Будда шакьямуни

Рассмотрим подробнее тему: Будда шакьямуни - актуальные тенденции и тренды 2019 года.

0
132

Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), основатель буддизма

Буддизм – одна из трёх мировых религий и самая древняя из них.Он зародился в Индии и с течением времени распространился по всему миру.Самые большие буддийские общины сконцентрированы в странах Восточной Азии — в Японии, Китае, Корее и др.В нашей стране очень велика численность буддистов.Больше всего их в Калмыкии, Забайкалье, Тыве и Бурятии.В 2005 году в Элисте был освящён построенный по благословению Далай Ламы 14 прекрасный храм — «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Основателем религии буддизм является Сиддхартха Гаутама Шакьямуни или Будда.В духовной литературе его называют многими именами – Бхагаван (Блаженный), Сугата (Идущий во благе), Татхагата (Пришедший и ушедший), Локаджьештха (Почитаемый миром), Джина (Победитель), Бодхисаттва (Очистивший пробуждённое сознание от зла и страданий).

Шакьямуни не был первым буддой.До него были и другие, но Великим Учителем стал только Будда Гаутама.Он открыл, что человеческая жизнь есть постоянное страдание.Человек рождается в новых воплощениях, но страдание является сутью каждого перерождения.Колесо сансары (предопределённости) не отпускает его.Он поставил перед собой цель найти причину страдания людей и устранить её.В результате долгих лет в условиях полного аскетизма и медитаций, он обрёл великую мудрость и знание.Он понял, как освободить человека от страданий, то есть дать ему возможность войти в нирвану ещё при земной жизни, и передал свои знания ученикам.

Жизненный путь Будды Шакьямуни принято делить на 12 периодов, которые названы 12 подвигами, или деяниями Будды.

Первый подвиг

Первый подвиг Будды связан с его приходом в мир.По преданию, за многие сотни жизней до Сиддхартхи на территории Индии жил брахман Сумедхи.Однажды он встретил будду Дипанкару.Его поразила безмятежность будды, и он решил во что бы то ни стало научиться такому же отношению к жизни.В «Лалитавистаре» его называют первым бодхисаттвой.Сумедхи открыл великую мудрость: для того чтобы дать людям знания, как достигнуть нирваны, нужно много раз воплотиться в разные живые существа, прочувствовать и понять все их страдания.Его желание освободить людей от предопределённости было так велико, что не оставило Сумедхи даже после смерти.Оно присутствовало в нем во время всех перерождений.И в каждом новом воплощении он набирался новых знаний и мудрости.Он был двадцатью четырьмя буддами-нирманакаями, предшествовавшими основателю религии буддизм.Каждый нирманакай реализовал определённое из деяний Будды Шакьямуни.

Второй подвиг

Второй подвиг Будды связан с выбором его земных родителей.

Предпоследнее рождение Сумедхи было на небесах Тушита в образе одного из богов.Это дало ему возможность передать свои знания людям, по собственному желанию выбрав следующее воплощение.Он решил, что это будет семья раджи Шуддходана.

Правление в княжестве Шуддходана основывалось на принципах республики, а сам Шуддходана возглавлял правящее собрание, состоявшее из представителей самых значительных воинских сословий.Ещё одно обстоятельство указало Сумедхи на правильность выбора – предки раджи Шуддходана в течение семи поколений подряд не имели кровосмесительных браков.

Матерью Будды Шакьямуни стала жена раджи Шуддходана – принцесса из рода колиев, Махамайя.О ней говорится, что она была лишена 32 пагубных качеств и воплощала собой добродетель и милосердие.

Божественное зачатие и рождение Будды Шакьямуни описано в своде священных буддийских текстов «Трипитаки».Они были составлены после в V-III вв.до н.э.

Мать будущего великого учителя зачала в полнолуние пятнадцатого дня второго месяца года.Она заснула и увидела себя на высокой горе, мягкой, как пуховая подушка.Слонёнок с шестью бивнями коснулся её бока, и она почувствовала, что внутри неё взошло солнце.На протяжении всей беременности ей снились чудесные сны, в которых она видела себя дающей знания множеству разных живых существ.За девять месяцев она полностью освободилась от клеш, то есть, от яда мыслей, отравляющих сознание.

Накануне дня рождения Будды Шакьямуни, Махамайя отправилась в дом своей матери, как это полагалось по местным традициям.Однако она не успела прийти туда до родов.Они начались немного раньше назначенного срока, в седьмой лунный день четвёртого месяца 624 года до н.э.Махамайя подошла к дереву лакша, и оно опустило ветвь прямо к её правой руке.Женщина взялась за ветку, и из её правого бока вышел младенец.Ни мучительных родовых схваток, ни боли она не ощутила.Малыш был окутан золотым сиянием.Он сразу же встал на ноги и сделал несколько шагов.Там, где мальчик ступал, распускались прекрасные лотосы.

Махамайя умерла на седьмой день после рождения сына.Перед смертью она попросила свою сестру Маху Праджапати заботиться о мальчике как о собственном ребёнке.

Поздравить Шуддходана с рождением сына пришёл отшельник-прорицатель Асита.Он сказал, что ребёнка ждёт великое будущее.32 знака на его теле указывают на то, что он станет могущественным царём или святым Учителем многих народов.

Четвёртый подвиг

Биография Будды Шакьямуни содержит сведения о прекрасном образовании, которое Сиддхартха получил в доме своего отца.Шуддходан понимал: чтобы стать царём царей, нужно владеть многими знаниями и умениями.Он не хотел видеть сына святым и Учителем.Его целью было сделать из него великого воина и умного политика.

Шуддходан нанял самых лучших учителей, чтобы Гаутама получил всестороннее образование.Он много читал, был абсолютно грамотным в языках.Тогда самыми передовыми науками считались математика, литература и астрология.Будда в совершенстве овладел и ими.

Спорт и игры также играли большую роль в образовании.Мальчик с юных лет постиг различные боевые искусства и с лёгкостью побеждал в состязаниях.Он мог ловко управлять слоном или колесницей, запряжённой лошадьми, был отличным наездником, метко стрелял из лука, метал копьё и сражался мечом.

Он был непревзойдён и в мастерстве пения, танцев, сочинения музыки и игры на разных музыкальных инструментах.

Сиддхартха умел рисовать и составлять композиции из ароматов.

Пятый подвиг

Будущий Великий Учитель до 29 лет жил в Капилавасту, городе, защищённом высокими стенами от окружающего мира.Отец оградил сына от любых проявлений зла.Мальчик не видел ни старых, ни больных, ни некрасивых людей.

Когда Сиддхартхе исполнилось 16 лет, Шуддходан выбрал ему в супруги принцессу Яшодхару.Царь построил для молодых три дворца на разные времена года.У летнего дворца был бассейн с красными лотосами, у зимнего – с белыми, а у дворца для сезона дождей – с голубыми.Яшодхара пришла к Сидхартхе со свитой в 84 тысячи человека.Через 13 лет у супругов родился сын.Ему дали имя Рухул.

Вся биография Будды Шакьямуни подтверждает сведения, что вплоть до 29 лет принц не знал, что такое болезнь, голод, холод, обида, злость или зависть.В Капилавасту даже слуги одевались в красивые одежды и ели пшеницу, мясо и отборный рис, в то время как обычная еда бедняков состояла из дроблёного риса и чечевицы.

В сутре о роскоши, вошедшей в «Учение Будды Шакьямуни», говорится о жизни в Капилавасту как о бесконечной череде удовольствий и приятного общения.

Шестой подвиг

С раннего детства Сиддхардха проявлял стремление к размышлениям.Отца это беспокоило.Поэтому он создал для сына такие условия, чтобы разум Сиддхартхи Гаутамы был занят лишь науками и искусством, и чтобы он никогда не узнал, что такое добро и зло.

Шестым подвигом Будды называется уход принца из отчего дома.Это произошло, когда ему исполнилось 29 лет.

Незадолго до этого события Сиддхартха трижды тайно покидал дворец.В первый раз он увидел мужчину, который стонал от мучившей его болезни.Его тело было покрыто кровоточивыми язвами, облепленными мухами.Во второе посещение принц увидел сгорбленного седого старика, чьё лицо было покрыто морщинами.А когда он снова вышел за пределы дворца, то встретил похоронную процессию и увидел много слёз горя на лицах людей.

В некоторых источниках история Будды Шакьямуни содержит сведения о том, что Будда четыре раза тайно бродил за пределами родного города.В четвёртое посещение он встретил мудреца, который рассказал ему о горестях людей, а также о страстях и пороках, терзающих их.

Так Будда Шакьямуни узнал о существовании страдания, но также он понял, что страдание можно преодолеть.Чтобы узнать настоящую жизнь, молодой человек задумал уйти из дворца.

Отец воспротивился его плану — он организовал новые развлечения для сына и усилил охрану дворца.Сиддхартха не стал менять своего решения.Он спросил отца, может ли тот избавить его от старости и смерти.Не получив ответа, принц дождался ночи, оседлал коня и вместе с преданным слугой покинул Капилавасту.

Седьмой подвиг

Седьмой подвиг Будды обозначен как путь аскета.

Будда удалился от дворца на значительное расстояние, отдал коня слуге, поменялся одеждой с первым попавшимся нищим странником и отправился в путь на поиски истины.С этого момента жизнь Будды Шакьямуни изменилась навсегда.Он стал на путь, ведущий к духовному совершенству.

Жизнеописание Будды Шакьямуни содержит историю о том, как принц Сиддхартха пришёл в Магадхи.Правитель Раджагриху, раджа Бимбисар, пригласил Гаутаму в свой дворец.Он много беседовал с бедным отшельником, каким представился ему принц, и был очарован его умом и знаниями.Раджа нуждался в таком советнике и предложил Сиддхартхе высокий пост при своей персоне, но будущий Учитель народов отказался.

Во время скитаний Сиддхартха Гаутама Шакьямуни присоединялся к разным группам аскетов, проповедующим самоотречение и духовное очищение.У него появились собственные ученики.Он снискал большое уважение среди философов и мудрецов.

В один из дней Сиддхартха встретил девушку, которая предложила отшельнику еду и питьё.К этому времени Гаутама уже накопил огромный багаж знаний и том, что представляет собой реальная жизнь.Однако он был крайне истощён – сквозь кожу просвечивали рёбра, а сам он был близок к физической смерти.Он вступил в период экзистенциального кризиса.Невозможность изменить мир заставила его усомниться в том, что аскетизм – единственный путь в нирвану.Он чувствовал, что знания и опыт следует перевести на новый уровень.Это позволит обобщить их и превратить в универсальное учение.

Отведав обычную пищу и искупавшись в чистой воде, он почувствовал себя обновлённым.Его ученики не приняли перемену в учителе.Они сочли его отступником, предавшим своё предназначение быть отшельником-аскетом.Сиддхартха возразил: «Учиться – значит меняться, иначе учение не имеет смысла».

Шакьямуни опустил свою чашу в воду реки и сказал ученикам: «Если она поплывёт против течения, значит, я прав», — и чаша начала движение вверх по реке.Тем не менее ученики решили оставить своего учителя и товарища и двигаться дальше путём аскезы.

Восьмой подвиг

Восьмым подвигом, или деянием Будды считается медитация.Шесть лет аскезы укрепили его волю.Подпитав силы нормальной пищей и очистив тело от грязи, он решил погрузиться в себя.

Ночью Гаутама увидел пять символических снов, которые подсказали ему, что нужно делать дальше.Он помнил, как в далёком детстве, играя с товарищами, на короткое время потерял сознание и ощутил небывалую лёгкость и самоотрешённость.Именно так чувствует себя человек, погружённый в медитацию.Теперь целью Шакьямуни стало научиться полной самоотрешенности.

Гаутама отправился на север Индии в местечко Бодхгая.Там он расположился под большим фикусом (дерево бодгхай) и просидел под ним семь дней и семь ночей.Он был намерен полностью отрешиться от всего земного.Знаменитая статуя Будды Шакьямуни в позе лотоса изображает Учителя во время медитации.

Девятый подвиг

Девятым подвигом Будды была победа над злыми силами, которые представлял собой бог Паринимитра-вашавартин Мара.На седьмой день медитации Мара наслал на Будду своих дочерей, олицетворявших разные земные искушения.Они пришли к нему в виде прекрасных дев, предлагавших всевозможные наслаждения.Семь недель разум Шакьямуни боролся с демонами.Всё это время Бодхисаттва оставался неподвижным.Он вновь и вновь переживал свои прошлые воплощения, в которых он был то различными животными, то людьми.Он также свободно проникал в сознание живых существ, с которыми его просто сводила судьба, но которыми он не был.И каждый раз Гаутама осознанно отвергал зло, ведь как он впоследствии говорил своим ученикам, Мара имеет власть лишь над теми, кто хочет попасть под его влияние.

В последнюю ночь медитации Сидхартха достиг состояния самадхи, то есть просветления.Он избавился от клеш, обрёл ясновидение и абсолютную мудрость.Его душа, пройдя все стадии развития оказалась полностью свободной и ощущала бесконечный покой и радость.Тело Сиддхартхи стало излучать золотистый свет — он стал Великим Буддой.Ему было 35 лет.

Будда Шакьямуни поднялся и отправился к друзьям-аскетам, которые ушли от него накануне медитации.Они находились в Оленьем парке.Там перед ними и произнёс свою первую проповедь Будда Шакьямуни.Цитаты из неё часто цитируются как основные постулаты учения.Целью Учителя было освободить людей от страдания.Он говорил: «Причиной людских страданий является невежество.Не нужно пытаться отыскать начало страдания.Это бессмысленно.Прекратить страдание можно осознав его.Есть четыре благородных истины.Первая – страдание реально существует.Вторая – страдание возникает от желаний.Третья – прекращение страданий – нирвана.Четвёртая – способ избавления от страдания.Этот способ представляет собой восьмеричный путь».

Восьмеричный путь – это восемь ступеней к нирване.

Первая ступень требует осознания наличия страдания в своей жизни.

Вторая ступень требует желания вступить на путь освобождения от страдания.

Третья ступень требует правильной речи, то есть отказа от лжи, грубости, клеветы и пустословия.

Четвёртая ступень требует правильного поведения, то есть отказа от убийства, кражи и прелюбодеяния.

Пятая ступень требует отказа от работы, связанной с насилием над живыми существами, производством оружия, наркотиков и алкоголя.Также следует отказаться от работы, предполагающей накопление богатства неправедными путями.

Шестая ступень требует направлять усилия для концентрации мыслей в духовной сфере – развивать в себе положительное настроение (радость, покой, миролюбие).

Седьмая ступень требует научиться не задерживая, пропускать через свой ум мысли и желания, способные вызвать негативные ощущения и страдание.

Восьмая ступень требует постижения искусства медитации и полной отстранённости.

11-й подвиг

Будда Шакьямуни открыл новую веху в судьбе человечества.Он определил причины страдания, нашёл путь избавления от них и запустил, так называемое колесо Дхармы (закона).Совершив третье деяние, он настроил людей на освобождение от страданий.Будда трижды повернул колесо Дхармы.Первый раз, когда читал проповедь в Оленьем парке и открыл ученикам истину о страдании.Второй поворот произошёл, когда Учитель объяснил ученикам взаимосвязь между всеми живыми существами и ответственность каждого человека за судьбу всего мира.Третий поворот связывают с учением Будды о восьмеричном пути, как о способе выхода из колеса сансары.

Двенадцатый подвиг

Будда проповедовал своё учение 45 лет.Он ходил по Индии со своими учениками и беседовал с разными людьми – от нищих дервишей до царей.Он снова посетил раджу Бимбисара, и тот построил для него монастырь.

Однажды Будда пришёл в родной Капилавасту.Его отец, жена, сын, друзья и родственники примкнули к учению Бодхисаттвы.

На 81-м году жизни Великий Учитель покинул этот мир и перешёл в Паринирвану.За три месяца до этого он поведал об этом своему ученику Ананде.Затем, в сопровождении учеников Будда продолжил странствие по Индии, проповедуя своё учение, названное Дхармой.Наконец они оказались в Паве, где в доме кузнеца Чунды путникам поднесли угощение.В соответствии со своими правилами монахи, дабы не обидеть хозяина, не могли отказаться, однако Будда Шакьямуни, запретил им есть.Сам же отведал поднесённой ему сушёной свинины или грибов, которые и стали причиной его смерти.Переход Будды в Паринирвану произошёл в пятнадцатый день четвертого месяца по лунному календарю.Это день считается самым важным в буддизме, потому что он в 10 миллионов раз увеличивает силы как добра, так и зла.

Даже не исповедуя буддизм, в этот день можно произнести молитву Будды Шакьямуни, и она повернёт очередное колесо Дхармы: «Ом – Муни – Муни – Маха – Муние – Сууха».На русском языке она звучит примерно так: «Мои обыкновенные сознание, ум и тело становятся сознанием, телом и умом Будды».

Будда Шакьямуни.Места Будды

Б удда Шакьямуни (Гаутама) жил с 566 по 485 год до н.э.в центральной части северной Индии.Он родился в богатой аристократической семье из касты воинов в государстве Шакья со столицей в Капилавасту, на границе нынешних Индии и Непала.

В буддийских текстах можно найти описание чудесного зачатия Будды во сне, в котором белый слон с шестью бивнями входит в бок царицы Майядэви, а также предсказание мудреца Аситы о том, что ребёнок станет или великим властителем, или великим мудрецом.Также можно найти описание чудесного рождения Будды. Недалеко от Капилавасту в роще Лумбини он вышел из бока своей матери, сделал семь шагов и сказал: «Я явился».Юность Будды прошла в удовольствиях и наслаждениях.Он женился, и у него родился сын Рахула.Однако в возрасте двадцати девяти лет Будда отрекается от семейной жизни и царского престола и стал странствующим нищенствующим духовным искателем.

Важно понимать отречение Будды в контексте того времени и той социальной среды, к которым он принадлежал.Становясь странствующим духовным искателем, он не бросал жену и ребёнка на произвол судьбы.Заботу о них взяли на себя другие члены его большой богатой семьи.Также не следует забывать, что Будда, будучи членом касты воинов, так или иначе однажды должен был покинуть дом и отправиться на войну.В семьях воинов это воспринималось как мужской долг.В древней Индии воины не брали с собой в поход семьи.

Чтобы пресечь страдания, Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и неведения.

Когда принц впервые отправился на охоту, его потрясло созерцание страданий, переполняющих жизнь. Он увидел перепаханное поле, на котором птицы выклёвывали червей из комьев земли, и поразился, почему одни живые существа могут жить только ценой смерти других? Но самым важным для духовного переворота Сиддхартхи оказались четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны, и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти.

Он обращает внимание на прокажённого и впервые осознает, что болезни подстерегают любого смертного.Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолётность и призрачность богатства и знатности.И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погружённым в созерцание. Глядя на него, принц осознал, что путь самоуглубления и самопознания – единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них.Говорят, что сами боги, также пребывающие в колесе рождений и смертей и жаждущие избавления, послали принцу навстречу увиденных им людей, чтобы вдохновить его вступить на путь познания и освобождения.

Осознав всё это, Будда пришёл к ясному пониманию истины страдания, которое испытывает каждый, и возможности избавления от него.

Данный эпизод, касающийся получения помощи на духовном пути, аналогичен фрагменту из «Бхагавад-Гиты», где описан разговор Арджуны со своим возницей Кришной, который говорит о необходимости следовать своему долгу воина и сражаться в битве против своих родственников. В обеих историях (в буддийской и в индуистской) мы можем увидеть более глубокий смысл, который заключается в выходе за пределы стен нашей комфортной жизни, за пределы того, что нам привычно и близко, чтобы никогда не оставлять свой долг постижения истины. В каждом случае колесница, возможно, олицетворяет собой сознание как средство, ведущее к достижению освобождения, а слова возницы в этом случае будут означать движущую силу, побуждающую наше сознание, а именно истинную природу реальности.

Как странствующий духовный искатель, давший обет безбрачия, Будда обучался у двух учителей методам достижения различных уровней умственной устойчивости и медитативного состояния вне форм. Несмотря на то, что он был способен достичь этих глубоких состояний совершенной концентрации, находясь в которых, он более не испытывал ни страданий в их грубой форме, ни даже обычного мирского счастья, он не был удовлетворён. Эти высокие состояния давали только временное, непостоянное избавление от омрачённых ощущений и, конечно, не устраняли более глубокого всеобщего страдания, которое он стремился преодолеть.Затем вместе с пятью спутниками он практиковал суровый аскетизм, но это также не устранило тех глубоких проблем, которые связаны с подневольным круговоротом перерождений (санскр.samsara; сансара).После чего Будда прервал свой шестилетний пост на берегу реки Найранджана, когда девушка Суджата поднесла ему миску с рисом в молоке.

После отказа от аскетизма Будда в одиночестве медитировал в джунглях, чтобы преодолеть страх. Подсознательный страх – это более сильное проявление эгоизма и цепляния за несуществующее «я», даже более сильное, нежели то, что лежит в основе непреодолимого стремления к поиску удовольствий и развлечений.После продолжительной медитации Будда достиг полного просветления в возрасте тридцати пяти лет. Будда достиг просветления под деревом бодхи в местечке, называемом ныне Бодхгайя, после того, как отразил все атаки Мары. Завистливый бог Мара пытался помешать Будде достичь просветления, являя себя в ужасающих или привлекательных образах с тем, чтобы нарушить покой медитации Будды под деревом бодхи.

В ранних источниках Будда достигает просветления путём обретения трёх видов знания: полного знания всех своих прошлых жизней, полного знания кармы и перерождений всех живых существ и полного знания Четырех благородных истин.Более поздние источники объясняют, что с просветлением он достиг всеведения.

После достижения освобождения и просветления Будда не решался учить других этому пути. Он чувствовал, что никто не сможет его понять. Но индуистские боги Брахма и Индра умоляли его даровать учение. Обращаясь к Будде с просьбой, Брахма сказал, что если Будда откажется давать учение, мир будет страдать бесконечно и что по крайней мере некоторые люди поймут его слова.

Отвечая согласием на просьбу Брахмы и Индры, Будда отправляется в Сарнатх и там, в Оленьем Парке, даёт пяти своим прежним спутникам учение о Четырёх благородных истинах.

Вскоре Будда возвратился в Магадху, царство, в котором находилась Бодхгайя.Он был приглашен в столицу Раджагриху – современный Раджгир – царём Бимбисарой, который стал его покровителем и учеником.Там же к разрастающейся общине Будды присоединились два друга Шарипутра и Маудгальяяна, ставшие его ближайшими учениками.

В наше время никто из нас не способен совершать сверхъестественные поступки.Тем не менее, чтобы одержать победу над своими оппонентами, Будда охотнее использовал сверхъестественные силы, нежели логику, и это означает, что если умы других людей закрыты разумным доводам, лучшим способом доказать обоснованность нашего понимания будет демонстрация нашего уровня постижения на деле.Джатака о посрамлении брахманских учителей.

Несмотря на то, что, достигнув освобождения, Будда вышел за рамки опыта обычной неуправляемой смерти, всё-таки в возрасте восьмидесяти одного года он решил, что будет полезно дать своим последователям учение о непостоянстве и оставить тело. Перед тем, как сделать это, Будда дал своему спутнику Ананде возможность попросить о том, чтобы он, Будда, жил и учил дольше, но Ананда не понял намёк Будды.Это говорит о том, что Будда учит только тогда, когда его об этом попросили, а если никто не просит или никто не интересуется учением, тогда он уходит в другое место, туда, где может принести больше пользы.Наличие учителя и учения зависит от учеников.

Затем в Кушинагаре, в доме Чунды, Будда смертельно заболел после принятия пищи, которую этот покровитель преподнёс Будде и группе его монахов.Будучи при смерти, Будда сказал своим монахам, что если у них остались какие-либо сомнения или неразрешённые вопросы, им следует полагаться на учение о Дхарме, которое он преподал, и собственную внутреннюю дисциплину. Теперь это будет для них учителем. Таким образом Будда указывал на то, что каждый человек сам для себя должен постигать сущность учения. Не было абсолютного авторитета, способного ответить на все вопросы. Затем Будда покинул этот мир.

Чунда совершенно обезумел, думая, что это он отравил Будду.Однако Ананда утешил домохозяина, сказав, что на самом деле он создал огромную позитивную силу, или «заслугу», поскольку поднёс Будде последнюю перед его уходом еду.

Будда был кремирован, а его останки были помещены в ступы – сооружения, в которых хранятся мощи святых – в особенные места, которые стали главными буддийскими центрами паломничества:

•Лумбини, где Будда родился,

•Бодхгайя, где Будда достиг просветления,

Бодхгая, дерево Бодхи

•Сарнатх, где он впервые преподал учение о Дхарме,

Сарнатх, Олений парк

•Кушинагар, где он ушёл из этого мира.

Кушинагар — место ухода Будды

Также довольно важным местом считается Раджгир, а именно гора Гридхракута.

«Среди чистых земель Будд, расположенных на нашей земле и которые пробуждённому сознанию представляются как райские миры, прежде всего, следует назвать гору Гридхракута, или гору Грифов, близ Раджагрихи.Действие «Сутры Лотоса» происходит именно там.И поэтому последователи Махаяны считают эту гору своего рода представительством Шакьямуни в мире Саха, а также местом, находясь в котором, легче всего увидеть наш мир как чистое и полностью свободное от омрачений пространство безграничного сострадания и радостей.Многие из паломников, посетивших эту гору, удивлялись, как могло на столь ограниченном пространстве произойти описанное в «Сутре Лотоса» собрание, на котором присутствовали двенадцать тысяч архатов, восемьдесят тысяч Бодхисаттв и многие тысячи прочих последователей Будды.Но, в конечном счёте, каждый из них находил объяснение этому факту, ведь для пробуждённого существа пространство, так же как и время, является полностью покорной его воле субстанцией, и если уж для него возможно поместить бесчисленные миры на кончик волоска, то тем более возможно поместить на вершину средней величины скалы несколько сотен тысяч существ.

В буддийской традиции существует легенда о Чжи-и (538-597 гг.н.э.), основателе школы Тяньтай.Находясь в самадхи, Чжи-и увидел гору Гридхракута, Будду и всех многочисленных архатов и Бодхисаттв его свиты.Собрание, описанное в «Сутре Лотоса», продолжалось как ни в чем не бывало, хотя с момента нирваны Шакьямуни прошло уже много столетий».Фрагменты из книги Д.В.Поповцева «Бодхисаттва Авалокитешвара»

Клуб OUM.RU организует ежегодные паломничества по местам жизни Будды Шакьямуни и великих йогов и йогинь, а также специализированные йога-туры для начинающих и опытных практиков йоги, в которых большое внимание уделяется освоению практик пранаям и медитаций в местах, где занимались самосовершенствованием знаменитые йогины прошлого.

На благо всех живых существ 🙂

Будда шакьямуни

Будда Шакьямуни (563 до н.э.- 483 до н.э.) Пробуждённый Мудрец из рода Шакьев или Сакьев — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали) / Сиддхартха Гаутама (санскрит) («потомок Готамы, успешный в достижении целей»), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся»).Его также называют: Татхагата, Бхагаван, Сугата (Правильно Идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Сиддхаттха Готама родился в царской семье в Северной Индии.За несколько столетий до этого, во время одного из массовых переселений народов, эту территорию колонизировали его предки из клана Шакьев, пришедшие оттуда, где сегодня находится Украина и европейская Россия.

Отец — царь Шуддходана Гаутама — правил небольшим государством с центром в городе Капилавасту, располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части).Мать — царица Майя — была дочерью дяди царя, который также царствовал в одном из соседних государств.

Более двадцaти лет у супругов не было детей.Но однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошёл в неё через правый бок, и она зачала.Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения ребёнка.

Когда время родов стало приближаться, царица, по обычаю своего народа, поехала рожать в свой родной дом.

В пути она присела отдохнуть в саду Лумбини (место находится в западной части Непала).Был погожий весенний день, в саду цвели деревья ашока.Царица потянулась правой рукой, чтобы сорвать цветущую ветку, схватилась за неё, и в этот момент начались роды.

В истории жизни Будды говорится, что роды у Махамайи прошли безболезненно и чудесным образом: младенец вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева.Родившись, царевич сделал семь шагов вперед.Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы.Будущий Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от страданий.

Царь, узнав, что у него родился мальчик, был обрадован.Он назвал сына Сиддхартха, что означает «Исполнение всех желаний».

Но после радости царя ждало горе: вскоре умерла царица Майя.Царевича стала растить её младшая сестра Махапраджапати.

Недалеко в горах жил святой отшельник по имени Асита.Ему показали новорождённого, и Асита обнаружил на теле младенца тридцать два великих признака и восемьдесят малых признаков, по которым предсказал, что, когда царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем (чакравартин), который способен объединить весь мир; либо, если покинет дворец, то вступит на путь отшельничества и вскоре станет буддой, который будет спасать существ от страданий.

Царь сначала был обрадован, потом обеспокоен: в своём единственном сыне он желал видеть выдающегося царского наследника, но не аскета-отшельника.Тогда отец Сиддхартхи решил: чтобы не наталкивать сына на философские размышления о смысле жизни, царь создаст для него совершенно райскую атмосферу, исполненную одних радостей.

Царевич был окружён всем, что любят взрослеющие молодые люди.У него было пятьсот самых лучших женщин, возможность заниматься спортом и другими волнующими вещами.Он полностью освоил важное искусство ближнего боя.Ему были обеспечены самые лучшие условия для умственного развития, и в этом царевич также очень скоро преуспел.Таким образом, первые двадцать девять лет своей жизни он переживал лишь разные, сменяющие друг друга проявления радости.В его сознании-хранилище не содержалось ничего тревожащего из прошлых жизней — никаких неприятных впечатлений, которые могли бы выступить на поверхность.Все потенциально болезненное было скрыто от молодого царевича.

До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца.

Позже Будда рассказывал ученикам об этих днях:

Монахи, я жил в роскоши, в предельной роскоши, в полной роскоши.У моего отца в нашем дворце были даже лотосовые пруды: в одном из них цвели красные лотосы, в другом белые лотосы, в третьем голубые лотосы, все ради меня.Я использовал сандаловое дерево только из Бенареса.Мой тюрбан был из Бенареса, моя туника, нижняя одежда, и накидка тоже.Надо мной днем и ночью держали белый зонт, чтобы защищать меня от холода, жары, пыли, грязи, и росы.

У меня было три дворца: один для холодного сезона, один для жаркого сезона, и один для дождливого сезона.Во время четырех месяцев дождливого сезона меня развлекали во дворце для дождливого сезона музыканты, среди которых не было ни одного мужчины, и я ни разу не выходил из дворца.В других домах прислугу, работников и дворецких кормили чечевичной похлебкой и дробленым рисом, а в доме моего отца слуг, работников и дворецких кормили пшеницей, рисом и мясом.

Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла мысль: «Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен старению, не преодолел старения, видит другого человека, который стар, он испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам подвержен старению, не преодолел старения.Если я, подверженный старению, не преодолевший старения, буду испытывать страх, презрение и отвращение при виде другого старого человека, это будет неподобающим для меня».Когда я заметил это, свойственная молодым людям опьяненность юностью полностью прошла».

Из сутры о роскоши — «Сукхамала сутта»

Вскоре он должен был наследовать трон.Однако надеждам царя не суждено было сбыться в результате четырех знамений.Сиддхартха решил узнать о жизни за стенами дворца и приказал вознице сопровождать его.В первый раз он увидел старика и спросил возницу, почему тот такой худой и сгорбившийся.Таков удел всех людей, без исключения таков естественный и неизбежный итог жизни, — последовал ответ.Тогда Сиддхартха воскликнул «Какой смысл и какая польза от юности, если все завершается столь печально».

Когда Сиддхартха во второй раз вышел из дворца, он повстречал больного.Царевич поразился тому, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровых людей, и никто не знает, как их избежать.

Третье знамение случилось, когда Сиддхартха увидел похоронную процессию.Люди несли на носилках тело умершего.Покойника в Индии не прятали от глаз людей в гробах на катафалках, и процедура сожжения тела происходила публично, причем чаще всего на пристани у реки.Сиддхартха пришел к печальному выводу люди не могут влиять на свою судьбу.Никто не хочет стареть, но все стареют; Никто не хочет болеть, но люди болеют.Смерть неизбежна, но тогда бессмысленна жизнь.Сиддхартха пробудился ото сна и начал постигать смысл состояния сансары, связанного со старостью, болезнями, смертью и постоянным становлением.Его поразило, что люди смирились со своей участью.Наконец, четвертое знамение.В этот раз Сиддхартха увидел садху (святого), ходившего по улицам с миской для подаяний.Садху — это «скиталец», считающий, что в том мире, в котором мы живем («царство сансары»), невозможно обрести свой дом.

После этого молодой царевич Сиддхартха провел ужасную ночь.Он думал не о себе — он был вне этого.Но сознание того, что боль поражает каждого человека, лишило его покоя.Куда бы он ни смотрел, нигде не обнаруживалось ничего, что можно было бы предложить любимым людям в качестве прибежища.Положиться было не на что.Семья, слава, друзья и богатство — все уйдет.Везде он находил лишь непостоянство.Не было ничего вечного или реального — ни во внешнем мире, ни во внутреннем.На следующее утро он выглядел как вопросительный знак — его ум был целиком поглощен этим неразрешимым вопросом.

В таком состоянии он проходил мимо йогина, погруженного в глубокую медитацию.Когда их глаза встретились и умы соприкоснулись, Сиддхартха остановился, очарованный.Возможно, этот человек показывал ему то, что он искал, — настоящее, истинное прибежище.Состояние йогина демонстрировало зеркало за отражениями, океан под волнами, вечное осознавание ума сквозь все его появляющиеся, меняющиеся и растворяющиеся картинки.Внезапно будущий Будда пережил озарение: возможно, за всеми идеями, впечатлениями и между ними есть что-то неизменно сознательное.»Вот оно!» — подумал Сиддхартха.Казалось абсолютно разумным, что доверять следует переживающему, а не меняющимся переживаниям.Встреча с этим человеком впервые дала будущему Будде почувствовать заманчивый вкус ума, который, как он понял, ему самому нужно будет пережить для блага всех.

Он пришёл к отцу и сказал:

— Наступило время моего ухода.Прошу тебя не препятствовать мне и не печалиться.

— Я дам тебе всё, что ты можешь пожелать, если только ты останешься во дворце.

На это Сиддхартха сказал:

— Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие.

— Я бессилен дать тебе это, — ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха тайком ушел из дворца.

Предания повествуют о том, как в ночь полнолуния Сиддхартха, оставив жену и сына, отправился на границу царства Сакья.Там в возрасте 29 лет он снял одежду, постриг волосы и бороду и отправился дальше уже как странник.Это событие толкуется в буддизме как «продвижение» Сиддхартхи, он отказывается от мирской жизни и предается поискам Истины.

Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро оставил это место и перешел в Вайшали, к известному созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому, к старинной индийской философской школе Санкхья.У Арада-Каламы было 300 учеников, которых он обучал медитации Сферы Ничто (Мир Полного Отсутствия Всего, принадлежит к Миру Без Форм).После недолгой тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в Сферу Ничто и спросил учителя: «Вы достигли только этой ступени сосредоточения?» «Да, — ответил Арада, — теперь, что знаю я, знаешь ты».Тогда Бодхисаттва подумал: «Значит, нужно искать чего-то более действенного».И ушел в Центральную Индию.Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников сосредоточению ума в Сфере ни сознания, ни не-сознания (Мир Ни Присутствия познания, Ни Отсутствия познания, принадлежит к Миру Без Форм) и стал учиться у него.За короткое время достигнув Сферы ни сознания, ни не-сознания, Бодхисаттва, поговорив с Удракой, как и с Арадой, оставил его, сказав себе: «Нет, это тоже не ведет к Нирване!» Пять из учеников Удраки последовали за ним.

Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил предаться аскетизму самостоятельно.Шесть лет он провёл в глубоком сосредоточении.Он ограничивал себя в пище и сне, не мылся и ходил нагим.Его авторитет среди аскетов был очень высок, у него появились ученики и последователи.Слава распространялась, будто звук большого гонга под куполом неба.Хотя Сиддхартхе и удалось поднять свое сознание на неизмеримо более высокий уровень, в конечном счете, он пришел к выводу, что она не приближает его к истине (к прекращению страдания).

На берегу реки в сторону Бодхгаи ему встретилась крестьянская девушка Суджата, от неё он принял пожертвование пищи — чашу простокваши или молока с мёдом и рисом.Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это как падение, потеряли веру в него, покинули его, ушли в сторону Варанаси.Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив силы пищей, перешёл реку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи (в ботанике этот вид зовётся теперь ficus religiosa).

Сиддхартха дал себе слово: «Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места, пока не достигну».Дружественные духи бежали от него, когда приблизился искуситель Мара, буддийский дьявол.День за днем Сиддхартха противостоял разнообразным искушениям.Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение.Он велел своим дочерям — Желанию, Наслаждению и Страсти — соблазнить Гаутаму эротическими танцами.

Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары, он вошёл в глубокое медитативное погружение (самадхи) и, не сходя со своего места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды.Это случилось утром в майское полнолуние, примерно 2425 лет назад, за неделю до того, как ему исполнилось тридцать пять лет.

Как известно, через сорок пять лет после этого он умер в тот же лунный день.В момент полного постижения ума все завесы смешанных чувств и жестких взглядов растворились, и Будда пережил всеобъемлющее «здесь и сейчас».Исчезла всякая разделенность во времени и пространстве.Прошлое, настоящее и будущее, близко и далеко — все эти противоположности слились в односияющее состояние интуитивного блаженства.Так он стал вневременным, всепронизывающим осознаванием.Каждой клеточкой своего тела он знал все и был всем.

Сначала у него не было уверенности, что его поймут.Однако Будда все же начал излагать свое учение.Через семь недель после Просветления Будда начал учить людей.Впервые это произошло в Оленьем парке недалеко от Сарнатха — селения в семи милях от города Бенареса, сегодня называемого Варанаси.

Первыми его учениками стали пятеро сподвижников, которые подумали, что он не выдержал.Им Будда прочитал свою первую проповедь, которая позже получила название «Первый поворот колеса Дхармы» («Сутра о запуске колеса Закона»).

В ней Будда изложил основы учения о Четырёх Благородных Истинах:

  1. обусловленное состояние есть страдание;
  2. у этого страдания есть причина;
  3. у страдания есть конец;
  4. существуют пути к этому концу.

В Раджагрихе Будда обратил в свою веру царя Бимбисару.Остановившись в его дворце, он стал проповедовать Учение по всей стране.Вскоре его учениками стало более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру и Маудгальяяну.

Царь Шуддходана, не желавший, чтобы его сын оставил мирскую жизнь, и глубоко опечаленный его уходом из дворца, Махапраджапати, вскормившая царевича, царевна Ясодхара и другие из рода Шакья также стали его последователями и учениками.

Проповедуя 45 лет Учение, Шакьямуни достиг возраста 80 лет.В Вайсали, по пути из Раджагрихи в Шравасти, он в разговоре с Анандой предсказывает, что уйдёт в Нирвану через три месяца.Продолжая свой путь и проповедуя Дхарму, Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой, сушёную свинину, причину его физического недомогания.Зная, что он ест, Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам.

В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Паринирвану.

В тот день он вошёл в лес деревьев сала и лёг отдохнуть между двумя высокими деревьями.Лёжа на земле, он продолжал наставлять своих учеников.

Вот слова Будды Шакьямуни, когда перед смертью он наставлял пришедшего к нему человека по имени Субхадра:

«О Субхадра, когда я достиг возраста 29 лет, я стал монахом и 51 год практиковал каждую возможную добродетель.О Субхадра, религиозная дисциплина, которой недостаёт Восьмеричного Святого Пути, не осуществляет четырёх результатов, достигаемых отшельником.Но если Восьмеричный Путь существует, тогда эти результаты реализуются.Отдельно не может быть реального достижения святости».

После ухода тело Будды было кремировано, а его останки были помещены в священные ступы — сооружения, в которых хранятся мощи святых.

Рейтинг автора
Автор статьи
Эдуард Винокуров
Журналист астрофизик
Написано статей
1058
Предыдущая статьяВегетарианство что это
Следующая статьяАнатомия кисти

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here