Индийские касты неприкасаемые

Рассмотрим подробнее тему: Индийские касты неприкасаемые - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
81

Каста неприкасаемых в Индии: описание, история и интересные факты

Каста неприкасаемых в Индии – это феномен, который нельзя встретить ни в одной другой стране мира.Зародившись еще в древности, кастовое разделение общества существует в стране и в настоящее время.Самую низшую ступень в иерархии занимает каста неприкасаемых, вобравшая в себя 16-17 % населения страны.Ее представители составляют «дно» общества Индии.Кастовая структура – сложный вопрос, но все же попробуем пролить свет на отдельные его аспекты.

Кастовая структура индийского общества

Несмотря на сложность воссоздания полной структурной картины каст в далеком прошлом, все же можно выделить исторически сложившиеся в Индии группы.Их пять.

Самая высшая группа (варна) брахманов включает в себя госслужащих, крупных и мелких землевладельцев, жрецов.

Далее идет варна кшатриев, в которую вошли касты военных и земледельцев – раджапуты, джаты, маратха, кунби, редди, капу и др.Некоторые из них образуют феодальную прослойку, представители которой в дальнейшем пополняют низшие и средние звенья класса феодалов.

Следующие две группы (вайшьи и шудры) включают в себя средние и низшие касты земледельцев, должностных лиц, ремесленников, слуг общины.

И наконец, пятая группа.В нее включены касты слуг общины и земледельцев, лишенных всяческих прав на владение и пользование землей.Они называются неприкасаемыми.

«Индия», «каста неприкасаемых» – понятия, неразрывно связанные друг с другом в представлении мирового сообщества.Между тем в стране с древней культурой продолжают чтить обычаи и традиции предков по разделению людей согласно их происхождению и принадлежности к какой-нибудь касте.

История возникновения неприкасаемых

Низшая каста в Индии — неприкасаемые — своим появлением обязана историческому процессу, протекавшему в Средние века в регионе.В те времена Индия была завоевана более сильными и цивилизованными племенами.Естественно, что захватчики пришли в страну с целью порабощения ее коренного населения, уготовив ему роль прислуги.

Для изоляции индийцев селили в специальных поселениях, построенных отдельно по типу современных гетто.Цивилизованные чужаки не допускали аборигенов в свое сообщество.

Предполагается, что именно потомки этих племен впоследствии образовали касту неприкасаемых.В нее вошли земледельцы и слуги общины.

Правда, сегодня слово «неприкасаемые» заменено другим – «далиты», что означает «притесняемые».Считается, что «неприкасаемые» звучит оскорбительно.

Так как индийцы чаще употребляют слово «джати», а не «каста», то их количество сложно определить.Но все же далитов можно разделить по роду деятельности и месту проживания.

Чем живут неприкасаемые

Самыми распространенными кастами далитов считаются чамары (кожевники), дхоби (прачки) и парии.Если первые две касты имеют в некотором роде профессию, то парии живут только за счет неквалифицированного труда – вывоза бытовых отходов, чистки и мытья туалетов.

Тяжелая и грязная работа – такова судьба неприкасаемых.Отсутствие какой-либо квалификации приносит им мизерный доход, позволяющий лишь сводить концы с концами.

Однако среди неприкасаемых существуют группы, которые находятся наверху касты, например, хиджра.

Это представители всякого рода секс-меньшинств, которые занимаются проституцией и попрошайничеством.Также их часто приглашают на всевозможные религиозные ритуалы, свадьбы, дни рождения.Конечно, эта группа имеет на жизнь значительно больше, чем неприкасаемый кожевник или прачка.

Но такое существование не могло не вызывать у далитов протеста.

Протестная борьба неприкасаемых

Удивительно, но неприкасаемые не сопротивлялись насажденной захватчиками традиции деления на касты.Однако в прошлом веке ситуация изменилась: неприкасаемые под руководством Ганди предприняли первые попытки разрушить сложившийся веками стереотип.

Суть этих выступлений сводилась к привлечению внимания общественности к кастовому неравенству в Индии.

Интересно, что дело Ганди было подхвачено неким Амбедкаром из касты брахманов.Благодаря ему неприкасаемые стали далитами.Амбедкар добился того, чтобы они получили квоты на все виды профессиональной деятельности.То есть была предпринята попытка интегрировать этих людей в общество.

Сегодняшняя противоречивая политика индийской власти часто вызывает конфликты с участием неприкасаемых.

Однако до бунта дело не доходит, потому что каста неприкасаемых в Индии – самая покорная часть индийского сообщества.Вековая робость перед другими кастами, въевшаяся в сознание людей, блокирует всякие мысли о бунте.

Политика правительства Индии и далиты

Неприкасаемые.Жизнь самой суровой касты в Индии вызывают со стороны индийского правительства осторожную и даже противоречивую реакцию, так как речь идет о вековых традициях индийцев.

Но все же на государственном уровне в стране запрещена кастовая дискриминация.Действия, оскорбляющие представителей любой варны, считаются преступлением.

В то же время кастовая иерархия узаконена конституцией страны.То есть каста неприкасаемых в Индии признана государством, что выглядит серьёзным противоречием в политике правительства.В результате современная история страны имеет множество серьезных конфликтов между отдельными кастами и даже внутри них.

Интересные факты из жизни далитов

Неприкасаемые являются самым презираемым сословием в Индии.Однако другие граждане все же безумно боятся далитов.

Считается, что представитель неприкасаемой касты в Индии способен осквернить человека из другой варны уже одним своим присутствием.Если же далит прикоснется к одежде брахмана, то последнему понадобится не один год, чтобы очистить свою карму от скверны.

Зато неприкасаемая (каста Южной Индии включает в свой состав как мужчин, так и женщин) вполне может стать объектом сексуального насилия.И никакого осквернения кармы не случается при этом, так как индийскими обычаями это не запрещается.

В качестве примера можно привести недавний случай в Нью-Дели, где 14-летнюю девочку-неприкасаемую преступник месяц держал в качестве секс-рабыни.Несчастная скончалась в больнице, а задержанный преступник был отпущен судом под залог.

В то же время, если неприкасаемый нарушит традиции предков, например, посмеет прилюдно воспользоваться общественным колодцем, то беднягу ожидает скорая расправа на месте.

Далит – это не приговор судьбы

Каста неприкасаемых в Индии, несмотря на политику правительства, все же остается самой бедной и обездоленной частью населения.Средний процент грамотности среди них составляет немногим более 30.

Ситуация объясняется тем унижением, которому подвергаются в учебных заведениях дети этой касты.В результате безграмотные далиты являются основной частью безработных в стране.

Однако есть и исключения из правил: в стране около 30 миллионеров – это далиты.Конечно, это мизер в сравнении со 170 миллионами неприкасаемых.Но этот факт говорит, что далит – это не приговор судьбы.

Примером может стать жизнь Ашока Кхаде, принадлежавшего к касте кожевников.Парень днем работал докером, а ночью штудировал учебники, чтобы стать инженером.В настоящее время его компания заключает сделки на сотни миллионов долларов.

А еще есть возможность выйти из касты далитов – это смена религии.

Буддизм, христианство, ислам – любая вера технически выводит человека из неприкасаемых.Впервые это было использовано в конце XIX века, а в 2007 году сразу 50 тыс.человек приняли буддизм.

«Низшая каста»: шокирующие факты о жизни неприкасаемых в индии (6 фото)

На деле же, всё обстоит совсем не так.Древнейшие культуры до сих пор культивируют доставшиеся им от предков традиции, разделяя людей отнюдь не по их качествам — но только по праву рождения.Так, например, обстоят дела в Индии, где каста неприкасаемых составляет целых 20% от всего общества и не имеет почти никаких прав.

В Индии до сих пор существует кастовая система.Все общество делится на четыре варны: ученые-брахманы, воины-кшатрии, земледельцы-вайшьи и шудры, слуги.Судя по всему, такое деление родилось в результате контакта уже существующей племенной структуры с культурными обычаями ассимилированных общин, члены которой отличались другим цветом кожи.Представители этих четырех варн могут взаимодействовать друг с другом — вот только контакты с шудрами считаются нежелательными.

Ближе всего к неприкасаемым стоит каста шудров.Эти люди испокон веков были вынуждены заниматься тяжелой и грязной работой.Собственно, шудров можно назвать некими крестьянами Индии, которые владеют большими участками земельных угодий.Люди из этой касты работают на социально приемлемых должностях.Такой человек может быть кузнецом, плотником, винокуром, каменщиком и даже музыкантом.

Неприкасаемых презирают и, в то же время, боятся все остальные касты.Дело в том, что человек из низшего слоя общества может осквернить своим присутствием любого другого.Особенно строго следят за своим окружением брахманы: стоит неприкасаемому дотронуться хотя бы до края одежды брахмана и последнему придется провести долгие годы в попытке очистить запятнанную карму.

Откуда появились неприкасаемые

Существование целого класса парий определила сама история.В глубокой древности Индия была завоевана цивилизованными ариями, которые не стали интегрировать представителей покоренных племен в свое общество.Арии предпочли использовать коренное население в качестве обслуживающего персонала.Им сразу же стали строить отдельные поселки, находившиеся за стенами основных поселений.Такая практика постепенно увеличивала разрыв между завоевателями и угнетенными, не давая последним и единого шанса быть интегрированными в общество.

Хуже всего то, что сами неприкасаемые вполне приняли существующую традицию ариев на кастовое деление.Эти люди и сами разделились на несколько саб-каст, по роду деятельности.В настоящий момент, больше всего распространены представители чамаров-кожевников, дхоби-прачки и парии, занимающиеся уж совсем грязной работой — вывозом мусора и очисткой туалетов.Общество современной Индии на 20% состоит из неприкасаемых, хотя борьба за интеграцию в обычное общество идет уже не один десяток лет.

Борьба за равноправие

Первые ростки сопротивления появились уже в ХХ веке.Главным активистом стал Ганди, попытавшийся разрушить культивируемый в обществе стереотип, переименовав касту в хариджанов, людей бога.Дело Ганди продолжил представитель касты брахманов, Бхимрао Рамджи Амбедкар.Неприкасаемые в его интерпретации стали далитами, угнетенными.Амбедкар добился того, что далитам выделили определенные квоты в каждой сфере деятельности.То есть, представители неприкасаемых теперь имеют, теоретически, возможность влиться в индийское общество.

Но до практического разрешения проблемы еще очень далеко.Только в 2008 году один из касты далитов решил жениться на девушке-кшатрии.Самонадеянного жениха охранял отряд из 500 карабинеров — и все же, новую семью из города просто выгнали.

Кто относится к неприкасаемым в Индии?

Каста неприкасаемых в Индии — это общее название для тех кто не вошел в основные касты в Индии, такие как: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.Другое принятое название неприкасаемых — далиты.В переводе с хинди это означает «угнетённые».

История и факты

Доподлинно неизвестно, кто был выделен в неприкасаемые, однако есть мнение, что они вышли из местных людей, не попавших в общество завоевателей Индии.Исторически неприкасаемые занимались «грязной» (по мнению индусов) работой — кожевным делом, работой с глиной, нечистотами.Члены этих угнетённых каст жили в максимальном удалении от «чистых» людей, например, у городской черты.На сегодняшний момент неприкасаемые в Индии составляют около 20-25% населения.

Неприкасаемым приписывали способность «загрязнять» «чистых» людей.К членам этих каст, как понятно из названия, нельзя было прикасаться, даже присутствие далитов, считалось, вносит в помещение грязь.В цивилизованном мире особенно любят распространять такой интересный момент о касте неприкасаемых:

считается, что даже тень далита не должна упасть на «чистого» человека, иначе последний будет «загрязнён».

Китайский паломник-буддист Фа Сиань, посетивший Индию в начале пятого века, писал, что члены Чандала, одной из неприкасаемых каст, входя в город, стучали по куску дерева, дабы обозначить свое присутствие.Так «чистые» люди слышали и избегали этих неприкасаемых.

Список запретов можно продолжать и продолжать, поэтому обозначим только основные:

запрещено входить в храмы;

нельзя участвовать в религиозных ритуалах;

далитам можно пить только из своих, специально созданных, чашек, не идёт и речи о том, чтобы разделить с ними еду из одной посуды;

жених не может приехать на свою свадьбу на коне (древний обычай в Индии);

нельзя пить воду из одного колодца с представителями высших каст;

нельзя ухаживать за представителями других каст.

Современная ситуация

За 2014-2015 годы выяснилось следующее.

Согласно результатам проведённого опроса работники здравоохранения не посещают 65% поселений неприкасаемых.

Далитов не пускают в некоторые магазины.

Считается, что существует дискриминация и в системе образования.

В полицию поступают сообщения о том, что далитов часто принуждают (в качестве издевательства) пить мочу и есть фекалии.В марте 2015 году семнадцатилетнюю неприкасаемую девочку подожгли якобы за то, что она получила место в образовательном учреждении.

В сентябре 2015 года обнаженную 45-летнюю далитку заставили есть фекалии.

Одно из сообщений гласит, что далита заставили пить мочу в полицейском участке сами охранники правопорядка.

По меньшей мере 27% индусов признаёт такое явление, как неприкасаемость, то есть выделяет далитов в отдельную социальную прослойку.

Члену низшей касты затруднительно арендовать землю.

Несмотря на улучшение положения в крупных городах, в которых сложно определить их происхождение, в сельской местности неприкасаемые до сих пор подвергаются угнетению.

Борьба за равные права

Борьба за получение равных прав началась в двадцатом веке, и её активно поддерживал Ганди.В 1930 — 1940 годы к борьбе присоединился Бх.Р.Амбедкар.Он добился выделения низшим кастам рабочих мест, мест в высших учебных заведениях и даже законодательных органах.Также благодаря нему в конституцию был вписан запрет на практику «неприкасаемости», дискриминация каст стала уголовным преступлением.

Бороться за свои права было непросто.Далиты очень часто подвергались насилию.

Согласно статистике, каждый час избивали двух далитов, каждый день насиловали трёх неприкасаемых женщин.

Самые скромные попытки неприкасаемых вести нормальную жизнь могли спровоцировать жестокое насилие.Многим далитам пришлось отказаться от своей религии, индуизма, и принять буддизм, христианство или ислам — будучи представителем одной из этих религий в Индии далиту жить немного проще, хотя они остаются с клеймом «неприкасаемости» на всю жизнь.

Касты неприкасаемых существуют и на сегодняшний день, однако борьба продолжается.

Неприкасаемые бьют «далитскую» посуду в посудных лавках.

Незаконно ходят в храмы.

В 2008 году «неприкасаемый» жених проехал на коне под строгой охраной полицейских.

В 2015 году был пересмотрен ряд законов, реформа была нацелена на то, чтобы лучше защитить далитов от насилия, причём под насилием подразумевалось не только нанесение физического вреда, но также и сексуальное насилие и унижение.

Ещё в 1990-2000 годах началось формирование далитских политических партий.Объединение неприкасаемых с другими угнетёнными позволило создать влиятельный общественный блок.Вскоре далитка Маявати стала премьер-министром Уттара-Прадеша, штата в Индии.Маявати избиралась на данную должность трижды, при том, что она была кожевником (одна из самых угнетаемых даже далитами прослоек).

В 2008 году неприкасаемый впервые стал судьёй Верховного суда Индии.

Самой яркой победой на данный момент можно считать то, что в 1997 году далит К.Р.Нараянан стал президентом Индии, хотя и пробыл на посту недолго — до 2002 года.

Одним словом, проблема угнетения неприкасаемых до сих пор существует, однако их положение постепенно улучшается.Возможно, однажды в Индии будет полное равноправие.

Видео взято из открытого источника с сайта YouTube на канале LOST HAOS мистика история факты

Неприкасаемые: низшая каста Индии

Нам сложно представить, что человеку может быть запрещено ходить по улице или посещать магазин только потому, что он родился не в той семье.А неприкасаемые в Индии привыкли к тому, что от них шарахаются, как от чумы.Власти в последние десятилетия стараются изжить эти страшные обычаи, но до успеха ещё очень далеко.

Кто такие далиты, и откуда они взялись

Неприкасаемые, которых сегодня называют далитами, по распространенной версии являются потомками коренных индийских племен до завоевания ариев.Сегодня это каждый пятый индиец.Завоевав Индию, арии решили, что коренное население не стоит пускать в общество, а лучше использовать его для выполнения самой черной работы.Аборигены были выдворены за пределы основных поселений, в своеобразные нищенские гетто.

В Индии существует и еще одна версия появления неприкасаемых – это потомки детей, изгнанных из общества из-за своего происхождения, то есть тех несчастных, чьи родители нарушили кастовые принципы, например, мать из высшей касты, а отец из низшей.

Сегодня они зовутся далитами, так как неприкасаемые – это слишком оскорбительно, по их мнению.Но название ничто в сравнении с фактами о реальной жизни этих людей, которые могут повергнуть в шок цивилизованного человека.

Представители остальных каст презрительно относятся к этим людям, но в то же время боятся их.Дело в осквернении.Если далит дотронется до человека высшей касты (пусть даже заденет краешек одежды), то оскверненный будет вынужден долгие годы посвятить очистке своей кармы от скверны.

Возможно, дело тут и в том, что далиты занимаются самой грязной работой в Индии, в частности их усилиями чистятся общественные туалеты и убираются трупы животных.Они не могут посещать храмы, им запрещено даже ступать на территорию домов других каст.

Их могут избить, оскорбить или убить.Даже просто за то, что они опустили в общественный колодец свое ведро.Они рождаются изгоями и несут свой крест независимо от желаний и стремлений.

Однако неприкасаемую можно унижать и насиловать, не заботясь об осквернении кармы.Известен случай, когда в Нью-Дели скончалась 14-летняя девушка, попавшая в сексуальное рабство к соседу.Целый месяц она подвергалась издевательствам.Когда преступление было раскрыто, был суд, после которого сосед был выпушен под залог.А все потому, что жертва – далит, и ее жизнь не стоит ломаной рупии.

Сегодня конституция Индии не признает каст, но большинство населения на деле больше чтит древние традиции.В небольших городах и селах ничего не изменилось, неприкасаемые по-прежнему остаются вне социума.Тротуары и общественные колодцы – не для них – представители высшей касты боятся осквернения.Если далит посетил храм (а это разрешено делать всего несколько раз в год), то потом святилище долго очищают, проводя специальные ритуалы.

К поселениям неприкасаемых относятся с брезгливостью.Был даже случай, когда поселок обнесли трехметровой стеной с ограждением под высоким напряжением.В результате судебного разбирательства проволоку убрали, но стену разрушать не стали.

Несмотря на закон о штрафе для владельцев столовых за отказ обслуживать далитов, их кормят неохотно.В лучшем случае есть специальная посуда, в худшем – человек будет есть на улице.Чтобы что-то приобрести в магазине, далит оставляет деньги на пороге, куда ему и вынесут покупку.

В 2005 году крестьянами был забит подросток-далит, который заговорил с девушкой высшей касты.В 2008 году индиец кинул в костер у дороги маленькую девочку, за то, что ее мать нечаянно его толкнула.

Известно, что журналистка из Великобритании Рамита Наваи снимала документальный фильм о неприкасаемых, и была поражена до глубины души.Малыши, играющие трупом собаки, дети, жарящие и поедающие крыс, женщина, вручную чистящая общественный туалет – все это привычно для далитов и дико для цивилизации.

Как вырваться из неприкасаемых

Процент неграмотности достигает среди Далитов до 70%, так как вынести издевательства в школе способны не все дети.Далиты продолжают работать на самой низкооплачиваемой и грязной работе, многие – безработные.

Среди них есть миллионеры и политики, но их очень мало.Например, Ашок Кхад, который принадлежал к касте кожевников и приложил нечеловеческие усилия, чтобы выучиться и получить профессию инженера.Сегодня он владеет компанией с миллионными оборотами.

Самый яркий пример – Кочерил Раман Нарайянан.Этот человек из неприкасаемых смог стать президентом Индии и занимал пост с 1997 по 2002 год.

Самый простой способ вырваться из касты неприкасаемых – сменить религию.В начале 19 века далиты стали активно переходить в буддизм, тем самым говоря «прощай» кастовой унизительной системе.Некоторые принимают ислам и христианство, но буддизм, как одну из традиционных религий страны, предпочитает большинство бывших далитов.

Есть и незаконные способы, например, подделка документов.Многие фамилии как бы «привязаны» к кастам.Но, люди, которые на это решились, чаще всего бегут из мест, где знали их предков.

Браки с неприкасаемыми

«Повысить» касту, выйдя замуж или женившись, нельзя.А вот понизить – можно.Если любовь толкнула брахмана на связь с неприкасаемой, это грозит семейным скандалом, иногда даже изгнанием.Конечно, все зависит от того, насколько прогрессивна семья, каких взглядов она придерживается, как чтит традиции.Потому прежде чем решиться на отчаянный поступок, мужчины и женщины стараются трезво взвесить все последствия.

Ребенка же раньше записывали по низшей касте, сегодня же ему приписывается кастовый статус отца.Лишь в штате Керала – по матери.Выбрать лучшую касту для ребенка можно попытаться через суд, такие случаи бывали, но не слишком часто.

Почему же далиты не бунтуют, требуя изменений, а ограничиваются редкими акциями протеста? Сказывается вбитая в сознание робость, покорность, а некоторых просто все устраивает.Существуют отдельные кварталы и домашние храмы, есть община, которая может помочь в тяжелом случае, общение происходит только среди своих, а до остальных каст и дела нет.Примерно такое положение дел складывается с неприкасаемыми, которые не стремятся стать частью общества.

Многие путешественники, которые побывали в Индии и видели далитов, были поражены их улыбкам и счастливым лицам на фоне грязи, нищеты, помоек и убогих жилищ.Может быть, неприкасаемые по-своему счастливы в своем странном, недоступном пониманию многих существовании?

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

128 комментариев

«Однако неприкасаемую можно унижать и насиловать, не заботясь об осквернении кармы.Известен случай, когда в Нью-Дели скончалась 14-летняя девушка, попавшая в сексуальное рабство к соседу.Целый месяц она подвергалась издевательствам.Когда преступление было раскрыто, был суд, после которого сосед был выпушен под залог.А все потому, что жертва – далит, и ее жизнь не стоит ломаной рупии.»

Двойные стандарты когда дело касается денег и секса.

Прям как у всяких АУЕшников.

Да.Пример с «опущенными» .1 в 1

Ага.Не удивительно.

а как неприкасаемых от других каст отличают? анализатор есть какой-нибудь?

Их обычно очень хорошо видно вообще внешне.Это худенькие (раньше бы сказали рахитные) людишечки, что мужчины что женщины, низенького росточка, очень тонкокостные (видимо сказывается генетика плюс рабский труд с утра до ночи), очень черные (чернее чем другие индусы).Часто они очень плохо выглядят, особенно мужчины, у них у всех(почти) кривые зубы, и у женщин тоже, хотя и очень белые, но в отличие от женщин их зубы покрыты коричневым страшным налетом(особенно нижние), а глазные яблоки при этом красные, так как они (эти бедняки) постоянно жуют какой то наркотик (по типу нашего насвая я так поняла), он очень дешевый и продается в самодельных ларьках на улице (видимо это их единственная отдушина, алкоголь там особо не найти).Они обычно велорикши, или чистят канализации (которые до сих пор у них внешние),или веломусорщики, многие торгуют (опять же на велотелегах) овощами фруктами.Женщины часто работают на стройке, я просто была в шоке — женщины голыми руками месят сухой цемент или что это, на голове носят эти чаны, и работают вообще без каких либо перчаток, касок, комбезов и распираторов.Дети тоже не сидят без дела — торгуют овощами.Всю эту работу они делают с утра — заходят на улицу и что то голосят ( оповещая о своем визите), на нашу улицу заходил мальчик с 5-7 утра таща огромную телегу и кричал «алу гоби алу гоби»(алу-картошка, гоби-капуста) ну мы выходили и брали, очень удобно.Еще как только мы заселились к нам в квартиру с позволения сторожа постучалась такая хрупкая девочка, сказала что будет убираться у нас в квартире (мытье посуды, полов и еще что то) за 200 рупий в неделю(где то 250 рублей), я сначала говорю да я сама полы мою и посуду, на что они оба на меня так удивленно посмотрели, у них оказывается дамы этим не занимаются, а нанимают вот для этого их.Мне стало ее жалко говорю приходите, только у нас посуда обычно не копится.Она была очень рада.Когда я готовила обед и накрывала для нее она брала тарелку и садилась на пол у двери(!) типа так нельзя, садиться на диван, мне стоило почти четыре дня переубеждать ее чтобы она спокойно садилась к нам на диван, со всеми, причем местный индус из нашей компании фыркал и смотрел на меня шальными глазами как буд то я усадила за стол рептилоида.Бред да?)

Жила и работала там 10 месяцев(тыжпрограмистом) вынужденно, сама никогда не хотела там побывать.Уебанская страна и ублюдочные порядки, законы и в целом обстановка, впечатлений от нее у меня осталось масса (по большей части негативных и полных праведного возмущения и гнева)восхищаются ей только шивоманы и всякие индодрочеры, которые знают Индию лишь по фильмам и чистым индийским центрам в России, или были только в Гоа и не жили в самой ее клоаке и не варились вообще в социуме(Дели, Мумбаи, Пуна и т.д.).

Кто такие индийские неприкасаемые и можно ли их трогать?

Мы продолжаем знакомить тебя со странными человеческими обычаями прошлого и настоящего.В этот раз возьмемся за индийскую касту неприкасаемых.

В принципе, идея делить общество на сословия имеет свои плюсы.Мы до сих пор исправно ею пользуемся, когда одна часть общества бежит за пивом, другая настраивает спортивный канал, а третья врет всем подряд по телефону, что никого дома нет.Правда, сейчас это называется «специализация», но суть от этого не меняется.

Практически все народы мира проходили период жесткого разделения людей по профессиям — во всяком случае, те народы, которые доросли до земледелия.Всякие пастухи и охотники еще могли одной рукой пасти верблюдов, а другой резать глотки врагам, отнимая у них этих самых верблюдов без особого вреда для экономики.А вот с земледельцами все было очень сложно.Эти привязанные к конкретным кускам земли граждане нуждались в охране, а заодно и в развитой торговле.

Поэтому деление людей на крестьян, купцов, военных и жрецов-чиновников мы можем встретить где угодно — от Китая до инкского государства.Уж больно это естественная вещь на определенном этапе становления цивилизации.А тонкости взаимоотношений между всеми участниками сего действа записывали в священных книгах, потому что трудовых и гражданских кодексов тогда не было, а на Бога всегда можно свалить все, что угодно.Ибо сказано свыше: «Хам пшеницу сеет, Сим молитву деет, Яфет власть имеет, Господь всем владеет.» А недовольные могут убить себя об крокодила.

Но время идет, условия жизни меняются, а священные книги, как мы знаем, обновляться особо не торопятся.Отчего выходят всякие неприятности.Вот в Индии, согласно статистике, происходит до четырех тысяч мелких и крупных неприятностей еженедельно, а все из-за «Ману-смрити» — «Законов Ману».

ТАК ГОВОРИЛ МАНУ

Индийцы полагают, что Ману — это первый человек, от которого мы все произошли.Когда-то давным-давно бог Вишну спас его от Потопа, уничтожившего все остальное человечество (жалкое, распутное и ни на что не годное, естественно), после чего Ману, обсохнув, уселся под баньяном и быстренько накидал правила, которыми отныне надлежало руководствоваться людям.

Индуисты верят, что это было 30 тысяч лет назад (историки же упрямо датируют законы Ману I—II веком до нашей эры и вообще утверждают, что этот сборник инструкций является компиляцией трудов разных авторов).Как и большинство других религиозных предписаний, законы Ману отличаются исключительной дотошностью и внимательностью к самым ничтожным деталям человеческой жизни — от пеленания младенцев до кулинарных рецептов.Но там содержатся и куда более основополагающие вещи.Именно согласно законам Ману все индийцы разделены на четыре сословия — варны.

Жрецы.Появились из уст Брахмы.Сегодня брахманы чаще всего работают чиновниками.Наиболее знаменитый брахман — Джавахарлал Неру.

Воины, вышедшие из рук Брахмы.Пусть высшей кастой считаются брахманы, но раджи и магараджи обычно были из кшатриев.Будда Шакьямуни, например, кшатрий.

Торговцы и земледельцы возникли из бедер Брахмы.Семейство Ганди — из вайшьев, и в свое время то, что оно породнилось с брахманами Неру, вызвало грандиозный скандал.

Батраки, слуги, ремесленники — из стоп Брахмы.Есть высшие и низшие шудры, последние относятся к неприкасаемым.Митхун Чакраборти из «Танцора диско» — шудра.

А еще есть чандалы, которые жрут собак, но о них и упоминать-то неприлично, потому что это вообще как бы не люди.И зародились они сами по себе, из какой-то грязи.К слову, этих самых нелюдей в современной Индии около 20% населения.Махатма Ганди, впервые начавший отстаивать их права, назвал их «хариджанами» — «божьими людьми».Но сами себя они предпочитают именовать «далитами» — «сломанными».

НИЗШИЕ ИЗ НИЗШИХ

В конце XVIII века, во времена ост-индской кампании, волшебные богатства материальной и духовной культуры Индии вызывали у европейцев дрожь восторга.Сказочная страна оказалась кладезем романтики на любой вкус: тут тебе и храмовые проститутки-танцовщицы, и толпы самоубийц под колесами Джаггернаута, и принцы в тюрбанах с рубинами, и слоны в золоченых попонах, не говоря уже о высококлассном муслине по шесть шиллингов за ярд (миссис Аллен просто ушам своим не поверила, когда услышала про такую дешевизну).И вообще, у них такие интересные обычаи! Взять, например, этих бедненьких парий.С 1780 по 1850 год было написано больше ста романов, рассказов и поэм, в заглавии которых содержалось это странное слово (самой известной является, несомненно, поэма Гете «Песня парии»).

Европейцам была совершенно непонятна идея того, что некоторые люди рождаются изначально пораженными в самых простых правах: праве на то, чтобы выпить воды из колодца, зайти в храм, заговорить с другими людьми на улице.Слово «пария» вошло в обиход и приобрело романтический флер, став, помимо всего прочего, обозначением личности непонятой и одинокой.В Индии же оно вызывало смущение и отвращение, ибо означало жуткую гадость — ребенка, рожденного от запретной любви представителей разных варн.Браки не только между представителями разных варн, но и разных каст до сих пор дело нечастое.(Единственным исключением были кшатрии, мужчинам которых позволялось брать себе жен из низших варн.Ну, для военных всегда приходится делать всякие исключения.Вон и вегетарианство, обязательное для большинства каст брахманов и вайшьев, кшатриям не предписано.)

Но европейцы тогда не совсем разобрались в вопросе, конечно.Парий в Индии было немного.А к пораженцам — неприкасаемым — относилось огромное число людей, хотя их родители вели вполне скромную сексуальную жизнь, не нарушая законов.

Сейчас мы ненадолго оставим человечество и поговорим о микробах.

ГИГИЕНА КАК НРАВСТВЕННОСТЬ

Благодаря своим климатическим и геополитическим особенностям Индия — это рай для самых меньших наших братьев.

Влажный и теплый климат, скученность проживания (в Индии плотность населения уже тысячи лет является одной из самых высоких в мире), вполне безмятежное отношение к вопросам гигиены — все условия налицо.Институты тропической медицины не успевают регистрировать все новые и новые чудеса, которыми нас радует эта колыбель микробиологии.Любого туриста еще в самолете начинают заваливать брошюрами о том, как надо шпарить фрукты кипятком, не класть в стаканы лед местного приготовления и ни в коем случае не есть ничего на улице (что, однако, не спасает от кишечных расстройств почти никого).

Британцы, завоевывая Индию, страдали от дизентерии и холеры куда больше, чем от сабель противника, и, завоевав очередное княжество, первым делом пытались обучить местное население мыть руки и лишь потом озабочивались фортификационным строительством.Хотя, между прочим, об опасности заразы индийцы были осведомлены еще тогда, когда предки британских вояк мазали себе лица синим жиром и ели друг друга.Комплексы медицинских знаний, которыми так любят хвастаться арабы, были созданы именно тут.

И даже в Китай медицинская наука шла именно от ариев, хирурги которых еще за тысячу лет до Рождества Христова умели делать прививки от оспы, проводить операции под наркозом и пресекать распространение инфекций бактерицидными веществами.И поэтому в Индии вполне осознанно разделили население на «чистых» и «нечистых».Представители чистых варн мылись как раз весьма усердно, соблюдали белизну одежд и, главное, не подпускали к себе на расстояние броска палки никого, кому по долгу службы полагалось возиться в грязи.До последнего времени считалось, что касты неприкасаемых имеют иной этнический состав, чем большинство обитателей Индии.

Еще и сейчас в учебниках пишут, что неприкасаемыми становились завоеванные ариями племена, ибо они обычно отличаются от господствующих жителей как внешним обликом, так и языком.Но если понять, что веками и тысячелетиями касты далитов живут обособленно, практически не контактируя ни с кем, кроме членов своей общины, и уж тем более не вступая в браки ни с кем, кроме членов своей же касты, то не стоит удивляться последним «открытиям» генетиков, утверждающих, что ничего особо чужеродного для индийцев в далитах нет.Разве что кроме частых наследственных заболеваний, вызванных многовековыми родственными браками.

К неприкасаемым относятся низшие шудры, а также касты, находящиеся вообще вне варн и традиционно являющиеся мусорщиками, ассенизаторами, кожевниками, живодерами, гончарами, рыбаками, бродячими актерами, проститутками, прачками, сапожниками, дорожными рабочими.То есть все те, кто соприкасается с одной из трех грязных вещей, указанных в законах Ману, — нечистотами, трупами и глиной — или ведет бродячую жизнь на улице.

Просто когда в твой дом заглядывает старьевщик и просит попить водички, а потом вся семья за неделю вымирает, покрывшись странной коростой, ты очень быстро начинаешь верить в то, что богам не нравится, когда люди не соблюдают Ману-смрити.

КНЯЗИ ГРЯЗИ

Когда британская журналистка индийского происхождения Рамита Наваи решила снять революционный фильм, раскрывающий миру страшную правду о жизни далитов, она выдержала многое.Мужественно смотрела на далитских подростков, жаривших и поедавших крыс.На маленьких детей, плескавшихся в сточной канаве и игравших частями дохлой собаки.На домохозяйку, вырезавшую из стухшей туши свиньи кусочки понаряднее.Но когда ухоженную журналистку взяли с собой на рабочую смену дамы из касты, традиционно вручную очищающей нужники, бедняжку стошнило прямо перед камерой.

«Почему эти люди живут так?!» — спросила у нас журналистка в последних секундах документального фильма «Далит значит сломленный».Да потому же, почему ребенок брахманов проводил утренние и вечерние часы в молитвах, а сына кшатрия в три года сажали на коня и учили махать саблей.Для далита умение жить в грязи — это его доблесть, его мастерство.Пусть древние индийцы ничего не знали про теорию «тренированного иммунитета», но они прекрасно знали, как это работает на практике.Когда ты кладешь своего новорожденного ребенка в корзинку с помоями, ты защищаешь его.Современные индийские сантехники, приводящие в ужас туристов своим нырянием в сточные воды, могли бы сделать свою работу менее тошнотворной.Но далиты знают: тот, кто боится грязи, умрет быстрее прочих.Многие далиты — не самые бедные люди в Индии, спрос на их труд есть всегда, и они вполне могли бы позволить себе не ходить в таких грязных одеждах и с ногтями цвета воронова крыла.Но заниматься их санитарным просвещением совершенно бесполезно.Потому что они прекрасно знают, что делают.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДАЛИТАМ

Конституция Индии не признает ни варн, ни каст, и в этом она ушла далеко вперед от своего населения, 90% которого куда больше чтят наставления Ману, чем благие пожелания господ Неру и Ганди.В четырех больших городах страны — Дели, Бомбее, Калькутте и Мадрасе — неприкасаемые чувствуют себя более-менее вольготно, но в городах поменьше и в сельской местности все обстоит так же, как и сотни лет назад.Им нельзя пользоваться общественными колодцами и колонками.Нельзя ходить по тротуарам, чтобы не соприкоснуться ненароком с представителями высшей касты, потому что тем придется очищаться после такого контакта в храме.(Впрочем, есть касты неприкасаемых, которым можно контактировать с высшими кастами «по делу», — например, парикмахеры.)

В некоторых районах городов и селах им вообще запрещено показываться.Под запретом для далитов и посещение храмов; лишь несколько раз в год им дозволено переступать порог святилищ, после чего храмы подвергают тщательному ритуальному очищению.Если далит хочет что-нибудь купить в магазине, он должен положить деньги у входа и с улицы крикнуть, что ему надо, — покупку вынесут и оставят на пороге.Далиту запрещено начинать разговор с представителем высшей касты, звонить ему по телефону.После того как в нескольких штатах Индии были приняты законы о штрафовании владельцев столовых за отказ кормить далитов, в большинстве мест общепита завели особые шкафы с посудой для них.Правда, если у столовой нет отдельной комнаты для далитов, обедать им приходится на улице (напомним, далитом является каждый пятый индиец — это не меньше 200 миллионов человек).

За нарушение этих законов далитов карают, порой очень жестко.Как уже писалось выше, в Индии еженедельно происходит примерно четыре тысячи инцидентов, связанных с насилием над далитами.Мадрасское общественное движение «Учимся правам человека» рапортует, что в стране каждый час убивают двух далитов, насилуют трех далитских женщин и сжигают два далитских дома.Это не считая всякой мелочи типа побоев и оскорблений действием.

В 2008 году в городе Матхура далитка с шестилетней дочерью решили пройтись по тротуару и столкнулись с прохожим, который в ярости схватил ребенка и кинул его в огонь, разведенный неподалеку дорожными рабочими.Девочка чудом выжила.

В 2005 году шестеро крестьян в деревне под Джайпуром забили палками до смерти подростка за разговор с девушкой из «чистой» касты.

Год назад закончилось судебное разбирательство по поводу строительства в одной южноиндийской деревне трехметровой стены, ограждающей поселение далитов от остальных домов.Протест вызвала не сама стена, а то, что поверху было заботливо протянуто ограждение под током.Решением суда ток отключили, стену оставили.

В июне 2008 года жених-далит, пожелавший устроить пышную свадьбу, собрался поехать за невестой, согласно местным обычаям, на лошади.Увы, садиться на лошадь далитам не положено, и местные граждане оповестили общину далитов, что если парень попробует воплотить свой план в жизнь, то и он, и его соседи умоются кровью.В результате всадника к невесте пришлось провожать полиции и «скорой помощи», в кортеже было задействовано более 400 машин сопровождения.

ТЕ, КТО ХОТЯТ МЕНЯТЬСЯ

Соблазн оценивать человеческие проблемы как нечто простое и понятное всегда присутствует и у философов, и у политиков, и у писателей, и у журналистов.

В реальности все куда многослойнее: на каждое действие есть противодействие, а на каждое «а» найдется свое «б» с дубиной наперевес.Можно ли сказать, что далиты – самая несчастная и униженная часть индийского населения и что нужно делать все возможное, чтобы искоренить гнусность их положения? Можно.И многие умнейшие люди это делали, начиная с того же Махатмы Ганди и заканчивая, например, борцом за права неприкасаемых Бхимрао Рамджи Амбедкаром.

Амбедкар, выходец из касты неприкасаемых, в самом начале XX века стал одним из первых детей-далитов, получивших под давлением англичан право посещать школу.Правда, в классе он сидел за особой ширмой и воду для питья ему приходилось носить с собой, так как не только пить из школьной посуды, но и осквернять своими губами водопроводный кран в школьном туалете он права не имел (однако и в современной Индии с ее обязательным образованием те дети-далиты, которые не могут попасть в школу для своих каст, часто вынуждены таскать с собой бутылки с водой и сидеть за партами, отодвинутыми в особый угол).Амбедкар уехал в США, получил там высшее образование и вернулся «освобождать народ свой».

Единомышленников в предсоциалистической Индии у него нашлось достаточно, и сегодня права далитов законодательно защищены так надежно, что местами случаются перегибы.Например, определенный процент учеников-неприкасаемых должно принять каждое образовательное учреждение.Такие же квоты обязательны при распределении бюджетных рабочих мест в государственных учреждениях, администрации и даже в политических и властных структурах.А так как среди самих далитов идеи высшего образования и безмятежной чиновничьей жизни вовсе не так популярны, как могло бы показаться, то сплошь и рядом на вожделенную студенческую скамью садится тупоумный и ленивый двоечник, вытесняя более талантливых и усердных учеников из высших каст.Но и способный далит всю жизнь будет вынужден носить на себе ярлык «списочного ничтожества»: ведь всем известно, что далитов берут учиться и работать просто за то, что они неприкасаемые.

О нищете далитов тоже говорить не совсем верно.Те из них, кто сохраняет связи со своей кастой и занимается ее профессией, имеют вполне гарантированный доход, который часто превышает средний доход их «чистых» соседей.А забастовки далитов могут мгновенно парализовать жизнь любого города, так как никто не может выполнять их важнейшую для общества работу.В Индии проще встретить голодающих брахманов или кшатриев, чем семейство далитов, которому по-настоящему нечего есть (справедливости ради отметим, что некоторые уважаемые далитами блюда брахман не поднесет ко рту, даже умирая от голода).Более того, в 1997—2002 годах президентом Индии был далит Кочерил Раман Нараянан.

И часть далитов вполне устраивает такое положение дел.Они живут в отдельных кварталах, молятся в своих домашних храмах, пользуются защитой общины и имеют дело исключительно с собратьями, безразлично относясь к остальным людям и ничуть не стремясь интегрироваться в общество.Их психология в чем-то близка психологии хиппи, и многие туристы отмечают странный контраст нищеты и убожества далитских кварталов с безмятежными улыбками на лицах их обитателей.А с чего им так уж горевать?

Индуистская традиция предполагает, что каждый человек оказывается на своем месте по заслугам прошлой жизни и достойное следование своей нынешней судьбе считается гарантией улучшений в грядущей жизни.Ты мусорщик? Будь идеальным мусорщиком — и возродиться тебе если не царем, то, может, редактором журнала.Проблемы начинаются, когда далит хочет перестать быть далитом, а желает жить как все: пользоваться общественным транспортом, носить нормальную одежду, ходить в кафе, кино и по магазинам.Закон-то ему это позволяет, но даже в больших городах с более-менее образованным населением неприкасаемый очень часто встречает если и не прямое насилие, то отвращение.

Даже будучи одетым не по обычаям своей касты, неприкасаемый часто внешне отличается от основного населения (привет многовековым внутрикастовым бракам).Да и скрывать свою касту от окружающих чревато неприятностями.Вдруг обман раскроется? Тогда это может привести к трагедии, если в числе знакомых далита найдутся ревнители кастовой чистоты.

Поэт-далит Нирав Пател писал о людях, которые вынуждены были пожимать ему руку, зная, что он неприкасаемый: «Я страдал в такие моменты не меньше их самих, потому что чувство отвращения и страстное желание его скрыть буквально током проходило от их ладони к моей.И, поверьте, я на самом деле сочувствовал им тогда».

ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ВСЕ ТАКИЕ НЕПРИКАСАЕМЫЕ

Каст неприкасаемых насчитывается несколько сотен.Вот некоторые из них.

Самые колоритные и самые далитские из далитов — это конечно, чандалы (а также касты бханги, чурха и другие) — мусорщики и ассенизаторы.Именно они посвятили свою жизнь борьбе с грязью и срастанию с ней.Если ты видишь ребенка, невинно плещущегося в луже у общественного туалета, женщину, с ног до головы измазанную рыбьими потрохами, или мужчину, с которого при ходьбе отваливаются куски чего-то черного, — перед тобой чандала.Даже касты нищих, которые переламывают своим детям спины и ослепляют их для больших профессиональных успехов, относятся к чандалам с пренебрежением.

Храмовые проститутки-танцовщицы получаются из девочек, которых родители из самых разных каст по каким-то причинам не желают воспитывать самостоятельно.Чаще всего, впрочем, девадаси по рождению принадлежат к чандалам.

Девушки живут при храмах, принимают участие в ритуальных танцах и отдаются особо религиозным прихожанам, причем деньги идут не самим девушкам, а жрецам.Неприкасаемость девадаси, как мы понимаем, никогда не была такой уж безусловной.Впрочем, секс с ними считался делом богоугодным, а вот поесть с девадаси из одной тарелки не согласился бы и самый влюбленный клиент.До последнего времени девадаси были вполне обычным явлением в Индии, но, когда за борьбу с ним взялась Индира Ганди, тысячелетние традиции дрогнули.Сегодня храмовая проституция вне закона, девадаси водятся лишь в самых глухих уголках южных штатов.

Каста евнухов, транссексуалов и гомосексуалистов существует в Индии испокон веков.Полный хиджра — это евнух с совершенно удаленными гениталиями.Но в касте встречаются и обычные гомосексуалисты.Обычно хиджры путешествуют семьями, во главе которых стоит «матушка».Все они одеты и накрашены как женщины.Занимаются хиджры проституцией, песнями и танцами, а также выполняют разного рода сакральные услуги.Например, их присутствие на свадьбе считается важным для тех новобрачных, которые хотят много детей.Но хиджры могут не только благословлять, но и проклинать, навлекая на свои жертвы бесплодие и импотенцию.Для этого им достаточно поднять подол, показать место, где ничего нет, и произнести несколько колдовских оскорблений.

ЭМИГРАНТЫ КАСТОВОЙ СИСТЕМЫ

Надары — небольшая тамильская каста, традиционное занятие которой, самогоноварение, веками надежно держало их в числе неприкасаемых.Еще в конце XIX века надарам это надоело.Правдами и неправдами выклянчив кусок земли у британской администрации, надары занялись земледелием.На этих землях они возвели храм и школу, забросили свой пальмовый самогон, стали вегетарианцами и в качестве обязательных кастовых правил ввели ежедневные омовения утром и вечером, очень чистую накрахмаленную одежду, безупречные прически и маникюр.Кроме того, надары не поленились создать свой мини-эпос, повествующий о происхождении надаров от Маходара — одного из упоминаемых в «Рамаяне» военачальников при дворе Раваны.Сейчас надары считаются безусловно «чистой» кастой, внушающей почтение окружающим своей гордостью, религиозностью и благородным происхождением.Тем же, у кого нет в запасе лишней сотни лет, приходится пользоваться иными методами.

Одним из самых распространенных является переход из индуизма в другую религию — буддизм, ислам или христианство, которые не признают кастовых систем.Эти религиозные общины часто поддерживают таких беженцев, подыскивая им места работы и жительства и защищая от возможного насилия.Впрочем, индийским христианам и мусульманам, увы, идея каст тоже не слишком чужда.Местные обычаи нередко берут верх над религиозными предписаниями, и в мусульманском Раджастхане, например, нападений на бывших далитов происходит не меньше, чем в традиционно индуистских штатах.

А еще можно всеми правдами и неправдами убежать в Лондон или, скажем, в Лос-Анджелес и забыть свою родину как страшный сон.Что многие и делают.Некоторые почтенные брахманы и кшатрии именно по этой причине брезгуют ездить в западные страны, потому что там кишмя кишит неприкасаемыми, в то время как тупые европейцы даже не догадываются, среди какого ужаса они живут.

Рейтинг автора
Автор статьи
Влада Кожевина
Психолог
Написано статей
789
Предыдущая статьяПальмовый жир
Следующая статьяПозы для супернаслаждения

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here