Холотропное дыхание майков

Рассмотрим подробнее тему: Холотропное дыхание майков - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
65

Холотропное дыхание майков

Пионер холотропного дыхания в СССР и России, Владимир Майков дает сущностное введение в холотропное дыхание.Холотропное дыхание — один из самых мощных методов самопознания, личностного роста и творческого раскрытия.

В 1960-х одни называли эту дыхательную практику прорывом в психологии, другие — альтернативой употреблению ЛСД.Сегодня техника признана в научных кругах как один из самых мощных видов психокоррекции.

Холотропное дыхание (Holotropic breathwork) — наиболее интенсивная техника из так называемой «большой тройки» психотерапевтических дыхательных методик, куда также входят ребёфинг и вайвейшн.Холотроп был разработан американским психотерапевтом-клиницистом Станиславом Грофом в 1962–1964 годах и стал ядром нового направления — трансперсональной психологии.

Холотропное дыхание — эффективный метод самоисследования и личностного роста.Метод разработан специально для исследования уникальных возможностей необычных состояний сознания.

Цель холотропного дыхания заключается не только в том, чтобы дать человеку возможность пережить трансперсональный опыт, который часто сравнивают с чередой очень ярких галлюцинаций.Главная задача холотропа — на время сеанса освободить сознание из рамок обыденной реальности, что в свою очередь приводит к запуску определенных механизмов самокоррекции организма.Иначе говоря, сеанс холотропного дыхания можно сравнить с известной поговоркой «Солдат спит — служба идет».В данном случае: холонавт дышит, а психика и соматика самостоятельно «устраняют неполадки», естественным образом стремясь к природной гармонии.Кроме того, трансперсональный опыт невероятно обогащает внутренний мир человека.Сказать, что он пробуждает творческое начало и в десятки раз расширяет диапазон эмоций – значит, не сказать практически ничего.Если послушать самих холонавтов, то почти все они сравнивают свой опыт с «генеральной уборкой сознания».Для многих из них первый сеанс холотропа оборачивается настоящим открытием, которое участники семинаров резюмирут примерно одинаково: «Я увидел, я почувствовал, и я осознал — мир намного масштабнее, увлекательнее, ярче и динамичнее, чем мы привыкли считать».

Холотропное дыхание эффективно при работе со стрессами, невротическими состояниями, пагубными привычками и зависимостями, психосоматическими и эмоциональными расстройствами, а также используется для поиска нестандартных решений и творческих прорывов.

Основная философская предпосылка холотропного дыхания состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей.Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго.Такое ложное отождествление ведет к не подлинному, не здоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы.

Холотропное дыхание содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания.Этот принцип сравнительно нов в западной психологии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в йоге, шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения.В такого рода работе, нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного.

Метод холотропного дыхания является наименее манипулятивным, поскольку терапевт и клиент не привносят своих ожиданий и концепций в содержание поднимающегося материала.Это является важнейшим принципом холотропного дыхания, и обеспечивает его преимущества по сравнению с другими методами.

На сегодняшний день среди российских трансперсональных психологов только трое имеют официальное разрешение самого Стена Грофа на проведение сеансов холотропного дыхания по его методу.Это Владимир Майков, Кристина Майкова и Светлана Дороганич.

Холотропное дыхание майков

Время начала семинаров 10-00.

РАСПИСАНИЕ

09.45-10.15 — Регистрация на семинар
10.15 -12.00 — Знакомство.Лекция.Инструктаж перед дыханием
12.00-15.00 — Сессия холотропного дыхания
15.00-16.00 — Перерыв на обед
16.00-19.00 — Сессия холотропного дыхания
19.00 -20.00 — Интеграция опыта: рисование мандал и групповое обсуждение

10.00-11.00 — Лекция
11.00-14.00 — Сессия холотропного дыхания
14.00-15.00 — Перерыв на обед
15.00-18.00 — Сессия холотропного дыхания
18.00 -19.00 — Интеграция опыта: рисование мандал и групповое обсуждение

Стоимость 2-х дневного семинара:

8000 рублей (по предоплате 1000 рублей на счет Яндекс-Деньги: 410011343934867)

9000 руб.в день семинара
Необходима предварительная регистрация.

Вы можете внести предоплату 1000 рублей, до четверга включительно, на «Яндекс.Деньги» через платежный терминал (кроме терминалов »QIWI» / КИВИ), а остальную сумму 7000 руб.оплатить в день семинара.

Кристина, тел.: +7 (925) 518-54-47, +7 (903) 504-04-05

Электронные письма: [email protected]

Место проведения в Москве:

Студия йоги и практик «Исток»

Ведущие:
Владимир Майков
— кандидат философских наук, с.н.с.Института философии РАН
— зав.кафедрой трансперсональной психологии Московского института психоанализа
— Президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии
— член Президиума EUROTAS
— главный редактор серии «Тексты трансперсональной психологии»
— основоположник холотропного дыхания в России
— сертифицированный специалист по процессуальной работе
— сертифицированный психотерапевт Всемирного совета по психотерапии, Европейской ассоциации психотерапии

— сертифицированный трансперсональный психотерапевт Европейского Реестра EUROTAS

Кристина Майкова
— кандидат психологических наук
— клинический психолог
— сертифицированный ведущий холотропного дыхания
— сертифицированный специалист Центра по процессуальной работе в Портленде
— сертифицированный трансперсональный психотерапевт Европейского Реестра EUROTAS

Расписание двух — и трех-дневных семинаров в 2018 году:

В программе: теоретическое введение, сессии холотропного дыхания, пневмосинтеза, практики инструментов эволюции и изначальной терапии, интеграция опыта.

6-7 января, Вильнюс, «Гений в каждом из нас: скрытые ресурсы для бизнеса и самореализации», Янина Джяутене, +37062077888, [email protected]

13-14 января, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: холотропное дыхание как эволюционная практика, Студия йоги и практик «Исток»

20-21 января, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Безумие и творчество – как раскрыть свои возможности? Студия йоги и практик «Исток»

22 января — 8 февраля, Мексика, III Глобальный трансперсональный симпозиум и 10-дневное путешествие по дорогам Карлоса Кастанеды

10-11 февраля, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: развитие себя, Студия йоги и практик «Исток»

10-11 марта, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: развитие отношений, Студия йоги и практик «Исток»

16-18 марта, Казань, 10-й модуль Сертификационной программы по пневмосинтезу ΠΣ, изначальной терапии и инструментам эволюции: Дыхание “Синестезия”, Тел.: +7 (917) 229 97 71, vk.com/mars_sary, www.integrokazan.ru, Электронные письма: [email protected]

31 марта — 1 апреля, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: развитие мира, Студия йоги и практик «Исток»

6-8 апреля, Краснодар, 8-й модуль Сертификационной программы по пневмосинтезу ΠΣ, изначальной терапии и инструментам эволюции: Сам себе психотерапевт: Работа со стрессом и жизненными затруднениями, Ирина +7 (906)435-89-07 [email protected]

14-15 апреля, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: практики бесконечности, как то, что делает нас людьми, Студия йоги и практик «Исток»

19-22 апреля, Симпозиум Фрайбургского Института Сознания и Психотерапии в Барселоне «Overcoming Limitations: Integral Evolutionary Perspectives»

28-29 апреля, Рига, Холотропное дыхание как эволюционная практика, семинар в Латвийском трансперсональном институте, Ингрида, [email protected], т.+371 2 952 85 91

5-6 мая, Вильнюс, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.«Изначальная психотерапия: доевние практики заботы о душе», Янина Джяутене, +37062077888, [email protected]

19-20 мая, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: серединный путь, Студия йоги и практик «Исток»

16-17 июня, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: работа с катализаторами эволюции 1, Студия йоги и практик «Исток»

14-15 июля, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Дыхание, — ключ к здоровью и развитию, Студия йоги и практик «Исток»

5-6 августа, Вильнюс, Литва, Дыхание: путь к здоровью и развитию, Янина Джяутене, +37062077888, [email protected]

17 – 19 августа, Краснодар, 9-й модуль Сертификационной программы по пневмосинтезу ΠΣ, изначальной терапии и инструментам эволюции: Дыхание и музыка: работа со звуком, Ирина +7 (906)435-89-07 [email protected], Евгений, +7 902 408 57 90, [email protected]
25-26 августа, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: жизнь как эволюционная практика, Студия йоги и практик «Исток»

1-11 сентября, Китай, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции, изначальная психотерапия, Чженчжоу

17-25 сентября, Санкт-Петербург, XIX Конференция Европейской Трансперсональной Ассоциации (EUROTAS) «Инструменты Эволюции: знания и практики, которые делают нас реальными», www.eurotas2018.com

29-30 сентября 2018, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Эволюционный коучинг: скрытые ресурсы для бизнеса и самореализации, Студия йоги и практик «Исток»

6-7 октября 2018, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: изначальная психотерапия — древние практики заботы о душе, Студия йоги и практик «Исток»

3-4 ноября 2018, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: Шаманизм и жизнь в мегаполисе , Студия йоги и практик «Исток»

24-25 ноября 2018, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: «формула счастья» , Студия йоги и практик «Исток»

8-9 декабря 2018, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Инструменты эволюции: жизнь как путешествие героя, Студия йоги и практик «Исток»

22-23 декабря 2018, Практики холотропного дыхания и пневмосинтеза ΠΣ.Эволюционный коучинг: духовность и бизнес (поля, ресурсы, принципы), Студия йоги и практик «Исток»

Холотропное дыхание майков

Знающие люди говорят об этом человеке так: «Хочешь пережить то, что описал в своих книгах Кастанеда, иди на холотроп к Майкову».

Владимир Майков — человек в мире современной психологии весьма неординарный: кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии, главный редактор серии книг о трансперсональной психологии, а также автор некоторых из них, организатор примерно 200 семинаров по холотропному дыханию и трансперсональной психотерапии, сертифицированный терапевт Европейской ассоциации психотерапии.

Увлечение трансперсональной психологией пришло к Майкову еще в студенческую бытность: в самом начале 1980-х у него состоялось «эпохальное», как говорит сам Майков, знакомство с московским подпольным трансперсональным кружком «Контекст».Члены клуба активно практиковали мало кому известные и доступные в СССР в те годы духовные практики: йогу, глубинные медитации, шаманизм, цигун, тайцзи, дзэн-буддизм и прочие.Очень быстро Майков стал завсегдатаем кружка и серьезно увлекся изучением темы интегрального развития личности, в частности идеями американского трансперсонального психолога Станислава Грофа, который позже стал Владимиру учителем и другом.

Майков надеялся найти ответы на волновавшие его вопросы: что представляет собой человек, как развить в себе творческое начало, есть ли предел для актуализации внутренних ресурсов человека, в чем предназначение человеческого безумия и какова его истинная природа.

Получить ответы Майкову помогло неожиданное знакомство.В неформальной обстановке ему удалось пообщаться с профессором психологии, руководителем Всероссийского центра психоэндокринологии Ароном Исааковичем Белкиным, который в начале 1980-х умудрялся проводить первые в СССР операции по перемене пола, одновременно являясь кулуарным психологом — консультантом членов советского политбюро и их семей.Майков рассказал Белкину о тезисах трансперсональной психологии, о Грофе и его методике холотропного дыхания, и смог настолько сильно увлечь профессора, что, оказавшись в США, Белкин при первом случае решил испытать на себе метод холотропного дыхания.«Володя, это фундаментально,— кричал он по телефону Майкову, как только вернулся на родину.— По силе эмоций это похоже на оргазм! Мы должны организовать семинары Грофа здесь, в России!»

Сказано — сделано! Именно благодаря протекции Белкина в апреле 1989 года Станиславу Грофу, который в те годы формально еще оставался чешским диссидентом, и его жене Кристине удалось беспрепятственно прилететь в Союз, провести несколько успешных семинаров по холотропу и без скандала вылететь обратно в США.На тех семинарах Майков впервые встретился со своим закордонным учителем.С этого момента, как признается Майков, он стал заядлым «грофоманом», сторонником работы с «необычными», измененными состояниями человеческого сознания.В 1990–1993 годах Майков обучался у Станислава и Кристины Гроф, после чего был признан первым русским сертифицированным преподавателем метода холотропного дыхания и трансперсональной психологии.
Нынешняя деятельность Владимира Валериановича так разнообразна и насыщена, что остается только гадать, как он находит время еще и для частного консультирования.Он преподает в Институте философии и МГУ, обучает новых специалистов в области трансперсональной психологии, проводит массу семинаров и читает лекции, является организатором международных конференций, издает книги (купить которые можно в магазинецентра «Открытый мир», в магазинах «Белые облака», «Путь к себе» и других).

По странному совпадению супругу Владимира Майкова зовут так же, как и жену Грофа,— Кристина.Кристина Майкова — хрупкая, очаровательная, очень деликатная в общении женщина — самый действенный и ближайший помощник Владимира, к тому же сама клинический психолог по образованию.Семинары по холотропуони, как правило, проводят вместе.«Владимир Майков необыкновенно ресурсный человек,— говорит Алексей, один из постоянных участников семинаров.— Немногословный и всегда спокойный, но при этом успевает проделывать титанический объем работы в режиме нон-стоп.Конечно, в этом есть заслуга Кристины.У них сложился не только красивый любовный союз, но и успешный профессиональный тандем».

С 1995 года и по сей день Владимир Майков является членом Европейской трансперсональной ассоциации и постоянным делегатом от России на ежегодных международных конференциях.Кроме того, именно он является инициатором и организатором приездов Станислава Грофа в Россию.

Холотропное дыхание в России Владимир Майков и другие

Холотропное дыхание в России

Владимир Майков и другие

Процитирую книгу «Трансперсональная психология: Истоки, история и современное состояние», написанную В.Майковым в соавторстве с В.Козловым:

«Первая» книга по трансперсональной психологии в России, авторы В.Майков, В.Козлов, издательство «АСТ», 2004

Учебник по трансперсональной психологии, автор В.В.Козлов, хорошо переработанная книга 2004 года, в соавторстве с В.Майковым

«В конце 1988 года В.Майков впервые провел в СССР официальный трехдневный семинар по холотропному дыханию во Всесоюзном центре проф.А.М.Белкина и позднее в этом году доложил о результатах семинара на советско-американском симпозиуме по резервным возможностям организма.Присутствовавший на симпозиуме М.Мерфи поддержал идею визита в СССР С.и К.Грофов, которые приехали сюда в пасхальные дни 1989 года.Приезд супругов Гроф, которые прочитали в Москве лекцию о целительных возможностях необычных состояний сознания и провели трехдневный семинар по холотропному дыханию, стимулировал новый виток интереса к трансперсональной психологии.Вскоре в Академии наук СССР ограниченными тиражами в 500 экз.были опубликованы две пионерские работы С.Грофа, известные ранее по самиздату: „Области человеческого бессознательного“ и „Человек перед лицом смерти“» 26.

Владимир Майков – основоположник холотропного дыхания в России

В.В.Козлов – доктор психологических наук.Под его руководством защищаются многие диссертации по трансперсональной психологии

Собственно говоря, вот с этого началось широкомасштабное распространение холотропного дыхания в России.На одной из конференций Владимир Майков сообщил, что когда он был учеником Грофа, то сам создатель холотропного дыхания не брал с него денег или брал чисто символически.Однако после того как Майков получил сертификат по холотропному дыханию, он превратил этот метод в настоящий бизнес, что положило начало той лжи, о которой я хотел бы рассказать.Однако давайте по порядку.

Письмо к Минздравсоцразвития по поводу того, что холотропное дыхание якобы является официальной терапевтической техникой в России.

Трансперсональный проект

631 запись

Друзья, 25.03 в 19.00 проведу для вас прямой эфир на тему»Жизнь как эволюционная практика».

По традиции проведу его в группе в Фб

Подписывайтесь и присоединяйтесь

Выгода конфликта в пневмосинтезе

Мы не замыкаемся в рамках одной методики.Мы исследуем, что было наработано человечеством за многие столетия, тысячелетия, а также то, что наработано совсем недавно, в 20 и 21 веке, и развиваем то, что есть.Показать полностью…

Методика пневмосинтеза не связана ни с какими торговыми марками.С одной стороны, плюс торговой марки на психотехнику в том, что она позволяет держать чистоту линии, метода.Но с другой стороны, стагнирует метод, метод может не развиваться внутри определенных рамок.А мы получаем возможность развивать те методы, что уже существуют.И естественно, что развитие метода – это проникновение в зону конфликта.Когда мы исследуем новые грани метода, новые грани способа самоисследования, трансформации, мы оказываемся в ситуации полемики с коллегами.Открывая что-то новое, мы сталкиваемся с множеством спорных моментов.

Но любой спор, конфликт, как говорил автор процессуального подхода Арнольд Минделл, – это бессознательное стремление к интеграции.Это стремление к объединению конфликтующих сторон, когда конфликтующие стороны объединяются, когда решается задача конфликта и высвобождается некий потенциал.Энергия, которая была затрачена на конфликт, высвобождается и превращается в ресурсное состояние.Так что, любая зона роста, она же зона конфликта, – это пространство новых возможностей, новых ресурсов.
Поэтому мы не конфликтуем, хотя порой наша позиция заявляется достаточно четко.Мы стараемся найти формулу объединения, и основания для этого есть.Сначала надо избавиться от идеи исключительности или превосходства какой-то дыхательной практики над всеми остальными.Ни одна практика не является панацеей.

Сколько мифов порождено вокруг различных методов дыхания.И результат – взаимная критика, непонимание, перевод общего пространства работы с дыханием не в конструктивное поддерживающее взаимно развивающее поле, а в поле конфронтации, конфликтов.Мы исходим из того, что каждый метод, раз уж с ним связана сложившаяся практика и традиция, идеален для определенной ситуации, обстоятельств.И то, что можно сделать в вайвейшн, никогда не сделаешь в холотропном дыхании.Потому что для дыхания вайвейшн достаточно пяти минут, и ты уже можешь многое сделать, решить локальные проблемы.Но для холотропного дыхания нужно минимум 3 часа времени и специфическое пространство.Далеко не у каждого есть такого рода ресурсы.

Наше понимание трансперсонального дыхания

Под трансперсональным дыханием, или другое его название пневмосинтез, понимается объединение всего лучшего, что существует в различных дыхательных технологиях.Показать полностью… С одной стороны, мы объединяем, а с другой стороны, мы развиваем то, что есть.И человек, который обучается пневмосинтезу, осваивает всё, что является сейчас основными дыхательными техниками – холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн, техники свободного дыхания, контекстуальные дыхательные и телесно-дыхательные практики.

Также человек, изучающий пневмосинтез, должен ознакомиться с основными архаичными технологиями – пранаямой, суфийским дыханием и другими техниками, которые использовались с незапамятных времен в различных духовных традициях.Потому что когда мы говорим о современных дыхательных технологиях, имеет смысл посмотреть на то, что было в стародавние времена, какие техники доступа к сакральным измерениям бытия существовали в тех или иных духовных традициях – шаманизме, йогических практиках, практиках воинских искусств.

Никакое воинское искусство не может существовать без упражнений, связанных с дыханием, без работы с внутренними энергиями, без наработки навыка управления состояниями.

В чем секрет психотерапии и заключение в цикле об истоках психотерапии

Изначальная психотерапия или древние практики заботы о душе в сравнении с академической или традиционной психотерапией не есть что-то, что было кем-то создано или изобретено.Показать полностью… Я тоже не являюсь создателем этих методов, я просто систематизировал их.Эти методы и практики – результат естественного отбора на протяжении тысячелетий, когда приживалось и передавалось то, что действительно работает.Древние методы заботы о душе не претендуют на то, что они каким-то образом изменяют существующие методы или школы психотерапии.Они просто придают современной психотерапии дополнительные возможности для развития и понимания.Применяя их современным образом соответственно ситуации, мы можем использовать их для работы со всем спектром человеческих проблем.

Исследования обнаружили, что психотерапия успешна, главным образом, не благодаря личности психотерапевта, длительности лечения или виду психотерапии (телесной, юнгианской, экзистенциальной, трансперсональной и т.д.), а благодаря той связи с глубиной самого клиента и невербальным присутствием, которое может возникнуть в терапевтическом процессе.Поэтому мы все можем стать своими собственными психотерапевтами, следуя той линии, которую наметили Дж.Рейнуотер и Ю.Джендлин.

Шаманская психотерапия – несомненная реальность, потому что невозможно подавить или отбросить 50 000 лет человеческой истории.Языческая психотерапия – это тоже несколько тысяч лет нашей истории, и ее нельзя отменить никакими последующими веками “охоты на ведьм”.Православную психотерапию не может отменить материалистический капитализм или коммунизм….
Множественного субъекта в каждом из нас не может отменить никакая монотеистическая религия.Так или иначе языческая психотерапия будет происходить либо в форме “Властелина колец” – общепланетного кельтского ренессанса, либо в форме паломничества в заповедник политеизма – Индию, либо в форме славянского неоязычества, либо в форме общеевропейского преодоления монотеизма, каким является постмодернизм.В любом случае, целостность нашей жизни и истории хочет быть выраженной и признанной.

12 древних практик заботы о душе лежат в основе современной психотерапии.Каждый успешный психотерапевт, знает он это или нет, интуитивно мастерски использует от одного до нескольких видов изначальной психотерапии.Самое главное – применять их современным образом и в соответствии с обстоятельствами – многомерным и многоуровневым устройством нашей жизни.
12 видов изначальной психотерапии – древних практик заботы о душе
1.Шаманская психотерапия: восстановление связи с природой, племенем и духами.
2.Славянская (языческая) психотерапия: восстановление связи с культурой, обществом и богами.
3.Психотерапия как благо (расслабление, счастье, «все хорошо» и т.д.) – Анна Симкин, Кунтузампо, Лонгченпа.
4.Психотерапия как героизм и “путешествие героя” – Дж.Кемпбелл, Дж.Лукас, В.Майков.
5.Психотерапия как исцеление и целостность – Адвайта, русская философия всеединства, С.Гроф, К.Уилбер
6.Пневмосинтез: психотерапия дыханием – объединенный серединный путь дыхательных практик – С.Гроф, Дж.Леонард, В.Майков, Г.Карельский.

Подход Станислава Грофа

Ключевое для холотропного подхода С.Грофа представление о «следовании внутреннему целителю» само по себе является универсальным и присуще в той или иной форме многим традициям.Показать полностью… В мировых религиях мы можем найти многочисленные примеры упования на высшее и следования ему.«Дай мне всецело предаться воле Твоей» – говориться в самом начале молитвы Оптинских старцев.Даосы следовали дао, мусульмане – «воле Аллаха».Фрейд следовал сновидениям, и из этого родился проект первой европейской глубинной психологии – психоанализ.Юнг следовал бессознательному – и через семь лет такого преданного следования возникла аналитическая психология.Гроф следует целому – холотропному – как когда-то следовали целому и единому в милетской школе первые европейские философы.

Но холотропной парадигме Грофа не хватает философской обоснованности, потому что он не переосмыслил всех предшествующих главных путей работы с единым и целым.А это и милетская школа, Плотин, традиция адвайта-веданта, недвойственные практики Тибета, такие как дзогчен, интегральная веданта Шри Ауробиндо, русскаяя философия всеединства В.Соловьева, интегральный подход Кена Уилбера и многое другое.

А без такой работы идея внутреннего целителя – будучи верной, остается ограниченной.Потому что в наше время рекомендации о том, что нужно верить во внутреннего целителя или довериться ему – это для большинства людей то же самое, что советы пастора или религиозного деятеля, наподобие «Умом Россию не понять, в Россию можно только верить».«Только верить,» – значит отрицать достижения и возможности современной науки и культуры.

Но если в ходе человеческой истории сформировались 12 фундаментальных практик заботы о душе, которые передавались из поколения в поколение до нашего времени, то именно они и составляют основу того, что называется современной психотерапией, и именно они составляют ядро того, что можно было бы назвать «внутренним целителем» и его деятельностью.Резюмируя, отмечу:

1.В своей основе идея “внутреннего целителя” верна, но несовременна: она указывает на правильное направление, но не учитывает всю сложность современной ситуации.

2.Совершенно верно, что “пути исцеления неисповедимы, как и пути Господне”.

3.Но, если “внутренний целитель” находится за пределами слов и понятий, то как мы можем найти его и довериться ему?

4.Холотропное видение “внутреннего целителя” ограничено Европейским антропоморфным монотеистическим контекстом и не чувствительно к существованию 15 типов Субъекта во всех нас.

5.12 видов изначальной терапии дают нам конкретное знания того, как работать с напряжениями и проблемами.

6.Изучив эти конкретные методы, мы можем ЗНАТЬ, как работает внутреннее исцеление и мастерски его использовать, в противоположность СЛЕПОЙ ВЕРЕ.

Холотропный подход останавливается на уровне веры, но существует возможность развития дальше в сторону знания.Никакая теория не ограничивает возможности проявления бесконечных и внутренних целительных механизмов (которые Гроф называет внутренним целителем), но при этом возможны некоторые промежуточные модели, основанием для которых является исследование мирового опыта исцеления души и заботы о ней.Это знание дает нам возможность упражняться в различных методах изначальной психотерапии, совершенствовать их и применять в работе со своими клиентами.Поэтому, если раньше, не изучая изначальную психотерапию, мы были вынуждены просто верить во внутреннего целителя, то теперь, когда мы знаем 12 видов изначальной психотерапии, у нас уже есть чувство уверенности, основанное на знании, опыте и практике в этой области.

Холотроп у Владимира Майкова

Однодневный холотропный семинар (по Грофу) под руководством Владимира Майкова проводится раз в месяц, как правило, на площадке центра интегрального развития «Открытый мир».В девяти случаев из десяти «правой рукой» Майкова на этих мероприятиях выступает его жена — Кристина.Она тоже трансперсональный психолог, знающий и опытный специалист.

Первый этап группового занятия — круговое общение.49 моих соучастников по очереди представились группе, и те из них, кто пришел на семинар к Майкову уже не первый раз, вкратце описали предыдущий опыт: кто-то пришел за очередным «прорывом» на пути самопознания, а кто-то — за острыми ощущениями или под влиянием моды.Как те две очаровательные девицы, что щебетали дуэтом: «Мы вообще с удовольствием вписываемся в любой кипеш, кроме голодовки: ходим и на, и на , там всякие, и на холотропе уже четвертый раз.На Западе эта практика давно популярна, например владельцы Google, Intel, Apple — они же все холонавты!»

Второй шаг — лекция.Майков рассказал о главных этапах в развитии , о своем учителе — основателе метода холотропного дыхания , а также дал несложные инструкции тем, кто пришел на занятие впервые.После этого нам было предложено объединиться в пары.

Моим партнером оказался молодой человек Слава, как выяснилось позже, не только дипломированный инженер по ракетостроению, но и большой поклонник велнеса, вегетарианец, адепт с пятилетним стажем, завсегдатай холотропных сеансов и подмосковных семинаров по випассане.Пары расположились по залу, расстелили маты, заботливо разложили «про запас» одеяла и пуфы.Майков по одной стороне зала открыл окна и наглухо опустил шторы — стало прохладно, сумеречно и тихо.Я легла на спину, Слава устроился на расстоянии вытянутой руки и подмигнул: «Не бойся, дружочек, у тебя все получится».

Получилось — не то слово.Минуты через две после начала ритмичного дыхания (основы холотропных сеансов) под аккомпанемент грохочущей трансовой музыки я уже точно знала, что чувствовали Белка и Стрелка, сосланные с поверхности Земли в далекий космос.Конечности мгновенно «омертвели», запястья и шею стянуло невидимыми ремнями.Правда, никакой боли не было — все телесные ощущения воспринимались только как констатация факта.Зато в сознании происходили чудеса: я летела с головокружительной скоростью в бесконечную воронку, стенки которой пестрели, словно китайский калейдоскоп.Время от времени «полет» выравнивался, и тогда возникало ощущение бесконечного теплого пространства, будто паришь в воздушном потоке, и, вместе с ним, головокружительное, щемящее чувство свободы.

Спустя два часа после своего первого холотропного вздоха я очнулась в пустом зале — лежа на животе и заботливо укрытая одеялом.Рядом, как верный пес, сидел мой обаятельный ситтер и что-то негромко напевал.Оказалось, что вся группа уже закончила занятие и переместилась в соседний зал — для чаепития и рисования .Я встала на ноги.Голова кружилась, некоторое время я чувствовала себя точь-в-точь как любимая героиня Кэрролла, которая уменьшилась вдвое, съев кусочек от психоделического гриба и пролетев километры в недрах кроличьей норы.

Специалисты по холотропу убеждены, что дыхательные сессии — это прекрасная возможность активировать ресурсы, скрытые внутри нас самих.Человеческий организм, считают они, имеет внушительный потенциал для самокоррекции, как на телесном уровне, так и в области сознания.По мнению сторонников трансперсональной психологии, именно в состоянии измененного сознания, которое достигается во время холотропной сессии, этот потенциал «просыпается» и «приходит в движение».

Пять лет назад, поскользнувшись на беговой дорожке, я сломала левое запястье и с тех пор иногда ощущала в этом месте сильную ноющую боль.Вы уже догадались? Все верно: после холотропной сессии неприятные ощущения в сломанном суставе исчезли.Как это произошло и почему.Пока не знаю.Но надеюсь найти ответ на этот вопрос в книгах Станислава Грофа, автора холотропа.

Майков Владимир

Знающие люди говорят об этом человеке так: «Хочешь пережить то, что описал в своих книгах Кастанеда, иди на холотроп к Майкову».

Владимир Майков — человек в мире современной психологии весьма неординарный: кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии, главный редактор серии книг о трансперсональной психологии , а также автор некоторых из них, организатор примерно 200 семинаров по холотропному дыханию и трансперсональной психотерапии, сертифицированный терапевт Европейской ассоциации психотерапии.

Увлечение трансперсональной психологией пришло к Майкову еще в студенческую бытность: в самом начале 1980-х у него состоялось «эпохальное», как говорит сам Майков, знакомство с московским подпольным трансперсональным кружком «Контекст».Члены клуба активно практиковали мало кому известные и доступные в СССР в те годы духовные практики: йогу , глубинные медитации , шаманизм, цигун , тайцзи , дзэн-буддизм и прочие.Очень быстро Майков стал завсегдатаем кружка и серьезно увлекся изучением темы интегрального развития личности, в частности идеями американского трансперсонального психолога Станислава Грофа , который позже стал Владимиру учителем и другом.

Майков надеялся найти ответы на волновавшие его вопросы: что представляет собой человек, как развить в себе творческое начало, есть ли предел для актуализации внутренних ресурсов человека, в чем предназначение человеческого безумия и какова его истинная природа.

Получить ответы Майкову помогло неожиданное знакомство.В неформальной обстановке ему удалось пообщаться с профессором психологии, руководителем Всероссийского центра психоэндокринологии Ароном Исааковичем Белкиным, который в начале 1980-х умудрялся проводить первые в СССР операции по перемене пола, одновременно являясь кулуарным психологом — консультантом членов советского политбюро и их семей.Майков рассказал Белкину о тезисах трансперсональной психологии, о Грофе и его методике холотропного дыхания, и смог настолько сильно увлечь профессора, что, оказавшись в США, Белкин при первом случае решил испытать на себе метод холотропного дыхания.«Володя, это фундаментально,— кричал он по телефону Майкову, как только вернулся на родину.— По силе эмоций это похоже на оргазм! Мы должны организовать семинары Грофа здесь, в России!»

Нынешняя деятельность Владимира Валериановича так разнообразна и насыщена, что остается только гадать, как он находит время еще и для частного консультирования.Он преподает в Институте философии и МГУ, обучает новых специалистов в области трансперсональной психологии, проводит массу семинаров и читает лекции, является организатором международных конференций, издает книги (купить которые можно в магазине центра «Открытый мир», в магазинах «Белые облака», «Путь к себе» и других).

По странному совпадению супругу Владимира Майкова зовут так же, как и жену Грофа,— Кристина.Кристина Майкова — хрупкая, очаровательная, очень деликатная в общении женщина — самый действенный и ближайший помощник Владимира, к тому же сама клинический психолог по образованию.Семинары по холотропу они, как правило, проводят вместе.«Владимир Майков необыкновенно ресурсный человек,— говорит Алексей, один из постоянных участников семинаров.— Немногословный и всегда спокойный, но при этом успевает проделывать титанический объем работы в режиме нон-стоп.Конечно, в этом есть заслуга Кристины.У них сложился не только красивый любовный союз, но и успешный профессиональный тандем».

С 1995 года и по сей день Владимир Майков является членом Европейской трансперсональной ассоциации и постоянным делегатом от России на ежегодных международных конференциях.Кроме того, именно он является инициатором и организатором приездов Станислава Грофа в Россию.

Владимир Майков: «Эго — это редактор реальности» (интерьвью)

— Владимир, расскажите немного о своем жизненном пути, как вы познакомились с Грофом, чем вы тогда занимались? Источник — Эзотерика.Живое Знание

— Со Станиславом Грофом я познакомился лично в 89 году, когда он приехал в пасхальные апрельские дни с женой Кристиной в Москву во Всесоюзный центр психоэндокринологии, которым заведовал профессор Арон Исаакович Белкин, один из старейших психоаналитиков России.То был третий визит Грофа в Россию.Этой встрече предшествовало заочное знакомство.В ноябре 80 года, будучи аспирантом Института философии АН ССР, я познакомился с московским трансперсональным подпольем (именно в форме подполья существовал в то время трансперсональный кружок переводчиков и практиков “Контекст” ).Его неформальный лидер Виталий Николаевич Михейкин со своей женой Еленой Ивановной Антоновой перевели первую книгу Грофа “Области человеческого бессознательного”.Я эту книгу прочитал запоем и некоторое время пребывал в шоке.Я уже изучал восточную философию, йогу, прочитал почти всего переведенного на русский Фрейда.Но мне не хватало главного, целостной картины, которая показывала бы место человека во всем проявлении космоса-сознания.Объяснения природы человека из всей усвоенной философской литературы, из книг Фрейда я так и не получил.

Гроф показал, какие преграды стоят между человеком и тем, кем он может стать.Как работают глубинные импринтинги перинатальных матриц, физического рождения, раннего детства, которые, как непрозрачный слой, окутывают нас, опосредуя наш контакт с миром.Только через него мы и способны воспринимать мир, будучи уже взрослыми людьми.Как ткется «редактор реальности», какие ограничения он накладывает на наше восприятие, где, на какой глубине все это завязано, и как это можно распутать? Книгу Грофа я прочитал не отрываясь, был взбудоражен и возбужден.У меня стало все заново укладываться.Я считаю, что даже если бы Гроф не создал ничего другого кроме этой книги, содержащую картографию расширенного сознания, это уже было бы огромным вкладом в познание человека.

Гроф показал, что то, что раньше было уделом гениев, изобретателей, учредителей новых религий, реформаторов, то есть – великих – оказалось доступно каждому из нас.Достаточно снять ограничения, устанавливаемые нашим умом, разобраться с работой «редактора реальности».

На это может уйти много времени, но, тем не менее, Грофом была показана глубина проблемы, и ее демократичность идеи: каждый это может, настолько глубоко, насколько он мотивирован в работе с этим материалом, насколько он принимает ответственность за свое развитие.

Затем была встреча с А.И.Белкиным.К нему меня привел Яков Маршак, который тогда работал у Белкина.Яков закончил мехмат МГУ, затем медицинский институт, стал великолепным экспериментатором, он и познакомил Белкина с трансперсональной темой.Белкин очень увлекся этими идеями.Он был тончайшим психологом, работал в деликатнейшей сфере перемены пола – мальчиков делал девочками, девочек – мальчиками, по медицинским и психологическим показаниям.В начале 88 года Белкин был в США на конференции и попал на сессию холотропного дыхания.Вернувшись, он вызвал меня, и сказал: “Володя, ты не представляешь! Целый зал, двести человек, музыка великолепная, люди в таком экстазе, выходят – просветленными.Это… (он подыскивал слово) это как оргазм”.

До этого мы проводили сессии и с Яковом, и с другими друзьями, по книгам Грофа.Я подготовился за два месяца, и провел сессию у Белкина, на Арбате 25.Присутствовали двое профессоров-психиатров, всего 40 участников.Мы наблюдали ряд удивительных событий из области психосоматики и психологии.

Я доложил о результатах этого эксперимента на проходившей летом 88 года советско-эсаленской конференции по резервным возможностям человека.Институт Эсален это то самое место, в котором работали Фритц Перлз, Карл Роджерс, Станислав Гроф, Джозеф Кемпбелл и многие другие новаторы современной психологии, психотерапии и гуманитарного знания.Я получил приглашение Майкла Мерфи встретиться за обедом в «Национале», и, помню, он полушутя-полусерьезно сказал, что хорошо бы все горбачевское Политбюро провести через сеанс холотропного дыхания, вот тогда бы они в действительности узнали, что именно означает “перестройка” и “гласность”.

Шутки шутками, но Майкл действительно заинтересовался идеей привезти Стэна Грофа в Россию.Приехать Грофу было нелегко, он хоть до этого и бывал в России в 62 и 65 году в институте Бехтерева, но после того, как в 68 году не вернулся из США в Чехословакию, для Советского лагеря он стал невъездным.

Белкин смог организовать его приезд, и тогда я познакомился с Грофом воочию.Я понял, насколько много ошибок сделал, учась только по книгам.Получил приглашение, и с 90-го по 93-й год учился на трансперсональных семинарах Грофа, по программе Grof Transpersonal Training.

— Что сейчас происходит в Эсалене?

— Я только что был там, на семинаре по интегральным преобразующим практикам, который проводил соавтор Майкла Мерфи Джордж Леонард.Все там по-прежнему, дорога, скалистый обрыв с видом на Тихий океан.Там горячие сероводородные источники.Знаменитый на весь мир особенный, интегрирующий массаж.Эсален и сегодня – один из ведущий в мире центров развития человека.

— Как бы вы определили область трансперсональной психологии, что содержится в слове “трансперсональное”?

— Если мы понимаем под персональным наш личностный мир в его обычных пределах, то трансперсональный – означает то, что раздвигает эти пределы.Сам термин пришел не сразу, было на выбор несколько вариантов для обозначения нового психологического направления.Вильям Джеймс его употреблял в своих лекциях в 1903 г., но потом термин забыли.Абрахам Маслоу и Энтони Сьютич организовали Ассоциацию гуманистической психологии, но со временем выросло понимание, что для того, чтобы понять человека, необходимо выйти за его пределы.Ницше, например, говорил, что человек – это нечто, «что должно превозмочь».С древнейших времен, человек желал превзойти свои пределы, и на лекциях своих я рассказываю о homo transcendus, помимо человека играющего, прямоходящего и умелого, человек превозмогающий мне видится сущностным определением.Пересекать, раздвигать границы – вот сущность сознания.

Предельные состояния, пиковые переживания – все это выводит нас в сферы трансперсонального.Но внутри этой сферы остаются все традиционные знания о человеке.Я убежден, что без трансперсонального подхода невозможно представить себе развитие ни психологии, ни философской антропологии.Никакой гуманитарной науки.Об этом говорит теорема Гёделя: невозможно что-то определить, не выйдя за границы этого.

— Междисциплинарности не хватает для этого?

— Нет, конечно.Возьмите концепцию Кена Уилбера, он говорит о необходимости расширенного, интегрального подхода к познанию вообще.Одна наука не поможет определить другую.

Трансперсональная психология оформилась как направление с 1968 года, когда была создана ассоциация, начал издаваться журнал.И она была создана не просто новаторами, которые глубоко прозрели, пришли к этой области самостоятельно.Это было выражение духа времени, Zeitgeist.

В эти годы по Америке и Европе прокатилось битничество с его главной темой – темой дороги, пути.Мы не можем познать новое, находясь в покое в одном месте, нам нужно двигаться, и тогда мир войдет в нас как новый опыт.Развивалось и «паломничество в страны Востока».

До этого закончилась вторая мировая война, и Америка получила приток лучших интеллектуальных ресурсов из Европы и остального мира.Концентрация богатств, развитие производства обеспечивают колоссальный ресурс любого общества – свободное время, досуг.Именно свободное время, когда человек не занят своим выживанием, он может потратить на что угодно, в том числе и на собственное развитие.Для двухсотмиллионного населения получить хотя бы полчаса времени свободного – это огромный ресурс в достижении действительно нового качества, а не в увеличении старого.Общество, помня о Холокосте, повернулось лицом к человеку, было заинтересовано в поиске его сущности.

Эти идеи обновления высказывал еще Герман Гессе, в 20-30 годы, период «Степного Волка», и других «восточных и глубинных» произведений.Но массы тогда не приняли его.

В 50-е годы появились первые фотографии Земли, сделанные с орбиты.В полный охват.Вы не представляете, как это было важно, изображение земного шара в полном мысленном, эмоциональном охвате – это ведь символ глобального сознания!

Потом прокатилась рок-культура, с темами человеческой хрупкости, новой задушевности, и трагизма борьбы.Новый уровень интимности, искренности, человечности – новая нота в культуре.

С другой стороны – протест, в его крайней форме, вплоть до разрыва, до войны со старыми ценностями.Молодыми это все было подхвачено на ура, ну а финалом битвы между детьми и отцами стали революции в университетах.

Процессы глубинной перестройки создали тот мир, в котором мы сейчас живем, а трансперсональная психология отразила этот общий прорыв, трансценденцию эпохи.Языком психологии была обозначена потребность человека — выйти за пределы области, в которой живет среднестатистический представитель западного мира.Трансперсональная психология отвечала вызову цивилизации – как стать более целым, интегрировать духовный опыт разных народов, как жить более полно, как использовать ресурсные состояния психики.

— Какие ветви этой области знаний вы можете выделить?

— Мы с Владимиром Козловым в вышедшей недавно книге представляем это явление, как достаточно длительный, тысячи лет назад начавшийся трансперсональный проект.Шаманы, колдуны, жрецы, деятели религии, артисты всегда выходили за пределы современного им сознания, чтобы получить прометеевский огонь, новую технологию и новые переживания у богов, у природы, чтобы принести этот опыт в человеческий мир.С другой стороны, трансперсональная психология явилась четвертой силой, после психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии.

В книге мы обозначили около дюжины персонифицированных направлений, это Станислав Гроф, Майкл Мерфи, Кен Уилбер, Арнольд Миндел и другие.Все они между собою полемизируют, не в одну дуду, что называется, дуют, они все разные.Так что мы вынуждены мыслить, чтобы разобраться в их противоречиях.Может, у нас в России что-то и вырастет на этой почве, потому, что представители трансперсональной психологии обогащают не только друг друга.Это источник разнообразия для всего гуманитарного знания.

— Что происходит сейчас с миром?

— Всегда бывает так, что маятник качается, мы наблюдаем возврат к фундаментализму, к традиционным ценностям, к порядку, это нормально и естественно.Как узда на слишком резво мчащемся коне, иначе повозку растрясет, пассажиры будут напуганы, и повозка может перевернуться.

У нас молодая культура, которая выражается во множестве политических сил и партий.В сложившемся обществе таких сил всего две.Одна традиционная, центристская, фундаменталистская, а другая – левая, либеральная, новаторская.Они друг друга дополняют как Инь и Ян.Одно без другого жить не может.

— В начале лета вы организовали международную конференцию.Что вы можете рассказать о том, как все происходило?

— Это была 16-я конференция Европейской трансперсональной ассоциации.В ней участвовали представители 18 стран, проходила она в Москве, в Академии Госслужбы.Приехал Роберт Фрейджер, основатель и первый президент Института трансперсональной психологии в США, профессор, автор известнейшей книги «Личность».Он сейчас суфийский шейх, после конференции провел интереснейший семинар по суфийской психологии.Выступал co-президент Американской Ассоциации трансперсональной психологии Дэвид Лукофф, который довел до логического конца идеи и работу Грофа по психодуховному кризису.Следующая конференция будет проводиться во Франции, тематически она посвящена Женщине.

— Где применяются на практике знания трансперсональной психологии? Я читал о недавнем конгрессе по перинатальной психологии, где еще?

— Да, эти знания могут применяться в акушерстве.В подготовке и ведении родов.В практике психотерапии, психиатрии.Владимир Петрович Колосов применяет их в 12-й больнице, Яков Маршак в своей клинике по работе с зависимостями.Многие мои ученики, профессиональные психологи и психотерапевты, эти знания и психотехники применяют в своих центрах и клиниках.Даже в практике по снижению веса и нормализации обмена веществ.

Более широко, трансперсональный подход, а особенно – техники медитации, применяются при работе со стрессом.Джон Кабатзин, из Массачусетса, в своей работе показал, что только при помощи медитации можно справиться с вызванными стрессом болезнями.Потому, что все проблемы возникают там, где человек отклоняется от своей сущности, а медитация и есть более глубокий контакт с сущностью.Это азы глубинной психологии и психотерапии ХХ века.Устранить расщепление, вернуться к сущности, к истинному.

— Психотехники с применением контролируемого дыхания называются по-разному, кроме холотропного дыхания есть еще ребефинг и вайвэйшн, чем они отличаются?

— Сходство вы уже обозначили, все связано с техниками дыхания.Различия следующие.Холотропное дыхание – это более свободная по регламентации дыхания техника, и она в теории содержит все богатство психологии Фрейда и Юнга.Ребефинг и вайвэйшн больше опираются на восточный эзотеризм.Леонард Орр, создатель ребефинга, частый паломник в Индию, к современным святым.Я встречался с ним, и он открытым текстом говорит о том, что ребефинг – это путь очищения и его цель – достичь бессмертия.Это более духовные, нерефлексируемые техники, поэтому они тяжело принимаются научным сообществом – их легко критиковать, как религию, мистицизм.Но при умелом использовании хорошо работают все методы самопознания и развития, использующие дыхание.

— Я нашел статью в региональной газете «Коммерсант-здоровье».Корреспондент «оценил рынок» телесноориентированной трансперсональной практики в Воронеже в 1 млн.долл., правда, он ошибся, если считать по данным, приведенным в его же тексте, получается в десять раз меньше.Что вы можете сказать о спросе на трансперсональные практики?

— Потребность российских жителей в психотерапевтической практике колоссальна, но она осознается постепенно.Ну а причину этой потребности, если сказать с юмором, мы видим в «постперестроечном травматическом синдроме».Если более серьезно, архетипическая драма России, смена ролей и ценностных ориентиров у целого поколения, перераспределение собственности, ломка сложившихся стереотипов.Все эти перемены отражаются в структуре психики.

Для популярной иллюстрации этой идеи взглянем на герб Москвы.Святой Георгий пронзает копьем змея.Этот сюжет не уникален, но для Москвы и России он наполнен особым содержанием.Я специально изучал герб России в историческом развитии.Георгий, разящий змея, — символ трансмутации психической энергии, торжества духа над телом.В западном мире человек рождается, как тело, потом через отношения с обществом рождается, как личность, и при особо удачном стечении обстоятельств – проявляется его духовная сущность, это уже третье рождение.

В России мы рождались на протяжении веков, как тело, преодолевали его и рождались заново, как дух.Происходит прыжок, трансмутация психической энергии.Лишь очень немногим в России было суждено третье рождение – стать личностью.Свободной и цельной.Мы знаем лишь немногих наших соотечественников, как личностей с глубоким демократическим сознанием, по-настоящему свободных.Сейчас меняется порядок рождений, как психических процессов, а он был установлен веками.Это болезненный процесс.

— Коммерсант в 2001 г., сообщая о приезде Грофа в Москву, обвинил его в пропаганде ЛСД.Я предполагаю, его эксперименты в 60-70-е годы – были легальны.Как было на самом деле? Почему Гроф ассоциируется, прежде всего, с ЛСД?

— Исследования тогда проводились во множестве стран, и Гроф не был первым и единственным.И в России проводились сеансы психоделической терапии, вы можете прочитать об этом в Тартусских сборниках и некоторых книгах.Это самое начало 60-х годов.Потом появился Тимоти Лири, который давал ЛСД сразу тысячам, он хотел таким способом изменить мир.Естественно, что общество было чрезвычайно напугано неконтролируемыми и непредсказуемыми изменениями, и отреагировало полным запретом на любые дальнейшие врачебные или психотерапевтические исследования.

Интервью с Грофом в Коммерсанте – это чистый подлог, оно было сфабриковано сотрудницей Коммерсанта, которая придумала и комментарии.Гроф посылал протест в прокуратуру России, но до суда дело так и не дошло.Может, то был чей-то заказ, может какие-то личные счеты.С точки зрения журналистики – просто подлость.

— Насколько верно утверждать, что состояние, вызываемое применением техники холотропного дыхания, подобно или очень близко к состоянию человека, принявшего ЛСД?

— (Глубокий вздох, прим.ред.) Смотрите шире – состояния расширенного сознания глубоко прописаны в человеческой культуре с древнейших времен.И существует много способов их достижения.Страх перед психоделическими веществами, магическими растениями силен и он совершенно естественен.Ну а беда, но не вина Грофа, в том, что в массовом сознании он связан с первыми своими психоделическими исследованиями.Образовался, как говорят политологи, семантический интеграл: Гроф-ЛСД.

Но дыхательные техники, как и другие методы работы с необычными состояниями сознания, существуют во множестве, это естественные процессы, в них нет ничего искусственного.Это и рыдающее дыхание Вилунаса, парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой, Тот же ребефинг или вайвэйшн.В различных техниках йоги дыхательные техники применяются тысячелетиями.Суфийское дыхание, на протяжении часов адепт повторяет: – Аллах, – два неглубоких вдоха-выдоха со звуком – Аллах, – и еще много примеров.

Дыхательные техники на физиологическом уровне, да и не только – действуют как генеральная уборка организма.Вышли на палубу авианосца, и смыли копоть от самолетов.Продули двигатель – работает лучше, тут много метафор.

Становится больше энергии, а за счет того, что внимание повернуто внутрь, в поле этого внимания входит то, что никогда не заметно в обычной жизни.Появляется возможность познания удаленных уголков, работы с тем, что попадает во внимание, особые интроспективные процессы.

— Ваша жена Кристина – клинический психолог.Вы работаете вместе.Помогает ли в вашей практике ее профессия?

— Конечно, она психолог по призванию.Психолог ведь не тот, кто выучился, а кто имеет дар контактировать, чувствуя людей, и с легкостью.Образование получала в Литве у Риматаса Кочунаса, он профессор кафедры клинической психологии Вильнюсского университета, президент Института экзистенциальной психотерапии.

— Гроф часто говорит о переживании смерти Эго.Что именно он имеет в виду?

— Эго – это редактор реальности.Если мы живем только в том, что сложилось, то абсолютно ничего нового в нашем мире уже не возникает, ничего! Все новое в нашей жизни этот редактор представляет через старое.Если мы действительно хотим вступить в контакт с вечно меняющимся миром, мы вынуждены перейти границы Эго, и это есть смерть Эго.Происходит нарушение психического гомеостаза, это запускает разные процессы, возникает сопротивление и может переживаться очень тяжело.

— Помогает ли практика трансперсональной психологии интегрироваться человеку в социум?

— Это важнейшая цель любой психотерапии.Я бы немного раздвинул границы: главная цель – интегрироваться в космос.Социум — это часть космоса.Кроме интеграции в социум и болезней этого слоя существует еще поиск смысла жизненной драмы, и социум тут безмолвен.Интеграция во все бытие ответила бы нам на этот вопрос.Трансперсональный подход, включающий мировой опыт духовных практик помогает этому.В частности – Грофовская программа работы с психодуховными кризисами.

— Структура многих классических музыкальных произведений четырехчастна, и содержание частей напоминает четыре матрицы Грофа.Есть ли здесь связь?

— Многие процессы связаны с покоем, постепенным ростом, конфликтом, и рождением нового.Вот я маленький ребенок, и все хорошо, я беззаботен (1-я матрица), потом я расту, перерастаю рамки отношений с родителями, мне становится тесно, клетка (2-я матрица), если нет выхода – это самоубийство.Я совершаю безумные поступки, протестую, поступаю в институт, борюсь (3-я матрица).И, наконец, я получаю диплом, работаю, покупаю квартиру, машину, я родился как самостоятельный человек (4-я матрица).Круг смерти и рождения – это множество процессов.Для сеансов холотропного дыхания используется четыре типа музыки, эмоционально соответствующие этим переживаниям.Иногда четыре стадии развиваются в одном произведении.

— На сессиях холотропной терапии люди могут переживать рождение, «рождаются заново».Что обеспечивает их правильное рождение?

— Психологических рождений множество.Вы просыпаетесь каждый день.Представьте, вы бы просыпались каждый день на новом месте.Колоссальный был бы сдвиг восприятия.

Буквальное переживание своего рождения, к чему стремятся лидеры ребефинга, не является целью холотропного дыхания.Так поставленная цель сильно ограничивает поле переживания.Важнее пережить на всех слоях матрицу рождения, чтобы понять суть возрождения.Так что вспыхнувшая память о своем рождении – это лишь часть возможного опыта, содержание которого можно отчасти проверить, подтвердив совпадения некоторых фактов.

Целью любой терапии является налаживание контакта с реальностью.Отсутствие контакта, расщепление, иллюзии являются проблемой.Любая проблема связана с разрывом связей, нарушением общения.Восстановление коммуникативных троп, выстраивание связей – вот чем занимаются психотерапевты.В трансперсональном подходе речь идет о контакте с собой, о контакте со своей памятью, но не о какой-то схеме, которую надо воспроизвести.И переживание «правильного рождения», как и реконструкция «правильного детства» – будет обманом.

— Как вы можете охарактеризовать сейчас тех, кто приходит на сеансы холотропного дыхания? Какой возраст, кого больше, мужчин или женщин, что общего у этих людей?

— Женщин больше, и так во всем мире на подобных семинарах.У женщин больше свободного времени.Достаточно устойчивый стереотип: муж-кормилец, жена дома, и он ее обеспечивает.Ей интересно, нужно как-то развлекаться и развиваться.Бизнесменов не много – они обмениваются опытом в барах и в бильярдных.У них мало времени.Еще – пассионарная молодежь, которая ищет новых возможностей работать над собой.

— Существует ли риск зависимости, ну, например, человек обучится, и каждый день начнет дышать? На работу перестанет ходить.Замкнется в своих переживаниях.

— Зависимости в психологическом плане это вызвать не может, скорее, может быть влечение.Такого же свойства, которое вызывает, например, чистый лесной или морской воздух, хорошая еда.Высокое искусство.Приятная атмосфера интеллектуального клуба.Никита Михалков нередко рассказывает о том, какое удовольствие доставляют ему занятия в спортивном клубе.Но это не зависимость, поскольку не создает проблем, которые обычны для зависимостей.Свободы – вот чего становится больше.

Рейтинг автора
Автор статьи
Денис Ястребов
Персональный коуч
Написано статей
158
Предыдущая статьяДиета без глютена
Следующая статьяРаспорядок дня для здорового образа жизни

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here