Имена на санскрите

Рассмотрим подробнее тему: Имена на санскрите - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
217

Ом Саи Рам!

Блог о Бхагаване Шри Сатья Саи Бабе

среда, 9 марта 2016 г.

Что означают наши имена и как они звучат на санскрите

Мужчина должен в любой ситуации защищать свою жену.
И, прежде всего, в этом его долг заключается, и, прежде всего,
следует знать, что, чаще всего, ему придется защищать ее от самого себя (смеется).
В этом заключается обязанность мужа.

Значения индийских имен в переводе с санскрита

Aishwarya — достаток, наполненность
Amrita — нектар, бессмертие
Anjali — Предлагать, жертвовать
Bipasha — река
Chandni — лунный свет
Divya — чудесная, светящаяся
Eesha — богиня Парвати, чистота
Esha — желание
Gaura, Gauri — подходящая женщина, богиня Парвати
Geeta — святая книга индуизма
Hema — золотая
Juhi, Jui, Juily — цветок
Kajal — искусство
Karishma — чудо
Kiran, Kiranmala — луч света
Madhuri — милая девочка
Megha — облако
Nandini — святая корова
Neelam — сапфир
Neeta — честная
Nisha — ночь
Nita — мораль
Pia — любимая
Pooja — молитва, поклонение
Preeti, Prem, Prema — любовь
Priyanka — красивое или любимое действо, символ или тело
Prianka — любимица
Radha, Radhika — возлюбленная Кришны, богатство
Rani — королева, принцесса
Rekha — линия
Samiya — несравненная
Sanjana — легкая
Sapna — мечта, сон
Shivani — богиня Парвати, Дурга
Shridevi — богиня
Simran, Smaram — воспоминание
Sitara — звезда
Sumita, Sumitra — дружелюбная
Sunila — синяя (голубая)
Sushmita — хорошая улыбка
Taj — корона, драгоценность
Tara, Tarai, Tarachand — звезда
Vijul — шелк
Yuvati — молодая женщина

Abhijit — победоносный
Abhishek — молочная пена (shower of milk/water over an idol)
Aditya солнце
Ajay непобедимый
Ajit непобедимый (не имеющий конкуренции)
Amar бессмертный
Amitabh великолепный
Anil бог ветра
Anupam несравненный
Arjun павлин
Arun солнце
Ashok нескорбящий
Bhanu солнце
Bharat Индия, господин Вселенной
Deepak лампа, добро
Devdas служащий богу
Devraj король богов
Dilip король, предшественник Рамы
Gagan небеса
Gopal бог Кришна
Guru учитель
Hari солнце, бог Вишну
Indeever голубой лотос
Ishan солнце
Ishwar сильный, верховный бог
Jaidev бог победы
Jaswant победоносный (Yashwant)
Jawahar драгоценный
Jayant победитель
Jitendra повелитель завоевателей
Kamal цветок лотоса
Lakshman процветающий, брат Рамы
Mahesh бог Шива
Manish бог разума
Manu нашедший отца людей живущих
Mayur павлин
Mehul дождь
Mithun пара
Mohan прекрасный, чарующий
Naveen новый
Nayan глаз
Nishad седьмая нота индийской музыкальной шкалы
Pavan ветер
Prakash свет
Prasad предлагающий богу через молитву
Prashant тихий и сдержанный
Pratap достоинство, величие
Prem любовь
Premal полнота любви
Premanand радость любви
Pritam любовник
Raj король
Rajeev голубой лотос
Rajesh бог королей
Rajiv цветок лотоса
Rajkumar принц
Rakesh повелитель ночи, солнце
Ram бог Рама, прекрасный
Raman любимый, приятный
Ranjeet победитель в войне
Ravi солнце
Rochan красный лотос, яркий
Rohit красный
Samir ветер
Samrat император
Sandeep светящая лампа
Santosh счастливый
Sapan сон, мечта
Shankar бог Шива
Shashee луна
Shiv бог Шива, счастливый (удачливый)
Shyam темно синий, черный
Snehal дружелюбный
Sohan красивый
Subhash нежно (мягко) говорящий
Sundar красивый
Sunil темно синий
Swaraj свобода
Taran плот, небо
Udeep наводнение, поток
Udit выросший, пробужденный, светящийся
Ujesh дающий свет
Vasant весна
Veer храбрый, смелый
Vijay победа
Vipul изобилие, достаток
Vishal огромный, широкий, великий
Vivek справедливость

НАОБОРОТ — ЖЕНСКИЕ ИМЕНА НА ХИНДИ

Александра (защитница) संरक्षिक — Санракшика
Алена (алая) लाल — Лала
Алиса, Евгения(благородная)कुलीन — Кулина
Алла, Алина (другая) अन्य — Анья
Анастасия (воскрешенная) पुनर्जीवित — Пунардживита
Анна (благодать) अनुग्रह — Ануграха
Антонина (пространственная) – स्थानिक — Станика
Анфиса (цветущая) ब्लूमिन्ग — Блуминга
Валентина (здоровая) स्वस्थ — Сватха
Василиса (царственная)शाही — Шахи
Вера (вера) धर्म — Дхарма
Вероника (приносящая победу) जीतलाता — Джит-Лата
Виктория (победительница) विजेता — Виджата
Галина (ясная) साफ़ — Сафа
Дарья (огонь великий) महानआग — Махана-Ага
Диана (Божественная) दिव्य — Дивия
Ева, Зоя (жизнь) जीवन — Дживана
Екатерина (чистая) जाल — Джала
Елена (солнечная) सौर — Саура
Елизавета (молящаяся) — प्रार्थना — Прартана
Зинаида (рожденная богом) भगवान — Бхагавана
Инна (бурный поток) अशांतप्रवाह — Ашанта — Праваха
Ирина (мир) दुनिया — Дунийя
Карина (дорогая) महंगा — Маханга
Ксения, Оксана (чужая) — अजनबी — Аджанаби
Лариса (чайка) गंगा- चिल्ली — Ганга — Чхилли
Лидия (печальная песнь) — उदासगीत — Удаса Гита
Лилия (лилия) — कुमुदिनी — Кумудини
Любовь (любовь) प्यार — Пьяра
Людмила (ласковая) — स्नेही — Снэхи
Маргарита (жемчужина) — सागरपर्ल — Сагара Парла
Марина (морская) — समुद्री — Самудри
Мария (горькая) कड़वा — Карва
Надежда (надежда) आशा — Аша
Наталья (рожденная) जन्म — Джанима
Нелли (гвоздика) लौंग — Лаунга
Нина (царица) रानी — Рани
Олеся (лесная) वन — Вана
Ольга (святая) पवित्र — Павитра
Полина (подруга) प्रेमिका — Прэмика
Раиса (легкая) प्रकाश — Пракша
Светлана (светлая) उज्ज्वल — Уджвала
Снежана (снежная) हिमपात — Химапата
София (мудрая) बुद्धिमान — Буддимана
Тамара (пальма) ताड़ — Тара
Татьяна (противостоящая) विरोध — Виродха
Юлия (волна) लहर — Лахара
Яна, Жанна (благодетельница) दानकरनेवाली — Дана-Карневали

ПОСВЯЩАЕТСЯ ПРИБЛИЖАЮЩЕМУСЯ ПРАЗДНИКУ 8 МАРТА

Духовные имена

Известно, что многие люди, вставшие на путь духовного развития и роста берут себе второе имя.Считается, что это помогает уйти от прошлого.Это может стать хорошим поводом начать новую жизнь, и даже провести для себя своеобразный ритуал посвящения.Я приведу здесь довольно упрощенную схему, но это реально помогает провести такое посвящение самостоятельно.Ниже я приведу женские и мужские имена на санскрите с переводом их значений, имеющих древний сакральный смысл.

Можно выбрать для себя новое имя, отождествляя себя с этим именем, «прочувствовав» это на себе.Отнеситесь к этому серьезно, считайте новое имя своим на определенный вами промежуток времени.Например, это может быть один день, неделя, месяц, полгода – это по вашему желанию.Тем самым, вы настроитесь на определенные вибрации, привлечете к себе нужные качества, что поспособствует изменению вашей жизни к лучшему.

Затем, «поработав» с одним именем, вы можете подобрать себе следующее имя, и «походить» с этим именем.Это довольно полезная практика, применяя которую, вы можете себя по-новому воспринимать, «очиститься» и отстраниться от прошлого, видеть себя как бы со стороны.Применяя такую духовную практику, вы избавитесь от накопленного негатива.

Лексика древнего языка санкскрита чрезвычайно богата.Одно слово может иметь до пятидесяти значений.Считается, что изучение этого древнего языка, чтение книг, текстов, произношение мантр на санскрите, оказывает большое влияние на физиологию мозга, активизирует метафизические процессы в нем.Не нужно торопиться с выбором, можно какое — то время подумать.

Затем, когда вы определились, какое имя берете себе на данном этапе, просто дайте себе мысленную установку, что вы теперь – и произнесите ваше новое имя.Не стоит всем докладывать об этом, пусть это будет вашим секретом.Только лишь ваши единомышленники могут узнать ваше второе имя.Несомненно, такая практика приносит пользу и новые открытия.

Значения имен приведены здесь с примерным переводом.

Женские имена на санскрите для практики посвящения.

Мохана – околдовывающая.Мангала – благодать.Бхарати – богиня Сарасвати.Амбу – вода.Апараджита – непобедимая.Ашакиран – луч надежды.Амала – чистая.Парвати – дочь горы.Анурадха – яркая звезда.Чанда – яркая.Лалит – очаровательная.Кири – цветок амаранта.Манджуша – шкатулка драгоценных камней.Дханита – успех.Шаши – Луна.Аджала – Земля.Мадху – мед.Налини – лотос.Арчана – богослужение.Нилам – сапфирная.Амбуда – облако.Абхе – блестящая.Калпана – фантазия, воображение, идея.Нирупа – команда.Екта – единство.Пурнима – полная Луна.Майя, Мая – иллюзия.Акути – принцесса.Биндия — точка меж бровей.Бакула – цветок.Арчиша – луч света.Нираджа – цветки лотоса.Кастури – аромат, мускус.Виджая – победа.Падмини – наполненная лотосами.Мина – драгоценный камень.Кунданика – золотая девочка.Манорама – красивая.Шри – красота, свет.Дайа – добрая, милосердная.Канти – красота.Абхая – бесстрашная.Мадхур – сладкая.Амита – безграничная.Чхая – тень.Прити – любвеобильная.Камна – желание.Аканша – желанная.Карука – небесная.Нидра – сон.Нетра – глаза.Малати – жасмин.Чандани – звезда.Лила – игра.Анурати – согласие.Канака – золото.Анурагини – возлюбленная.Амода – счастье.Деви – богиня.Кирти – слава.Нишу – ночь.Дамини – молния.Адити – мать богов.Калиани – везучая.Дурга – недосягаемая.Гаури – белая.Арати – восхваляющая бога.Мамата – любовь.Бхагалакшми – богиня богатства, удачи, процветания.Шанта – умиротворенная.Индулала – лунный свет.Джая – победа, слава.Шакунтала – птица.Пратима – образ.Манджула – певучая, мелодичная.Прия, Прима – любимая, любовь.

Мужские имена на санскрите для практики посвящения.

Акаш – небесный.Дивакар – солнце.Шарма – защита.Прабху – могущественный.Абхиджат – мудрый, благородный.Баладжи – имя бога Вишну.Джаянт – победный.Аншул – лучистый.Джагдиш – правитель мира.Ашока – не знающий печали.Мукул – расцвет.Камаль – цветки лотоса.Мадхав – весенний.Джай – победа.Мани – драгоценный камень.Падма – лотос.Дирендра – господин смелых.Бипин – лес.Калян – красивый.Бала – молодой.Аджай – непобедимый.Анил – бог ветра.Динеш – властелин дня и света.Дханеш – господин богатства.Джаганнат – лорд мира.Иша – защитник.Будхадев – мудрый лик.Чинмай – знающий.Авинаш – нерушимый.Чандан – дерево сандаловое.Пракаш – свет.Прадип – светоч.Илеш – господин Земли.Девананд – радость бога.Ахилеш – господин вселенной.Анураг – преданность, любовь.Инеш — царь царей.Мохан – околдовывающий.Бхупен – царь.Лал – игра.Локеш – король мира.Ашваттхама – закаленный огнем.Джагдиш – правитель мира.Анупам – несравненный.Бхупен – царь.Бальдев – божественная власть.Бхаскар – сияющий.Девадат, Девдан – дар бога.Аравинда – лотос.Виджай – победоносный.Пратап – слава.Асим – безграничный.Амрита – божественный нектар бессмертия.Нагендра – змея бога небес.Дхарма – путь к богу.Пханиндра – царь богов.Индерпал – защитник бога.Индивер – синий лотос.Балдев – бог силы.Чудамани – бриллиант.

Могу отметить, что используя данную практику, вы действительно заметите, что происходят приятные перемены.Только не стоит забывать, что практикующим желательно помнить и осознавать, что за все поступки и принятые решения в своей жизни человек берет ответственность на себя.

Для менее опытных людей: можно обратиться к наставнику, чтобы имя было подобрано правильно, в соответствии с вашими желаниями и жизненными приоритетами.

Имя должно отражать ваше истинное желание и стремление к изменению вашей жизни на более благоприятное.Если вы выбрали себе имя, и какое — то время происходит застой, то не пугайтесь, значит наступил процесс очищения и перестройки вашей жизни на более благоприятный путь.И все — таки, желательно обратиться к знающему специалисту, чтобы имя было подобрано правильно для вас на данном этапе жизни.Иногда может потребоваться консультация, чтобы процесс улучшения вашей жизни стал приятным и начался быстрее.

Желаю вам интересной и удачной практики на пути вашего духовного развития и роста! ОМ ТАТ САТ!

See, that’s what the app is perfect for.

Без названия

Имена на санскрите.Ведические имена.Ведические мужские и женские имена

Ведические имена

Ведические мужские и женские имена

Ведические имена включают в себя:

— имена, упоминаемые в Ведах (ведических писаниях).В том числе имена Бога.

— имена в индуизме.

— санскритские слова, ставшие именами (например, Адитья – солнце).

Веды – сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Веды в переводе с санскрита означают “абсолютное знание”.Другими словами, Веды содержат знание об Абсолютной Истине.

В ведической культуре приводятся разные имена Бога.Хотя Бог один, люди называют Его разными именами.

Ведические мужские имена

Abhijit (Абхиджит) – победоносный

Abhishek (Абхишек) – молочная пена

Aditya (Адитья) – солнце

Ajay (Аджей) – непобедимый

Ajit (Аджит) – непобедимый

Amar (Амар) – бессмертный

Amitabh (Амитабх) – великолепный

Anil (Анил) – бог ветра

Anupam (Анупам) – несравненный

Arjun (Арьюн) – павлин

Arun (Арун) – солнце

Ashok (Ашок) – нескорбящий

Bhanu (Вхану) – солнце

Bharat (Вхарат) – господин Вселенной

Deepak (Дипак) – лампа, добро

Devdas (Девдас) – служащий богу

Devraj (Деврай) – король богов

Dilip (Дилип) – король, предшественник Рамы

Gagan (Гадан) – небеса

Gopal (Гопал) – бог Кришна

Hari (Хари) – солнце, бог Вишну

Indeever (Индивер) – голубой лотос

Ishan (Ишан) – солнце

Ishwar (Ишвар) – сильный, верховный бог

Jaidev (Джадев) – бог победы

Jaswant (Джасвонт) – победоносный

Jawahar (Джавахар) – драгоценный

Jayant (Джайант) – победитель

Jitendra (Джитендра) – повелитель завоевателей

Kamal (Камал) – цветок лотоса

Lakshman (Лакшман) – процветающий, брат Рамы

Mahesh (Махеш) – бог Шива

Manish (Маниш) – бог разума

Mayur (Мавур) – павлин

Mehul (Мехал) – дождь

Mithun (Метхун) – пара

Mohan (Мохан) – прекрасный, чарующий

Naveen (Навин) – новый

Nayan (Наьан) – глаз

Nishad (Нишад) – седьмая нота индийской музыкальной шкалы

Pavan (Паван) – ветер

Prakash (Пракаш) – свет

Prasad (Прасад) – предлагающий богу через молитву

Prashant (Прашант) – тихий и сдержанный

Pratap (Пратар) – достоинство, величие

Prem (Прем) – любовь

Premal (Премал) – полнота любви

Premanand (Премананд) – радость любви

Pritam (Притам) – любовник

Raj (Радж) – король

Rajeev (Раджив) – голубой лотос

Rajesh (Раджеш) – бог королей

Rajkumar (Раджкумар) – принц

Rakesh (Ракеш) – повелитель ночи, солнце

Ram (Рам) – бог Рама, прекрасный

Raman (Раман) – любимый, приятный

Ranjeet (Ранджит) – победитель в войне

Ravi (Рави) – солнце

Rochan (Рокхан) – красный лотос

Rohit (Рохит) – красный

Samir (Самир ) – ветер

Samrat (Самрат) – император

Sandeep (Сандип) – свет, лампа

Santosh (Сантош) – счастливый

Sapan (Сапан) – сон, мечта

Shankar (Шанкар) – бог Шива

Shashee (Шаши) – луна

Shiv (Шив) – бог Шива, счастливый, удачливый

Shyam (Шиам) – темно-синий

Sohan (Сохан) – красивый

Sundar (Сандар) – красивый

Sunil Сунил) – темно-синий

Swaraj (Сварадж) – свобода

Taran (Таран) – плот, небо

Udeep (Юдип) – наводнение, поток

Udit (Юдит) – выросший, пробужденный, светящийся

Ujesh (Юджеш) – дающий свет

Vasant (Васант) – весна

Veer (Вир) – храбрый, смелый

Vijay (Виджей) – победа

Vishal (Вишал) – огромный, великий

Vivek (Вивек) – справедливость

Женские ведические имена

Aishwarya (Ашварья) – достаток, наполненность

Amrita (Амрита) – нектар, бессмертие

Anjali (Анджали) – жертвенность

Bipasha (Бипаша) – река

Chandni (Чандни) – лунный свет

Divya (Дивья) – чудесная, светящаяся

Eesha (Иша) – богиня Парвати, чистота

Esha (Еша) – желание

Gaura (Гаура) – подходящая женщина, богиня Парвати

Geeta (Гита) – святая книга индуизма

Hema (Хема) – золотая

Juily (Джули) – цветок

Kajal (Каджал) – искусство

Karishma (Каришма) – чудо

Kiran (Киран) – луч света

Madhuri (Мадхури) – милая девочка

Megha (Мегха) – облако

Nandini (Нандини) – святая корова

Neelam (Нилам) – сапфир

Neeta (Нита) – честная

Nisha (Ниша) – ночь

Pia (Пиа) – любимая

Prema (Према) – любовь

Radha(Радха) – возлюбленная Кришны, богатство

Prianka (Прианка) – любимица

Rani (Рани) – королева, принцесса

Rekha (Рекха) – линия

Samiya (Самийя) – несравненная

Sanjana (Саньяна) – легкая

Sapna (Сапна) – мечта, сон

Shivani (Шивани) — богиня Парвати

Smaram (Смарам) – воспоминание

Sitara (Ситара) – звезда

Sumita (Сумита) – дружелюбная

Sumitra (Сумитра) – дружелюбная

Sunila (Сунила) – синяя (голубая)

Sushmita (Сушмита) – хорошая улыбка

Tara (Тара) – звезда

Vijul (Виджул) – шелк

Yuvati (Йувати) – молодая женщина

Акрура – дядя Господа Кришны

Амара – бессмертие

Ангира – один из семи великих мудрецов, рожденных Брахмой

Баладева – вайшнавский святой, автор книг по вайшнавской философии

Бали – царь асур (демонов)

Будха – сын бога Луны (Сомы), мудрый, разумный

Бхарата – сын Махараджи Душьянты

Валин – царь обезьян, сын Индры

Вальмики – автор изначального текста Рамаяны

Варуна – божество, управляющее водной стихией

Васудева – отец Шри Кришны

Вена – демоничный сын царя Анги

Видура – герой Махабхараты, сын Вьясадевы

Вирани – дочь Брахмы, богиня ночи

Вишвамитра – знаменитый мудрец древности

Гандхари – дочь царя Гандхара

Гаруда – исполинская птица Вишну

Говинда – имя Кришны

Дану (Дана) – небесная корова, дочь небесной коровы Земун

Дакша – Владыка созданий, по преданию Вед Бхараты – седьмой сын Брахмы, прославленный своими дочерьми, ставшими женами разных богов (Дхарма, Парвати, Дурги, Сати, Ума, Шакти)

Дашаратха – отец Рамы, воспетого в Рамаяне

Дваракадиша – имя Шри Кришны в Двараке

Джагадамба – Мать Мира

Джагатгуру – Гуру Мира

Джаганатх – Владыка Мира

Джатпита – Отец Мира

Джагдиш – Владыка Мира

Джадугар – волшебник

Джанака – имя отца Ситы

Джанасандха – тесть царя-демона Камсы, противник Кришны

Джая – подруга Парвати, обе – супруги Шивы

Джаянта – сын Бога небес Индры

Джаянти – дочь Индры

Дивья – божественный

Драупади – жена Юдхиштхиры, старшего из пяти братьев Пандавов

Дрона – старший брат Кауравов, наставник в военном деле

Дурга – одно из имен богини Кали

Дурьодхана – трудноодолимый.Старший сын слепого царя Кауравов – Дхритараштры

Жива – богиня жизни, весны, супруга Дажьбога.Спасла Дажьбога от Морены

Гауранга – другое Имя Господа Чайтаньи.Гаура – золото, анга – прекрасный Образ Господа

Гиридхари – имя Кришны

Гирираджа – имя Кришны

Говинда – одно из имен Верховного Господа Кришны

Земун – небесная Корова в русских Ведах

Индра – главный из управляющих вселенной богов, царь райских планет

Ишвара Пури – вайшнавский святой

Кали – богиня, олицетворяющая Кали-югу

Камса – демонический царь из рода Бходжей

Каунтея – одно из имен Арджуны

Кубера – бог богатства, управляющее божество севера

Кунти – царица

Лакшми – богиня процветания

Махариши – великий мудрец

Нам (Нама) – чистое Святое Имя Господа

Нанда Махарадж – отец Шри Кришны

Нарада Муни (Нарад) – великий преданный, один из первых сыновей Брахмы

Нараяна – Кришна в Своей четырехрукой форме на планетах Вайкунтхи

Нимай – имя Шри Чайтаньи Махапрабху

Парвати – супруга Господа Шивы

Прити – любовь, радость, дружба

Равана – могущественный демон, убитый Господом Рамачандрой

Рама (Рамачандра) – воплощение Шри Кришны в образе идеального монарха и человека, имя Господа, означающее “источник наслаждения”

Ритвик – ведийский жрец, поющий гимны во время ритуалов, жертвоприношений

Рудра – один из одиннадцати распространений Господа Шивы

Рукмини – главная из цариц Кришны во время Его игр в Двараке

Хари – Имя Господа, означающее “Уносящий все грехи Своего преданного”

Шива – великий преданный Господа Вишну; бог, отвечающий за гуну невежества в материальном мире

Шукра – всемогущий

Ятра — странствие

Яшода — мать Кришны, царица Враджа и супруга Махараджи Нанды.

Олег и Валентина Световид

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет.Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид www.waylux.ru – обязательна.

Ведические имена.Ведические мужские и женские имена

Мужские русские имена на деванагари (алфавит хинди и санскрита)

Решила продолжить тему русских имен для любителей диковинных надписей и экзотических кракозябр 🙂
В этом посте список русских мужских имен, записанных транслитом на алфавите деванагари, который используется в санскрите , хинди, других индийских языках.
Прошу заметить, что это не перевод русского имени на хинди или санскрит, это только транслитерация, то есть просто запись мужских имен как они слышатся в русском языке буквами деванагари.Перевод — это передача смысла, например имя Виктор означает «победитель» и перевод, точнее соответсвующее этому значению индийской имя — Виджай.
Звучащая буква «й» на конце имен в деванагари может быть передана имхо только через ई, однако как показывает поиск обычно она не ставится, например Анатолий пишется как अनातोली, то есть с «и», а не «й» на конце.

Александр (Саша) आल्येक्सांद्र (साशा)
Алексей अलेक्सी
Анатолий अनातोली
Борис (Боря) बोरिस
Валентин वेलेंटाइंस
Василий वसीली
Виталий विटाली
Виктор विक्टर
Владимир व्लादिमीर
Денис डेनिस
Дмитрий दिमित्री
Иван इवान
Игорь इगोर
Илья इल्या
Леонид लियोनिद
Михаил (Миша) मिखाइल (मिशा)
Николай निकोलाई
Пётр पीटर
Роман रोमान
Сергей सर्गेई
Станислав स्तानिस्लास
Юрий यूरी

Комментариев : 4

«— Мартышка, Удав велел

«— Мартышка, Удав велел передать тебе привет: большой и горячий.
— Ну так давай его скорее, пока он не остыл.»

Ну, так давайте же ваше благо, где же оно? я его не вижу и не чувствую.а пока его нет вы мне ничего не дарили, это вы у меня инфу получили, благо то есть для вас, а никак не наоборот.

Подскажите пожалуйста, как

Подскажите пожалуйста, как написать имя Адхам (Адам) на санскрите ?
Благодарю!

в санскрите Д и дХ — это

в санскрите Д и дХ — это разные буквы.
писала я статью очень подробную для таких случаев — санскрит и алфавит деванагари

maxim108

Глядя по сторонам

НАТАША.Очень ведическое имя, у которого два значения, в зависимости от того, как раскрывать сандхи (для тех, кто не знает: в санскрите слова пишутся слитно по определенным правилам, которые называются «сандхи».Из-за этого одно и тоже слово можно разделить по разному и получить разные значения).Итак, 1) «На-та-аша» (на — нет; та — он, она, тот, то; аша — радость, удовлетворение).2) «Ната-аша» (ната — танец).То есть либо 1) Богу радость не дающая, либо 2) тот или та, кто любит потанцевать.Можно даже как эпитет Шивы или Кришны воспринимать, что-то вроде синонима «ната-вара».

СЕВА (Севастьян).На санскрите очень хорошо звучит и означает «служение Богу».

ДАША.Если не разделять, то имя переводится просто как «десятка», «червонец» :).А если принять как «да-аша», до перевод уже интересней: «Та, кто любит давать», щедрая то есть.Хотя, может, и наоборот, как «забирающая счастье».Потому что с «да» вообще проблемы.Когда оно стоит в начале слова, то может обозначать «уничтожение», «отрезание», но не обязательно, а когда в конце, то «давание».

РОМАН.Дословно «роман» с ударением на первом слоге, на санскрите означает «волосы на теле».Так что, наверное, «роман» можно перевести как «волосатый».Сорри.:)

ДАВИД.»Да-вид» — «тот, кто хорошо разбирается в благотворительности».Либо: «тот, кто лишает знания».

ДАНИЛА.»Да-нила».»Да» — давать или лишать, «нила» — темно-сний; сапфир; Нила — соратник Рамы в борьбе с Раваной.Так что имя очень сложное и может толковаться как угодно.:)

ИВАН.Очень похоже на санскритское «ивант» — «как бы большой и великий».Либо можно разделить на «ива-ана» — «как бы живет».

КИМ.На санскрите «ким» — это вопросительное местоимение «Что?» 🙂

МАКАР.Совсем санскритское имя.Означает особое существо — полукрокодила, полу-акулу.Интересно, что когда Кришна был маленьким, то Он носил сережки в форме макары.Хотя можно извратиться и разделить на «ма-кар», что означает «бездельник».:)

МАРАТ.Вообще, в санскрите, когда в начале слова стоит «маа-» с долгой «а», то это слово означает отрицание или отсутствие.»Рата» на санскрите — это удовольствие, наслаждение.Так что.

НИКИТА.»Ни-кита».Фу, какой кошмарный перевод получается! Не буду переводить, чтобы никого не обижать.

ТАРАС.»Та-рас» — «тот самый вкус».:) А вообще, хорошее имя, оказывается, если брать эзотерическое значение слова «раса».

ХАРИТОН.Эх, жаль «тон» ничего не означает, а то на слух — такое перспективное имя.Вот было бы «харитан»! Тогда: «Дитя божье».:) «Хари» — Бог, «тана» — потомство, дитя.

ВАРВАРА.»Вар» — избранное, лучшее.Тогда: «вар-вара» — «лучшая из лучших».:)

МАЙЯ.Ну, это все знают.»Ма-йа» — «то, чего нет».

МАРИНА.»Мари-на» (мари — убийство, на — нет) — даже не знаю как перевести.:)

МАРИЯ.Интересное имя.Потому что в полной форме «марийа» имя переводится очень неплохо: «что-либо, относящееся к любви», а в сокращенной форме Маша («ма-аша») — значение уже не такое хорошее.:(

НИНА.Хм, ну, допустим, можно перевести как «стремящаяся в высь».:)

РЕНАТА.Эх, звучало бы имя как «Ри-ната», такой бы чудесный перевод получился!

ТАМАРА.»Та-мара».Ужас какой.:( Не буду переводить.

.Уф, надоело! Уже целый час сижу, перебираю имена и пытаюсь «расшифровать».:) Пойду лучше делом займусь.:) Если какие-то «чиста санскритские имена» забыл, пишите в комментариях, попробую попереводить «по просьбам трудящихся».

«Мне хочется! — Пожди, авось расхочется!

На хотение есть терпение.

Русские поговорки (из собрания В.Даля)

Всё будет – стоит лишь расхотеть.

Новая русская поговорка.Одна из создателей, видимо, Ф.Раневская

СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ПОНЯТИЙ И ИМЁН

масляный массаж тела в аюрведе

Абхьяса ( abhyāsa, м.)

«повторение», «добавление», а в йоговских текстах — «упражнение», «приём, «прилежание».

букв.«сотрясший с себя» мирское, определённый вид отрекшихся от мирского саньясинов, отказывавшихся даже от одежды.Имя шиваистского мыслителя и подвижника.

«подход»,»переход», «передача»(священного знания).Часто термин примерно соответствует понятию священной преемственности.В тантре – священные тантрийские писания.

огонь как космическая сила, божество; в текстах хатха йоги и аюрведы – пищеварительный огонь в человеке (агни вайшванара)

«неповторяемая» или «непроизносимая» мантра, в отличие от japa — «повторяемой».При ё м сосредоточения и созерцания, в котором согласованная с дыханием мантра как бы не повторяется, а непроизвольно воспроизводится дыханием.Самая известная ajapa japa — so’ham (То — я).

круговорот сознания, имеющий точку отражения или входа в голове (выше нёба или, чаще, за межбровьем), «третий глаз».Считается волевым, руководящим центром, при достижении которого сознанием исчезает двойственность мира.

«неразрушимый», «неиссякаемый», «целый», также «слог» — обозначение слога ОМ.

букв.“несваренное”, отходы, засоряющие каналы человеческого тела

Амалатака или амалака ( amalātaka , м.)

терпкий плод мираболана, с чувственным ощущением которого в руке и вкусом сравнивается непосредственно воспринимаемое, действительное познание какой-либо идеи.

1) нектар, напиток бессмертия, некогда добытый богами и асурами при пахтании космического океана; 2) само бессмертие, вечная жизнь.

» блаженство » , » отрада » , третье «измерение» триединства sat-cid- ā nanda (см.), также отождествляемое в триединстве олицетворенных богов ( trim ū rti ) индуизма с Шивой.

Анахата ( anāhata , м.)

Круговорот, центр ( cakra ), расположенный в области сердца.

«член»> » , » часть целого » и т.п.Аштанга йогой или восьмичленной йогой часто называют Йога-даршану Патанджали.Эти восемь членов совершенного существа, или ступеней, по которым восходят для достижения высшей цели (состояния kayvalya ) таковы: 1) пять yama ; 2) пять niyama ; 3) ā sana ; 4) pr ā n ā yama ; 5) praty ā h ā ra ; 6) dh ā ra ā ; 7) dhy ā na ; 8) sam ā dhi .Часто их группируют парами, а три последних объединяют в самьяму .

одна из пяти главных пран , пребывающая в нижней части живота, ответственная за выделение и воспроизводство.

» ярый » , » светлый » .Имя эпического героя, которого Кришна наставил в йоге.

1) » удалившийся в лес » , » лесной отшельник » , исполняющий третью стадию жизни индус, постепенно отрекающийся от мирского и сосредотачивающийся на Истине; 2) религиозно-философские писания, примыкающие к брахманам, толкующие самхиты и описывающие правила обрядовых действий отшельников.Араньяк четыре: Брихадараньяка, Тайтирия, Айтарея и Каушитаки .Араньяки тесно связаны с упанишадами .

» верный » , » благородный » ; представитель одной из трёх высших варн.

название легендарной прародины ариев или области распространения ведийской религии и соответственного дхарме поведения людей.

букв.» сидение » , (в обоих значениях — как место и поза), «положение тела», принимаемое йогином для удержания дыхания и созерцания ; третья ступень восьмичленной йоги.Число асан бесчисленно, но чаще всего применяются созерцательные позы – падмасана и сиддхасана .

старшие братья богов, демоны, ставшие их противниками

» Сам » , » Самый » .Высшая вечная неизменная Сущность всякого существа (включая животных, духов, богов), пребывающая за всеми их изменениями.Присутствуя в смертном теле (тогда он называется дживатман или, сокращенно, джива), он кажется подверженным радости и страданию, пока не достигнет освобождающего самопознания.Наконец, существует Высший Атман ( param ā tman ), который есть сам Господь.Упражнением и отречением йогин устраняет различие между дживатманом и параматманом .

«происходящий из рода Атри»> » ; родовое имя учителя аюрведы Пунарвасу, который сообщает её Агнивеше

» Веда (мудреца) Атхарвана » , сборник гимнов и заговоров, включенный в индийский канон как четвертая веда. Многие упанишады йоги объявляют себя идущими от Атхарваведы.Исследователи признают ее также источником аюрведы.

Ахамкара или ахамкрити ( ahaṁkāra , м.)

буквально » делающее (также слагающее) Я » .Выделяющийся, обособляющийся из всесущего Сознания принцип индивидуальности, » самотворение » , » выЯвление » , » самостоятельность » (конечно, ограниченная как всё проявленное).Ахамкара это «примысливание себя к любому явлению».Для приближения к смыслу санскритского понятия подходит русское «самомнение», ещё и с близким эмоциональным оттенком.

Обитель отшельников; ныне часто центр какой-либо школы йоги.Также ступень жизни дваждырожденных.

» знание жизнеспособности » или » жизненной силы » , древнеиндийская наука поддержания здоровья и исцеления.Древняя система медицины, наиболее известные трактаты которой — врачей Чараки и Сушруты — относятся ко времени между IV в.до н.э.и II в.н.э.Основные школы аюрведы используют в целении теорию уравновешивания тр ё х дош (основных обменных расстройств – см.) и семи дхату (см.).

» узел » или » замок » , приё м йоги, при котором сжимается или » замыкается » определенная часть тела и текущая через нее энергия.Мысленно-мышечное замыкание пран в теле йогина , как бы связывающее человеческое тело со вселенской энергией.Используется для облегчения удержания дыхания и нужного направления пран.См.также мула бандха , джаландхара бандха и уддияна бандха .

букв.» мочевой пузырь » (быка).Возможно, он использовался в древности вместо нынешней резиновой грелки-клизмы.Название приема лечебной клизмы в аюрведе и особого приема очищения кишечника в йоге.

» семя » , слог-символ какого-либо бога, природного элемента и пр.

1) » капля » (часто амриты), в тантре также сперма; 2) » точка » , указывающая в письме деванагари на резонанс ( n ā da ), продлевающий слог ОМ; 3) точка в задней части головы, местопребывание всего творения.

см.также ОТРАДА и ананда .

божественная Сила, проявление Шакти , почитаемая как супруга Бога.Так, в индуизме Вишну сопровождает Лакшми, Шиву — Парвати, Раму — Сита и пр.В Йога кундалини Богиня обычно отождествляется с Парвати.

Брахма грантхи ( brahma granthi , см.также granthi )

» узел » сознания, связанный с творением, расположенный в Муладхаре чакра и обозначающий материальную и чувственную привязанность к проявленному миру.

этимологически означает » расширяющийся «, » простирающийся » .1) Ср.р.: Благо, абсолютное, неизменное, вечное, единосущее; 2) м.р.: Благой, имя собственное, Бог-Творец всего сущего.Его отождествляют с Бытием ( sat ), первым элементом брахманической триады ( sat-cid- ā nanda ).

представитель высшей и самой почитаемой варны в общественно-религиозном устройстве ведизма и классического индуизма, чаще всего, но не обязательно, священник, жрец.

Брахма нади ( brahma nadī , ж.)

самый тонкий ток праны внутри сушумны

название, данное европейскими учеными совокупности религиозных, социальных, философских доктрин и общественного устройства традиционной древней и раннесредневековой Индии, характеризующийся духовной властью брахманов .Из брахманизма развился современный индуизм.

тексты, относящиеся к Ведам (см.), описывающие и символически истолковывающие ведийскую обрядность

Благое отверстие.Есть три места, где ее помещают.Как правило, ранние источники – на месте родничка в макушке или темени.В тантрийской хатха йоге – нижнее отверстие сушумны, в которое втягивается кундалини, или вход из носоглотки в череп (при кхечари мудре ).

brahma + carya ; условно можно перевести как » благоустремленность » , » благое поведение » , » благочестивая жизнь » ; одно из главных качеств брахмачарьи – воздержание, в идеале – до целомудрия, в котором эротические мысли даже не зарождаются.

» разум » , «воля», «разумная воля», «пробуждённое наитие», одновременно космический и индивидуальный орган духовного прозрения.

Бхагавадгита ( bhagavadgītā , ж.):

«Божественная Песнь» из шестой книги Махабхараты.Один из самых чтимых священных текстов индуизма, один из трёх главных источников Веданты.

«доля», «участь», «участие».Слово, используемое для обозначения преданного обожания божества верующим.Один из путей достижения совершенства, позволяющего разделить верующему со своим обожаемым Господом или Богиней радость вечной жизни.

полулегендарный автор сохранившейся в небольших отрывках аюрведийского трактата Бхела самхиты

«сущности», «стихии», «первоэлементы» (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир) и «действующая сила» в мире и человеке (иногда — низшие сверхъестественные существа).

Бхутатма (bhūtātman, м.)

сущность пяти стихий или элементов вселенной, индивидуальный дух, проявленный телом

«молния», «алмаз»; созданное из костей мудреца Дадхичи божественное орудие Индры, которым тот сокрушил змея Вритру.

одна из наиболее известных тантрийских мудр (печатей), направленная на «запечатывание», удержание и даже возвращение семени и связанной с ним половой силы человека

ведийская преемственность, в отличие от тантрийской ( тантрика ) и традиции пуран ( пураника ), т.е.непосредственно идущая от Вед как священного текста.

букв.» ведающий » , » сведущий » , » ведун » , название врача аюрведы

бесстрастие, непривязанность, одно из важнейших достижений и качеств йогина .

индийский атомизм, одно из шести признанных в индуизме воззрений ( даршана ).

Вамана или кунджала

при ё м очищения пищевода и желудка, используемый в аюрведе и йоге .Выпивают солёный расствор или рвотн ое лекарств о, а потом удал яют рвотным рефлексом жидкост ь с рас створёнными отходами и ядами.

священный город в Индии со множеством индуистских храмов.Место паломничества индусов.

букв.“цвет”, “окраска”.Одно из трёх (позже – четырёх) сословий ведийского общества – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Принцип сочетания сословного долга и стадий жизни как основы индуистского общества и поведения человека

побуждение, стремление, желание, скрывающееся за каждой мыслью.Будучи дремлющими в подсознании побуждениями, предрасположенностью, они обуславливают различие в умственных способностях, склонностях, темпераменте и т.п.людей.Васаны имеют своим источником память (Йога сутра, 4.9).Васаны чаще понимаются как давние скрытые побуждения или влечения, приобретенные в многочисленных прошлых жизнях в отличие от недавно приобретенных САМСКАР (см.)

» ветер » , » веянье » , » воздух » , Бог Ветра.В йоге – синоним праны, в аюрведе – одна из дош, нарушений обмена, проявляющаяся в избыточном движении воздуха в человеческом теле

“конец Вед”, ныне самая распространенное из шести главных воззрений ( даршан) Индии, суть которого в идее неразрывного единства Блага (Брахмана) и человеческой души и направленная, по собственному определению, на познание Брахмана .Основывается на трех источниках: упанишадах , Бхагавадгите и Брахма сутрах .

«проявление сил», могущество», психические необычные силы.См.также СИДДХИ.

«созревание», “переваривание”, “последствие переваривания” – в аюрведе ощущение вызываемое продуктом после его переваривания

или вирека — лечение слабительными в аюрведе

ощущение, рождаемое тем или иным пищевым продуктом в желудке

Бог ведийского пантеона, ставший в индуизме хранителем, спасителем вселенной, сотворённой Брахманом.Отождествляется с cit , вторым членом брахманического триединства ( sat-cid- ā nanda ).

узел сознания, расположенный в Анахата чакре , означающий личную и эмоциональную привязанность с ее высшим выражением – любовью.

круговорот сознания, проявляющийся в теле на уровне горловой ямки и щитовидной железы, связан с шейным сплетением.

возглашения ( bh ū r bhuva suva или svar ), означающие три мира вселенной.

сухой массаж тела в аюрведе

«Поющая», строфа из трёх восьмисложников, часто используемая в ведийских текстах.Молитва гаятри — самый почитаемый стих из Ригведы (3.62.10), обращенный к Светилу (Савитару), который ежедневно читается брахманами : “Да помыслим о желанном блеске дивного Светила, разум наш да озарит он!”

один из трех психических «узлов» или «узловых» состояний сознания (БРАХМА-ГРАНТХИ, ВИШНУ-ГРАНТХИ и РУДРА-ГРАНТХИ) на Сушумна нади , препятствующий проходу Кундалини вверх.

букв.» жила » , » волокно » , » связь » , » свойство » .В индийской философии – три определяющих качества всего сущего – недвижность, темень ( тамас), движение, раж ( раджас ) и естество, свет, устойчивость ( саттва).В аюрведе – одно из 20 или 40 свойств явлений и предметов, используемых для уравновешивания дош.

в зависимости от принимаемого за основу корня или значения — «веский», «важный», или “возвышающий», или «рассеивающий” (подразумевается: мрак неведения), — обычное обозначение духовного учителя в брахманизме.Исключительное значение отношений учитель-ученик — одна из важнейших черт индийской преемственности.Гуру считается воплощением Знания.Он должен быть чист, знать писания, не иметь самолюбивых мыслей об известности, славе, богатстве и пр.

«горшок”, другое название Кумбхаки.Также синоним плотного тела.

«воззрение», «мировоззрение», философская система объяснения действительности.Классическая йога — одна из шести главных даршан в индуизме (наряду с ведантой, санкхьей, мимансой, вайшешикой , ньяей ).

Или просто nagar ī (городская).Название письменности, которой написано большинство санскритских текстов, в частности священные писания, а также тексты йоги индуистского направления.

горловой замок, в котором подбородок, прижатый к верхней грудной кости, «запирает» поток праны в горле.

«бормотание», «ш ё пот».Йоговский и религиозный приём, состоящий в длительном непрерывном повторении мантры или божественного имени, ведущем к Освобождению.Джапа является одним из важнейших приёмов йоги .Слог ОМ, “изначальный звук” творения, как правило, не используется в технике непрерывной джапы , откуда двойной смысл его названия «неповторимый» ( a-japa ).

сокращённое от j ī v ā tman , «живое существо», обозначение Атмана в воплощенном и, следовательно, связанном состоянии.Но в своей сущности джива едина с Брахманом.

Посвящение; особый обряд, связывающий с учителем и дающий ключ к Знанию, которое посредством учителя выражается; посвящение может быть в мантру или в садхану.

«нарушение», «порча», «расстройство» (имеется в виду – телесно-умственного единства человека), одно из важнейших понятий аюрведы и хатха йоги .Существуют три разновидности: вата, питта и капха ( см).Примерно соответствуют трём принципам обмена — катаболизму, метаболизму и анаболизму.

«основа», «субстанция», в вайшешике и аюрведе

одно из возможных смысловых приближений к санскритскому Пуруша (см.)

одно из возможных, хотя и не вполне точных, соответствий санскритскому Атман .

«удержание», «установка» внимания, мысли.Шестая ступень йоги Патанджали, направленная на обучение сосредоточению ума на одном объекте ( ekagrat ā ) и предшествующая созерцанию.

дхарма ( dharma , м.)

«устав » , » порядок » , духовная основа мира, совокупность нравственных, общественных, религиозных установлений и правил, направляющих жизнь человека к Истине; нравственный и общественный долг и добродетели человека, поддерживающие мир в порядке.Одно из важнейших понятий индуизма и буддизма, но в буддизме дхармы ещё и составляющие элементы мира.

» стать » , » составляющее » .Одна из пяти составляющих вселенной (Пространство, Воздух, Огонь, Вода, Земля); в аюрведе одна из 7 составляющих тела , телесная ткань или вещество (жизненный сок, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг, сперма).

» отзвук » , » созвучие » .В йоге — форма, временная, преходящая, произносимая и пр., объятая Звуком — вечным, неизменным, непроизносимым, невыразимым и пр., который зовется ś abd a или spho a .

созерцание, техника, в той или иной степени известная всем учениям брахманизма, но имеющая особое значение в йоге , где она следует за отстранением чувств (ПРАТЬЯХАРА) и удержанием ума сосредоточенным на той или иной мысли, образе или предмете (ДХАРАНА).После это дхьяна становится почти непроизвольным направлением ума на избранный предмет.Совершенное созерцание не нуждается в «опоре» и ведет к Самадхи .

ЖИВАЯ ДУША, ЖИВОЕ СУЩЕСТВО

левый ток ( n a ī ) в тонком теле, управляющий мысленной энергией, лунная сила сознания ( читта шакти) .Его проявление – дыхание через левую ноздрю.Соответствует и связывается со слогом ha в слове hatha , луной, а также с Гангой и левой ноздр ё й.Обычно ей приписывают бледно-жёлтый цвет.

mukti или m ok a .Избавление, Освобождение (подразумевается: от цикла рождений) – высшая цель всех ортодоксальных даршан индуизма: достижение несвязанности Атмана с миром иллюзии ( m ā y ā ) .

бог-громовержец, царь богов в ригведийском пантеоне.

воспринимающие и действующие чувства человека

«Владыка», Высший Бог, в вишнуистской ветви индуизма — Вишну, в шиваистской — Шива.В ведантистской традиции Ишвара — это проявленный аспект Брахмана.

«желанное божество», избранное подвижником среди «33 миллионов» богов в качестве главного образа поклонения и сосредоточения

«сдержанность», «ограничение», «обуздание» и т.п.Первая ступень или член классической восьмичленной Йоги .Йога сутра называет “великим обетом” пять заповедей, имеющих не сколько запретительный, сколько пожелательный и положительный характер: доброта (невреждение), правдивость, нестяжание, бескорыстие и целомудрие.

отшельник (особенно в Южной Индии).

1) упряжь, ярмо; 2) система мышления и упражнения, имеющая целью «запрячь» (упражнять, обуздать) различные составные части личности и ведущая к единению личностного и вселенского сознания; 3) теория и практика йоги (ЙОГА ДАРШАНА), описанная Патанджали и последующими толкователями.

Божественный сон, в котором бог Вишну «грезит» мир.Созерцательная техника, воссозданная Свами Сатьянандой, на основе глубокого расслабления, включающее сознавание дыхания, мысленное касание точек тела ( ньясу ) и представление образов.

«тезисы» йоги , мнемотехнически сжатые фразы, связанные одна с другой по принципу непрерывной «нити» ( s ū tra ) , коими изложена классическая йога .Йога сутра — первый из известных текстов йоги .Датируется приблизительно II в.до н.э., но включает гораздо более древний материал.

приобщённый к йоге ; занимающийся йогой ; осуществивший йогу .

мера длины около 16 км.

Йони мудра ( yo ni mudr ā, ж .)

Под этим названием могут выступать два различных приёма.Один – когда сосредотачивающийся пальцами рук прикрывает «двери чувств», то есть глаза, уши, ноздри, рот.Делается для устранениявнешних восприятий и сосредоточения на внутреннем звуке нада. Это состояние уподобляется, на что намекает и название, пребыванию плода в утробе (йони) матери.Другой приём с таким названием занят управлением половой энергией и мышцами «лонной области», имеющий нечто общее с ваджроли мудрой.

Поэт; стихотворное произведение, поэтический рассказ.

«разъединение», «особое» или «обособленное» состояние, считающееся высшей целью Йоги , когда душа освобождена от всякой мирской привязанности.Отделенная от проявленной и изменчивой вселенной, она чиста, умиротворена и наслаждается вечным блаженством.

(букв.»Чёрная») Грозный образ жены Шивы.Обычно изображается как темнокожая, многорукая женщина, украшенная ожерельем из черепов и вооруженная жертвенным мечом.

Весьма длительный отрезок времени существования вселенной (4 320 млн.лет)

“трактат о (любовном) желании” Ватсьяяны (между I–VI вв.), пожалуй, первое в мировой культуре систематическое описание половых чувств , взаимоотношений и действий

«мокрота», «слизь», ( ś le ṣma ); одна из тр ё х дош, обменных сущностей в человеческом теле

«действие», «дело», «обряд», «удел».Представление о причинно-следственной связи: всякое совершённое действие оставляет следствие в виде заслуги или прегрешения.Сгущение этих следствий приводит существо к перевоплощению, но благие дела ведут человека к тому уровню, откуда он знанием может достичь Освобождения.

КОРНЕВОЙ или КОРЕННОЙ центр

«кожух», «оболочка», «облачение».Одно из пяти проявлений, областей или тел Атмана.

«Чёрный», имя воплощения, или нисхождения, ( avat ā ra ) Вишну.Изображается с кожей синего цвета.Является наставником героя Арджуны в дхарме и йоге.

«кубок», «горшок», «кубышка»; слово, уподобляющее грудную клетку наполняемому воздухом сосуду и используемое, чтобы отметить вторую стадию пранаямы — «удержание дыхания» (первая — пурака , наполнение легких дыханием, третья — речака , удаление воздуха).Прием задержки дыхания считается трудным, даже подвижническим, но он, как ясно видно из упанишад йоги , составляет истинный смысл пранайамы , ибо тем самым воздух, удерживаемый в это время в теле, разжигает Коренной (или Основной) Огонь ( m ū la agni ) и им пробуждает Кундалини .См.также ГХАТА.

в тантрийских учениях – «свё рнутая» божественная сила или энергия, которая у обычного человека пребывает в дремоте в основании туловища, как свернувшаяся кольцами змея.Йогин упражнениями направляет дыхание до Корневого Центра ( м уладхара ), разжигая там жизненный огонь, пробуждающий кундалини , и она, являющаяся не чем иным как Богиней, суженой Шивы, соединяется со своим божественным супругом.

«печать ( mudr ā ) небесной странницы» ( khecar ī ); язык подворачивается назад (при необходимости надрезается уздечка), пока не проникает в глотку, где собирает выделяющуюся с задней стороны неба амриту.Тем самым йогин достигает бессмертия.

Лайа йога ( laya yoga , м.)

Йога растворения (подразумевается — мысли, ума).Направленная на пробуждение Кундалини , эта йога под сильным влиянием тантры часто присоединяется к хатха йоге , дабы составить раджа йогу .

«мир», «область»; этот земной мир; также соподчиненно расположенные миры Вселенной: в Ригведе — Земля, Пространство, Небо, позднее дополненные ( махар лока, джана лока, тапо лока сатья лока и брахма лока ); многочисленные состояния бытия (человеческое, необычное, божественное) и места в человеческом теле, сосредоточение на которых вызывает соответствующее, преобладающее в этих мирах, состояние.

«марево», «магия», «иллюзия» — название божественной силы (в Ведах — Варуны, в индуизме — Вишну), творящей явления.Для е ё определения часто используются примеры оптических обманов: веревка, принимаемая за змею, перламутр — за серебро, круг, описываемый в воздухе горящей головней и т.п.

букв.»грязь», «нечистота», отходы, выделяемые при жизнедеятельности

ум, мысленная область человеческого сознания, мыслительный орган (мозг) и его деятельность (мысль ощущающая и рассудочная).

Рисуемое или изготавливаемое из разноцыетных материалов геометрическое изображение, символизирующее мироздание, которое служит средством сосредоточения и почитания божества.Мандалу в отличие от янтры можно использовать для почитания любого божества.

чакра ( cakra ), расположенная в области пупа.

особое «молитвенное изречение», или слог, имя божества, используемые в йоге и обрядности для достижения как мирских, так и духовных целей.Повторение мантры вызывает сосредоточение, успокоение и возвышение сознания.Само слово mantra производится из двух корней man + tra и толкуется как «орудие духа».Наиболее известна ведийская мантра гаятри (см.).

«мера», «размер», «количество» — единица времени, используемая для измерения времени дыхания.

«смертельные» или «уязвимые точки» в человеческом теле: место соединения двух или нескольких тканей или сосудов.Некоторые исследователи считают понятие о мармах в аюрведе предтечей китайской акупунктуры.

пять «великих сущностей» или стихий природы: пространство, воздух, огонь, вода и земля

МЕДИТАЦИЯ см.дхарана и дхьяна.

«Освобождение» – от господства обманного, причинно го, преходящего , от цикла перевоплощений, – высшая цель всех признанных индуизмом мировоззрений.См.также ИЗБАВЛЕНИЕ.

«печать» или «знак», особые жесты или положения тела, применяемые в йоге.Имеют не только символическое значение, но и мощное психофизиологическое действие.Они как бы запечатлевают и запечатывают в человеческом теле вселенскую энергию.Печати – это не асаны, ибо последние изменяют положение всего тела, тогда как мудры задействуют лишь некоторые части тела, например, руки, или язык, как в случае кхечари мудры (см.) , или половые органы, как в ваджроли мудре (см).Область действия мудр больше, чем у бандх (замков).

«Корневой» круг ( cakra ), расположенный в области ануса (в нижнем конце копчика).

«Корневой замок» .В определённой асане (сиддхасана, падмасана, мулабандхасана) при жим ают пятки к промежност и , сокращ ают и и напря гают е ё мышц ы, сосредоточ иваются на соответствующей точке и останавливают влияние праны, идущий из тазовой области , на сознание .

молчальник, мудрец, “победивший ум”, добившийся мысленного молчания.

«отзвук», «гул».В йоге это название внутреннего гула, производимого Основным Огнем, когда, разожженный дыханием, он становится гудящим пламенем.Название, данное шипению змееобразной Кундалини , поднимающейся по Сушумне .В шиваистской тантре — тонкий звук, производимый соединением Шива и Шакти таттв .

«ток» (тонкого тела).Нади в йоге — не артерии, не вены, как иногда переводят, но каналы, токи, которые проводят жизненные дыхания ( праны ) и вселенскую энергию (Кундалини).Три главных тока уподобляются священным рекам индуизма (Ганга, Ямуна и Сарасвати)

» пришедший ( ayana ) в смертных ( n ā ra )» — имя Господа (Вишну), который в качестве Атмана пребывает в сердце каждого существа.

аюрведийское лечение посредством введения лекарств через нос и ингаляций

«соблюдение», «обязанность»; следующая после yama ступень восьмичленной йоги.Положительные привычки и навыки самоуправления для успокоения ума и подготовки его к созерцанию; йога предлагает пять правил: чистота, удовлетворенность, усердие, изучение “своих” текстов, преданность избранному божеству ( i ta devat ā ).

одно из шести философско-религиозных мировоззрений Индии, делающая упор в познании на логику

«мощь».»крепость», одухотворяющая человеческое тело энергия, связующая его со вселенской энергией.Упоминается в Ригведе: Ты, риши, рождённый в глубокой древности, Единственный владыка всего, Повелевающий силой (посредством) оджаса! Р.8.6.41 и в Атхарваведе, 2.18, где Агни описывается как существующий оджас, и есть просьба дать оджас почитателю, и, например, в Бхагавадгите, 15.3.В аюрведе также та сила, что связывает плод с матерью, определяет силу иммунитета.

ОМ см.также пранава

священный слог-символ большинства индийских вероисповеданий.В ведизме начинавший или заключавший обрядовые действия, выделявший их особую важность или выражавший согласие (как «амен», «аминь» в христианстве).ОМ в санскрите образован тремя фонемами (гласные А, У, сливающиеся вместе в дифтонг О плюс носовой), которые продлеваются последующим резонансом, о котором в текстах Йоги говорится, что он превосходит три другие, как ЧЕТВЁРТОЕ СОСТОЯНИЕ (см.) – три других состояния сознания.

ОСВОБОЖДЕНИЕ см.мокша .

ОСНОВНОЙ или КОРНЕВОЙ ОГОНЬ

расположен в МУЛАДХАРЕ (или в её отверстии).Когда йогин доводит дыхание до этой области, этот жизненный Огонь «раздувается» и заставляет пробуждаться Кундалини .

Учёный, сведущий в Писаниях

падмасана ( padmāsana , м.):

«Лотосное ( padma ) сидение ( ā sana )»: туловище прямое, ноги скрещены, ступни помещаются подошвами вверх на бёдрах близ паха.

пять оздоровляющих или лечебных действий аюрведы : вамана, насья, виречана, басти, ракта мокша

«Горянка», одно из имё н Богини, олицетворения Природной Силы, шакти, супруги Шивы.

полулегендарный философ и грамматик; считается составителем Йога сутры, главного текста восьмичастной йоги

один из главных (правый) ток ( нади ) тонкого тела, управляющий силой праны ( пранашакти) .Связан с практическими сознанием и опытом.Сопоставляется с солнцем или солнечной силой, слогом ha хатха йоги, рекой Ямуной (притоком Ганги)., Представляется красным или жёлтым цветом.Слово употребляется как синоним правой ноздри.

ПИСАНИЕ см.веда и нагари

«жёлчь», одна из тр ё х дош, обменных нарушений в человеческом теле

в аюрведе – особое «проявление» действия того или иного продукта

Праматерия, Природа, проявленная и непроявленная; мир явлений, космическая энергия; в аюрведе – порода, прирождённые свойства тела и нрава человека

всеприсущая, в том числе и в теле, энергия, дыхание, жизнь.Также одна из пяти главных пран (дыханий) в теле.

(от pra + u ), Празвук, «презвучный», «продолжительный» священный слог ОМ, по Йога сутре Патанджали обозначающий и выражающий Ишвару.

«управление праной» или дыханием» (где “дыхание” понимается, скорее, как всесущая жизненная сила, энергия).В частности, управление дыханием, одна из важнейших частей йоги.Ритмизация, замедление до остановки (КУМБХАКА) хода дыхания.Четвёртая ступень восьмичастной йоги , следующая за освоением особых поз, пранайама считается совершенно необходимой в духовном развитии (особенно в учениях тантры о дыханиях).

ткани и функции тела, строящие и поддерживающие существование тела

отстранение чувств от влечения к внешнему, сокращение в сознании области ощущений и действий.Сравнивая йогина с черепахой, втягивающей голову и лапы внутрь своего панциря, тексты учат, что нужно отделиться от внешнего мира для сосредоточения своей мысли (ДХАРАНА) и созерцания (ДХЬЯНА).

букв.“старины”, индуистские тексты с многочисленными мифологическими сюжетами, предназначенные для донесения Истины людям, недопущеным или неспособным к изучению Вед

«наполнение» (подразумевается: лёгких), вдох, первая стадия пранаямы .

букв.«муж», «человек» (с оттенком – первосущий); “дух” (один из синонимов атмана и Брахмана ), сознательный принцип бытия в санкхье .

«царская» йога, в смысле царственная, высшая, превосходная и пр.В йоговских упанишадах фактически речь идёт о синтезе на основе хатха йоги , к которой присоединяются молитвенные упражнения ( джапа ), либо познава ние Безусловного ( джняна ) сосредоточением и созерцанием , либо (чаще всего) приёмы, унаследованные от тантры (растворение мысли, мано лайя ; пробуждение Кундалини и пр.).

кровопускание, один из способов аюрведийского лечения

1.“сок” “2.“вкус”. Первое понятие обозначает одну из семи составляющих тела, сопоставимую примерно с плазмой крови.Второе – собственно вкус: один из шести вкусов пищи.

«удаление» (подразумевается: воздуха, который вдохнули и удержали), третья и последняя стадия пранайамы.

сезонное поведение, т.е в зависимости от времен года

мудрецы, воспринявшие и собравшие Веды; позже – полусказочные великие мудрецы древности.

Бог ведийского пантеона, позднее слившийся с Шивой.

рудра грантхи , см.также грантхи :

«узел Шивы» в Аджня чакре , обозначающий привязанность к необычным силам и восторгам высших состояний сознания.

правильное распоряжение умом в аюрведе

«Выполнение», «осуществление», «способ» действий, ведущий к достижению цели йоги

подвижник, святой или посвятивший себя осуществлению истины ( sat) человек.

Почти буквальный перевод термина ātman .

самадхи ( samādhi , м.)

«свершение», «завершение», «совершенство», «самость».Конечное сверхсознательное состояние достижения и постижения самого себя; единство объекта и созерцающего; восьмая заключительная ступень йоги Патанджали.Достигается очищением и упорядочением умственной деятельности, достижением умиротворенности ( śānti ) и сосредоточением, в котором совершенная самопогружённость переходит в духовное обособление ( kaivalya ) от проявленного и изменчивого мира.Поэтому самадхи противоположно экстазу, так как в этом состоянии не «выходят из себя», но входят, достигая истинной самости, самостоятельности.

«зачаток», «задел», «заготовка», «образец», «задействие», «содействующее».В поле его значений — создание, устроение, установление, образование, влияние.Со времён Вивекананды понятие переводится на западные языки как «впечатление».Ауробиндо Гхош для уточнения передаёт значение двухсловно «воспроизводящиеся впечатления».Семя действия, непроизвольное «побуждение», которое определяет, обуславливает, ограничивает, программирует человеческий ум.Мыслеобразование или установка в человеческом уме, саморазвитие которого вызывает вполне определённое следствие и побуждает действовать соответственно.Самскары пребывают в уме в проявленном и непроявленном состоянии до тех пор, пока их не коснется и не пробудит к развёртыванию соответствующее действие — умственное или телесное.То есть самскары, будучи сами следами каких-то прошлых действий являются семенами или «заготовками» будущих.Проявленное состояние самскар — это память человека.

Вроде бы улавливается какое-то сходство между смысловым содержанием санскритского «самскара» и психологических терминов «стереотипы» и «комплексы».Если какое-то родство и есть, то не исключено, что идея о подсознательных побуждениях заимствована из индуизма или буддизма, тем более в XIX – XX вв.образованные люди Запада осваивали глубину и терминологию индийской культуры.Но смысл и содержание понятия»самскара» лишь частично захватывается и весьма урезано передается этой парой терминов, носящими только «медико-психоаналитический» и как правило, отрицательный оттенок.Самскары же — не только ограничивающие, сковывающие и ухудшающие ум мыслеобразования.Впечатления и установки могут быть, не только отрицательными, но и положительными, приятными и благоприятными.Самскарами называются также и индуистские обряды, благоприятствующие развитию человека, его воспитанию и самовоспитанию.

Рейтинг автора
Автор статьи
Денис Ястребов
Персональный коуч
Написано статей
115
Предыдущая статьяБиоэнергетический массаж обучение
Следующая статьяСколько весит царь колокол

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here