Будда шри ланка

Рассмотрим подробнее тему: Будда шри ланка - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
90

Храм зуба Будды или то, ради чего мы проехали половину острова — Канди, Шри-Ланка

Храм зуба Будды (Sri Dalada Maligawa) находится практически в центре города Канди.Сюда каждый день приезжает множество людей, чтобы своими глазами увидеть зуб священного Будды.история гласит, что примерно в 540 году до нашей эры после того как кремировали Будду, из костра достали его 4 зуба, которые были увезены в разные точки земного шара.На Шри-Ланку, того еще остров Цейлон, зуб Будды был привезен в прическе дочери правителя Калинги.Первоначально зуб хранился в городе Анурадхапура, далее его перевезли в город Полоннарува, а в начале 17 века зуб был перевезен в горд Канди, где находится и по сей день.Специально для него был возведен храм Далада Малигава.Много раз зуб Будды пытались уничтожить, так как если зуб будет уничтожен, то будет уничтожена буддийская вера Шри-Ланки.В 1988 году исламисты пытались взорвать храм с зубом Будды, им это удалось, храм был поврежден, но зуб Будды не пострадал.С тех пор для того, чтобы пройти на территорию храма, где хранится зуб Будды, вам нужно будет пройти через досмотр и металлоискатели.Женщины и мужчины проходят контроль отдельно.

Как добраться до храма зуба Будды в Канди, Шри-Ланка?

Если вы едете из Коломбо, вы можете доехать на поезде или на автобусе, в направлении Коломбо-Канди часто ходит и тот и другой транспорт.

Поезд Коломбо-Канди, примерная стоимость билетов на человека: 1 класс — 500 рупий, 2 класс — 250 рупий, 3 класс — 100 рупий.Время поездки — 4 часа.

На автобусе вы доедете примерно за это же время.

Если вы едете с другой стороны, с юга Шри-Ланки вы также можете доехать до Канди на общественном транспорте.

Также до Канди вы можете добраться на такси практически из любой точки острова.

Хорошие отели в Канди на Booking:

В Канди мы остановились в прекрасном небольшом тихом отеле Linwood Bungalow на окраине города, так как мы путешествовали самостоятельно на мопеде.Отель небольшой, находится в очень живописном месте, а хозяин отеля очень добрый и отзывчивый человек.Мы останавливались здесь на 2 ночи и на утро получили в подарок завтрак на двоих от хозяина отеля.

Поэтому, если вы ищете недорогой и хороший вариант на пару-тройку ночей, могу вам его порекомендовать.

Итак, мы доехали до центра Канди, к тому самому прямоугольному озеру Bogambara lake, хотя оно не такое уж и прямоугольное, как оказалось Здесь же поблизости находится и храм зуба Будды.

Наше посещение Храма Зуба Будды

Для девушек необходимо прикрыть плечи и колени, а на территории вас также попросят и обувь снять, да еще и заплатить за это! Но, начнем сначала.Мы подошли к огороженной территории храма зуба Будды.Здесь стояли 2 металлических прохода и проверяли абсолютно всех, а тех, кто был с рюкзаками или сумками — проверяли и их содержимое.Все серьезно, 2 кабинки — женщины и мужчины отдельно проходят осмотр.Мы без проблем прошли этот пункт досмотра и подошли к самому храму зуба Будды.Здесь нужно было снять обувь.Мы специально взяли с собой полупустой рюкзак, чтобы в него положить свою обувь, а не сдавать ее за деньги.Но! К нам подошла местная женщина и сказала, что обувь нужно обязательно сдать, хотя такого не было написано в правилах.Пришлось нам все-таки сдать обувь за 100 рупий — это с одной пары такая цена, нам сначала отказывались класть нашу обувь вместе и хотели заставить платить дважды, мы возмутились и в итоге ланкиец согласился положить их вместе.Честно говоря, мы привыкли, что везде в Шри-Ланке местные пытаются нас обмануть и заработать на этом.Конечно, не очень приятно, но что делать Итак, мы сняли и сдали нашу обувь и прошли ко входу, вокруг нас было множество школьников, я уже как-то писала, что мы попали в местные школьные каникулы, поэтому по всем популярным местам нас сопровождали школьники.

Мы прошли на второй этаж, здесь местные кладут цветы лотоса, которые можно было купить у входа в храм.И оставить денюжку на нужды храма.

Там вдалеке, где деревянные постройки есть окно, где в коробочке находится зуб Будды.Его выносят ближе к верующим во время службы — пуджи трижды в день в 5.30-6.45, 9.30-11, 18.30-20.00.Выносят то его конечно выносят, но коробочку не открывают, поэтому так и непонятно есть там он на самом деле или нет.

Местные сидят на полу и что-то шепчут при этом кланяюсь.

Мы прошли весь второй этаж, стали спускаться по лестнице и в наших головах витали недопонимание ситуации.И это все? То, ради чего мы заплатили по 1000 рупий за вход с человека.Все были слишком маленьким, мы провели в храме минут 10-15.Но, спустившись, мы увидели, что местные идут куда-то вглубь территории храма зуба Будды.Мы решили пойти за ними и вошли в еще одно помещение.В центре сидел большой золотой Будда.

А в самом помещении по сверху под потолком висит несколько картин и что-то написано под ними.

Как оказалась там была написана история с самого рождения Будды и до его смерти и того, каким именно образом его зуб попал на остров Цейлон.Довольно-таки интересно, мы все прочитали.Написано по-английски.

На самом деле, здесь еще много различных помещений, но мы так и не поняли, можно ли туристам туда ходить, а если можно, то скорее всего за отдельную плату.Мы же не захотели больше никуда идти.Честно говоря, ожидали большего от этого знаменитого храма зуба Будды.Сама территория храма очень ухоженная и красивая.Мы обнаружили здесь также вот такой колокол.

Сам храм снаружи нам тоже понравился, по бокам он окружен водой.

Внутри же, если честно, не очень впечатлил.Если вы очень хотите посетить храм зуба Будды, то конечно же посещайте, если вы сомневаетесь идти или нет, и у вас есть другие варианты как провести время, то тогда лучше выберите другой вариант.Хотя я не жалею, что мы его посетили, так как у нас было свободное время и мы не знали куда недалеко и ненадолго сходить.

Золотой будда в Дамбуле.Шри Ланка

Таблички у Храма указывают на то, что это самый большой Будда в мире, сидящий в позе Dhamma Chakra — Дхармачакра.

Голова — 11 метров, длинны губ — 1,5 метра, длинна брови — 2 метра, ширина лба — 2,5 метра.

Ширина ладони — 2 метра, длина ладони — 2,5 метра, длинна мизинца — 2,2 метра, длинна указательного пальца — 3 метра.

Длинна ушей составляет 3,5 метра.

Размер колена — 3,7 метра.Длина стопы — 7,5 метра, расстояние между коленями — 22 метра.

По горной тропе к Золотому Храму в Дамбулла (the Golden Temple of Dambulla) тянется нескончаемая вереница «буддийских монахов», которая как бы приближается к храму.

Они несут подношения

У всех монахов свои лица, индивидуальная одежда — впечатляет.

Каждый монах получает в руки священный цветок лотоса.

БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ

Клан Шакия жил в предгорьях Гималаев, в районе Северной Индии (Южный Непал).У правителя клана Шутходана Гаутамы и королевы Махаман не было детей.И вот однажды королеве приснился странный сон.Четыре ангела, появившиеся с 4-х сторон света, подхватили ее и перенесли к горному озеру на вершине Гималаев.Здесь ее искупали и нарядили в небесные одежды.Внезапно возникший маленький белый слоненок с цветком белого лотоса, потрубил, обошел вокруг три раза и вошел в нее с правой стороны.После этого королева забеременела.Король и подданные с нетерпением ожидали рождение наследника.По древнему обычаю королева отправилась рожать в родительский дом, а по дороге присела отдохнуть в прекрасном цветущем саду Лумбини.Она протянула правую руку, чтобы сорвать ветку, и в это момент родился принц.Это случилось в полнолуние 8 апреля 623 г до нашей эры.Принца назвали Сидхартха Гаутама (Сидхартха-исполнение желаний).Радость короля была безгранична, но вскоре радость сменилась печалью: на седьмой день королева умерла.Ее младшая сестра Махапраджапати стала приемной матерью и воспитала принца с любовью и заботой.Отшельник Асита, живший в горах недалеко от столицы, заметив сияние, исходившее из дворца, воспринял это как хорошее знамение, пришел во дворец и был представлен ребенку.Посмотрев на принца, он предсказал: «Если принц останется во дворце, он станет великим правителем и завоюет весь мир.Но, если он предпочтет жизнь религиозную, станет Буддой, спасителем мира».Счастливый отец был польщен таким пророчеством, но позже стал беспокоиться о вероятности выбора второго пути.В возрасте 7 лет принц начал изучать гражданские и военные науки, но его мысли занимали совсем другие вещи.Одним весенним утром он выехал с отцом на прогулку.Вместе они наблюдали, как фермер вспахивал поле, и в это время птица присела на борозду и склевала червяка, которого плуг крестьянина вывернул наружу.Принц присел под деревом и прошептал: «О боже! Неужели все живые существа убивают друг друга?».Ребенок, рано потерявший мать, был глубоко потрясен трагедией этих маленьких существ.Душевная рана увеличивалась с каждым днем.Вспоминая пророчество старика, корольстарался любовью и заботой направить мысли сына в другое русло.В возрасте 19 лет принц женился на принцессе Яшодаре, двоюродной сестре, и в течение последующих 10 лет жизнь протекала в увеселенных забавах.И хотя принц имел все, чтобы быть счастливым, печали мира, окружавшие его, переполняли его чувствительную душу.Мысли принца всегда возвращались к проблеме страдания, когда он пытался понять смысл человеческой жизни.»Великолепие дворца, здоровое тело, юность — какое все это имеет значение? Однажды мы все заболеем, постареем и не избежим смерти, перед которой все равны.Должен существовать выход.Так же как теплу противопоставлен холод, а свету темнота, так и счастье должно противостоять печали».

Так душевные страсти разжигались в его мозгу до тех пор, пока не родился у него единственный сын Рахула, когда Гаутаме исполнилось 29 лет.И вот настал момент, когда принц решил покинуть дворец, чтобы найти ответы на свои вопросы.Внутренний голос твердил ему: «Лучше бы ты остался дома, и весь мир будет принадлежать тебе».На что он отвечал: «Не нужен мне весь мир!».Побрив голову, надев желтую робу аскета, он напрвил свои стопы на юг, неся в руках нищенскую чашу.Принц жил у отшельников, изучая их методы и образ жизни в течении 6 долгих лет.Он праутиковал все виды аскетизма (голодовки, бичевания, ночные бдения, покаяния) и превратился в скелет.На горьком опыте самоистязания он понял, что идет неправильным путем.Самоистязания ослабляют тело, дух, интелект.Покинув аскетов и оставшись один, обессиленный, на грани смерти, он предпринял последнюю попытку через иедитацию прийти к прозрению, повторял себе: «Пусть кровь высохнет в жилах, плоть сгниет, а кости разложатся, но я не покину это место до тех пор пока не пойму смысл жизни».И вот прекрасным солнечным утром, погруженный в медитацию, он вдруг осознал и понял вещи, как они есть на самом деле.Он прозрел, стал Буддой (прозревший, озаренный) в возрасте 35 лет.Он не был рожден Буддой, он стал им, благодаря старению.На четвертой неделе после озарения ум его прояснился, тело очистилось и стало излучать шестицветное сияние (все шесть цветов представлены на буддийском флаге и символизирует: синий-уверенность, красный-ум, оранжевый-отрешенность, желтый-святость, белый-чистоту, смешешанный-все эти качества вместе взятые).Через семь дней Будда решил, что настало время поделиться своими знаниями с человечеством.В течение последующих 45 лет Будда много странствовал, проповедуя, и у него появилось много учеников и последователей.Когда ему исполнилось 80 лет, он заболел и, как все смертные, отошел в мир иной — Нирвану.

Будда не был богом или пророком, а был обычным человеком: рожден как человек, жил как человек и как человек умер.Что открыл Будда? Главный принцип реальности — все, что имеет начало, имеет и конец, и страдания не исключение.Главная мысль его учения — отсутствие постоянства в мире времени и прстранства.Жизнь, говорил Будда, состоит из двух составных: физического тела и разума.Тело кажется нам нашим собственным, и в то же время мы не можем им полностью управлять.Оно подвержено болезням, старости и, наконец, смерти.Разум еще более непостоянен, чем тело.Мысли человека, его характер и стремления постоянно меняются, иначе нет прогресса и развития.Таким образом, жизнь, комбинация тела и разума, продолжается до тех пор, пока существуют желания и амбиции, что порождает страдания.Причина страданий — эгоизм, вера в свое исключительное «я».Эгоизм, в свою очередь, питает жажду жизни в широком смысле этого слова (жажду удовольствий, жаду власти, жажду богатства, жажду господства.), ввергая нас в бездну самсары, бесконечный цикл перерожлений.Причиной перерождений является карма — закон зависимости, закон причины и следствия.Карма, итог желаний, мыслей, поступков прошлых жизней и настоящей, создает новую жизнь.Новое тело и разум — результат прежних тел и разумов.Наша будущая жизнь это продукт тех карм плюс кармы настоящей.До нас и после нас бесконечная вереница жизней прошедших, настоящих и будущих до тех пор, пока мы не положим им конец.Остановить процесс существования можно лишь уничтожением кармы, с исчезновением котрой исчезнут и причины, необходимые для перерождений.Отсюда следует из замкнутого круга самсары в Нирвану.Нирвана это не рай, это иной мир более высокого уровня развития.Учение Будды суммировано в то, что называется Четыре правды: — рождение, жизнь, болезнь и смерть.Страдания: — страдания возникают из-за эгоистических желаний, амбиций.Избавиться от желаний — уйти от страданий.Пути избавления от страданий.Избавиться от страданий можно с помощью:
-правильного понимания;
-правильного намерения;
-правильной речи;
-правильного поведения;
-правильного образа жизни;
-правильного стремления;
-правильной заботы;
-правильного мышления.

Процесс этот эволюционный, проходящий многие этапы духовного развития.Учение Будды невозможно объяснить только посредством притч.Будда говорил, что врата успеха открыты для всех, богатых и бедных, святых и преступников, часто сравнивая человека, стремящегося к совершенству, с цветком лотоса.»Цветок белого лотоса рождается под грязной мутной водой пруда.Достигнув поверхности, бутон вырастает над водой и, рассцветая, приносит радость всем кто его видит.Так и человек, рожденный при неблагоприятных обстоятельствах, в плохом окружении, без условий для социального и духовного развития, может достич зрелости и совершенства».Следуя учению Будды, заповедям (не убей, не укради, не лги, не пей, не прелюбодействуй), совершая правильные поступки, человек поднимается выше и выше по лестнице духовного развития.Будда предостерегает тех, кто решил следовать его примеру, избегать самоистязаний и самопотаканий.Потакание слабостям низко, самоистязание сумашедствие, обе крайности бесполезны.Существует Средний Путь, который помогает заглянуть в самого себя.Награда — знание, спокойствие, уравновешенность, идеальный мир.Будда не претендовал на роль первооткрывателя и не утверждал, что его путь единственно правильный.Каждый, кто захочет и приложит усилия, откроет свой путь и прийдет к совершенству, потому что итог жизни всегда один и тот же — Нирвана.Буддизм — Закон Освобождения — не религия в общепринятом смысле этого слова, так как учение не сконцентрировано на боге.Будда не верил во всемогущего и всевидящего властелина, контролирующего человеческую судьбу, награждающего или карающего.Учение признает безграничные скрытые возможности самого человека и объясняет, что Ваше спасение в Ваших руках.В буддизме нет молитв о спасении и заступничестве.Молитвы приобретают характер частных эгоистических сделок с богом для осуществления земных амбиций.Вместо молитв буддизм предлагает медитацию.Медитация это не молчаливое созерцание, а активная тренировка ума, ведущая к самсовершенствованию и самоконтролю.Буддизм предоставляет совершенную свободу мысли, не требуя слепой веры, вера заменена уверенностью, основанной на знании и путем анализа, благодаря чему буддизм часто называют Вибхаджавада — Религия Аналитического Знания.Будда представляет собой бессмертный идеал человечества — Человека Совершенного.Его образ в храме создает чувство присутствия самого учителя, что в свою очердь вдохновляет верующих следовать его примеру.Буддисты не молятся Будде, а посредством цветов и благовоний отдают дань уважения учителю и его учению.Реликвии также не являются необходимостью, но они помогают, но они помогают концентрировать внимание верующих на учении.Сам Будда не поощрял поклонения себе, говоря: «Тот отдает мне дань уважения, кто претворяет в жизнь мое учение.Кто видит и понимает учение, то видит и понимает меня».Буддизм можно без сомнения сравнивать с наукой, хотя их нужно рассматривать как параллельные учения.Наука имеет дело с материей, а буддизм с моральным и духовным развитием (различен предмет изучения).Буддизм нельзя также назвать чистой философией, так как философия имеет дело со знанием и не касаетсч практики, в то время как буддизм связан с реализацией знаний на практике.

Первоначально Будда изображался только в «позе лотоса».Этот образ был навеян видением Будды, восседающего на троне победы под деревом знаний в период прозрения.Колоссальная скульптура этого типа находится в Гал Вихара в Полоннаруве (XII век).Но самая древняя скульптура, Самадхи Будда (Будда в глубокой медитации), относится к III веку до нашей эры и хранится в музее Анурадхапуры.Со временем значение учения Будды возросло, и появились статуи Будды в позах стоя и лежа, все колоссальных размеров.Одна из ранних статуй стоящего 13 метрового Будды, Аукана Будда, найдена в 51 км.от Анурадхапуры и датируется V веком нашей эры.В Гал Вихара в Полоннаруве есть вариация этого типа статуй (руки скрещены на груди, тело расслаблено) — очень распространенная поза Будды в Индии.Целью скульптора древности являлось стремление умолить божественную натуру Будды и подчеркнуть его человечность.Различаются два типа лежащего Будды: — Будда, у которого большие пальцы ног соединены вместе, считается отдыхающим (исходя из древних буддийских коммениарий, эта поза называется «позой льва»: голова льва отдыхает на правой лапе); — Будда, пальцы ног которого слегка врозь, в процессе входа в Нирвану.

Дэана мудра: одна ладонь лежит в другой, ладони согнуты и естественно отдыхают на коленях («поза лотоса»).Абхая мудра (жест протекции): правая рука поднята от локтя, ладонь открыта, а пальцы ладони соединены вместе.Витарка мудра (жест учения рассуждения): указательный палец правой руки, поднятой от локтя, соединен с большим пальцем в кольце.Бумиспарша мудра: пальцы правой руки достают до пола, призывая в свидетели землю-мать.Дармачакра в переводе с санскрита Dharmasakra означает «колесо учения» (в учении течения Махаяна).Восемь спиц колеса символизтрует Восемь Путей, с помощью которых человечество прийдет к спасению: правильное понимание, правильная речь, правильное поведение, праильный образ жизни, правильное стремление, правильное мышление, правильная забота, правильная медитация.Течение Теравада трактует слово как «колесо жизни», символизирующее восемь состояний жизни: радость-горе, богатство-бедность, слава-забвение (унижение), прибыль-убыток.Но как бы то ни было, дармачакра, как и вращающееся колесо телеги, означает бесконечное движение вперед.Задолго до появления статуй и реликвий Будды дармачакра служила предметом поклонения, а теперь является символом Буддизма.

Согласно буддийскому канону, описывающему жизнь и последние дни Будды, после кремации Будды фрагменты его физических останков, которые теперь называются реликвиями, были разделены на восемь частей и распределены между соседними государствами, принявшими к тому времени Буддизм.Каждая реликвия была замурована в ступе, в девятой ступе замурована урна, в десятой пепел.Согласно традиции существует 3 вида реликвий: — шаририка (физические): волос, кость, зуб; — парибогика (утилитарные): предметы, которыми Будда пользовался при жизни, как, например, нищенская чаша Будды; — уддешика (мемориальные): статуи, ступы.Физические реликвии занимают самое важное место, так как являются фрагментами физических останков тела Будды, что помогает представить Будду в плоти.

Ступа или дагоба — архитектурное нововведение, импортированное из северной Индии, обычно заключает в себе реликвии Будды или другие святыни раннего буддизма, которым поклоняются даже сегодня и изначально представляла собой простую насыпь земли со всавленной в середину деревянной мачтой.Время от времени правящие монархи вносили свои усовершенствования и в процессе времени ступы раннего периода не сохранились в своем первозданном виде.Зонтик на мачте, древний восточный символ королевской власти, и платформа, поддерживающая зонтик, были добавлены позже.Кольцо из камня вокруг основания ступы не позволяло земле осыпаться.Согласно хроникам, слоны, обутые в кожаные ботинки, утрамбововали землю.Познее к верхней части зонтика добавили шпиль.Со II века до нашей эры начали строить ступы из кирпича на фундаменте.Внутри каждой ступы находится комната, украшенная живописью и скульптурами.В комнате замурованы реликвии — предметы, принадлежащие Бкдде, или фрагменты его физических останков.Впоследствии ступы стали строить на платформах (иногда 3-х ярусных) с входом с 4-х сторон света.Ступеньки начинались ванночками с водой для омовения ног верующих.Вокруг ступы напротив каждого входа цветочные алтари.

Уникальной особенностью буддийских храмов Шри-Ланки является «лунный камень», высеченный из камня полукруг в виде половинки луны, украшающий вход в храм.Несколько концентрических панелей изображают животных, птиц и растения.Но «лунный камень» создан не для того, чтобы радовать глаз, а содержит в себе сущность самого Буддизма.Каждый шаг имеет свое значение: — стилизованные языки пламени (в виде цветочных лепестков) на наружном полукруге камня означают состояние мира, разрушение и мученическую смерть, от которых человек ищет спасение, входя в храм; — животные (слоны, лошади, буйволы, львы) отображают животный инстинкт человека, который он пытается скрыть, входя в храм; — лебедь, занимающий особое место в восточной мифологии, всегда присутствует на «лунном камне».Говорят, что если смешать молоко с водой, лебедь выпьет только молоко, оставив воду.Так и Вы сможете выделить чистоту и правду учения Будды из трясины других доктрин; — ползучие растения символизируют поиск правды через страдания (циклы рождений и смерти); — заключительная панель всегда полураскрытый цветок лотоса, символ чистоты и совершенства, означает скоротечность жизни; тот, кто продолжает поиск, всегда приходит к прозрению.

В окружении, в котором вырос Будда, лотос рос в изобилии в прудах и озерах и использовался как декоративный элемент в религиозных церемониях.Сидячая поза Будды со скрещенными ногами (Будда в медитации) в живописи и скульптуре называется падмасана, «поза лотоса».Постамент, на котором Будда сидит или стоит, изображает распустившийся цветок лотоса — символ чистоты и совершенства.Стилизованный лотос занимает главное место в росписях потолков и стен храмов.Часто в своих притчах Будда обращался к лотосу для сравнения.

ПРИХОД БУДДИЗМА НА ШРИ-ЛАНКУ

Буддизм, возможно, достиг Шри-Ланки раньше, но формально завезен в III веке до нашей эры.В 247 г индийский император Асока послал первых буддийских миссионеров, среди которых находился его сын Махинда, к ланкийскому королю.Правящий монарх Анурадхапуры Деванампиятисса преследовал оленя в лесу Михинтале, когда услышал, как кто то позвал его: «Тисса!» На мгновение король расстерялся: кто решился назвать его по имени.Оглядевшись, он увидел фигуру в шафранной робе с шестью компаньонами на вершине горы.Нищенствующий монах был некто иной, как Арахат Махинда (Святой Махинда).Миссионеры привезли с собой учение Будды.Махинда был мудрым учителем и решил проверить интеллигентность короля, загадав ему загадку: — Король, как называется это дерево? — Это дерево Манго.- А есть ли здесь другие деревья кроме этого манго? — Да, другие деревья манго.- А есть ли здесь деревья кроме этого манго и других манго? — Здесь много деревьев, которые не манго.- А есть ли здесь другие деревья кроме манго и деревьев не манго? — Это манго.Удовлетворенный ответами Тиссы, монах поведал ему учение Будды.Послушав проповедь, король признал мудрость учения и пригласил Махинду в Анурадхапуру, где Арахат обратил в Буддизм 7000 человек за 7 дней.Когда Махинда сказал королю: » У нас нет ничего, чему можно поклоняться», Тисса послал к императору Асоке за реликвиями.Монах Сумана отправился в Индию и принес кость ключицы Будды, его чашу для поданий и саженец дерева-БО с великой помпой и построил первую на Шри-Ланке ступу Тупарама, куда была заключена кость ключицы Будды.В Михинтале, где была прочитана первая проповедь, Тисса построил первый монастырь для Махинды и его сподвижников, где Махинда прожил 48 лет, вплоть до своей смерти.Вообще, время прибытия Виджая (основоположника сингальской нации) на остров Тамбапани, совпавшее с моментом смерти Будды, говорят, оказало огромное влияние на историческую роль Шри-Ланки, как покровителя веры.Сингалы считают, что на них возложена важная миссия: сохранить и распространить буддизм.Поэтому все правители острова строили много монументов религиозного характера.Впечатляющие размеры ступ Анурадхапуры и Полоннарувы демонстрируют огромное влияние веры на государство и его правителей.Два очень важных события произошли в древней Шри-Ланке, повлиявшие на манеру богослужения и будизм в целом.Первое событие это саженец дерева-БО, посаженный в королевском саду в Анурадхапуре, — один из самых святых объектов поклонения для миллионов буддистов.Так как первоначального дерева в Непале более существует, то это самое старое, исторически документированное дерево на земле, которому XXIII века — Шри Маха Бодхи.

В начале IV века нашей эры (311 г) другое великое сокровище прибыло на Шри-Ланку — Зуб Будды.После кремации Будды его физические останки были разделены между буддийскими странами Южной Азии.Левый глазной зуб находился под опекой королей династии Калинга (Индия) многие века.Когда появилась опасность захвата трона не буддийской династией, король Гухасива вручил реликвию своей дочери Хемамале с инструкциями, что она и ее муж Дантакумара доставят Зуб в целости и сохранности ланкийскому королю.Ланкийский король принял реликвию с большим почтением и хранил в своем дворце пока подходящий новый храм был построен.Зуб, физическая реликвия Будды, является талисманом, который приносит стране процветание и благосостояние, а также символ власти и независимости сингальской нации.С давних времен Зуб хранится в 7 золотых ларцах в виде ступ, украшенных драгоценными камнями, где он покоится на пряди золотых волос и золотом листе.В данный момент находится в Канди, в храме Далада Малигава (Храм Зуба Будды).К святыне нужно относиться с должным почтением и уважением, поэтому раз в год реликвия покидает хранилище и выносится на всеобщее обозрение во время Кандийской Перехеры.Сначала Зуб находился а Анурадхапуре, затем в Полоннаруве.Иногда во времена интервенций его приходилось прятать в пещерах.Зуб был увезен с острова дважды; индусами в 1283 г и возвращен королем Паракрамабаху в 1288 году, и англичанами.В XVI веке португальцы захватили то, что они считали Зубом в Джафне, увезли его в Гоа (Индия) и сожгли на католическом костре.Но сингалы смеялись, так как это была всего лишь копия Зуба.Читать далее: Колыбель буддизма — Шри-Ланка

Значительная часть жителей острова практикует буддизм, главную религию государства с 247 г до нашей эры.За многовековую историю страны распри на религиозной почве никогда не возникали.Дух терпимости и сострадания, основные принципы буддизма, преобладают и в наши дни.В многорелигиозном обществе, таком как Шри-Ланка, люди всех религий имеют святые места.У буддистов их 16, которые, как считают, посетил сам Гаутама Будда.Согласно хроникам Махавамса (Великие Хроники Сингалов), через 9 месяцев после прозрения, в полнолуние Phusa (согласно древнему индийскому лунному календарю десятый месяц года) Будда прибыл на остров, чтобы распространить свое учение.Еще при жизни он знал, что Шри-Ланка это место , где его доктрина будет сиять в лучах славы.По легенде Будда посетил остров 3 раза, чтобы учить, проповедовать, улаживать споры в 16 местах.Эти места известны не только среди паломников Шри-Ланки, но и среди верующих всего буддийского мира.Махиянгама, между Канди и Бадулла — первое место, которое посетил Будда.Здесь он подарил свой волос старейшине местности, почитаемого теперь как бог Саман.Реликвию поместили в ларец из сапфира и заключили в ступу.Ступа была перевтроена последующими правителями острова.Келания — храм на западном побережье острова немного севернее Коломбо.На восьмом году после прозрения Будда посетил это место.Считают, что золотое кресло, украшенное драгоценными камнями, на котором сидел Будда, читая проповедь, замуровано в ступе.В полнолуние декабря (месяс Дуруту) в честь этого события здесь проходит религиозное шествие с выносом святых реликвий на всеобее обозрение.Нагадипа — небольшой островок около полуострова Джафна, где в давние времена жили племена нага.Будда прибыл сюда, чтобы разрешить спор между двумя правителями, возникший из-за трона, украшенного драгоценными камнями.Храм и монастырь были построены на том своем месте.

Тиссамахарама — в бытность свою одна из древних столиц Ланки и бастион сингальских королей.Город был известен как Махагама (*великий город*) и являлся вторым по величине и значимости после королевской столици Ануадхапуры Северо-Центральной провинции.Ступа Тиссамахарама, которой не менее 2000 лет, непрерывно реставрировалась и перереставрировалась, вплоть до наших дней.В Катарагме находится святилище лесного бога Сканды Кумарая, сына индуистского бога Шивы.Изначально чисто индуистская часовня теперь считается также и буддийской, по крайней мере, в течение последних XXIII веков, с тех пор как Будда посетил это место.Буддийская часовня построена невдалеке от индуистской часовни, в нескольких километрах от Селла Катарамы, комплекса древних пещер и храмов.Гора Шри Пада или Пик Адама, как португальцы называли гору, священна для буддистов, индуистов, мусульман и христиан.На вершине горы отпечаток ступни (*шри пада*), как считают буддисты, принадлежит Будде.декабря по апрель тысячи верующих взбираются на гору, чтобы прикоснуться губами к священному следу.Другие восемь святых мест находятся в Анурадхапуре.Шри Маха Бодхи — саженец дерева-БО (фикус религиоза), под которым принц Сидхарта Гаутама достиг прозрения и стал Буддой.

Тупарама — первое религиозное сооружение Анурадхапуры и первая ступа, построенная на Шри-Ланке в III веке до нашей эры, где заключена маленькая частица правой ключицы Будды.Настоящая ступа построена в 1862 г на месте разрушенной ступы в VII веке.Руванвели или Махатупа (Великая ступа) — построена на фундаменте из золотого гравия королем Дутугемуну во II веке до нашей эры.Согласно хроникам, был объявлен конкурс на лучший проект и выбран один из пятисот предложенных.Победивший архитектор в ответ на вопрос короля, какую ступу он построит, попросил принести золотой сосуд с водой.Набрав в руки воды, он вылил ее обратно в сосуд, где образовался большой пузырь, и он ответил: «Вот такой я ее и построю».К сожалению после многократных реставраций ступа потеряла свою первоначальную форму.Абхаягирия — 115 м ступа построена королем Гаджабаху (114-136 гг.) во II веке до нашей эры, и по размерам уступала лишь ступе Джетеаванараме.Согласно записям китайского монаха Фа-Хсиена, путешествовавшего по Шри-Ланке в пятом веке нашей эры (411-413 гг.), Будда прибыл на остров и, обладая сверхъестественными способностями, одной ногой ступил в севрной части Анурадхапуры, а другой на вершине горы Шри Пады.Над отпечатком ступни в Анурадхапуре была построена дагоба, украшенная серебром и золотом, а затем и монастырь на 5000 монахов.Ланкарама — небольшая ступа, построенная королем Валагамбаху, какое-то время служила ему убежищем во время акупации Анурадхапуры тамильскими завоевателями.Джетавана — самая высокая ступа в мире, построена королем Махасеной (275-301 гг.) в конце III века н.э.и являлась в то время третьим по величине монументом в мире (120 м), уступая лишь пирамидам Хеопса и Кафрена.Принято считать, что в ступе замурован фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда.Каим образом и когда реликвия появилась на Шри-Ланке неизвестно.Мирисавети — первая ступа короля Дутугемуну, построенная в честь победы над тамильским королем Эрала.Легенда гласит, что перед битвой Дутугемуну решил искупаться и перд тем как зайти в воду, воткнул свой скипетр, с заключенной в него реликвией, в песок.Выйдя из воды, король хотел взять скипетр, но не смог.Считая это хорошим знамением, над скипетром была построена ступа, 60 м в высоту.Исурумуния — самый древний монастырский комплекс на Шри-Ланке, основанный королем Деванампиятиссой в III веке донашей эры.Монастырь вырублен в скале.Считают, что здесь совершались ритуалы вызывания дождя.Согласно традиции, каждый верующий должен посетить святые места, в первую очередь в Анурадхапуре, хотя бы раз в жизни.

Буддизм в Шри-Ланке

История проникновения буддизма

Согласно В.И.Корнев «Буддизм В Шри-Ланке» // Буддизм.

Сведения о распространении буддизма на острове основываются на местных мифах, легендах и исторических хрониках.Согласно им, Будда посетил остров, на котором правили демоны, нага (змеи) и ракшасы (злые духи).Сверхъестественные способности Будды помогли ему одержать победу и обратить жителей острова в свою веру.

В некоторых мифах жизнь и деяния Будды в Индии спроецированы на ланкийское общество, то есть Ланка считается родиной царевича Гаутамы.В Дипавансе («Островная хроника» IV века) и Махавансе («Великая хроника» V века) утверждается, что буддизм введён во времена царя Ашоки, когда на остров прибыли его сын Махинда и дочь Сангхамитта, привёзшие с собой останки Будды и отросток дерева Бодхи, под которым Гаутама достиг просветления.В честь этих священных реликвий в Анурадхапуре были воздвигнуты Махавихара, Четия-паббата-вихара, Тупарама и ещё несколько женских и мужских монастырей.

Во II веке до н.э.северная часть острова была захвачена тамилами, которые оставались на острове 44 года и были разгромлены царём Дуттагамани Абхая (правил в 101—77 до н.э.).При нем позиции буддизма ещё более укрепились, но в I веке до н.э.вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правил в 29—17 до н.э.) решил созвать четвёртое сангити в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос о сохранении буддийских традиций.Был созван Четвёртый буддийский собор.500 наиболее учёных монахов собрались в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где на пальмовых листьях записали на пали тексты Винаи, Сутры и Абхидхармы и на сингальском языке комментарии к ним.В то же время царь Ваттагамани создал монастырь Абхаягиривихара.

Развитие буддизма

III веке монахи Абхаягиривихары стали исповедовать буддизм махаянистского толка и повели борьбу с тхеравадинами монастыря Махавихары.В IV веке царь Махасена (правил в 334—362) по совету махаяниста Сангхамитты разрушил все здания Махавихары.Он же построил монастырь Джетавана в Полоннаруве и подарил его махаянистским монахам.Во времена царствования Сиримегхаванны (сына Махасены) из Индии был привезён зуб Будды.Считалось, что обладание этим зубом дарует правителю сверхъестественные возможности видеть низкое и благородное, уродливое и прекрасное, проникать взором в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия как своих мыслей и действий так и других существ Вселенной.Поэтому в честь этого события царь приказал восстановить Махавихару, отлить золотую статую Махинды и учредить фестиваль Махинды, символизирующий борьбу за чистоту буддизма.

Соперничество между монастырями Махавихара, Абхаягиривихара и Джетавана продолжалось до нашествия тамилов в V веке, после изгнания тамилов сингальские цари стали поддерживать Махавихару как оплот национального духа и истинного буддизма.Историческим событием считается прибытие на остров Буддхагхоши (кон.V века) и завершение с его помощью работы над композицией палийского канона (см.Типитака).Примерно тогда же были начаты две сингальские хроники на пали: Дипаванса и Махаванса.Последняя сыграла важную роль в политической жизни острова, так как в ней не только фиксировались династии и исторические события, но и давались оценки деяниям царей, иногда нелестные (после VI века.продолжением Махавансы стала Чулаванса).Поскольку эти хроники считались священными у сингалов, то в соответствии с буддийскими представлениями их переписывание приносило массу религиозных заслуг, и, несмотря на попытки некоторых правителей уничтожить эти хроники, монахи ревностно хранили рукописи и тем самым сохраняли преемственность традиций в условиях регулярных тамильских нашествий и феодальных войн на острове.

С XV века начинается европейская колонизация острова.Сначала это были португальцы (1505—1658), при которых буддистов жестоко преследовали и давалось множество привилегий тем, кто становился католиком.В результате такой политики в Коломбо, Галле, Негамбо и др.прибрежных городах возникли католические общины, церкви, колледжи, появилась прослойка т.н.португальских бюргеров со своими праздниками и фестивалями.Голландская колонизация (1658—1796) оставила после себя помимо плантационных хозяйств протестантские колледжи, а также поселения т.н.голландских бюргеров.Религиозные фанатики среди португальцев и голландцев уничтожали буддийские святыни и преследовали членов сангхи.Англ.колонизация (1796—1948), наиболее гуманная по форме, нанесла самый чувствительный удар по буддизму в результате ликвидации кандийской монархии (1815), отделения буддизма от государства, введения Денежной формы земельного налога и проведения аграрной реформы.Последние два мероприятия подорвали кастовую структуру и разрушили многие традиции сингальского общества.Это привело к идеализации «старого доброго времени» и готовности защищать свою религию, то есть была подготовлена почва для идеологизации буддизма и политизации сангхи.В 1860 начали выходить 2 газеты, призывающие к защите буддизма.В 1865—1873 прошли острые диспуты между христианскими и буддийскими проповедниками, в которых победа чаще всего была на стороне последних.В 1898 была создана Ассоциация буддийской молодёжи, в 1918 — Цейлонский буддийский конгресс, в 1937 — Великий совет сингалов, в 1946 — Объединённый совет бхиккху, в 1955 опубликован доклад «Предательство буддизма», описывающий бедственное положение буддизма по сравнению с христианством, в 1956 создан Объединённый фронт бхиккху, принявший активное участие в политической борьбе за власть.

Современное состояние буддизма

В настоящее время буддизм исповедуют сингалы (60 % населения).В стране более 6 тыс.монастырей и храмов, около 20 тыс.членов сангхи.Имеются три секты: Сиам-никая (основана в 1753), Амарапура-никая (основана в 1803), Раманья-никая (основана в 1863).Наиболее массовой и богатой является Сиам-никая (14 тыс.), которая опирается на крестьян-землевладельцев.Амарапура-никая (4 тыс.) влиятельна среди городских слоёв.Раманья-никая (2 тыс.) является аскетической сектой, борющейся за чистоту буддизма и буддийского образ жизни.Имея значительный опыт политической борьбы, ланкийские монахи постоянно укрепляют свои социально-экономические позиции, добиваясь от каждого правительства определённых уступок в пользу сангхи.Повышение социальной и политической роли сангхи ведёт к обострению религиозно-этнических противоречий на острове; к падению престижа буддийских монахов; к размежеванию между радикально настроенными монахами и консервативной частью сангхи, не желающей терять своего религиозного авторитета и доходов.

Рейтинг автора
Автор статьи
Галина Подмазко
Написано статей
24
Предыдущая статьяНакачаться в домашних условиях программа
Следующая статьяПластыри кенрико

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here