Холотропная психотерапия

Рассмотрим подробнее тему: Холотропная психотерапия - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
6

Холотропная терапия

На основании опыта тридцатилетнего изучения лечебных возможностей измененных состояний сознания Станислав Гроф с женой Кристиной создали метод, который они назвали «холотропной терапией».В основе этого метода лежит управляемое дыхание, провоцирующая музыка в сочетании с другими формами звукового воздействия, направленная работа с телом и рисование мандал (рисунков, которые навевает то или иное настроение человека).

Термин «холотропный» означает «направленный на восстановление целостности» или «движение в направлении цельности».Таким образом, с помощью этого метода восстанавливается целостность личности человека (происходит восстановление структур полевой формы жизни и их связи с физическим телом).

Принципы холотропной терапии исключительно просты.Человеку предлагается принять удобную позу (например, сесть, облокотясь), закрыть глаза и обращать внимание на дыхание и физические ощущения, начав дышать несколько сильнее и чаще относительно привычного ритма дыхания.

Предварительно участник сеанса проходит психологическую подготовку, состоящую в том, что ему разъясняется необходимость поддержания такой активности сознания, которая принимает любые переживания без страха, без каких-либо оценок и без попыток вмешательства и воздействия на возникающие переживания.Основное отношение должно быть таково – просто наблюдать переживания, регистрировать их и не удерживать: дать им уйти.

Через некоторое время после начала сеанса дыхания, длительность которого для разных людей различна (в основном от 3 до 4 ч), человек начинает испытывать сильные эмоциональные переживания, в ответ на которые возникают местные мышечные напряжения.По мере продолжения дыхания эмоциональное и физическое напряжение нарастают до момента самопроизвольного расслабления и разрешения.

Как правило, физические напряжения наблюдаются в тех областях тела, куда индийская система Кундалини йоги помещает центры психической энергии, или чакры.Эти напряжения проявляются в форме опоясывающих давлений или даже болей в голове или глазах, сдавливания горла и сжатия челюстей, тесноты в груди, сдавливания живота и нижней части тела.Постоянно наблюдаются попутно возникающие напряжения в руках и ногах, в кистях и ступнях, шее, плечах, пояснице.В практической работе участники сеансов демонстрируют не все вышеперечисленное, а индивидуальные очаги мышечного напряжения, в которых одни области напряжены очень сильно, а другие остаются расслабленными.

Во всех группах всегда находились люди, которые реагировали на учащение дыхания прогрессирующим расслаблением тела, ощущением расширения (выхода за привычные пределы) и наблюдением света невероятной красоты.Они заканчивали сеанс глубоким трансцендентальным переживанием космического единства.Для тех, у кого возникали физические напряжения и тяжелые эмоции, продолжение ускоренного дыхания оканчивалось вполне характерным состоянием разрешения, которое сменялось глубоким расслаблением, умиротворенностью и безмятежностью.

Довольно часто сеанс завершался глубоким мистическим состоянием, которое оказывало длительное благотворное воздействие на тех, кто его пережил.

Во время ускоренного дыхания, по мере того как эмоциональные и физические напряжения усиливаются и разрешаются, человек может испытывать различные сильные переживания.Можно заново пережить биографически значимые эпизоды младенчества, детства и последующей жизни; столкнуться с различными эпизодами воспоминаний, связанных с биологическим рождением; испытать глубокое переживание встречи со смертью или столкнуться с различного рода трансперсональными (выходящими за пределы личности) явлениями.

Анализируя свой опыт и научные работы, посвященные изучению психологии человека, Гроф приходит к следующим выводам.

1.Сознание человека имеет сложную энергетическую структуру в виде голограммы.(Эту голографическую структуру я назвал «полевой формой жизни» человека.– Примечание автора.)

2.Сильные эмоциональные переживания являются не чем иным, как энергетическими образованиями, имеющими форму, цвет.Это своего рода «маленькие голограммы» (я дал им название «психологического зажима», «раковины»), в которых «упакована» энергия и информация, составляющая эмоциональное переживание.

3.«Маленькие голограммы» после пережитых эмоций и физических ощущений, связанных с ситуациями, опасными для жизни или целостности организма, остаются в полевой форме жизни человека и являются первопричинами развития различных форм психопатологии.

4.«Психологические зажимы» («маленькие голограммы») человек может получить во время внутриутробного развития, родов, младенчества, юности, зрелости, старости.Это биографический уровень.Кроме биографического уровня, Грофом был зафиксирован трансперсональный уровень, в котором находятся «следы» эмоциональных переживаний, связанных с прошлыми жизнями человека, и переживания космического характера.«Психологические зажимы» этого уровня находятся в глубинах нашей психики, которая носит название «бессознательного» уровня, но они активно участвуют в формировании самой разнообразной патологии.

5.Основная цель холотропной терапии состоит в активизации «маленьких голограмм» и освобождении энергии и информации, их составляющих.

6.Когда энергия и информация, составляющая тот или иной «психологический зажим», высвобождается, человек ощущает это в виде осязаемого переживания.Переживание включает не только эмоции, но и физические, зрительные и другие ощущения извлеченной из «психологического зажима» информации.При этом наблюдается полная возрастная регрессия к той стадии развития, когда происходили события, образовавшие этот «психологический зажим».

7.Глубокая психотерапевтическая работа, производимая в результате холотропной терапии, позволяет не только вспомнить и реконструировать биографический материал, но фактически заново пережить его и благодаря этому «отработать» его.

Исчезновение «маленьких голограмм» из полевой формы жизни (сознания), во-первых, восстанавливает целостность ее; во-вторых, восстанавливает связь между сознанием и физическим телом.Таким образом, восстанавливаются ранее утраченные связи и целостность организма человека, что приводит к естественному исцелению.

Принципы холотропной психотерапии Часть 1

Холотропный подход в психотерапии представляет собой важную и эффективную альтернативу традиционным подходам глубинной психологии, основанной на вербальном обмене между терапевтом и пациентом.

Термин «холотропный» означает «направленный на восстановление целостности» или «движение в направлении цельности» (от греческих слов holos – цельный и trepein – “движущийся в направлении к…”).

Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей.Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом и Эго.

Такое ложное отождествление ведет к неподлинному, нездоровому и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональные и психосоматические расстройства психологической природы.Развитие симптомов дистресса, не имеющих органического происхождения, можно рассматривать как показатель того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла критического момента, когда с очевидностью ясно, что прежний образ жизни не только “не работает”, но уже и несостоятелен.Продолжительность и глубина такого срыва вполне коррелирует с развитием психотических явлений.Возникающая в результате ситуация оказывается кризисной или даже критической, но одновременно и очень плодотворной.Проявившиеся симптомы отражают усилие организма освободиться от стрессов и травм и вернуться к естественному функционированию.Основная цель эмпирических (т.е.основанных на собственном опыте клиента) техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, перевести статическое равновесие этой энергии в поток опыта.

Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания.Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов и в ритуалах различных сект.

Для психотерапии, которая использует столь мощные средства воздействия на сознание, персоналистически и биографически ориентированные представления современной академической психологии совершенно недостаточны и неудовлетворительны.В такого рода работе нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного.

Эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с внебиографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня (в отличие от традиционного использования термина в акушерстве, здесь он будет применяться для обозначения психических переживаний), с широким спектром фактов трансперсональной природы.Практическая работа показывает, что динамическая структура психогенных симптомов содержит исключительно могущественные эмоциональные и физические энергии.Поэтому любая попытка серьезно повлиять на них исключительно проблематична.Требуется терапевтический контекст, обеспечивающий и усиливающий непосредственный опыт, чтобы получить заметные результаты в сравнительно короткий срок.Кроме того, имея в виду многоуровневый характер психогенных симптомов, концептуальные рамки врача должны включать перинатальный и трансперсональный уровни психики, без которых терапевтическая работа не может быть полностью эффективной.

Если не прорабатываются незаконченные гештальты серьезных психических травм, если процесс практической терапии фокусируется на биографическом уровне, то результаты его обычно неполны.Непосредственные и долгосрочные эффекты драматизируются по мере углубления самоанализа, достигая пределов рождения и смерти.Клаустрофобия и другие типы состояний тревоги, депрессия, суицидальные тенденции, алкоголизм, наркомания, астма, мигрень, садомазохистские наклонности и многие другие проблемы могут быть глубоко проработаны посредством переживаний перинатального характера.Однако в тех случаях, когда проблемы уходят корнями в трансперсональную сферу, окончательный результат не может быть получен до тех пор, пока человек не согласится на специфические переживания трансперсонального опыта.Здесь могут быть интенсивные переживания прошлых инкарнаций, сюжеты расового и коллективного бессознательного, а также многие другие темы.

Различные школы психотерапии сильно отличаются друг от друга пониманием природы и функционирования психики человека, интерпретацией происхождения и динамики психогенных симптомов, а также установками относительно успешной стратегии и техники психотерапии.

Такая фундаментальная рассогласованность взглядов по основным вопросам является одной из причин того, что психотерапия не имеет статуса научной процедуры.Можно поддержать идею, впервые выдвинутую Карлом Густавом Юнгом, что психика располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а источником автономных целительных сил является коллективное бессознательное.Отсюда задача врача сводится к тому, чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики, не занимаясь рациональным рассмотрением проблем с использованием каких-либо специфических методов изменения психической ситуации человека по заранее выработанному плану.Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным.

Техника психотерапии, разработанная на основе современных исследований сознания, опирается в первую очередь на непосредственное переживание как исходное трансформирующее средство.Вербальные варианты применяются на стадии подготовки и затем – по окончании сеанса, чтобы усилить интеграцию переживаний.Врач формирует русло работы, создает доброжелательную рабочую обстановку и предлагает технику, которая активизирует бессознательное с помощью дыхания, музыки и работы с телом.В таких условиях имеющиеся симптомы усиливаются и из латентного состояния переходят в проявленное, становясь доступными сознанию.

Задача врача состоит в том, чтобы способствовать такому спонтанному проявлению, полностью доверяя этому автономному оздоровительному процессу.Симптомы представляют собой заблокированную энергию и предельно концентрированный опыт.И здесь симптом оказывается не только проблемой, но и возможностью в равной степени.Когда энергия высвобождается, симптом трансформируется в сознаваемое переживание и, благодаря этому может быть отработан.Очень важно, чтобы врач способствовал непроизвольному раскрытию, не вмешиваясь в процесс и специфику переживаний, какой бы характер они ни приобретали – биографический, перинатальный или трансперсональный.

Главное кредо холотропной терапии состоит в признании потенциала необычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции, и обладающих оздоровительным воздействием.Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия использует методы активации психики и индуцирования необычных состояний сознания.Это, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний, исчезающих в этом процессе.Очень важно, чтобы терапевт способствовал раскрытию (развитию) этого процесса, даже если он и не понимает его в какой-то момент.

Некоторые переживания, несмотря на могучую трансформирующую силу, могут и не иметь никакого специфического содержания; они могут представлять собой интенсивно проявленные эмоции или физические напряжения, сменяющиеся глубоким облегчением и релаксацией.Довольно часто инсайт и специфическое содержание возникает позднее или даже на последующих сеансах.В одних случаях разрешение (результат) проявляются на биографическом уровне, в других – в перинатальном материале или в темах трансперсональных переживаний.Иногда драматически протекающий целительный процесс и трансформация личности сопровождающиеся растянутыми во времени результатами, ассоциируются с опытом, не поддающимся рациональному пониманию.

Сама процедура холотропной терапии включает в себя: контролируемое дыхание, побудительную музыку и различные формы использования звука, а также фокусированную работу с телом.

Веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания.Процедуры, которые использовались в этих целях в древних культурах Востока, варьировались довольно широко – от активных (насильственных) вмешательств в дыхательный процесс до утонченных методов духовных практик (традиций).Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны изменением частоты дыхания – гипервентиляцией и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов.

Многочисленные эксперименты С.Грофа выявили, что в пневмокатарсисе основное значение имеет не специфическая техника дыхания (их превеликое множество в различных подходах), но сам факт того, что дыхание в течение 30-90 минут совершалось в более быстром темпе и более глубоко, чем обычно.В этом случае многие участники психотерапевтической сессии испытывают глубокие трансформирующие переживания.Большинство из них в символической форме переживают процесс смерти-возрождения, либо даже буквально вспоминают свое собственное появление на свет.

На многих примерах можно подтвердить правоту Вильгельма Райха относительно того, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания.Респирация – автономная функция, но на нее можно оказывать волевое влияние6 учащение ритма дыхания и усиление его эффективности способствует высвобождению и проявлению материала бессознательного (и сверхсознательного).

Действительно, пока не засвидетельствуешь на сессии или не испытаешь этот процесс лично, трудно поверить, исходя из одних теоретических оснований, в силу и эффективность этой техники.Характер и течение опытных сессий с использованием метода гипервентиляции существенно различается у разных людей, поэтому описать этот опыт можно лишь в общих и среднестатистических выражениях.Иногда продолжительная гипервентиляция усиливает релаксацию, ощущение расширения (сознания) и комфорта, вызывает световые видения.Случаются сильные переживания, связанные с захватывающим чувством любви и единения со всеми людьми, природой, космосом и Богом.Переживания такого рода обладают исключительно целительной силой, их следует поощрять и всячески способствовать их развитию; это обсуждается заранее на предварительной беседе.

Просто удивительно, какое множество людей под влиянием западной культуры или по каким-либо другим причинам не в состоянии принять экстатические переживания без страданий и тяжелой работы, а иногда даже и при этих условиях.Возможно, это связано с чувством незаслуженности такого опыта и возникающим в связи с этим чувством вины.Если это удается разъяснить, и человек принимает такие переживания, то сеанс от начала до конца проходит без каких-либо вмешательств со стороны терапевта и оказывается исключительно благотворным и продуктивным.

По мере накапливания количества сеансов вероятность такого гладкого течения возрастает.Однако в большинстве случаев гипервентиляция сначала вызывает достаточно драматические следствия в форме интенсивных эмоциональных и психосоматических проявлений.Характер и течение холотропного сеанса зависят от индивидуальных особенностей человека и меняются в процессе сеанса.Иногда сеанс может протекать от начала до конца без каких-либо эмоциональных или психосоматических сбоев.Однако, в большинстве случаев начинается все с достаточно драматического опыта, который по прошествии какого-то времени, индивидуально значимого, сменяется сильными эмоциями и развитием стереотипных паттернов мышечных напряжений.Эмоциональные проявления, наблюдаемые в этом контексте, имеют широкий спектр; наиболее типичные из них — гнев и агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувство неудачи, униженности, вины и ничтожности.Физические проявления включают кроме мышечного напряжения также головные боли и боли в различных частях тела, перехватывание дыхания, тошноту, рвоту, удушье, повышенное слюноотделение, потение, сексуальные ощущения и многообразие моторных движений.

Встречаются люди, которые остаются совершенно спокойными, почти неподвижными; они могут испытывать очень глубокие переживания, и при этом постороннему наблюдателю кажется, что с ними либо ничего не происходит, либо они просто спят.Другие люди оказываются очень возбужденными и демонстрируют повышенную моторную активность.Довольно часто можно наблюдать движения, напоминающие ползание, плавание, копание, лазание и им подобные.Нередко движения и жесты бывают удивительно рафинированными, сложными, специфическими и многообразными.

В определенных частях тела во время дыхательного сеанса развиваются физические напряжения.Не являясь простыми физиологическими реакциями на гипервентиляцию, они представляют собой сложные психосоматические структуры, зависящие от индивидуальных особенностей и имеют, как правило, специфическое психологическое содержание, характерное для данного человека.Иногда они представляют собой усиленный вариант привычных напряжений и болей, проявленных в виде хронических проблем или же в форме симптомов, возникающих в моменты эмоциональных или физических стрессов, утомления, при бессоннице, слабости, вызванной болезнью, употреблением алкоголя или наркотиков.В других случаях их можно рассматривать как реактивацию старых проблем, возникших в период младенчества, детства, пубертата или в результате тяжелого эмоционального стресса.

Другим важным источником мышечных напряжений являются воспоминания о перенесенных в прошлом операциях или травмах.В периоды, причиняющие боль и страдания человеку, приходится подавлять, иногда надолго.Эмоциональные и физические реакции на боль.И если травма залечена только анатомически и не интегрирована эмоционально, она остается как незавершенный гештальт.Интересно отметить, что многие напряжения в частях тела наблюдаются в тех местах, которые тантрическая система называет центрами психической энергии «тонкого тела» — чакрами.В этом нет ничего удивительного, так как приемы холотропной терапии аналогичны упражнениям, используемым в тантрической традиции, придающей большое значение дыханию.В процессе типичного дыхательного сеанса напряжения и блокировки усиливаются и все больше проявляются.

Продолжительное дыхание способствует динамическому развитию, достижению кульминационной точки процесса с разрешением и освобождением.Направленная работа с телом является одной из составных частей холотропной терапии и используется только тогда, когда возникает необходимость.Основным указателем необходимости направленной работы с телом является ситуация на последних стадиях сеанса, когда дыхание и музыка не принесли полного разрешения.

Основной принцип работы на заключительном этапе холотропных сеансов состоит в том, чтобы сфокусировать внимание на физических дискомфортах, связанных с эмоциональным дистрессом.Независимо от характера и локализации проблем предлагается усилить симптом.Например, напрячь мышцы шеи и принять положение, обостряющее боли в голове и шее; если обнаруживается блокировка в тазовой области, то следует приподнять таз и напрячь мышцы живота и ягодиц; если требуется, необходимо усилить напряжение в конечностях.Это напряжение рекомендуется поддерживать возможно дольше, не мешая другим частям тела проявить себя так, как им требуется в данной ситуации.Эти проявления могут быть даже усилены специальным вмешательством терапевта, направленным на интенсификацию симптома.Сюда входят массаж или надавливание на область, которая напряжена или болезненна, препятствование стремлению потянуться, расправиться и т.п.Групповые сеансы холотропной терапии значительно более эффективны, чем индивидуальные.Они как бы помогают создать сильное энергетическое поле, действующее как катализатор на терапевтический процесс.Очень интересным аспектом коллективной работы является синхронизированность (в смысле Юнга) разнообразных событий в процессе прохождения дыхательной сессии.

Сущность холотропной терапии

В середине 70-х известный специалист по трансперсональной психологии Станислав Гроф и его жена Кристина разработали метод глубинного эмпирического самоисследования и терапии, который получил название холотропного дыхания.Этот метод, сочетающий в себе такие простые элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождал целый спектр тех переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования.Источник — Эзотерика.Живое Знание

Переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имели мощный целительный и трансформативный эффект.Многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов.Полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

В опыте холотропной терапии было установлено, что переживания, которые раньше считались прерогативой провидцев, мистиков, святых, просветленных, являются переживаниями, доступными любому человеку при определенных контролируемых ситуациях.Так врачи, которые участвовали в тренировочных программах психоделической терапии в медицинских клиниках в 50-е — 60-е гг., имели те же самые виды переживаний, что и их пациенты.С точки зрения классической психиатрии и психотерапии, эти переживания подчас выглядели патологическими.Однако важнейшим открытием трансперсональной психологии явилось то, что такие переживания возникают у каждого человека на пути к целостности и гармонии, и являются в этом смысле хотя и необычными, но нормальными.В этом смысле, с точки зрения трансперсонального подхода, немало из тех, кого мы называем психически больными, являются людьми, которые застряли в процессе движения к целостности, в своих проблемах.

Холотропная терапия открыла новые типы психотерапевтических механизмов.В отличие от терапии, ориентированной на повторное переживание травмы, ее вспоминание и направленную на вербальную работу с травмой, холотропная терапия стала работать с травмой как с процессом, который необходимо поддерживать и который ни в коем случае нельзя программировать.С точки зрения ориентации на целостность и здоровье, не имеет большого смысла рассуждать на языке различных школ о том, что является проблемой, ибо, если бы мы собрали, скажем, консилиум специалистов из различных школ, то получили бы множество ответов на то, что является причиной болезни, как с ней работать, какие лекарства нужно прописывать, какие виды психотерапии проводить, что является излечением, каковы критерии завершения процесса излечения, каковы принципы диагноза.

Холотропная терапия показала, что процесс исцеления часто непостижим на уровне нашего здравого смысла и теоретических представлений, почерпнутых из различных психотерапевтических и психологических школ.Более того, при глубинной работе, процесс исцеления зачастую напоминает безумие и совершенно непонятен.Поэтому главная стратегия холотропной терапии состоит не в том, чтобы пытаться определять заранее, что такое проблема, с чем мы будем работать, а в том, чтобы поддерживать любые процессы, которые возникают при работе над проблемами.Ни врач, ни пациент, ни участники тренинга личностного роста, не решают того, с чем будет проводиться работа, а все они доверяют мудрости процесса или холотропному сознанию.

Ну и наконец, холотропная терапия бросила своего рода вызов, перчатку большинству традиционных подходов: психоанализу, бихевиористской терапии, некоторым видам гуманистической терапии и показала определенную ограниченность этих подходов.Более того, факты, открытые в холотропной терапии и в трансперсональной психологии, поставили нас перед новыми вопросами о природе реальности: ведь в самом деле, каков должен быть мир, чтобы были возможны такие переживания, с которыми мы встречаемся в ходе сессии холотропного дыхания? Возможно ли действительно вновь пережить свой опыт рождения, ведь согласно традиционной медицинской модели, невозможно вспомнить эти события в силу того, что у новорожденного не завершен процесс покрытия нервных волокон миелином и существует феномен так называемой «детской амнезии».Тем не менее опыт холотропной терапии показал, что возможно не только пережить заново опыт детских травм, опыт биографический, но пережить и опыт перинатальный, т.е.относящийся к рождению.И более того, можно открыть безмерные области, которые называются трансперсональными переживаниями, области действия архетипов, мифов, те пространства, где мы можем переживать самые невероятные, самые необычные состояния и испытывать весь спектр сверхпсихических явлений, быть одним с миром, со вселенной, переживать экстатические состояния.

Холотропная терапия открыла, что корни проблем коренятся вовсе не только в событиях биографической травмы, это всего лишь один из уровней фиксации проблемы.На более глубоком уровне травмы коренятся в опыте рождения, в «травме рождения», как говорил психолог Отто Ранк, который внес эту тему в европейскую психологию.А на более глубоком уровне, события травмы могут основываться на трансперсональном опыте.

В отличие от терапий, которые направлены на работу с вспоминанием травмы, со свободным ассоциированием вокруг травмы, с переструктурированием контекста травматической ситуации с использованием разных методик, холотропная терапия ориентирована, прежде всего, на интеграцию травмы и, более широко, всех голосов переживания.Любая психотерапия, если только она успешна, всегда связана с самопознанием, и это самопознание осуществляется как интеграция в холотропном состоянии сознания.Мы постоянно устанавливаем диалог, непрестанную коммуникацию, восстанавливаем животворную неразрывную ткань сознания, которая сама состоит из бесконечных коммуникативных потоков общения между разными частями нас самих.Сознание — это и есть живая ткань общения, оно создано общением и им соединено в одно целое, а это значит, что между одной частью целостного сознания и другой всегда существует мгновенная коммуникация, мгновенное понимание, нет никакой дистанции, нет никакого барьера — это качество всесвязности, качество потенциально неограниченной возможности коммуникации.

Согласно холотропной терапии, симптомы психосоматических и эмоциональных расстройств представляют собой попытку организма освободиться от старых травматических импринтов, исцелить себя и упростить свое функционирование.Они являются не просто неприятностями и осложнениями жизни, но также несут в себе большую возможность изменения жизни.Эффективная терапия осуществляется через временную активацию, интенсификацию и последовательное разрешение симптомов.Этот принцип холотропная терапия разделяет вместе с гомеопатией.Терапевт-гомеопат применяет те лекарства, которое в во процесса исцеления производят симптомы, проявляемые самим клиентом.Холотропное состояние сознания имеет тенденцию функционировать как универсальное гомепатическое средство в том, что оно активирует любые существующие симптомы и экстеризирует симптомы, которые являются латентными.

Это понимание применимо не только к неврозам и психосоматическим расстройством, но также и ко многим ситуациям, которые классические психиатры диагностировали как психотические и рассматривали как проявление серьезных психических заболеваний.Неспособность опознать целительный потенциал таких экстремальных состояний отражает узкую концептуальную рамку западной психиатрии, которая ограничена постнатальной биографией и индивидуальным бессознательным.Переживания, которым эта рамка не дает логических объяснений, относятся к патологическим процессам неизвестного происхождения.Расширенная картография психики, которая включает перинатальную и трансперсональную области, дает естественное объяснение для интенсивности и содержания таких экстремальных состояний.

Другим важным предположением в холотропной терапии является то, что средний человек нашей культуры редко достигает своего реального потенциала и способностей.Эта бедность обусловлена тем фактом, что люди нашей культуры идентифицируется лишь с одним аспектом своего существования — физическим телом и личностью.Ложная идентификация приводит к неаутентичной, нездоровой жизни и делает свой вклад в развитие эмоциональных и психосоматических расстройств психологического происхождения.Возникновения депрессивных симптомов, которые не имеет органики, может быть рассмотрено как указание на то, что жизнь дошла до той точки, где становиться очевидным, что старые способы жизни более не работают и их пора изменить.По мере коллапсирования жизненной ситуации, содержание бессознательного начинает прорываться в сознание.Этот прорыв может возникать в таких областях жизни как семейная и сексуальная жизнь, профессиональные сферы или влиять одновременно на всю человеческую жизнь.Содержание и глубина этого прорыва корреалирует с развитием невротических и психотических явлений.Результирующая ситуация представляет собой кризис или даже катастрофу, но также и великую возможность.

Главная цель в холотропной психотерапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, и превратить эти симптомы в поток переживания.Задача фасилитатора, или терапевта, в холотропной терапии состоит в том, чтобы поддержать эмпирический процесс с полной верой в его исцеляющую природу без попытки изменять или направлять его.Этот процесс руководствуется внутренним целительным разумом клиента.Здесь для терапевта очень важно поддерживать процесс эмпирического раскрытия, даже если он рационально не понимает его.Некоторые мощные целительные трансформирующие переживания могут не иметь какого-либо специфического содержания вовсе.Они состоят из последовательности
интенсивных возрастаний эмоций и физических напряжений и постепенно углубляющейся релаксации.Часто прозрения и специфическое содержание возникает в процессе позднее или даже в последующих сессиях.В некоторых случаях разрешение возникает на биографическом уровне, в других — в связи с перинатальным материалом или с различными трансперсональными темами.Драматическое исцеление и личностная трансформация с продолжительными эффектами часто возникает из переживаний, которые ускользают от рационального понимания.

Проверенная и предложенная Станиславом Грофом картография сознания оказалась более универсальной картой развития человека, чем это предполагалось вначале.Путем какой бы духовной традиции или школы мы не шли, методы какой-бы психотерапии не использовали, нам в любом случае надо решать одни и те же задачи восстановления целостности коммуникативной ткани сознания, задачи интеграции в большее целое.

Если мы развиваемся, если мы устремлены к чему-то большему, то в конце-концов мы должны проходить через всю грофовскую картографию, чтобы уметь управлять энергиями, соответствующими перинатальному уровню.Путь холотропного дыхания является достаточно универсальным, потому что независимо от того, по какому пути мы идем, мы с неизбежностью должны проходить одни и те же фазы внутреннего развития.Холотропная терапия дает нам возможность пройти этот путь в контролируемых, безопасных условиях.

С точки зрения интегративного подхода проблемы, несчастья, комплексы есть топологически сложные зоны молчания, это всегда обрыв общения, связей, их искажение.Всегда что-то отрывается от нашей жизни, вместо того, чтобы свободно присутствовать в настоящем моменте.Рвутся тонкие связи в самой ткани сознания и жизни, и что-то выпадает.В таком случае универсальным методом для интеграции этих зон жизни является просто поднятие уровня энергии, которое на другом уровне является запросом к этим зонам молчания.На уровне переживания это означает, что тот материал, который мы не помнили годами, вдруг начинает переживаться еще с большей яркостью, чем это было когда-то.И вот, если в этот момент мы выдерживаем это состояние, не теряем присутствия, испытывая, осознаем происходящее, то тогда происходит то, что называется магическим словом исцеление или интеграция.Тогда разглаживаются складки коммуникативной ткани сознания.Процесс исцеления и есть процесс общения.Тогда то, что находилось в зонах молчания или в зонах смерти это то, чего уже не слышно: нет никакой коммуникации, никакого общения.И наша природа устроена таким удивительным образом, что мы сами можем включать то, что было травмой, в нашу жизнь и сами собой исцеляться.

Такова холотропная мудрость с ее философией поддержки, а не философией управления или манипуляции, она очень проста и в то же время сложна, требует высочайшей чувствительности к тому, что поддерживать, как поддерживать, с тем, чтобы не проецировать.Холотропная терапия по-новому поставила вопрос о природе реальности, поскольку то, что раньше считалось фантазией, патологией, оказалось сокровенным образом связано с нашей человеческой природой.Так многие функциональные психозы оказались стадиями на пути к большей целостности.А то, что считалось мечтами, не имеющими отношения к действительности, оказалось считыванием космогонической психологии или архетипических структур личностной мифологии.

Вопрос о том, какой должна быть структура мира, чтобы в ней были возможны такие вещи, как исцеление, как мгновенное взаимодействие, отсылает нас обратно к древним текстам мистических традиций, о том, что есть нечто вроде объединяющего поля.По-видимому, есть какие-то механизмы, позволяющие мгновенную связь между переживаниями, людьми, событиями, считающимися разделенными в пространстве и времени.И в каком-то смысле происходящее на сеансах холотропного дыхания напоминает путешествие на машине времени.В расширенных состояниях сознания мы начинаем активно взаимодействовать со своим прошлым и будущим.И влияя непосредственно на свое прошлое, осознавая его, изменяя его, одновременно восстанавливаем целостность себя в настоящем.И тогда вся цепочка жизни развивается иначе, как будто мы прожили другую жизнь.Оказывается одного факта осознания достаточно, чтобы избавиться от многих симптомов и проблем.Вот почему холотропная терапия явилась ключом к другим терапиям.Если мы понимаем суть холотропного подхода, мы можем чувствовать себя уверенно, потому что мы понимаем суть любого психотерапевтического подхода.

По сути дела во всех подходах работает один и тот же принцип, состоящий в том, что исцеление, самопознание — это отдельные грани, отдельные имена для одного и того же процесса.И от нас требуется, не вмешиваться в этот процесс, а чувствовать его тонкую внутреннюю динамику, отслеживая по симптомам, по зонам боли и дискомфорта то, где мы закрыты, то, где мы застряли.Само тело своей болью, дискомфортом, жесткостью подсказывает нам, что нужно расслабить, что отпустить, куда идти.Это удивительный подход, прямой подход, который дает площадку для нового типа работы, для новой психотерапии, нового исцеления.В отличие от психоанализа и многих других подходов, которые апеллируют к психоанализу и где наибольшее время работы происходит в области вербального общения, холотропная терапия представляет еще одну возможность, возможность невербального общения, возможность взглянуть на все с птичьего полета.Уникальной особенностью холотропной терапии является также фантастическая интенсивность работы.Здесь мы как бы стряхиваем с себя все, что налипло к нам, здесь мы имеем возможность освободиться от своей привычной личности, от своей привычной клетки и смоделировать прямо в сеансе новую личность более раскрытую, более цельную, более здоровую, узнать нового себя.

Сознание — это открытая коммуникативная система.Мы всегда находимся в общении с собой, с миром, с другими людьми.Это общение — не только обмен информацией, словами, эмоциями, мыслями, но и обмен веществом и энергиями.Мы связаны с миром множеством каналов: каналами пяти органов чувств, каналами биоэнергетики, каналом интуиции и т.д.Через нас струится поток жизни.Мы поддерживаем постоянство своей среды, то что называется нашим телом, нашим «я», именно за счет того, что мы постоянно находимся в общении.Если меняются функции потоков общения, меняется наша внутренняя структура, меняется наше «я», меняется наше сознание.Если бы мы были даосскими практиками, мы могли бы сказать, что этот поток есть не что иное, как Дао, которое свободно струится через нас, когда мы следуем этому потоку в каждый момент своей жизни.Если же мы сопротивляемся, не следуя Дао, то возникают острые углы, заносы, несовпадение скорости потока и скорости нашей жизни.Мы чувствуем дискомфорт в теле, одеревенение, усталость, мы не подключаемся к потоку речи, что-то не совпадает.Если мы не чувствительны к своей жизни и к тому потоку, который струится через нас, мы заполучаем проблемы, тревожные сигналы, симптомы, которые потом разворачиваются в болезни.У нас возникают зоны молчания: мы боимся чего-то и не можем об этом говорить.

Но в принципе, все, что разворачивается в сессии холотропного дыхания, есть стремление нашего организма включиться в поток жизни, в холотропное состояние, в естественное, состояние максимальной энергии и благополучия.Это удивительный дар человеку, дар от его собственной природы.Мы устроены так, что если мы следуем этому потоку, то приходим в состояние максимальной энергии, максимального знания максимальной естественности, максимальной свободы и т.д.Если мы тормозим этот поток, начинаются проблемы.В силу того, что мы живем в некотором диапазоне человеческих предрассудков, в нас действуют человеческие ограничения, человеческое видение.Наши проблемы могут приводить к кризису средних лет, когда в районе сорока лет у людей появляются сложные симптомы, потому что клетка, в которой живет человек, слишком тесна.Поскольку одновременно с этим присутствует осознание безграничной свободы и желание выйти из клетки, то часто единственной возможностью выхода для нашего духа является прохождение через катастрофическую ситуацию, болезнь или даже саму смерть.Смерть тоже является освобождение от этой клетки от этого тела.Если мы не прислушиваемся к этим сигналам, не чувствуем их, не включаемся в жизнь, не научаемся быть потоком, то тогда неизбежно мы будем расплачиваться крахом своей жизни, утратой здоровья.

Холотропная терапия

Слово «холотропный» буквально означает «стремящийся к целостности» (от греч.holos — целое и trepein — движущийся в определенном направлении, направляющийся).Холотропная терапия заключается в том, что средний человек отождествляет себя самого только с телом и Эго, это обедняет его жизнь, ведет к неподлинному, нездоровому и лишенному свершений образу жизни, вызывает эмоциональные и психосоматические расстройства.Поэтому важнейшая задача холотропной терапии — раскрыть перед человеком его духовный потенциал, показать ему непосредственным образом возможности совершенно другого взгляда на мир.

Холотропный модус сознания предполагает восприятие себя как потенциально неограниченного поля сознания, имеющего доступ к любым аспектам реальности без участия органов восприятия, опыт в этом состоянии сознания подтверждает набор принципов, противоречащих физикалистской картине мира, а именно: плотность и дискретность материи — это иллюзия, порождаемая определенной «оркестровкой» событий в сознании; время и пространство совершенно условны; одно и то же пространство может в одно и то же время заниматься многими объектами; прошлое и будущее всегда доступны и могут быть эмпирически привнесены в настоящий момент; человек может воспринимать себя в одно и то же время в разных местах; возможно в одно и то же время воспринимать различные системы времени; можно быть одновременно и частью, и целым; одно и то же может быть и истинным, и неистинным в одно и то же время; форма и пустота существования и несуществования взаимозаменяемы и т.д.4.

Прежде всего холотропная терапия опирается на возможности необычных состояний сознания, использует техники наведения этих состояний (сначала это были опыты с ЛСД, затем холотропное дыхание и медитации).С.Гроф описывает массу необычайных феноменов сознания, наблюдаемых при использовании этих техник и регистрируемых им для создания новой «картографии сознания».Сюда относятся: выход за пределы пространственных границ (т.е.отождествление с другими людьми, отождествление с животными или растениями, переживание неодушевленной материи, переживания вне тела, ясновидение и т.д.); выход за пределы линейного времени (т.е.внутриутробные переживания, опыт предков, переживание прошлых воплощений и т.д.); эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени (т.е.спиритические и медиумические переживания, встречи с духовными учителями, встречи с божествами и т.д.); психоидные трансперсональные переживания (т.е.психокинез, целительство и ведовство, особые способности и т.д.).Его модель психики во многом напоминает представления великих мистических традиций.

Особое значение С.Гроф придает внутриутробным переживаниям индивида.Он выделяет четыре базовые перинатальные матрицы, являющиеся как бы кристаллизацией внутриутробного опыта, приобретенного в течение беременности.Психологические травмы, полученные ребенком в этот период, могут стать основой для будущих психических заболеваний вплоть до шизофрении, вторичное проживание этого опыта ведет к исцелению.

Холотропная терапия состоит из следующих элементов — интенсивное дыхание (не имеет значения «стиль» дыхания, главное — это избыток кислорода), использование музыки и работа с телом (внешнее проявление и усиление симптома).В измененном состоянии психика индивида проявляет спонтанную целительскую деятельность, терапевт только поддерживает процесс проживания пациентом своего опыта, не пытаясь его изменить, даже если он не понимает его.

Сеанс холотропного дыхания начинается обычно с небольшой медитации и релаксации.На первой стадии участникам предлагается сосредоточиться на дыхании, почувствовать его ритм, не пытаясь его изменить, полезно представить дыхание как облако света и мысленным взглядом прослеживать его движение по телу от головы до ног, а потом снизу вверх.Можно представить, что оно создает открытое пространство, наполняющее каждую клетку светом.

На второй стадии предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее.Детали процесса (дыхание ртом или носом, глубина и частота.) не имеют значения, принципиально только количество вдыхаемого воздуха.Рядом с каждым дышащим, который лежит, находится сидящий помощник.Роль помощника сводится к мягкому поощрению интенсивного дыхания и поддержке в случае сильных реакций дышащего.

Когда дыхание становится достаточно быстрым, ведущий готовит участников к появлению музыки, предлагая отдаться ее потоку, музыка включается.

В большинстве случаев переживания участника можно описать кривой, сходной с оргаистической, — постепенное нарастание эмоций и физических проявлений, кульминации, затем более или менее внезапное разрешение.Наиболее продуктивны те переживания, в которых участник все делает сам.

Подобные эффекты наблюдались и на сеансах с ЛСД, и на гипнотических и медитативных сеансах.

Пример.
Пациентка обратилась к Джоан Грант и Деннису Келси (психотерапевты, использующие аутогипноз и регрессивный гипноз.— Н.Л.) после многих лет безуспешного лечения сильной фобии (она боялась птиц и даже птичьих перьев).Деннис загипнотизировал ее и попросил отправиться настолько далеко, насколько это было необходимо для обнаружения корней этой проблемы и ее значения.Через некоторое время пациентка сообщила, что у нее сильное мускулистое тело, несомненно мужское.Она ощутила себя солдатом какой-то древней армии.Далее начала разворачиваться драматическая история.

Пациентка обнаружила себя участником битвы в Древней Персии.Внезапно она почувствовала острую боль в груди: в нее попала стрела.Она лежала на земле, умирая в пыли посреди жаркого дня.В голубом небе она заметила круживших над ней грифов.Они спустились на землю и уселись, ожидая ее смерти.Она была еще жива, но некоторые из них начали клевать ее, пытаясь оторвать куски мяса.С яростным криком она вступила в свою последнюю битву.Наконец она уступила птицам и умерла.Вернувшись в обычное состояние сознания, она освободилась от фобии, которая мучила ее в течение долгого времени 4, с.259.

Холотропная терапия может приводить к драматическим переживаниям, сопровождающимся сильным эмоциональным и физическим стрессом, поэтому она противопоказана людям с больным сердцем, беременным и в ряде других случаев.

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
802
Предыдущая статьяПрограмма домашних тренировок
Следующая статьяМедитация для развития ясновидения

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here