Что такое совесть

Рассмотрим подробнее тему: Что такое совесть - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
165

Значение слова &laquoсовесть»

СО́ВЕСТЬ, — и, ж. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения.Упреки совести.Голос совести.Совесть мучает.Совесть нечиста.Не иметь ни стыда ни совести.Потерять совесть.Среди зверей я зверем стал, Вином я совесть усыплял И ум гасил. Н.Некрасов, «Несчастные».Редко отыщется человек, который на вопрос совести — как он живет? — ответил бы, что живет вполне правильно. Федин, Первые радости.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т./ РАН, Ин-т лингвистич.исследований; Под ред.А.П.Евгеньевой.— 4-е изд., стер.— М.: Рус.яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

СО’ВЕСТЬ, и, мн. нет, ж. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто.едина разве совесть. Пушкин.Меня и совесть никогда не грызла. Пушкин.Жгучие упреки совести язвили его, как иглы. Гончаров.Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь. Пушкин.Спокойная с.С.не позволяет.Угрызения совести.Усыпить с.Поступить по совести.Есть ли в тебе с.? (не совестно ли тебе).Ни стыда, ни совести нет.Без зазрения совести (см.зазрение).◊

разг.) — говоря откровенно, чистосердечно.Никем, по совести, она не дорожит. Грибоедов.Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Маяковский.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово добродетельный (прилагательное):

Совесть: балласт или необходимость?

Ж ить по совести, в ладу с природой — часто можно слышать такую рекомендацию, и в общем и целом, вроде бы, всё здесь предельно ясно.Но если попытаться разобраться, что же конкретно это означает, то возникает много вопросов.Предположим, с рекомендаций «жить в ладу с природой» всё более-менее ясно, хотя и здесь иногда встречаются разные недоразумения, которые порой не укладываются в голове.

К примеру, человек может утверждать, что не ест мяса, а на деле оказывается, что в его понимании рыба, морепродукты, а порой даже и курица — к мясу не относятся.На дереве, видимо, растут.Поэтому в вопросе жизни «в ладу с природой» — тоже недоразумений встречается много.Однако в целом здесь всё понятно — не причинять вреда живым существам.Понятие «вред» тоже есть понятие относительное, и каждый в него вкладывает что-то своё, но углубляться не будем.

Гораздо более интересным является вопрос о том, что же такое совесть? И что значит «жить по совести»? Помните, как в детстве? Совершишь, бывало, некий нелицеприятный поступок, и родители сразу этаким строгим голосом задают риторический вопрос: «У тебя совесть есть?» А ты стоишь и не знаешь, что ответить.Интуитивно чувствуешь, что отвечать «Нет» нельзя, но и говорить «Да» тоже глупо, ибо сам-то в таком возрасте толком и не знаешь, есть она у тебя, совесть эта, али нет.Да и вообще, что это за зверь такой — совесть? Вот и стоишь, молчишь, скучаешь.А разгневанный родитель и дальше сыпет риторическими вопросами, говорит тебе что-то вроде: «Я что, со стенкой разговариваю?» Тут уж тебе и вовсе не по себе.И уже не до вопроса, есть ли у тебя совесть, — тут бы выпутаться из такой передряги да отделаться парой часов в одном из углов родного дома.

Однако годы идут.Меняется понимание добра и зла.И рано или поздно мы начинаем на каком-то глубинном уровне понимать, что такое совесть.Нет, мы, быть может, и в словаре прочитаем, и учитель нам в школе что-то про совесть скажет, но это всё не то, это всё, что называется, от ума.А понимание совести должно идти от души, от сердца.И именно на каком-то глубинном уровне мы начинаем различать, что значит «жить по совести» и что значит — наоборот.Это истинное чувство, это истинное знание есть в каждом из нас.О нём не прочитаешь в книжках, это понимание либо есть, либо скрыто под слоем наших омрачений и заблуждений.

Первый раз совесть проявляется ещё в глубоком детстве, мы конечно не знаем, что это вот она и есть — совесть.Но мы её начинаем чувствовать.Это то чувство, когда, к примеру, пнув безобидного и беззащитного котёнка, нам потом весь день пакостно на душе.И ночью мы не можем заснуть.Мы ещё не понимаем, что с нами происходит, но важно, что это происходит.

Идут годы… И каждый из нас идёт своим путём.Кто-то в себе эту совесть давит.Пинает её как бездомную собачонку каждый раз, когда она пытается нас облаять или укусить в тот момент, когда мы совершаем недостойный поступок.А кто-то, напротив, совесть эту в себе взращивает, начинает прислушиваться к ней, начинает синхронизировать с её голосом всю свою жизнь.И такая совесть становится естественным состоянием человека, его природным пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо.

Это не то понимание, которое порой бывает почерпнуто из каких-то умных книжек.«Книжное» понимание совести часто становится просто догмой, и такой человек всех, что называется, «под одну гребёнку»… У такого человека вместо совести какая-то книжно-религиозная формула, которая делит этот мир на чёрное и белое.И всё, что не похоже на чёрное, является белым, а всё, что не похоже на белое, — чёрным.Но этот мир многообразен, и в нём множество оттенков.Поэтому такая позиция по отношению к нему в корне не верна.Вот это важно понимать.

Значение слова «совесть»

Можно долго рассуждать о том, что совестью не является.Но что же значит это слово — совесть.Что такое совесть? Каково её определение? Каково происхождение слова «совесть»? В самом слове — ключ к разгадке этого загадочного явления, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни изучить с точки зрения науки.

Слово «совесть» состоит из двух слов: «со» и «весть».Это означает — «совместная весть».И возникает вопрос: совместная с кем? Версий может быть много, но как один из вариантов — совместная со Вселенной, со всеми живыми существами в ней.А слово «весть» можно интерпретировать как «знание».Таким образом, слово «совесть» означает «совместное со Вселенной знание».

Знание о чём? Да всё о том же — о добре и зле, о нравственном поведении, о мироустройстве — список можно продолжать бесконечно, но всё это лишь словесные формулы, умственные концепции, философия.А совесть, как уже было сказано, это не книжная формула, а истинное неизменное качество человеческой души.

Порой о человеке говорят: «Ни стыда, ни совести».А можно встретить и ещё более интересный вариант, когда человек этим даже гордится.Одно время были очень модные футболки с надписью «Ни стыда, ни совести.Ничего лишнего».Так и хочется добавить — «ни мозгов».В самом деле, в современном обществе совесть для большинства давно стала балластом.Потому что она противоречит тем общепринятым концепциям, которые в современном обществе активно насаждаются.К примеру, будет ли совесть помощником на пути человеку, которую принял жизненную парадигму «бери от жизни всё» или вдохновился лозунгом «иди по головам»? Вопрос риторический.

Чтобы следовать подобным идеям, совесть нужно задавить ещё в раннем детстве.И по этому пути, к сожалению, сегодня идёт большинство.Какой результат они получат? Догадаться несложно.Как правило, подходя к пожилому возрасту, такие люди либо «прозревают», но зачастую бывает уже слишком поздно, либо ещё более худший вариант — даже к старости не накапливают никакой жизненной мудрости.Такие люди становятся брюзжащими стариками, которые ненавидят всех и вся и винят окружающий мир в своих проблемах.А проблема-то в том, что изначально был выбран тупиковый путь развития — «ни стыда, ни совести».

Пословицы о совести

Наши предки знали о том, насколько важна совесть в нашей жизни и отразили это знание в весьма красноречивых пословицах:

  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • Совесть потеряешь — другой не купишь.
  • За совесть да честь — хоть голову снесть.
  • В ком стыд, в том и совесть.
  • Совесть — глаз народа.
  • У него стыда — что волос на камне.
  • Деньги потеряешь — можно нажить.А совесть потеряешь — беду узнаешь.
  • Платье чёрненько, да совесть беленька.
  • От человека утаишь — а от совести не утаишь.
  • Совесть не повесть: в архив не сдашь.
  • Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека.
  • Совесть потеряешь — другой не купишь.
  • Совесть спать не даёт.
  • Стыд под каблук, а совесть под подошву.
  • Добрая совесть злому ненавистна.
  • Когда совесть раздавали, его дома не было.
  • Злая совесть стоит палача

Нужна ли совесть в современном мире?

Как уже сказано выше, в современном обществе людям навязываются такие тенденции и мотивации, которые с совестью просто жизненно несовместимы.Поэтому выбор у человека, прямо скажем, невелик — либо отбросить такой «балласт», как совесть, и «брать от жизни всё», как ему советуют со всех возможных экранов, или же избрать путь «белой вороны» и, сохранив совесть, пожертвовать репутацией «адекватного» и «нормального» человека.Какой выбор сделать — каждый решает сам.Каждый расставляет свои приоритеты и, что не менее важно понимать — каждый получает в итоге ровно тот результат, который заслуживает.

Если человек живёт по совести, он создаёт причины для того, чтобы и с ним поступали аналогично.Именно об этом гласит золотое правило нравственности: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».Потому что именно так всё работает в этом мире — всё то, что мы транслируем в мир, — ровно столько же мы получаем и в ответ.

Поэтому взращивать в себе совесть или давить её в себе — это выбор каждого человека.Но важно понимать последствия этого выбора.Никто не желает страданий.Никто не хочет быть несчастным, больным, презираемым.Но люди своим поведением создают причины для своих собственных страданий.Как этого избежать?

Есть только один способ — с раннего детства взращивать в себе совесть.Но это не значит, что если это не делать с детства, то уже ничего не исправить.Благие дела делать никогда не поздно.Поэтому в любой момент можно изменить вектор своего развития.Главное, чтобы было искренне желание.И если это желание есть, важно пробудить в глубине своей души эту самую совесть.

Постарайтесь вспомнить те свои первые детские переживания, когда вы совершили что-то плохое.Вспомните, как вы боялись расстроить маму плохими поступками или как вам было стыдно, когда вы грубо ответили кому-то или с кем-то несправедливо поступили.

Совесть — это естественное состояние каждого человека, и в детстве оно проявляется у всех без исключения.И лишь потом социум начинает нас шлифовать, и, если мы проявляем слабость и подстраиваемся под общепринятые деструктивные тенденции, наша совесть начинает подавать голос всё реже и реже.Но мы сами задавили её в себе.И задача каждого человека — вновь эту совесть в себе пробудить.

Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности? На самом деле, совесть — это гарантия гармоничной жизни в этом мире.Все благие дела и все достойные поступки совершаются теми людьми, которые взрастили в себе совесть.И все безнравственные поступки, всё зло совершается на земле тем, кто эту совесть, естественное состояние человека, в себе подавил.

Совесть — это, по сути, единственное, что ведёт человека к совершенству.Это единственное, что позволяет ему сохранять свою человеческую природу.Единственное, что отличает его от животного.Поэтому взращивать в себе совесть — это единственный путь, достойный звания Человека.А отсутствие совести неизбежно ведёт к деградации.Потому что, если у человека нет глубинного понимания того, что такое хорошо и что такое плохо, то он неизбежно будет потакать своим животным инстинктам, которые, на самом деле, очень сильны в нас, и только совесть позволяет нам их контролировать.А если нет совести, то нет и никаких «тормозов».А что случается с машиной без тормозов? Думайте сами.

Философия: Энциклопедический словарь.— М.: Гардарики .Под редакцией А.А.Ивина .2004 .

Философский энциклопедический словарь.— М.: Советская энциклопедия .Гл.редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов .1983 .

Философский энциклопедический словарь .2010 .

Философская Энциклопедия.В 5-х т.— М.: Советская энциклопедия .Под редакцией Ф.В.Константинова .1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт.М.: Мысль .Под редакцией В.С.Стёпина .2001 .

Что такое совесть

Совесть – «со-весть».В русском языке это слово имеет смысл некоего сообщения, подсказки, извещения, известия.Однако, получает человек это известие в виде чувства.Чувство совести говорит человеку о «правильности действия».

Если человек чувствует, что поступил правильно — он испытывает чувство морального (ценностного) удовлетворения.Параллельно включаются чувства уверенности, гордости, силы, счастья.Это положительные переживание чувства совести.

А вот если человек поступил не в соответсвии с «чувством правильности» — он испытывает «угрызения совести».Тогда совесть начинает человека мучить и требовать исправления ситуации.Параллельно включаются чувства вины, досады, тоски.Это отрицательные переживание чувства совести.

Исторический обзор некоторых представлений о совести

В истории человечества в разные времена и в разных культурах совесть объяснялась по-разному.

В современной психологии совесть расматривается преимущественно в отрицательном контексте, как источник чувства вины, стыда и подавленности.Отрицательное отношение к совести проповедовали некоторые европейские философы, например, Ф.Ницше.

З.Фрейд считал совесть проявлением суперэго и сосредоточением «авторитетных мнений».Это представление Фрейда перекочевало во многие направления психологии.

Такое представление о совести привело к большим этическим проблемам в период второй мировой войны.В соответствии с представлениями З.Фрейда, А.Гитлер попытался освободиться от совести и освободить от нее немецкий народ.Гитлеру приписывают высказывание: «Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью».К чему привел отказ от совести всем известно.

В православии совесть объясняется, как «голос Бога в человеке».Исходя из этого объяснения, человек может непосредственно общаться с Богом, без посредников.Однако, в реальности это происходит не совсем так.

В древнегреческой культуре существовало близкое к понятию совести понятие «интуиция», которое происходит от «эн Тэос» — «внутренний Бог».В современной психологии интуицию отличают от понятия совести и не связывают непосредственно с моральностью, однако, в исторической перспективе это одно и то же понятие.


Сократ пытался возродить традицию общения с «внутренним Богом».Он называл его «личным Даймонионом» (Демоном).По мнению Сократа личный Даймонион есть у каждого человека и общаясь с ним, человек обретает настоящую моральность и становится по настоящему свободным человеком.Однако, Сократа обвинили в опровержении авторитетов, плохом влиянии на молодежь и за это казнили.

В индуизме совесть – это сообщение от Ишта Дэвата (почитаемое божество).

В шаманской практике совесть понимается, как сообщение от Духа-покровителя.В монгольской шаманской традиции Дух-покровитель называется Уддха.Обычно переводится, как Смысл.Если человек поступает в соответствии со своим смыслом – он счастлив и здоров.

Если человек поступает вопреки своему смыслу – Уддха может покинуть человека.Считается, что при потере этой части души человек переживает депрессию и может умереть или покончить жизнь самоубийством.Поэтому, в шаманской практике депрессии и суициидальные настроения лечатся возвращением Уддхи.Это делается через шаманское путешествие с поиском Животного силы.

Преодоление трудностей в слышании совести

Несмотря на относительную простоту понимания совети, в реальности есть много препятствий, которые мешают человеку слышать свою совесть.

В производственной культкре очень мало людей, которые непосредственно общаются с духами и богами.Это обусловлено во многом тем, что производство строится не на вдохновенных действиях, а на действиях предписанных должностными инструкциями.Например, чтобы человек встал утром в 4-30 и к 7-00 стал за станок, он должен слушать не свои ощущения, а будильник.Однако, для производства это необходимость.

Непосредственно слушать свою совесть имеют возможность только люди творческих профессиий – поэты, писатели, хужожники, психологи, люди живущие в природе (тайге, тундре, степи), маги, шаманы и пр..Конечно, иметь возможность слушать совесть и слушать ее в реальности далеко не одно и то же.Далеко не все творческие люди слушают свою совесть, по факту.Им нужно об этом напоминать.А многие люди, которые заняты в производстве, теряют контакт с совестью, по причине требований производственных отношений.В результате они делают ошибки в жизни, становятся несчастными, компенсируют недостаток естественного счастья допингами, суррогатным «счастьем» типа алкогля и наркотиков.

Поэтому, для людей, занятых в призводстве есть «культурные опоры» — различные этические предписания, которые помогают слышать совесть, примерно, как очки помогают видеть при потере зрения.

Как это работает, объясню на примере этических норм Йоги.

Этические нормы Йоги составляют первую ступень аштанга йоги.Эта ступень называется «нияма».Она содержит пять принципов.

Ахимса – непричинение вреда живым существам.Звучит это просто, но если попытаться выполнить это буквально – возникают проблемы.Даже если человек вегетарианец, он не может полностью не причинять вреда живому.Например, если человек съел морковку – он ее убил.

Поэтому, выполнение ахимсы предполагает внимательное слушание совести – есть только то, что необходимо для жизни.Определить это из вне невозможно.Это может сделать только совесть самого человека.

Сатья – правдивость перед собой и другими.Предполагает говорить правду себе и людям.Это развивает внутреннюю силу и способность понимать свою совесть.Говорить правду – это тоже искусство.Иногда у человека может не хватить силы сказать правду.Тогда человек врет.Но в этом тоже нужно уметь себе признаться и исправить ложь, когда это станет возможным.Понимание и чувствование правды – тоже помогает осуществить совесть.

Астейя – неворовство, неприсвоение плодов чужих усилий.Предполагается, что если человек удовлетворяет свои потребности, прилагая свои усилия – он создает хорошую карму.А если берет то, что не обеспечил своими силами – создает долг перед теми, кто эти силы вложил.Это, как если кто-то решает задачи по математике – получает результат обеспеченный своими силами.А если человек списал и получил хорошую оценку, не обеспеченную своими силами – этот долг где-то в жизни придется отдать.По этой же причине, эксплуатация человека человеком создает плохую карму для эксплуататора.

Однако, есть варианты, когда человек собирает плоды, которые вырастило дерево, ловит рыбу в реке, которую сам он не вырастил и т.д.Во всех подобных случаях определение, что можно взять «даром», а что нет – тоже определяет совесть.

Брахмачарья – буквально «жизнь в Брахме» (боге-творце).Часто объясняется, как половое воздержание.Однако, этот прицип отражает лишь умеренность в удовольствиях (любых).Чувство меры – тоже определяется совестью.

Апариграха – часто объясняется, как «непринятие подарков».Однако, имеется ввиду «нестяжательство» или «нежадность».Этот принцип предполагает понимание «нормы потребления».Эта норма тоже определяется по совести.

Ошибки понимания совести

Совесть – основное мерило действий человека.Однако, многие люди, в поисках своего места и пути в жизни, сравнивают себя с другими людьми.Это порождает ситуации подобные случаю, описанному Ф.Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Основной вопрос романа – «возможно ли убийство по совести?».

Решая этот вопрос, Раскольников сравнивает себя с Наполеоном, и в рассуждении приходит к выводу, что если Наполеон бы убил – то и ему это можно.Таким образом, Раскольников (и Ф.М.Достоевский) перепутал «убийство по совести» с «убийством по уму».Поэтому, он убил не по совести, а именно совесть его и замучила.

Действие по совести предполагает слушать совесть, а не заменять ее рассуждением.

Рассуждение не может заменить совесть и часто приводит человека к разочарованию жизнью.В лучшем случае, отход человека от совести ведет к раскаянию, как в случае с Раскольниковым.

Лучший способ избежать нарушений в судьбе, обрести настоящий контакт с совестью, обрести настоящую духовность и счастье в жизни – непосредственное общение с Духами.

Как общаться с Духами?

Не все направления психологии признают наличие Духов и возможность общения с ними.Поэтому, для возможности такого общения нужно исходить из тех направлений, которые это предполагают.

Например, можно общаться с Духами так, как это делал К.Г.Юнг.Свои предсталения об общении с Духами и Богами Юнг описывает через представления об архетипах.А уроки своего Духа-наставника Филимона Юнг описал в «Красной книге».

Можно общаться с Духами и вконтексте шаманской практики.Шаманские упражнения, как метод психотерапии применяются с 1981 г.Упраджнения для общения с Духами в контексте психотерапии и психической саморегуляции описаны доктором медицинских наук Т.И.Ахмедовым в книгах «Психотерапия в особых состояниях сознания» (М., 2001) и «Практическая психотерапия» (М., 2008).И в одной и в другой книге Гл.12.

Есть вариант шаманской практики по книге Харнер М.»Путь шамана» (М., 1994).И вариант ученицы М.Харнера, практикующего психолога (США) Сандры Ингерман, кникга «Возвращение души» (М., 2003).

Свой опыт применения шаманских практик в работе психолога я описал в статье:

Желаю всем людям хорошего контакта со своей совестью, вдохновения, силы, хорошей судьбы и счастья в жизни!

Что такое совесть?

Совесть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум.Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

В Священном Писании совесть еще называется сердцем.В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт.6:22).Господь еще совесть уподобил “сопернику,” с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мт.5:25).Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания.Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы — отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Совесть в Священном Писании

Воля Божия становится известной человеку двумя способами: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и, во-вторых, через откровения или заповеди, сообщенные Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанные пророками и апостолами.Первый способ сообщения воли Божией называется внутренним, или естественным, а второй – внешним, или сверхъестественным.Первый – психологического характера, а второй – исторического.

О существовании внутреннего, или естественного, нравственного закона ясно свидетельствует ап.Павел, говоря: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон, ибо показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим.2:14-15).И на основании этого закона, написанного в сердцах, образовались среди языческих народов и составлялись писаные законы, служившие руководством для общественной жизни и воспитывавшие в каждом в отдельности человеке нравственную свободу.Хотя эти нравы и законы были несовершенны, все же без них было бы хуже, так как водворился бы в человеческом обществе совершенный произвол и распущенность.При недостатке попечения падает народ, как листья, – говорит премудрый (Притч.11:14).

О присутствии в человеке естественного закона нравственности каждому говорит его совесть.Сказавши о деле закона, написанном в самой природе язычников, апостол присоединяет: свидетельствует их совесть(Рим.2:15).Совесть имеет основание во всех трех известных психических силах: в познании, чувствовании и воле.Самое слово совесть (от ведать, знать), а также обычные выражения: совесть заговорила, совесть признает или совесть отвергает, – показывают, что в совести есть элемент познания.Далее, ощущение в совести радости или скорби, мира или недовольства и беспокойства сродняют совесть с чувством.Наконец, мы выражаемся: совесть удерживает меня от этого, или совесть заставляет меня сделать это, следовательно, относим совесть к воле.Таким образом, совесть есть “голос” (как обыкновенно выражаются), возникающий из своеобразного сочетания всех трех психических способностей.Он возникает от отношения самосознания человека к самоопределению и его деятельности.

Совесть имеет такое значение для деятельности, какое логика имеет для мышления.Или как присущие человеку чувство рифмы, такта и т.д – для поэзии, музыки и т.д.След., совесть есть нечто первобытное, врожденное человеку, а не производное, навязанное.Она всегда свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божиих.Когда искуситель соблазнял в раю Еву, то сейчас же явилась на страже своей совесть, извещая о непозволительности преступления заповеди Божией.Ева сказала: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт.3:2-3).Потому-то еще древние говорили про совесть: est Deus in nobis, т.е.в совести ощущается нами не только человеческое, но и выше-человеческая, или божеская, сторона.И по словам премудрого Сираха, Бог положил око свое на сердцах людей (Сир.17:7).В этом сущность несокрушимой силы и величия совести по отношению к человеческим намерениям и действиям.С совестью нельзя торговаться, сговариваться, вступать в сделки: совесть неподкупна.Нет надобности в рассуждениях и умозаключениях, чтобы услышать решение совести: она говорит непосредственно.Лишь только помыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему.А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучит его.Не напрасно говорят, что не человек владеет совестью, а совесть владеет человеком.Человек находится в зависимости от своей совести.

Как действует совесть? По своим действиям совесть различают законодательную и судящую(наказующую).Первая есть масштаб для измерения наших действий, а последняя есть результат этого измерения.Ап.Павел называет законодательную совесть свидетельствующей о поступках (язычников; Рим.2:15).А в другом месте: Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом (Рим.9:1).Но в Свящ.Писании больше говорится о совести судящей.Так Адам после грехопадения, Каин после братоубийства, братья Иосифа после мщения невинному – все они испытывают терзания совести в своей душе.Во 2-й книге Царств говорится о разбитом сердце, т.е.об осудившей совести (гл.24:10).В псалмах Давида не один раз говорится о подобном состоянии человека.В Новом Завете говорится о книжниках и фарисеях, приведших к Господу Спасителю грешницу, что: они начали уходить один за другим, обличаемые совестью (Ин.8:3).В посланиях ап.Петра и Павла, в местах о совести, больше говорится о совести судящей, т.е.награждающей или наказывающей.

Какие существуют состояния человеческой совести? Так как совесть есть естественный голос, слышимый в самой природе человека, то вследствие этого она находится в тесной связи со всем состоянием души человека, в зависимости от ее нравственного развития – от образования, образа жизни и вообще истории.Эта мысль подтверждается и Свящ.Писанием.История Откровения имеет своей задачей наиболее ясно раскрывать закон, и притом в согласии его с собственным познанием человека.Ап.Павел признает постепенное возрастание в человеке нравственной мудрости и требует этого, когда говорит: Всякий, питаемый молоком, несведущ в словах правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр.5:13-14); и еще: И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12:2).Развитие и совершенствование совести зависит как от образования ума, так и от усовершенствования воли.Строгая справедливость, в частности – любовь к истине и согласование практических действий с теоретическим познанием, – вот главные основы ясности, остроты и живости совести (совестливости).А внешние вспомогательные средства к тому есть: наставления родителей, голос и пример лучшей части общества, и главное – Свящ.Писание, ясно и в во всей чистоте раскрывающее нравственные истины и правосудно обличающее человеческие пороки.

Если совесть находится в зависимости от общего состояния человека, умственного и нравственного, образовавшегося под влиянием среды, как отдельного лица, так и целых народов, которое очень часто бывает извращенным, то по этой причине голос совести слышится разными людьми совсем по-разному, порой противоречиво.Из истории известно, что люди совершают иногда самые жестокие действия, даже страшные преступления, ссылаясь на голос своей совести.Вспомним для примера об инквизиции, об обычае языческих народов умерщвлять слаборожденных детей и одряхлевших стариков и т.п.Да и между нами нередко один со спокойной совестью совершает то, от чего совесть другого возмущается.Наконец, в одном и том же человеке совесть может говорить в разное время по разному.Отсюда следует, что проявляется совесть не у всех одинаково, что голос ее может быть истинным и неистинным, и то и другое в различной степени.Потому-то ап.Павел в послании к коринфянам говорит о немощной или заблуждающейся совести, о совести идолов, т.е.совести, признающей идолов за действительные силы (1 Кор.8:7,13).След., не может быть принято мнение тех, кто думает, что совесть человека содержит “полный и организованный нравственный закон, одинаковое и всегда равное содержание”, и потому в случаях заблуждения и нравственной порчи ему следует только присмотреться к своей совести, чтобы понять свое заблуждение, свое извращенное состояние и обратиться на лучший путь.

История жизни языческих народов и их обращение в христианство не подтверждает этого взгляда.История говорит, как о том, что не у всех народов существует одинаковый кодекс заповедей, так и о том, что при обращении язычников в христианство дело не ограничивалось только напоминанием о содержимом их совести.Происходила трудная и продолжительная работа во всем существе язычника, непрерывное и настойчивое влияние на все его сознание.Оттого-то борьба миссионеров с языческими суевериями и нравами далеко не легка, – как было бы, если бы эта теория о совести была верна.Но, тем не менее, эта борьба возможна, дает результаты, и язычники обращаются в христианство.А это и есть признак того, что для всех людей открыта возможность исправлять свою совесть и руководствоваться правильными и чистыми ее указаниями.Каждый человек есть образ и подобие Божие.

Истинность или ошибочность, уверенность или сомнительность (вероятность) – вот свойства законодательной совести.Совесть же судящую мы называем спокойной или беспокойной, мирной или тревожной, утешительной или мучительной.В Свящ.Писании она называется совестью благой, чистой, непорочной или злой, порочной, оскверненной, сожженной.Перед иудейским синедрионом ап.Павел свидетельствовал, что он всей доброй совестью жил перед Богом до сего дня (Деян.23:1).Ап.Петр увещает христиан иметь добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1 Пет.3:16 и 21).В послании к евреям, ап.Павел выражает уверенность, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно (13:18).Он заповедует священнослужителям иметь таинство веры в чистой совести (1 Тим.3:9).И сам подвизаюсь иметь непорочную совесть перед Богом и людьми (Деян.24:16), говорит он о себе.В послании к евреям, апостол называет совесть злой или порочной, когда призывает приступить с искренним сердцем, с полной верой, кроплением Кровию Христовой очистив сердце от порочной совести.(Евр.10:22).В послании к Титу апостол называет совесть “оскверненной”, когда говорит о людях: осквернены ум их и совесть.Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу (Тит 1:15).Сожженными же в совести апостол называет тех лжесловесников, через которых в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим.4:1-2).Жжение обозначает здесь мучительное сознание вины.

По силе или энергии совесть называют решительной или скрупулезной.Ей сродни совесть мнительная.Она свойствена лицам, склонным к унынию и не доверяющим средствам очищения от грехов.Под влиянием страстей и шума мира совесть часто плохо слышна человеку и становится приглушенной.Если часто заглушать голос совести, то он становится все тише, совесть болеет, отмирает, и такой процесс оканчивается смертью совести, т.е.состоянием бессовестности.

Но, говоря о состоянии бессовестности, мы понимаем не отсутствие в человеке карательной силы совести, а только отсутствие совестливости, т.е.попрание всех божеских и человеческих законов и прав, отмирание всякого нравственного чувства.Конечно, бури страстей и шум этого мира могут заглушить и карательный голос совести.Но и в этом случае судящая совесть сказывается в человеке.Она тогда сказывается в тайном унынии, меланхолии, тоске, в состоянии безнадежности.А когда затихают страсти и шум мира (что случается в течение всей жизни, но в особенности перед смертью), тогда злая совесть обрушивается на человека со всей яростью.Она тогда производит в человеке беспокойство и боязливость, и мучительное ожидание будущего воздаяния.Каин, Саул, Иуда, Орест могут послужить образцами.Так что совесть есть или ангел-утешитель, или диавол-мучитель.

Мы привели все выдержки из свящ Писания, относящиеся к человеческой совести.Осталось указать только на одно место в послании ап.Павла к коринфянам; оно читается так: Совесть же разумею не свою, а другого; ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? (1 Кор.10:29).В этих словах совесть представляется индивидуальной инстанцией: это значит, что каждый человек имеет совесть только для себя.Из этого следует, что я должен остерегаться возвышать голос свой совести на степень закона для других и таким образом причинять ущерб своей совести.Я должен со вниманием и снисхождением относиться как к своей собственной совести, так и к совести других.

Природа совести

Совесть – всеобщий нравственный закон

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие(Быт.1:26).Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке.Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом.Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого.Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы.Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св.апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам.Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” (Рим.2:15).Тут же ап.Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека.Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло.Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим.1:32).На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести.Поэтому, как учит ап.Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу.Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон.Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками.Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек, омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести.Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мт.7:12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше теряем совести человека, чем писанным законам и правилам.Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей — “что дышло: куда повернул, туда и вышло.” Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон.Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

О хранении чистоты совести

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23).Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полномуочищению совести.

Фото: foma.ru.Автор: Анастасия Крючкова

Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь.Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи.В таинстве крещения, а потом — в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев.9:14).Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений.“Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”.Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека.В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия.Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).

Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости.Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны.Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!

“Не величие власти,” — рассуждает св.Иоанн Златоуст, — “не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести.”

Что такое угрызения совести?

Совершая грех в первый раз, человек чувствует некое внутреннее обличение, переживает.Сделав тот же грех повторно, он испытывает меньшее обличение, и если он.невнимателен и продолжает грешить, то его совесть очерствевает.

Диавол часто находит оправдание грехам, и вместо того чтобы признаться: «Я сделала это, чтобы попрать свою совесть», она оправдывает себя: «Я сделала это ради того, чтобы не расстраивался Старец».Он поворачивает ручку настройки на другую частоту, чтобы мы не увидели своего проступка.Одна женщина, придя к духовнику на исповедь, безутешно рыдала и повторяла одну и ту же фразу: «Я не хотела ее убивать!» — «Послушай, — стал успокаивать ее духовник, — если у тебя есть покаяние, то у Бога есть прощение греха.Ведь Он же простил покаявшегося Давида».

Радости покрывают грех, загоняют его вглубь, но он продолжает работать изнутри.Таким образом, человек попирает свою совесть и поэтому начинает очерствевать, а его сердце потихоньку засаливается.А потом диавол во всем находит ему оправдание: «Это дело пустяшное, а это вещь естественная…» Однако такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает.Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира и тишины.Он живет с непрекращающимся терзанием, мучается и не может понять, в чем причина всего этого, потому что его грехи покрыты сверху, загнаны вглубь.Такой человек не понимает, что страдает от того, что совершил грех.

Совесть в психологии

Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология.Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?

Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых.Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно.Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно.Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость.Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам.Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные — чувством стыда, страха, душевной муки.В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные.Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только.Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние.Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам.Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?

Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать.Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков.Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы.Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю.Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них.Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.

Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца.Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных.Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались.Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.

Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?

Народные пословицы о совести

Жизнь дана на добрые дела.

Вольному воля, спасенному рай.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Ангел помогает, а бес подстрекает.

По течению только дохлая рыба плывет.

Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

Худые дела не доведут до добра.Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Совесть не повесть — в архив не сдашь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

О совести на Правмире:

Фильмы о совести:

Счет невечерний.От 17 сентября.Вера и совесть


Как разбудить свою совесть?

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
802
Предыдущая статьяКак прокачать грудь
Следующая статьяНапиток из мяты и имбиря

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here