания
6.О развитии человечества
7.Медитативное упражнение в подарок «Нейтрализация негативной кармы»

Цикл статей об источнике негатива в жизни и трансформации его в гармонию и успешность:

Картина Мира.(Вы здесь)
Эффект зеркала .Как научиться жить в гармонии? Практические рекомендации.
Фокус внимания и его влияние на жизнь человека.Улучшаем качество жизни!

Так что же это такое — Картина Мира?

Картина Мира — это внутреннее духовное и интеллектуальное содержание человека, его жизненные ценности, его опыт, внутренние установки, стандарты, шаблоны, психологические ограничения.Картина Мира у каждого человека очень индивидуальна.

Мир, на самом деле, один для всех.Но воспринимает и оценивает его каждый из нас индивидуально, пропуская через «сеточку» своего сознания, подсознания, разума.И вот то, что мы получим «на выходе» и является Картиной Мира.

То есть, мы можем с уверенностью сказать, что это субъективная реальность.

Картина Мира может быть общей для большого количества людей, а может быть индивидуальной.

Утверждение наших предков о том, что Земля плоская — один из ярких примеров Картины Мира.

Например, в древние времена люди считали, что Земля плоская, за тем, утверждения Коперника и Ньютона поколебали уверенность человечества в данной информации.То есть произошла смена стереотипа в коллективной Картине Мира.

В современном мире вновь многие ученые и исследователи говорят о том, что Земля плоская, находят этому доказательства.И Картина Мира многих людей таким образом подвергается изменениям.

При чем, сторонники и плоской, и круглой Земли находят нерушимые доказательства своей правоты.Вселенная многообразна в своем величии, и каждый найдет свои доказательства).

Немного практики…

Даже одно и то же слово или словосочетание «расшифровывается» каждым человеком по-разному.Не говоря о более широком информационном потоке.

Например, я люблю своим клиентам предложить представить себе БЕЛЫЙ СТОЛ, представьте и вы…

…и вот у каждого это будет свой белый стол: у кого-то это будет крашенный дачный столик (у любителя покопаться в огороде, к примеру)…

…у кого-то стол покрытый белой ажурной скатертью, возможно у кого-то это будет операционный стол (у хирурга или человека, недавно перенесшего операцию)…

…и множество других образов, в зависимости от того, каким набором установок человек обладает.

Мы взяли для примера всего одно словосочетание, представьте теперь насколько по разному видятся каждому из нас литературные произведения или события в жизни.

Как формируется индивидуальная Картина Мира каждого человека?

(или откуда растут ноги неприятностей в жизни)

Давайте подумаем, почему же она так индивидуальна?

Для этого давайте возьмем для примера какого-то человека.Да чего далеко ходить? Давайте возьмем вас!

Заодно проведете осознанный анализ: что у вас во внутреннем мире просто отлично, что нуждается в «доработке», а что нужно менять как можно скорее!

В предыдущем абзаце, по сути, я раскрыла, с чем же мы с вами будем «работать».

Да-да! Картина Мира — это ваш Внутренний Мир!

А, как известно, «что снаружи, то и внутри», «что вверху, то и внизу», «как на небе, так и на земле»!

То, чем мы наполнены, иногда сразу, а иногда постепенно материализуется в жизни человека.

Сейчас я просто буду перечислять и объяснять факторы, которые участвуют в в формировании Картины Мира, а вы как бы со стороны (это важно!), посмотрите, как откликается в вас мои высказывания.

И, может быть, сразу у вас произойдут какие-то важные осознания!

И так, начинаем:

1.Рождение в определенной семье

  • Какие убеждения были в вашей семье?

-С самого рождения вы «записываете» в свою память все что когда либо говорилось при вас и о вас.Даже если вы об этом ничего не помните.

Все высказывания, все представления о жизни, проговоренные и просто подуманные вашими родителями, родственниками, незримо впечатываются в ваше восприятие мира и и оценку себя, как личности в этом мире.

Даже такие высказывания родителей, как: «Что за руки у тебя? Как крюки!», откладывают серьезный отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

  • Какая модель поведения у ваших родителей?

Неосознанно мы копируем своих родителей: их жизненные ценности, поступки, действия, рассуждения, привычки.Перенимаем отношение к жизни, людям, материальному достатку.

Например: «не жили богато и нечего начинать» или «лучше быть бедным и счастливым, чем богатым и несчастным» все это ограничивающие убеждения.

«Не мы такие — жизнь такая» не желание брать за себя ответственность в жизни, неосознанность.

Или мама-одиночка передает своей дочке установку, что «все мужики — сво…» и т.д.

«Надо идти учиться в экономический университет — это престижно.Ну и что, что мне больше всего нравиться играть на фортепьяно? На этом денег не заработаешь!» Часто такие установки ребенок перенимает от своих родителей.

По истечению какого-то времени он забывает, в чем же заключалась самая большая радость жизни.А когда подходит средний или пожилой возраст, то человек начинает чувствовать непреодолимую тоску.Как будто он не сделал чего-то очень важное.

Вдруг начинают развиваться какие-то болезни.А ему и не в домек, что его нереализованность напрямую связана с болезнью.

Также бывает, что ребенок натерпевшись в детстве от своих нерадивых родителей, во взрослой жизни стремится делать все с точностью наоборот.

Но, в этом случае повзрослевший ребенок не принимает своих родителей, старается с корнем выдрать из себя ту боль, которую ему причинили родители.Старается доказать себе и Миру: «Я не такая(-ой), как они!» Но это уже разговор для другой статьи.

2.Принадлежность к определенной социальной среде

  • Проанализируйте, какие духовные и материальные ценности в вашей среде?
  • Какие шаблоны и стереотипы вы приобрели?

Приведу простой пример, на самом деле их, конечно, множество.Тут уж вы сами дальше подумайте и понаблюдайте за собой.

«Только тот, кто летает в Турцию на отдых по-настоящему счастлив».

Если у вас где-то в глубине души есть такое понятие, а в Турцию все никак слетать не удается, подумайте, вполне возможно, ваше счастье в том, чтобы отдыхать каким-то другим образом?

Например, сидя возле костра и любуясь на речной пейзаж или в том, чтобы ходить за грибами и наслаждаться пением птиц.

Постарайтесь понять, какие ценности ВАШИ, а какие вам были просто навязаны и не вызывают вашей ИСТИННОЙ радости.

Я сейчас не говорю о радости ЭГО, которое, конечно, будет радоваться, в случае реализации НЕ ВАШИХ желаний, а навязанных обществом.

Оно будет радоваться скорее не самому факту исполнения желания, сколько произведенному впечатлению, утверждению себя в обществе и т.д.Важно научиться различать два этих чувства: истинную радость души и радость эго.

На протяжении жизни человек «подцепляет» разные программы, установки, шаблоны поведения.

Которые не могут его сделать счастливым, так как они не являются истинными его желаниями.Скорее, это желание соответствовать ожиданиям общества (одобрение родителями, друзьями, коллегами по работе и т.д.), критериям успешности в обществе.

Конечно, не все шаблоны и установки плохи, многие, наоборот подталкивают нас и заставляют развиваться.

То есть мы можем сделать вывод, что происходит формирование по четырем аспектам:

  • Воспитание
  • Приобретенные привычки
  • Опыт, полученный в жизни
  • Характер человека

Меняется ли Картина Мира в течении жизни?

Все, о чем шла сейчас речь, конечно же, не просто так проявилось в вашей жизни.

Когда Душа идет в воплощение, она подбирает себе государство, город, семью, общество для наилучшей реализации запланированных задач на воплощение.

Бывает душа отклоняется от выбранного пути и тогда весь Мир стремится направить человека на путь истинный.Вначале деликатно, потом толчки становятся все настойчивей, а бывает и больнее.

Картина Мира в течении жизни может изменяться, у всех это происходит по разному.

У кого-то медленно, постепенно, но бывает, что человек практически в одночасье меняет все представление о своей жизни, о приоритетах в ней.

Бывает, люди через боль, страдание и болезни обретают ИСТИННОГО СЕБЯ…иногда это единственный способ повернуть человека на Путь, который когда-то избрала Душа.

Фокус внимания

Неотъемлемой частью Картины Мира является ФОКУС ВНИМАНИЯ.Не просто так говорят, что Вселенная изобильна — в нашем мире, действительно есть все, что нам необходимо для развития и достойной гармоничной жизни.

Но, в зависимости, например, от наших интересов и убеждений из окружающей среды мы выделяем интересующую нас информацию, людей и так далее.

Та информация, которая нас НЕ интересует даже в глубинах подсознания, ни за что нас не коснется, человек ее просто не заметит.

Здесь можно привести такой бытовой пример: предположим, появилась у вас идея купить новую куртку…неприменно красную… но вот какой фасон?… В таком случае мы часто начинаем наблюдать за людьми, в чем же они одеты.

И тут выясняется, что очень большой процент людей ходит именно в красных куртках, хотя еще вчера вам это и в голову не приходило, так как вы не обращали на это внимание.

Мы живем в огромной Вселенной, но, между тем, и каждый из людей живет в своей уникальной мини Вселенной, наполненной именно его интересами.

В наших силах менять и расширять СВОЮ Картину Мира, это не значит одеть розовые очки и не замечать каких-то вещей, людей, событий, которые не нравятся, а значит ПОМЕНЯТЬ к ним свое отношение.

Признать и принять даже самые негативные вещи, как часть себя, вот тут и начинается самое интересное, Мир вокруг начинает играть яркими красками, наполняется добром и светом!

О развитии человечества

Сейчас много говорится о том, что Земля и человечество переходят на новый этап развития и существования.

В настоящее время, человечество делится, условно говоря, на две, пока не равные, половины: одна половина владеет информацией о том, что сейчас, как никогда, важно повышать свою осознанность, ведет работу над своим внутренним миром.

Другая половина продолжает вести прежний уклад жизни: пришел с работы, поужинал, лег к телевизору, лег спать, с утра на работу — далее по кругу…

Все это ни хорошо, ни плохо, так как такие люди просто еще не пришли к тому, что надо «проснуться» и задуматься, о том, кто же они такие на самом деле, зачем пришли в эту жизнь.

Вполне возможно, что души таких людей еще не получили достаточно подобного опыта.

Но так же может быть, что душа давно желает, чтобы человек задумался о духовной своей составляющей, а он просто ее не слышит

Души людей, когда либо живущих на свете все равны, будь то душа порицаемого в социуме человека или душа занимающегося своим духовным развитием человека.

Ведь каждая душа — частица Творца, а каждый Путь — ведет к Богу, просто у каждого он свой, неповторимый и уникальный.

Информация для духовного пробуждения на самом деле находится везде, ее очень много.Но человек обычно видит то, что входит в его Картину Мира.

Давайте потихонечку расширять сознание друг друга, помогать друг другу открывать в себе огромнейший потенциал, который у большинства еще спит!

P.S.: Для тех кто настроен решительно и действительно планирует заняться улучшением своей жизни, я приготовила в подарок сильное медитативное упражнение для очищения сознания и подсознания от негативной энергии.

Упражнение подойдет как для новичков в медитации, так и для более продвинутых практиков.

Картина мира

Исходя из того, как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизиологи, её следует определить как:

  • систему образов (и связей между ними) — наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
  • порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира:

  • целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;
  • представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;
  • имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов 1 .

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира — сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение.

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т.п.

Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т.п.Основные крупные элементы — каркас картины мира — представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации.Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит.Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека 3 .Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т.п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.

Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения.Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте — новую картину мира.Прогресс — развитие человека и человечества — это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий.Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры 4 .По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода 5 .

Особенности различных картин мира

Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:

  • масштабность;
  • чёткость;
  • эмоциональная окрашенность;
  • свет и мрак;
  • присутствие прошлого, настоящего и будущего;
  • аналитизм и синтетизм;
  • выделенность субъекта из внешней среды;
  • активность-пассивность;
  • знаковость (символичность);
  • рефлексивность;
  • насыщенность межчеловеческими отношениями;
  • конформность;
  • детерминированность мироустройства;
  • степень общей развитости;
  • особенности развития репрезентативной системы.

Субкультурная картина мира

Мир не хорош и не плох, — утверждали ещё мудрецы древности, — он таков, каким мы его воспринимаем.Что же определяет восприятие мира, а следовательно, и отношение к нему, человеком?

Издавна известно, что даже самые добросовестные свидетели, наблюдавшие один и тот же эпизод, часто дают о нём противоречивые показания.Происходит это потому, что у свидетелей могут более или менее существенно отличаться картины мира.Скажем, у одних в ней преобладают светлые, у других — мрачные тона, у одних в её центре прошлое, у других — будущее, у одних она насыщена человеческими отношениями, у других основное место отведено природе; одни картины мира сложны и красочны, другие просты и бесцветны и т.д.И, проецируя эпизод в сложившуюся у него картину мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации.Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание любых воспринимаемых объектов и образов.Это происходит потому, что люди чувствуют и действуют не в соответствии с некими «объективными фактами», но исходя из своих всегда субъективных представлений о них.А эти последние определяются многими обстоятельствами.Исследованиями установлено, что, например, «представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа» 6 .Главная причина этого — наличие у разных народов, этносов и субкультур да и, пожалуй, у каждого человека своей индивидуальной картины мира, в соответствии с особенностями которой каждый человек и ведёт себя так или иначе 7 .

Своеобразная картина мира присуща любой социальной общности — от нации или этноса до социальной или профессиональной группы или отдельной личности.Мало того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира.Другими словами, любое достаточно крупное человеческое сообщество имеет дифференцированные картины мира как по горизонтали (различные социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира — это не нечто застывшее, но исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям.Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора.Но точно так же сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад.Различаются картины мира у католика и православного, у мусульманина и буддиста.Подобные различия хорошо иллюстрирует искусство.Например, Париж в изображении китайских художников отличается от Парижа Писсарро и Моне.А природа у современных пейзажистов разительно отличается от её изображения XIII—XIV веков.Не случайно также говорят, к примеру, о Петербурге Гоголя и Достоевского или о булгаковской Москве.

КАРТИНА МИРА

КАРТИНА МИРА — сис­те­ма пред­став­ле­ний о ре­аль­но­сти (от ми­ро­зда­ния в це­лом до бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния, сию­ми­нут­но­го кон­тек­ста дея­тель­но­сти), ха­рак­тер­ных для ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы (про­фес­сио­наль­ной, эт­ни­че­ской, ре­ли­ги­оз­ной, со­слов­ной, язы­ко­вой и др.).

Картина мира син­те­зи­ру­ет пред­став­ле­ния (час­то не­осоз­на­вае­мые) че­ло­ве­ка о при­ро­де, ду­хов­ном ми­ре, об­ще­ст­ве, о са­мом се­бе и пре­до­пре­де­ля­ет вос­при­ятие и оцен­ку отдельных яв­ле­ний, цен­но­ст­ные, ми­ро­воз­зрен­че­ские и по­ве­ден­че­ские ус­та­нов­ки.Картина мира со­став­ля­ет од­ну из ос­нов куль­ту­ры; це­ло­ст­ность картины мира обес­пе­чи­ва­ет­ся та­ки­ми сис­те­мо­об­ра­зую­щи­ми на­ча­ла­ми куль­ту­ры, как язык, ре­ли­гия, нау­ка, идео­ло­гия, искусство, а так­же ря­дом пси­хо­ло­гических ме­ха­низ­мов.Раз­лич­ные нау­ки о че­ло­ве­ке вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «Картина мира» раз­ное со­дер­жа­ние.

В язы­ко­зна­нии ши­ро­кую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ло пред­став­ле­ние об оп­ре­де­ляю­щей ро­ли язы­ко­вых фак­то­ров в фор­миро­ва­нии глу­бин­ных пла­стов картины мира: струк­ту­ры род­но­го язы­ка вы­сту­па­ют для его но­си­те­ля как ап­ри­ор­ные фор­мы ор­га­ни­за­ции его опы­та и ми­ро­вос­прия­тия (К.В.фон Гум­больдт, Ф.де Сос­сюр, вы­дви­ну­тая Э.Се­пи­ром и Б.Уор­фом ги­по­те­за лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти).В ис­сле­до­ва­ни­ях язы­ко­вой картины мира (тер­мин вве­дён И.Л.Вайс­гер­бе­ром), иг­раю­щих важ­ную роль в се­ман­ти­ке и ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ке, на­ря­ду с по­ис­ком уни­вер­саль­ных свойств ес­тественных язы­ков (син­так­сическое чле­не­ние ре­аль­но­сти на ак­тив­ный субъ­ект, дей­ст­вие-про­цесс и пас­сив­ный объ­ект, ис­поль­зо­ва­ние ан­тро­по­морф­ных ме­та­фор для опи­са­ния не­ве­ще­ст­вен­ных яв­ле­ний и т.п.) вы­яв­ля­ют­ся их ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти (спе­ци­фический ха­рак­тер так­со­но­мических сис­тем, например, при обо­зна­че­нии цве­та и др.).

Ре­кон­ст­рук­ция язы­ко­вой картины мира (например, рус­ской язы­ко­вой картины мира в ра­бо­тах Ю.Д.Ап­ре­ся­на, Н.Д.Ару­тю­но­вой, А.Веж­биц­кой и др.) про­во­дит­ся на ос­но­ва­нии ком­плекс­но­го ана­ли­за клю­че­вых (час­то не имею­щих эк­ви­ва­лен­та в других язы­ках) по­ня­тий (смотрите Кон­цепт) то­го или ино­го язы­ка и куль­ту­ры.Другим рас­про­стра­нён­ным приё­мом яв­ля­ет­ся ана­лиз ме­та­фор, ис­поль­зуе­мых но­си­те­ля­ми язы­ка в по­все­днев­ной ре­чи (например, упо­доб­ле­ние спо­ра вой­не, тос­ки — хищ­но­му зве­рю: «гло­жет тос­ка», «тос­ка за­ела», «тос­ка на­пала» и т.п.).

В ан­тро­по­ло­гии тер­мин «картина мира» на­чал ши­ро­ко упот­реб­лять­ся с 1950-х годов под влия­ни­ем американского ан­тро­по­ло­га Р.Ред­фил­да, счи­тав­ше­го, что для изу­че­ния куль­ту­ры то­го или ино­го на­ро­да не­об­хо­ди­мо взгля­нуть на мир с точ­ки зре­ния но­си­те­ля этой куль­ту­ры.Картина мира не яв­ля­ет­ся ста­тич­ной и в рав­ной ме­ре при­су­щей всем но­си­те­лям куль­ту­ры; на­род об­ла­да­ет ком­плек­сом взаи­мо­свя­зан­ных картин мира: так, в тра­диционном об­ще­ст­ве Ред­филд вы­де­лял картину мира кре­сть­я­ни­на и картину мира го­ро­жа­ни­на, или картину мира «школ и хра­мов» («боль­шая тра­ди­ция») и картину мира де­ре­вен­ской об­щи­ны («ма­лая тра­ди­ция»).Эта кон­цеп­ция ока­за­лась близ­ка французской «ис­то­рии мен­таль­но­стей» (М.Блок, Л.Февр), де­лав­шей ак­цент на изу­че­нии обы­ден­но­го ми­ро­вос­прия­тия лю­дей про­шлых эпох (смотрите «Ан­на­лов» шко­ла, Ис­то­ри­че­ская ан­тро­по­ло­гия), немецкие «пси­хо­ло­гии на­ро­дов» (В.Вундт) и «опи­са­тель­ной пси­хо­ло­гии» (В.Диль­тей), стре­мив­ших­ся че­рез ис­тол­ко­ва­ние про­дук­тов куль­ту­ры по­нять лю­дей, при­над­ле­жа­щих к этой куль­ту­ре (смотрите Гер­ме­нев­ти­ка).В рус­ле этих идей вы­рос­ли современные шко­лы ре­кон­ст­рук­ции картин мира лю­дей других куль­тур — в ког­ни­тив­ной ан­тро­по­ло­гии и других на­прав­ле­ни­ях куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии (например, би­нар­ные оп­по­зи­ции «сы­рое — ва­рё­ное», «зем­ля — не­бо», «бе­лый — чёр­ный» и т.п.как ба­зо­вые ка­те­го­рии эт­ни­че­ских картин мира в ра­бо­тах К.Ле­ви-Строс­са), куль­ту­ро­ло­гии (например, ра­бо­ты Ю.М.Лот­ма­на о русском дво­рян­ст­ве XIX века, ис­поль­зую­щие в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка та­кие сим­во­лические сис­те­мы куль­ту­ры, как эти­кет или пра­ви­ла игр), ис­то­рии (например, ра­бо­ты М.Фу­ко о ста­нов­ле­нии пси­хи­ат­рии, тру­ды А.Я.Гу­ре­ви­ча о средне-вековой куль­ту­ре), ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии и эт­ноп­си­хо­ло­гии.

М.Хай­дег­гер, под­чёр­ки­вая ис­то­рический ха­рак­тер са­мо­го по­ня­тия картина мира, пред­по­ла­гаю­ще­го дис­тан­цию ме­ж­ду че­ло­ве­ком и ми­ром (ко­гда «бы­тие в ми­ре» транс­фор­ми­ру­ет­ся в ре­пре­зен­та­цию ми­ра), счи­тал не­воз­мож­ным го­во­рить о «картине мира» тра­диционных куль­тур, по­сколь­ку они не вос­при­ни­ма­ют мир как кар­ти­ну, т.е.как не­что про­ти­во­пос­тав­лен­ное им и на­хо­дя­щее­ся в их рас­по­ря­же­нии.

В пси­хо­ло­гии картина мира рас­смат­ри­ва­ет­ся как сеть ин­тер­пре­та­ций и ка­те­го­рий, на­кла­ды­вае­мых на ре­аль­ность и опо­сре­дую­щих лю­бые взаи­мо­дей­ст­вия с ней (смотрите Ка­те­го­ри­за­ция).Это мно­го­уров­не­вое об­ра­зо­ва­ние, со­дер­жа­щее мно­же­ст­во схем вос­при­ятия и дей­ст­вия: например, ког­ни­тив­ные кар­ты стра­ны, го­ро­да, квар­ти­ры, ин­ди­ви­ду­аль­ные тео­рии пси­хи­ки ок­ру­жаю­щих лю­дей, пред­став­ле­ние че­ло­ве­ка о са­мом се­бе (смотрите Иден­тич­ность), нор­мы и «сце­на­рии» по­ве­де­ния, смыс­лы, оцен­ки и т.д.Вы­де­ля­ют раз­ные фор­мы мен­таль­ных ре­пре­зен­та­ций, из ко­то­рых и со­сто­ит картина мира; например, раз­ли­ча­ют се­ман­ти­че­ский (аб­ст­ракт­ный, по­ня­тий­но-схе­ма­ти­че­ский, сло­вес­но оформ­лен­ный) и фрей­мо­вый (ори­ен­ти­ро­ван­ный на кон­крет­ные си­туа­тив­ные кон­тек­сты, со­стоя­щий из це­ло­ст­ных об­ра­зов) спо­со­бы ор­га­ни­за­ции картины мира, свя­зан­ные с осо­бен­но­стя­ми ра­бо­ты ле­во­го и пра­во­го по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га (смотрите Меж­по­лу­шар­ная асим­мет­рия).

В российской пси­хо­ло­гии вве­дён­ное А.Н.Ле­он­ть­е­вым по­ня­тие «об­раз ми­ра» обо­зна­ча­ет «иде­аль­ный мир» зна­че­ний и смы­слов, сквозь приз­му ко­то­ро­го вос­при­ни­ма­ет­ся ре­аль­ный мир и ко­то­рый свя­зы­ва­ет дан­ный мо­мент с про­шлым и бу­ду­щим (встро­ен­ные в об­раз ми­ра мо­де­ли же­лае­мо­го бу­ду­ще­го и др.).Об­раз ми­ра пер­ви­чен по от­но­ше­нию к дан­ным вос­при­ятия, он опо­сре­ду­ет так­же па­мять, во­об­ра­же­ние, мыш­ле­ние и другие пси­хические про­цес­сы, вы­сту­пая как глу­бин­ная ос­но­ва по от­но­ше­нию к чув­ст­вен­но оформ­лен­ной картине мира.Ре­кон­ст­рук­ция об­раза ми­ра как сис­те­мы зна­че­ний осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ме­то­да­ми экс­пе­риментальной пси­хо­се­ман­ти­ки.

В ис­то­рии и ме­то­до­ло­гии нау­ки важ­ное ме­сто за­ни­ма­ет по­ня­тие «на­уч­ная картина мира» — еди­ная сис­те­ма пред­став­ле­ний о при­ро­де, сло­жив­шая­ся в Но­вое вре­мя в ре­зуль­та­те син­те­за кон­цеп­ций различных ес­тественных на­ук и вы­пол­няю­щая эв­ри­стическую функ­цию, по­зво­ляя от­би­рать прав­до­по­доб­ные ги­по­те­зы и ин­тер­пре­та­ции и на­прав­лять на­учный по­иск.В ос­но­ве на­учной картины мира ле­жит оп­ре­де­лён­ное ми­ро­воз­зренческое яд­ро (например, пред­став­ле­ние о «ес­те­ст­вен­ной» при­чин­но­сти, не до­пус­каю­щее воз­мож­но­сти чу­да), од­на­ко ба­зо­вые пред­став­ле­ния, вхо­дя­щие в это яд­ро (на­учная па­ра­диг­ма), вре­мя от вре­ме­ни из­ме­ня­ют­ся в ре­зуль­та­те на­учной ре­во­лю­ций (Т.Кун).

Пер­вый этап на­учной картины мира пред­став­лен сло­жив­шей­ся под влия­ни­ем га­ли­ле­ев­ской фи­зи­ки во 2-й половине XVII века «ме­ха­ни­сти­че­ской картиной мира», со­глас­но ко­то­рой мир со­сто­ит из не­де­ли­мых кор­пус­кул, их взаи­мо­дей­ст­вие стро­го де­тер­ми­ни­ро­ва­но и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в аб­со­лют­ном вре­ме­ни и аб­со­лют­ном про­стран­ст­ве.Пе­ре­ход от ме­ха­ни­сти­че­ской к элек­тро­ди­на­ми­ческой (в конце XIX века), а за­тем к кван­то­во-ре­ля­ти­ви­ст­ской кар­ти­не фи­зической ре­аль­но­сти (1-я половина XX века) при­вёл к пе­ре­смот­ру этих пред­став­ле­ний (например, под влия­ни­ем кван­то­вой ме­ха­ни­ки и тео­рии от­но­си­тель­но­сти воз­ник­ло пред­став­ле­ние о не­воз­мож­но­сти «объ­ек­тив­но­го на­блю­де­ния» без учё­та по­зи­ции на­блю­да­те­ля; под влия­ни­ем кон­цеп­ции «боль­шо­го взры­ва» воз­ник­ло пред­став­ле­ние о ко­неч­ном вре­ме­ни су­ще­ст­во­ва­ния Все­лен­ной).Ана­ло­гич­ная сме­на па­ра­дигм про­ис­хо­ди­ла и в других нау­ках; например, в био­ло­гии пред­став­ле­ние о не­из­мен­но­сти ви­дов сме­ни­лось уче­ни­ем Ч.Дар­ви­на об их эво­лю­ции.В даль­ней­шем с учё­том до­сти­же­ний ге­не­ти­ки воз­ник­ла син­те­тическая тео­рия эво­лю­ции и, на­ко­нец, по­лу­чи­ли раз­ви­тие пред­став­ле­ния о са­мо­ор­га­ни­за­ции це­ло­ст­ных жи­вых сис­тем, та­ких как ор­га­низм, по­пу­ля­ция, био­гео­це­ноз, био­сфе­ра.Для гу­ма­ни­тар­ных на­ук не ха­рак­тер­на еди­ная на­учная картина мира (ус­та­нов­ка многих учё­ных-гу­ма­ни­та­ри­ев не­ред­ко вы­ра­жа­ет­ся афо­риз­мом «кар­та — это не тер­ри­то­рия»).

Дополнительная литература:

Роль че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра в язы­ке: Язык и кар­ти­на ми­ра.М., 1988;

Хай­дег­гер М.Вре­мя кар­ти­ны ми­ра // Хай­дег­гер М.Вре­мя и бы­тие.М., 1993;

World views, from fragmen­tation to integration.Brussel, 1994; Веж­биц­кая А.Язык.Куль­ту­ра.По­зна­ние.М., 1996; она же.Се­ман­ти­че­ские уни­вер­са­лии и опи­са­ние язы­ков.М., 1999;

Лот­ман Ю.М.Внут­ри мыс­ля­щих ми­ров.М., 1996;

Язык.Че­ло­век.Кар­ти­на ми­ра.Омск, 2000;

Язы­ко­вое соз­на­ние и об­раз ми­ра.М., 2000;

Smart N.Worldviews: crosscultural explora­tions of human beliefs.3rd ed.Upper Saddle River, 2000;

Шме­лев А.Д.Рус­ская язы­ко­вая мо­дель ми­ра: Ма­те­риа­лы к сло­ва­рю.М., 2002;

Naugle D.K.Worldview: the history of a con­cept.Grand Rapids, 2002;

Кун Т.Струк­ту­ра на­уч­ных ре­во­лю­ций.М., 2004;

Ао­шу­ан Т.Ки­тай­ская кар­ти­на ми­ра.Язык, куль­ту­ра, мен­таль­ность.М., 2004;

Ла­кофф Д., Джон­сон М.Ме­та­фо­ры, ко­то­ры­ми мы жи­вем.М., 2004;

Цве­ту­щая слож­ность: Раз­но­об­ра­зие кар­тин ми­ра и ху­до­же­ст­вен­ных пред­поч­те­ний суб­куль­тур и эт­но­сов.СПб., 2004;

Пет­рен­ко В.Ф.Ос­но­вы пси­хо­се­ман­ти­ки.2-е изд.СПб.и др., 2005;

За­лиз­няк А.А., Ле­во­нти­на И.Б., Шме­лев А.Д.Клю­че­вые идеи рус­ской язы­ко­вой кар­ти­ны ми­ра.М., 2005.

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
806
Предыдущая статьяПочему тяжело качать пресс
Следующая статьяКрепление шведской стенки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here